<< Пред.           стр. 26 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 Разглашение государственной тайны, если это происходит в форме государственной измены, квалифицируется по ст. 275 УК .
 Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК )
 Непосредственным объектом данного преступления, как и ранее рассмотренного, является государственная безопасность и обороноспособность РФ. Утрата документов угрожает сохранности государственной тайны и поэтому может причинить серьезный ущерб внешней безопасности и обороноспособности страны.
 Предметом этого преступления являются документы и предметы, содержащие государственную тайну.
 Документ, содержащий государственную тайну, – носитель информации о такой тайне (справки, отчеты, черновые записи, данные, записанные на магнитную ленту, фото-, кино- и видеопленку и т. п.).
 Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, являются различные изделия, образцы, модели и материалы (например, отдельные экземпляры или модели техники, приборов, вооружения).
 Объективная сторона рассматриваемого преступления включает: 1) деяние -нарушение установленных правил обращения с документами и предметами, содержащими государственную тайну; 2) последствие – утрату таких документов и предметов и 3) причинную связь между нарушением правил обращения с документами и предметами и их утратой.
 Правила обращения с указанными документами и предметами регулируются названным ранее Законом РФ «О государственной тайне».
 Под утратой документов или предметов, содержащих государственную тайну, следует понимать вывод таких документов или предметов из владения и помимо воли того человека, которому они были доверены.
 Для состава утраты необходимо, чтобы при выходе из владения виновного документа или предмета, содержащего государственную тайну, создавалась реальная опасность использования ее другими лицами в ущерб безопасности и обороноспособности РФ.
 Обязательным признаком объективной стороны преступления являются общественно опасные последствия в виде утраты соответствующего документа или предмета и причинения вследствие этого таких последствий. Между нарушением установленных правил обращения с соответствующими документами или предметами и названным последствием должна быть установлена причинная связь
 Рассматриваемое преступление окончено с момента наступления указанных в законе последствий.
 Способ утраты документов для квалификации содеянного по ст. 284 УК РФ значения не имеет. Субъект данного преступления – лицо, которому документы или предметы, содержащие государственную тайну, были доверены, то есть как должностное, так и не должностное лицо, например охранник, курьер.
 Субъективная сторона утраты, в отличие от разглашения государственной тайны, характеризуется только неосторожной виной, то есть легкомыслием либо небрежностью.
 
 § 6. Преступления, посягающие на национальный, расовый и религиозный мир как условие стабильности конституционного строя РФ
 Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК )
 Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие национальное, расовое и религиозное мирное сосуществование, равноправие и свободу исповедовать любую религию или быть атеистом.
 Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется альтернативными действиями: а) направленными на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды; б) направленными на унижение национального достоинства или в) выражающимися в пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности. При этом уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если указанные действия совершаются публично, в том числе с использованием средств массовой информации.
 Под возбуждением национальной, расовой или религиозной вражды следует понимать пропаганду и агитацию с целью вызвать конфликт между гражданами разных национальностей, рас или религиозных конфессий, в результате которых могут произойти физические расправы, погромы, поджоги, возникнуть вооруженные столкновения и состояние враждебности между значительными группами людей в зависимости от национальной или расовой принадлежности или отношения к религии.
 Унижение национального достоинства может выражаться в различных формах третирования людей по национальному признаку (травли, клеветы и т. п.), издевательстве над историей, культурой, традициями и обычаями какой-либо нации, дискриминации представителей определенной нации.
 Пропаганда исключительности, превосходства граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности – распространение оценок граждан (личности, их способностей, поведения) в зависимости от их отношения к религии (верующий или атеист), а также религиозной, национальной или расовой принадлежности. В таком случае речь идет о пропаганде исключительности либо неполноценности не отдельных представителей этнических групп или религиозных конфессий, а в целом этих групп или конфессий.
 Преступление следует считать оконченным с момента совершения любого из названных действий.
 Субъект данного преступления – лицо, достигшее 16-ти лет.
 Частью 2 ст. 282 УК РФ предусмотрены три квалифицирующих признака, состоящих в возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды: 1) с применением насилия или угрозой его применения (п. «а»); 2) лицом с использованием своего служебного положения (п. «б») и 3) организованной группой (п. «в»), содержание которых в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренных преступлений.
 Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом, конкретизированным альтернативной целью возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды либо унижения национального достоинства других лиц.
 Глава XXXVIII
 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 
 § 1. Понятие преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
 Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – это общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на отношения, обеспечивающие законную деятельность органов государственной власти, государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления, их должностных лиц и иных служащих, официальных представителей, не являющихся должностными лицами, а также авторитет, правильное функционирование и иные, основанные на законе интересы государственной и муниципальной службы, ответственность за которые предусмотрена ст. 285-293 главы 30 УК РФ.
 В гл. 30 УК РФ предусмотрена ответственность за 9 видов преступлений. Родовым объектом данной группы преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие функционирование публичной власти (государственной и муниципальной (местной) власти), ее органов, учреждений, служащих и иных представителей в соответствии с законодательством, а также ее авторитет.
 К органам государственной власти относятся предусмотренные законом структуры, созданные для непосредственного осуществления функций законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и ее субъектов.
 Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 5 июля 1995 г.)*.
 
 *См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
 
 Служба в органах местного самоуправления – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления, функционирующих в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. в редакции федеральных законов от 10 апреля 1996 г., 23 октября 1996 г., 14 февраля 1997г.*
 
 *См.: Там же. № 35. Ст. 3506.
 
 Для некоторых преступлений обязательным признаком их состава является предмет: документы (ст. 287, 292 УК ); имущество (ст. 290, 291 УК ).
 Объективная сторона преступлении рассматриваемой группы характеризуется преимущественно действием, хотя в некоторых случаях может иметь форму бездействия (злоупотребление должностными полномочиями, отказ в представлении информации, халатность – ст. 285, 287, 293 УК РФ соответственно).
 Основные составы пяти преступлений, относящихся к рассматриваемой группе, по своей конструкции являются формальными (ст. 287,289,290,291,292 УК РФ) и четырех – материальными (ст. 285, 286, 288, 293 УК РФ).
 Обязательным признаком объективной стороны в преступлениях рассматриваемой группы с материальным составом являются преступные последствия: а) существенное нарушение прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 285, 286, 293 УК ); б) существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (ст. 288 УК ).
 Квалифицирующим признаком ряда преступлений является наступление тяжких последствий (ст. 285, 286, 287, 293 УК РФ).
 Субъективная сторона основных составов преступлений, предусмотренных статьями гл. 30 УК РФ, характеризуется преимущественно умышленной (ст. 285-292 УК ) и только в одном случае неосторожной (ст. 293 УК ) формой вины.
 Для некоторых видов преступлений обязательным признаком является наличие корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 285 и 292 УК ).
 В зависимости от характера и степени общественной опасности рассматриваемые деяния относятся к преступлениям: 1) небольшой тяжести (ст. 288, 289, 292, 293); 2) средней тяжести (ч. 1 ст. 285, ч. I ст. 286, ч. 1 и 2 ст. 287, ч. 1 и 2 ст. 290, ч. 1 ст. 291, ч. 2 ст. 293); 3) тяжким (ч. 2 и 3 ст. 285, ч. 2 и 3 ст. 286, ч. 3 ст. 287, ч. 3 ст. 290, ч. 2 ст. 291); 4) особо тяжким (ч. 4 ст. 290 УК РФ).
 
 § 2. Понятие должностного лица
 Определение понятия должностного лица как субъекта большинства предусмотренных в гл. 30 УК РФ преступлений дано в прим. 1 к ст. 285 УК РФ. В соответствии с законом должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
 Данное определение позволяет выделить три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным: 1) характер выполняемых лицом функций, т.е. полномочий и обязанностей; 2) правовое основание наделения его этими функциями; 3) круг органов, учреждений и организаций, в которых работает (служит) данное лицо.
  Указанный в законе характер выполняемых должностным лицом функций позволяет однозначно определить круг лиц, признаваемых должностными, и исключить из него иных лиц, хотя и занятых на работе (службе) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, но выполняющих иные, технические функции.
 Должностное лицо – представитель власти. Содержание функции власти, а следовательно – и характер действий представителя власти, определяется задачами, стоящими перед органом, который он представляет. Деятельность представителя власти выражается в основанных на законе и обязательных для выполнения распоряжениях или действиях, имеющих юридическое значение, в отношении граждан и юридических лиц независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Например, представитель власти – работник милиции имеет право в определенных случаях проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан.
 Нормативное определение понятия представителя власти содержится в примечании к ст. 318 УК РФ: «Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».
 Должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции.
 Лицо, выполняющее такие функции, руководит деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела, участка и т.д. (подбирает кадры, руководит действиями находящихся в его подчинении работников, планирует и обеспечивает выполнение плана и т. п.). Выполнение организационно-распорядительных обязанностей неизменно связано с руководством деятельностью других людей.
 Должностное лицо, выполняющее административно-хозяйственные функции. Содержанием административно-хозяйственных функций является осуществление полномочий по контролю и распоряжению имуществом, совершению сделок с ним, ответственному хранению и т. п.
 В большинстве случаев должностные лица выполняют одновременно организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
 Обязательным критерием, который позволяет выделить среди должностных лиц органа государственной власти и местного самоуправления тех, кто может стать субъектом преступления рассматриваемой группы, является совершение ими при выполнении должностных обязанностей действий (акта бездействия), имеющих юридическое значение (т.е. связанных с установлением, изменением или прекращением прав и обязанностей физических и юридических лиц), обусловленных служебной необходимостью и вытекающих из функций представителя власти или организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций.
 Лица, хотя и имеющие отношение к имуществу, но выполняющие технические или производственные функции, не являются должностными. Заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не может служить основанием для признания такого лица субъектом должностного преступления, если при этом оно не осуществляет функций по управлению или распоряжению этими ценностями (например, организует их доставку, распределяет по другим снабженческим точкам)*.
 
 *См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» от 30 марта 1990 г. (п. 5) // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
 
 Другие признаки должностного лица, указанные в уголовном законе, не являются определяющими. Для признания лица должностным не имеет значения, постоянно, временно или по специальному полномочию оно выполняет возложенные на него обязанности, назначено на должность или избрано, работает за плату или бесплатно.
 Правовым основанием наделения должностного лица соответствующими функциями являются положения закона, Указ Президента РФ, решение главы исполнительной власти субъектов РФ, устав, инструкция или иные нормативные акты, приказ руководителя органа, учреждения или организации о назначении на должность, в которых сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность. Установление такого правового основания в каждом конкретном случае обязательно.
 Должностное лицо приобретает комплекс должностных прав и обязанностей со дня, указанного в приказе о зачислении на работу или в акте, закрепляющем итоги выборов.
 Лицо, выполняющее должностные обязанности во время болезни, отпуска, командировки должностного лица, признается таковым лишь в силу акта назначения. Должностным лицо считается до момента прекращения трудовых отношений или истечения срока полномочий, указанных в законе.
 Обязательным признаком должностного лица является принадлежность органа, учреждения или организации, в котором оно занимает соответствующую должность, к государственным или муниципальным. По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (ст. 10-12 Конституции РФ). К ним относятся также Вооруженные Силы РФ, другие войска (пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны) и воинские формирования (инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти РФ)*.
 
 *См.: Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. (ст. 2) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
 
 В соответствии с прим. 1 к ст. 285 УК РФ не могут быть отнесены к должностным лица, занимающие должности в общественных объединениях и коммерческих организациях. Их ответственность, при наличии соответствующих признаков, наступает по статьям гл. 23 УК РФ.
 В соответствии с положениями, содержащимися в прим. 1-3 ст. 285 УК РФ и иных нормах гл. 30 УК РФ, выделяются четыре уровня должностных лиц, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК РФ.
 Первый уровень – должностные лица, занимающие государственные должности РФ. Под таковыми в соответствии с прим. 2 к ст. 285 УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры, Председатели Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Счетной палаты и т. д.)*. Перечень государственных должностей федеральной службы содержится в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих**.
 
 *См.: Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 173; 1996. № 52. Ст. 5912.
 **См.: Указ Президента РФ «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» от 3 сентября 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 36. Ст. 4129.
 
 Второй уровень – должностные лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. К ним в соответствии с прим. 3 к ст. 285 УК РФ относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы краев, областей, депутаты органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ и т. д.).
 Должностные лица первого и второго уровней могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 2 и 3 ст. 287; ч. 3 и 4 ст. 290 УК РФ.
 Третий уровень – лица, занимающие должности главы органа местного самоуправления. Глава органа местного самоуправления (мэр, префект) избирается на территории муниципального образования и наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования (ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290 УК РФ.
 Четвертый уровень – иные должностные лица, которые отвечают общим признакам, названным в прим. 1 к ст. 285 УК РФ. Эти должностные лица являются субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и 3 ст. 286; ч. 1 и 3 ст. 287; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ст. 292; ч. 1 и 2 ст. 293 УК РФ.
 Должностное лицо, относящееся к любому из первых трех уровней, кроме специальных признаков, должно обладать и общими признаками субъекта: быть вменяемым и достигшим общего возраста возможного наступления уголовной ответственности – 16-ти лет. При этом следует учитывать, что в отношении ряда должностей установлен повышенный возрастной ценз (например, на государственную должность назначаются лица не моложе 18-ти лет; судьей, прокурором не могут стать лица моложе 25-ти лет).
 Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. В качестве организаторов, подстрекателей и пособников могут выступать и иные лица. Их действия следует квалифицировать по соответствующим статьям гл. 30 УК РФ со ссылкой на ст. 33 УК РФ при условии, если они использовали для совершения преступления должностное положение исполнителя и это охватывалось его и их умыслом.
 
 § 3. Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
 Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)
 Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие функционирование публичной власти (государственной и муниципальной (местной) власти), ее органов, учреждений, организаций и их должностных лиц в соответствии с их задачами, определенными законодательством, а также их авторитет.
 Объективная сторона рассматриваемого преступления включает: а) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; б) наступление общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинную связь между указанными в законе последствиями и использованием должностным лицом своих служебных полномочий.
 Использование служебных полномочий внешне проявляется весьма разнообразно и осуществляется главным образом путем активных действий.
 В действующем Постановлении Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью и служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» от 30 марта 1990 г.*, сказано, что должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности (п. 10). Не образуют преступного злоупотребления действия должностного лица, не связанные с его должностными полномочиями, с теми правами и обязанностями, которые из них вытекают.
 
 *См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 1996. С. 354.
 
 При определении, были ли преступные действия связаны с использованием служебных полномочий, необходимо установить, что должностное лицо действует в пределах своих полномочий, установленных в соответствующих нормативных актах, приказах или трудовых соглашениях.
 При злоупотреблении должностными полномочиями лицо использует их вопреки интересам службы, т.е. его деяние нарушает правильную деятельность органов власти или управления, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, а также их отдельных звеньев, а значит противоречит поставленным перед ним задачам.
 Распространенной формой злоупотребления должностными полномочиями является временное пользование. Оно состоит в том, что должностное лицо, злоупотребляя полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, пользуется денежными средствами, имуществом, имея намерение со временем возвратить их собственнику. При злоупотреблении должностными полномочиями нет безвозмездного изъятия и обращения чужих денег, имущества в свою пользу или пользу других лиц*.
 
 *См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о хищениях государственного или общественного имущества» от 11 июля 1972 г. (п. 3) // Там же. С. 83.
 
 Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Вред может быть нематериальным и материальным. Последний, в свою очередь, может выражаться в виде реального ущерба либо упущенной выгоды.
 Если существенный вред выразился, например, в причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью (без квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2 ст. 112 УК РФ), унижении чести, достоинства личности, ущемлении их конституционных прав и свобод, налицо обязательный дополнительный непосредственный объект – общественные отношения, содержанием которых альтернативно выступают здоровье, честь, достоинство личности. В таких случаях дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК РФ не требуется.
 Понятие «существенности» нарушения охраняемых ст. 285 УК РФ общественных отношений является оценочным. При этом следует учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного морального, физического или имущественного вреда и т. п.*
 
 *См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» от 30 марта 1990 г. (п. 9) // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
 
 Рассматриваемое преступление считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из указанных в законе последствий.
 Субъект преступления специальный – должностное лицо (см. прим. 1, 2, 3 к ст. 285 УК РФ и § 2 данной главы).
 Субъективная сторона злоупотребления должностными полномочиями характеризуется виной в форме умысла, конкретизированного корыстной или иной личной заинтересованностью. О корыстной заинтересованности свидетельствует, например, уклонение от обязанности возместить материальный ущерб путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи. Иная личная заинтересованность нередко проявляется в создании видимости служебного благополучия, в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание скрыть свою некомпетентность.
 К числу квалифицирующих признаков злоупотребления должностными полномочиями, согласно ч. 2 ст. 285 УК РФ, относится совершение соответствующего деяния: а) лицом, занимающим государственную должность РФ; б) лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ; в) главой органа местного самоуправления.
 Особо квалифицирующим признаком злоупотребления должностными полномочиями, согласно ч. 3 ст. 285 УК , является наступление тяжких последствий. Понятие тяжких последствий является оценочным.
 Высшей судебной инстанцией разъяснено, что квалификация по признаку причинения тяжких последствий возможна, если в результате злоупотребления служебными полномочиями произошли крупная авария, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, предприятия, срыв выполнения задания, причинен особо крупный материальный ущерб и т. п.*
 
 *См.: Там же (п. 10).
 
 Под понятие тяжких последствий, предусмотренных ч. 3 ст. 285 УК РФ, подпадает причинение вреда здоровью, тяжесть которого определена в ч. 2 ст. 112 и ч. 1 и 2 ст. 111 УК РФ. Если при злоупотреблении должностными полномочиями наступили последствия, предусмотренные ч. 3 или 4 ст. 111 УК РФ, либо причинена смерть, содеянное следует квалифицировать как совокупность преступлений.
 Статья 285 УК РФ является общей нормой по отношению к специальным нормам, содержащим признаки иных должностных преступлений (например, ст. 299, 301, 216 УК РФ). По правилам квалификации преступлений при конкуренции общей и специальной норм применяется специальная норма.
 Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)
 Непосредственный объект данного преступления в основе совпадает с непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ.
 Объективная сторона превышения должностных полномочий включает: а) общественно опасное действие, явно выходящее за пределы полномочий, предоставленных должностному лицу законом; б) общественно опасное последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинную связь между общественно опасными последствием и действием.
 В уголовном законе сказано, что превышение должностных полномочий выражается в действии. Простой вид превышения обычно составляют неоднократно совершенные преступные действия. Эти действия должны явно выходить за пределы полномочий должностного лица. «Явность», с точки зрения грамматического толкования, означает открытость, очевидность, нескрываемость.
 Уголовный закон не указывает конкретных форм превышения должностных полномочий. Обобщение судебно-следственной практики позволяет назвать такие формы превышения должностных полномочий, когда должностное лицо совершает действия: а) входящие в компетенцию другого должностного лица данного ведомства; б) входящие в компетенцию должностного лица другого ведомства; в) действия, которые могли быть совершены только коллегиально; г) хотя и входящие в его компетенцию, но которые оно могло совершить при наличии указанных в законе или ином нормативном акте условий.
 В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда СССР, содержащемся в ранее упомянутом его Постановлении от 30 марта 1990 г., превышение полномочий могут образовать такие действия должностного лица, на которые закон вообще не управомочивает ни одно должностное лицо ни при каких условиях.
 «Инициатива» превышения обычно исходит от должностного лица, и реализует ее он также сам. Однако возможны случаи превышения предоставленных полномочий по приказу вышестоящего должностного лица. Уголовную ответственность за причинение вреда в этом случае несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. Уголовная ответственность исполнителя приказа наступает лишь в случае исполнения заведомо незаконного приказа. Неисполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
 Для квалификации содеянного по ч. 1 ст. 286 УК РФ необходимо, чтобы действия должностного лица существенно нарушили права и законные интересы хотя бы одного гражданина или одной организации (учреждения) либо охраняемый законом интерес общества или государства. Вред может быть причинен как организации (учреждению) в целом, так и его отдельному подразделению.
 Вред, причиненный превышением должностных полномочий, может быть как материальным, так и нематериальным (например, моральным).
 При определении существенности причинения имущественного ущерба следует исходить не только из суммы имущественного ущерба, но и учитывать тот моральный вред, который должностное лицо наносит своими действиями и влияние которого на определение существенности нарушения представляется бесспорным.
 Содержание причинной связи при превышении должностных полномочий обусловлено теми объективными закономерностями, которые учитывались законодателем при конструировании состава преступления. Для причинной связи при превышении должностных полномочий характерно отсутствие протяженности во времени, т.е. промежуток времени между действиями лица и преступным результатом отсутствует.
 Субъект рассматриваемого преступления специальный – должностное лицо (см. прим. 1, 2, 3 к ст. 285 УК РФ и § 2 данной главы).
 Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.
 В ч. 2 ст. 286 УК РФ предусмотрены альтернативные квалифицирующие признаки превышения должностных полномочий, характеризующие совершение соответствующего деяния: а) лицом, занимающим государственную должность РФ; б) лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ; в) главой органа местного самоуправления.
 К особо квалифицирующим признакам превышения должностных полномочий ч. 3 ст. 286 УК РФ альтернативно отнесено совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или 2 данной статьи: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств либо в) с причинением тяжких последствий.
 Насилие при превышении должностных полномочий может сопровождаться нанесением ударов, побоев. Определение понятия побоев дано в ст. 116 УК РФ.
 Насилие может иметь форму истязания, т.е. причинения физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иных насильственных действий (ст. 117 УК РФ) (щипание, сечение, воздействие термическими факторами)*. Превышение должностных полномочий, сопровождающееся насилием, является основанием для квалификации содеянного по ч. 3 ст. 286 УК РФ, независимо от того, причинен ли в результате этих насильственных действий вред здоровью потерпевшего или нет. Причинение легкого, средней тяжести вреда здоровью, а также тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ, полностью охватывается ч. 3 ст. 286 УК РФ. Причинение тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 2, 3 или 4 ст. 111 УК РФ и характеризующегося большей степенью общественной опасностью, чем превышение должностных полномочий, образует совокупность преступлений (ч. 3 ст. 286 и ч. 2, 3 или 4 ст. 111 УК РФ). Причинение в процессе превышения должностных полномочий смерти по неосторожности охватывается ч. 3 ст. 286 УК РФ.
 
 *См.: Правила судебно-мвдицинской экспертизы и тяжести вреда здоровью. Утв. приказом Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. с изм., внесенными приказом от 5 марта 1997 г. (п. 50, 51).
 
 Понятием физического насилия при превышении должностных полномочий охватывается незаконное лишение свободы, если оно, конечно, не образует самостоятельного состава преступления, например заведомо незаконного задержания (ст. 301 УК РФ).
 Наряду с физическим насилием закон предусматривает возможность психического насилия в виде угрозы применения насилия. Такая угроза должна быть реальной и очевидной для потерпевшего.
 Применение оружия означает его фактическое использование, употребление в соответствии с целевым назначением (т.е. для поражения живой цели, а также как средства физического насилия для нанесения ударов, побоев, вреда здоровью), однако в нарушение установленных законом и основанных на нем иных нормативных актов правил.
 В ч. 3 ст. 286 УК РФ законодатель имеет в виду оружие как таковое, т.е. устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой цели и не имеющие иного назначения. Содержание понятия «оружие» детально рассмотрено применительно к содержанию аналогичного квалифицирующего признака разбоя.
 В качестве специальных средств могут применяться резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград и принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, служебные собаки*.
 
 *См.: Закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г. (ст. 14) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2964.
 
 Данный квалифицирующий признак будет иметь место и в том случае, если в результате применения в нарушение установленных правил оружия или специальных средств не наступили общественно опасные последствия.
 При отграничении превышения должностных полномочий от злоупотребления должностными полномочиями следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо явно выходит за пределы предоставленных ему полномочий, во втором – действует в рамках предоставленных ему полномочий; в первом случае оно совершает преступление только путем активных действий, во втором – путем действия либо бездействия; для превышения должностных полномочий корыстная или иная личная заинтересованность не является обязательным признаком состава, при злоупотреблении должностными полномочиями – без любого из названных мотивов нет состава преступления.
 Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ)
 Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие функционирование палат Федерального Собрания – Парламента РФ, а также Счетной палаты РФ в соответствии с их задачами, определенными законодательством, а также их авторитет как органов государственной власти.
 Обязательным признаком преступления является предмет – имеющая форму документа или материалов информация, подлежащая представлению в палату Федерального Собрания РФ или Счетную палату РФ.
 Документы, в отличие от материалов, должны иметь соответствующие реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего, и т. д.). Запрашиваемая информация должна относиться к сфере деятельности того органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия и компетенции того должностного лица, к которым обращен запрос палаты Федерального Собрания РФ или Счетной палаты РФ.
 Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации имеют право при обращении в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации получать информацию по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью. В свою очередь должностные лица обеспечивают депутата такой информацией безотлагательно, независимо от степени секретности документов или материалов, в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне*.
 
 *См.: Федеральный закон РФ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. (ст. 16) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 2. Ст. 7.
 
 Характер запрашиваемой Счетной палатой информации обусловлен тем, что Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ*.
 
 *См.: Федеральный закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. (ст. 1 и 13) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 167.
 
 Объективную сторону рассматриваемого преступления составляют: а) неправомерный отказ в предоставлении информации (например, нежелание предоставить секретную информацию, несмотря на необходимость предоставления такой информации согласно упоминавшемуся Федеральному закону от 8 мая 1994 г.); б) неправомерное уклонение от предоставления информации либо в) предоставление заведомо неполной либо ложной информации.
 Преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Оно имеет формальный состав. Преступление считается оконченным с момента совершения соответствующего действия (бездействия).
 Субъект данного преступления – должностное лицо, в чьи обязанности входит предоставление информации палатам Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ. Таким образом, кроме обязательных признаков должностного лица (см. прим. 1 к ст. 285 УК РФ и § 2 данной главы), на лицо, являющееся субъектом рассматриваемого преступления, должна быть возложена в силу нормативного акта или договора обязанность предоставлять такую информацию.
 Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
 К квалифицирующим признакам данного преступления, согласно ч. 2 ст. 287 УК РФ, относится совершение его лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (см. прим. 1,2,3 к ст. 285 УК РФ и § 2 данной главы).
 Согласно ч. 3 ст. 285 УК деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 287 УК РФ, обладают особо квалифицирующими признаками, если они:
 а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. Под сокрытием правонарушений понимается как сокрытие преступлений, так и иных правонарушений. Если сокрытие преступлений подпадает по признаки укрывательства или пособничества, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений по ст. 287 и 316 (при заранее не обещанном укрывательстве особо тяжкого преступления) или ст. 287 и соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на ч. 5 ст. 33 УК РФ. Под этот признак подпадает сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами только органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Сокрытие может быть совершено в отношении как нескольких правонарушений нескольких должностных лиц, так и правонарушения одного должностного лица;
 б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Содержание данных признаков в основном совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренных преступлений. Для квалификации по этому признаку необходимо, чтобы роль исполнителя выполняло должностное лицо, обязанное предоставлять информацию;
 в) повлекли тяжкие последствия. Это оценочный признак. В каждом конкретном случае он подлежит установлению. К тяжким последствиям можно отнести, например, искажение данных об экологической обстановке, состоянии здравоохранения, преступности, исполнении бюджета; принятие на их основе неадекватного социальным потребностям нормативного акта, при условии, что это стало возможным в результате предоставления по запросам неполной либо ложной информации.
 Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)
 Непосредственный объект данного преступления в основе совпадает с непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ.
 Объективную сторону названного преступления составляют; а) присвоение полномочий должностного лица и совершение в связи с этим определенных действий; б) наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; в) причинная связь между наступившими последствиями и совершенными действиями.
 Преступное поведение в этом преступлении складывается из двух самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и совершения в связи с этим определенных действий. Одно лишь присвоение полномочий должностного лица не образует состава оконченного преступления. Присвоение должностных полномочий всегда совершается обманным путем и может осуществляться по-разному: лицо устно заявляет о наличии у него должностных полномочий; использует форменную одежду для совершения желаемых действий; представляет подложный документ. В последнем случае содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных ст. 288 и 327 УК РФ.
 . Лицо, присваивающее полномочия должностного лица, не имеет никаких законных оснований выполнять его полномочия. Присвоение лицом звания специалиста и совершения в связи с этим каких-либо действий не образует рассматриваемого преступления.
 Присвоение должностных полномочий осуществляется для совершения определенных общественно вредных неправомерных действий. Присвоение полномочий должностного лица для осуществления общественно полезных действий (например, для задержания преступника) не является преступлением.
 Между наступившими последствиями и присвоением полномочий должностного лица должна быть установлена причинная связь.
 Данный состав сформулирован как материальный. Преступление считается оконченным, когда наступили общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.
 Субъект данного преступления – лицо, достигшее 16-ти лет, относящееся к одной из двух категорий служащих: государственные служащие либо служащие органа местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (см. прим. 4 к ст. 285 УК РФ и § 2 данной главы).
 Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ (ст. 2 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации»).
 Служащим органа местного самоуправления является работник, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы в выборных и иных органах местного самоуправления и уполномоченный на решение вопросов местного значения (Федеральный закон РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).
 Если должностные полномочия присваивает лицо, не являющееся государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, его действия квалифицируются по другим статьям УК РФ, в зависимости от совершенных им действий (нарушение неприкосновенности частной жизни – ст. 137; мошенничество – ст. 159 и т. п.). Если полномочия должностного лица присваивает другое должностное лицо, при наличии всех признаков состава преступления оно должно отвечать за превышение должностных полномочий (ст. 286).
 Субъективная сторона присвоения полномочий должностного лица характеризуется виной в форме умысла. Для квалификации деяния по ст. 288 УК РФ не имеет значения, осознавали ли граждане или представители организаций, что они имеют дело с лицом, присвоившим должностные полномочия, либо принимали его за должностное лицо.
 Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ)
 Основной непосредственный объект данного преступления совпадает с непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ. Обязательный дополнительный непосредственный объект данного преступления – общественные отношения, обеспечивающие интересы законной предпринимательской деятельности, исключающие возможность непосредственного участия должностных лиц в такой деятельности.
 Объективную сторону данного преступления образует: а) незаконное учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо б) незаконное участие должностного лица в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, лично или через доверенное лицо.
 Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в ее управлении лично либо через доверенное лицо (с целью сокрытия своей роли) невозможно без использования им своих должностных полномочий. Этот признак является обязательным для рассматриваемого преступления, он с неизбежностью вытекает из сформулированного в законе условия уголовной ответственности по ст. 289 УК РФ.
 Каждая из этих двух форм действий субъекта преступления должна быть связана с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Если организация не получила льгот и преимуществ либо покровительства в иной форме, содеянное может рассматриваться как дисциплинарный проступок.
 Состав данного преступления сформулирован как формальный и его окончание не связано с наступлением преступных последствий в результате незаконных действий должностного лица.
 Субъект рассматриваемого преступления специальный – должностное лицо (см. примечания к ст. 285 УК РФ и § 2 данной главы), которому согласно закону запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией. Должностное лицо также обязано передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом (п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы в Российской Федерации»). Эти же ограничения (равно как и другие) распространяются на муниципальных служащих впредь до принятия соответствующего федерального закона (ст. 60 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
 Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.
 Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
 Основной непосредственный объект данного преступления совпадает с непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ. Обязательным дополнительным непосредственным объектом получения взятки, сопряженного с ее вымогательством, являются общественные отношения, обеспечивающие право собственности.
 В законе полно раскрывается содержание предмета данного преступления. Это могут быть деньги, ценные бумаги (государственная облигация, вексель, чек, акция, депозитный и сберегательный сертификаты – ст. 143 ГК РФ), иное имущество (бытовая техника, автомашины, мебель, драгоценные камни и металлы, антиквариат и т. п.) или выгоды имущественного характера (например, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате санаторные путевки, туры, проездные билеты, ремонтные, строительные работы, бесплатный проезд на транспорте). Имущественная выгода извлекается также, когда ценная вещь продается за бесценок, выполненная для взяткополучателя работа оплачивается им лишь частично либо он необоснованно получает премию или выгодную работу, фиктивный диплом, трудовую книжку, бесплатное угощение в ресторане.
 В соответствии со ст. 575 ГК РФ допускается дарение подарка, стоимость которого не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Из этого однако не следует, что всякий подарок должностному лицу, стоимость которого ниже названной, не может рассматриваться в качестве предмета взятки. Подарок, обусловленный выполнением в пользу взяткодателя незаконных действий, на наш взгляд, независимо от стоимости может рассматриваться в качестве предмета взятки.
 В случаях, когда предметом взятки является заведомо добытое преступным путем имущество, действия взяткодателя следует квалифицировать по ст. 290 и 175 УК РФ.
 Не считается взяткой в уголовно-правовом значении извлечение должностным лицом благодаря служебному положению выгод неимущественного характера (положительной рецензии, рекомендации, характеристики).
 Объективная сторона данного преступления складывается из: а) получения должностным лицом взятки, т.е. вознаграждения, и б) получения взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц,
 Получить взятку – это значит принять ее лично или через посредников. Если взятка передана лицу (положена в его письменный стол, в карман пальто), это еще не означает, что он принял ее. Если у должностного лица не было умысла на получение взятки, а обнаружив ее у себя, оно немедленно заявило об этом, вопрос об уголовной ответственности не возникает.
 Если должностное лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь это сделать, присваивает их, содеянное образует мошенничество (п. «в» ч. 2 ст. 159 УК РФ).
 В законе исчерпывающе перечислены виды действий (бездействия), для совершения которых дается взятка: а) действия (бездействие), совершение которых входит в служебные полномочия должностного лица; б) действия, представляющие собой способствование совершению другими должностными лицами действий, желательных для взяткодателя (использование при этом личных связей должностного лица не может рассматриваться как использование должностного положения); в) общее покровительство со стороны должностного лица либо г) за попустительство по службе.
 Выполнение обусловленного действия (бездействия) лежит за пределами состава преступления. Однако возможность выполнения этих действий (воздержания от них) обязательно должна быть обусловлена занимаемым должностным положением. Причем получатель взятки должен использовать в этих целях свое действительное, а не мнимое положение.
 Преступление признается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. При отсутствии такового налицо покушение на получение взятки. Взятка может быть получена как до совершения ( уклонения от совершения) в интересах дающего того или иного действия (взятка-подкуп), так и после того, как это действие совершено (взятка-вознаграждение).
 Взятка может быть получена за совершение ( уклонение от совершения) определенных действий в интересах не только взяткодателя, но и иных лиц.
 Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо (см. прим. 1 к ст. 285 УК РФ и § 2 данной главы).
 Известные сложности возникают при признании взяткодателями врачей, преподавателей, воспитателей государственных или муниципальных лечебных и образовательных учреждений соответственно. Указанные лица могут быть привлечены к ответственности по ст. 290 УК РФ лишь при условии, если они выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.
 Субъективная сторона получения взятки характеризуется виной в виде прямого умысла, как правило, конкретизированного корыстной целью.
 Квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления, согласно В ч. 2 ст. 290 УК РФ, является получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).
 Фактическое совершение незаконного действия (бездействия) взяткополучателем образует совокупность преступлений. Для субъективной стороны в этом случае обязательно установление осознанности взяткополучателем незаконного характера действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
 Особо квалифицирующим признаком получения взятки, согласно ч. 3 ст. 290 УК РФ, является совершение данного деяния лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, либо главой органа местного самоуправления (см. прим. 1, 2, 3 к ст. 285 УК РФ и § 2 данной главы).
 Особо квалифицирующие признаки получения взятки второго уровня предусмотрены ч. 4 ст. 290 УК РФ. К их числу относятся деяния, предусмотренные ч. 1, 2 или 3 той же статьи, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неоднократно; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере. Содержание первых трех признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренных видов преступлений.
 Вместе с тем, следует отметить, что получение взятки группой лиц по предварительному сговору совершается двумя и более должностными лицами, заранее договорившимися о совместном совершении преступления. Входящие в состав группы не должностные лица отвечают как соучастники в получении взятки.
 Для квалификации по признаку получения взятки организованной группой также требуется, чтобы в нее входили хотя бы два должностных лица и она была устойчивой.
 Вымогательство взятки возможно в двух формах. Чаще всего должностное лицо прямо требует взятку под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя (совершить незаконные действия или воздержаться от законных). Нередки случаи, когда лицо, действуя завуалированно, умышленно ставит взяткодателя в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения вреда его правоохраняемым интересам*.
 
 *См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 30 марта 1990 г. (п. 11) // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
 
 Понятие крупного размера взятки раскрыто в примечании к ст. 290 УК РФ. Таковым признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда на момент получения данных выгод.
 Дача взятки (ст. 291 УК РФ)
 Непосредственный объект и предмет данного преступления по своему содержанию совпадают соответственно с основным непосредственным объектом и предметом получения взятки.
 Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действием в форме дачи взятки, т.е. вручения должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно общее покровительство или попустительство по службе.
 Взятка должна быть вручена только должностному лицу. По этому признаку от дачи взятки следует отграничивать преступления, предусмотренные ст. 184 и 204 УК РФ.
 Взятка передается лично либо через посредника. Если взятка передается через посредника, то он подлежит ответственности за пособничество в даче взятки при условии осознания передачи именно взятки за совершение определенных действий (ст. 34 и 291 УК РФ).
 Дача взятки признается оконченным преступлением с момента ее принятия должностным лицом. При даче взятки в несколько приемов передача хотя бы части обусловленной суммы является оконченным преступлением, а не покушением. Когда предлагаемая взятка должностным лицом не принята либо отвергнута, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки по ст. 30 и 291 УК РФ. Действия посредника в таком случае квалифицируются как покушение на пособничество в даче взятки по ст. 30, 33 и 291 УК РФ.
 Взяткодатель должен отвечать за покушение на дачу взятки и в том случае, если посредник, которому он вручил деньги или иные ценности для передачи должностному лицу в качестве взятки, фактически их присваивает (мнимый, ложный посредник). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку, или нет.
 Субъектом дачи взятки может быть должностное (см. прим. 1 к ст. 285 УК РФ и § 2 данной главы) или частное лицо, которое добивается желаемых преимуществ для себя, своих родных, знакомых. Если руководитель предприятия, учреждения, организации и их подразделений предлагает подчиненным по службе и другим лицам добиваться путем дачи взятки желаемого действия (бездействия), он должен отвечать как взяткодатель. Лица, вступающие по его указанию в сговор с должностными лицами о выполнении за взятку тех или иных действий и вручающие взятку, являются соучастниками дачи взятки.
 Если лицо получает от взяткодателя деньги якобы для передачи должностному лицу и, не намереваясь этого сделать, присваивает их, содеянное должно квалифицироваться как мошенничество. Когда же в целях завладения ценностями взяткодатель склоняется им к даче взятки, то действия виновного помимо мошенничества должны дополнительно квалифицироваться как подстрекательство к даче взятки. Действия взяткодателя в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, наказывалось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось дать взятку*.
 
 *См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 30 марта 1990 г. (п. 18) // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
 
 С субъективной стороны дача взятки характеризуется прямым умыслом. Мотивы дачи взятки различны. Они не влияют на квалификацию.
 Квалифицирующими признаками дачи взятки, согласно ч. 2 ст. 291 УК РФ, являются: а) совершение заведомо незаконных действий (бездействия) или б) совершение данного преступления неоднократно.
 Признак заведомой незаконности действий (бездействия) взяткополучателя, которые он должен выполнить за взятку в пользу взяткодателя, означает, что взяткодатель должен быть до момента дачи взятки осведомлен в том, что ожидаемые им от взяткополучателя действия (бездействие) противоправны. Признак неоднократности дачи взятки по содержанию в основе совпадает с аналогичным признаком ранее рассмотренных видов преступлений.
 В примечании к ст. 291 УК РФ названы два основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: а) если в отношении него имело место вымогательство взятки либо б) после дачи взятки он добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
 Понятие вымогательства в данном случае аналогично рассмотренному при получении взятки.
 Добровольным сообщение о даче взятки будет тогда, когда оно сделано по собственному желанию, но не в связи с тем, что о совершенном преступлении стало известно органам власти. Сообщение может быть устным и письменным и должно быть сделано органу, имеющему право возбудить уголовное дело, т.е. в прокуратуру, суд, органы следствия и дознания.
 Служебный подлог (ст. 292 УК РФ)
 Основной непосредственный объект данного преступления по содержанию не отличается от непосредственных объектов преступлений рассматриваемой группы. Обязательным дополнительным непосредственным объектом служебного подлога являются общественные отношения, обеспечивающие интересы официального документооборота.
 В качестве предмета данного преступления закон называет официальные документы. Под официальным документом следует понимать исходящий от соответствующих учреждений, предприятий или организаций письменный акт, удостоверяющий факты или события, имеющие юридическое значение. Такие документы содержат необходимые реквизиты и должны быть подписаны должностным лицом. В соответствии со сложившейся практикой к предметам данного преступления относятся и находящиеся в делах государственного учреждения, предприятия или организации частные документы.
 Документы, исходящие из коммерческих структур, различных некоммерческих организаций, не относящихся к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, не являются предметом служебного подлога. Их подлог можно квалифицировать по ст. 327 УК РФ при наличии всех признаков этого преступления.
 С объективной стороны служебный подлог состоит во внесении в официальные документы: а) заведомо ложных сведений или б) исправлений, искажающих их действительное содержание.
 Внесение в официальные документы заведомо ложных сведений – это заполнение подлинных документов сведениями, не соответствующими действительности.
 Под внесением исправлений, искажающих действительное содержание документов, следует понимать исправление отдельных реквизитов документа или замену их другими, переделку текста документа или даты его выдачи и т.д. Все они осуществляются путем физического или химического воздействия на документ.
 По способу совершения служебный подлог может быть материальным и интеллектуальным. Материальный подлог выражается в изменении содержания и вида документа: подделке, подчистке, приписке, вытравлении текста документа, переделке его реквизитов и т.п. Такой подлог оставляет видимые материальные следы и может быть установлен криминалистической экспертизой. Интеллектуальный подлог состоит в изготовлении документа ложного по содержанию, но правильного по форме, составленного на подлинном бланке соответствующего учреждения, скрепленного печатью учреждения и т.п.
 Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из названных в законе действий.
 Субъектом данного преступления является должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом (см. прим. 1-4 к ст. 285 УК РФ и § 2 данной главы).
 С субъективной стороны служебный подлог характеризуется прямым умыслом, конкретизированным корыстной или иной личной заинтересованностью. Содержание понятий корыстной и иной личной заинтересованности в основе соответствует содержанию данных понятий, рассмотренных ранее применительно к иным преступлениям.
 Служебный подлог нередко выступает в качестве способа совершения или сокрытия другого преступления. В частности, если для сокрытия, присвоения или растраты чужого имущества совершается подлог официальных документов, то содеянное образует реальную совокупность двух преступлений и квалифицируется по ст. 160 и 292 УК РФ.
 Подлог не требует самостоятельной квалификации, если он является конструктивным признаком другого преступления (например, предусмотренного ст. 339 УК РФ).
 Халатность (ст. 293 УК РФ)
 Непосредственный объект данного преступления в основе совпадает с непосредственным объектом ранее рассмотренных преступлений данной группы.
 Объективная сторона халатности характеризуется: а) неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного к ним отношения; б) существенным нарушением прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) наличием причинной связи между указанными вредными последствиями и неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей.
 Неисполнение должностным лицом своих обязанностей означает его бездействие при наличии обязанности действовать, т.е. выполнять определенные функции, вытекающие из его должностных полномочий. Если лицо не совершает действий, которые не входят в круг служебных обязанностей, оно не может отвечать за халатность.
 Ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей – это выполнение их несвоевременно, неправильно, неточно.
 Ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей нередко приводит к недостаче, порче, утрате имущества. При этом халатность иногда неправильно оценивается как хищение путем растраты.
 Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей образует состав рассматриваемого преступления только в том случае, если эти деяния совершены вследствие недобросовестного (нечестного, формального) или небрежного (недолжного, невдумчивого, нерассудительного) к ним отношения.
 Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 293 УК РФ необходимо установить, что в результате халатности наступили преступные последствия. И хотя законодатель в ст. 285,286 и 293 УК РФ сформулировал их одинаково, содержание существенного нарушения соответствующих прав и интересов в умышленном и неосторожном преступлениях различно. В первую очередь это относится к размеру имущественного ущерба. При халатности он должен быть значительно больше. Ущерб при халатности может быть как нематериальным, так и материальным.
 В случае небольшого размера ущерба (например, при недостаче), возмещений причиненного ущерба, применения к виновному мер дисциплинарного взыскания такое деяние в силу малозначительности не признается преступлением (ч. 2 ст. 14 УК РФ).
 Установление причинной связи между названными в законе последствиями и неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей обязательно.
 Содеянное квалифицируется как оконченное преступление по ст. 293 УК РФ, когда названные в законе последствия наступили в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих служебных обязанностей.
 Субъектом данного преступления является только должностное лицо (см. прим. 1 к ст. 285 УК РФ и § 2 данной главы). Технические работники (например, сторож при недобросовестном отношении к охране имущества) отвечают по иным статьям уголовного закона.
 Субъективная сторона халатности характеризуется неосторожной формой вины. Корыстные мотивы действий по службе исключают квалификацию по ст. 293 УК РФ.
 По субъективной стороне халатность отличается от хищений и злоупотреблений должностными полномочиями. Если, например, установлено, что недостача образовалась в результате преступной небрежности, нет оснований обвинять должностное лицо в хищении. Преступно-небрежное отношение лица к своим служебным обязанностям, выразившееся в несвоевременном приятии мер к пресечению злоупотреблений других лиц, при отсутствии корыстной или иной личной заинтересованности, должно квалифицироваться как халатность, а не как злоупотребление должностными полномочиями.
 Квалифицирующим признаком халатности, согласно ч. 2 ст. 293 УК РФ, является неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, если оно повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
 Халатность, в результате которой по неосторожности наступила смерть человека или иные тяжкие последствия, следует отграничивать от преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118, ч. 4 ст. 122 УК РФ. В названных преступлениях наступление смерти связано с выполнением профессиональных обязанностей, а не должностных, как при халатности. Субъектом преступления при халатности являются только должностные лица, а в названных преступлениях -врачи, фармацевты и иной медицинский персонал при выполнении профессиональных обязанностей.
 Статья 293 УК РФ является общей нормой по отношению к ряду специальных норм (например, ст. 143, 216, 217, 238, 283, 299, 305 УК РФ). В случае конкуренции общей и специальной норм применяется специальная норма.
 Глава XXXIX
 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ
 
 § 1. Понятие и виды преступлений против правосудия
 Преступления против правосудия – это общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на отношения, обеспечивающие интересы правосудия, ответственность за которые предусмотрена ст. 294-316 главы 31 УК РФ.
 Родовым объектом преступлений рассматриваемой группы является совокупность общественных отношений, обеспечивающих законную деятельность судов и содействующих им в этом государственных органов по осуществлению правосудия (органов предварительного расследования, прокуратуры, органов и учреждений, исполняющих вступившие в законную силу приговоры, решения суда и иные судебные акты).
 Для составов некоторых преступлений рассматриваемой группы в качестве обязательного признака объекта предусмотрен предмет в виде вещественных и иных объективированных доказательств по гражданскому или уголовному делу (ст. 302 УК РФ) или приговора, решения суда или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ) либо потерпевший (ст. 295 УК РФ).
 Составы ряда преступлений предусматривают наличие дополнительного непосредственного объекта, являющегося обязательным или факультативным. В этом качестве выступают общественные отношения, которые обеспечивают реализацию прав и законных интересов физических или юридических лиц, вовлеченных в процесс осуществления правосудия, либо интересов общества и государства.
 Объективная сторона основных составов преступлений (за исключением предусмотренного ст. 312 УК РФ) включает в себя только один признак – деяние, сущность которого заключается в противодействии осуществлению правосудия посредством предусмотренных законом форм деяний. Подавляющее большинство преступных посягательств может быть совершено только посредством действия. Ряд квалифицированных составов предусматривает в качестве обязательных признаков преступные последствия и причинную связь между деянием и наступившими общественно опасными последствиями.
 Последствия описываются, как правило, посредством оценочных понятий либо прямого указания на их реальное содержание: 1) тяжкие последствия (ч. 3 ст. 301, ч. 3 ст. 303, ч. 2 ст. 305 и ч. 2 ст. 311 УК РФ); 2) утрата имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ). Составы отдельных видов преступлений предусматривают в качестве обязательных и иные признаки объективной стороны: 1) место совершения преступления (ст. 313 УК РФ); 2) орудие совершения преступления (п. «в» ч. 2 ст. 313 УК РФ); 3) средства совершения преступления (ст. 299 и ч. 2 ст. 306 УК РФ).
 Субъективная сторона преступлений против правосудия в большинстве случаев характеризуется виной в виде прямого умысла (в формальных составах); в ряде случаев в виде прямого или косвенного умысла либо в виде легкомыслия или небрежности (в материальных составах – ч. 3 ст. 301, ч. 3 ст. 303, ч. 2 ст. 305 и т). 2 ст. 311 УК РФ). Субъективная сторона ряда составов преступлений рассматриваемой группы в качестве обязательных признаков включает цель (ст. 294 УК РФ) либо альтернативно – цель и мотив (ст. 295 УК РФ).
 Субъектом данных преступлений могут быть как должностные, так и иные физические вменяемые лица, достигшие 16-ти лет, не являющиеся должностными.
 На основании специфики непосредственного объекта и субъекта соответствующих посягательств все преступления, предусмотренные в гл. 31 УК РФ, можно подразделить на четыре группы:
 1) преступления, посягающие на жизнь, личную безопасность, честь, достоинство и независимость лиц, осуществляющих правосудие, а также иных лиц в связи с осуществлением данной деятельности (ст. 294, 295, 296, 297, 298, 311 УК РФ);
 2) преступления, совершаемые должностными лицами правоохранительных органов при осуществлении правосудия (ст. 299, 300, 301, 302, 303, 305 УК РФ);
 3) преступления, препятствующие осуществлению правосудия и предварительного расследования либо раскрытию преступлений (ст. 304, 306, 307, 308, 309, 310, 312, 316 УК РФ);
 4) преступления, препятствующие исполнению приговора, решения суда или иного судебного акта (ст. 313, 314, 315 УК РФ).
 
 § 2. Преступления против жизни, личной безопасности, чести, достоинства и независимости лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование, а также других лиц в связи с осуществлением правосудия или предварительного расследования
 Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ)
 Основной непосредственный объект рассматриваемого преступления – общественные отношения, обеспечивающие законную независимую деятельность суда вне зависимости от формы судопроизводства (уголовный процесс, гражданский процесс и т. п.). Принцип независимости судей, т.е. их подчиненности в процессе осуществления судебной деятельности только Конституции РФ и федеральному закону, закреплен в ст. 120 Конституции РФ.
 Факультативным непосредственным объектом данного преступления могут выступать общественные отношения, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов лиц, осуществляющих правосудие.
 Объективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется единственным обязательным признаком – деянием, в связи с чем состав является формальным.
 Оно может быть реализовано только посредством действия и заключается во вмешательстве в какой бы то ни было форме в деятельность суда. Сущность вмешательства заключается в том, что какое-либо лицо принимает незаконное участие в осуществлении правосудия судом для того, чтобы изменить его ход в желаемом ему направлении*. Это осуществляется посредством прямого или опосредованного воздействия на лиц, осуществляющих рассмотрение и разрешение дел, – судью, народного или присяжного заседателя. В соответствии с диспозицией рассматриваемой нормы форма такого вмешательства не имеет уголовно-правового значения (это может быть просьба, совет, уговоры, требования и т. п.)**.
 
 *См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 75.
 **См.: Бюллетень Верховного суда РСФСР. 1991. № 6. С. 10.
 
 Преступление окончено с момента осуществления вмешательства в деятельность суда вне зависимости от достижения желаемого результата. Субъект данного преступления общий – лицо, достигшее 16-ти лет. Субъективную сторону рассматриваемого преступления характеризует вина в виде прямого умысла, конкретизированного целью воспрепятствования осуществлению правосудия.
 Непосредственным объектом преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 294 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность прокуратуры, органов следствия или дознания. Факультативным непосредственным объектом рассматриваемого деяния могут выступать общественные отношения, обеспечивающие интересы предварительного расследования.
 Объективная сторона данного преступления характеризуется единственным признаком – деянием, которое может быть реализовано только посредством действия. Его содержание почти полностью совпадает с содержание аналогичного признака объективной стороны деяния, предусмотренного ч. 1 той же статьи, за исключением того обстоятельства, что данное воздействие непосредственно должно быть направлено только на деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание.
 Субъект данного преступления общий – любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-ти лет.
 Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, конкретизированного целью воспрепятствования осуществлению всестороннего, полного и объективного расследования дела.
 Квалифицирующим признаком рассмотренных деяний, согласно ч. 3 ст. 294 УК РФ, является совершение деяний, предусмотренных частями первой или второй той же статьи, с использованием служебного положения.

<< Пред.           стр. 26 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу