<< Пред.           стр. 28 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 В отношении следов преступлений данные действия заключаются в их уничтожении либо в создании препятствий для их обнаружения.
 Что же касается предметов, добытых преступным путем, то они либо реализуются, либо скрываются от правоохранительных органов.
 Преступление считается оконченным с момента совершения конкретных действий, входящих в понятие укрывательства.
 Субъект данного преступления – лицо, достигшее 16-ти лет.
 Субъективную сторону названного преступления характеризует вина в виде прямого умысла.
 В примечании к ст. 316 УК РФ установлено правило, согласно которому лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом (ст. 10 и 11 Семейного кодекса РФ) или близким родственником (ст. 14 Семейного кодекса РФ).
 
 § 5. Преступления, препятствующие исполнению приговора, решения суда или иного судебного акта
 Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК РФ)
 Непосредственный объект данного преступления – общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность органов предварительного расследования, суда, связанную с осуществлением предварительного расследования и судебного разбирательства конкретного уголовного дела, а также реализацию задач уголовно-исполнительной системы.
 Объективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется деянием и местом совершения преступления.
 Деяние может быть выполнено только в форме действия, которое определено в законе как побег. Содержание данного действия заключается в оставлении без законных оснований мест предварительного заключения или отбывания наказания в виде лишения свободы.
 Данное преступление считается оконченным: 1) если побег совершен из мест временного содержания, предварительного заключения или лишения свободы – с момента оставления соответствующего учреждения; 2) если побег совершен в процессе конвоирования вне территории данных учреждений – с момента полной утраты конвоем контроля над конвоируемым.
 Местом совершения преступления, согласно букве закона, могут быть: 1) места лишения свободы – колонии-поселения, исправительные колонии и тюрьмы (ст. 58 УК РФ); 2) места предварительного заключения – следственные изоляторы, пересылочные пункты, транзитно-пересылочные отделения, изоляторы временного содержания, транспортные средства для конвоирования или этапирования лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей*; 3) изолятор временного содержания (ст. 962 УПК РСФСР).
 
 *См.: Федеральный закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Российская газета. 1997. 20 июля.
 
 Субъект рассматриваемого преступления специальный – лицо, достигшее 16-ти лет, которое альтернативно: а) осуждено к наказанию в виде лишения свободы или ареста; б) в отношении которого избрана мера пресечения – содержание под стражей; в) задержано в качестве лица, подозреваемого в совершении преступления (ст. 122 УПК РСФСР).
 Субъективная сторона данного состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
 Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления, согласно ч. 2 ст. 313 УК РФ, являются совершение его: 1) группой лиц по предварительному сговору или 2) организованной группой (п. «а»); 3) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья (п. «б»), либо 4) с угрозой применения такого насилия (п. «б»); 5) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «в»). Содержание данных признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений.
  Уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ)
 Непосредственный объект данного преступления – общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность органов уголовно-исполнительной системы.
 Объективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется деянием, которое может быть выполнено только посредством бездействия.
 Под невозвращением понимается уклонение осужденного лица альтернативно: а) от возвращения в места лишении свободы по истечении срока краткосрочного выезда за пределы места лишения свободы (ст. 97 УИК РФ); б) от прибытия в места лишения свободы по истечении срока отсрочки исполнения приговора суда или отбывания наказания (ст. 178 УИК РФ и ст. 190 УИК РФ).
 Преступление считается оконченным в момент истечения срока, установленного для возвращения или прибытия в исправительное учреждение, при условии что виновный имел реальную возможность своевременно возвратиться.
 Субъект данного преступления специальный – лицо, достигшее 16-ти лет, осужденное к лишению свободы, которому: а) разрешен краткосрочный выезд за пределы места лишения свободы либо б) предоставлена отсрочка исполнения приговора суда или в) отсрочка отбывания наказания.
 Субъективная сторона соответствующего состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
 Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ)
 Непосредственный объект данного преступления – общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность суда в части исполнения приговора, решения суда или иного судебного акта.
 Предмет преступления – документально оформленный процессуальный акт, вынесенный именно судом: приговор суда, решение суда или иной судебный акт (см. анализ преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 305 УК РФ). Данный судебный акт в обязательном порядке должен вступить в законную силу (ст. 356 УПК РСФСР, ст. 357 УПК РСФСР, ст. 125' ГПК РСФСР, ст. 208 ГПК РСФСР, ст. 224 ГПК РСФСР, ст. 135 АПК РФ, ст. 177 АПК РФ, ст. 189 АПК РФ).
 В содержание предмета не входят те судебные акты, которые имеют техническое процессуальное значение, т.е. регламентируют особенности судебного разбирательства безотносительно к сущности рассматриваемого вопроса.
 Объективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется деянием, которое может иметь форму как бездействия (данная форма встречается наиболее часто), так и действия, которое либо не доводится до своего завершения (неполное действие) – злостное неисполнение вступившего в законную силу судебного акта, либо действия, состоящего в активном воспрепятствовании исполнению конкретного судебного акта – злостное воспрепятствование исполнению вступившего в законную силу судебного акта.
 Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта заключается в том, что то или иное лицо не предпринимает никаких действий по его претворению в жизнь, несмотря на лежащую на нем обязанность его исполнить.
 Под воспрепятствованием, как правило, понимается совершение каких-либо активных действий, которые непосредственно препятствуют исполнению судебного акта как такового, т.е. различного рода проволочки реализации существующего судебного предписания.
 Злостность при совершении данных деяний проявляется в том, что лицо сознательно недобросовестно продолжительное время либо не исполняет существующие судебные предписания, либо совершает какие-либо действия, противоречащие судебному предписанию, несмотря на неоднократные требования их прекращения.
 Субъект данного преступления специальный – лицо, достигшее 16-ти лет, занимающее должность представителя власти, либо государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, либо служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации.
 Субъективная сторона названного состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
 
 Глава ХL
 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
 § 1. Понятие и виды преступлений против порядка управления
 Преступления против порядка управления – это общественно опасные деяния, посягающие на официальный порядок функционирования государственных и местных властных институтов (органов, учреждений и символов), а также удостоверения и реализации юридически значимых прав и обязанностей физических лиц, ответственность за которые предусмотрена ст. 317-330, включенными в одноименную главу 32 раздела Х «Преступления против государственной власти» УК РФ.
 Всего в главе 32 УК РФ предусматривается ответственность за четырнадцать разновидностей преступлений против порядка управления. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. по состоянию на 31 декабря 1996 г. предусматривал ответственность за 27 разновидностей преступлений против порядка управления (ст. 1902-205? главы девятой названного УК ).
 В новом УК РФ полностью декриминализованы 6 разновидностей деяний, ранее относившихся к преступлениям против порядка управления: ст. 197, 197?, 198?, 200?, 202 и 203 УК РСФСР.
 Часть деяний, ранее наказывавшихся как самостоятельные преступления (ст. 191?-1915, 192?, 194?, 199, 205), в новом уголовном законе наказываются как более общие формы преступлений, ответственность за которые соответственно предусмотрена более общими нормами.
 Криминализации в УК РФ подвергнуты лишь подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ) и незаконные приобретение или сбыт официальных документов (ст. 324 УК РФ).
 Депенализации в УК РФ подверглись деяния, предусмотренные ст. 319, 326, 327 УК РФ. Соответственно данные нормы имеют обратную силу, т.е. распространяются на деяния, совершенные до 1 января 1997 г.
 Родовым объектом рассматриваемой группы преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие установленный законами РФ и основанными на них иными нормативными актами порядок государственного и местного управления, в том числе относящийся к функционированию органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, символов государственной власти, а также к удостоверению и реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц.
 Объективная сторона преступлений против порядка управления характеризуется, как правило, деянием в форме действия, хотя некоторые преступления (например, уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы – ст. 328 УК РФ) могут быть совершены путем бездействия.
 Субъект преступлений против порядка управления, как правило, общий, т.е. лицо, достигшее 16-ти лет, за исключением субъектов некоторых деяний (например, деяния, предусмотренного ст. 328 УК РФ).
 Субъективная сторона всех преступлений против порядка управления характеризуется виной в форме умысла.
 Для классификации преступлений против порядка управления могут быть использованы различные критерии*. В настоящем издании нами использован критерий содержания видового объекта посягательства, который позволяет все разновидности преступлений против порядка управления объединить в два вида (группы) преступлений:
 1) преступления, посягающие на официальный порядок функционирования органов, учреждений, символов и иных институтов государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 317, 318, 319, 320, 321, 322, 323, 328 и 329 УК РФ;
 2) преступления, посягающие на официальный порядок удостоверения и реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц. К данному виду преступлений относятся деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. 324, 325, 326, 327 и 330 УК РФ.
 
 *Проф. М.П. Журавлев предложил в качестве такого критерия характер непосредственного объекта преступления против порядка управления и соответственно выделил три группы таких преступлений. См.: Российское уголовное право. Особ. часть: Учебник / Под ред. М.П. Журавлева и С.И. Никулина. С. 407.
 
 
 § 2. Преступления, посягающие на официальный порядок функционирования органов, учреждений, символов и иных институтов государственной власти и местного самоуправления
 Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ)
 Непосредственный объект рассматриваемого преступления имеет сложную структуру и включает: основной непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее законную деятельность сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (относится к родовому объекту преступлений против порядка управления); обязательный дополнительный непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих и их близких, а также дополнительные гарантии ее безопасности в связи с исполнением первыми обязанностей по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности (относится к родовому объекту преступлений против жизни и здоровья).
 Предметом рассматриваемого преступления в части, относящейся, к дополнительному непосредственному объекту, является организм человека.
 Объективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется действием в форме посягательства на жизнь альтернативно: а) сотрудника правоохранительного органа; б) военнослужащего; в) близкого любого из указанных лиц.
 Данное деяние выражается в активных действиях, непосредственно направленных на лишение жизни хотя бы одного сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а равно близкого им лица любым способом.
 Сотрудник правоохранительного органа – гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности прокурора; следователя; лица, производящего дознание; лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность; сотрудника органов внутренних дел, осуществляющего охрану общественного порядка или обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудника органа контрразведки; сотрудника органа налоговой полиции; судебного пристава; сотрудника федеральных органов государственной охраны*, а также иные обязанности в органах, для которых охрана правопорядка согласно закону является основной или одной из основных задач.
 
 *См.: Федеральный закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. (ст. 3) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 1990; Федеральный закон РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. (п. 2, 9, 11 ст. 2) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1455.
 
 Военнослужащий – гражданин РФ, проходящий службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках*, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. и иными законами РФ.
 
 *См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 9. Ст. 325; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1597.
 
 К близким сотрудника правоохранительного органа либо военнослужащего следует относить лиц, состоящих в родстве (отец, мать, дед, бабка, дети, братья, сестры) или свойстве (супруг и родственники супруга) с сотрудником правоохранительного органа либо военнослужащим, а равно (в исключительных случаях) иных лиц, поддерживающих с последними тесное личное общение.
 Деятельностью по охране общественного порядка следует считать законную деятельность, направленную на предупреждение и пресечение правонарушений (в том числе преступлений), затрагивающих интересы неопределенного круга лиц (обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и иных общественных местах, контроль за соблюдением установленных правил паспортной системы, выявление обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и т. п.).
 Деятельность по обеспечению общественной безопасности – это законная деятельность, направленная на поддержание необходимой степени защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц от различных угроз (оказание помощи находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни или здоровья, контроль за соблюдением стандартов безопасного дорожного движения, контроль за соблюдением правил обращения с огнестрельным оружием, боеприпасами к нему, взрывчатыми материалами и т. п.).
 Под посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, следует понимать убийство либо покушение на убийство любого из этих лиц.
 Преступление является оконченным с момента начала действий, непосредственно направленных на лишение жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, независимо от наступившего результата.
 Покушение на убийство любого из указанных лиц подлежит квалификации по ст. 317 УК РФ без ссылки на ч. 3 ст. 30 того же Кодекса.
 Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, совершенное в связи с деятельностью первых не по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, а по выполнению иных служебных задач, подлежит квалификации не по ст. 317, а по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ (если наступила смерть потерпевшего) либо по ч. 3 ст. 30 и п. «б» ч. 2 ст. 105 того же УК (если смерть потерпевшего не наступила по независящим от виновного обстоятельствам).
 Последовательное совершение причинно взаимосвязанных действий, выражающихся в оскорблении, применении насилия и посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, охватывается составом преступления, ответственность за которое установлена ст. 317, и не требует дополнительной квалификации по ст. 318 и 319 УК РФ.
 Субъект рассматриваемого преступления – лицо, достигшее 16-ти лет. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, совершенное лицом в возрасте 14-ти или 15-ти лет, подлежит квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 105 либо по ч. 3 ст. 30 и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ, в зависимости от наступления последствия в виде смерти потерпевшего.
 Субъективная сторона посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, характеризуется виной в форме прямого умысла, конкретизированного альтернативно целью в виде воспрепятствования законной деятельности первых двух категорий лиц либо мотивом мести им или их близким за такую деятельность.
 Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ)
 Непосредственный объект рассматриваемого деяния имеет сложную структуру и включает: основной непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее законную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления (относится к родовому объекту преступлений против порядка управления), а также дополнительный непосредственный объект в виде общественных отношений, обеспечивающих альтернативно: телесную неприкосновенность лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 318 УК РФ, либо безопасность их жизни или здоровья, а также право на дополнительные гарантии безопасности жизни и здоровья представителей власти и их близких в связи с исполнением первыми своих должностных обязанностей.
 Объективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется совершением альтернативных действий, имеющих форму: а) насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо б) угрозы применения любого насилия, обусловленных исполнением соответствующим лицом должностных обязанностей как представителя власти.
 Представитель власти – это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК РФ).
 К представителям власти по смыслу примечания к ст. 318 УК РФ могут быть отнесены любые должностные лица, наделенные внешними организационно-распорядительными полномочиями в государственных или муниципальных органах законодательной, исполнительной и судебной власти любого уровня (депутаты, главы администраций субъектов РФ, мэры городов, префекты и супрефекты, прокуроры, работники контрольных органов Президента РФ и глав администраций, работники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, судебные приставы и др.), а также иные лица, постоянно или временно наделенные такими полномочиями в соответствии с законодательством (военнослужащие, выполняющие правоохранительные функции, члены государственных комиссий, наделенные организационно-распорядительными функциями и др.).
 Содержание понятия «близкий представителя власти» в основе соответствует содержанию аналогичного понятия, рассмотренного применительно к ст. 317 УК РФ.
 Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности или иных более тяжких последствий, а равно ограничение физической свободы потерпевшего против его воли, за исключением случаев, предусмотренных ст. 126 и ч. 2 и 3 ст. 127 УК РФ.
 Угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких – это словесно или деятельно выраженное виновным конкретное намерение причинить смерть, вред здоровью, нанести побои, совершить иные насильственные действия, могущие причинить физическую боль потерпевшему либо ограничить физическую свободу последнего вопреки его воле.
 Обязательным элементом объективной стороны деяния, ответственность за которое установлена в ч. 1 ст. 318 УК РФ, является наличие связи между насилием (угрозой насилия) в отношении представителя власти (его близкого) и исполнением первым своих должностных обязанностей.
 Совершение действий, предусмотренных ст. 318 УК РФ, в отношении представителя власти, участвующего в отправлении правосудия или в осуществлении расследования дел либо в исполнении судебных решений, а равно в отношении их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде либо в связи с производством расследования или исполнением судебных актов, следует квалифицировать не по ст. 318, а по ст. 296 УК РФ.
 Моментом окончания рассматриваемого преступления следует считать начало применения насилия в отношении потерпевшего либо момент доведения любым способом до сведения потерпевшего соответствующей угрозы.
 Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотив применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозы насилия может быть любым, но обусловленным неисполнением представителем власти своих должностных обязанностей (месть, корысть, стремление уйти от ответственности или облегчить совершение другого преступления и др.).
 Виновный должен сознавать, что насилие (угроза насилия) применяется к представителю власти, наделенному распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, либо к близкому такого лица.
 Субъект рассматриваемого преступления – лицо, достигшее 16-ти лет. Лица в возрасте 14-ти и 15-ти лет несут ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (его близкого) лишь в случаях причинения не связанного с лишением жизни тяжкого или средней тяжести вреда здоровью последних соответственно по п. «а» ч. 2 ст. 111 или п. «б» ч. 2 ст. 112 УК РФ.
 Квалифицирующим признаком рассматриваемого деяния, предусмотренным ч. 2 ст. 318 УК РФ, является применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
 Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать умышленное причинение тяжкого, менее тяжкого или легкого вреда здоровью указанных в диспозиции ч. 1 ст. 318 УК РФ лиц.
 Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ)
 Непосредственный объект рассматриваемого преступления имеет сложную структуру и включает: основной непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее престиж государственной власти и местного самоуправления, являющийся необходимым условием нормального функционирования государственных органов и органов местного самоуправления, а также их учреждений (относится к родовому объекту преступлений против порядка управления); обязательный дополнительный непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие честь и достоинство граждан, а также дополнительные гарантии защиты этих ценностей применительно к представителям власти при исполнении ими своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (относится к родовому объекту преступлений против свободы, чести и достоинства личности).
 Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется публичным оскорблением, выраженным в устной (унижающее честь и достоинство потерпевшего высказывание), письменной (текст оскорбительного содержания), фотографической (фотомонтаж, унижающий честь в неприличной форме), деятельной (оскорбление жестом) и в любой иной непосредственно воспринимаемой человеком форме.
 Публичное оскорбление – умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме в присутствии хотя бы одного постороннего (помимо виновного и потерпевшего) лица.
 Содержание понятия «представитель власти» в основе соответствует содержанию аналогичного понятия, рассмотренного применительно к составу применения насилия в отношении представителя власти.
 Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей отличается от аналогичного оскорбления, осуществленного в связи с исполнением таким представителем своих должностных обязанностей, тем, что в первом случае ответственность виновного наступает хотя бы и при отсутствии связи оскорбления с должностной деятельностью потерпевшего, но в период непосредственного исполнения им своих обязанностей. Например, публичное оскорбление работника милиции, несущего патрульно-постовую службу, из личных неприязненных отношений к нему.
 Публичное оскорбление представителя власти из личных неприязненных отношений, совершенное во время, когда первый не исполнял должностных обязанностей, а равно оскорбление представителя власти, выраженное не публично, квалифицируется по ст. 130 УК РФ.
 Субъект рассматриваемого преступления – лицо, достигшее 16-ти лет. Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, совершенное представителем власти, следует квалифицировать по ст. 286 УК РФ как превышение должностных полномочий.
 Субъективная сторона публичного оскорбления представителя власти – вина в форме прямого умысла.
 Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ)
 Непосредственный объект рассматриваемого преступления имеет сложную структуру и включает: основной непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее основанную на законе и подзаконных нормативных актах деятельность правоохранительных и контролирующих органов в части, относящейся к гарантиям ее безопасности (относится к родовому объекту преступлений против порядка управления); дополнительный непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее безопасность жизни, здоровья и иных личных благ человека.
 Содержание понятий «должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа», «близкий должностного лица правоохранительного или контролирующего органа» в основе соответствует содержанию аналогичных понятий, рассмотренных применительно к составу посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ).
 Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в разглашении, т.е. несанкционированном (без разрешения со стороны уполномоченного лица или в нарушение установленных нормативным актом правил) распространении любым способом сведений о мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа или их близких. К сведениям о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, следует относить любые данные о личной охране, охране жилища, имущества; выдаче оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временном помещении в безопасное место; о средствах обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; переводе на другую работу (службу); изменении места работы (службы) или учебы; переселении на другое место жительства; замене документов; изменении внешности, относящиеся к конкретному лицу (лицам), которому на основании ст. 5 Федерального закона РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов» обеспечена специальная защита.
 Круг лиц, уполномоченных на применение соответствующих мер безопасности, и порядок применения таких мер определяются Федеральным законом РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г.* и Временной инструкцией о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов, утвержденной приказом МВД РФ № 483 от 20 декабря 1995 г.**
 
 *См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №17. Ст. 1455.
 *См.: Российские вести 1996. 14 марта.
 
 Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, совершенное лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, квалифицируется по ст.ЗП УК РФ.
 Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, достигшее 16-ти лет*.
 
 *Иного мнения придерживается проф. М.П. Журавлев, полагающий, что у данного преступления может быть лишь специальный субъект. См.: Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. М.П. Журавлева и С.И. Никулина. С. 418.
 
 Разглашение самим защищаемым лицом сведений о применяемых в отношении его мерах безопасности влечет уголовную ответственность лишь в случае наступления тяжких последствий для других лиц по ч. 2 ст. 320 УК РФ (ч. 3 ст. 19 Федерального закона РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов»).
 Субъективная сторона разглашения сведений о мерах безопасности без отягчающих признаков характеризуется виной в форме прямого умысла, конкретизированного наличием специальной цели в виде воспрепятствования служебной деятельности лица, в отношении которого применены меры безопасности.
 Разглашение сведений о мерах безопасности из иной личной заинтересованности, если такие действия причинили вред правам и законным интересам гражданина, квалифицируется по ст. 137 УК РФ как нарушение неприкосновенности частной жизни.
 Квалифицирующим признаком рассматриваемого деяния является наступление тяжких последствий (ч. 2 ст. 320 УК РФ). Понятие тяжких последствий разглашения мер безопасности, с которыми закон связывает повышенную ответственность за данное преступление, имеет оценочный характер. К тяжким последствиям в смысле ч. 2 ст. 320 УК РФ могут быть отнесены: умышленное причинение вреда здоровью защищаемого лица или лица, обеспечивающего защиту, иных лиц (за исключением тяжкого и средней тяжести – ст. 111 и 112 УК РФ), причинение крупного имущественного ущерба, создание условий для совершения новых преступлений, вынужденное раскрытие конфиденциальных источников информации и др.
 Субъективная сторона разглашения мер безопасности, повлекшего тяжкие последствия, характеризуется прямым умыслом по отношению к действиям, составляющим разглашение указанных сведений, и альтернативно прямым или косвенным умыслом либо неосторожностью по отношению к последствиям в зависимости от степени их тяжести.
 Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ)
 Непосредственный объект рассматриваемого преступления имеет сложную структуру и включает: основной непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее нормальную деятельность учреждений, выполняющих функции изоляции от общества лиц, осужденных за совершение преступлений (относится к родовому объекту преступлений против порядка управления); обязательный дополнительный непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее безопасность жизни, здоровья и иных личных физических ценностей сотрудников данных учреждений, а также осужденных.
 Объективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется как действие, выражающее любым способом угрозу применения насилия альтернативно в отношении: а) сотрудника места лишения свободы либо б) сотрудника места содержания под стражей или в) осужденного.
 К учреждениям, обеспечивающим изоляцию от общества, относятся учреждения по исполнению уголовных наказаний в виде ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы (места лишения свободы), а также в особых случаях – учреждения, исполняющие меру пресечения в виде содержания под стражей (места содержания под стражей).
 Места лишения свободы – это учреждения по исполнению наказания в виде ареста (арестные дома), в том числе в отношении военнослужащих (гауптвахта) и исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, колонии-поселения, воспитательные колонии общего и усиленного режимов для несовершеннолетних, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, следственные изоляторы – в особых случаях (ст. 54, 56, 57, 58 УК РФ, ст. 68 ,74, 120-131 УИК РФ)*.
 
 *См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под науч. ред. А.С. Михлина и И.В. Шмарова. М.: Вердикт- 1М, 1997. С. 155-160, 261-288.
 
 Местами содержания под стражей являются следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы МВД РФ и федеральной службы безопасности*; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных войск РФ; учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты – в случаях, предусмотренных законодательством; помещения, специально приспособленные для целей содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступлений, – по указанию капитанов морских судов, находящихся в плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками**.
 
 *До момента окончательной передачи данной системы в ведение Министерства юстиции РФ.
 **См.: Федеральный закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.1995.№ 29. Ст. 2759.
 
 Сотрудник места лишения свободы – это лицо, имеющее специальное звание рядового или начальствующего состава органов внутренних дел РФ (ст. 24 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»)*.
 
 *См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316.
 
 К сотрудникам мест содержания под стражей относятся лица рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, военнослужащие органов федеральной службы безопасности, пограничных войск РФ и Вооруженных Сил РФ, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей; капитан морского судна, начальник зимовки, а равно уполномоченные ими лица – на период исполнения обязанностей по обеспечению режима содержания под стражей (ст. 12 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
 Осужденный, согласно ст. 46 УПК РСФСР, – это обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор.
 Содержание понятия «угроза применения насилия» соответствует в основе содержанию аналогичного понятия, рассмотренного применительно к составу применения насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ).
 Угроза применения насилия в виде причинения тяжкого вреда здоровью работника учреждения, являющегося местом лишения свободы или содержания под стражей, не относящегося по своему статусу к его сотрудникам, а равно такие же действия по отношению к подозреваемому или обвиняемому, не являющемуся осужденным, квалифицируются по ст. 119 УК РФ.
 Субъектом деяния, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 321 УК РФ, может быть любое лицо, достигшее 16-ти лет. Как правило, на практике субъектом данного преступления являются лица, осужденные к наказаниям, связанным с изоляцией от общества.
 Субъективная сторона угрозы применения насилия в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей характеризуется виной в форме прямого умысла.
 Субъективная сторона угрозы применения насилия в отношении осужденного характеризуется виной в форме прямого умысла и альтернативно наличием цели воспрепятствования его исправлению либо мотива мести за исполнение им общественной обязанности.
 Квалифицирующим признаком рассматриваемого деяния является применение к указанным в ч. 1 ст. 321 УК РФ лицам насилия, не опасного для жизни и здоровья. Понятие такого насилия рассмотрено ранее применительно к деянию, предусмотренному ст. 318 УК РФ.
 Субъективная сторона действий, выражающихся в насилии, не опасном для жизни и здоровья, характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла.
 Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого деяния, перечисленными в ч. 3 ст. 321 УК РФ, являются: а) совершение данного деяния организованной группой; б) применение к лицам, указанным в ч. 1 той же статьи, насилия, опасного для жизни или здоровья.
 Понятия «насилие, опасное для жизни или здоровья» и «организованная группа» рассмотрены ранее применительно к составам иных преступлений (см., например, ст. 105,162, 318 УК РФ).
 Субъективная сторона деяния, ответственность за которое установлена в ч. 3 ст. 321 УК РФ, может характеризоваться как виной в форме прямого или косвенного умысла (в случае применения насилия, опасного для жизни и здоровья, организованной группой или применения такого насилия к сотруднику учреждения, являющегося местом лишения свободы или местом содержания под стражей), так и виной исключительно в форме прямого умысла (угроза применением насилия, опасного для жизни или здоровья, со стороны организованной группы или применение такого насилия в отношении осужденного с целью воспрепятствовать его исправлению).
 Лица в возрасте 14-ти или 15-ти лет, применившие в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей либо в отношении осужденного насилие в виде причинения здоровью последних тяжкого вреда, соответственно несут уголовную ответственность по ст. 111 УК РФ.
 Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ)
 Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является общественное отношение, обеспечивающее нормальное функционирование Государственной границы РФ, в том числе в части, относящейся к установленному порядку ее пересечения.
 Объективная сторона преступления, ответственность за которое установлена в ч. 1 ст. 322 УК РФ, состоит в фактическом перемещении физического лица через Государственную границу РФ любым способом, исключающим применение насилия или угрозу его применения (пешком, вплавь, по воздуху, с использованием транспортного средства и т. п.) в любом направлении без установленных документов или надлежащего разрешения.
 Под Государственной границей Российской Федерации следует понимать линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года)*.
 
 *См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.
 
 Согласно данному Федеральному закону (разд. VI и VII) Государственная граница РФ подлежит охране без каких-либо изъятий.
 По смыслу ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации» условия незаконного пересечения границы могут иметь (вопреки букве закона) альтернативный характер: без установленных документов или без надлежащего разрешения.
 К неустановленным документам относятся поддельные (полностью или частично), выписанные на других лиц, недействительные (просроченные, с оттисками устаревших печатей, без специальных отметок пограничной службы и иным образом неправильно оформленные) заграничные паспорта и визы, а также любые иные документы, которыми оформляется согласно специальному порядку пересечение Государственной границы РФ отдельными категориями лиц (ст. 9,11 Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации»).
 Пересечением Государственной границы РФ без надлежащего разрешения следует считать любое пересечение Государственной границы без установленного законом или иным нормативным актом обязательного разрешения компетентных органов (например, при мирном проходе судов или при упрощенном (без документов) порядке пересечения Государственной границы РФ).
 Рассматриваемое преступление следует считать оконченным с момента фактического пересечения линии (соответствующей поверхности) Государственной границы. Пересечение контрольной линии пропускного пункта, не совпадающей с линией Государственной границы (без установленных документов или надлежащего разрешения), может быть квалифицировано как покушение на незаконное пересечение данной границы. Приготовление к незаконному пересечению Государственной границы РФ не является преступлением в силу ч. 2 ст. 30
 УК РФ и подлежит наказанию по статьям Особенной части УК РФ лишь при наличии признаков иного преступления (например, подделки документов или использования заведомо подложного документа).
 Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-ти лет. Не являются субъектами незаконного пересечения Государственной границы РФ, согласно примечанию к ст. 322 УК РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие на территорию РФ для использования права политического убежища при условии отсутствия в их действиях состава иного преступления (например, против жизни и здоровья).
 Политическое убежище в РФ не предоставляется, если лицо: преследуется за пределами РФ за деяние, признаваемое в РФ преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН; привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда на территории РФ; прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; предоставило заведомо ложные сведения; имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется (ст. 5 Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации)*.
 
 *См.: Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации» № 763 от 26 июля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 3095.
 
 Субъективная сторона преступления, ответственность за которое установлена в ч. 1 ст. 322 УК РФ, характеризуется виной в форме прямого умысла.
 Квалифицирующими признаками рассматриваемого деяния, согласно ч. 2 ст. 322 УК РФ, являются: а) незаконное пересечение Государственной границы РФ группой лиц по предварительному сговору; б) те же действия, совершенные организованной группой; в) те же действия, совершенные с применением насилия либо г) с угрозой его применения, Содержание данных признаков в основе соответствует содержанию аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений.
 Исходя из буквального толкования текста уголовного закона, объективная сторона преступления, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 322 УК РФ, выражается в любом незаконном пересечении Государственной границы РФ, то есть не только без установленных документов или надлежащего разрешения, но и в не установленных местах, а равно с любым нарушением порядка (например, временного режима) пересечения Государственной границы РФ при условии альтернативного наличия одного из названных квалифицирующих признаков.
 Понятия «предварительно сговорившаяся группа лиц» и, «организованная группа» рассмотрены ранее применительно к составам иных преступлений.
 Под насилием в смысле ч. 2 ст. 322 УК РФ следует понимать как насилие, не опасное для жизни и здоровья, так и насилие, опасное для жизни и здоровья, за исключением насилия в виде умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.
 Понятие угрозы насилием включает угрозу ограничением физической свободы, причинения физической боли без вреда для здоровья, любого вреда здоровью или жизни.
 Пересечение Государственной границы РФ, сопровождающееся насилием (угрозой насилия), непосредственно не использующимся для облегчения незаконного пересечения, преодоления сопротивления представителей власти, уклонения от ответственности, следует квалифицировать по ч. 1 ст. 322 (в отсутствие иных квалифицирующих признаков) и одной из статей Особенной части УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления против жизни и здоровья.
 Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК РФ)
 Непосредственным объектом рассматриваемого деяния являются общественные отношения, обеспечивающие: 1) установленный законами и международными договорами порядок демаркации Государственной границы РФ, т.е. обозначения ее на местности путем сооружения пограничных знаков после делиминации соответствующей границы в виде графического изображения на карте, прилагаемой к договору о границе между сопредельными государствами; 2) безопасность Государственной границы РФ как состояние нормального ее функционирования, при котором могут быть эффективно защищены интересы Российской Федерации и ее граждан.
 Предметом данного деяния является пограничный знак.
 Пограничный знак – это специальный предмет, служащий для обозначения Государственной границы на местности. Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами РФ, решениями Правительства РФ (ст. 6 Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации»).
 Объективная сторона деяния, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 323 УК РФ, состоит в противоправном изменении обозначения Государственной границы РФ посредством выполнения альтернативных действий в виде изъятия, перемещения или уничтожения хотя бы одного пограничного знака.
 Понятие «Государственная граница Российской Федерации», используемое в тексте ст. 323 УК РФ, по своему содержанию тождественно данному понятию, рассмотренному применительно к составу незаконного пересечения Государственной границы РФ (ст. 322 УК РФ).
 Изъятие, перемещение или уничтожение пограничных знаков, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, не образуют состава правонарушения.
 Под изъятием пограничного знака следует понимать его извлечение, например, из грунта, снятие с опоры без установки в новом месте. Перемещением пограничного знака является его изъятие с последующей установкой в новом месте. Уничтожением следует признавать необратимое разрушение пограничного знака, которое не позволяет идентифицировать его как пограничный знак и использовать по прямому назначению.
 Способ уничтожения пограничного знака, охватываемый признаками, указанными в ч. 1 ст. 323 УК РФ, может быть любым, за исключением поджога, взрыва или иного общеопасного способа. В этом случае содеянное требует дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 167 УК РФ как умышленное уничтожение имущества при отягчающих обстоятельствах.
 Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, достигшее 16-ти лет. Лицо в возрасте 14-ти или 15-ти лет, уничтожившее или повредившее пограничный знак общеопасным способом или причинившее в результате таких действий вред, относящийся к тяжким последствиям, несет ответственность по ч. 2 ст. 167 УК РФ.
 Субъективная сторона преступления, ответственность за которое установлена в ч. 1 ст. 323 УК РФ, характеризуется виной в форме прямого умысла, конкретизированного целью противоправного изменения Государственной границы РФ. Умышленное уничтожение или повреждение пограничного знака с иными целями при отсутствии отягчающих обстоятельств квалифицируется по ч. 1 ст. 167 УК РФ.
 Используемое в тексте данной нормы понятие «неоднократность» (ст. 16 УК РФ) совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений. Последовательное изъятие и перемещение или изъятие и уничтожение даже нескольких пограничных знаков в течение небольшого непрерывного периода на локальном участке Государственной границы РФ, охватываемое единым умыслом виновного, не образует признака неоднократности.
 К тяжким последствиям в смысле ч. 2 ст. 323 УК РФ могут быть отнесены: нарушение нормального функционирования участка Государственной границы РФ; вызванное этим существенное нарушение конституционных прав граждан (права на свободный выезд за пределы РФ); срыв сроков выполнения международного договора; причинение крупного имущественного ущерба и иные подобные последствия.
 Субъективная сторона деяния в виде неоднократно совершенного изъятия, перемещения или уничтожения пограничных знаков тождественна субъективной стороне деяния, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 323 УК РФ. Субъективная сторона изъятия, перемещения или уничтожения пограничных знаков, повлекших тяжкие последствия, характеризуется прямым умыслом по отношению к названным действиям и прямым или косвенным умыслом по отношению к последствиям.
  Уклонение от прохождения военной и альтернативной службы (ст. 328 УК РФ)
 Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является общественное отношение, обеспечивающее установленный Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными актами порядок призыва на военную службу лиц, годных для несения такой службы.
 Объективная сторона преступления, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 328 УК РФ, характеризуется как бездействие в форме уклонения от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.
 Военная служба – это особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (ч. 1 ст. 35 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)*.
 
 *См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 9. Ст. 325.
 
 Призыв на действительную военную службу осуществляется в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. в редакции Федерального закона РФ от 29 апреля 1995 г. и объявляется Указом Президента РФ в сроки, установленные ст. 22 данного Закона.
 Согласно ст. 52 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» военные сборы используются для подготовки или переподготовки к военной службе, то есть не являются действительной военной службой.
 Положение ч. 2 ст. 6 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» о том, что гражданин, не явившийся по повестке военного комиссара о призыве на военные сборы, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу, не соответствует буквальному толкованию текста ч. 1 ст. 328 УК РФ.
 Законными основаниями для освобождения от военной службы являются: признание лица не годным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья; прохождение или наличие пройденной военной или альтернативной службы; наличие пройденной военной службы в вооруженных силах другого государства; наличие судимости за совершение тяжкого преступления. Право на освобождение от призыва на военную службу имеет также гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву (ст. 23 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
 Подделка документов в целях уклонения от призыва на военную службу либо использование с той же целью заведомо подложного документа квалифицируется как совокупность преступлений, ответственность за которые установлена ч. 1 (или 2) ст. 327 УК РФ и ч. 1 ст. 328 УК РФ либо ч. 3 ст. 327 УК РФ и ч. 1 ст. 328 того же УК соответственно,
 Субъектом уклонения от призыва на военную службу может быть лицо мужского пола, являющееся гражданином РФ, достигшее 18-ти лет ко дню призыва, не имеющее права на освобождение или на отсрочку от призыва на военную службу.
 Субъективная сторона уклонения от призыва на военную службу характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что не выполняет обязанностей, связанных с призывом на военную службу, без законных на то оснований, и желает совершить такие действия.
 Часть 2 ст. 328 УК предусматривает ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы.
 Альтернативная гражданская служба – вид службы, которую гражданин Российской Федерации обязан нести взамен военной службы в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных законом случаях (ст. 59 Конституции РФ). Согласно п. «а» ст. 1 Постановления Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» положение данного Закона, касающееся альтернативной службы, вводится в действие с момента введения в действие Закона РФ об альтернативной службе, который к моменту завершения работы над данной рукописью не был принят.
 Привлечение к уголовной ответственности за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, возможно лишь после вступления в силу федерального закона, регламентирующего правовые основания прохождения данного вида обязательной гражданской службы.
 Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК РФ)
 Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является общественное отношение, обеспечивающее установленный Указами Президента РФ (впредь до принятия, согласно ст. 70 Конституции РФ, соответствующего федерального конституционного закона) порядок использования Государственного герба РФ и Государственного флага РФ, являющихся символами государственной власти и государственного суверенитета РФ.
 Предметом рассматриваемого преступления являются Государственный герб РФ и Государственный флаг РФ.
 Государственный герб – официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках, иногда на Государственном флаге. Описание Государственного герба РФ и порядок его использования установлены Указом Президента РФ «О Государственном гербе Российской Федерации» от 30 сентября 1993 г.*
 
 *См.: Собрание актов Президента и Правительстве Российской Федерации. 1993. № 49. Ст.4961
 
 Государственный флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Описание и статус Государственного флага РФ установлены Положением о Государственном флаге РФ, утвержденным Указом Президента РФ «О Государственном флаге Российской Федерации» от 1 декабря 1993 г.*
 
 *См.: Там же. № 51. Ст. 4961.
 
 В дальнейшем Государственный флаг РФ и Государственный герб РФ, их описание и порядок официального использования, согласно ч. 1 ст. 70 Конституции РФ, должны быть установлены федеральным конституционным законом,
 Объективная сторона надругательства над Государственным гербом РФ и Государственным флагом РФ характеризуется совершением активных действий в виде умышленного уничтожения или повреждения любого из названных предметов любым способом (путем нанесения на них надписей и рисунков оскорбительного содержания, использования в оскорбляющем нравственность качестве, срывания и т. п.).
 Преступление следует считать оконченным с момента начала действий, направленных на уничтожение или повреждение любого из указанных символов государственного суверенитета РФ.
 Надругательство над гербами и флагами других государств, субъектов РФ, должностных лиц и общественных организаций при отсутствии признаков хулиганства следует квалифицировать как вандализм (ст. 214 УК РФ).
 Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-ти лет. Лица в возрасте 14-ти или 15-ти лет несут уголовную ответственность за оскорбительные действия по отношению к Государственному гербу РФ и Государственному флагу РФ лишь при наличии признаков вандализма, хулиганства при отягчающих обстоятельствах либо умышленного уничтожения или повреждения последних общеопасным способом или при наступлении тяжких последствий соответственно по ст. 214, ч. 2 или 3 ст. 213 либо ч. 2 ст. 167 УК РФ без ссылки на ст. 329 данного УК .
 Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется ви- 1 (юй в форме прямого умысла.
 
 § 3. Преступления, посягающие на официальный порядок удостоверения и реализации прав и законных интересов юридических и физических лиц
 Приобретение или сбыт официальных документов и
 государственных наград (ст. 324 УК РФ)
 Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является общественное отношение, обеспечивающее установленный законами и подзаконными нормативными актами порядок выдачи и приобретения официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также награждения, получения и обращения с государственными наградами РФ, РСФСР и СССР.
 Предметом рассматриваемого преступления могут альтернативно выступать официальный документ, государственная награда РФ, РСФСР или СССР, имеющая материальную форму.
 Документ – это надлежащим образом оформленный материальный носитель каких-либо сведений, предназначенный для удостоверения юридически значимых факта или события (информация, отраженная на бумаге, фото-, кино-, аудио- или видеопленке, пластике, существующая в виде компьютерной записи или в иной воспринимаемой человеком материальной форме).
 Самостоятельным типом документов является компьютерная запись, отвечающая требованиям электронного документа согласно ст. 39 Арбитражного процессуального кодекса РФ, которой данной вид документа приравнивается к письменным. Документом является как собственно компьютерная запись, так и предмет, с помощью которого она фиксируется (магнитный диск, магнитная лента, перфолента и др.) или изготавливается (процессор, принтер, сканер и т. п.).
 Электронный документ должен обладать: всеми реквизитами юридически значимого документа (наименование и местонахождение организации – создателя документа; код лица, изготовившего документ; код лица, ответственного за изготовление документа на компьютерном носителе; код лица, утвердившего документ); формой, доступной для непосредственного восприятия человеком (че-ловекочитаемой формой)*.
 
 *См.: Инструктивное указание Государственного арбитража СССР от 29 июня 1979 г. № И-1-4 «Об использовании в качестве доказательств по арбитражным делам документов. подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники» // Систематизированный сборник указаний Государственного арбитража при Совете Министров СССР. М., 1989. С.47-49.
 
 Официальный документ – это документ, составленный (изготовленный), выданный или находящийся в обороте государственных (муниципальных) органов, учреждений, организаций и предприятий и отвечающий определенным требованиям.
 Единые правила оформления официальных документов утверждены распоряжением руководителя Администрации Президента РФ № 2385 от 17 декабря 1994 г.
 Государственные награды – ордена, медали орденов, почетные звания, почетные грамоты, учрежденные в соответствии с законодательством РФ, РСФСР и СССР (орден «Победа», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медаль «За храбрость», звание «Герой Российской Федерации», почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР и др.) как знаки отличия физических, а иногда и юридических лиц за трудовые или военные заслуги*.
 
 *См.: Указ Президента Российской Федерации «О государственных наградах Российской Федерации» № 442 от 2 марта 1994 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 10; Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 29. Ст. 479.
 
 Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в незаконном (то есть нарушающем действующие законы и иные нормативные акты) приобретении (покупка, находка, мена, получение в дар либо в качестве залога и т. п.) либо сбыте (продажа, мена, передача в дар, уплата долга, передача в залог и т. п.) официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а равно государственных наград РФ, РСФСР и СССР.
 Незаконно приобретаемый или сбываемый документ должен предоставлять кому-либо (не обязательно виновному) юридически значимое право или освобождать кого-либо (также не обязательно приобретателя или сбытчика) от юридически значимой обязанности.
 Незаконное приобретение или сбыт неофициальных (личных документов, документов коммерческих организаций, не находящихся в официальном обороте), влечет уголовную ответственность в случаях, предусмотренных уголовным законом: нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ), незаконное получение сведений, составляющих коммерческую тайну (ст. 183 УК РФ) и др.
 Субъект данного преступления – лицо, достигшее 16-ти лет.
 Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Приобретение или сбыт официальных документов, содержащих сведения, составляющие банковскую или коммерческую тайну, с целью их разглашения либо незаконного использования, либо содержащих сведения, составляющие государственную тайну, с целью нанесения ущерба внешней безопасности РФ, квалифицируются соответственно по ст. 183,275 или 276 УК РФ.
 Похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325 УК РФ)
 Непосредственным объектом рассматриваемого деяния является общественное отношение, обеспечивающее установленный законами и иными нормативными актами порядок оборота официальных документов и средств их идентификации.
 Предметом деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 325 УК РФ, могут быть лишь официальный документ и такие средства их идентификации, как штамп или печать.
 Содержание понятий «документ» и «официальный документ» тождественно рассмотренным применительно к деянию, ответственность за которое установлена ст. 324 УК РФ. Признак «официальный» следует распространять и на понятия «штамп» и «печать».
 Штамп (stampa – печать) – особая разновидность печатной формы, служащей для производства оттиска на документах, выполненных на бумаге, содержащей текстуальную информацию о полном наименовании юридического лица, его адресе, дате отправления документа. Иногда содержание штампа дополняется изображением национального герба.
 Печать – печатная форма (прибор), содержащая рельефное или углубленное изображение текста (текста и рисунка) с полным наименованием юридического или физического лица, служащая для производства оттиска на бумаге, сургуче, пластилине и иных материалах. Оттиск печати, в отличие от оттиска штампа, не подлежит исправлениям и дополнениям.
 Отдельный вид образуют так называемые гербовые печати, которые имеют правильную круглую форму с изображением государственного герба.
 Объективная сторона преступления, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 325 УК РФ, характеризуется совершением с официальным документом, штампом или печатью любого из следующих действий: похищения, уничтожения, повреждения либо сокрытия, которое может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия.
 Под похищением официального документа (штампа, печати) следует понимать противоправное изъятие из официального документооборота или владения и (или) обращение в свою пользу или пользу другого лица указанных предметов с корыстной или иной личной целью. Похищение государственной ценной бумаги должно квалифицироваться не как похищение документа, а как приготовление к хищению, относящемуся к тяжкому или особо тяжкому преступлению, покушение на хищение или хищение имущества по одной из статей УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления против собственности.
 Уничтожение документа (штампа, печати) – это необратимое разрушение указанных предметов, не позволяющее идентифицировать их и использовать (или применить) по прямому назначению,
 Повреждением документа (штампа, печати) следует считать нанесение указанным предметам вреда, при котором хотя и возможна их идентификация, но существенно затруднено или невозможно их использование (применение) по прямому назначению без восстановительных действий.
 Сокрытие документа (штампа, печати) – это утаивание, не позволяющее адресату, владельцу, исполнителю, пользователю указанных документов (предмета для его изготовления) воспользоваться им по назначению.
 Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое лицо, достигшее 16-ти лет, за исключением лиц, перечисленных в примечаниях к ст. 201 и 285 УК РФ, использовавших для совершения указанных действий свое служебное положение. Данные лица в этом случае должны нести ответственность соответственно по ст. 201 либо 285 УК РФ, по ст. 286 либо 287 УК РФ.
 Субъективная сторона преступления, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 325 УК РФ, характеризуется виной в форме прямого умысла, конкретизированного альтернативно корыстным либо иным личным мотивом (месть, зависть, карьеристские побуждения и др.).
 Содержание понятий «корыстная заинтересованность» и «иная личная заинтересованность» в основе тождественно содержанию аналогичных признаков субъективной стороны раннее рассмотренных преступлений.
 В ч. 2 ст. 325 УК РФ предусмотрена обособленная ответственность за похищение у гражданина паспорта или иного важного личного документа.
 Паспорт – универсальный документ, удостоверяющий личность и гражданство лица в РФ и ряде зарубежных государств (паспорт гражданина, общегражданский заграничный паспорт, служебный заграничный паспорт).
 К другим важным личным документам относятся: а) документы, выполняющие функции паспорта в РФ в отношении отдельных категорий граждан (удостоверение личности военнослужащего, свидетельство о рождении, военный билет, пенсионное удостоверение и др.)*; б) документы, выполняющие функции паспорта в некоторых зарубежных странах (водительское удостоверение, карточка страхователя и др.); в) иные документы, относящиеся к важным личным документам в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой (диплом об окончании вуза, дипломы и аттестаты о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, служебное удостоверение, трудовая книжка и др.).
 
 *См., например: Перечень оснований и документов, подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации. Утвержден Приказом МВД РФ № 210 от 5 мая 1993 г. с изменениями, внесенными приказом МВД РФ № 330 от 30 июня 1994 г. // Российские вести. 1993. 20 мая; 1994. 11 авг.
 
 Объективная сторона преступления, ответственность за которое установлена в ч. 2 ст. 325 УК РФ, выражается в окончательном (безвозвратном) завладении или обращении в свою пользу либо пользу других лиц чужого паспорта или другого важного личного документа.
 Субъект данного преступления – любое лицо, достигшее 16-ти лет.
 Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивы и цели похищения паспорта или другого важного личного документа квалифицирующего значения не имеют.
 Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ)
 Непосредственный объект рассматриваемого преступления имеет сложную структуру и включает: основной непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие установленный законами и подзаконными нормативными актами порядок приобретения, регистрации и передачи прав на владение, пользование и распоряжение транспортными средствами; обязательный дополнительный непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие право собственности на транспортное средство.
 Предметом рассматриваемого преступления являются идентификационный номер, номера кузова, шасси, двигателя, государственный регистрационный знак транспортного средства, транспортное средство.
 Идентификационный номер транспортного средства (VIN) – это номер, присвоенный транспортному средству предприятием-изготовителем, который используется для маркировки некоторых частей транспортных средств. Номера кузова (коляски, прицепа), шасси (рамы), двигателя – порядковые производственные номера, присваиваемые отдельным агрегатам и узлам транспортного средства предприятием-изготовителем. Государственный регистрационный знак транспортного средства – это специальное средство идентификации, устанавливаемое на транспортном средстве по решению органов автомобильной инспекции.
 Образцы государственных регистрационных знаков утверждаются нормативными актами МВД РФ.
 Понятие «транспортное средство» подробно рассмотрено применительно к анализу деяния, наказуемого согласно ст. 264 УК РФ. Под транспортным средством в смысле ст. 326 УК РФ следует понимать транспортное средство, принадлежащее виновному на праве собственности либо в отношении которого виновный уполномочен совершать сделки.
 Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 326 УК РФ, характеризуется совершением альтернативных деяний в виде: 1) альтернативных подделки или уничтожения идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделки государственного регистрационного знака транспортного средства; 2) сбыта транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком.
 Под подделкой идентификационного номера (номера кузова, шасси, двигателя) понимается изменение любым способом (перебивка, наплавление, фрезерование и др.) части (отдельных частей) или всего подлинного номера либо нанесение полностью фиктивного номера (в случае, если такой номер отсутствовал).
 Уничтожение идентификационного номера (номера кузова, шасси, двигателя) – необратимая полная ликвидация номера, в результате которой невозможно идентифицировать соответствующее транспортное средство (отдельный его агрегат).
 Подделкой регистрационного знака транспортного средства следует считать изменение любым способом значимых реквизитов знака (номер, серия, порядковый номер региона, обозначение страны, на территории которой зарегистрировано данное транспортное средство, и др.).
 Субъектом подделки и уничтожения средств идентификации транспортного средства может быть любое лицо, достигшее 16-ти лет.
 Субъективная сторона подделки или уничтожения идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделки государственного регистрационного знака характеризуется виной в форме прямого умысла, конкретизированного альтернативной целью: эксплуатации или сбыта транспортного средства.
 Сбыт транспортного средства в смысле ст. 326 УК РФ – продажа, сдача в аренду, дарение, передача в качестве предмета залога и иные подобные сделки с транспортным средством, совершенные его собственником или законным (фактическим) владельцем.
 Субъектом сбыта транспортного средства может быть лицо, достигшее 16-ти лет, являющееся владельцем транспортного средства или уполномоченным на осуществление сделки с данным транспортным средством.
 Сбыт транспортного средства лицом, которому транспортное средство не принадлежит на праве собственности, а равно лицом, не уполномоченным в соответствии с законом на осуществление сделки в отношении данного транспортного средства, квалифицируется как мошенничество (ст. 159 УК РФ) либо как причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием без признаков хищения (ст. 165 УК РФ), которые являются более опасными преступлениями.
 Субъективная сторона сбыта транспортного средства характеризуется виной в форме прямого умысла.
 Квалифицирующими признаками рассматриваемого деяния, указанными в ч. 2 ст. 326 УК РФ, альтернативно являются: неоднократность, совершение деяния группой предварительно сговорившихся лиц или совершение преступления организованной группой, содержание которых в основе соответствует содержанию аналогичных признаков ранее рассмотренных деяний.
 Самоуправство (ст. 330 УК РФ)
 Непосредственным объектом рассматриваемого преступления выступает общественное отношение, обеспечивающее основанный на законах, подзаконных нормативных актах и заключаемых в соответствии с ними договорах порядок приобретения, изменения и прекращения прав, а также реализации обязанностей физическими и юридическими лицами.
 Первым признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является деяние, имеющее форму самоуправных, т.е. противоречащих законам и иным нормативным правовым актам, действий, правомерность которых оспаривается гражданином или организацией.
 Обязательным условием наступления ответственности по ст. 330 УК РФ является оспаривание правомерности самоуправных действий гражданином или организацией.
 Под оспариванием в смысле ст. 330 УК РФ следует понимать объявление в той или иной форме заинтересованным лицом (организацией) о нарушении своего (чужого) действительного или предполагаемого права самоуправным деянием (например, путем подачи заявления или жалобы в суд, прокуратуру, орган внутренних дел или иной орган, призванный обеспечить защиту права заявителя и иные установленные формы объявления своих прав). Наличие такого права должно быть известно виновному.
 Нарушением установленного порядка в смысле ст. 330 УК РФ следует признавать совершение какого-либо действия (завладение участком земли, возведение препятствий на дороге, снятие денег со счета и т. п.) либо (вопреки букве закона) бездействие в случаях, когда виновный был обязан действовать согласно правовому акту или договору (уклонение от перечисления денег, передачи иного имущества и т. п.), нарушающих установленный нормативным актом порядок (способ) приобретения или реализации прав.
 Такой порядок может быть установлен как законом (Конституция РФ, ГК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.), так и иным правовым актом общего действия (Указ Президента РФ, постановление Правительства РФ, приказ МВД РФ, нормативное решение органа местного самоуправления).

<< Пред.           стр. 28 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу