<< Пред.           стр. 29 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 В случаях, предусмотренных УК РФ, нарушения установленного порядка приобретения или реализации прав могут образовывать самостоятельные составы иных преступлений: нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ); нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ); отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ); неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели'хищения (ст. 166 того же УК ).
 Понятие существенного вреда как обязательного последствия самоуправства является оценочным. Признание вреда существенным прежде всего зависит от оценки значимости ущерба потерпевшим физическим лицом или понесшим ущерб юридическим лицом, от их фактического имущественного положения или финансового состояния, а также от сложившейся к моменту совершения преступления судебной практики по соответствующей категории дел.
 Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-ти лет. Должностное лицо, совершившее самовольные действия с нарушением установленного нормативно-правовым актом порядка, несет ответственность по ст. 286 УК РФ или ст. 288 того же УК за превышение должностных полномочий или за отказ в предоставлении информации (документов) Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ соответственно.
 Субъективная сторона самоуправства, ответственность за которое установлена в ч. 1 ст. 330 УК РФ, характеризуется прямым или косвенным умыслом по отношению к причинению существенного вреда.
 Обязательным признаком самоуправства является самовольность: виновный осознает, что действует (бездействует) без разрешения (санкции) лица (лиц), право которого данное деяние нарушает.
 Квалифицирующими признаками самоуправства являются: а) применение насилия или б) угроза применения насилия.
 Понятие насилия в смысле ст. 330 УК РФ не охватывает умышленного причинения здоровью потерпевшего тяжкого вреда. Содержание понятия «угроза причинения насилия» в основе совпадает с содержанием аналогичного понятия, рассмотренного применительно к составу применения насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ).
 Субъективная сторона самоуправства, ответственность за которое установлена в ч. 2 ст. 330 УК РФ, характеризуется виной в форме прямого умысла по отношению к самовольным действиям, сопровождаемым применением насилия или угрозы его применения
 Причинение при самоуправстве тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего по неосторожности квалифицируется по ч. 1 ст. 330 УК РФ и ст. 118 того же УК .
 Глава ХLI
 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
 § 1. Понятие, система и виды преступлений против военной службы
 Преступления против военной службы, согласно ст. 331 УК РФ, – это предусмотренные статьями главы 33 УК РФ преступления против прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
 Уголовную ответственность в соответствии со статьями гл. 33 УК РФ несут также военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ (ч. 2 ст. 331 УК ).
 В гл. 33 УК РФ не предусмотрена ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время или в боевой обстановке. Уголовная ответственность за подобные преступления, в соответствии с ч. 3 ст. 331 УК РФ, определяется законодательством РФ военного времени.
 Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ и создаваемых на военное время специальных формированиях*.
 
 *См.: Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. (ст. 2) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
 
 Установленный порядок прохождения военной службы – это порядок исполнения обязанностей военной службы, определяемый Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 Особенности прохождения военной службы при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 Особенности прохождения военной службы военнослужащими, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, определяются УК РФ, УИК РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ*.
 
 *См.: Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. (ст. 2) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
 
 Формы исполнения обязанностей военной службы определяются в соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе».
 Вооруженные Силы РФ составляют Министерство обороны и подчиненные ему Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот, Войска противовоздушной обороны, Ракетные войска стратегического назначения, Военно-Космические Силы.
 Другие войска РФ – Пограничные войска ФПС РФ, внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны*.
 
 *См.: Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. (ст. 1) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. От. 2750.
 
 Воинские формирования РФ – инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
 Преступления, предусмотренные в гл. 33 УК РФ, имеют своим типовым и одновременно родовым объектом общественные отношения, обеспечивающие урегулированный нормами права порядок прохождения военной службы. К числу нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие названные отношения, следует отнести: Конституцию РФ, Федеральные законы «Об обороне» от 31 мая 1996 г., «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г.; общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ 1993 г. и другие нормативные акты.
 Под порядком прохождения военной службы следует понимать совокупность воинских правоотношений. Этот порядок включает в себя: отношения, складывающиеся между военнослужащими, вт. ч. отношения подчиненности (уставные взаимоотношения); отношения, обеспечивающие соблюдение воинской чести; отношения, обеспечивающие выполнение конституционной воинской обязанности по прохождению военной службы; отношения, обеспечивающие несение специальных служб, дежурств и патрулирования; отношения, обеспечивающие сбережение военного имущества; отношения, обеспечивающие безопасные условия обращения с оружием, а также безопасные управление и эксплуатацию военной техники (машин, летательных аппаратов и кораблей).
 Преступления против военной службы классифицируются на основе критерия содержания непосредственного объекта посягательств на следующие группы: 1) преступления, посягающие на уставные взаимоотношения (ст. 332, 333, 334, 335 УК РФ); 2) преступления, посягающие на отношения, обеспечивающие соблюдение воинской чести (ст. 336); 3) преступления, посягающие на отношения, обеспечивающие выполнение конституционной воинской обязанности по прохождению военной службы (ст. 337, 338, 339 УК РФ); 4) преступления, посягающие на отношения, обеспечивающие несение специальных служб, дежурства или патрулирования (ст. 340,341,342,343,344,345 УК РФ); 5) преступления, посягающие на отношения, обеспечивающие сбережение военного имущества (ст. 346, 347, 348 УК РФ); 6) преступления, посягающие на отношения, обеспечивающие безопасное обращение с оружием, безопасные управление или эксплуатацию военной техники (машин, летательных аппаратов, кораблей) (ст. 349. 350, 351, 352 УК РФ).
 В некоторых преступлениях обязательным признаком является предмет: оружие (ч. 2 ст. 338); объекты, охраняемые караулом (вахтой) (ст. 342); оружие, боеприпасы или предметы военной техники (ст. 346-348); оружие, боеприпасы, радиоактивные материалы, взрывчатые или иные вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих, военная техника (ст. 349); боевая, специальная или транспортная машина (ст. 350); военный летательный аппарат (ст. 351); военный корабль (ст. 352).
 В гл. 33 УК РФ имеются составы преступлений, обязательным признаком которых является потерпевший (потерпевшие) (ст. 332-336, 343, 349-352).
 С объективной стороны преступления против военной службы характеризуются в большинстве случаев как действием, так и бездействием (ст. 337-344, 348-352). Вместе с тем есть составы, объективная сторона которых предполагает совершение деяния либо только в форме действия (ст. 333-336, 345-347), либо только в форме бездействия (ст. 332 УК РФ).
 Большинство составов сконструированы законодателем как материальные, т.е. такие, в которых обязательным признаком объективной стороны являются преступные последствия (ст. 332, 342-344, 346-352 УК РФ).
 Ряд составов относятся к формальным, т.е. таким, в которых преступные последствия не являются признаком объективной стороны состава (ст. 333-339, 345 УК РФ).
 Для преступлений с материальным составом обязательным является установление причинной связи между наступившими последствиями и деянием субъекта преступления.
 Все без исключения составы преступлений против военной службы характеризует наличие специального субъекта преступления – военнослужащего, которым является гражданин, проходящий военную службу.
 Субъектом преступлений, предусмотренных в гл. 33 УК РФ, являются военнослужащие, относящиеся к одной из следующих категорий: 1) проходящие военную службу по призыву; 2) проходящие военную службу по контракту; 3) граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения военных сборов; 4) военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ.
 К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, относятся: а) граждане мужского пола в возрасте от 18-ти до 27-ми лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, призванные на военную службу; б) граждане мужского пола в возрасте от 18-ти до 27-ми лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, призванные на военную службу.
 Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу, срок военной службы устанавливается продолжительностью 24 месяца.
 Для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, проходящих военную службу по призыву, срок военной службы устанавливается продолжительностью 12 месяцев.
 Началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы, а для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, – день убытая к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата.
 Для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания перечисленных выше образовательных учреждений, которым присвоено воинское звание офицера, – день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссаром по окончании указанных образовательных учреждений.
 Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы*.
 
 *См.: Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. (ст. 38). // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
 
 Факт и момент принесения Военной присяги не влияет на признание лица военнослужащим. Гражданин приносит Военную присягу по прибытии к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки либо по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов.
 Вместе с тем до приведения к Военной присяге военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника; на военнослужащего не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста*.
 
 *См.: Там же (ст. 40,41).
 
 Гражданин, не явившийся по повестке военного комиссара о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважительной причины или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу по ч. 1 ст. 328 УК РФ.
 К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся граждане, заключившие с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, контракт о прохождении военной службы письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
 Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключить граждане в возрасте от 18-ти до 40 лет. ,
 В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
 Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом, в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части.
 Началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
 Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.
 Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования заключают новый контракт о прохождении военной службы.
 Граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в указанные образовательные учреждения заключают контракт о прохождении военной службы до начала обучения*.
 
 *См.: Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. (ст. 35) // Собрание законодательства РФ. 1998. N13. Ст. 1475.
 
 К числу граждан, пребывающих в запасе, проходящих военные сборы, относятся граждане, зачисленные в запас Вооруженных Сил РФ (ВС РФ), призванные для подготовки к военной службе на военные сборы.
 Запас ВС РФ создается из числа граждан: уволенных с военной службы с зачислением в запас; прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования; не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении ими возраста 27-ми лет; не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам; прошедших альтернативную гражданскую службу; женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
 Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном законом порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета*.
 
 *См.: Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. (ст. 52, 53) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
 
 Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться не чаще одного раза в три года на военные сборы продолжительностью два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.
 Порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством РФ*.
 
 *См.: Положение о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе. Утв. Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. № 605 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 28. Ст. 2595.
 
 Начальный и конечный моменты принадлежности лица к названной категории военнослужащих определяются первым и последним днем прохождения военных сборов.
 Граждане мужского пола, обучающиеся по программам подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам. Однако граждане, проходящие подготовку на подобных учебных сборах и стажировках, не могут признаваться субъектами преступлений против военной службы, т. к. еще не относятся к категории граждан, пребывающих в запасе.
 К категории военнослужащих относятся также военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны, других министерств и ведомств РФ.
 Некоторые преступления против военной службы могут быть совершены лишь военнослужащими, обладающими определенными дополнительными качествами и признаками (ст. 332, 334,335, ч. 2 ст. 336, 337, 340, 342, 343, 344, 345, 348 УК РФ).
 Лица, достигшие 16-ти лет, хотя и не являющиеся военнослужащими, но принимающие участие в совершении преступлений против военной службы наряду с военнослужащими, могут привлекаться к уголовной ответственности за соучастие в таких преступлениях в качестве организаторов, подстрекателей или пособников на основании ч. 4 ст. 34 УК РФ.
 Субъективная сторона преступлений, предусмотренных в гл. 33 УК РФ, характеризуется как умышленной формой вины (ст. 332-346), так и неосторожной формой вины (ст. 332, п. «в» ч. 2 ст. 333, п. «в» ч. 2 ст. 334, п. «д» ч. 2 и ч. 3 ст. 335, ст. 340-344, ст. 347-352 УК РФ).
 Для некоторых преступлений квалифицирующими признаками являются мотив и цель преступления (ст. 333, 334, 338, 339 УК РФ).
 В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные статьями гл. 33 УК РФ, относятся, в большинстве своем, к преступлениям небольшой или средней тяжести. Преступления, предусмотренные ст. 338, 351, 352, а также ч. 2 ст. 333, ч. 2 ст. 334, ч. 3 ст. 335, ч. 2 ст. 339, ч. 2 ст. 340, ч. 3 ст. 343, ч. 3 ст. 350 УК РФ, относятся к тяжким преступлениям. Преступления, относящиеся к особо тяжким, в рассматриваемой главе УК РФ не предусмотрены.
 
 § 2. Преступления против уставных взаимоотношений военнослужащих
 Неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ)
 Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие подчиненность, т.е. урегулированные нормами права (Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил РФ, другие нормативными акты) отношения между начальниками и подчиненными, возникающие в процессе исполнения ими обязанностей военной службы.
 В основе этих отношений лежит принцип единоначалия, суть которого состоит в сосредоточении в руках начальника всех функций управления подчиненными и предполагает беспрекословное повиновение подчиненных начальникам, безусловное и точное выполнение подчиненными приказов начальников. Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» исполнением обязанностей военной службы считает, в числе других, выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником). При этом командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ.
 Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 37 названного Федерального закона РФ).
 Опасность неисполнения приказа заключается в том, что это деяние может вызвать неорганизованность и беспорядок, привести к срыву выполнения стоящих перед военной службой задач и другим тяжким последствиям.
 Объективная сторона данного преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: деяния, последствия и причинной связи между ними. Состав преступления материальный. Оконченным преступление признается с момента наступления предусмотренных в статье последствий.
 Деяние состоит в невыполнении предписаний приказа начальника или в его неточном исполнении.
 Начальником признается лицо, которому постоянно или временно подчинены другие военнослужащие. При совместном выполнении службы военнослужащими, не подчиненными друг другу, а также при равных должностях, начальником признается старший из них по воинскому званию.
 Приказом является обязательное для исполнения требование начальника о совершении или несовершении подчиненным определенных действий по службе. Приказ может быть отдан в устной или письменной форме. Способ доведения приказа начальника до сведения подчиненного может быть различен: непосредственно или через других лиц; по телефону, телеграфу, радио и иным способом. По отдельным вопросам службы может быть установлена конкретная форма и способ отдачи приказов (например, по вопросам расходования денежных средств). Приказ может быть отдан как в расположении места службы, так и за пределами ее расположения.
 Подчиненный не имеет права обсуждать приказ. За последствия исполнения приказа начальника подчиненный ответственности не несет, за исключением случаев выполнения заведомо неправомерных, уголовно наказуемых деяний.
 Неисполнение приказа может выразиться как в форме действия, так и бездействия. В форме действия неисполнение приказа может быть совершено путем открытого заявления о нежелании исполнить приказ или демонстративных действий, свидетельствующих о нежелании подчиненного повиноваться приказу своего начальника (неповиновение). В форме бездействия неисполнение приказа может быть совершено путем невыполнения действий, предписанных приказом, либо путем отступления от предписаний приказа или явно несвоевременного их осуществления.
 Отказ от выполнения приказа может быть публичным (перед строем, во время учебных занятий) или заявлен начальнику (лицу, передавшему приказ начальника) наедине.
 Следует отличать отказ от исполнения приказа и пререкание, когда подчиненный выражает свое недовольство по поводу отданного приказа, но приказ исполняет. Пререкание не влечет уголовной ответственности по ст. 322 УК РФ.
 Установленный порядок отдания приказа определяется в Уставе внутренней службы (ст. 31, 36, 37,64).
 Уголовная ответственность за неисполнение приказа наступает лишь при наступлении последствий в виде причинения существенного вреда интересам службы. Под существенным вредом интересам службы следует понимать подрыв воинской дисциплины в воинском подразделении, нанесение ущерба воинской части, причинение вреда здоровью людей и т. п., физический, материальный, моральный вред, связанный с отношениями подчиненности.
 Субъектом рассматриваемого преступления является военнослужащий, который по служебному положению или воинскому званию постоянно или временно подчинен начальнику, отдавшему приказ.
 Субъективная сторона данного преступления предполагает вину в форме прямого или косвенного умысла.
 Квалифицирующими обстоятельствами неисполнения приказа, предусмотренными ч. 2 данной статьи, являются совершение его группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия. Понятия группы лиц, группы лиц по предварительному сговору и организованной группы охарактеризованы в ряде предыдущих глав.
 Под тяжкими последствиями следует понимать срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности, вывод из строя боевой техники, несчастные случаи с людьми, причинение крупного материального ущерба.
 Отношение к последствиям, предусмотренным ч. 1 и 2 ст. 332 УК РФ, может характеризоваться неосторожной формой вины (легкомыслием или небрежностью).
 В ч. 3 указанной статьи установлена ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия.
 Субъективная сторона преступления, предусмотренного этой частью статьи, предполагает вину в форме неосторожности (легкомыслия или небрежности).
 Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ)
 Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие порядок подчиненности в период несения обязанностей военной службы между военным начальником, а равно лицом, исполняющим возложенные на него обязанности военной службы, и их подчиненным. Обязательный дополнительный непосредственный объект альтернативен – общественные отношения, обеспечивающие здоровье, телесную неприкосновенность или свободу личности (при насилии), либо общественные отношения, обеспечивающие безопасность этих благ личности, а также жизни (при угрозе применения насилия).
 Объективная сторона данного преступления характеризуется только действиями. Ими являются альтернативно: сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, либо принуждение его к нарушению этих обязанностей в сочетании с любым из двух действий – насилием или угрозой его применения.
 Сопротивлением признается действие, направленное на воспрепятствование начальнику или иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, исполнению возложенных на них обязанностей военной службы. При этом лица, которым оказывается сопротивление, должны находиться в состоянии выполнения той или иной конкретной обязанности по военной службе.
 Принуждением начальника, а равно иного лица, исполняющего возложенные на него обязанности военной службы, к нарушению этих обязанностей признается предъявление конкретных требований, направленных на незаконное прекращение исполнения или изменения характера исполняемых обязанностей военной службы, т.е. нарушению этих обязанностей.
 Содержание понятий применения насилия и угрозы применения насилия в основе совпадает с содержанием аналогичных понятий, рассмотренных ранее при анализе преступлений против жизни и здоровья.
 Рассматриваемый состав сконструирован законодателем как формальный. Преступление окончено с момента совершения в отношении названных лиц указанных действий, независимо от того, удалось ли виновному воспрепятствовать исполнению обязанностей военной службы или принудить к их нарушению.
 Начальником признается такое же лицо, что и при неисполнении приказа (ст. 332 УК РФ).
 К иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, относятся те военнослужащие, которые исполняют или должны исполнять конкретные обязанности военной службы (находящиеся в составе патруля, караула или наряда внутренней службы; выполняющие конкретные приказания начальников).
 Субъект данного преступления – военнослужащий. Для признания лица субъектом этого преступления не обязательно, чтобы оно находилось в подчинении того, которому оказывается сопротивление или к которому применяется принуждение.
 Субъективная сторона соответствующего преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
 В ч. 2 ст. 333 УК РФ предусмотрены три квалифицирующих признака, характеризующих совершение данного деяния: 1) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а»); 2) с применением оружия (п. «б») и 3) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий (п. «в»). Содержание данных признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений.
 Отношение лица к последствиям, предусмотренным п. «в» ч. 2 ст. 333 УК РФ, может характеризоваться неосторожной формой вины (легкомыслием или небрежностью).
 Насильственные действия в отношении начальника (ст. 334 УК РФ)
 Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие основанную на уставе подчиненность, возникающую в период прохождения военной службы между военными начальниками и их подчиненными. Обязательный дополнительный непосредственный объект -общественные отношения, обеспечивающие здоровье, телесную неприкосновенность и свободу лица, являющегося начальником военнослужащего.
 Объективная сторона данного преступления характеризуется совершением действия в форме нанесения побоев или применения иного насилия во время исполнения начальником обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей.
 Состав преступления по конструкции формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения действий в форме нанесения побоев или применения иного насилия.
 Понятие начальника определено при характеристике объективной стороны неисполнения приказа (ст. 332 УК РФ).
 Понятие нанесения побоев охарактеризовано при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ.
 Под применением иного насилия следует понимать то же, что и при характеристике насилия в ст. 333 УК РФ.
 Под временем исполнения обязанностей военной службы следует понимать установленное распорядком дня служебное время, нахождение в служебной командировке и т. п.
 При самовольном нахождении вне расположения воинской части в служебное время, а также во время отдыха, в увольнении или в отпуске военнослужащий не признается исполняющим обязанности военной службы.
 Субъект названного преступления – военнослужащий, подчиненный по служебному положению или воинскому званию тому начальнику, в отношении которого совершаются насильственные действия.
 Субъективная сторона этого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Совершение же насильственных действий в связи с исполнением обязанностей военной службы предполагает наличие цели воспрепятствовать -исполнению начальником обязанностей военной службы.
 Частью 2 ст. 334 УК РФ предусмотрены три квалифицирующих признака. В их числе совершение деяния: 1) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а»); 2) с применением оружия (п. «б») и 3) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий (п. «в»). Содержание данных признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренных преступлений.
 Отношение лица к последствиям, предусмотренным п. «в» ч. 2 ст. 334 УК РФ, может характеризоваться неосторожной формой вины (легкомыслием или небрежностью).
 Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ)
 Непосредственный объект этого преступления – общественные отношения, обеспечивающие соблюдение уставного порядка взаимоотношений, возникающих в период прохождения военной службы между военнослужащими, не состоящими в отношениях подчиненности друг к другу. Обязательным дополнительным непосредственным объектом данного преступления альтернативно выступают: общественные отношения, обеспечивающие честь и достоинство личности, либо общественные отношения, обеспечивающие здоровье, свободу или телесную неприкосновенность личности.
 Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется только действиями. Обязательным во всех случаях действием является нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. Вторым обязательным действием альтернативно является: 1) унижение чести и достоинства; 2) издевательство над потерпевшим или 3) насилие.
 Унижение чести и достоинства потерпевшего означает оскорбление военнослужащего.
 Издевательство над потерпевшим представляет собой причинение ему физической боли, в том числе путем нанесения побоев.
 Под насилием следует понимать то же, что и применительно к преступлению, предусмотренному ст. 333 УК РФ.
 Субъектом этого преступления является военнослужащий, не относящийся к категории подчиненного или начальника потерпевшего по службе и имеющий одинаковое с ним воинское звание и служебное положение.
 Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
 Частью 2 ст. 335 УК РФ предусмотрены пять квалифицирующих признаков, характеризующих совершение данного преступления: 1) неоднократно (п. «а»); 2) в отношении двух или более лиц (п. «б»); 3) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «в»); 4) с применением оружия (п. «г»); 5) с причинением средней тяжести вреда здоровью (п. «д»). Содержание данных признаков в основе соответствует содержанию аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений.
 Частью 3 ст. 335 УК РФ предусмотрен один особо квалифицирующий признак – причинение тяжких последствий, содержание которого в основе соответствует содержанию аналогичного признака ранее рассмотренных преступлений
 Отношение лица к последствиям, предусмотренным п. «д» ч. 2 и ч. 3 ст. 335 УК РФ, может характеризоваться неосторожной формой вины.
 
 § 3. Преступления против воинской чести
 Оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ)
 Непосредственный объект данного преступления – отношения, обеспечивающие соблюдение воинской чести и достоинства военнослужащего во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы.
 Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением действия в форме оскорбления, под которым понимается унижение чести и достоинства военнослужащего, выраженное в неприличной, циничной форме, противоречащей правилам поведения, которыми регулируются отношения между военнослужащими во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы.
 Преступление считается оконченным с момента совершения предусмотренного в статье действия в любой форме: слов, жестов, действий без применения насилия (плевок, дача пощечины, срывание погон или других знаков различия).
 Для квалификации деяния по ст. 336 не имеет значения, нанесено ли оскорбление публично или наедине с потерпевшим.
 Кроме действия, объективная сторона характеризуется также одним из двух признаков: 1) временем совершения преступления или 2) наличием связи с исполняемыми потерпевшим обязанностями.
 Временем совершения этого преступления признается момент исполнения потерпевшим обязанностей военной службы.
 Связь деяния виновного с исполняемыми потерпевшим обязанностями заключается в том, что оскорбление совершается по поводу обязанностей военной службы, в связи с их содержанием.
 Если противоправные действия совершены на почве личных отношений, а не во время и не в связи с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы, ответственность наступает по ст. 130 УК РФ.
 Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи, является военнослужащий независимо от его звания и служебного положения, не состоящий в отношениях подчиненности с потерпевшим.
 Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
 Частью 2 ст. 336 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак данного преступления в виде совершения его военнослужащим, состоящим в отношениях подчиненности по служебному положению или воинскому званию с потерпевшим либо в качестве начальника, либо в качестве подчиненного.
 
 § 4. Преступления против выполнения конституционной воинской обязанности прохождения военной службы
 Самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ)
 Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие выполнение обязанности граждан РФ проходить (нести) военную службу в соответствии с федеральным законом.
 Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением действия в виде самовольного оставления части или места службы либо бездействия в виде неявки в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения.
 По конструкции данный состав относится к формальным составам. Преступление окончено с момента совершения деяния.
 Признаками объективной стороны рассматриваемого преступления являются альтернативно: место – воинская часть или место службы и время – продолжительность названных действия или бездействия свыше 2-х суток, но не более 10-ти суток.
 Субъект преступления – военнослужащий, проходящий военную службу по призыву.
 Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
 Частью 2 ст. 337 УК РФ предусмотрен один квалифицирующий признак, характеризуемый сочетанием места совершения преступления (дисциплинарная воинская часть) и статуса субъекта преступления (военнослужащий, отбывающий наказание в дисциплинарной воинской части).
 Частью 3 этой статьи предусмотрен особо квалифицирующий признак первого уровня, характеризуемый сочетанием продолжительности отсутствия военнослужащего в части или месте службы без уважительной причины (свыше десяти суток, но не более одного месяца) и статуса субъекта преступления (военнослужащий, проходящий военную службу по призыву или по контракту).
 Частью 4 указанной статьи предусмотрен особо квалифицирующий признак второго уровня, также характеризуемый сочетанием продолжительности деяния (отсутствие военнослужащего в части или месте службы без уважительной причины свыше одного месяца) и статуса субъекта преступления (то же лицо, что и субъект преступления, предусмотренного ч. 3 этой статьи).
 В соответствии с примечанием к ст. 339 УК РФ военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные этой статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств, например болезнью военнослужащего или его близких, неуставными отношениями и т. д.
 Дезертирство (ст. 338 УК РФ)
 Непосредственный объект этого преступления составляют общественные отношения, обеспечивающие выполнение воинской обязанности прохождения военной службы.
 Объективная сторона дезертирства характеризуется совершением действия в виде самовольного оставления части или места службы или бездействия в виде неявки на службу.
 Дезертирство является длящимся преступлением, начинающимся с момента совершения одного из названных деяний и длящимся в течение всего периода времени, пока виновный не будет задержан или не явится с повинной. Продолжительность незаконного отсутствия военнослужащего в воинской части или по месту службы значения не имеет.
 Субъектом преступления является военнослужащий. Достижение дезертиром, проходившим военную службу по призыву, 27-ми лет автоматически не влечет окончание преступления, т.к. окончанием военной службы для него считается дата исключения из списков личного состава воинской части, а не достижение указанного возраста.
 Возраст субъекта преступления, относящегося к категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждан, пребывающих в запасе, проходящих военные сборы, значения не имеет.
 Субъективная сторона этого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемого состава преступления является цель уклонения от прохождения военной службы.
 Частью 2 ст. 338 УК РФ предусмотрены три квалифицирующих признака. Это совершение дезертирства: 1) с оружием, вверенным по службе; 2) группой лиц по предварительному сговору или 3) организованной группой. Содержание данных квалифицирующих признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений.
 В примечании к ст. 338 УК РФ определено основание освобождения от уголовной ответственности военнослужащего, впервые совершившего дезертирство, предусмотренное частью первой рассматриваемой статьи. Для этого дезертирство должно быть следствием стечения тяжелых обстоятельств, например совершено при наличии угрозы жизни или здоровью от неуставных отношений в армии.
  Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК РФ)
 Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие выполнение воинской обязанности прохождения военной службы.
 Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется только действиями. Ими являются уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем альтернативно: симуляции болезни; причинения себе какого-либо повреждения (членовредительства); подлога документов или иного обмана.
 Симуляция болезни предполагает изображение не существующей болезни или отдельных ее симптомов для введения в заблуждение медицинского персонала или руководства с целью получения освобождения от исполнения обязанностей военной службы.
 Причинение себе какого-либо повреждения (членовредительство) выражается в том, что виновный путем искусственного причинения вреда своему здоровью (повреждение различных органов или тканей тела, вызывание заболевания, обострение или усиление имеющегося заболевания) создает основание для освобождения от исполнения обязанностей военной службы.
 В результате подобного действия военнослужащий может быть признан негодным к военной службе либо временно освобожден от несения всех или части воинских обязанностей.
 Лицо, уклоняющееся от исполнения обязанностей военной службы путем членовредительства, будет являться исполнителем этого преступления вне зависимости от того, самостоятельно или с помощью других лиц оно причинило себе какие-либо повреждения. Лица, причинившие военнослужащему по его просьбе какие-либо повреждения, подлежат ответственности по совокупности преступлений за пособничество уклонению от исполнения обязанностей военной службы по ч. 5 ст. 33 и ст. 339 УК РФ, а также статье, предусматривающей ответственность за умышленное причинение телесного повреждения (в зависимости от степени тяжести причиненного вреда).
 Подлог документов представляет собой предоставление фиктивных документов, дающих право на постоянное или временное освобождение от исполнения всех либо некоторых обязанностей военной службы.
 Иной обман заключается в том, что военнослужащий сообщает заведомо ложные сведения с целью получения освобождения от несения обязанностей военной службы либо умалчивает с той же целью об обстоятельствах, могущих повлиять на решение этого вопроса.
  Уклонение от несения обязанностей военной службы путем подкупа должностного лица следует рассматривать как один из видов уклонения путем обмана.
 Субъектом этого преступления является военнослужащий.
 Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
 Частью 2 ст. 339 УК РФ предусмотрен один квалифицирующий признак, характеризующий субъективную сторону, – совершение деяния в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы.
 
 § 5. Преступления против несения специальных служб, дежурства или патрулирования
 Нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 340 УК РФ)
 Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка несения боевого дежурства (в Военно-Морском Флоте боевое дежурство называется боевой службой). Общий порядок боевого дежурства (боевой службы) изложен в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ (гл. 9)*.
 
 *См.: Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Утв. Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. // Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ. М.: Воениздат, 1994. С.7-157.
 
 Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется деянием, последствием и причинной связью между ними.
 Деяние выражается в нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы), которое выражается в отступлении от требований нормативных актов, регламентирующих как общий порядок несения боевого дежурства, так и специальные функциональные обязанности военнослужащего, входящего в состав дежурного подразделения (боевого расчета, дежурной смены пунктов управления и др.). Преступное нарушение правил несения боевого дежурства может выразиться как в действии, так и бездействии, например в самовольном оставлении поста, самовольном отключении специальной аппаратуры, допуске на пост посторонних лиц и т. д.
 Последствиями являются альтернативно: 1) причинение вреда интересам безопасности государства или 2) возможность причинения такого вреда. Причинение вреда интересам безопасности государства – признак оценочный. Поэтому он, как и возможность причинения такого вреда, определяется в каждом отдельном случае на основе анализа и оценки всех фактических обстоятельств содеянного.
 Для наличия данного состава преступления необходима причинная связь между очерченным деянием и последствием. Момент окончания преступления – наступление любого из последствий.
 Часть 2 ст. 340 УК РФ предусматривает один квалифицирующий признак -причинение тяжких последствий. Такими последствиями могут быть признаны те, которые относятся к сфере обеспечения безопасности либо отражения внезапного нападения на РФ. Поскольку причинение тяжких последствий – признак оценочный, он устанавливается правоприменителем на основе анализа и оценки всей совокупности фактических обстоятельств содеянного.
 Часть 3 данной статьи предусматривает привилегированный состав нарушения правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшего тяжкие последствия. Привилегирующим признаком этого преступления, в отличие от предусмотренного ч. 2 ст. 340 УК РФ, является не умышленная, а неосторожная форма вины.
 Субъектом данного преступления может быть только военнослужащий, входящий в состав дежурной смены боевого расчета, экипажа, поста или иного дежурного подразделения. К несению боевого дежурства привлекаются военнослужащие срочной службы и службы по контракту, прапорщики и мичманы, лица офицерского состава. В соответствии со ст. 362 Устава внутренней службы ВС РФ запрещено назначать на боевое дежурство военнослужащих, не приведенных Военной присяге, не усвоивших программу соответствующей подготовки в установленном объеме, бальных и совершивших проступки, по которым ведется расследование.
 Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 340 УК РФ, характеризуется виной в форме умысла, причем только косвенного. При совершении такого нарушения с прямым умыслом в целях причинения вреда территориальной неприкосновенности государства, его государственной безопасности и обороноспособности деяние подлежит квалификации по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против безопасности государства.
 Отношение к последствиям может характеризоваться неосторожной формой вины (легкомыслием или небрежностью).
 Субъективная сторона преступления, ответственность за которое установлена ч. 3 этой статьи, характеризуется виной в форме неосторожности.
 Нарушение правил несения пограничной службы (ст. 341 УК РФ)
 Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка несения специальной службы. Специфика данного порядка вытекает из важности охраны Государственной границы РФ, прав и обязанностей, которыми наделяются лица, несущие пограничную службу.
 Объективная сторона названного преступления характеризуется деянием, последствием и причинной связью между ними.
 Деяние состоит в нарушении правил несения пограничной службы и может выражаться как в действии (например, оставление военнослужащим пограничного наряда самовольно своего поста по охране Государственной границы), так и бездействии (например, сон пограничника на посту, не позволивший задержать нарушителя Государственной границы РФ).
 Нарушение правил несения пограничной службы образует состав преступления только в том случае, если нарушение правил создает возможность причинения вреда интересам безопасности государства (ч. 1) и находится в причинной связи с наступившими тяжкими последствиями, причиненными государственной безопасности (ч. 2). Вместе с тем закон требует, чтобы эти нарушения были существенными, т.е. действительно могли повлечь причинение вреда.
 Последствия нарушения правил несения пограничной службы те же, что и последствия нарушения правил несения боевого дежурства. Последствием может быть, например, проникновение нарушителя, задержанного другими лицами, через границу вследствие уклонения пограничного наряда от маршрута. Необходимо, чтобы эти последствия находились в причинной связи с нарушением правил несения пограничной службы.
 Момент окончания преступления – наступление соответствующих последствий.
 Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, входящее в состав наряда по охране границы, который выделяется из числа военнослужащих погранзаставы и объявляется на боевом расчете.
 Лицо, входящее в состав пограничного наряда, за нарушение правил пограничной службы несет уголовную ответственность только в случае, когда такое нарушение было допущено непосредственно во время несения нарядом службы по охране границы. Начальным моментом нахождения в наряде является получение приказа начальника заставы или пограничного пункта на охрану Государственной границы РФ, конечным – доклад пограничного наряда после смены о выполнении данного приказа.
 В отличие от ст. 256 УК РСФСР в рассматриваемой статье УК РФ расширен круг субъектов рассматриваемого преступления путем включения в неголиц, исполняющих иные обязанности пограничной службы. К ним могут быть отнесены лица, осуществляющие контроль за режимом Государственной границы, за перемещением через нее лиц и транспортных средств и др.
 Субъективная сторона преступного нарушения правил несения пограничной службы, предусмотренного ч. 1-3 ст. 341 УК РФ, не отличается от охарактеризованной ранее субъективной стороны преступления, ответственность за которое установлена соответственно ч. 1-3 ст. 340 УК РФ.
 Частью 2 ст. 341 УК предусмотрен один квалифицирующий признак – причинение тяжких последствий. Такие последствия могут выразиться, например, в переходе Государственной границы шпионом или диверсантом, совершении ими нападений на военные и гражданские объекты, пропуске через границу контрабандных товаров, гибели людей и др.
 Тяжкими последствиями могут признаваться только такие, которые наступили для внешней безопасности государства, безопасности границы.
 Частью 3 ст. 341 УК РФ предусмотрен привилегированный состав преступления, аналогичный охарактеризованному ранее составу преступления, описанному в ч. 3 ст. 340 УК .
 Нарушение уставных правил караульной службы (ст. 342 УК РФ)
 Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдения порядка несения караульной службы.
 Караульная служба организуется в целях выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов, охране лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне (ст. 96 Устава гарнизонной и караульной служб)*, а также по охране специальных грузов, сооружений на коммуникациях и охране складов и военных баз окружных управлений материально-технического и военного снабжения МВД РФ (ст. 19 Закона о внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ).
 
 *См.: Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ.
 
 Разновидностью караульной службы является конвойная служба, организуемая во внутренних войсках МВД РФ. Порядок несения конвойной службы определяется Уставом боевой службы внутренних войск МВД РФ, а также издаваемыми в развитие Устава приказами и распоряжениями*.
 
 *См.: Там же. С. 286.
 
 Особым видом караульной службы является патрульная служба, которую следует отличать от патрулирования в гарнизоне.
 По важности выполняемых задач к караульной службе приравнивается вахтенная служба на кораблях, которая имеет своей целью охрану боевой техники и самого корабля, а также обеспечение его постоянной боевой готовности. Порядок несения вахтенной службы определяется Корабельным уставом Военно-Морского Флота.
 Перечень объектов, находящихся под охраной караула, содержится в табеле постам. Караул принимает их под охрану и несет ответственность. Для наступления уголовной ответственности обязательно установление факта нахождение объекта под охраной караула. Поэтому нарушение уставных правил караульной службы признается преступным только в случае, когда предупреждение причинения вреда объекту входит в обязанность караула. В противном случае причинение вреда при наличии оснований, указанных в законе, квалифицируется по другим статьям уголовного закона.
 Объективная сторона данного состава преступления характеризуется общественно опасным деянием, последствием и причинной связью между ними.
 Деяние выражается в нарушении уставных правил караульной (вахтенной службы), установленных упоминавшимися уставами и другими нормативными правовыми актами, и проявляется в действии или бездействии.
 Последствием признается причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам. Это последствие может выражаться в незаконном проникновении на охраняемый объект, незаконном использовании техники, повреждении военной и другой охраняемой техники, краже из охраняемого объекта, незаконном выходе осужденных из охраняемой зоны, пронос в охраняемую зону недозволенных предметов и т.д. Вред, причиняемый объекту охраны, должен быть реальным. Срыв пломб, взлом запоров и замков на охраняемых объектах без реального причинения вреда охраняемому имуществу не образует данного состава преступления. При этом обязательно должна устанавливаться причинная связь между нарушением и наступившими последствиями.
 Момент окончания данного преступления – наступление указанного последствия.
 Субъектом данного преступления может быть лицо, входящее в состав караула: начальник караула, его помощник, разводящие, караульные, часовые, выводные, конвойные, а также лица, выделенные в наряд для осуществления руководства несением службы караулами: дежурный по караулам и его помощник, дежурный по части и его помощник (ст. 97-99 Устава гарнизонной и караульной служб).
 Военнослужащий до приведения к Военной присяге не может привлекаться к караульной службе (ст. 41 Закона «О воинской обязанности и военной службе»).
 Субъективная сторона деяния, ответственность за которое установлена ч. 1 и 2 ст. 342 УК РФ, характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла, а ч. 3 этой статьи – в форме неосторожности.
 Отношение к последствиям, предусмотренным ч. 1 и 2 данной статьи, может характеризоваться неосторожной формой вины (легкомыслием или небрежностью).
 Частью 2 ст. 342 УК РФ предусмотрен один квалифицирующий признак рассматриваемого преступления – причинение тяжких последствий. Этот признак оценочный. Определение тяжести последствий зависит от установления конкретных обстоятельств содеянного. Так, например, тяжкими являются последствия, выразившиеся в разглашении секретных сведений в результате проникновения постороннего лица на пост охраны секретного объекта; в краже или повреждении боевого знамени и т.д.
 Частью 3 ст. 342 УК РФ предусмотрен привилегированный состав преступления, аналогичный обрисованному ранее составу преступления применительно к ч. 3 ст. 340 этого УК . Привилегирующим является признак, характеризующий субъективную сторону, – неосторожная форма вины. За неосторожное совершение данного преступления уголовная ответственность наступает только тогда, когда причинены тяжкие последствия.
 Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343 УК РФ)
 Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 343 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка несения военной службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
 В соответствии со ст. 37 Закона «О воинской обязанности и военной службе» к исполнению обязанностей военной службы относится оказание помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности*.
 
 *См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
 
 Задачи и характер военной службы, права и обязанности военнослужащих внутренних войск по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, условия и пределы применения военнослужащими физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники определены вышеназванным Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ» от 6 февраля 1997 г.*
 
 *См.: Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. №6.
 
 Объективная сторона преступления характеризуется деянием, последствием и причинной связью между ними.
 Деяние выражается в нарушении правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в составе караула, войскового наряда, патруля, а также в составе воинских частей (подразделений), привлекаемых для выполнения возложенных задач.
 Уголовно наказуемыми нарушениями признаются лишь такие, которые причинили вред правам и законным интересам граждан (ч. 1) либо повлекли тяжкие последствия (ч. 2). Вред правам и законным интересам граждан может состоять в том, что гражданин оказывается ущемленным в том или ином праве или в осуществлении законного интереса.
 Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности может проявиться как в действии, так и бездействии виновного.
 Последствие в виде вреда правам и законным интересам граждан должно находиться в причинной связи с деянием и может выразиться, например, в неправомерном применении военнослужащим, входящим в состав войскового наряда, физической силы, оружия, специальных средств, в необоснованной проверке документов у граждан, в неправомерном их задержании.
 Субъектом этого преступления могут быть только военнослужащие внутренних войск, проходящие военную службу по призыву или контракту и входящие в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
 Субъективная сторона данного преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины по отношению к последствиям. Характеристика субъективной стороны аналогична субъективной стороне нарушения уставных правил караульной службы, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 342 УК РФ.
 Частью 2 ст. 343 УК РФ предусмотрен один квалифицирующий признак названного преступления – причинение тяжких последствий. Под такими последствиями понимается наступление вреда, связанного с причинением вреда здоровью граждан, причинением значительного или крупного материального ущерба, с провокацией массовых беспорядков, погромов, столкновением между силами правопорядка и гражданами и др.
 Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (ст. 344 УК РФ)
 Непосредственным объектом нарушения уставных правил несения внутренней службы являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка несения службы суточным нарядом, в обязанности которого входит поддержание внутреннего порядка, охрана личного состава, вооружения, боевой и специальной техники, боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделения), контроль за состоянием дел в подразделениях и своевременное принятие мер по предупреждению правонарушений, а также выполнение других функций по внутренней службе (ст. 260 Устава внутренней службы), а непосредственным объектом нарушения уставных правил патрулирования в гарнизоне – общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка патрулирования для поддержания воинской дисциплины военнослужащими на улицах и в других общественных местах, на вокзалах, в портах, аэропортах и т. д.
 Правила несения внутренней службы регламентированы в Уставе внутренней службы Вооруженных сил РФ. Служба суточного наряда корабля регламентирована Корабельным уставом Военно-Морского Флота. Правила патрулирования в гарнизоне определены Уставом гарнизонной и караульной служб.
 Объективная сторона данного состава преступления характеризуется деянием, последствием и причинной связью между ними.
 Деяние выражается в нарушении альтернативно уставных правил внутренней службы либо уставных правил патрулирования в гарнизоне и может проявиться как в действии, так и бездействии.
 Уголовно наказуемыми нарушениями являются только такие, которые повлекли тяжкие последствия. При этом необходимо устанавливать, что тяжкие последствия наступили именно вследствие нарушения уставных правил, то есть находились в причинной связи с этим нарушением. Вместе с тем также следует выяснить, имелась ли у лиц суточного наряда или патруля возможность предупредить нарушения воинской дисциплины или общественного порядка, ибо отсутствие такой возможности может свидетельствовать и об отсутствии причинной связи.
 Тяжкими могут быть признаны последствия в виде причинения существенного вреда воинскому правопорядку в сфере несения внутренней службы и патрулирования.
 По данной норме квалифицируются и действия лиц из состава суточного наряда, виновных в нарушении внутреннего порядка подразделения, повлекшем такие тяжкие последствия как, например, хищение имущества из казармы, участие в избиении военнослужащих.
 Субъектом рассматриваемого преступления может быть только военнослужащий, входящий в состав суточного или патрульного наряда. В состав суточного наряда входят дежурный по полку, его помощник, дежурное подразделение, караул, дежурный и дневальный по парку военной техники, а также механики-водители дежурных тягачей, дежурный и помощники дежурного по контрольно-пропускному пункту, посыльные, пожарный наряд и др. В суточный наряд роты назначаются дежурный по роте и дневальные по роте (ст. 261-263 Устава внутренней службы).
 В состав патруля входят начальник патруля и два-три патрульных (ст. 72 Устава гарнизонной и караульной служб).
 Начало нахождения в суточном наряде или патрульном наряде определяется моментом подачи на разводе команды «Смирно!» для встречи дежурного по части. Конечным моментом является доклад соответствующему командиру (начальнику) о сдаче дежурства или службы.
 Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
 Оставление погибающего военного корабля (ст. 345 УК РФ)
 Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка несения воинской службы на военном корабле в обстановке, угрожающей его гибели. Этот порядок определяется Корабельным уставом ВМФ РФ и обеспечивает борьбу за живучесть погибающего корабля и организованное его оставление при угрозе гибели.
 Объективная сторона названного преступления характеризуется деянием, которое выражается в противоправном оставлении погибающего корабля командиром или иным лицом из состава команды корабля, и обстановкой совершения деяния.
 Обязанности командира корабля по спасению погибающего корабля определяются Корабельным уставом ВМФ РФ, в соответствии с которым командир корабля обязан организовать борьбу за живучесть корабля и недопущение его гибели. При угрозе неминуемой гибели корабля он должен организовать оставление корабля: свести с корабля больных, раненых, при наличии пассажиров – детей и женщин и других лиц, не задействованных в борьбе за живучесть корабля; принять меры к спасению вахтенного и навигационного журналов, важных военных документов, карт, корабельного имущества, при невозможности сохранить секретные документы обязан принять меры к их уничтожению (ст. 165-175 Корабельного устава ВМФ РФ).
 Закон требует от командира корабля оставить гибнувший корабль только в случае, когда им исполнены до конца служебные обязанности по спасению корабля. Ответственность за оставление погибающего корабля командиром корабля наступает при наличии условий, объективно позволяющих выполнить все предписанные ему действия.
 Обязательным признаком состава преступления является наличие обстановки, угрожающей гибелью корабля, созданной аварийной ситуацией или боевыми действиями.
 Анализируемый состав преступления формальный. Преступление считается оконченным с момента оставления погибающего корабля при названных в законе условиях.
 Применительно к лицам из числа членов команды, оставившим корабль без надлежащего на то распоряжения командира, преступление считается оконченным с момента оставления корабля. Решение об оставлении личным составом погибающего корабля принимается только командиром. Поэтому при совершении указанных действий лицом из состава команды нужно установить, имелось ли разрешение командира корабля на оставление погибающего корабля и имелась ли у этого лица возможность получить такое распоряжение, например в случае отсутствия командования и невозможности в таких условиях принять меры к спасению корабля.
 Субъектом данного преступления может быть командир корабля или любое лицо, входящее в экипаж корабля. Военнослужащие, находящиеся на корабле, к примеру, привлекаемые к корабельным работам, но не являющиеся членами экипажа корабля, субъектами состава преступления быть не могут.
 Субъективная сторона оставления погибающего корабля характеризуется виной в форме прямого умысла.
 
 § 6. Преступления против сбережения военного имущества
 Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК РФ)
 Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение воинского порядка сбережения оружия, боеприпасов, средств передвижения и других предметов военной техники, обязывающего каждого военнослужащего бережно хранить военное имущество, правильно обслуживать, использовать и эксплуатировать его.
 Под военным имуществом понимается любой предмет, находящийся на балансе воинской части, учреждения, предприятия, который может использоваться непосредственно для ведения боевых действий либо для их обеспечения. Однако перечень охраняемого уголовным законом от умышленного уничтожения или повреждения военного имущества ограничен оружием, боеприпасами и предметами военной техники. Именно оружие, боеприпасы и предметы военной техники как наиболее важные для обеспечения боеготовности войск являются предметом данного преступления.
 Уничтожение или повреждение иного военного имущества при наличии соответствующих признаков должно квалифицироваться по ст. 167 УК РФ.
 С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется деянием, последствием и причинной связью между ними.
 Деяние в законе не определено и даже не названо. Вместе с тем это действие, направленное на уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов или предметов военной техники.

<< Пред.           стр. 29 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу