<< Пред.           стр. 12 (из 30)           След. >>

Список литературы по разделу

 они не достигли в своем развитии какого-либо объективного значения; измененное
 положение, приобретенное двумя из них, - это форма, которая еще только внешняя у
 них; поэтому они, как и в первом умозаключении, еще вообще безразличное друг к
 другу содержание - два качества, связанные друг с другом не сами собой, а
 случайной единичностью.
 Умозаключение первой фигуры было непосредственным или таким умозаключением,
 которое в своем понятии дано как абстрактная форма, еще не реализовавшая себя в
 своих определениях. Так как эта чистая форма перешла в другую фигуру, то это
 есть, с одной стороны, начавшаяся реализация понятия, поскольку в ближайшей
 непосредственной, качественной определенности терминов положены отрицательный
 момент опосредствования и тем самым дальнейшая определенность формы. - В то же
 время, однако, это - иностановление чистой формы умозаключения. Умозаключение
 уже не соответствует ей полностью, и положенная в его терминах определенность
 отличается от того первоначального определения формы. - Если умозаключение
 рассматривается лишь как субъективное умозаключение, осуществляющееся во внешней
 рефлексии, оно признается некоторым видом умозаключения, который должен
 соответствовать роду, а именно всеобщей схеме Е-О-В. Но оно с самого начала не
 соответствует этой схеме; обе его посылки - О-Е (или Е-О) и Е-В; поэтому средний
 термин оба раза подведен [под крайние], иначе говоря, есть оба раза субъект,
 которому, следовательно, присущи оба других термина; стало быть, он не такой
 средний член, который один раз служит предикатом, т. е. под который подведен
 [другой термин ], а другой раз сам подведен [под другой термин], т. е. служит
 субъектом, иначе говоря, которому один [крайний] термин должен быть присущ, но
 который сам должен быть присущ другому [крайнему ] термину. - Истинный смысл
 того, что это умозаключение не соответствует всеобщей форме умозаключения,
 состоит в том, что эта форма перешла в него, так как ее истина в том, чтобы быть
 субъективным, случайным связыванием. Если заключение во второй фигуре (не
 прибегая к имеющему быть упомянутому ограничению, которое делает его чем-то
 неопределенным) правильно, то оно таково потому, что оно правильно само по себе,
 а не потому, что оно заключение этого умозаключения. Но точно так же обстоит
 дело и с заключением первой фигуры; именно эта его истина и положена второй
 фигурой. - Те, кто считает вторую фигуру лишь некоторой модификацией [первой],
 не замечают необходимого перехода первой фигуры в эту вторую форму и не идут
 дальше первой фигуры как истинной формы. Поэтому, поскольку во второй фигуре
 (которую, по старой привычке, без всякого на то основания называют третьей
 фигурой) также должно иметь место правильное в этом субъективном смысле
 умозаключение, оно должно было бы соответствовать первому умозаключению и, стало
 быть так как одна посылка - Е-В - выражает отношение подведения среднего термина
 
 под один из крайних, то другая посылка О-Е - должна была бы выразить отношение,
 противоположное тому, которое она имеет, и О должно было бы быть подведено под
 Е. Но такого рода отношение было бы снятием определенного суждения "Е есть О" и
 могло бы иметь место лишь в неопределенном суждении - в партикулярном суждении.
 Поэтому заключение в этой фигуре может быть лишь партикулярным. Но партикулярное
 суждение, как было отмечено выше, столь же положительно, сколь и отрицательно, -
 оно заключение, которому именно поэтому нельзя приписывать большое значение. -
 Так как и особенное и всеобщее [в этом умозаключении суть крайние термины и
 непосредственные, безразличные друг к другу определенности, то их отношение само
 безразлично: можно как угодно принимать ту или другую из них за больший или за
 меньший термин, а потому также и ту и другую посылку за большую или за меньшую.
 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
 безразличное к этим определенностям, стало быть всеобщее, соотношение. При
 ближайшем рассмотрении опосредствование первого умозаключения оказалось
 случайным в себе;
 во втором же умозаключении эта случайность положена. Стало быть опосредствование
 снимает само себя; оно имеет определение единичности и непосредственности; а то,
 что связывается этим умозаключением, должно скорее быть тождественным в себе и
 непосредственно, ибо указанный средний член - непосредственная единичность -
 есть бесконечно многообразная и внешняя определенность (Bestimmtsein). В нем,
 следовательно, положено скорее внешнее себе опосредствование. Но внешность
 единичности есть всеобщность; упомянутое опосредствование через непосредственное
 единичное указывает на другое для себя опосредствование за пределами самого
 себя, которое, стало быть, происходит через всеобщее. - Иначе говоря, то, что,
 казалось бы, соединяется через второе умозаключение, должно быть связано
 непосредственно- через непосредственность, которая лежит в его основании,
 определенное связывание не происходит. Та непосредственность, на которую
 умозаключение указывает, - это другая непосредственность по сравнению с его
 непосредственностью, это снятая первая непосредственность бытия, следовательно,
 рефлектировавная в себя, иначе говоря, в себе сущая непосредственность,
 абстрактно всеобщее.
 Переход этого умозаключения подобно переходу в сфере бытия был с рассматриваемой
 стороны иностановлением, так как в его основании лежит то, что обладает
 качеством, а именно непосредственная единичность. Но, согласно понятию,
 единичность связывает особенное и всеобщее постольку, поскольку она снимает
 определенность особенного, что представляется как случайность этого
 умозаключения. Крайние термины связываются между собой не через их определенное
 соотношение со средним термином; поэтому средний термин не есть их определенное
 единство, и то положительное единство, которое ему еще присуще, есть лишь
 абстрактная всеобщность. Но когда средний термин положен в этом определении,
 которое есть его истина, это уже другая форма умозаключения.
 с) Третья фигура: Е-В-О
 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной посылки;
 соотношение Е-В опосредствовано первым умозаключением, а соотношение О-В -
 вторым. Это умозаключение предполагает поэтому оба первых умозаключения; но и
 наоборот, оба этих умозаключения предполагают его, равно как и вообще каждое
 умозаключение предполагает оба остальных. В этом умозаключении, стало быть,
 вообще завершено определение умозаключения. - Это взаимное опосредствование
 именно и означает, что каждое умозаключение, хотя оно само по себе и есть
 опосредствование, но в то же время не есть в самом себе тотальность
 опосредствования, а ему свойственна такая непосредственность, опосредствование
 которой находится вне его.
 Умозаключение Е-В-О, рассматриваемое в самом себе, есть истина формального
 умозаключения; оно выражает собой то, что опосредствование формального
 умозаключения носит абстрактно всеобщий характер и что крайние члены содержатся
 
 в среднем не со стороны своей существенной определенности, а лишь со стороны
 своей всеобщности, скорее, следовательно, в нем соединено как раз не то, что
 должно было быть опосредствовано. Здесь, следовательно, положено то, в чем
 состоит формализм умозаключения, термины которого имеют непосредственное,
 безразличное к форме содержание или, что то же самое, суть такие определения
 формы, которые еще не рефлектировали себя в качестве определений содержания.
 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но такое
 единство, в котором отвлекаются от их определенности, - неопределенное всеобщее.
 Однако, поскольку это всеобщее как то, что абстрактно, в то же время отлично от
 крайних членов как от того, что определенно, оно и само еще нечто определенное
 по отношению к ним, и целое есть умозаключение, отношение которого к его понятию
 следует рассмотреть. середина как всеобщее есть то, под что подводятся оба
 крайних члена, иначе говоря, есть предикат; ни разу она не подводится [под
 крайние], иначе говоря, не есть субъект. Поэтому, поскольку эта фигура как
 некоторая модификация умозаключения должна соответствовать его требованиям, это
 возможно лишь при условии, что так как одно - Е-В - уже имеет надлежащее
 отношение, то такое же отношение приобретает и другое- В- О. А это происходит в
 таком суждении, где субъект и предикат относятся друг к другу безразлично, [т.
 е.] в отрицательном суждении. В этом случае умозаключение становится
 правомерным, но заключение в нем по необходимости отрицательно.
 Тем самым безразлично также то, какое из двух определений этого предложения
 принимается за предикат и какое за субъект, а в умозаключении-какое за крайний
 термин единичности и какое-за крайний термин особенности, стало быть, какое за
 меньший термин и какое за больший. Так как, согласно общепринятому
 предположению, от этого зависит, какая из посылок должна быть большей и какая
 меньшей, то здесь это стало безразличным. - Это обстоятельство составляет
 основание обычной четвертой фигуры умозаключения, которой Аристотель не знал и
 которая к тому же касается совершенно пустого, лишенного интереса различия.
 Непосредственное положение терминов в этой фигуре обратно положению их в первой
 фигуре; так как субъект и предикат отрицательного заключения, согласно
 формальному взгляду на суждение, не имеют между собой определенного отношения
 субъекта и предиката, а каждый из них может занять место другого, то
 безразлично, какой термин принимается за субъект и какой-за предикат; поэтому
 столь же безразлично, какую посылку принимают за большую и какую - за меньшую.
 -Это безразличие, которому способствует и определение партикулярности (особенно
 поскольку отмечают, что оно может быть взято в широком смысле), делает эту
 четвертую фигуру чем-то совершенно бесполезным.
 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет середину,
 состоит в том, что опосредствующее как единство крайних есть по существу своему
 всеобщее. Но так как всеобщность - это прежде всего лишь качественная или
 абстрактная всеобщность, то в ней не содержится определенность крайних;
 их смыкание, если оно имеет место, должно точно так же иметь свое основание в
 опосредствовании, лежащем вне этого умозаключения, по отношению к которому оно
 так же совершенно случайно, как и в предыдущих формах умозаключения. Но так как
 всеобщее определено теперь как середина, в которой определенность крайних не
 содержится, то эта определенность положена как совершенно безразличная и
 внешняя. - Тем самым (прежде всего согласно этой чистой абстракции)
 действительно возникла четвертая фигура умозаключения, а именно фигура
 умозаключения, лишенного отношения: В-В-В, - такого умозаключения, которое
 абстрагируется от качественного различия терминов и тем самым имеет [своим ]
 определением чисто внешнее единство их, а именно их равенство.
 d) Четвертая фигура: В-В-В, или математическое умозаключение
 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два определения равны
 третьему, то они равны между собой". - Отношение присущности или подведения
 терминов здесь устранено.
 Опосредствующим служит нечто третье вообще. Но оно не имеет решительно никакого
 определения по отношению к своим крайним [терминам ]. Поэтому каждый из трех
 
 [терминов ] может с одинаковым правом быть третьим опосредствующим. Какой из
 |них будет использован для этого, какое из трех соотношений будет поэтому
 принято за непосредственное и какое - за опосредствованное - это зависит от
 внешних обстоятельств и прочих условий, а именно от того, какие два соотношения
 из этих трех даны непосредственно. Но это определение не касается самого
 {умозаключения и совершенно внешне.
 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. е. ] в себе
 и для себя очевидным, первым предложением, которое не может быть доказано и не
 нуждается ни в каком доказательстве, т. е. ни в каком опосредствовании, не
 предполагает ничего другого и не может быть выведено из другого. - При ближайшем
 рассмотрении оказывается, что преимущество этого умозаключения - его
 непосредственная очевидность - состоит в формализме этого умозаключения, который
 абстрагирует от всякой качественной разности определений и принимает только их
 количественное равенство или неравенство. Но именно по этой причине оно не
 обходится без предпосылки или опосредствования; количественное определение,
 которое одно только и принимается в нем во внимание, возникает лишь посредством
 абстрагирования от качественного различия и от определений понятия. - Линии,
 фигуры, приравниваемые друг к другу, принимаются лишь со стороны их величины;
 треугольник приравнивается к квадрату, но не как треугольник к квадрату, а
 исключительно только по величине и т. д. Точно так же и понятие и его
 определения не входят в этот акт умозаключения. Здесь вообще не постигают в
 понятии, и рассудок не имеет перед собой даже формальных, абстрактных
 определений понятия. Очевидность этого умозаключения основана поэтому лишь на
 том, что оно столь бедно определениями мысли и столь абстрактно.
 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
 абстрагирование от всякой определенности понятия. Возникшая отсюда
 отрицательность непосредственных, абстрактных определений имеет еще другую,
 положительную сторону а именно то, что в абстрактную определенность положено
 ее'другое и что она тем самым стала конкретной.
 Во-первых, все умозаключения наличного бытия имеют предпосылкой друг друга, и
 связанные между собой в заключении крайние члены лишь постольку связаны поистине
 и в себе и для себя поскольку они помимо этого соединены тождеством, имеющим
 свое основание в чем-то другом; средний термин, каков он в рассмотренных выше
 умозаключениях, должен быть их понятийным единством, но на самом деле он лишь
 формальная определенность, не положенная как их конкретное единство. Но это
 предположенное в каждом из указанных опосредствован есть не только та или иная
 данная непосредственность вообще (как в математическом умозаключении), а оно
 само есть опосредствование, а именно для каждого из двух других умозаключений.
 Следовательно, то, что имеется поистине, это опосредствование основанное не на
 той или иной данной непосредственности а на опосредствовании. Тем самым оно не
 количественное опосредствование, абстрагирующее от формы опосредствования, а
 скорее опосредствование, соотносящееся с опосредствованном, иначе говоря,
 опосредствование рефлексии. Круг взаимного предполагания, образуемый взимной
 связью этих умозаключении, есть возврат этого предполагания в само себя, которое
 тем самым образует некоторую тотальность и охватывает то иное, на которое
 указывает каждое отдельное умозаключение, внутри этого круга, а не имеет его
 вовне посредством абстракции.
 Далее, со стороны отдельных определений формы оказалось, что в этом целом
 формальных умозаключений каждое отдельное определение занимало место середины.
 Непосредственно середина была определена как особенность; затем она определила
 себя посредством диалектического движения как единичность и как всеобщность. И
 точно так же каждое из этих определений последовательно заняло места обоих
 крайних. Чисто отрицательный результат - это стирание качественных определении
 формы в чисто количественном, математическом умозаключении. Но что здесь
 поистине имеется - это положительный результат:
 опосредствование происходит не через одну отдельную, качественную определенность
 формы, а через их конкретное тождество. Недостаток и формализм трех
 рассмотренных фигур умозаключения состоит именно в том, что такого рода
 отдельная определенность должна быть составлять в них середину. -
 Опосредствование определилось, следовательно, как безразличие непосредственных
 или абстрактных определений формы и как положительная рефлексия одного из них в
 другое. Тем самым непосредственное умозаключение наличного бытия перешло в
 умозаключение рефлексии.
 Примечание [Обычный взгляд на умозаключение]
 В данном здесь описании природы умозаключения и его различных форм попутно было
 обращено внимание и на то, что составляет главный интерес в обычном рассмотрении
 и толковании умозаключений, а именно, каким образом в каждой фигуре можно
 построить правильное умозаключение. Однако при этом было указано лишь на главный
 момент и не были рассмотрены те случаи и те трудности, которые возникают, когда
 принимается еще в расчет различие между положительными и отрицательными
 суждениями вместе с количественным определением, особенно с определением
 партикулярное. - Здесь будут уместны еще некоторые замечания относительно
 обычного взгляда на умозаключение и его трактовки в логике. - Как известно,
 учение об умозаключениях было разработано столь тщательно, что его так
 называемые мудрствования вызвали всеобщее недовольство и отвращение. Восставая
 во всех областях духовной культуры против лишенных субстанциальности форм
 рефлексии, естественный рассудок выступал также против указанного искусственного
 учения о формах разума и полагал, что он может обойтись без такой науки, на том
 основании, что он уже сам собой, от природы, без всякого особого изучения,
 совершает отдельные мыслительные операции, рассматриваемые в этой науке. И в
 самом деле, если условием разумного мышления было бы тягостное изучение формул
 умозаключения, то с человеком дело обстояло бы в отношении этого мышления так же
 плохо, как с ним обстояло бы (что уже было отмечено в предисловии), если бы он
 не мог ходить и переваривать пищу без изучения анатомии и физиологии. Так же как
 эти науки полезны для диеты, так и за изучением форм разума следует, без
 сомнения, признать еще более важное влияние на правильность мышления. Однако, не
 вдаваясь здесь в эту сторону дела, касающуюся культуры субъективного мышления и
 потому, собственно говоря, педагогики, следует согласиться с тем, что изучение,
 имеющее своим предметом способы и законы действия разума, должно само по себе
 представлять величайший интерес, по крайней мере не меньший интерес, чем
 познание законов природы и ее отдельных образований. Если признается
 немаловажным делом установление шестидесяти с лишком видов попугаев, ста
 тридцати семи видов вероники и т. д., то надо считать еще гораздо более важным
 установление форм разума;
 разве фигура умозаключения не бесконечно выше, чем вид попугая или вероники?
 Поэтому хотя презрительное отношение вообще к познанию форм разума и следует
 рассматривать только как варварство, должно все же признать, что обычное
 описание умозаключения и его отдельных образований не есть разумное познание или
 изображение их как форм разума и что силлогистическая премудрость своей
 малоценностью заслуживает то пренебрежение, с которым к ней стали относиться. Ее
 недостаток в том, что она ограничивается одной лишь рассудочной формой
 умозаключения, согласно которой определения понятия принимаются за абстрактные
 формальные определения. Придерживаться их как абстрактных качеств тем более
 непоследовательно, что, [во-первых ], в умозаключении существенны их
 соотношения, и присущность и подведение уже подразумевают, что единичное, так
 как ему присуще всеобщее, само есть всеобщее, а всеобщее, так как под него
 подводится единичное, само есть единичное, и, [во-вторых ], точнее говоря,
 умозаключение явно полагает именно это единство как середину и определение
 умозаключения как раз и есть опосредствование, т. е. в отличие от суждения
 определения понятия уже не имеют своей основой свою внешнюю проявленность по
 отношению друг к другу, а, наоборот, имеют своей основой свое единство. - Тем
 самым в понятии умозаключения выражено несовершенство формального умозаключения,
 в котором середина устанавливается не как единство крайних [определений], а как
 формальное, качественно отличное от них, абстрактное определение. - Этот взгляд
 становится еще более убогим от того, что все еще принимают за совершенные
 отношения и такие соотношения или суждения, в которых даже формальные
 определения делаются безразличными (как, например, в отрицательном и
 партикулярном суждениях) и которые поэтому сходны с предложениями. - А так как
 качественная форма Е-О-В считается вообще высшей и абсолютной, то диалектическое
 рассмотрение умозаключения совершенно отпадает; остальные умозаключения тем
 самым рассматриваются не как необходимые изменения указанной формы, а как виды.
 - При этом безразлично, рассматривается ли само первое формальное умозаключение
 лишь как вид наряду с прочими видами или же в одно и то же время и как род и как
 вид; последнее имеет место тогда, когда остальные умозаключения сводят к
 первому. Если это сведение и не происходит явно, то все же в основании
 [остальных фигур ] всегда лежит то же формальное отношение внешнего подведения,
 которое выражено в первой фигуре.
 Это формальное умозаключение есть противоречие: середина должна быть
 определенным единством крайних [определений], но на самом деле она дана не как
 это единство, а как определение, качественно отличное от тех определений,
 единством которых она должна быть. Так как умозаключение есть это противоречие,
 то оно в самом себе диалектично. Его диалектическое движение показывает полноту
 моментов его понятия: не только упомянутое выше отношение подведения, или
 особенность, но столь же существенно и отрицательное единство и всеобщность суть
 моменты умозаключения. Поскольку каждый из этих моментов сам по себе есть равным
 образом лишь односторонний момент особенности, они также несовершенные
 посредствующие, но в то же время они составляют и развитые определения
 особенности. Всем движением [умозаключения] через указанные три фигуры середина
 последовательно представлена в каждом из этих определений, и истинный результат,
 проистекающий отсюда, состоит в том, что середина есть не одно из этих
 определений, а их тотальность.
 Недостаток формального умозаключения кроется поэтому не в форме умозаключения -
 она скорее есть форма разумности, - а в том, что она дана лишь как абстрактная и
 потому чуждая понятия форма. Было уже показано, что в силу своего абстрактного
 соотношения с собой абстрактное определение можно точно так же рассматривать и
 как содержание; поэтому формальное умозаключение ничего больше не дает, кроме
 утверждения, что соотношение субъекта с предикатом вытекает или не вытекает

<< Пред.           стр. 12 (из 30)           След. >>

Список литературы по разделу