<< Пред. стр. 17 (из 30) След. >>
процесса - покой как первоначальный формализм объекта, отрицательность егодля-себя-определенности (Fur-sich-bestimmtseins). Но с другой стороны, снятие
того, что объект есть нечто определенное, оказывается положительной рефлексией
объекта в себя, возвратившейся в себя определенностью или положенной
тотальностью понятия, истинной единичностью объекта. Объект сначала в своей
неопределенной всеобщности, а затем как особенное определен теперь как
объективно единичное; так что в нем снята указанная выше видимость той
единичности, которая есть лишь самостоятельность, противополагающая себя
субстанциальной всеобщности.
Эта рефлексия в себе есть теперь, как оказалось, объективное бытие объектов как
единых (Einssein), которое есть индивидуальная самостоятельность, - центр.
Во-вторых, рефлексия отрицательности - это всеобщность, которая есть не
противостоящая определенности, а определенная внутри себя, разумная судьба -
такая всеобщность, которая обособляет себя в самой себе, спокойное различие,
устойчивое в несамостоятельной особенности объектов и в их процессе, - закон.
Этот результат есть истина и тем самым также основа механического процесса.
С. АБСОЛЮТНЫЙ МЕХАНИЗМ (DER ABSOLUTE MECHANISMUS)
а) Центр (das Zentrum)
Пустое многообразие объекта теперь, во-первых, собрано в объективную
единичность, в простое определяющее себя средоточие (Mittelpunkt). Так как,
во-вторых, объект как непосредственная тотальность сохраняет свое безразличие к
определенности, то определенность имеется в нем и как несущественная, иначе
говоря, как внеположность многих объектов. Первая, существенная определенность
образует собой, напротив, реальную середину между многими механически
действующими друг на друга объектами, через которую они соединены в себе и для
себя, и есть их объективная всеобщность. Всеобщность оказалась (zeigte sich)
сначала в передавании, имеющем место (vorhandene) лишь благодаря полаганию; как
объективная же она проникающая, имманентная сущность объектов.
В материальном мире такой всеобщностью служит центральное тело, которое есть
род, однако как индивидуальная всеобщность единичных объектов и их механического
процесса. Несущественные единичные тела относятся между собой как толкающие и
оказывающие давление друг на друга; такого отношения нет между центральным телом
и теми объектами, сущность которых оно есть; ибо внешность их уже не составляет
их основного определения. Их тождество с центральным телом-это, стало быть,
скорее покой, а именно бытие в их центре; это единство есть 'их в себе и для
себя сущее понятие. Однако это единство остается лишь долженствованием, так как
ему не соответствует положенная еще при этом внешность объектов. Поэтому
свойственное им стремление к центру есть их абсолютная, не ^положенная
передаванием всеобщность; она составляет истинный, сам по себе конкретный (а не
положенный извне) покой, в который должен возвратиться процесс
несамостоятельности. - Поэтому, когда в механике принимают, что приведенное в
движение тело продолжало бы вообще двигаться по прямой линии до бесконечности
если бы оно не теряло своего движения из-за внешнего сопротивления, то это
пустая абстракция. Трение или любая другая форма сопротивления есть лишь явление
центричности (Zentralitat); центричность и есть как раз то, что абсолютно
возвращает к себе [движущееся] тело; ибо то, обо что трется движущееся тело,
обладает силой сопротивления только благодаря тому, что оно составляет одно с
центром. - В сфере духовного центр и слитость с ним принимают высшие формы; но
единство понятия и реальность этого единства, которые вначале образуют здесь
механическую центричность, должно и там составлять основное определение.
Поэтому центральное тело перестало быть просто объектом, так как в объекте
определенность несущественна; ведь центральное тело [теперь] уже обладает не
только в-себе-бытием объективной тотатальности, но и ее для-себя-бытием. Его
можно поэтому рассматривать как индивид. Его определенность существенно
отличается от простого порядка или расположения и внешней связи частей; как в
себе и для себя сущая определенность она имманентная форма, самоопределяющий
принцип, которому объекты присущи и которым они связаны в истинное "одно".
Однако взятый таким образом этот центральный индивид есть еще только средний
член, который еще не имеет истинных крайних членов; но как отрицательное
единство тотального понятия он расщепляет себя на таковые. Иначе говоря, те
внешние друг другу объекты, которые раньше были несамостоятельными, определяются
через возвращение понятия также как индивиды; тождество центрального тела с
собой - оно есть еще стремление - | сковано своей внешностью, которой, поскольку
она принята в объективную единичность центрального тела, передана эта
единичность. Благодаря этой собственной центричности они, поставленные вне того
первого центра, сами суть центры для несамостоятельных объектов. Эти вторые
центры и несамостоятельные объекты связаны указанным выше абсолютным средним
членом.
Но и сами относительные центральные индивиды составляют средний член второго
умозаключения; с одной стороны, этот средний член подведен под высший крайний
член - под объективную всеобщность и мощь абсолютного центра, с другой стороны,
под него как носитель поверхностной или формальной порозненности
несамостоятельных объектов подведены эти объекты. - Они тоже составляют средний
член некоторого третьего, формального умозаключения, будучи связующим звеном
между абсолютной и относительной центральной индивидуальностью постольку,
поскольку центральная индивидуальность имеет в них свою внешность, в силу чего
соотношение с собой есть в то же время стремление к некоторому абсолютному
средоточию. Формальные объекты имеют своей сущностью тождественную тяжесть
своего непосредственного центрального тела, которому они присущи как своему
субъекту и крайнему члену - единичности;
через посредство той внешности, которую они составляют, это центральное тело
подведено под абсолютное центральное тело;
они, следовательно, суть формальный средний член - особенность. - Абсолютный же
индивид есть объективно всеобщий средний член, связывающий между собой и
поддерживающий внутри-себя-бытие относительного индивида и его внешность. -
Подобным же образом и правительство, граждане-индивиды и потребности, или
внешняя жизнь, единичных людей суть логически три момента (Termini), каждый из
которых есть средний член для двух остальных. Правительство - это абсолютный
центр, в котором один крайний член - единичные - связан с [другим ] крайним
членом - с их внешним существованием (Bestehen). Точно так же единичные суть
средние члены, которые приводят в действие этот всеобщий индивид, давая ему
внешнее существование, и переводят свою нравственную сущность в действительность
как крайний член. Третье умозаключение есть формальное умозаключение видимости:
единичные люди связаны с этой всеобщей абсолютной индивидуальностью через свои
потребности и через внешнее существование; это - умозаключение, которое как
чисто субъективное переходит в те другие умозаключения и в них имеет свою
истину.
Эта тотальность, моменты которой сами суть обладающие полнотой отношения понятия
- умозаключения, в которых каждый из трех различенных объектов проходит через
определение среднего члена и крайних членов, - эта тотальность составляет
свободный механизм. Различенные объекты имеют в нем своим основным определением
объективную всеобщность, тяжесть, проникающую [все ] и сохраняющую себя
тождественной в обособлении. Отношения давления, толчка, притяжения я тому
подобное, равно как и агрегации или смешения, принадлежат к отношению той
внешности, которая обосновывает третье из сформулированных выше умозаключений.
Порядок - чисто внешняя определенность объектов - перешел в имманентное и
объективное определение; это определение есть закон.
в) Закон (Das Gesetz)
В законе проявляется более определенное отличие идеальной реальности
объективности от [ее] внешней реальности. У объекта как непосредственной
тотальности понятия внешность еще не отлична от понятия, которое отдельно [еще ]
не положено. Когда объект возвратился через процесс в себя, возникла
противоположность простой центричности в отношении к внешности, определенной
теперь как внешность, т. е. положенной не как в-себе-и-для-себя-сущее. Указанный
выше тождественный или идеальный момент индивидуальности есть в силу соотношения
с внешностью долженствование; это - в себе и для себя определенное и
самоопределяющее единство понятия, и этому единству упомянутая выше внешняя
реальность не соответствует и потому может быть лишь стремлением. Но
индивидуальность в себе и для себя есть конкретный принцип отрицательного
единства и как таковой сама есть тотальность - единство, расщепляющее себя на
определенные различия понятия (Begriffsunterschiede) и остающееся в своей равной
самой себе всеобщности; тем самым индивидуальность есть средоточие, расширенное
внутри своей чистой идеальности через различие. - Эта соответствующая понятию
реальность есть идеальная реальность, отличная от указанной выше лишь
стремящейся реальности; различие, которое вначале есть множественность объектов,
дано в своей существенности и принято в чистую всеобщность. Эта реальная
идеальность есть душа развитой прежде объективной тотальности, в себе и для себя
определенное тождество системы.
Поэтому объективное в-себе-и-для-себя-бытие оказывается в своей тотальности
более определенным, нежели отрицательное единство центра, которое разделяется на
субъективную индивидуальность и внешнюю объективность, сохраняет в последней
первую и определяет ее в идеальном различии. Это самоопределяющее единство,
абсолютно возвращающее внешнюю объективность в идеальность, есть принцип
самодвижения; определенность этого одушевляющего [принципа ] - различие самого
понятия - есть закон. - Мертвым механизмом был рассмотренный выше механический
процесс объектов, которые непосредственно являли себя как самостоятельные, но
именно поэтому на самом деле несамостоятельны и имеют свой центр вовне себя.
Этот процесс, переходящий в покой, обнаруживает либо случайность и
неопределенную неодинаковость, либо формальное единообразие. Это единообразие
есть, пожалуй, правило, но не закон. Лишь свободный механизм имеет закон,
собственное определение чистой индивидуальности или для себя сущего понятия; как
различие в самом себе этот закон есть вечный источник само себя возбуждающего
движения; соотносясь в идеальности своего различия лишь с собой, закон есть
свободная необходимость.
с) Переход механизма (Ubergang des Mechanismus)
Однако эта душа еще погружена в свое тело; отныне определенное, но внутреннее
понятие объективной тотальности есть свободная необходимость: закон еще не
противопоставил себя своему объекту; закон есть конкретная центричность как
всеобщность, непосредственно переходившая в свою объективность. Указанная выше
идеальность имеет поэтому своим определенным различием не сами объекты; они
самостоятельные индивиды тотальности или же, если бросить взгляд назад на
[пройденную] формальную ступень, неиндивидуальные, внешние объекты. Закон,
правда, имманентен им и составляет их природу и мощь, но его различие включено в
его идеальность, и сами объекты не различены в идеальном различии закона. Однако
объект имеет свою существенную самостоятельность единственно лишь в идеальной
центричности и ее законах; поэтому объект не в силах оказывать сопротивление
суждению понятия и сохранять себя в абстрактной, неопределенной
самостоятельности и замкнутости. В силу идеального, имманентного ему различия
его наличное бытие есть определенность, положенная понятием. Его
несамостоятельность перестала таким образом быть стремлением лишь к средоточию,
по отношению к которому он (именно потому, что его соотношение [с центром] есть
лишь стремление) являет себя как самостоятельный внешний объект; теперь он
стремление к определенно противоположному ему объекту; в силу этого и сам центр
распался, и его отрицательное единство перешло в объективированнную
противоположность. Поэтому центричность есть теперь соотношение этих
отрицательных друг к другу и напряженных объективностей. Так свободный механизм
определяет себя как химизм.
Глава вторая
ХИМИЗМ (DER CHEMISMUS)
Химизм составляет во всей объективности в целом момент суждения-различия,
ставшего объективным, и процесса. Так как он уже начинает с определенности и
положенноеT и так как химический объект есть в то же время объективная
тотальность то дальнейшее его течение просто и вполне определено своей
предпосылкой.
А. ХИМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ (DAS CHEMISCHE OBJEKT)
Химический объект отличается от механического тем, что последний есть
тотальность, безразличная к определенности;
природе же химического объекта свойственна определенность и, стало быть,
соотношение с другим, а также способ этого соотношения. - В то же время эта
определенность есть по существу своему обособление, т. е. она принята во
всеобщность; как такая она принцип - всеобщая определенность, определенность не
только одного единичного объекта, но и другого. Поэтому в химическом объекте его
понятие как внутренняя тотальность обеих определенностей отличается теперь от
той определенности, которая составляет природу единичного объекта в его
внешности и существовании. Будучи таким образом в себе всем понятием в целом,
объект имеет в самом себе необходимость и импульс к тому ' чтобы снять свое
противоположное, одностороннее наличие (Bestehen) и сделать себя в наличном
бытии тем реальным целым, которое он есть по своему понятию.
Относительно выражения "химизм" для [обозначения] отношения того различия
объективности, которое здесь выявилось, можно, впрочем, заметить, что его не
следует здесь понимать так, будто это отношение проявляется только в той форме
природы элементов, которая именуется так называемым химизмом в собственном
смысле. Уже такое отношение, как атмосферные явления, должно рассматриваться в
качестве процесса, причастники которого имеют больше природу физических, чем
химических элементов. В живых существах под эту схему попадает отношение полов,
точно так же она составляет формальную основу духовных отношений - любви, дружбы
и т. д.
При ближайшем рассмотрении [оказывается, что ] химический объект как
самостоятельная тотальность вообще есть прежде всего рефлектированный в себя
объект, который поэтому отличен от своей рефлектированности (Reflektiertsein)
вовне, - безразличный базис56, индивид, еще не определенный как различенный;
личность также есть такой еще только с собой соотносящийся базис. Имманентная же
определенность, которая составляет дифференцию химического объекта, во-первых,
рефлектирована в себя так, что это изъятие соотношения, направленного вовне,
есть лишь формальная абстрактная всеобщность; таким образом, соотношение,
направленное вовне, есть определение непосредственности и существования
химического объекта. С этой стороны он не а самом себе возвращается в
индивидуальную тотальность, и отрицательное единство имеет оба момента своей
противоположности в двух отдельных объектах. Поэтому химический объект не может
быть понят из него самого, и бытие одного объекта есть бытие другого. Но
во-вторых, определенность абсолютно рефлектирована в себя и есть конкретный
момент индивидуального понятия целого, а это понятие есть всеобщая сущность,
реальный род отдельного объекта. Химический объект (а тем самым и противоречие
между его непосредственной положенностью и его имманентным индивидуальным
понятием) есть стремление снять определенность его наличного бытия и дать
существование объективной тотальности понятия. Поэтому хотя он и есть
несамостоятельный объект, но такой, что самой своей природой он приводится в
напряженное состояние относительно этой несамостоятельности и, самоопределяясь,
начинает процесс.
В. ХИМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (DER CHEMISCHE PROZESS)
1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты находятся в
напряжении относительно самих себя, они именно поэтому находятся в напряжении
прежде всего относительно друг друга; это отношение называется их сродством. Так
как каждый объект по своему понятию находится в противоречии с собственной
односторонностью своего существования и потому стремится снять ее, то здесь
непосредственно положено стремление к тому, чтобы была снята односторонность
другого объекта и этим взаимным уравниванием и соединением была положена
реальность в соответствии с понятием, содержащим оба момента.
Так как каждый [из этих объектов] положен как в самом себе противоречащий себе и
снимающий себя, то лишь внешнее насилие удерживает их обособленными и друг от
друга и от их взаимного дополнения. Середина, связывающая эти крайности
(Extreme), - это, во-первых, в-себе-сущая природа обеих, все понятие в целом,
держащее их внутри себя. Но, во-вторых, так как они в [своем] существовании
противостоят друг другу, то их абсолютное единство также есть отлично от них
существующая, еще формальная стихия, - стихия передавания, в которой они
вступают во внешнюю связь друг с другом. Так как реальное различие свойственно
крайним членам, то этот средний член есть
лишь их абстрактная нейтральность, их реальная возможность, -как бы
теоретическая стихия существования химических объектов их процесса и его
результата; в сфере телесного вода исполняет функции этой среды; в сфере
духовного, поскольку в ней имеет место нечто аналогичное такому отношению, им
следует считать знак вообще и, точнее, язык.
Отношение объектов [между собой] просто как способ передачи в этой стихии есть,
с одной стороны, спокойное слияние, но с другой стороны, в равной мере и
отрицательное отношение, поскольку при передавании конкретное понятие,
составляющее их природу, полагается в сферу реальности, и тем самым реальные
различия объектов приводятся к его единству. Этим их прежняя самостоятельная
определенность снимается в соединении, соответствующем понятию, которое в обоих
одно и то же, их противоположность и напряженность от этого ослабевают,
вследствие чего стремление достигает в этом взаимном дополнении своей спокойной
нейтральности.
Процесс таким образом угас; так как противоречие между понятием и реальностью
теперь уравнено, то крайние члены умозаключения утратили свою противоположность
и тем самым перестали быть крайними членами по отношению друг к другу и к
среднему члену. Продукт нейтрален, т. е. его составные части которые больше не
могут быть названы объектами, уже утратили свою напряженность, а стало быть, и
свойства, ранее присущие им как напряженным, но в нем сохранилась способность к
их прежней самостоятельности и напряженности. А именно отрицательное единство
нейтрального [продукта ] исходит из некоторого различия, выступающего как
предпосылка; определенность химического объекта тождественна с его
объективностью она первоначальна. Рассмотренным процессом эта дифференция снята
еще только непосредственно; определенность поэтому еще не абсолютно
рефлектирована в себя, стало быть, продукт процесса есть лишь формальное
единство.
В этом продукте напряженность противоположности и отрицательное единство как
деятельность процесса теперь, правда, угасли Но так как это единство существенно
для понятия и в то же время само достигло существования, то оно все еще имеется,
однако вне нейтрального объекта. Процесс не возбуждается вновь сам собой,
поскольку он имел дифференцию лишь своей предпосылкой, а им самим оно не
положено. -Эта самостоятельная деятельность вне объекта, существование
абстрактной единичности, для-себя-бытие которой имеет свою реальность в
неразличенном (indifferenten) объекте, теперь находится в напряжении внутри
самой себя относительно своей абстрактности, есть беспокойная внутри себя
деятельность, которая, Расходуя себя обращается вовне. Она непосредственно
соотносится с объектом спокойная нейтральность которого есть реальная
возможность ее противоположности; объект этот есть теперь средний член
нейтральности, бывшей прежде чисто формальной, а теперь конкретной внутри себя и
определенной.
Ближайшее непосредственное соотношение отрицательного единства как крайнего
члена с объектом состоит в том, что объект определяется этим единством и
вследствие этого расщепляется. Это расщепление можно рассматривать прежде всего
как восстановление той противоположности напряженных объектов, с которой начался
химизм. Однако это определение не составляет другого крайнего члена
умозаключения, а принадлежит к непосредственному соотношению различающего
принципа с тем средним членом, в котором этот принцип дает себе свою
непосредственную реальность; это та определенность, которой средний член
дизъюнктивного умозаключения обладает еще помимо того, что он есть всеобщая
природа предмета, и благодаря которой предмет есть и объективная всеобщность, и
определенная особенность. Другой крайний член умозаключения противостоит
внешнему самостоятельному крайнему члену - единичности;
поэтому он столь же самостоятельный крайний член-всеобщность; поэтому
расщепление, которому подвергаются в нем реальная нейтральность среднего члена,
состоит в том, что она разлагается не на взаимно различные, а на неразличенные
моменты. Эти моменты суть тем самым, с одной стороны, абстрактный безразличный
базис, а с другой - его одушевляющий принцип57, который, отделяясь от базиса,
тоже приобретает форму безразличной объективности.
Это дизъюнктивное умозаключение есть тотальность химизма, в которой одно и то же
объективное целое представлено сперва как самостоятельное отрицательное
единство, затем - в среднем члене - как реальное единство, наконец, как