<< Пред.           стр. 17 (из 30)           След. >>

Список литературы по разделу

 процесса - покой как первоначальный формализм объекта, отрицательность его
 для-себя-определенности (Fur-sich-bestimmtseins). Но с другой стороны, снятие
 того, что объект есть нечто определенное, оказывается положительной рефлексией
 объекта в себя, возвратившейся в себя определенностью или положенной
 тотальностью понятия, истинной единичностью объекта. Объект сначала в своей
 неопределенной всеобщности, а затем как особенное определен теперь как
 объективно единичное; так что в нем снята указанная выше видимость той
 единичности, которая есть лишь самостоятельность, противополагающая себя
 субстанциальной всеобщности.
 Эта рефлексия в себе есть теперь, как оказалось, объективное бытие объектов как
 единых (Einssein), которое есть индивидуальная самостоятельность, - центр.
 Во-вторых, рефлексия отрицательности - это всеобщность, которая есть не
 противостоящая определенности, а определенная внутри себя, разумная судьба -
 такая всеобщность, которая обособляет себя в самой себе, спокойное различие,
 устойчивое в несамостоятельной особенности объектов и в их процессе, - закон.
 Этот результат есть истина и тем самым также основа механического процесса.
 С. АБСОЛЮТНЫЙ МЕХАНИЗМ (DER ABSOLUTE MECHANISMUS)
 а) Центр (das Zentrum)
 Пустое многообразие объекта теперь, во-первых, собрано в объективную
 единичность, в простое определяющее себя средоточие (Mittelpunkt). Так как,
 во-вторых, объект как непосредственная тотальность сохраняет свое безразличие к
 определенности, то определенность имеется в нем и как несущественная, иначе
 говоря, как внеположность многих объектов. Первая, существенная определенность
 образует собой, напротив, реальную середину между многими механически
 действующими друг на друга объектами, через которую они соединены в себе и для
 себя, и есть их объективная всеобщность. Всеобщность оказалась (zeigte sich)
 сначала в передавании, имеющем место (vorhandene) лишь благодаря полаганию; как
 объективная же она проникающая, имманентная сущность объектов.
 В материальном мире такой всеобщностью служит центральное тело, которое есть
 род, однако как индивидуальная всеобщность единичных объектов и их механического
 процесса. Несущественные единичные тела относятся между собой как толкающие и
 оказывающие давление друг на друга; такого отношения нет между центральным телом
 и теми объектами, сущность которых оно есть; ибо внешность их уже не составляет
 их основного определения. Их тождество с центральным телом-это, стало быть,
 скорее покой, а именно бытие в их центре; это единство есть 'их в себе и для
 себя сущее понятие. Однако это единство остается лишь долженствованием, так как
 ему не соответствует положенная еще при этом внешность объектов. Поэтому
 свойственное им стремление к центру есть их абсолютная, не ^положенная
 передаванием всеобщность; она составляет истинный, сам по себе конкретный (а не
 положенный извне) покой, в который должен возвратиться процесс
 несамостоятельности. - Поэтому, когда в механике принимают, что приведенное в
 движение тело продолжало бы вообще двигаться по прямой линии до бесконечности
 если бы оно не теряло своего движения из-за внешнего сопротивления, то это
 пустая абстракция. Трение или любая другая форма сопротивления есть лишь явление
 центричности (Zentralitat); центричность и есть как раз то, что абсолютно
 возвращает к себе [движущееся] тело; ибо то, обо что трется движущееся тело,
 обладает силой сопротивления только благодаря тому, что оно составляет одно с
 центром. - В сфере духовного центр и слитость с ним принимают высшие формы; но
 единство понятия и реальность этого единства, которые вначале образуют здесь
 механическую центричность, должно и там составлять основное определение.
 Поэтому центральное тело перестало быть просто объектом, так как в объекте
 определенность несущественна; ведь центральное тело [теперь] уже обладает не
 только в-себе-бытием объективной тотатальности, но и ее для-себя-бытием. Его
 можно поэтому рассматривать как индивид. Его определенность существенно
 отличается от простого порядка или расположения и внешней связи частей; как в
 себе и для себя сущая определенность она имманентная форма, самоопределяющий
 принцип, которому объекты присущи и которым они связаны в истинное "одно".
 Однако взятый таким образом этот центральный индивид есть еще только средний
 член, который еще не имеет истинных крайних членов; но как отрицательное
 единство тотального понятия он расщепляет себя на таковые. Иначе говоря, те
 внешние друг другу объекты, которые раньше были несамостоятельными, определяются
 через возвращение понятия также как индивиды; тождество центрального тела с
 собой - оно есть еще стремление - | сковано своей внешностью, которой, поскольку
 она принята в объективную единичность центрального тела, передана эта
 единичность. Благодаря этой собственной центричности они, поставленные вне того
 первого центра, сами суть центры для несамостоятельных объектов. Эти вторые
 центры и несамостоятельные объекты связаны указанным выше абсолютным средним
 членом.
 Но и сами относительные центральные индивиды составляют средний член второго
 умозаключения; с одной стороны, этот средний член подведен под высший крайний
 член - под объективную всеобщность и мощь абсолютного центра, с другой стороны,
 под него как носитель поверхностной или формальной порозненности
 несамостоятельных объектов подведены эти объекты. - Они тоже составляют средний
 член некоторого третьего, формального умозаключения, будучи связующим звеном
 между абсолютной и относительной центральной индивидуальностью постольку,
 поскольку центральная индивидуальность имеет в них свою внешность, в силу чего
 соотношение с собой есть в то же время стремление к некоторому абсолютному
 средоточию. Формальные объекты имеют своей сущностью тождественную тяжесть
 своего непосредственного центрального тела, которому они присущи как своему
 субъекту и крайнему члену - единичности;
 через посредство той внешности, которую они составляют, это центральное тело
 подведено под абсолютное центральное тело;
 они, следовательно, суть формальный средний член - особенность. - Абсолютный же
 индивид есть объективно всеобщий средний член, связывающий между собой и
 поддерживающий внутри-себя-бытие относительного индивида и его внешность. -
 Подобным же образом и правительство, граждане-индивиды и потребности, или
 внешняя жизнь, единичных людей суть логически три момента (Termini), каждый из
 которых есть средний член для двух остальных. Правительство - это абсолютный
 центр, в котором один крайний член - единичные - связан с [другим ] крайним
 членом - с их внешним существованием (Bestehen). Точно так же единичные суть
 средние члены, которые приводят в действие этот всеобщий индивид, давая ему
 внешнее существование, и переводят свою нравственную сущность в действительность
 как крайний член. Третье умозаключение есть формальное умозаключение видимости:
 единичные люди связаны с этой всеобщей абсолютной индивидуальностью через свои
 потребности и через внешнее существование; это - умозаключение, которое как
 чисто субъективное переходит в те другие умозаключения и в них имеет свою
 истину.
 Эта тотальность, моменты которой сами суть обладающие полнотой отношения понятия
 - умозаключения, в которых каждый из трех различенных объектов проходит через
 определение среднего члена и крайних членов, - эта тотальность составляет
 свободный механизм. Различенные объекты имеют в нем своим основным определением
 объективную всеобщность, тяжесть, проникающую [все ] и сохраняющую себя
 тождественной в обособлении. Отношения давления, толчка, притяжения я тому
 подобное, равно как и агрегации или смешения, принадлежат к отношению той
 внешности, которая обосновывает третье из сформулированных выше умозаключений.
 Порядок - чисто внешняя определенность объектов - перешел в имманентное и
 объективное определение; это определение есть закон.
 в) Закон (Das Gesetz)
 В законе проявляется более определенное отличие идеальной реальности
 объективности от [ее] внешней реальности. У объекта как непосредственной
 тотальности понятия внешность еще не отлична от понятия, которое отдельно [еще ]
 не положено. Когда объект возвратился через процесс в себя, возникла
 противоположность простой центричности в отношении к внешности, определенной
 теперь как внешность, т. е. положенной не как в-себе-и-для-себя-сущее. Указанный
 выше тождественный или идеальный момент индивидуальности есть в силу соотношения
 с внешностью долженствование; это - в себе и для себя определенное и
 самоопределяющее единство понятия, и этому единству упомянутая выше внешняя
 реальность не соответствует и потому может быть лишь стремлением. Но
 индивидуальность в себе и для себя есть конкретный принцип отрицательного
 единства и как таковой сама есть тотальность - единство, расщепляющее себя на
 определенные различия понятия (Begriffsunterschiede) и остающееся в своей равной
 самой себе всеобщности; тем самым индивидуальность есть средоточие, расширенное
 внутри своей чистой идеальности через различие. - Эта соответствующая понятию
 реальность есть идеальная реальность, отличная от указанной выше лишь
 стремящейся реальности; различие, которое вначале есть множественность объектов,
 дано в своей существенности и принято в чистую всеобщность. Эта реальная
 идеальность есть душа развитой прежде объективной тотальности, в себе и для себя
 определенное тождество системы.
 Поэтому объективное в-себе-и-для-себя-бытие оказывается в своей тотальности
 более определенным, нежели отрицательное единство центра, которое разделяется на
 субъективную индивидуальность и внешнюю объективность, сохраняет в последней
 первую и определяет ее в идеальном различии. Это самоопределяющее единство,
 абсолютно возвращающее внешнюю объективность в идеальность, есть принцип
 самодвижения; определенность этого одушевляющего [принципа ] - различие самого
 понятия - есть закон. - Мертвым механизмом был рассмотренный выше механический
 процесс объектов, которые непосредственно являли себя как самостоятельные, но
 именно поэтому на самом деле несамостоятельны и имеют свой центр вовне себя.
 Этот процесс, переходящий в покой, обнаруживает либо случайность и
 неопределенную неодинаковость, либо формальное единообразие. Это единообразие
 есть, пожалуй, правило, но не закон. Лишь свободный механизм имеет закон,
 собственное определение чистой индивидуальности или для себя сущего понятия; как
 различие в самом себе этот закон есть вечный источник само себя возбуждающего
 движения; соотносясь в идеальности своего различия лишь с собой, закон есть
 свободная необходимость.
 с) Переход механизма (Ubergang des Mechanismus)
 Однако эта душа еще погружена в свое тело; отныне определенное, но внутреннее
 понятие объективной тотальности есть свободная необходимость: закон еще не
 противопоставил себя своему объекту; закон есть конкретная центричность как
 всеобщность, непосредственно переходившая в свою объективность. Указанная выше
 идеальность имеет поэтому своим определенным различием не сами объекты; они
 
 самостоятельные индивиды тотальности или же, если бросить взгляд назад на
 [пройденную] формальную ступень, неиндивидуальные, внешние объекты. Закон,
 правда, имманентен им и составляет их природу и мощь, но его различие включено в
 его идеальность, и сами объекты не различены в идеальном различии закона. Однако
 объект имеет свою существенную самостоятельность единственно лишь в идеальной
 центричности и ее законах; поэтому объект не в силах оказывать сопротивление
 суждению понятия и сохранять себя в абстрактной, неопределенной
 самостоятельности и замкнутости. В силу идеального, имманентного ему различия
 его наличное бытие есть определенность, положенная понятием. Его
 несамостоятельность перестала таким образом быть стремлением лишь к средоточию,
 по отношению к которому он (именно потому, что его соотношение [с центром] есть
 лишь стремление) являет себя как самостоятельный внешний объект; теперь он
 стремление к определенно противоположному ему объекту; в силу этого и сам центр
 распался, и его отрицательное единство перешло в объективированнную
 противоположность. Поэтому центричность есть теперь соотношение этих
 отрицательных друг к другу и напряженных объективностей. Так свободный механизм
 определяет себя как химизм.
 Глава вторая
 ХИМИЗМ (DER CHEMISMUS)
 Химизм составляет во всей объективности в целом момент суждения-различия,
 ставшего объективным, и процесса. Так как он уже начинает с определенности и
 положенноеT и так как химический объект есть в то же время объективная
 тотальность то дальнейшее его течение просто и вполне определено своей
 предпосылкой.
 А. ХИМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ (DAS CHEMISCHE OBJEKT)
 Химический объект отличается от механического тем, что последний есть
 тотальность, безразличная к определенности;
 природе же химического объекта свойственна определенность и, стало быть,
 соотношение с другим, а также способ этого соотношения. - В то же время эта
 определенность есть по существу своему обособление, т. е. она принята во
 всеобщность; как такая она принцип - всеобщая определенность, определенность не
 только одного единичного объекта, но и другого. Поэтому в химическом объекте его
 понятие как внутренняя тотальность обеих определенностей отличается теперь от
 той определенности, которая составляет природу единичного объекта в его
 внешности и существовании. Будучи таким образом в себе всем понятием в целом,
 объект имеет в самом себе необходимость и импульс к тому ' чтобы снять свое
 противоположное, одностороннее наличие (Bestehen) и сделать себя в наличном
 бытии тем реальным целым, которое он есть по своему понятию.
 Относительно выражения "химизм" для [обозначения] отношения того различия
 объективности, которое здесь выявилось, можно, впрочем, заметить, что его не
 следует здесь понимать так, будто это отношение проявляется только в той форме
 природы элементов, которая именуется так называемым химизмом в собственном
 смысле. Уже такое отношение, как атмосферные явления, должно рассматриваться в
 качестве процесса, причастники которого имеют больше природу физических, чем
 химических элементов. В живых существах под эту схему попадает отношение полов,
 точно так же она составляет формальную основу духовных отношений - любви, дружбы
 и т. д.
 При ближайшем рассмотрении [оказывается, что ] химический объект как
 самостоятельная тотальность вообще есть прежде всего рефлектированный в себя
 объект, который поэтому отличен от своей рефлектированности (Reflektiertsein)
 вовне, - безразличный базис56, индивид, еще не определенный как различенный;
 личность также есть такой еще только с собой соотносящийся базис. Имманентная же
 определенность, которая составляет дифференцию химического объекта, во-первых,
 рефлектирована в себя так, что это изъятие соотношения, направленного вовне,
 есть лишь формальная абстрактная всеобщность; таким образом, соотношение,
 направленное вовне, есть определение непосредственности и существования
 химического объекта. С этой стороны он не а самом себе возвращается в
 индивидуальную тотальность, и отрицательное единство имеет оба момента своей
 противоположности в двух отдельных объектах. Поэтому химический объект не может
 быть понят из него самого, и бытие одного объекта есть бытие другого. Но
 во-вторых, определенность абсолютно рефлектирована в себя и есть конкретный
 момент индивидуального понятия целого, а это понятие есть всеобщая сущность,
 реальный род отдельного объекта. Химический объект (а тем самым и противоречие
 между его непосредственной положенностью и его имманентным индивидуальным
 понятием) есть стремление снять определенность его наличного бытия и дать
 существование объективной тотальности понятия. Поэтому хотя он и есть
 несамостоятельный объект, но такой, что самой своей природой он приводится в
 напряженное состояние относительно этой несамостоятельности и, самоопределяясь,
 начинает процесс.
 В. ХИМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (DER CHEMISCHE PROZESS)
 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты находятся в
 напряжении относительно самих себя, они именно поэтому находятся в напряжении
 прежде всего относительно друг друга; это отношение называется их сродством. Так
 как каждый объект по своему понятию находится в противоречии с собственной
 односторонностью своего существования и потому стремится снять ее, то здесь
 непосредственно положено стремление к тому, чтобы была снята односторонность
 другого объекта и этим взаимным уравниванием и соединением была положена
 реальность в соответствии с понятием, содержащим оба момента.
 Так как каждый [из этих объектов] положен как в самом себе противоречащий себе и
 снимающий себя, то лишь внешнее насилие удерживает их обособленными и друг от
 друга и от их взаимного дополнения. Середина, связывающая эти крайности
 (Extreme), - это, во-первых, в-себе-сущая природа обеих, все понятие в целом,
 держащее их внутри себя. Но, во-вторых, так как они в [своем] существовании
 противостоят друг другу, то их абсолютное единство также есть отлично от них
 существующая, еще формальная стихия, - стихия передавания, в которой они
 вступают во внешнюю связь друг с другом. Так как реальное различие свойственно
 крайним членам, то этот средний член есть
 лишь их абстрактная нейтральность, их реальная возможность, -как бы
 теоретическая стихия существования химических объектов их процесса и его
 результата; в сфере телесного вода исполняет функции этой среды; в сфере
 духовного, поскольку в ней имеет место нечто аналогичное такому отношению, им
 следует считать знак вообще и, точнее, язык.
 Отношение объектов [между собой] просто как способ передачи в этой стихии есть,
 с одной стороны, спокойное слияние, но с другой стороны, в равной мере и
 отрицательное отношение, поскольку при передавании конкретное понятие,
 составляющее их природу, полагается в сферу реальности, и тем самым реальные
 различия объектов приводятся к его единству. Этим их прежняя самостоятельная
 определенность снимается в соединении, соответствующем понятию, которое в обоих
 одно и то же, их противоположность и напряженность от этого ослабевают,
 вследствие чего стремление достигает в этом взаимном дополнении своей спокойной
 нейтральности.
 Процесс таким образом угас; так как противоречие между понятием и реальностью
 теперь уравнено, то крайние члены умозаключения утратили свою противоположность
 и тем самым перестали быть крайними членами по отношению друг к другу и к
 среднему члену. Продукт нейтрален, т. е. его составные части которые больше не
 могут быть названы объектами, уже утратили свою напряженность, а стало быть, и
 свойства, ранее присущие им как напряженным, но в нем сохранилась способность к
 их прежней самостоятельности и напряженности. А именно отрицательное единство
 нейтрального [продукта ] исходит из некоторого различия, выступающего как
 предпосылка; определенность химического объекта тождественна с его
 объективностью она первоначальна. Рассмотренным процессом эта дифференция снята
 еще только непосредственно; определенность поэтому еще не абсолютно
 рефлектирована в себя, стало быть, продукт процесса есть лишь формальное
 единство.
 В этом продукте напряженность противоположности и отрицательное единство как
 деятельность процесса теперь, правда, угасли Но так как это единство существенно
 для понятия и в то же время само достигло существования, то оно все еще имеется,
 однако вне нейтрального объекта. Процесс не возбуждается вновь сам собой,
 поскольку он имел дифференцию лишь своей предпосылкой, а им самим оно не
 положено. -Эта самостоятельная деятельность вне объекта, существование
 абстрактной единичности, для-себя-бытие которой имеет свою реальность в
 неразличенном (indifferenten) объекте, теперь находится в напряжении внутри
 самой себя относительно своей абстрактности, есть беспокойная внутри себя
 деятельность, которая, Расходуя себя обращается вовне. Она непосредственно
 соотносится с объектом спокойная нейтральность которого есть реальная
 возможность ее противоположности; объект этот есть теперь средний член
 нейтральности, бывшей прежде чисто формальной, а теперь конкретной внутри себя и
 определенной.
 Ближайшее непосредственное соотношение отрицательного единства как крайнего
 члена с объектом состоит в том, что объект определяется этим единством и
 вследствие этого расщепляется. Это расщепление можно рассматривать прежде всего
 как восстановление той противоположности напряженных объектов, с которой начался
 химизм. Однако это определение не составляет другого крайнего члена
 умозаключения, а принадлежит к непосредственному соотношению различающего
 принципа с тем средним членом, в котором этот принцип дает себе свою
 непосредственную реальность; это та определенность, которой средний член
 дизъюнктивного умозаключения обладает еще помимо того, что он есть всеобщая
 природа предмета, и благодаря которой предмет есть и объективная всеобщность, и
 определенная особенность. Другой крайний член умозаключения противостоит
 внешнему самостоятельному крайнему члену - единичности;
 поэтому он столь же самостоятельный крайний член-всеобщность; поэтому
 расщепление, которому подвергаются в нем реальная нейтральность среднего члена,
 состоит в том, что она разлагается не на взаимно различные, а на неразличенные
 моменты. Эти моменты суть тем самым, с одной стороны, абстрактный безразличный
 базис, а с другой - его одушевляющий принцип57, который, отделяясь от базиса,
 тоже приобретает форму безразличной объективности.
 Это дизъюнктивное умозаключение есть тотальность химизма, в которой одно и то же
 объективное целое представлено сперва как самостоятельное отрицательное
 единство, затем - в среднем члене - как реальное единство, наконец, как

<< Пред.           стр. 17 (из 30)           След. >>

Список литературы по разделу