<< Пред. стр. 15 (из 18) След. >>
22.3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯРазработка и проведение социально-экономической политики в фирмах осуществляются по многим направлениям, важнейшими из которых являются:
* политика доходов;
* политика в отношении сотрудничества с профсоюзами;
* политика социального обеспечения работников.
Содержание социально-экономической политики в фирмах имеет определенные различия по странам, поскольку во многом определяется системой государственного регулирования предпринимательской деятельности и социальным положением трудящихся, а также той ролью, которую играют профсоюзы и различные организации, занимающиеся вопросами социального обеспечения.
Политика доходов является эффективным инструментом стимулирования экономического роста фирм при соблюдении интересов основных социальных групп работников и предпринимателей. Под разными названиями и в различных формах политика доходов применяется с начала 60-х годов почти во всех странах Запада. Благодаря консенсусу труда и капитала в Японии уже 10 лет не было крупных забастовок. Еще дольше без крупных забастовок живет Финляндия.
В Финляндии политика доходов сформировалась в атмосфере социально-экономического кризиса 1968 г., и с тех пор каждые два года центральные организации профсоюзов и предпринимателей при участии правительства и президентском арбитраже путем переговоров вырабатывают рамочное соглашение - консенсус о соотношении прибылей и зарплаты, о степени их прироста при той же или иной динамике национального дохода, а также темпах инфляции. Парламент участвует в выработке политики доходов лишь при обсуждении государственного бюджета или при необходимости уточнения законодательства. Аналогичная практика сложилась во Франции, Бельгии и других странах.
Центральное соглашение о доходах конкретизируется по отраслям и предприятиям в виде коллективных договоров работников и предпринимателей. Оно контролируется в центре и на местах, для чего государство создает особый аппарат. Через реализацию политики доходов работники приобретают гарантии увеличения заработков при повышении эффективности (прибыльности) производства, а также защиту от инфляции. Предприниматели получают социальный мир и гарантию от чрезмерных покушений на прибыли. Государство получает социально-политическую и экономическую устойчивость и гарантии роста бюджетных доходов.
Профсоюзы в некоторых американских фирмах стали играть роль активного партнера в разработке и реализации социальных программ. Разрабатываемые программы должны обеспечивать заметное повышение производительности труда и увеличение стабильности занятости.
Отмечается изменение содержания работы профсоюзов и их ориентации на конструктивное сотрудничество по следующим направлениям:
выработка соглашений о распределении прибыли, об определении степени самостоятельности для местных отделений в ведении переговоров о специальных вопросах заработной платы и условиях премирования;
разработка стратегии развития фирмы, которая предусматривала бы меры, предупреждающие сокращение производства или его приостановку;
решение проблем сверхурочной работы и ее оплаты, использование субподрядов, временной и частичной занятости;
работа по повышению квалификации и расширению профессиональной подготовки работников путем постоянного обучения;
разработка новых систем оплаты труда, таких как участие в прибыли;
создание новых производственных систем и осуществление контроля качества продукции в рамках фирмы в целом;
разработка единых программ обучения мастеров, руководителей низового звена и заводских профсоюзных лидеров;
Кроме того, профсоюзы проводят собственные исследования современных систем организации труда, выработку и представление руководству фирмы альтернативных предложений о новых формах организации труда. Они также берут на себя ответственность за нахождение компромиссов и принятие болезненных для фирмы решений.
В США между компаниями "Форд" и "Дженерал моторс" и объединенным профсоюзом рабочих автомобильной промышленности было достигнуто соглашение о замене ежегодного 3%-ного повышения величины заработной платы компенсационным механизмом, предполагающим выплату премий в зависимости от уровня получаемой фирмой прибыли.
"Дженерал моторс" и "Форд" объединились с профсоюзом автомобилестроителей для создания мелких нововведенческих компаний, которые могли бы предоставить рабочие места автомобилестроителям.
По соглашению между профсоюзом сталеплавильщиков и металлургическими корпорациями США представители профсоюзов теперь входят в советы директоров крупнейших компаний.
Лидеры профсоюзов являются членами Советов директоров "Крайслера" и "Пан-Америкэн"18.
В американских фирмах лидеры профсоюзов получили не только места в совете директоров и участие в собственности компании, но и различную компенсацию за сокращение заработной платы членов профсоюза, право голоса при принятии решений в области капиталовложений.
Важной сферой деятельности профсоюзов в США стала переподготовка работников фирмы в борьбе за сохранение уровня занятости.
"Дженерал моторс" и профсоюз автомобилестроителей организовали самый большой в мире частный учебный центр, в котором проходит обучение 400 тыс. человек - повременных рабочих фирмы. "Форд" и профсоюз автомобилестроителей создали национальный центр обучения и развития в целях подготовки и переподготовки работников фирмы, предоставления возможностей переподготовки в связи с переходом на новые технологии, выпуск новой продукции, применение новых методов производства.
Профсоюзы придают важное значение получению права доступа к бухгалтерским книгам фирмы и возможности контроля с помощью независимых экспертов за коммерческими операциями фирмы.
Одно из важных направлений социально-экономической политики - социальное обеспечение работников.
В США получила значительное развитие система пенсионных и страховых фондов. В США действует до 1,5 тыс. крупных пенсионных фондов, а число пайщиков составило 68 млн. человек, или 52% самодеятельного населения. Согласно закону от 1974 г., пенсионный фонд корпорации не может управляться менеджерами корпорации и направляться на ее финансирование. Он должен использоваться для инвестирования в другие фирмы, причем размер инвестиций в каждом случае не должен превышать 10% от общей суммы накоплений.
На основе закона от 1974 г. об обеспечении доходов наемных работников после их увольнения стали учреждаться внутрифирменные пенсионные фонды на основе контрактов между работниками и предпринимателями. Согласно контракту обе стороны делают взносы в пенсионный фонд, причем взносы предпринимателей могут либо быть фиксированными, либо составлять определенный процент от прибыли фирмы. На основании принятого в 1986 г. дополнения к закону 1974 г. пенсионные выплаты должны гарантироваться работникам даже в случае прекращения действия пенсионного фонда.
Для обеспечения гарантии пенсионных выплат была создана специализированная корпорация, которая рассматривает все случаи прекращения выплат администрацией фирмы и в случае нехватки средств в пенсионном фонде обязывает администрацию продолжать выплаты за счет других средств. На эти цели может быть направлено до 30% капитала фирмы. Если этих средств недостаточно, корпорация производит выплаты из своих средств.
Согласно этому дополнению установлен верхний предел размеров месячных выплат на одного пенсионера, который составил 1858 долл. В 1987 г. в США было принято новое дополнение, ужесточающее условия, при которых может быть прекращено действие внутрифирменного пенсионного фонда - только в случае банкротства фирмы или на период ее реорганизации.
Наемные работники в США предпочитают участие в пенсионных фондах приобретению акций своих фирм, так как это обеспечивает им большую социальную защищенность благодаря высокому уровню профессионализма менеджеров траст-фондов банков.
Наиболее крупные предприятия могут иметь свои пенсионные системы. И эти пенсии можно инвестировать на рынке ценных бумаг.
В США большая часть пенсионных фондов вкладывается в обычные акции, облигации, эквиваленты наличности, такие, как, например, векселя казначейства. Эти активы составляют около 3/4 общей суммы.
22.4. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ МЕНЕДЖЕРОВ В США
В современных условиях подготовке и переподготовке кадров менеджеров придается важное значение как на официальном уровне, так и на уровне отдельных фирм.
Система подготовки кадров менеджеров в США в высших учебных заведениях может быть представлена следующей схемой.
Подготовкой профессиональных менеджеров в США занимаются 1500 высших учебных заведений. В 1987 г. было выпущено 240 тыс. бакалавров в области бизнеса (24% всех выпускников) и 70 тыс. магистров делового администрирования (25%, всех выпускников со степенью магистра).
На изучении менеджмента специализируются 25% студентов американских университетов и 25% выпускников продолжают учебу на степень магистра делового администрирования.
Система подготовки кадров менеджеров в США
В 1985 г. в США было затрачено 60 млрд. долл. на все формы обучения менеджменту, в том числе 13 млрд. долл. на повышение квалификации менеджеров.
Переподготовке и повышению квалификации в фирмах США и Японии придается крайне важное значение. Каждая компания практически имеет свою собственную систему переподготовки. Новые сотрудники обязаны проходить переподготовку ежегодно, вследствие чего процесс обучения идет непрерывно.
Американская фирма "ИБМ" в 1986 г. затратила на обучение и подготовку своих работников 750 млн. долл.
В американской компании "Вестингауз" разработана система целей, направленная на рост производительности труда и качества продукции. Важнейшим средством для достижения намеченных целей определена профессиональная подготовка. Для этого проводятся семинары по управлению качеством, которые позволяют руководителям ввести показатели качества в систему стратегического планирования и оценки.
Японские фирмы тратят на обучение в расчете на одного занятого в три-четыре раза больше, чем американские. В Японии непрерывное образование является частью процесса труда, на который каждый занятый тратит примерно 8 часов в неделю, в том числе 4 часа за счет рабочего времени и 4 часа - за счет личного.
Основой японской системы профессионального обучения в фирмах является концепция "гибкого работника". Её целью является отбор и подготовка работника не по одной, а, по крайней мере, по двум-трем специальностям, а затем повышение квалификации на протяжении всей жизни.
Переход к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний, переподготовкой работников. Считается, что переподготовить работника дешевле, чем заменить его.
Развитие новых технологий требует более совершенных знаний и умений. Проблема заключается в том, чтобы найти механизм постоянного повышения квалификации всех занятых в процессе перехода от одного набора требуемых знаний и навыков к другому.
Большим недостатком программ обучения является отсутствие в них экономических знаний. Подавляющее большинство работников в американских фирмах не понимают сути экономических систем. Они не всегда осознают, как повышение производительности труда, качества и конкурентоспособности продукции может оказывать влияние на их собственный уровень жизни и гарантию занятости.
Система переподготовки и повышения деловой квалификации в США может быть представлена в следующем виде:
Краткосрочные курсы при школах бизнеса и университетах. В США 150 таких курсов, обучающих в год до 10 тыс. человек. Они рассчитаны в основном на 2-4 недели обучения, но бывают и до двух лет. Расходы на такое обучение оплачиваются фирмами и составляют примерно 16 млрд. долл. в год.
Вечерние курсы также оплачиваются за счет фирмы. В США их около 100 и они рассчитаны на обучение высшего и среднего управленческого персонала.
Американская ассоциация менеджмента (American Management Association) проводит ежегодно свыше 2000 семинаров и курсов, на которых обучается до 100 тыс. менеджеров низового и среднего управленческого персонала. Ассоциация была создана в 1923 г. В ее штате 900 человек и 500 человек привлекаются для проведения курсов, семинаров, конференций. Ассоциация объединяет 140 тыс. индивидуальных и коллективных членов, занимающихся вопросами совершенствования менеджмента и их практическим применением.
Внутрифирменные курсы повышения квалификации менеджеров имеют 400 американских крупных и средних фирм для низового и среднего звеньев управления. Например, в учебном комплексе фирмы "Ксерокс" обучается 12 тыс. человек в год. Крупные комплексы и свои программы обучения имеют фирмы "ИБМ", "Вестерн электрик", "Дженерал моторс".
Центры повышения квалификации при колледжах, университетах, учебных центрах имеют свыше 400 фирм (в том числе "ИБМ"), где проводится специализированная подготовка по программам, разработанным фирмами.
Переподготовка на основе долгосрочных соглашений между фирмами и школами бизнеса и университетами используется фирмами "ИБМ", "Дженерал моторс".
Переподготовка на рабочем месте предполагает создание групп работников, которые обучаются на основе разбора конкретных хозяйственных ситуаций. Такую форму используют фирмы "ИБМ", "Дженерал моторс", "Хьюллет-Паккард", "Боинг".
Вечерняя школа Американского института мировой торговли предлагает до 45 курсов в своих трех центрах. Занятия проводятся один-два раза в неделю, всего от 3 до 15 занятий. Стоимость обучения от 80 до 490 долл. за курс.
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 22
Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М.: Фонд "Правовая культура", 1994.
Бизнес и менеджер / Сост. И.С.Дараховский и др. - М.: Азимут-Центр,
Вудкок М., Франсис Д. Раскрепощенный менеджер: Пер. с англ. - М.: Дело, 1991.
Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации: Пер. с англ. - М.: Фонд "За экономическую грамотность, 1993.
Зигерт В., Лам Л. Руководить без конфликтов: Пер. с нем. - М.: Экономика, 1990.
Макаров С.Ф. Менеджер за работой. - М.: Молодая гвардия, 1989.
Новиков В.С., Садовский В.И. Сборник тестов для оценки деловых психологических качеств специалистов и руководителей. - М.: ИНЭ, 1991.
Профсоюзы на капиталистических предприятиях. Организационная структура, формы, методы и направления деятельности / Под ред. С.А.Ершова. - М.: Наука, 1991.
Психологические тесты (для деловых людей) / Сост. Н.А.Литвинцева. - М.: АО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1994.
Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1993.
Шмадт Р. Искусство общения. Практикум делового человека: Пер. с нем. - М.: Интерэкспорт, 1992.
ЧАСТЬ III
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел VI
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 23. МЕНЕДЖМЕНТ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА
23.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА"
В менеджменте под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним.
Различают факторы внутренней и внешней предпринимательской среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнано. Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.
Под внешней предпринимательской средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.
Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причем не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты ее деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, и выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем прежде всего выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.
Поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней окружающей среды, оказывающей влияние на состояние внутренней среды, наблюдение и анализ за состоянием предпринимательской среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.
23.2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ
В основе анализа внутренней предпринимательской среды лежат факторы, которые требуют управленческих решений для обеспечения нормального функционирования фирмы, а именно: достижения намеченных целей и получения желаемых конечных результатов.
Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей:
повышения рентабельности (прибыльности) фирмы;
повышения производительности труда работников фирмы.
Цели разрабатываются руководством фирмы и доводятся до сведения управляющих всех уровней, которые в процессе координации совместной деятельности используют разнообразные средства и методы для их достижения.
Чтобы получить конечный результат в виде прибыли, фирма должна сформулировать цели в следующих областях:
научно-технической - разработка и внедрение новой продукции;
производственной - совершенствование технологического процесса и использование новейших технологий, повышение качества выпускаемой продукции;
сбытовой - сохранение и расширение доли рынка по каждому продукту, повышение качества предоставляемых услуг.
Для достижения намеченных целей необходимы разработка и реализация конкретных задач на основе принятия руководством фирмы соответствующих решений в области разработки новой продукции, определения структуры производства, нахождения оптимальных издержек производства и достижения высокого качества выпускаемой продукции.
На конечный результат деятельности фирмы оказывают воздействие факторы предпринимательской среды, которые определяются состоянием и развитием рыночных отношений.
Задача управления - выявление характера и степени воздействия таких факторов и принятие решений, направленных на обеспечение стабильности функционирования и развития фирмы.
С этой целью систематический анализ факторов предпринимательской среды, ведется в процессе
* маркетинговых исследований и разработки программ маркетинга;
* планирования и разработки плановых показателей;
* оперативного управления;
* контроля за результатами хозяйственной деятельности.
Эффективность хозяйственной деятельности фирмы зависит от многих факторов, которые постоянно находятся в поле зрения менеджеров всех уровней и выявляются и анализируются с помощью сопоставления многочисленных экономических показателей. Их использование необходимо для принятия обоснованных управленческих решений.
Глубокий и тщательный анализ внутренней среды - необходимая предпосылка принятия управленческих решений по результатам проведенного исследования. Экономическая информация - это конкретное выражение происходящих внутри фирмы процессов. Без такой информации и ее анализа невозможно эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности фирмы.
23.3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ
Каждая фирма имеет свою собственную внешнюю среду, внешнее окружение, охватывающее огромное множество различных факторов, которые могут так или иначе воздействовать на функционирование фирмы как в текущий период, так и на перспективу.
Управленческий аппарат фирмы обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в первую очередь теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность деятельности фирмы на конкретном этапе.
Принятие решений зависит от широты и охвата информации о состоянии внешней среды и действии ее различных факторов. Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации факторов на факторы прямого и косвенного воздействия, мы вместе с тем предлагаем свою классификацию, в которой выделяем пять категорий факторов:
* характер и состояние рыночных отношений;
* хозяйственные связи фирмы;
* регулирование предпринимательской деятельности;
* общеэкономические;
* общеполитические.
Первые две категории факторов мы относим к факторам прямого воздействия, последние три - к факторам косвенного воздействия.
Считается, что наиболее быстрые изменения во внешней среде затрагивают прежде всего такие отрасли, как фармацевтическая, химическая, электронная, авиационно-космическая, производство компьютеров, биотехнологии, а также телекоммуникации. Здесь оказывают воздействие прежде всего такие факторы, как изменения технологии и методов конкурентной борьбы.
Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов.
Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в мировом хозяйстве в целом, непосредственным образом сказываются на хозяйственной деятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчетах рентабельности и эффективности производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы в целом, дает возможность учитывать конкретные условия внешней среды путем применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл НИОКР - производство - сбыт.
Анализ внешней среды требует постоянного внимания со стороны менеджеров, поэтому он осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для принятия правильных и своевременных решений.
Анализ рыночных отношений. Рынок - одна из экономических категорий товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарного обмена, характеризующуюся определенной системой конкретных экономических отношений между продавцом и покупателем. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Спрос отражает объем и структуру общественных потребностей и ограничен покупательной способностью населения. Предложение представляет собой совокупность товаров, поступающих на рынок с целью обмена (реализации). Соотношение между спросом и предложением, с одной стороны, оказывает непосредственное воздействие на формирование уровня цен, а с другой, - колеблется в зависимости от динамики рыночных цен.
Потребности в товарах на рынке как сфере товарного обращения выступают в форме спроса, размер которого зависит главным образом от цен товаров и покупательной способности населения. Товарно-денежные отношения предполагают удовлетворение не всех потребностей, а лишь тех из них, которые обеспечены денежными эквивалентами.
Анализ рынка представляет собой комплекс действий, направленных на возможно более полное исследование процессов, развивающихся в сфере товарного обращения, и факторов, воздействующих на формирование спроса и предложения, определяющих экономические отношения между производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров.
Одной из важнейших задач анализа рыночных отношений является определение условий, при которых достигаются оптимальные соотношения между спросом и предложением товаров на рынке. Анализ спроса и предложения дает возможность ответить на вопрос, как реализуются на конкретном рынке отношения между производителями и потребителями товаров, какие условия определяют тенденции формирования и развития спроса и предложения в последующий период и на перспективу.
Анализ спроса и предложения. При анализе и оценке спроса на конкретный товар первостепенное значение имеет выявление потребностей в товаре, уровня покупательной способности населения, требований покупателя к товару, факторов предпочтения при выборе товаров покупателем, а также перспектив роста потребностей в товаре, выраженных не только темпами роста, но и характеристикой жизненного цикла товара.
Спрос - это форма проявления потребностей в сфере товарного обращения; потребностей, обеспеченных денежным эквивалентом. Размеры спроса зависят от уровня цен товаров и платежеспособного спроса. Платежеспособный спрос отражает уровень развития производительных сил, способ распределения, условия жизни населения. Спрос выступает в форме покупательной способности, но не адекватен ей. Покупательная способность есть лишь видимое проявление спроса.
Таким образом спрос отражает объем и структуру общественных потребностей и ограничен покупательной способностью населения.
Потребность составляет содержание спроса и отражает способность к потреблению. Потребность находится в прямой зависимости от производства. Удовлетворение потребностей происходит путем потребления (использования) конкретного продукта, обладающего потребительной стоимостью. Удовлетворение одних потребностей с развитием научно-технического прогресса порождает все новые и новые потребности. Таким образом, потребность - это категория, подверженная изменениям, она развивается под воздействием производства.
Развитие спроса начинается с того момента, когда общественная потребность, раньше не получившая удовлетворения, начинает удовлетворяться товарами или услугами.
Цикл спроса можно разделить на несколько периодов (фаз):
* зарождение спроса - становление отрасли и конкуренция нескольких фирм, стремящихся к захвату лидерства;
* ускорение роста спроса с опережением предложения - конкуренты, оставшиеся на рынке, максимизируют прибыль;
* замедление роста спроса, появление первых признаков насыщения спроса - предложение начинает опережать спрос;
* зрелость спроса - насыщение спроса достигнуто и имеются значительные избыточные мощности;
* затухание спроса - снижение объема спроса (иногда до нуля), обусловленное долговременными демографическими и экономическими условиями (снижение темпов роста валового национального продукта или народонаселения), устареванием или уменьшением потребления продукта.
Уровень спроса, в свою очередь, определяется продолжительностью и условиями жизненного цикла товара.
В начале жизненного цикла, когда товар только появляется, на рынке наблюдается рост спроса, обусловленный быстрым развитием новой потребности. Тогда спрос превышает предложение и это длится до тех пор, пока потребность в новом товаре не будет в достаточной степени удовлетворена и не возникнут новые требования потребителя к товару.
Потребности потребителя и его требования к товару постоянно меняются, поэтому успех на рынке будет иметь та фирма-производитель, которая сможет наилучшим образом приспособиться к оптимальному удовлетворению потребностей потребителя. Поэтому главной задачей при изучении рынка является определение продолжительности жизненного цикла товара от зарождения до начала насыщения рынка. Управляющие фирмы должны уметь предугадывать смену фаз цикла спроса и жизненного цикла товара и пересматривать стратегию фирмы в соответствии с меняющимися условиями конкуренции на рынке.
Жизненный цикл товара определяется на базе той технологии, которая была разработана первоначально для удовлетворения конкретного спроса. Если технология способна дать серию усовершенствованных изделий, фирма будет ориентироваться на разработку товаров на базе дальнейшего улучшения и доработки этой технологии. Здесь важно определить появление самых ранних признаков технологического устаревания продукции, падение ее конкурентоспособности, чтобы вовремя прекратить выпуск технически устаревших изделий или, наоборот, предложить усовершенствованные и модернизированные изделия.
Фирма-производитель должна постоянно следить за стадиями жизненного цикла товара, чтобы в период спада спроса на товар своевременно снять его с рынка, заменив новым товаром, потребительские свойства которого в большей степени удовлетворяют потребности потребителя. Существенное влияние на уровень спроса на потребительские товары оказывают мода и сезонность. Их колебания учитываются производителями и торговыми фирмами, которые стремятся в конце сезона освободиться от нереализованных товаров путем их распродажи по существенно сниженным ценам. Размеры сезонных распродаж во многом зависят от состояния платежеспособного спроса населения и колебания уровня цен.
Потребительский кредит играет важное значение в развитии спроса на товары длительного пользования, а коммерческий кредит, в том числе и в форме рассрочки платежа, - в спросе на товары производственного назначения.
При изучении потребностей рынка необходимо четко представлять, какие потребности удовлетворяет продукт на конкретном рынке, в каких областях и как будет использован покупателем.
Анализ потребительского спроса требует изучения важнейших демографических факторов, влияющих на состояние спроса и его динамику (численности населения страны или сегмента, уровня рождаемости, возрастного
состава населения, географического распределения населения).
При анализе покупательной способности населения выясняются уровень доходов населения, объем и условия предоставления потребительского кредита, сумма сбережений населения, уровень образования и профессиональный состав населения. Численные показатели спроса на товар обычно определяются на основе статистических данных о потреблении товара за исследуемый период. Если статистика не приводит таких данных, их исчисляют путем составления баланса потребления на основе данных о производстве, импорте, экспорте и переходящих запасах данного товара. Такой показатель получил название "емкость рынка". Для некоторых товаров, например автомобилей, оценка потребления производится на основе данных о регистрации автомобилей на определенную дату либо за определенный период. Специализированные источники информации приводят такие данные в разбивке по странам, фирмам, моделям и маркам автомобилей, что существенно облегчает анализ спроса.
При анализе спроса, объема потребления или емкости рынка потребительских товаров изучается покупательная способность населения на основе данных о заработной плате рабочих и служащих, доходах управленческого аппарата, величине налогообложения, стоимости квартплаты и различного рода услуг, ценах на потребительские товары.
Важное значение при анализе потребления отводится новым товарам, их технико-экономическим характеристикам, а также воздействию научно-технического прогресса на состояние и динамику потребления товара.
При проведении анализа предложения товара на рынке важное значение имеет: количественная оценка предложения конкретного товара; структура предложения; степень обновления ассортимента; значение новых товаров; технико-экономические характеристики новых и перспективных товаров; уровень цен на товары различных моделей и модификаций; доля фирм крупнейших поставщиков товаров на рынок; оценка их производственных возможностей; оценка перспектив развития предложения с учетом тенденций развития мирового хозяйства и мирового товарного рынка соответствующего товара.
Количественную оценку предложения делают на основе статистических данных о производстве и импорте товара, содержащихся в национальных страновых источниках или международных отраслевых статистических публикациях. Предложение товара оценивается как сумма производства и импорта данного товара за вычетом его экспорта и с учетам разницы в переходящих запасах в конце календарного года.
Структура предложения подвержена постоянным изменениям за счет как увеличения выпуска уже освоенных товаров, так и новых товаров, создающих новые потребности. Новые товары в условиях быстрого развития научно-технического прогресса занимают все большую долю в предложении, оказывая существенное воздействие на объем и структуру спроса. Производство оказывает воздействие на спрос еще и тем, что формирует уровень цен и платежеспособный спрос.
На основе годовых отчетов фирм определяются показатели выпуска фирмой конкретных товаров в количественном или стоимостном выражении, которые сопоставляются либо со статистическими показателями по отрасли в целом, либо с суммарным показателем по всем фирмам - крупнейшим поставщикам товаров. Из годовых отчетов фирм и периодической печати получают также сведения о планах и программах отдельных компаний по расширению производственных мощностей и модернизации производства, а также предполагаемой стоимости затрат и выпуске продукции на рынок.
При анализе предложения конкретного товара исключительно важное значение имеет изучение состояния и тенденций развития соответствующего мирового товарного рынка. Это обусловлено тем, что в современных условиях происходит чрезвычайно быстрое обновление и расширение номенклатуры товаров, поступающих в международный товарооборот за счет как принципиально новых, ранее не выпускавшихся изделий, так и ускоренного обновления и совершенствования выпускаемых моделей на основе последних достижений науки и техники. В результате на рынке значительно расширяется число моделей и модификаций изделий как потребительского, так и производственного назначения. Поэтому фирмы ведут непрерывно исследования по выявлению перспектив развития научно-технического прогресса, в особенности по таким направлениям, как автоматизация производства, полупроводниковая техника, электроника и др. Особое внимание уделяется ожидаемым открытиям, которые могут повлечь за собой коренные изменения в области производства и сбыта на мировом товарном рынке и в сфере международного товарооборота в целом.
Поэтому научно-технические прогнозы развития и совершенствования производства отдельного товара или отрасли в целом стали одним из важнейших аспектов анализа предложения товара.
Прогнозирование научно-технического прогресса и предстоящих изменений в технологии и технике используется фирмами для принятия решений при выработке стратегии и технической политики фирмы.
Анализ рынка заканчивается составлением прогноза развития рынка конкретного товара либо соответствующей отрасли экономики.
На основе тщательного изучения и анализа спроса, предложения и требований покупателей к товару делается оценка перспектив развития спроса на товар на конкретном рынке, а именно: роста или снижения потребностей в товаре; развития жизненного цикла товара; изменений требований рынка к качеству и потребительским свойствам продукции; результатов выявления новых сфер использования товара. Оцениваются также в количественном выражении будущая динамика и структура потребительского спроса, перспективы развития научно-технического прогресса в отрасли.
Для определения перспектив изменения ёмкости рынка изучаются тенденции в развитии производства в целом и выпуска данного товара в стране, обеспеченность сырьевой базой, ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей, развитие потребляющих отраслей, появление новых товаров-заменителей, изменение структуры внешнего спроса, тенденции в развитии импорта и экспорта конкретного товара.
Анализ требований потребителя к товару. При анализе спроса следует исходить из того, что покупатель сам определяет соответствие предлагаемого ему товара своей конкретной потребности. Поэтому при изучении рынка необходимо тщательно изучать требования потребителя к товарам, обращающимся на рынке, и к конкретным товарам, которым потребитель отдает предпочтение.
Важно знать и специфические требования потребителей в отношении ассортимента и качества изделия, его внешнего вида, способа упаковки и маркировки, использования товарного знака. В ряде случаев они обусловлены географическими и климатическими условиями, действующими техническими стандартами, привычками и вкусами потребителей. Так, например, для машин и электротехнических изделий учитываются климатические условия страны-импортера, требующие применения специальных смазочных и изоляционных материалов, лаков и красок, рассчитанных на определенную температуру и влажность. Для товаров широкого потребления учитываются требования рынка к оформлению, цвету, фасонам, размерам, рисункам. Для оборудования, нефтепродуктов, проката и других товаров учитываются применяемые в стране технические стандарты.
К специфическим требованиям следует отнести и требования покупателей к надежности и легкости изделия в эксплуатации, бездефектность, прочность.
При анализе потребительских предпочтений важно прежде всего выяснить, как производитель осуществляет оценку и выбор товара с учетам характера товара и его назначения (потребительского или производственного). Так, на рынке потребительских товаров, где происходит все большее сближение требований к объективным качественным показателям товаров в рамках определенного класса стоимости (например, сигареты, стиральные машины, автомобили), дифференциация продукта осуществляется прежде всего через индивидуализацию конкретной марки изделия, и предпочтение потребителя определяется во многом престижностью изделия, дизайном, привычками к потреблению определенной марки товара.
Потребители оборудования, как правило, отдают предпочтение не универсальному, а специализированному оборудованию. Они предпочитают приобрести оборудование по более высокой продажной цене, но с более низкими расходами на его эксплуатацию. Обычно потребители предпочитают хорошо известную на рынке фирму, которая четко выполняет взятые на себя обязательства и обеспечивает бесперебойность в эксплуатации, своевременное техническое обслуживание и ремонт.
Таким образом, потребитель всегда отдает предпочтение товару, в наибольшей степени удовлетворяющему его потребности, и фирме, обеспечивающей оптимальное соответствие качества, потребительских свойств и цены товара характеру и специфике его требований.
Соблюдая принципы маркетинга, а именно, ориентацию на потребителя, фирмы по-разному реализуют анализ требований потребителя. Одни фирмы полагают, что производитель знает реальные нужды потребителя и может его учить, т.е. формировать его спрос. Этот принцип получил наибольшее распространение среди западноевропейских компаний. Другие фирмы исходят из того, что потребитель лучше знает свои нужды и на них надо ориентироваться. Такой подход получил распространение среди японских компаний.
При изучении потребителей продукции следует исходить прежде всего из особенностей и назначения продукции - производственного или потребительского спроса.
Покупателями продукции производственного назначения могут быть промышленные фирмы и их дочерние компании, приобретающие сырье, материалы, комплектующие изделия для их использования в технологическом процессе, торгово-посреднические фирмы (оптовые, импортные и др.).
При изучении фирм-покупателей товаров производственного назначения, помимо общих сведений о фирме, необходимо знать: положение фирмы-покупателя на рынке, ее долю в общем потреблении конкретного товара, стабильность предъявляемого фирмой спроса, основных поставщиков потребляемой фирмой продукции, методы осуществления фирмой коммерческих операций, требования, предъявляемые фирмой к технико-экономическим показателям закупаемой продукции, техническому обслуживанию и др.: организационную структуру и управление в крупнейших фирмах-потребителях, их производственные мощности и перспективы их расширения, тип технологического процесса, возможности замены закупаемой продукции субститутами.
Покупателями продукции потребительского назначения выступают, прежде всего, торгово-посреднические фирмы: оптовые и розничные, дилерские, торгово-посылочные, конечные розничные потребители.
При изучении фирм - покупателей товаров потребительского назначения важное значение имеет выяснение: методов осуществляемой ими розничной торговли; условий предоставления покупателям различных льгот (потребительского кредита, бесплатного послепродажного обслуживания на длительные сроки, скидок с цены и др.); номенклатуры предлагаемой фирмой продукции, ее новизны, конкурентоспособности, степени обновляемости; характеристики продукции, приводимой в каталогах и проспектах, выпускаемых фирмой; характера и содержания проводимых рекламных кампаний, используемых средств рекламы, применяемых методов стимулирования сбыта; факторов предпочтительности, отдаваемых покупателями конкретным фирмам и предлагаемым ими товарам; примерных размеров квот каждой фирмы в реализации товаров на рынке, распределения территории сбыта, эффективности каналов реализации; общего объема продаж, прибыльности операций, размеров издержек по сбыту, стоимости содержания складов и других обслуживающих помещений; возможности привлечения конкретной розничной фирмы в качестве контрагента-посредника путем предложения ей конкурентоспособной продукции или принципиально новых товаров, размер комиссионных, получаемых фирмой за посредничество.
Анализ и оценка деятельности на рынке фирм-конкурентов. Помимо общих сведений, используемых при изучении фирм, для анализа обобщается следующая информация по всем конкурирующим фирмам и по каждой в отдельности:
позиции конкурентов на рынке: объемы продаж выпускаемой продукции, место фирм в списке ранжирования в данной стране и на мировом рынке, доля каждой фирмы-конкурента в общем объеме продаж данной продукции на изучаемом рынке;
характер выпускаемой каждой фирмой продукции: ее технические параметры, цена, факторы конкурентоспособности, практика использования товарных знаков (марок), привлекательные особенности товара и его упаковки, товары рыночной новизны, выпускаемые конкурентами в данный момент и на перспективу;
виды и характер услуг, предлагаемых конкурирующими фирмами, в том числе формы и стоимость технического обслуживания;
практика рекламной деятельности и виды стимулирования продаж, используемые конкурентами, расходы на рекламу и стимулирование сбыта;
практика товародвижения: виды транспортировки, используемые конкурентами, наличие у них складов и их размещение, условия хранения, использование складов для консигнационной торговли;
маркетинговая деятельность фирм-конкурентов: стратегия, проводимая каждой фирмой-конкурентом, их ассортиментная политика, направления научно-технической деятельности по разработке новых товаров, производственная, техническая и сбытовая политика, методы интенсификации сбыта, политика цен и тенденции их движения, уровень издержек производства и пути их снижения;
организация конкурирующими фирмами сбытовой деятельности: наличие собственной сбытовой сети, использование услуг торговых посредников, затраты на содержание сбытового аппарата;
неценовые методы конкурентной борьбы, используемые конкурентами, наиболее эффективные средства, которые могли бы быть применимы против конкурирующих компаний, степень уязвимости конкурирующей фирмы и доля рынка, которая у нее может быть отвоевана;
финансовое положение каждой конкурирующей компании и ее способность защищать свои позиции на рынке, платежеспособность фирмы-конкурента и ее способность к расширению мощностей и организации нового производства;
количественные показатели деятельности фирм-конкурентов за исследуемый период или на определенную дату: объем выпускаемой продукции, капиталовложения, затраты на НИОКР, издержки производства, прибыль и др., содержащиеся в годовых отчетах фирм;
наличие у фирм-конкурентов патентов и продажи ими лицензий, поступления платежей по лицензиям;
коммерческие условия сделок, совершаемых конкурентами: цены, предоставляемые кредиты и льготы, скидки с цены, сроки поставки;
степень загрузки производственных мощностей по выпуску конкурирующей продукции, портфель заказов и динамика поступления новых заказов;
научно-технический потенциал и достижения фирм-конкурентов в сфере производства и использования продукта, которые могут оказать влияние на потребительский спрос.
Конкурентная борьба ведется не только за потребителя. Она ведется за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенное техническое нововведение.
От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.
Анализ условий торговли на рынке. Важную роль в изучении условий торговли на рынке играет анализ форм и методов торговли, коммерческой практики, сложившейся на рынке, условий товародвижения (транспортных и других условий), правовых вопросов, торгово-политических условий.
Изучение форм и методов торговли ведется с целью анализа и оценки деятельности фирм, выступающих на отраслевом рынке или мировом товарном рынке в качестве продавцов и покупателей конкретного товара или группы товаров, выявления их позиций на рынке, каналов и методов сбыта, коммерческой практики, используемой в торговле данным товаром.
При анализе форм и методов торговли исследуются:
фирмы, поставляющие товары на данный рынок, - родственные фирмы-производители своей страны, иностранные производственные фирмы или их дочерние компании;
торгово-посреднические фирмы своей страны или принадлежащие предпринимателям других стран;
число фирм, выступающих на рынке конкурентами по изучаемому товару, их позиции на рынке;
потенциальные покупатели - фирмы, выступающие непосредственными потребителями интересующих товаров, или торговые посредники;
степень монополизации рынка, наличие картельных соглашений и участие в них фирм-конкурентов;
доля рынка, закрепленная за каждым участником картельного соглашения либо сложившаяся в результате соотношения сил и конкретных позиций отдельных фирм.
Анализ коммерческой практики, сложившейся на данном рынке, предполагает выяснение следующих вопросов: применение типовых контрактов, разработанных национальными ассоциациями предпринимателей, международными союзами предпринимателей - ассоциациями и федерациями; биржевых контрактов, разработанных биржевыми комитетами крупнейших бирж; аукционных контрактов, разработанных крупнейшими аукционными фирмами или ассоциациями аукционеров; практики и условий проведения торгов (государственного законодательства по проведению торгов); предоставление предпочтений местным фирмам или фирмам конкретных стран при выборе поставщика по результатам тендерных предложений; торговые обычаи и обыкновения, сложившиеся в практике международной торговли отдельными товарами или в коммерческой практике страны, регионе; особенности условий международных сделок (контрактов купли-продажи товаров и услуг, в особенности, касающихся условий поставки товаров, методики расчета цены, определения валюты цены, применяемых способов платежа, форм и методов расчета, валюты платежа).
Анализ транспортных условий предполагает изучение следующих вопросов: наличие прямого сообщения между страной экспорта и изучаемым рынком, тарифы линейного судоходства, фрахтовые ставки, железнодорожные тарифы, степень механизации погрузочно-разгрузочных работ в отдельных портах, стоимость перевалочных работ и хранения грузов, ставки портовых сборов, правила и особые условия перевозки, способы перевозки в стране назначения, правила сдачи и приемки грузов.
Полученные сведения дают возможность фирме-экспортеру установить продажную цену товара при реализации его с доставкой в страну назначения; выбрать на основании калькуляции транспортных издержек направление, по которому наиболее выгодно отправить груз; определить порт, в котором расходы по выгрузке самые низкие; выяснить требования к объему, весу и упаковке грузов.
Изучение правовых вопросов предполагает изучение законов по вопросам страхования и торгового судоходства; законов, регулирующих правовое положение и деятельность фирм, в том числе иностранных; законов об охране промышленной собственности, о патентовании изобретений, регистрации товарных законов, а также существующей практики по этим делам; общепринятых в стране импорта способов разрешения споров по международным коммерческим сделкам через обычное судопроизводство и арбитраж. К этой области изучения рынка относится также установление списка адвокатских фирм, которым может быть поручено ведение дел экспортером.
Торгово-политические условия играют особую роль в изучении рынка, поскольку они определяют возможность заключения коммерческих сделок с той или иной страной. При изучении торгово-политических условий наибольшее внимание обращается на содержание межправительственных торговых соглашений, регулирующих ввоз товаров в страну; систему государственного регулирования внешней торговли, в частности, распоряжения и законы, запрещающие или ограничивающие ввоз определенных товаров при наличии в стране импортных ограничений; порядок получения экспортно-импортных лицензий и распределения контингентов; уровень таможенного обложения товаров, способ исчисления пошлин; режим, под который подпадает интересующий товар, внутренние таможенные сборы и налоги, наличие в стране свободных зон; участие страны в замкнутых экономических группировках и их воздействие на режим ввоза определенного товара; валютное законодательство страны, в частности, порядок получения импортером иностранной валюты, контроль за переводом прибылей, конвертируемость валюты, режим кредитования; ограничения и требования санитарно-ветеринарного порядка, относящиеся к так называемому административному протекционизму.
Анализ рынка стал реальной потребностью и прочно вошел в практику хозяйственной деятельности фирм. Глубина и направленность исследований зависят в значительной степени от характера деятельности фирмы, выпускаемой ею продукции (потребительского или производственного назначения), производственного профиля фирмы (степени диверсификации продукции), размеров капитала и уровня доходов фирмы. Кроме того, масштаб проводимого анализа определяется также целями и стратегией фирмы, а именно: решениями относительно изменений направления деятельности фирмы, выхода на рынок с новыми товарами, изменениями в ассортиментной политике или в системе сбыта. Усложнение хозяйственной деятельности фирмы требует проведения более углубленного анализа, направленного на определение в качестве конечной цели перспективных рынков, а чаще, сегментов рынков, где фирма могла бы получить долю рынка и удерживать позиции в течение периода, определяемого жизненным циклом товара.
Результатом анализа является оценка потенциальных возможностей фирмы и её позиций на конкретном рынке или его сегменте. Этот результат сопоставляется с производственными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами фирмы и оценивается эффективность деятельности фирмы на конкретном рынке.
Анализ хозяйственных связей фирмы. Анализ хозяйственных связей предполагает выяснение характера отношений фирмы с поставщиками материально-технических и трудовых ресурсов, финансовыми организациями, профсоюзами.
Обычно каждая фирма имеет свою сеть поставщиков сырья, материалов, оборудования, топлива и энергии.
Получение ресурсов от внешних поставщиков, тем более зарубежных, подвергается действию таких факторов, как цены, качество и количество, сроки поставок, обменные курсы валют, политическая нестабильность.
Если фирма имеет единственного поставщика конкретной продукции, она попадает в зависимость от его действий. Применимая в Японии система снабжения материалами предусматривает, что полуфабрикаты, необходимые для следующего этапа производственного процесса, должны доставляться по принципу "точно в срок". Такая система снабжения предполагает теснейшую связь производителя конечного продукта с субпоставщиками. Но обычно фирма предпочитает не иметь одного-единственного поставщика деталей или изделий, чтобы не ставить весь технологический процесс под угрозу остановки в случае возникновения у субпоставщика производственных или финансовых трудностей.
Обеспечение рабочей силой необходимых специальностей и квалификации также является одним из важнейших факторов внешней среды, обеспечивающих достижение намеченных целей и эффективности функционирования фирмы в целом. Современный технологический процесс требует использования высококвалифицированных техников, опытных программистов и разработчиков системы. В то же время усложнение структуры фирм требует привлечения опытных менеджеров высшего звена управления и обучения способных руководителей внутри фирмы.
Отношение с финансовыми институтами - кредиторами или инвесторами - это факторы прямого воздействия. Потенциально к ним относятся банки, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации, программы федеральных учреждений по предоставлению займов. Получение необходимых финансовых средств обеспечивает фирме стабильное функционирование. Вместе с тем, чем лучше финансовое положение компании, тем благоприятнее для нее условия кредитования.
Каждая фирма тщательно анализирует свое финансовое положение и определяет источники финансирования, а именно:
распределение капитала в целом на собственный и заемный в зависимости от его рентабельности;
потребности в долгосрочных займах и краткосрочных кредитах по видам, странам, условиям получения и погашения;
источники получения займов и кредитов;
выбор кредитов, установление сроков их получения;
расчет стоимости кредитов с учетом нормы учетного процента и сроков погашения кредитов;
получение доходов от хранения собственных средств в банках.
Отношения с профсоюзами - важный внешний фактор при принятии решений во внутренней среде фирмы.
Профсоюзы в США представляют интересы примерно 17% американских работников, включая рабочих, служащих в розничной торговле и др.
Предприниматели в некоторых отраслях промышленности в обязательном порядке ведут переговоры с профсоюзами и подписывают с ними договоры о найме работников, поскольку они берут на себя роль поставщиков рабочей силы. Такими договорами определяются, в частности, порядок увольнения, понижения в должности, перевод на другую работу работников, а также регулируются нормативы производительности труда, определяются виды стимулирования труда, способы и средства обучения работников.
Анализ общеэкономических факторов. Развитие научно-технической революции на ее новом этапе является одним из важнейших факторов внешней среды, поскольку на ее основе происходит разрушение старых отраслевых связей внутри стран и в интернациональном масштабе, возникают принципиально новые технологические процессы, происходит структурная перестройка экономики применительно к требованиям НТР. Это достигается путем снижения барьеров на межотраслевой и межрегиональный перелив капитала, стимулирования наиболее перспективных производств, финансового, кредитного, административно-правового содействия развитию НИОКР и скорейшему внедрению их результатов в производство.
Анализ состояния экономики своей страны или интересующей зарубежной страны предполагает предварительное ознакомление с общими сведениями о стране и изменениях, которые происходят в факторах внешней среды, а именно: численности населения, наличии и использовании национальных ресурсов; в государственном устройстве; денежной системе, валютном положении страны; в уровне жизни населения, социально-культурных условиях развития. Для анализа состояния экономики используются такие основные показатели, как объем капиталовложений в обновление и расширение основного капитала отдельной отрасли или экономики в целом; индексы производства или отгрузок продукции по отраслям, объем выпуска продукции, величина отгрузок товаров потребителям, запасы товаров; поступление и портфель заказов у отдельных фирм и по отрасли в целом: платежеспособный спрос населения, определяемый путем сопоставления доходов населения, фонда заработной платы, индекса стоимости жизни: размеры и структура затрат на научные исследования и разработки, темпы обновления продукции, доля и количество принципиально новых товаров, поступающих на рынок; динамика численных показателей уровня цен, сопоставление индексов оптовых и розничных цен, экспортных и импортных цен, сопоставление цен и издержек производства по отдельным фирмам - крупнейшим производителям товаров; объем, динамика и структура международной торговли конкретным товаром; географическое распределение экспорта и импорта страны; мероприятия государства, направленные на регулирование рыночных отношений: кредитная и налоговая политика, политика учетных ставок; политика финансового и организационного содействия предпринимательской деятельности, осуществляемой как в своей стране, так и за рубежом, включая заграничные капиталовложения, поглощения и слияния фирм и др.
Анализ предпринимательского климата. Активность предпринимательской деятельности характеризуется появлением на рынке новых рыночных субъектов путем создания новых фирм, банков, финансовых институтов и др.; интенсивным потоком инноваций; массовым межотраслевым переливом капиталов; повышением инвестиционного спроса и др. На состояние активности предпринимательской деятельности оказывают воздействие как регуляторы рынка - свобода предпринимательства, конкуренция, факторы развития рынка, так и многие другие факторы, относящиеся к механизму регулирования предпринимательской деятельности, которые либо способствуют, либо препятствуют созданию благоприятного климата.
К числу факторов, способствующих созданию благоприятного предпринимательского климата, обычно относят:
стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства;
льготный налоговый режим, обеспечивающий стимулы для открытия новых предприятий или расширения уже существующих;
меры, содействующие притоку в сферу бизнеса финансовых средств;
создание инновационных и внедренческих центров, финансируемых как государством, так и частным бизнесом;
наличие развитой сети специализированных фирм, предоставляющих финансовую помощь предпринимателям;
организация консультативных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы, курсов и школ подготовки предпринимателей;
наличие эффективной системы защиты интеллектуальной собственности не только на изобретения, но и на новаторские идеи, ноу-хау, методы деловой активности;
упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности со стороны государственных органов (сокращение форм отчетности, облегчение правил регистрации компаний);
повышение качества рабочей силы (образование, квалификация);
обеспеченность информационной технологией, средствами коммуникаций;
распространение таких социально-психологических ориентиров, как достижение успеха, личная и групповая ответственность;
свобода творчества.
Считается, что отрицательное воздействие на развитие предпринимательской деятельности оказывают следующие факторы:
высокие налоговые ставки;
недостаточно высокий уровень субсидирования исследований и разработок;
низкая норма накопления и размер инвестиций;
чрезмерное государственное регулирование;
инфляция;
жесткое антитрестовское законодательство;
чрезмерное количество требуемых документов государственными органами управления;
высокие правительственные расходы, в том числе на оборону;
низкая производительность труда в правительственном аппарате;
рост цен на энергоресурсы;
дефицит материальных ресурсов;
протекционизм;
субсидии неэффективным предприятиям;
высокие расходы на содержание государственного аппарата;
низкий уровень образования;
враждебное отношение к частному сектору;
рост доли сферы услуг;
высокий уровень преступности; изменение моральных ценностей;
рост индивидуализма;
психология исключительности.
В 80-е годы наблюдался бум предпринимательства, в основе которого лежали многие причины, и в том числе: вступление мировой экономики в очередной этап НТР; обострение конкурентной борьбы; повышение общего уровня образования и подготовки кадров; появление многих новых профессий; глубокая трансформация социально-культурной среды, системы ценностей в обществе.
Особо следует выделить такие факторы, как микроэлектронная революция, которая обеспечила высокий уровень информатизации экономической и общественной жизни, а также глубочайшие прорывы в новейших отраслях технологии.
Огромную роль в ряде стран, в том числе в Японии, сыграло снятие барьеров для межотраслевого перелива капиталов, заложенных в принципах отраслевого регулирования.
В 80-е годы появилась концепция интрапренёрства как специфического внутрифирменного предпринимательства.
Интрапренёры - это новаторы, добившиеся реализации своих новаторских идей и принесшие своей фирме большие прибыли. Основными чертами интрапренёрства являются:
высокая степень ориентации на нововведения и конечные результаты;
участие интрапренёров в принятии решений:
выпуск конкурентоспособной продукции;
применение передовых принципов управления;
поощрение новаторства.
В практической деятельности фирм отношение к интрапренёрам различно:
выделение новаторов-предпринимателей в неформальные объединения и обеспечение им дополнительных полномочий и поддержки со стороны высших управляющих;
отнесение к числу интрапренёров менеджеров, наделяемых инновационными функциями и широкими полномочиями. В частности, это управляющие группами по разработке и реализации новой идеи, руководители подразделений по новой продукции, управляющие по продукту и др.
Интрапренёр всегда ищет новые возможности в достижении конечных результатов, олицетворяет прогрессивный стиль лидерства.
Созданию благоприятного предпринимательского климата во многом способствует инфраструктура предпринимательства: союзы предпринимателей и ассоциации, консультационные и информационные центры, школы и программы профессиональной подготовки предпринимателей.
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 23
Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. С.-Пб.: ГМП "Формика", 1992.
Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес / Под ред. Ю.М.Осипова. - М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 1992.
Покровский А.И., Филанд К. Перестройка рыночных структур на Западе и на Востоке. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1993.
Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Новости, 1991.
Глава 24. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
24.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными им методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.
В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:
* разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
* повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
* ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;
* создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
* обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
* сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
* содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию; сдерживание инфляции экономическим путем: снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
* обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда;
* поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.
Направления, формы и механизм государственного регулирования подвержены постоянным изменениям, носят гибкий характер и их реализация осуществляется через соответствующие органы - законодательные, исполнительные, содействующие в зависимости от характера деятельности и выполняемых функций.
Для современного этапа характерна тенденция к унификации форм и методов государственного регулирования в развитых странах, где происходит много общих и сходных процессов. Тенденция к созданию глобальных форм государственного регулирования отражает стремление максимально реализовать в пользу крупнейших фирм достижения научно-технической революции, вызвавшей качественные изменения в структуре производства развитых стран, увеличивших их экономическую взаимозависимость.
Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:
осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними;
регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения.
Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.
Большое значение в 80-е годы приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.
Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.
Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров); разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций. Косвенные налоги на потребителей.