<< Пред.           стр. 1 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
 ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
 
 
 
 
 Ф. И. Гиренок
 
 
 УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ БЫТИЕ
 
 
 
 
 
 Москва
 1994
 ББК 15.1
  Г 51
  Ответственный редактор
  кандидат философских наук
  В.И.Аршинов
 
  Рецензенты:
  доктор философских наук
  А.А.Горелов;
  доктор философских наук
  Г.С.Гудожник
 
 
 
  Гиренок Ф.И.
  Г 51 Уcкользающее
 бытие. - М., 1994. -
  220 с.
 
  Если бытие ускользает, то
  что остается? Вот вопрос,
  ответ на который составляет
  смысл данной книги. В ней
  прокладываются тропинки к
  бытию не со стороны
  присутствия (или отсутствия),
  а изнутри ускользания всякой
  определенности. В круге
  доопределений кружит человек,
  цивилизация, экология, наука.
  Книга предназначена для
  философов и тех, кто сознает
  бытие в модусе ускользающего
  что.
 
 
 
 
  ь Ф.И.Гиренок,
  1994
  ISBN 5-201-01856-4 ь ИФРАН
  , 1994
 
 
 
  Предисловие
 
  Идея этой книги возникла после
 одной из лекций М.К.Мамардашвили,
 прочитанной о Канте. Понятно, что
 Кант запрятал бытие в сноски, в
 примечания. Но Мераб (как мы тогда
 называли Мамардашвили) повернул дело
 так, что уже и Кант оказался у него
 причастным к делу бытия, т.е. бытие у
 Канта в истолковании Мамардашвили
 представало в качестве всей полноты
 взаимодействия субстанций. Мне эта
 мысль понравилась (впрочем, как и
 многие другие мысли Мамардашвили). И
 я стал придумывать различные образы
 бытия.
  Если я не могу сказать, что бытие
 было и не могу сказать, что бытие
 будет, то что из этого следует? Бытия
 не было и не будет. Оно есть. Вот
 экология. Каким оно (бытие) есть
 внутри этого феномена? Побочным, т.е.
 на обочине у чего? У деятельности.
 Бытие узнается по косвенным, непрямым
 результатам деятельности. А сознание,
 которое косит, т.е. смотрит не прямо,
 а на обочину, я назвал экологическим
 сознанием. Нельзя ли на обочину
 отправить деятельность, а не бытие?
 
  5
 
 Вот в чем вопрос. То есть пусть бытие
 бытийствует, а человек действует, но
 как нечто незаконнорожденное бытием.
 Обсуждение всех этих проблем
 составило первую главу книги
 "Экология: вариации на тему".
  Во второй главе я попытался засечь
 бытие на том месте, на котором бывает
 человек. Каким способом бытие дает о
 себе знать здесь? Безъязыким, немым.
 Почему? Потому что человек - существо
 слишком болтливое, разговорчивое. Но
 бытие есть то, что не было. У него
 нет прошлого. А все, что прошло,
 составляет сущность того, что есть.
 Что составляет сущность? То, что
 проходит мимо бытия. Бытия не будет.
 У него нет будущего. А будущее - это
 истина того, что есть. Истина
 ускользнула от бытия в будущем. Иными
 словами, в контексте рассуждений о
 человеке бытие появляется в качестве
 того, что есть без сущности и без
 истины. Оно ускользнуло от них.
 Сущность и истина - распятие чело-
 века. И висит человек на этом кресте,
 а под ним бытие. Висит и болтает,
 рождая своей болтовней науку.
  Каким же способом представлено
 бытие в феномене науки? Как сила,
 обессилившая науку. Что может обес-
 силить знание? То, что нельзя
 определить. Бытие неопределимо. Его
 
 6
 
 нельзя знать заранее. В феномене
 науки бытие представляет себя как
 спонтанность. Бытие избыточно для
 науки.
  В главе "Иск истине" обсуждается
 один вопрос: где же истина, если она
 в будущем? Там, где потеряли бытие,
 т.е. в науке, или там, где его нашли,
 т.е. вне науки? А кто вне науки?
 Колдуны. Существует ли различие между
 учеными и колдунами? Бытие все равно
 вне истины. Эта истина делает
 условным различие между учеными и
 колдунами. Наша жизнь неверная.
 Фейерабенд это понял и пошел к
 постмодернистам. Вернадский это тоже
 понимал. Но пришел он к русским
 космистам.
  В главе "Интуиции русского
 космизма" бытие понимается вне
 времени. Бездомное бытие находит свой
 дом в просторе протяженного. А это
 космос, в котором нет ни развития, ни
 прогресса. А что есть? Возвращение.
  В последней главе "Страсти по
 цивилизации" бытие предстает в
 качестве того, что замещается. Что
 замещает? Цивилизация, которая
 узнается по замещенному бытию
 последнего человека. Ниже последнего
 человека уже нельзя упасть. Замещение
 возвращает нас к вариациям на тему
 экологии. Круг замкнулся. Что есть
 
  7
 
 бытие? То, что ускользает в просторе
 протяженного.
  В 1988 году я закончил работать над
 книгой и отнес ее в издательство.
 Прошло пять лет. И вот, кажется,
 книга издается. Но бытие меня уже не
 интересует. Вернее, я связывал его с
 истиной, знанием, сущностью, со-
 знанием и прочими премудростями, а
 русский язык связал все эти вещи не с
 бытием, а с общиной, с общим, с
 артелью, с миром. А где же бытие? Оно
 там, где быт. Совместное бытие и есть
 быт. Со-бытие оказалось не событием,
 а тишиной быта. В быте теперь мне
 важна избыточность относительно
 повседневности. Но это тема другой
 книги.
  Хочу напомнить читателю, что первые
 три параграфа второй главы написаны
 мной вместе с Т.В.Костылевой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 8
 
 
 
 
  Глава I. Экология. Вариации на
  современную тему
 
  В течение последних 20 лет экология
 из слова-термина превратилась в
 слово-идол сознания, обеспокоенного
 (или делающего вид, что оно
 обеспокоено) зависимостью
 существования человека от сущности
 мировой цивилизации. В это тревожное
 время громко появилась и тихо умерла
 не одна глобальная модель мирового
 развития, все то, что удалось найти
 самопроизвольными движениями ума.
 "Ощупью во тьме" - так оценивают
 первое десятилетие глобального
 моделирования Д.Медоуз, И.Брукман и
 Рихардсон1. Тьма не рассеялась, но
 какие-то слова (например, "экология",
 "глобальное моделирование" и
 "выживание") стали привычными и почти
 священными. В них откладывался
 высокий смысл и упаковывалась
 видимость понимания сущности насущных
 проблем. Видимость можно приготовить
 ____________________
 1 Meadows D., Richardson J., Bruckman
  I. Groping in the dark. The first
  decade of global modelling.
  Chichester etc.: Willy, 1982.
 
  9
 
 заранее (до понимания) тиражированием
 определенных слов. Средствами
 массовой информации этот "темный"
 продукт был выставлен на всеобщее
 обозрение. Экология как тема сознания
 стала доступной каждому и каждый при
 желании мог пребывать около мысли и
 высказывать о мире любое: от экологии
 болотной кочки до экологии города и
 культуры. Околомыслием производились
 (как в нашей стране, так и за
 рубежом) статьи и монографии
 любопытных словесных конструкций. В
 них зарождалась потребность в новых
 словах и воспроизводилась
 привязанность к старым мыслям.
 Неразличенность понимания и видимости
 понимания разрушала условия того,
 чтобы мы вообще могли что-либо
 понимать. Под знаком "экологии"
 возникла и осуществляется усилиями
 многих людей новая задача: знать, не
 понимая, т.е. строить знание вне
 зависимости от того, понимаем ли мы
 знаемое или не понимаем.
  Конечно, каждый человек попадает
 время от времени в такое состояние
 души, в котором ему нужны не мысли, а
 слова. Случается и не такое. Были бы
 слова, а мысли появятся. Однако
 слова, которые налипли вокруг
 экологии, заставляют усомниться в
 том, что мысли еще появляются и люди
 
 10
 
 еще могут быть на уровне умом со-
 здаваемых вещей. Многоглаголение об
 одном и том же (даже если оно
 разбавлено экологической любовью к
 тому, что будет после нас) не дает,
 видимо, никаких гарантий углублению
 понимания феномена экологии. Мы можем
 просто не успеть что-либо понять.
 Помешает антропологическая
 катастрофа, относительно которой че-
 ловек продвинулся довольно далеко,
 называя это продвижение
 "цивилизационным сдвигом".
  Обращение к философии как "технике"
 разрешения экологических сомнений
 предполагает, что философией
 извлекаются из нашего бытия и
 обозреваются предметы, которые иным
 образом извлечь и рассмотреть нельзя.
 Эти предметы "беспредметны", т.е. они
 существуют, если люди к ним относятся
 как к чему-то действительно
 существующему. Если они и позволяют

<< Пред.           стр. 1 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу