<< Пред.           стр. 13 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 3. Существует ли нормальный человек?
 
  Слово "человек" - термин нашего
 внутреннего языка, языка
 самонаблюдения, порождающего некото-
 рые, по выражению Фейерабенда,
 естественные интерпретации. Но этот
 же термин переходит в язык науки,
 т.е. объективного описания человека.
 Двоякое использование термина
 "человек" создает языковую ситуацию,
 в которой трудно понять до конца
 смысл этого слова. И поэтому
 необходимо точно мыслить в сфере
 слов, нами не понятых до конца.
 Например, Иеремия Бентам мыслил не
 точно. У него было "грязное"
 мышление, и это мышление вызывало у
 К. Маркса гнев. "Если бы я, - писал
 Маркс, - обладал смелостью моего
 ____________________
 11 Кант И. Указ. соч. С. 535.
 
  103
 
 друга Г.Гейне, я назвал бы г-на
 Иеремию гением буржуазной глупо-
 сти"12. Глупость, как известно,
 остается глупостью вне зависимости от
 классовой принадлежности ее носителей
 и творцов. И.Бентам отождествил
 английского филистера XIX в. с
 нормальным человеком вообще. Сегодня
 же мы склонны отождествлять
 нормального человека вообще с его
 биологически нормальным организмом,
 забывая, что последнее - это все-таки
 предпосылка. Но не сама "посылка"
 человека. Не каждый биологически
 нормальный человек выдерживает
 давление социальных обстоятельств.
 Например, филистер - это слабый и от-
 части ленивый человек, ибо он не
 потрудился создать в себе барьер,
 плотину, которая бы приостанавливала
 действие в нем общественно
 необходимых предрассудков и
 основанного на них стандартного
 набора социальных качеств.
 Идеологическое выражение последних
 срабатывает в нем, но без его ведома,
 как естественный закон справедливости
 и безусловный принцип полезности.
 Иными словами, филистер как феномен
 свидетельствует о метаморфозах
 ____________________
 12 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
  С. 624.
 
 104
 
 "человеческого", в лоне которого
 проросла социальность. Там, где мы
 можем быть только собственнолично (а
 в этом бытии состоит человеческая
 природа вообще), там, где должно быть
 в нас человеческое и где его не
 оказалось, там появляются "социально"
 полезные качества филистера. Но
 филистер - это не норма, а отклонение
 от нормы. С изменением общества
 меняются и филистеры, модифицируется
 человеческая природа вообще, т.е.
 нечто такое, что не может быть в
 людях сконструировано "из принципа
 полезности" ни в биологическом, ни в
 социальном смысле этого слова.
 Нормальный человек и человеческая
 природа вообще складывается вне
 зависимости от того, как решается
 проблема полезности в обществе или в
 биосфере. "Если мы хотим... по
 принципу полезности оценивать всякие
 человеческие действия, движения,
 отношения и т.д., то мы должны знать,
 какова человеческая природа вообще и
 как она модифицируется в каждую
 эпоху"13, т.е. должны уже знать. "Но
 для Бентама этих вопросов не суще-
 ствует. С самой наивной тупостью он
 отождествляет современного
 ____________________
 13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
  С. 623.
 
  105
 
 филистера... с нормальным человеком
 вообще"14.
  Нам приходится вспоминать эти слова
 К.Маркса не потому, что их забыли, а
 потому, что их неправильно понимают,
 понимают в терминах двух сущностей
 человека15. Не нужно иметь "семь
 пядей во лбу", чтобы заметить
 природные различия между людьми и
 обусловленные этими различиями
 характерологические особенности
 человека, равно как заметить и те
 следы, которые оставляет
 цивилизованная жизнь человека в его
 природном организме. Но эти различия
 безразличны в момент, когда мы люди,
 ибо человеческое, если оно в нас
 есть, то создано оно нами самими. Те
 же самые различия небезразличны для
 нас тогда, когда мы принимаем форму
 рабочей силы цивилизации и в нас
 ценится способность к труду. Люди,
 писал К.Маркс, отличаются друг от
 друга по своим природным
 способностям, в силу чего они по-
 разному выполняют разные работы.
 Когда мы выполняем какие-либо
 полезные работы, эти различия важны.
 ____________________
 14 Там же. Соч. Т. 23. C.623.
 15 Рюриков Ю. По закону Тезея
  (Мужчина и женщина в начале
  биархата) // Новый мир. 1986. N 7.
 
 106
 
 Но труд свободы строится вне
 зависимости от этих различий.
 Природные различия, влияющие на
 природные способности к труду, в
 какой-то мере нивелируются машинной
 технологией, задающей параметры
 рабочей силы вне жесткой зависимости
 от этих различий и поэтому
 ориентированной на природный организм
 человека как на некоторую норму
 вообще. Собственно, сама эта норма
 создается и задается действием
 технологических связей, а не
 эволюционных.
  Разрыв между требованиями,
 предъявляемыми технологией к рабочей
 силе и возможностями осуществления
 природы организма, на котором
 основано ее действие, преодолевается
 либо за счет изменения техноло-
 гических условий производства, либо
 за счет усовершенствования рабочей
 силы, возможности которой
 расширяются, например, генной
 инженерией и инженерной психологией.
  Биологическими методами нельзя
 создать в человеке человеческое, но
 разрушить его можно. Редуцированный к
 рабочей силе человек - прекрасный
 материал для "безлюдных" технологий.
 Причем сама эта редукция,
 осуществленная биологическими
 средствами, перекрывает возможность
 
  107
 
 становления в человеке личностных
 структур более надежно, чем,
 например, действие технологических
 или социальных связей. В последнем
 случае рабочая сила мыслится всего
 лишь как отсрочка человеческому в
 человеке. Самопроизвольным движением
 ума отсроченный человек изображается
 в качестве существа биосоциального.
 Но человеческая культура завязана не
 на индексе непохожести человека и
 шимпанзе, а на тождественности тех
 искусственных образований, которыми
 воспроизводится и удерживается в
 человеке человеческое. Генетическое
 различие шимпанзе и гориллы примерно
 того же порядка, что и генетическое
 отличие человека и шимпанзе, т.е.
 около одного процента генетической
 информации16. Но не на этом проценте
 биологической информации держится
 человеческая культура, а на усилии
 редуцированного человека стать
 нормальным человеком.
  Рабочую силу можно продать, если ее
 покупают. Но человек не товар. Анализ
 методов обобществления способности к
 труду, форм собственности на рабочую
 силу может, видимо, показать
 ____________________
 16 Фролов И.Т. Человек как
  комплексная проблема // Вопр.
  философии. 1983. N 10. С. 44.
 
 108
 
 действительную историю превращения
 человека в рабочую силу и рабочей
 силы в товар. Представление о
 биосоциальной сущности человека
 порождено этой историей как ее
 отражение в языке самонаблюдающей
 субстанции человека. И в этом смысле
 популярная сегодня социобиология
 является интеллектуализированным
 криком отчаяния редуцированного
 человека; предрассудком, поданным в
 форме науки для утешения отсроченной
 личности.
  Объективное (научное) описание
 человека строится вне зависимости от
 языка, на котором люди себя понимают
 и осознают, т.е. вне зависимости от
 количества тех сущностей, в терминах
 которых строится самоотчет человека в
 обществе, формирующем как свою
 рабочую силу, так и своих филистеров.
 Последнее обстоятельство как раз и
 служит основанием для того, чтобы
 можно было, повторяя слова Маркса,
 вновь спросить: что такое
 человеческая природа вообще и
 существуют ли сегодня нормальные
 люди?
 
 
 
 
 
 
  109
 
  4. Испытанное словом
 
  "Природа человека" как тема
 сознания вовлекает тексты людей,
 причастных к делу мысли. Сама эта
 встреча не имеет для них силу закона.
 Словами одного не выполняется мысль
 другого. Например, чтобы понять
 "элементарное мышление" А. Швейцера
 нам не нужно прислушиваться к тому,
 что Юнг говорит об архетипах; мысль
 Хайдеггера о бытии и сущем строится
 вне зависимости от того, что
 подумалось Тейяру о стремлении к
 божественному в бога забывшем мире.
  Случайная встреча самодостаточных
 представителей мысли, размышляющей о
 себе самой, исключает возможность
 того, чтобы кто-то из них стал
 ступенькой на пути к другому. Каждый
 текст сам говорит о себе. Эту
 особенность философских текстов
 необходимо иметь в виду, понимая, что
 любые тексты существуют в культуре,
 если они говорят то, что от них хотят
 услышать. "Прослушиваемость"
 культуры, или ее публичность, ис-
 ключает то, что не прослушивается,
 то, что не было бы уже испытано
 словом. "Испытанное" выставляется на
 всеобщее обозрение для всеобщего
 пользования.
 
 
 110
 
  То, что в нас остается (если
 остается), когда все уже выставлено и
 использовано по назначению, - все это
 и получило странные обозначения в ХХ
 в. Что же не испытано словом? Бытие,
 если верить Хайдеггеру. Но то, что
 Хайдеггер говорит о бытии, Юнг
 усматривает в архетипах, Фромм - в
 природе человека. Все они говорят об
 одном и том же, но никто никого не
 слушает. Почему? Потому что нет слов.
 Ведь бытие - не публично, природа
 человека не выставлена на всеобщее
 обозрение, а душа "вслух" - просто
 нонсенс. Для того, чтобы ди-
 станцироваться от публичной культуры
 и прислушаться к непубличному бытию,
 требуется молчание, вокруг которого,
 ускоряясь, вращаются головы не только
 философов. Этим вращением, например,
 была рождена социобиология, а до нее
 - "бессознательное". Сегодня появи-
 лись очертания новой темы

<< Пред.           стр. 13 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу