<< Пред.           стр. 17 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 личности, отыскивая в нем всеобщее,
 рационально контролируемые элементы.
 Объективность растворена в
 субъективном опыте. Сама по себе она
 не дана. К ней нужно еще прийти, ее
 нужно установить в процессе де-
 субъективизации опыта представителей
 свободных профессий и
 интеллигентского сознания.
 
 
 136
 
  Мы думаем, что наша перво-природа
 делает нас немыми, что она связывает
 нас по рукам и ногам. И поэтому мы
 развязывали эти связи, вытаскивая их
 на свет воли и разума. Вытаскивали
 связи, а вытащили взрывоопасную
 энергию идеологически ориентированных
 масс.
  Концептуализация движения масс
 связана с идеологией проективного
 сознания. В качестве нового идейного
 течения создаются интеллектуальные
 структуры для включения (и описания)
 массовых движений в историю. В них
 рационализируется мироощущение людей,
 выброшенных за пределы традиционного
 уклада жизни.
  Если человек есть условие того
 мира, который он может понимать и в
 котором он может действовать по-
 человечески, то реализуются эти
 возможности в принципе "я могу". Могу
 не только объяснить мир, но и могу
 изменить его. Это две стороны одной
 медали. Бытие "я есть" превращается в
 бытие "Я могу". Недаром философии был
 брошен упрек: мол, хватит болтать,
 настала пора изменять эпоху.
  Слово "эпоха" здесь случайно. На
 его месте мы могли бы увидеть и
 "бытие", и "человек". Кто откажется
 схватить в мысли бытие или человека?
 А, "схватив", почему бы его не
 
  137
 
 изменить? Но в этой настроенности
 есть один оттенок, вернее, одна
 скрытая ее посылка. Мало "схватить"
 вещь в мысли. Ее еще нужно суметь
 "вывернуть" так, чтобы у нее не
 оставалось изнанки, какой-то
 внутренней стороны. Что такое
 "внутренняя сторона"? Это "провал"
 мысли, темное пятно в поле сознания.
 Значит, бытие нужно изменить так,
 чтобы не было "темных пятен"
 сознания. И тогда умельцы мысли будут
 иметь, с одной стороны,
 цивилизованные связи бытия,
 основанные на знании сути вещей, а с
 другой стороны, философию (или
 науку), которая им эту суть постав-
 ляет, т.е. само философствование
 ставится в зависимость от
 возможностей "выворачивания" эпохи
 (бытия и человека).
  Современная философия ужаснулась и
 "онемела", увидев "я могу"
 осуществленным в образе цивилизации.
 Как заклинание ею стало повторяться
 одно слово: "не все". Не все можем
 стянуть в причинный узел, в фунда-
 ментальную зависимость. Есть вещи,
 которые очень хотелось бы понять
 через набор последовательностей, но
 не все может человек. Есть "провалы"
 мысли и темные пятна сознания, т.е.
 есть бытие. Ведь бытие - это и есть
 
 138
 
 все то, что мы в зеркале сознания
 видим в качестве пятна, в качестве
 того, что складывается не по законам
 сцепления мыслей, не по правилам
 сознания. Когда по правилам, тогда
 появляются замещенные связи циви-
 лизации. Ведь цивилизация - это
 выполненное человеком представление
 мира, замещающее вяжущие связи
 человеческой природы, выражаемые
 словами "я не все могу". И это "не
 могу" необходимо исполнить без ропота
 и смиренно как условие того, чтобы
 что-то "мочь". Разрушение
 человеческой природы под тем
 предлогом, что не может быть бытия,
 невыразимого в мысли, имеет еще одно
 следствие. Пытаясь обмануть сущее, мы
 обращаемся к сущности сущего. А
 сущности заставляют нас вступать в
 сговор с несуществующим. Если нечто
 существует, то ничто ничтожит вполне
 благопристойно и цивилизованно.
 Например, в виде представлений о
 всеобщем счастье или тотальной
 честности вывернутых "наизнанку"
 людей. Вот эту посылку разрушает
 современная философия, которая
 проявляет особую чувствительность к
 непоследовательностям и
 недоговоренностям классической
 метафизики. Сегодня нас интересует
 уже не сущность сущего, а
 
  139
 
 избыточность бытия. Но бытие
 безмолвствует, а публика публично
 жжет себя глаголом.
 
 
  7. Поддельная свобода
 
  Кажется, нет более трудного
 вопроса, чем объяснить себе, почему
 ты не видишь то, что видишь, т.е. не
 знаешь о том, что слеп. Например,
 кто-то увидел "закат Европы" или
 "приближение к бессознательному" и
 рассказал об увиденном. А ты не
 видишь и рассказа не понимаешь. Или,
 наоборот, тебе повезло и ты что-то
 понял, а кому-то не повезло и он
 этого не понял. "...Человек, - го-
 ворит Тейяр де Шарден, - непрерывно
 терзается от разлук, которые
 производит между телами расстояние,
 между душами - непонимание, а между
 жизнями - смерть"21. Нити понимания
 между людьми разорвались, а жить им
 нужно вместе, т.е. какие-то вещи им
 нужно делать там, чтобы бытие не
 перестало быть. Ибо само собой оно не
 бывает и сами по себе (органическим
 созреванием) люди не прозревают.
 
 ____________________
 21 Тейяр де Шарден П. Указ. соч. С.
  108.
 
 140
 
  "Закаты" и "восходы" мы видим не
 потому, что они существуют, хотя они,
 может быть, и существуют. Мы видим их
 потому, что обживаем нечеловеческий
 мир с надеждой, что нам удастся
 воспроизвести его как заново
 рожденную вселенную на человечески
 осмысленном уровне. Желания овладеть
 миром приходят и уходят, а какие-то
 слова, сказанные при этом, остаются.
 Но полнотой слов не заполнить пустоту
 человеческого бытия. Все, что
 исключено бытом, становится
 избыточным. В нашем мире всегда
 найдется такое содержание, которое
 складывается вне зависимости от
 возможностей понимания мира. Это
 содержание держится не словами, а из-
 быточным взаимодействием всех частей
 целого. Но бытие - это и есть то
 избыточное целое, которое слова раз-
 бивают на части так, что рядом с
 одним целым появляется другое целое.
 И если кто-то из нас живет по законам
 одного целого, то найдутся и те, кто
 живет как бы по законам другого
 целого. Ничто нас не может связать в
 одно целое, т.е. существует один мир
 и существует другой мир, и существуют
 еще слова, по которым мы узнаем своих
 и отделяем их от чужих.
  Слова раскололи мир и в
 образовавшуюся в нем трещину
 
  141
 
 ускользает наше бытие. Ведь бытие
 одно и нельзя сделать так, чтобы на
 стороне одного целого было бытие, а
 на стороне другого - небытие, чтобы
 нашими словами рождалось понимание, а
 не нашими - непонимание. Забвение
 бытия рождает подозрительность. Ведь
 если по форме наших слов мы движемся
 к раю, то они по законам своего
 выбора двигаются к аду. В этой вза-
 имной вражде некому беспокоиться о
 том, чтобы оно уцелело, чтобы оно
 само за себя говорило в нас. При
 нормальных условиях, замечает Юнг, ни
 одно суждение не может считаться
 окончательным до тех пор, пока не
 будет принято во внимание обратное
 ему суждение. Здоровое общество - это
 общество, в котором не соглашаются, в
 котором прислушиваются к тому, что
 бессознательное говорит в сознании.
  Невыговоренное бытие делает
 оправданием тот тип умозрительного
 вопрошания, с которым знающие себе
 цену люди вступают в мир. Никто из
 них уже не спрашивает, что происходит
 в мире и что по поводу происходящего
 думают люди. Все мы требуем дела,
 которое бы обеспечивало поставку
 существа дела. Наш интерес направлен
 не на то, что бывает, а на то, что
 обеспечивает пребывающее; не на то,
 что думают люди, а на то, что они
 
 142
 
 действительно думают. Вернее, нас
 беспокоит одна проблема: что нам
 нужно сделать для того, чтобы люди
 подумали то, что они на самом деле не
 могут думать. Отныне все совершается
 дважды: один раз явно, а другой раз -
 потаенно. Мысль, попавшая под
 подозрение, перестает совпадать с
 самой же собой. Жизнь, спрашивающая
 как ей жить, окончательно
 растворяется в бессубъектном образе
 мира. Ибо субъект, т.е. первый объект
 онтологии, давно уже утратил
 непорочность декартовского "Я мыслю,
 что мыслю". И он взят под подозрение.
 Вернее, он сам себя подозревает в
 незаконном присвоении онтологического
 первородства.
  "Не мыслю, а думал, что я мыслю".
 Эти слова преследуют каждого из нас и
 отражают смятение мира, когда-то
 представленного "я". Представления
 без первопредставленного объекта,
 действие без субъекта действия,
 феномены без первофеноменов
 надвинулись на мир как саранча и
 пожирают остатки его былой субъ-
 ектности. В бессобытийной мысли никто
 не виновен, в бессубъектной жизни
 некому отвечать. Поднимающаяся волна
 спонтанности вовлекает нас в игру, у
 которой нет правил. Вернее, и не
 может быть, ибо спонтанность мира
 
  143
 
 есть условие того, чтобы в нем были
 какие-либо законы. Спонтанность
 нельзя ввести определением, ее нельзя
 знать заранее. И эта невозможность
 обессиливает силу "я", выставившего
 науку для всеобщего употребления.
 Ведь наука вылавливает как раз такие
 состояния сознания, попадая в которые
 мы можем что-то знать заранее, до
 того, как это что-то даст о себе
 знать. "Заранее знающие", мы не
 нуждаемся в тех состояниях, в которых
 люди когда-то говорили с богом. У нас
 нет видений, но у нас есть
 привидения, т.е. самодостаточные
 мысли проективного сознания.
  В классическую эпоху философия
 выступает от имени истины, и, как
 священник, освящает бытие, человека и
 мысль. Она контролирует духовные
 процессы и требует соразмерности
 вещей и мыслей о вещах, соот-
 носительности разума и бытия. Бытие,
 в свою очередь, рассматривается как
 нечто мыслеподобное и в силу этого
 подобия рационально устроенное.
 Классикой предполагалось, что
 самосознание общества имеет развитые
 формы, если философское сознание
 выступает в качестве их доминанты,
 источника идейных инициатив.
 Собственно, идейная инициатива в
 философии состояла в том, чтобы
 
 144

<< Пред.           стр. 17 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу