<< Пред. стр. 28 (из 44) След. >>
Обоснованное (на основаниях)отношение к действительности
осуществляется в терминах скрытого
удвоения мира, его расщепления на мир
подлинный и мир мнимый12. Люди живут
в подлунном мире эмпирических
видимостей и практически истинных
абстракций, а основания находятся в
"подлинном" мире интеллигибельных
сущностей, совершенных субстанций и
абстрактных объектов. Для того, чтобы
построить свое мышление и свою
деятельность в мире мнимостей и
кажимостей, нам нужна сообщенность с
подлинным миром. Но все ли могут за-
глянуть в подлинный мир и увидеть,
каков он на самом деле? Как мудро
заметил Аристотель, "человеку не сле-
дует искать несоразмерного ему
____________________
12 Фейерабенд П. Избранные труды по
методологии науки. С. 419-431.
228
знания"13. Мир, как он есть на самом
деле, доступен не всем людям, а
специально подготовленным, т.е.
ученым. Ученые умеют видеть
невидимое. Они сообщены с миром
универсальных сущностей и знают
основания.
XX век превращает науку в
производство знаний, которым занято
огромное число людей. "Созерцание"
твердых оснований стало массовой
профессией. Но "окно" в мир сущностей
оказалось, видимо, не таким уж и
большим, чтобы у него нашлось место
для всех желающих. Решением Ордена
игра в методологический бисер
определялась онтологией ума,
сообщенного с внутренним планом
строения вещи, а также вводились пра-
вила, выполнение которых давало право
на созерцание истины. Например,
утверждалось, что для одних и тех же
фактов существуют одни и те же
теории. Если теории разные, а факты
одни, то теории совместимы и соизме-
римы. Между ними сохраняются
отношения дедукции и редукции.
Значение терминов наблюдения
инвариантно и т.д. К миру сущностей
был оборудован один проход и этот
____________________
13 Аристотель. Соч. М., 1976. Т. 1.
С. 71.
229
проход контролировался парадигмой
позитивистской Касталии. Всякие
обходные движения запрещались. Но
если теории строятся о
прямолинейности, а прямолинейность
свойственна геометрии, но отнюдь не
жизни и природе, то теории
контрфактуальны или, как говорит
П.Фейерабенд, контриндуктивны. Такие
теории запрещается запрещать, если
даже они несовместимы. Иными словами,
все дозволено, и с миром сущностей
сообщены не только ученые, но и
колдуны. П.Фейерабенду особенно
дорого то обстоятельство, что каждый
из них заглядывает в этот мир на свой
манер и видит свою истину. Все, что
дозволено теории, дозволено мифу и
натуральной магии, церкви и
экстрасенсам. Все дозволено, но не
всем. Если всем, то не все дозволено.
Скрытое удвоение мира
(П.Фейерабендом) становится явным.
Описательно-предписательная двусмыс-
ленность методологии Т.Куна
дополняется двусмысленностью
методологии веселого дадаиста.
Т.Кун отделяет ученого от колдуна и
противопоставляет соизмеримые теории
мифам. П.Фейерабенд выдвигает идею
несовместимости научных теорий и со-
вместимости теории и мифа, ученого и
представителей натуральной магии. В
230
одном случае сужается круг людей,
знающих истину, до одной
универсальной теории и ее поверенных,
в другом - он расширяется так, что в
него попадают представители
оккультных наук. В первом случае
выдвигается идея парадигмы и ее
смены, во втором - обосновывается
перманентная пролиферация теорий. В
чем здесь дело? Как это ни странно,
но суть дела может быть выражена
довольно просто, если мы поймем, что
Фейерабенд - это вовсе и не
Фейерабенд, а Секст Эмпирик. Имена
разные, а феномен один и тот же:
скептицизм и сопряженный с ним
нигилизм. Скептицизм порождает и
воспроизводит философское понимание
того, что все наше познание основано
в общем-то на довольно зыбких
основаниях, т.е. на том, что нельзя
ни доказать, ни опровергнуть. Скепсис
Секста Эмпирика метафизичен, скепсис
П. Фейерабенда - политизирован.
Координированность идей Фейерабенда и
Секста Эмпирика требует, однако,
особого исследования.
"Я пытался показать, - пишет
П.Фейерабенд, - что разум... не
годится для науки"14. Наука не
____________________
14 Фейерабенд П. Избранные труды по
методологии науки. С. 477.
231
священна, а "тупоумное применение
"рациональных процедур"... вообще
ничего не дает". Существуют различные
способы производства знания. Наука
лишь один из них и не обязательно
лучший. Мы не думаем, что кто-нибудь
всерьез будет оспаривать эти (как и
многие другие) слова П.Фейерабенда.
Анархизм П.Фейерабенда и его
заявления, шокирующие позитивистски
настроенного обывателя, - это всего
лишь "грубая" рыночная упаковка для
чрезвычайно "тонких" вещей, которые
едва ли выражаются лозунгами типа
"делай, что хочешь". Ведь каждый
знает, что он может, а что - не
может. И ничего с этим не поделаешь.
Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что
позитивную часть анархистской теории
познания (утонувшую в критических
пассажах) П.Фейерабенд обозначает
довольно скромно и отстраненно: "...
Галилей изобрел опыт, содержащий
метафизические составные части"15.
Галилей изобрел, а Фейерабенд увидел
метафизические части опыта, т.е. те
части, существованием которых мы обя-
заны Игре в бисер.
Наука имеет дело с предметами
опыта. Это обстоятельство запрещает
____________________
15 Фейерабенд П. Избранные труды по
методологии науки. С. 477.
232
ученым "заглядывать" в мир тран-
сцендентных сущностей. Но это же
обстоятельство не запрещает того,
чтобы опыт сознательной жизни реаль-
ных людей эксплицировался и
организовывался в трансцендентных
терминах. В каком-то смысле
сознательная жизнь людей зависит от
опыта, от того, извлечен он или нет,
явлен или не явлен. Но неявленного
опыта не бывает, т.е. если опыт
извлечен, то это и есть опыт. И по-
этому он явлен. Если нет, то нет и
опыта, и нет зависимости сознания от
опыта (при условии, конечно, что со-
знательная жизнь есть нечто большее,
чем жизнь, с извлеченным опытом из
этой жизни). П.Фейерабенд возрождает
философское понимание опыта и
сознания, утраченное методологами-
позитивистами. И тем самым показывает
бессмысленность формулируемой Орденом
позитивистов проблемы связей терминов
наблюдения и теоретических терминов,
фактов и законов и т.д.
Внеопытное сознание (а встречается
оно, по замечанию Гегеля, не только
среди методологов, но и среди
торговок на базаре) удваивает мир. В
ситуации же удвоения каждый волен
превратить себя либо в колдуна, либо
в ученого. Правда, чтобы быть
мистиком, нужна особая одаренность.
233
Для того, чтобы стать ученым, нужна
специальная (академическая)
подготовленность к восприятию
"второго" мира, т.е. к умозрению
внеопытных сущностей.
Однажды люди извлекли опыт из своей
сознательной жизни, и в мире
появились "демоны". Т.е. они
"сделали" демона и этим демоном
вытянули опыт. "Демоны" и "ведьмы"
существуют не потому, что их изобрели
мистики, развлекаясь Игрой в бисер, а
потому, что у людей появился опыт. И
этот опыт (не знания, которые в нем
содержались, а опыт) иным образом
получить нельзя. Доопытных "демонов"
не существует. В другом опыте -
другие "демоны", т.е. то, вокруг чего
откристаллизовываются наблюдения и
размышления людей.
"Позитивно" настроенный методолог
непременно начнет искать в природе
нечто такое, чему бы соответствовали
демоны, а также, используя метод
критического рационализма,
исследовать вопрос о том: подтвер-
ждаются они опытом или нет, отражают
ли существенные связи и отношения или
не отражают. Но дело в том, что все
эти вопросы (и П.Фейерабенд это
прекрасно понимает) бессмысленны,
хотя бы потому что они внеисторичны.
234
Люди живут, а не отражают. Они
создают формы своей жизни, решая в
том числе и проблемы своего со-
вместного существования (мы надеемся,
что эти проблемы и сегодня решены
далеко не всеми). Миф "соединял людей
в племя и наполнял смыслом их
жизнь"16. Методолог же, т.е.
специалист по рациональной
реконструкции, пытается установить:
истинным смыслом наполнилась их жизнь
или не истинным.
"Метафизическое" ядро опыта
устанавливалось жизнью людей, а не
логическими правилами. Т.е. аб-
страктные сущности извлекались не из
опыта. Извлекался опыт. Точно так же,
как ученые индуктивно не выводят свои
законы из опыта. Они "законами"
извлекают опыт. Другое дело: повезет
или не повезет. Если повезет (а
гарантий нет, ибо методологическое
сознание так и не создало
рациональных процедур, обеспечивающих
стопроцентный успех), то законы,
формулируемые относительно природы,
будут одновременно и законами, по-
рождающими опыт, опытными законами.
Иными словами, законы мира и
законы, порождающие опыт, - это одни
____________________
16 Фейерабенд П. Избранные труды по
методологии науки. С. 138.
235
и те же законы. Конечно, мы можем
предположить, что существуют еще
какие-то другие законы природы, но
знать эти законы мы не можем. Нет
опыта. И поэтому двоящемуся миру
нужны колдуны (а иногда и ученые).
Итак, если изобретением демонов
люди извлекали опыт, то
воспроизводство этого опыта уже с
естественной необходимостью
воспроизводило в головах людей и
демонов, и демонят, т.е. условия
опыта. Конечно, никто всерьез не
пытался разгадать природу этих
существ. Ведь люди понимали не
субстанцию демонов, а этой
субстанцией понимался мир. Не зная
ничего определенного о ней, они что-
то узнавали о природе и о себе. Это
знание не только воспроизводилось, но
и расширялось, захватывая новые
области и материи. Появлялись раци-
онализаторы демонического знания.