<< Пред.           стр. 31 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 существуют.
  Вот об этом, конспективно здесь
 обозначенном, оттенке мысли
 Вернадского, видимо не стоит
 забывать, обращаясь ныне к решению
 глобальных проблем современности. То
 есть речь идет не о том, правильно
 или неправильно мы строим свои
 отношения с природой, а о том,
 достойно или недостойно мы существуем
 в мире...
  Какие бы законы мы ни формулировали
 относительно природы, они
 формулируются в скрытых терминах
 нашей свободы. По словам Вернадского,
 наука вообще вырастает "на основе
 свободы человеческого разума, тесно и
 неразрывно связанного с демократичес-
 ким духом равенства"27. Другими
 ____________________
 26 Там же. Д.162. Л.1.
 27 Там же. Д.161. Л.18-19.
 
  253
 
 словами, между онтологическими
 объектами и объектами онтическими
 (т.е. жизнеобразующими человеческими
 ценностями - к примеру, добром и
 ответственностью, красотой и сове-
 стью) устанавливается неразрывная
 связь.
  "Полное безразличие, - пишет
 Вернадский, - к вопросам этики может
 возникать... в научной области. Че-
 ловек науки может быть безразличен к
 вопросам морали, если только он все
 оценивает с точки зрения своих
 научных идей... Любопытно, что к тому
 же самому приводит мистика и
 мистические течения"28. При таком
 разрыве между природой и культурой
 как раз и возникает технологическое и
 технократическое мышление. Природа
 начинает мыслиться как орудие, т.е. в
 виде машины. "Лишь благодаря
 условностям цивилизации эту
 неразрывную и кровную связь
 человечества с природой человек
 пытается рассматривать отдельно от
 живого мира, от бытия цивилизованного
 человечества. Но эти попытки
 искусственны и неизбежно разлетаются,
 когда мы подходим к изучению
 
 ____________________
 28 Вернадский В.И. Архив РАН. Ф.
  518. Оп. 1. Д.161. Л.44.
 
 254
 
 человечества в общей связи его со
 всей природой"29.
  Размышляя о связях между природой и
 человеком, Вернадский вводит понятие
 ноосферы. "Мне ясно, - замечает он, -
 что в природе все не может быть
 сведено к энергии и материи. Как
 подвести к этим понятиям воздействие
 человека на геохимические
 процессы?"30.
  Факт этого воздействия никто
 отрицать не может. Вернадскому ясно,
 что для его обозначения "слово со-
 знание не подходит. Но так же мало
 подходят душа, воля, энтелехия. Как
 только мы становимся на научную
 основу, все эти слова получают другой
 смысл, чем в философии или
 религии"31. Вывод, который делается
 отсюда Вернадским, достаточно
 парадоксален. Он пишет: "Тут,
 конечно, непроизвольно действует ум и
 воля человека, и это совместное
 действие - при росте цивилизации - я
 называю ростом его сознательности"32.
 ____________________
 29 Вернадский В.И. Живое вещество.
  М., 1978. С. 313.
 30 Вернадский В.И. Архив РАН.
  Ф.518. Оп.1. Д.162. Л.3.
 31 Там же. Л.15.
 32 Вернадский В.И. Архив РАН. Ф.
  518. Оп. 1. Д.161. Л.3.
 
  255
 
 Вот это "непроизвольное" действие
 воли и ума, ведущее к росту
 цивилизации, и обозначается им в
 понятии ноосферы.
  Что же такое "непроизвольная воля"
 и "непроизвольный ум"?
  Для того, чтобы отличить человека
 от всего живого, мы, как правило,
 ссылаемся на сознание, у человека на-
 личествующее и отсутствующее у
 муравья и обезьяны. Но этот ход мысли
 для Вернадского неприемлем. Ведь
 человек отличается от живой природы и
 другим - волей. У обезьяны нет воли,
 потому что она живет органическими
 связями.
  Мы привыкли рассматривать сознание
 в качестве "надстройки" над каким-
 либо действием, т.е. хотим ото-
 ждествить сознание с знанием, а не с
 волей. Но познай обезьяна себя - она
 будет знать все то, что уже делает
 как обезьяна, т.е. делает
 бессознательно, инстинктивно. Ор-
 ганические связи выполняются при
 отсутствии контроля со стороны воли и
 сознания. Ведь воля не нужна, если
 последовательность событий и
 синхронные процессы той среды, к
 которой принадлежит обезьяна, уже
 сцеплены органическими связями. А вот
 те связи, которые устанавливаются
 сознанием, будут уже не органи-
 
 256
 
 ческими, а смысловыми. Для их
 появления необходимы именно воля и
 сознание как воля. И поэтому не стоит
 задним числом приписывать
 органическим связям сознательный
 характер. Если мы это сделаем, то
 получим "сознание" как эпифеномен,
 т.е. как усвоение нашего собственного
 сознания, взятого безотносительно к
 воле.
  Следовательно, нам нужно постоянно
 отличать все то, что в нас (и рядом с
 нами) держится органическими связями,
 от того, что произведено волей и
 сознанием. Например, биосфера
 мыслится Вернадским как организм, а
 не как нечто сделанное, не как
 машина. Почему? Потому что для
 механизма достаточно связи между
 предыдущим и последующим. А для
 биосферы требуются еще и
 одномоментные, синхронные связи
 внутри целого. Такова ее органическая
 структура.
  В биосфере нет ничего такого, что
 не имело бы причин и достаточных
 оснований. Нет причин лишь потому,
 что в ней существует и действует в
 соответствии с найденными им
 жизненными смыслами человек. Вернее,
 наличествует много резонов, много
 причин для того, чтобы он действовал
 по-обезьяньи, т.е. по логике
 
  257
 
 органических связей. Но человек - это
 как раз и есть то нелепое создание
 природы, которое живет в биосфере,
 разрушая ее органическую структуру:
 "Вхождение цивилизованного человека в
 биосферу коренным образом ее
 меняет"33. Чтобы приступить к таким
 действиям, ему нужно было
 распространиться по всей планете и
 объединить ее в одно экономическое
 целое.
  Итак, если что-то на Земле и
 разрывает органические биосферные
 связи, то это "что-то" есть человек.
 Оснований его поступкам, кроме воли и
 сознания, опирающегося на волю, нет.
 Из этого факта вытекают практические
 (или, как говорит Вернадский,
 геологические) следствия.
 "Девственная природа исчезает все с
 большей быстротой и человек все ярче
 выступает как решающий геологический
 фактор в истории планеты. Достаточно
 привести один пример _ то значение,
 которое на Земле приобретают такие
 свободные металлы, как железо (редкий
 природный материал), алюминий (до
 человека не существовал), магний
 (тоже), цинк, свинец (раньше
 минералогические редкости). Сейчас
 ____________________
 33 Вернадский В.И. Архив РАН. Ф.
  518. Оп. 1. Д.220. Л.4.
 
 258
 
 все эти металлы и их сплавы
 встречаются на каждом шагу и
 количество их с ходом времени растет
 в геометрической прогрессии, как
 растет все живое и все изделия -
 машины человека"34.
  Человеческие смыслы воплощаются в
 материале биосферы. Количество
 изделий рук человеческих растет,
 органическая же связь состояний
 биосферы теряется. Эта ситуация
 потенциально грозит хаосом. Но вместо
 разрушенных природных человеком
 устанавливаются новые сцепления,
 которые зависят уже не от органичес-
 кого единства причин и следствий,
 содержания и формы, а от ума и воли
 людей. Ноосфера (еще Вернадский
 называет ее цивилизацией) и есть то
 создающееся смысловое целое, частью
 которого мы являемся.
  Сложность ноосферы как целого
 значительно превышает возможности
 контроля со стороны чьей-то частной
 воли и рефлектирующего сознания. И в
 этом смысле ее структура
 непроизвольна. (Вот они,
 "непроизвольная воля" и
 "непроизвольное сознание"!) А все,
 что не произведено непосредственно
 волей и не выдумано сознанием,
 ____________________
 34 Там же.
 
  259
 
 составляет уже природный процесс. Тем
 самым человеческое сознание начинает
 выступать как "великий природный
 процесс".
  Если ослабнут воля и усилия людей,
 распадется и то целое, которое
 складывается вместе с ростом челове-
 чества, но независимо от него. Может
 ли это произойти? Конечно, по многим
 причинам. Именно от этого предо-
 стерегал Вернадский, писавший: "Не
 производится ли застой мысли и
 регрессивный ход человечества умень-
 шением волевого напряжения, желания
 человека понять окружающее? Та
 остановка научного искания, которая
 заметна с эпохи христианства с III
 века и которая достигла наиболее
 яркого развития в средние века, еще
 более резко проявилась в истории
 мусульманской культуры, в Индии,
 Китае, Японии. ...Дойдя до неразреши-
 мых загадок, человеческая мысль
 теряла веру в знание, бесплодно
 искала его смысл и мало-помалу
 отходила в лице лучших своих
 представителей от научной мысли к
 работе в других областях
 человеческого сознания"35.
 
 ____________________
 35 Вернадский В.И. Архив РАН. Ф.
  518. Оп. 1. Д.220. Л.41.
 
 260
 
  Иными словами, чтобы ноосфера не
 распалась, нужны совместные действия
 воли и ума человеческого,
 объединившегося в одно
 технологическое целое.
  Словами "биосфера переходит в
 ноосферу" Вернадский напоминает о
 том, что мы живем в мире усколь-
 зающих, распадающихся органических
 связей и обессмысливания связей
 смысловых. То, что было до этого
 мира, и то, что может - в результате
 роковой ошибки - наступить после
 него, исключает существование чело-
 века. И поэтому наше будущее "в наших
 руках".
  Почему Вернадский - современный
 мыслитель?
  Если под классикой (или
 классическим) понимать нечто
 завершенное и самодостаточное, то
 нужно признать, что Вернадский - не
 классик. Его мысли отнюдь не

<< Пред.           стр. 31 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу