<< Пред. стр. 34 (из 44) След. >>
направление в русском космизмепредставлено В.А.Левшиным,
С.Дьячковым, В.Ф.Одоевским,
А.В.Сухово-Кобылиным. В нем отражены
поиски связей между истиной и смыслом
человеческого существования. Связи
бытия, реализующие смысл бытия,
составляют "космос" истории.
Понимание космичности жизни
характерно и для Ф.М.Достоевского, и
для В.С.Соловьева. Хотя ни тот, ни
другой не разрабатывали тему космизма
в виде какого-то особого направления
мысли.
Помимо этических следствий
разложения связей человека со своим
лоном (вселенной) русский космизм
указывает на экологические
последствия этого распада.
Экологические проблемы являют нам не
мир как историю, а мир как космос.
Видимо, не случайно в 1913 году
278
Н.А.Умов напишет статью "О задачах
развития техники в связи с истощением
природных ресурсов". В этом же году
С.Франк введет в научный оборот
специальный термин "ноократия" для
обозначения нового этапа в отношении
человека к природе. Позднее, под
влиянием лекций Вернадского о
биосфере, нечто подобное сделает
Леруа. Он создает термин "ноосфера".
В 1922 году А.Е.Ферсман поставит
вопрос о пределах развития чело-
веческой культуры в связи с
ограниченностью запасов природных
ресурсов. Через 50 лет появится
"Пределы роста" Римского клуба.
Возникнет интерес к экологической
этике.
В русском космизме выделяется три
течения, но каждое из этих течений
было занято поисками сознания, за
которое можно было бы зацепить и
удержать распадающийся человеческий
мир. И в этом смысле не так уж и
важно, кристаллизуются ли эти поиски
в виде философии "общего дела",
учения о ноосфере и множественности
разумных миров или в представлениях о
заселении людьми космоса. В любом
случае (по словам Н.Г.Холодного)
осуществляется прорыв к "философии
279
света и радости"12. В философском
отношении русский космизм распадается
на два течения: на проективистов и
органицистов. В терминах проективного
сознания создавали свой космизм
Н.Федоров, A.Платонов, К.Циолковский.
В терминах органического сознания -
В.Вернадский. Но и в том и в другом
случаях мы имеем дело с идеологией
нового язычества.
5. Имена и история
В 1912 году в журнале "Современник"
появилась симптоматическая статья
П.Н.Сакулина под названием "Русская
Икария"13. В ней излагались идеи
утопического романа В.Ф.Одоевского
"...4338-й год. Петербургские
письма". Роман Одоевского был написан
в конце 30-х годов ХIХ в.14. Сам жанр
утопического романа известен в
России, начиная с "Путешествия в
землю Офирскую" М.М.Щербатова. В этом
смысле появление романа
____________________
12 Холодный Н.Г. Избранные труды.
Киев, 1982. С. 180.
13 Сакулин П.Н. Русская Икария //
Современник. 1912. N 12.
14 Одоевский В.Ф. ...4338-й год.
Петербургские письма. М., 1926.
280
В.Ф.Одоевского не было полной
неожиданностью. Но по закону
случайного совпадения в 1840 г. во
Франции увидел свет также роман-
утопия Э.Кабе "Путешествие в Икарию",
описывающий республику с
коммунистическим строем15. Возможно,
что П.Н.Сакулин, изучая утопию
Одоевского, провел между ним и Кабе
какое-то непреднамеренное сравнение,
ибо Одоевский счел возможным
сохранить в 41-м веке не республику,
а монархию. Так или иначе, но в
результате анализа взглядов
Одоевского появился термин "Русская
Икария".
П.Н.Сакулину удалось точно
подметить главную особенность утопии
Одоевского: ее космическую на-
правленность, а также убеждение в
том, что русским летать по воздуху то
же, что другим народам ездить по же-
лезной дороге. Не излагая утопическую
концепцию Одоевского, замечу, что по
ее "прогнозу" в 44-м веке люди
приобретут почти полную власть над
природой, изменят климат, начнут
управлять движением воздушных масс,
обживут луну, создадут новые сорта
растений, разрешат проблему
____________________
15 Кабе Э.(Саве) Путешествие в
Икарию. М., 1948.
281
народонаселения и т.д. Но главное -
они выйдут в космос.
В мировой литературе тема
"космических путешествий" обсуждалась
разными мыслителями: Лукианом в
"Икароменипе", Ариосто в "Неистовом
Роланде", Кеплером в "Сноведениях,
или лунной астрономии" и т.д. В
России литературный сюжет на эту
тему, пожалуй, впервые использовал
В.А.Левшин. В 1784 году появилось его
сочинение "Новейшее
путешествие..."16. "Есть несчетно
земель, - провозглашал герой
путешествия Нарсим, - населенных
тварями, против коих вы можете
почесться кротами и букашками"17.
Чуть позже в журнале "Урания" будет
объявлено о том, что человек "входит
во все права Гражданина Вселенной.
Земля, его отечество, становится
только одной из нераздробленных
точек, которыми усеяна бездна"18.
Столетие спустя назовет себя
"Гражданином Вселенной"
К.Э.Циолковский. Самим этим
____________________
16 Левшин В.А. Новейшее путешествие
// Взгляд сквозь годы. М., 1977. С.
72.
17 Там же.
18 Урания. Калуга, 1804. Ч.1. С.
10.
282
словосочетанием выполняется какое-то
скрытое символическое содержание.
А.П.Щапов, например, обратил внимание
на одну деталь. Сетуя на бедность
русского языка и рассуждая о том, что
ему (языку) не хватает абстрактных
понятий, он ссылается на слово
"вселенная". Ни немцам, ни грекам оно
незнакомо. В словаре этих языков он
не смог обнаружить что-либо похожее
на такое уродливое словечко, как
"вселенная". Космос у них есть, а
вселенной нет. Но "космос" - довольно
абстрактный термин, а "вселенная" уж
слишком своеобразна и антропоморфна.
Из этого слова, как ни смотри,
выглядывают "уши" человека, то бишь
русского мужика, занятого привычным
делом. Каким? Вселением в дом.
Первым, ибо второго не бывает.
Поэтому-то абстрактный космос он
(этот мужик) понимает конкретно, в
качестве того места, куда ему нужно
еще вселиться. Точно так же, как
вселяются люди в новый дом. То есть
космос для него вселенная, а сам он
гражданин этой вселенной. Например,
Афанасий Холмогорский в своих
грамотах Соловецкому монастырю
называет вселенной также и землю
Московского государства, гражданином
которого он был.
283
Русский космизм потому и называется
русским (в отличие от всяких других
космизмов), что космос в нем
предстает в изначальном смысле слова
"вселенная", т.е. как дом, в который
еще надо вселиться. Но не по оди-
ночке, а всем миром.
С какой бы стороны мы не
рассматривали феномен русского
космизма, его исторические корни
ускользают от нас в своей целостности
и непрозрачности в мифологическом
сознании, определяемом смесью
христианства с язычеством. Конечно,
нет никаких причин для того, чтобы
кто-то искал истоки русского космизма
в названии созвездий у русских
северян или в культе солнца (луны) у
древних славян. Русский космизм - это
не история астрономии в России и не
истолкование смысла народных
представлений о "падающих звездах"
как о летающих ангелах, порожающих
нас копьями. Уже Максим Грек проводил
границу между "звездозрительной
прелестью" (астрологией) и "небесным
видением" (астрономией). Тем не менее
какую бы тему русского космизма мы не
взяли, она так или иначе приводит нас
к тому, что А.П. Афанасьев называл
284
"Поэтическим воззрением славян на
природу"19.
Но в "поэтических" воззрениях уже в
начале ХIХ в. появляются новые и
новые трещины. Они связаны с
опасением за действия людей, которым
кажется, "что по крайней мере на
земле все для них существует"20. Сво-
ими действиями они разрушают
онтологию ума, отличающего
существование вещей самих по себе от
существования вещей для другого. Без
этой онтологии рождаются души
тиранов. "Только в душе тирана может
родиться мысль, что те, которые ему
подвержены, для него существуют"21.
Человек вообще "терпит неизреченный
убыток, когда он воззрит на себя как
на тирана земных творений"22.
Раз появившись, эта тревожная нота
будет звучать и в сочинении
анонимного автора под названием
"Путешествие в солнце и на планету
Меркурий и во все видимые и невидимые
____________________
19 Афанасьев А.Н. Поэтические
воззрения славян на природу. М.,
1863. Т. 1.
20 Урания. Калуга, 1804. Ч.3. С.
20.
21 Урания. Калуга, 1804. Ч.3. С.
21.
22 Там же.
285
миры"23. В работе В.Ф.Одоевского "Два
дня в жизни земного шара"24 тема
космизма развивается в оппозиции к
тем пессимистическим настроениям,
которые были вызваны работой
Р.Мальтуса "Опыт о законе
народонаселения..."25. Затем она
будет продолжена С.Дьячковым. Его
книга "Путешествие на луну в чудной
машине" выйдет в 1844 году.
П.Н.Сакулин, введя в обиход понятие
"Русская Икария", видимо, не знал,
что этот термин окажется удачным
обозначением умонастроения целой
группы русских ученых, философов и
писателей. Так, во второй половине
ХIХ в. идеи космизма привлекут
внимание А.В.Сухово-Кобылина, который
создаст учение о трех (в том числе и
космической) стадиях в развитии
человечества. Над "Философией общего
дела" начинает работать Н.Ф.Федоров.
В 1892 году Н.А.Морозов напишет не-