<< Пред. стр. 39 (из 44) След. >>
Одна из идейных инициатив русского
космизма, начиная с рассуждений
Ф.И.Дмитриева-Мамонова о
множественности миров, и заканчивая
рассуждением В.И.Вернадского о
космосе натуралиста, связана с воз-
рождением понимания как
космологической проблемы. В этом же
направлении (правда, с массой
побочных пассажей) выполнена работа
В.В.Розанова "О понимании".
После того, как "Книга
мировоззрения о небесноземных
глобусах и их украшениях", т.е.
"Космотеорос" и "Разговор о
множественности миров" Фонтенеля
стали известны в России, возникла
необходимость в пересмотре воззрений,
отделяющих человека от природы и
ставящих знание на место понимания в
объяснении космического порядка.
В 1769 г. почитатель системы
Коперника Ф.И.Дмитриев-Мамонов
сочинил аллегорию, которой он хотел
выяснить, "к чему разум человека
возноситься может"60. Принимая
посылку о множественности разумных
миров, он стремится понять природу
____________________
60 Дмитриев-Мамонтов Ф.И. Дворянин-
философ // Фонтенель Г. Любовь
Псиши и Купидона. М., 1769. Ч. 1.
С. 3.
320
этой множественности". Допустим,
рассуждает Дмитриев-Мамонов, на Марсе
живут разумные лебеди. Хорошо, но как
об этом узнают на Земле, если ее
обитатели суть разумные муравьи? Ведь
следуя принципам построения знания,
мы не сможем отличить разумного
лебедя от неразумного муравья.
Муравей, развиваясь, лебедем не
станет. Сколько бы он ни наращивал
свой разум, крылья от этого у него не
вырастут.
Понимание - это не продукт работы
рефлексивного сознания. Оно всегда
уже понимание, т.е. событие, внутри
которого и благодаря которому
развертывается рефлексивное знание. В
состав определившегося бытия входит
некоторый минимум понимания. И в этом
смысле оно держится не фактом
самосознания, а определившимся
бытием; мир как целое - это
определившийся мир и поэтому он не
предмет знания, а результат
понимания.
10. От искусственного порядка к
естественному ходу вещей
Следуя основаниям новоевропейской
науки, т.е. отделяя человека от
природы, мы создаем онтологию на-
321
блюдения "пустого" космоса. В этой
онтологии нет места для того, кто
наблюдает. Но отделяя человека от
природы, нужно признать и то, что
природа как бы заранее устроена по
нашим человеческим меркам ее
понимания, и то, что мы на нее можем
воздействовать только с внешней
стороны. Правда, что из себя
представляет эта сторона, никто из
теоретиков науки так и не объяснил.
Природа, по словам
К.Э.Циолковского, не создавалась с
расчетом на то, что она будет
исследоваться и пониматься существом,
невесть откуда взявшимся. Если мысль
- действие, то в качестве мыслящего
человек воздействует на природу "не
извне, а изнутри"61. Наша мысль
существует как реальное событие мира,
а не только в качестве содержания
сознания, картины мира.
Свою неудовлетворенность тем
направлением, по которому, начиная с
Ньютона, развивалось научное по-
знание, выражает и В.И.Вернадский. По
его словам, на этом пути обозначился
трудно преодолимый разрыв между
"косной" и живой материей. Развивая
идею о "всюдности" жизни, Вернадский
____________________
61 Холодный Н.Г. Избранные труды.
С. 149.
322
делает заявление, шокирующее
правоверных ученых. "Научное
мировоззрение, - говорит он, - не
дает нам картины мира в дей-
ствительном его состоянии"62. Почему?
Потому что правоверный ученый
"противопоставляет себя... миру"63.
Согласно установившейся
интеллектуальной традиции мы понимаем
природу как нечто пространственное и
материальное, а мысль как нечто
непространственное и нематериальное.
Нарушая эту традицию, Вернадский ищет
в сознании "черты, только природным
явлениям свойственные"64. Не решая
вопрос о тождественности или о
различии духовных проявлений
человеческой жизни и явлений природы,
он обращает внимание на следующую
деталь. Относительно явлений природы
мы формулируем некоторые физические
законы. Но ведь духовная работа
человечества существует по этим же
законам природы. Существует одна
природа, а не две. Взаимодействием
вещей в ней воспроизводятся условия
____________________
62 Вернадский В.И. Живое вещество.
М., 1978. С. 16.
63 Вернадский В.И. Архив РАН. Д.
161. Л. 16.
64 Вернадский В.И. Живое вещество.
С. 13.
323
"понимающего чтения" этих
взаимодействий, т.е. сознательной
жизни людей. Если бы такая
возможность исключалась законами
природы, то такую природу мы не могли
бы понимать и исследовать. Физические
события и мыслимость этих событий
имеют одни и те же основания. Успехи
науки связаны с умением располагать
наблюдаемые явления в конечной
последовательности причин и
следствий. Этим умением создается
картина "опустевшей" вселенной. Для
космоса же натуралиста "характерна не
только последовательность, но и ...
одновременность"65. А одновременность
- это и есть та сторона природы,
которая не раскрывается в последова-
тельности причин и следствий. Для
того, чтобы это было понято,
Вернадский говорил о "всюдности
жизни". Ведь жизнь не помещается в
предмете науки, ускользая от нее в
феномене одновременности. "Эти
представления о природе не менее
научны, - подчеркивал В.И.Вернадский,
- чем создания космогоний или теоре-
тической физики и химии, и ближе для
многих, хотя они также неполны, как и
геометрические схемы упрощенной мысли
____________________
65 Вернадский В.И. Живое вещество.
С. 313.
324
физиков, но они менее проникнуты при-
зрачными созданиями человеческого ума
и дают нам другие стороны космоса,
оставленные последними вне своих
абстрактных построений"66. Если в
русском космизме звучит тема "живого
космоса", "всюдности жизни", то вовсе
не потому, что кто-то видел амебу,
переползающую из одной галактики в
другую, а потому, что в нем
возрождается целостное восприятие
мира.
Целостное восприятие мира
складывается вне зависимости от
полноты знания его объективных связей
и взаимодействий. Для полного
описания конечной вещи нужно
использовать бесконечное число
мировых связей. Не зная их объектно,
мы можем знать их целостно. Люди
никогда не будут обладать всей
полнотой знаний о мире. И поэтому
они, как говорил В.Ф.Одоевский, вы-
нуждены создавать целостное знание,
т.е. нечто такое, что не
раскладывается в последовательности
сменяющих друг друга поколений и
воспроизводится всякий раз заново
актуальным объединением людей.
Русский космизм, пожалуй, впервые
стал обосновывать идею объединения
____________________
66 Там же. С. 13.
325
людей, обращаясь за аргументами не к
социально-политическим или
идеологическим теориям, а к идеям
экологического порядка. По отношению
к природе выступают как единое целое
вне зависимости от социально-
экономических и идеологических
хождений. И поэтому они обязаны
знать, что они могут или не могут
сделать в качестве частей этого це-
лого.
В ХХ в. люди как-то особенно
болезненно реагируют на характер тех
отношений, которые сложились между
ними и природой. Для обозначения этих
отношений изобретаются такие понятия,
как "экология человека", "социальная
экология", "экология города", и т.д.
Все они обозначают и выражают в
сущности один и тот же факт.
Оказалось, что люди давно уже живут в
мире искусственного, и у этой жизни
есть свои посылки и следствия. Перед
ликом искусственного человек начинает
понимать, что ведь должен быть и
естественный свет разума,
естественный человек.
В русском космизме проблеме связей
естественного и искусственного в
деятельности человека придается
фундаментальный характер. Почему?
Потому что людям свойственно
забывать, что они разместились в
326
мире, в котором то, что строится,
должно иметь почтение к тому, что
выросло (А.С.Хомяков). Для того,
чтобы что-то выросло (а это категория
естественного плана) требуется мир,
заполненный причинами. В этом мире
нет ничего такого, что бы не
складывалось самодействием законов.
Но люди не живут самодействием зако-
нов. Они сами действуют. И рядом с
ними появляются вещи, для которых нет
причин. Вещи есть, а причин для того,
чтобы они были, нет. Например, нет
причин для того, чтобы были самолеты.
Вернее, есть много причин для того,
чтобы они не летали, а падали. Тем не
менее они летают. Но как?
Искусственно, т.е. своим действием
люди создают искусственный мир. И в
этом мире возможно существование
вещей, для которых нет причин.
Завоевав понимание естественного и
искусственного, спросим себя: а в
каком мире живут люди?
В начале XX века Н.А.Умов (физик,
составивший первый глобальный
прогноз) сделал для себя одно ма-
ленькое открытие. В 1905 году в
России прогрохотала революция. Умов
невольно наблюдал за ней. И из этих
наблюдений он извлек неожиданный
опыт. Оказывается, революция убедила
327
его в том, что люди еще не научились
жить в искусственном мире.
Второй вывод, который сделал
Н.А.Умов, формулируется им так: на
земле людям скоро нечего будет делать
и поэтому они маршируют прямо в
космос67. Н.А.Умов, равно как и
Н.Ф.Федоров, на первый план выдвигают
тот смысл естественного, которому мы
следуем тогда, когда советуем кому-
либо оставаться самим собой и