<< Пред.           стр. 43 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 заблуждение. Овладев вещью, мы не
 овладеваем собственностью. Вернее,
 это она нами овладевает. И овладев,
 ускользает в псевдонепосредственности
 общественного труда. Вот это "псевдо"
 вполне реально. Оно образует особое
 (пятое, как сказали бы физики)
 измерение жизни масс. В нем-то и
 существуют высшие ценности и всеобщие
 интересы. Ценностям нужны люди,
 которые в них верят, а рынку нужны
 массы. Высшие ценности внеположны
 массам. И поэтому они идеальны, а
 массы реальны.
  Люди живут не на Луне, а в
 подлунном мире, который испорчен
 особенным и единичным. В испорченном
 мире живут и те, кто представляет в
 нем высшие ценности и всеобщие
 интересы. Сами по себе, без
 представителей, ценности силы не
 имеют. Персонифицированные ценности -
 
  353
 
 это тоже ценности, только высшее в
 них подпорчено, а всеобщее, как
 правило, оказывается особенным.
 Ценности ненаблюдаемы, но их
 представители наблюдаются. Они
 смертны и к ним можно притронуться, а
 если повезет, то даже и подвергнуть
 эмпирическому испытанию.
  "Третья волна" испытывает не
 ценности, а массы. Она расширяет
 рыночный опыт использования рабочей
 силы и в этом расширении не зависит
 от всеобщих интересов.
  В демассофикации рабочей силы нет
 ничего такого, что противоречило бы
 дегуманизации человека. "Рабочая
 сила" не живет, а действует. Живут
 люди, а рабочую силу используют. По
 массовым ли схемам она будет исполь-
 зоваться или в демассофицированном
 виде - все это суть не так уж и
 важно. Если рабочая сила оторвана от
 личностных структур, а жизнь человека
 мешает его деятельности, то "третья
 волна", судя по всему, вознамерилась
 убрать это последнее препятствие. Как
 ни странно, но способы производства
 меняются. Меняются и способы
 соединения рабочей силы со средствами
 производства. Однако, рабочая сила и
 товарные отношения остаются.
 Утвердится ли собственность на
 информацию или не утвердится - на
 
 354
 
 феноменах товарного производства это
 вряд ли скажется. Как не сказалась на
 них и собственность на структуры
 управления. В любом случае круговорот
 "деньги-товар-деньги" нуждается в
 потребителях, а потребители - в
 производителях. И тем, и другим нужен
 рынок и побудительный мотив. Кто
 будет королем рынка: потребитель,
 производитель или высший интерес в
 лице государства - не имеет значения.
 В любом случае на рынке произойдет
 смена форм стоимости и реализуется
 прибавочный труд рабочей силы.
  Если государство замещает рынок, то
 рынок не исчезает. Он существует в
 замещенных формах. Для того, чтобы
 существовал централизованный обмен
 товарами и их распределение,
 необходимы государство и товарный
 голод. Государство опосредует связи
 между потребителем и производителем,
 но не потому, что им не хватает (или
 пока не хватает) товарной массы.
 Напротив, лишь воспроизводя товарный
 голод, оно может встать и над
 производителями, и над потребителями,
 т.е. над обществом. В этих условиях
 политика первенствует над экономикой,
 производитель над потребителем, а
 бюрократ - над производителем.
 Товарный голод есть, а побудительного
 мотива у рабочей силы нет. Всеобщие
 
  355
 
 интересы известны, высшие ценности
 знакомы, а автоматизма экономического
 действия нет. Вернее, он есть, но
 проявляется в превращенных и поэтому
 не узнаваемых формах: хотя рынка нет,
 смена форм стоимости где-то
 происходит, покупательная способность
 растет, и цена рабочей силы
 отклоняется от ее стоимости.
  Ни лазерная технология, ни супер-
 ЭВМ, ни государство не могут отменить
 тот простой факт, что если товарное
 производство существует, то его нити
 ткутся за спиной и производителей, и
 высших ценностей. В результате вещи
 начинают говорить от имени человека,
 человек от имени природы, а высшие
 ценности - от имени товарного
 производства. Олицетворение вещей,
 персонификация ценностей и
 овеществление социальных связей
 указывают на то, что товарные
 отношения выворачивают людей как бы
 наизнанку. И не только людей, но и
 ценности. Истина, которая себя
 окупает, превращается в заблуждение,
 которое само себя финансирует.
  О том, что человеческий мир имеет
 изнанку, люди знали давно. Иногда они
 его так и называли - "мир навыворот".
 В ХIХ в. заговорили о полном
 извращении мира, о завершении
 истории, в которой нет различия между
 
 356
 
 пьедесталом и тем, кто на пьедестале.
 Еще недавно людям казалось, что они
 могут отличить фарисеев товарного
 производства от мытарей
 непосредственного труда, но "третья
 волна" разрушает эту кажимость, пре-
 вращая жизнь людей в деятельность, а
 их личностные структуры - в рабочую
 силу.
  "Рабочая сила" выдумана не третьей
 волной. Промышленная революция
 склеила ее в массу и превратила в
 главную производительную силу
 общества.
  Для того, чтобы возникло
 гражданское общество и появился
 горожанин, нужны были семь холмов,
 болото и желание людей осушить
 болото. Когда люди опустились с
 холмов и занялись мелиорацией, они
 стали гражданами Рима, а болото -
 местом встреч и свиданий, т.е.
 форумом. Но для того, чтобы возникла
 цивилизация, болото людям не
 требовалось, в холмах они не нужда-
 лись. Цивилизацией никто не грезил.
 Когда-то человек изобрел
 "доместикацию" и появилась
 цивилизация, которая его привязала к
 земле и сделала из него крестьянина.
 Силы человека заменялись силами
 природы. В этом цивилизационном
 замещении природа производила, а
 
  357
 
 человек - воспроизводил. Земля была
 главной производительной силой.
 Изобретенная рабочая сила
 основывалась на личностных
 структурах. Для того, чтобы возникла
 цивилизация, человечеству нужно было
 изобрести второе тело и отличить его
 от первого.
  Изобретение машины отрывает рабочую
 силу от личностных структур
 человечества и превращает человека в
 главную производительную силу
 общества. Он производит то, что
 природа воспроизвести не может.
 Замещение сил человека силами второй
 природы лежит в основе машинной
 цивилизации. Превращение рабочей силы
 в товар лежит в основе рыночного
 общества. Но природа самодостаточна.
 Мы в ней нуждаемся, а она в нас нет.
 Поэтому на место природы становится
 человек, который должен быть теперь и
 природой, и самим собой. Его силами
 замещается производительная сила
 природы. Товарному производству нужен
 субъект. Но субъектом становится не
 тот, кто продает свою рабочую силу, а
 тот кто ее покупает. Он и становится
 персонифицированным представителем
 всеобщих актов купли-продажи, т.е.
 действительного субъекта.
  "Третья волна" осваивает
 неосвоенный материк рабочей силы, ее
 
 358
 
 производительные возможности. Для нее
 человек - природа или, что то же
 самое, анонимная масса, которую нужно
 децентрализовать. Так требует рынок и
 конъюнктура и те, кому они
 принадлежат. Децентрализованная масса
 нужна товарному производству. Это его
 неисчерпаемый ресурс и материал. И в
 этом смысле экология природы уступает
 место экологии человека.
  И все-таки "третья волна" - это еще
 не девятый вал. Она преобразует
 человека и цивилизацию. И это бес-
 спорно. Однако неизвестно, согласятся
 ли люди преобразовывать себя в голую
 рабочую силу, которая только
 действует, но не живет.
  Расширение деятельности,
 захватывающей все новые и новые
 области жизни человека, ведет к
 десубстантивации жизни человека.
 Жизнь выступает как деятельность, а
 деятельность как жизнь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  359
 
 
 
 
  Оглавление
 
 
 Предисловие........................3
 
 Глава I. Экология. Вариации на
  современную тему................6
 1.Экологический кошмар.............8
 2.Квазиантропологический подход к
  экологии.......................16
 3.Онтология экологического
  умонастроения..................22
 4.В погоне за ускользающей
  сущностью......................26
 5.Ложное бытие. Структура
  проектного сознания............34
 6.Второсортная субъективность. Ее
  симптомы.......................39
 7.От упрощенного субъекта к
  бессубъектности................45
 
 Глава II. Реабилитация природы
  человека.......................50
 1.Человеческое в человеке:
  феномен субъективности или
  субъектности?..................51
 2.Человек как рабочая сила и
  феномен имморального человека
  57
 3.Существует ли нормальный
  человек?.......................63
 4.Испытанное словом...............67
 5.Непубличная душа................76
 6.Забвение избыточности бытия.....80
 7.Поддельная свобода..............85
 
 Глава III. Сила, обессилившая
  науку..........................92
 1.Живое знание....................92
 2.Обитаемое бытие.................97
 3.Обживаемый мир..................98
 4.Доопределяющийся мир...........100
 5.Природа как индивид............106
 6.Спонтанность бытия.............116
 7.Идеальный объект и
  бессубъектное изображение
  природы.......................119
 8.Призраки рациональности........127
 9.Ноосферные иллюзии.............131
 
 Глава IV. Иск истине.............133
 1.П.Фейерабенд: Прощание с
  позитивистской Касталией......133
 2.Метафизические мечтания
  Вернадского...................151
 

<< Пред.           стр. 43 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу