<< Пред.           стр. 5 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 бисер достигли такого совершенства,
 таких высот духа, с которых они
 видели не только "мир на самом деле",
 но и представления об этом мире в
 головах людей. Различие одного от
 другого было положено в основу
 онтологии ума, наблюдающего за
 строительством моста. Несмотря на
 успехи, строительство моста между
 духом и телом затянулось. И будет ли
 
 36
 
 он когда-нибудь построен - никто в
 точности не знает. Идея единой науки,
 целостности и гармонии по-прежнему
 остается недосягаемым идеалом, на
 пути к которому и возникает онтология
 экологического умонастроения.
 
 
 
  * * *
 
 
  Всякое существование предполагает
 то, что существует. Но ни одно
 суждение, формулируемое относительно
 человека, не может содержать в себе
 отсылку к его себетождественности.
 Тождественных себе людей нет.
 Нетождественные же себе вещи не
 существуют. Например, существует
 стол. У него есть свойства и каче-
 ства. Они (к нашему удовольствию или
 неудовольствию) раскрываются. У
 людей, как заметил Р.Музиль, нет
 свойств. Они принадлежат символам.
  Но у предметов, наряду с их многими
 свойствами, мы не найдем свойства
 "быть завтра". Без признака, ука-
 зывающего на то, что нечто есть (а
 этого-то признака как раз и нет),
 трудно понять, что именно существует,
 а что не существует. Без него
 совершенно невозможно отделить
 
  37
 
 сновидение от реальности, то, что
 явлено во сне (и нами переживается),
 от того, что дано бытием (и тоже
 переживается). Существование - это не
 свойство предмета, а его качество.
 Это изначальное бытие, чтобы раскрыть
 свойства, а не свойствами
 раскрываемое бытие. От существования
 мы не перейдем логически однородным и
 непрерывным преобразованием к
 предмету, а от предмета - к его
 существованию. Предметы конечны и
 завершены, а существование
 бесконечно. Процесс его описания не
 может завершиться в какой-то момент.
 И в этом смысле всякое существование
 "выговаривает" себя предметами, до
 конца так никогда и не "выговорив". В
 противном случае, т.е. выговорившись,
 оно превратилось бы в ничто.
  Невыговоренное бытие непрозрачно
 для сознания. Для того, чтобы
 построить о нем знание, нужно
 "обойти" проблему перехода от того,
 что есть, к тому, чего нет. Вот этот
 "обход" проблемы и составляет
 премудрость классического
 рационализма, сводящего бытие к зна-
 нию о сущности бытия.
  Прозрачно не бытие, а сущность
 бытия. Она (т.е. сущность) - это как
 бы уже пройденная бесконечность
 существования, то, что уже было и еще
 
 38
 
 будет повторяться. Например, действие
 равно противодействию. Это уже было и
 по форме бывшего будет до скончания
 мира.
  Выбирая свое существование, люди не
 выбирают тот мир, в котором они
 живут. В угадывании недоговоренности
 рождается его ноуменальное
 восприятие. Иными словами, зная
 сущность, нам не обязательно знать ее
 осуществление. Законченных изменений
 в этом прекрасном мире еще не было
 (они не успели осуществиться), а мы
 ведем себя так, как если бы их
 сущность нам была уже известна вне
 зависимости от их осуществления, т.е.
 дана нам по форме пройденной
 сознанием бесконечности.
 Существование каких-то вещей еще не
 осуществилось и собой ничего вокруг
 не держит, а его содержание уже
 просматривается нами из трансцен-
 дентной перспективы мира. Какие-то
 вещи еще не пришли в движение и не
 установились относительно порядка, и
 нами еще он не воспринят, а суть
 восприятия уже встроена нами в
 объектную структуру мира. Содержание
 восприятия становится идеологически
 известным до восприятия и помимо
 восприятия. Тем самым создается
 мыслительная ситуация, в которую мы
 входим с единичным предметом, а
 
  39
 
 выходим с его сущностью. Принцип
 однородности преобразований при этом
 не нарушается. Сущность позволяет нам
 знать заранее.
  Прогуливаясь к сущностям разных
 степеней, мы не заметим то, что в
 этом мире из сущностей не вытекает,
 что не определено его трансцендентной
 перспективой. Например, мы можем не
 заметить бабочку. Потому что смотрим
 на бабочку, а видим-то ее сущность,
 то, что не доопределяется
 случайностью существования. Хотя ка-
 кой-то частью своего сознания мы и
 понимаем, что сущности не летают.
 Летают бабочки. И этим полетом
 осуществлена их индивидность, т.е.
 то, что в терминах универсальной
 сущности не описывается.
  Внешним наблюдением мы не обнаружим
 возможную реальность. Она существует,
 но для нее нет заранее
 предуготовленного места в объективной
 структуре мира. Например, внешним
 наблюдением мы не обнаружим
 искусственное. Оставленное без
 присмотра, искусственное уводит нас к
 проблемам экологии.
  Конечно, ни одно явление не являет
 свою натуру. Оно не указывает на себя
 и не говорит: посмотри на меня и
 опиши мою сущность. Тем не менее мы
 смотрим и описываем явление как
 
 40
 
 видимость бытия, за которой
 скрывается сущность. Но за явлением
 искусственного скрывается не
 сущность, а существование, в зазоре
 недоговоренности (или
 незавершенности) которого скрывается
 человек в качестве существа, мысля-
 щего сущность этой недоговоренности.
 У сущности нет собственного
 осуществления. В совершенной сущности
 (согласно классическому разумению)
 нет зазоров и пропусков. Она полна. С
 опорой на совершенные сущности мы
 живем в далеко несовершенном мире.
 Экология потому и образует
 своеобразие стиля современного мыш-
 ления, что на нее замкнулось
 понимание несовершенства научных
 истин, проглядывание в них
 непрозрачности не ими положенного
 бытия. Предметом экологических
 размышлений становятся те перемены в
 мире, о которых мы узнаем из самих
 перемен, а не из их внешней
 перспективы.
  Казалось бы, что все вещи в мире
 существуют дважды: один раз на самом
 деле, а другой раз - в сознании, в
 нашем головном представлении. Однако
 когда мы видим стол, мы ведь
 понимаем, что он (как, впрочем, и все
 вещи) существует не в сознании, а в
 пространстве. Например, рядом с
 
  41
 
 окном, т.е. он существует один раз, а
 не два. Но из понятия стола, из его
 сущности не следует его место у окна;
 из сущности вообще не следует
 существование, если, конечно, в
 расчет не принимать богоподобные
 предметы, у которых сущность со-
 впадает с существованием.
  Другими словами, в мире есть нечто
 такое, что не подобно богу и
 одновременно не описывается в терми-
 нах существования. И это нечто стало
 предметом знания классической науки,
 экологизация которой связана с
 пониманием довольно простых вещей. 1.
 Осознанием того, что погибает сущее.
 Сущности же остаются, они бессмертны.
 Умирает, допустим, не сущность
 человека, умирают люди. Сущности, к
 сожалению, не умирают. 2.
 Существования не вытекают из понятия.
 Например, из сущности леса не
 вытекает существование лесоруба. Но
 лесорубы существуют и вопреки понятию
 вырубают лес. 3. Законы выше
 человека, но выше законов их порожда-
 ющая случайность. Всеобщее рождается
 единичным. Например, жучки-короеды не
 вытекают из сущности дерева, но
 существование дерева в чем-то зависит
 от случайности жизни жучка-короеда,
 от того, есть он или нет.
 
 
 42
 
  Все это и составляет онтологию
 экологического умонастроения. Но
 технический прогресс требует иной
 онтологии. Он принуждает нас к погоне
 за ускользающей от нас сущностью.
 
 
 4. В погоне за ускользающей сущностью
 
  История, как правило, сама ничего
 не делает. Она никуда не спешит, ни к
 чему не стремится. У нее нет ин-
 тересов. Интересы есть у людей.
 Преследуя свои интересы, люди создают
 вещи, к которым они в общем-то не
 стремились. Например, никто не
 стремился к тому, чтобы автомобиль
 заменил лошадь. Тем не менее эта
 замена произошла.
  Объясняя случившееся замещение, мы
 ссылаемся на технический прогресс,
 который происходит вне зависимости от
 того, заинтересованы мы в нем или не
 заинтересованы. Если в наших
 квартирах появились телефоны, то не
 потому, что мы перестали ходить друг
 к другу в гости (в гости мы
 перестанем ходить попозже, с
 телефонами), а потому, что в 1876
 году Д.Белл соединил две катушки,
 надел их на магнит и, встроив
 мембрану, догадался пропустить ток. А
 дальше началась эра практического
 
  43
 
 приложения этого (как, впрочем, и
 других) изобретения.
  Для того, чтобы произвести стакан
 молока, нам нужно сжечь сегодня
 полстакана дизельного топлива. Это
 тоже не очень радостный, но прогресс.
 В результате прогресса количество
 жертв автомобильных катастроф стало
 сопоставимо с жертвами стихийных
 бедствий. Однако прогресс нельзя
 рассматривать по частям. В него нужно
 верить в целом. Мы не верим в
 загробный мир, но мы верим, что
 прогресс приведет нас к земному раю.
 Правда, прогресс бесконечен и земной
 рай находится в конце этой
 бесконечности. Но наша задача состоит
 в том, чтобы конечными шагами
 приближать к себе бесконечность. И
 если на этом пути случаются жертвы,
 то входные билеты в технический рай
 сдавать не надо. Бесконечный прогресс
 придает смысл нашей жизни. Этот смысл
 состоит в погоне за ускользающей
 сущностью.
 
  * * *
 
  Между тем, что люди делают, и тем,
 что они понимают сделанным,
 существует какая-то соразмерность.
 Например, с изобретением машины люди
 
 
 44

<< Пред.           стр. 5 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу