<< Пред.           стр. 10 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 детерминировала осуществление наших
 (и общечеловеческих) целей вне
 зависимости от того, как решится
 вопрос о нашей субъективной воле? Но
 именно такие ситуации воспроизводятся
 в XX веке в массовом порядке. Они-то
 и породили безволие и
 бессубъектность. Порочный круг
 безволия бытия требует объяснения.
  Воля - это модус субъекта, того,
 что само себя делает в ином.
 Классический пример субъекта -
 капитал. Он себя производит в ином,
 но производит для себя. Безволие -
 это чистая бессубъектность, т.е. то,
 что само себя не делает. Для нее нет
 иного ни в себе, ни вне себя.
 Классический пример - выгода как
 модус бытия.
  Всем известно, что в одиночку
 экологические проблемы не решаются.
 Потому что нет выгоды, а для того,
 
 78
 
 чтобы их решить без выгоды - не
 хватает воли. Для того, чтобы все эти
 проблемы решить, нужны усилия всех
 стран и классов. Но ничего не
 угрожает классам и нациям, и поэтому
 у них нет субъективности и нет воли.
 Существуют классы, но нет воли
 класса. Есть нации, но нет воли
 наций, а, значит, нет и веры, если
 вера - это просто осознанная
 бессубъектность. Но существуют ли
 классы, если нет воли класса?
  В мире существует более 160
 государств. Для того, чтобы в нем
 появилась одна воля, нужно чтобы
 вместо 160 голов была одна голова,
 т.е. мировое правительство. Но одна
 голова - это чистая субъективность,
 т.е. своеволие. Иными словами,
 организм, у которого 160 голов,
 порождает безволие; организм, у
 которого одна голова порождает
 своеволие. Метание между безволием и
 своеволием составляет содержание
 наших решений экологических проблем.
 Если же механизм порождения каких-то
 вещей формируется в обход или помимо
 нашей воли, то этот механизм
 выступает как безличностный
 (анонимный) субъект. Он отчуждает
 нашу силу, т.е. превращается в
 механизм насилия. Но субъект - это
 человек, а человек всегда звучит
 
  79
 
 гордо. Гордо звучащий человек
 оказался, как потом выяснилось, одной
 из схем упрощенного сознания, а
 заверения в том, что субъект - это
 человек, есть ни что иное, как
 философское выражение этого сознания.
  Наше сознание содержательно. Оно
 всегда о чем-то. Мы что-то видим,
 что-то делаем, о чем-то думаем. Со-
 знательные действия техничны. Их
 можно исправить, настроить и
 скорректировать, предполагая, что
 есть нечто неизменное относительно
 наших меняющихся состояний. Но что мы
 видим в момент, когда испытываем
 изменения, источником которых мы не
 являемся? Перед нами все та же
 проблема цен и товаров. Но ситуация
 радикально переменилась. Теперь уже
 важно выяснить не то, что мы видим и
 делаем, не рефлексивное содержание
 наших действий, а то, что в нас видит
 и делает себя. Но если в нас что-то
 делает себя, если из нашей
 субъективности выкраивается чье-то
 объективное движение, а сами мы
 превращаемся в сознательных агентов
 бессознательных субстанций, то мы
 бессубъектны. И важно не то, кем мы
 хотели бы быть, а то, персонификацией
 чего мы стали. В этой ситуации
 напрашивается вопрос: кто же субъект
 и что же мы персонифицируем, что
 
 80
 
 превращает нас в маску бытия,
 источником которого мы не являемся?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  81
 
 
 
 
  Глава II. Реабилитация природы
  человека
 
  Что делает человека человеком, а не
 животным? Почему мы существует как
 люди, а не как "твари земные", ведь,
 по замечанию М.Хайдеггера, ничто в
 нас ничтожит, и человеком быть в этом
 мире вовсе необязательно и даже
 совсем невыгодно. Человечность нам не
 предписана порядком вещей и
 структурой мира. Тем не менее она в
 нас существует. Но каким образом?
  Попытка ответить на эти и подобные
 им вопросы составила внутренний
 импульс классического философ-
 ствования, очертив его границы и
 возможности вне зависимости от
 успехов в исследовании устройства
 человеческого тела. Если в феномене
 человека есть нечто зависимое от
 случайности устройства его тела, то
 эти зависимости составляют предмет не
 философского, а какого-то другого,
 например, биопсихологического иссле-
 дования. Различая человека и
 животное, философское сознание
 превращает это различие в метод
 исследования. Дело здесь не в
 констатации того очевидного факта,
 
 82
 
 что, с одной стороны, существуют
 люди, а с другой - звери и нельзя их
 перепутать. Ни один философ не со-
 мневался в том, что в человеке есть
 что-то от животного. Но понимая это,
 философия интересовалась другим, тем,
 что в человеке от человека. Ведь даже
 "животность" в нем может быть понята
 как отсутствие человеческого, т.е.
 отличив одно от другого, мы обязаны
 само это различие видеть и понимать в
 терминах, скажем так, одной сущности,
 а не разных. И тогда методы нашего
 мышления будут диалектическими, а не
 эклектическими. На первый (и довольно
 основательный) взгляд, человеческое в
 человеке связано с жизнью сознания и
 субъективной деятельностью. Животные
 сами себя не знают, и в этом их
 преимущество. Они не живут по
 принципам, но они и не делают
 глупостей.
 
 
  1. Человеческое в человеке: феномен
  субъективности или субъектности?
 
  Первый шаг к философскому пониманию
 человека сделал, если верить Платону,
 Сократ. Философствуя, Сократ
 открывает так называемую субъективную
 реальность. То есть какую реальность?
 Ту, в которой человек не тождественен
 
  83
 
 самому себе. Для человека она так же
 естественна, как естественны земля и
 огонь, вода и воздух. Под давлением
 субъективной реальности, т.е. тех
 специфических предметов, которые
 живут усилиями людей, в человеке
 кристаллизуется человеческое. Что это
 за предметы? Прежде всего благо, ум,
 истина, красота. Эти предметы живут
 стремлением человека к человеческому.
 Если с истиной или красотой что-то и
 выживает, то это что-то называют
 человеком. Но человеческое в нас
 слишком субъективно, ибо "тело
 наполняет нас желаниями, страстями,
 страхами и такою массою всевозможных
 вздорных признаков, что ... совсем
 невозможно о чем бы то ни было
 поразмыслить"1.
  "Подлунный мир" человеческой
 субъективности превращается Платоном
 (и не только Платоном) в нечто
 божественное, в себетождественную,
 универсально упорядоченную сферу
 идей. Например, ум и красота - не
 могут не быть, т.е. не могут зависеть
 от случайности того, состоялся
 человек или не состоялся, повезло
 кому-то с истиной или не повезло. Нам
 уже повезло, считает Платон, только
 нужно увидеть (и узнать) свет знания,
 ____________________
 1 Платон. Соч. М., 1970. Т. 2. С. 25.
 
 84
 
 порождаемый в наших головах идеями
 божественных предметов2. Тематизация
 субъективной реальности в ее
 сопряжении со знанием фундирована
 различением идей и знания. Идеей,
 если она себе тождественна, мы ничего
 знать не можем.
  Люди не могут понимать мир так, как
 его понимают боги. Люди не боги и
 понимают мир со-деянным, сделанным. В
 том числе мы понимаем этот мир не
 идеями, а тем, что сделали в себе,
 т.е. собою сделанными. "...Содеянное
 не может быть сделано несодеянным"3.
 И если в нас есть нечто не нами
 содеянное, то этим нечто понять мир
 нельзя. Он будет непрозрачен для
 нашего сознания и в своем действии и
 понимании мы будем субъективными,
 т.е. производны от страстей своего
 тела. Но этим же стремлением к
 возможной реальности в человеке
 создается нечто, от страстей его тела
 независимое. Например, идеи. Здравый
 смысл заставляет человека видеть в
 идеях нечто такое, что порождается в
 недрах человеческой субъективности.
 Под субъективностью же он (здравый
 
 ____________________
 2 Там же. С. 34-42.
 3 Кант И. Трактаты и письма. М.,
  1980. С. 584.
 
  85
 
 смысл) разумеет всем нам близкое и
 дорогое своеволие.
  Если бы мы были не своевольны, то,
 как говорил Платон, "ни один
 самозванный кормчий нас не обманул бы
 и... ни кто-либо другой, делающий
 вид, что он знает то, чего он не
 знает, не остался бы неразгаданным"4.
 Философия же требует не своевольно
 установленной правды, а права. Ей
 нужна не произвольная справедливость,
 а непроизвольная истина. До тех пор,
 пока своевольная правда служит нашим
 помощником, мы не подготовлены и не
 снаряжены для сознательной жизни.
 Или, что то же самое, сознательный
 подход применяется нами к
 "изготовлению обуви" и "обработке
 меди", но не для того, чтобы удержать
 отличие добра и зла.
  Когда человек живет по человеку,
 т.е. живет сам по себе, он подобен
 дьяволу. Для того, чтобы в человеке

<< Пред.           стр. 10 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу