<< Пред.           стр. 23 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 принципу "матрешки", согласно
 которому одно целое является частью
 другого, более "широкого" целого. В
 этом "переборе", однако, нет
 выделенной целостности, на которой
 можно было бы остановиться, а не
 продолжать поиски всеобъемлющей
 системы.
 ____________________
 10 Там же. С. 21-23.
 
 186
 
  Индивидность накладывает
 ограничения на изображение мира по
 принципу "матрешки", ибо она указы-
 вает не на объект, а на субъектность
 существования, за которой ничего нет.
 Индивид не является частью другого
 индивида. Мир един и многообразен, но
 это многообразие субъектно
 скоординировано и, следовательно, не
 имеет предметного центра. Устраняя
 фактическую неопределенность мира, мы
 получаем компактный набор
 универсальных сущностей. Но в
 терминах "стабильной" сущности мы не
 опишем ни одну конкретность с неста-
 бильностью и разнообразием. Поиски
 сущностей и предельных оснований
 природы, отделенной от человека,
 приводят нас к законам, понимание
 которых строится в зависимости от
 понимания феномена человека.
  Отделив человека от природы,
 классическое естествознание создало
 онтологию природы, полная опреде-
 ленность которой складывается до
 человека и без человека. Природа,
 если она полностью определена на
 основаниях, исключающих человека,
 человеком восприниматься не может.
 Классическое естествознание полагает
 человека несуществующим, а затем в
 терминах созданной онтологии пытается
 
 
  187
 
 решить вопрос о его существовании,
 что уже само по себе бессмысленно.
  Неопределенность существования
 человека в мире делает этот мир
 полностью определенным. Но такая
 полнота не раскладывается в
 последовательности причин и
 следствий, а требует еще, согласно К.
 Марксу, некоторых "круговых
 движений", т.е. координации и согла-
 сованности элементов явленного мира.
  Классическое естествознание
 отождествляет объективность и
 объектность, предполагая, что к
 объективности ведет лишь только
 объектный способ рассмотрения вещей.
 Преодоление иллюзий объектного
 мышления является принципиально
 важным для экологизации
 естествознания, которое вырабатывает
 иной принцип объективности,
 особенность которого можно выразить
 следующим образом: мир полностью
 определен, если его полнота сложилась
 с человеком, но независимо от
 мышления. Случившись, нечто
 становится независимым от нас, если
 даже оно сложилось с нашим участием.
 Мы не вольны решать вопрос о том,
 быть чему-то или не быть, если оно
 уже было и было с нашим в нем
 участием. При такой постановке
 вопроса становится очевидной
 
 188
 
 необходимость изменения стиля
 мышления естествоиспытателя.
 Установление связей человека и
 природы, понимаемых в качестве одного
 целого, рядом с которым нет другого
 целого или, что то же самое, по-
 нимание мира как индивида составляет
 теоретический горизонт, в пределах
 которого осмысливаются и анали-
 зируются физические события. Иными
 словами, естествознание
 экологизируется не только потому, что
 оно исследует такой объект, как связи
 человека и природы, но и потому, что
 оно обращается к понятиям, в которых
 мы не можем помыслить природу, не
 помыслив одновременно и человека.
 Типичным примером может служить
 понятие "окружающая среда", или
 "ноосфера". Эти понятия опытно
 неразрешимы, т.е. первичны по отно-
 шению к терминам описания натурных
 объектов или их моделей. Тем самым
 опытно-экспериментальная часть
 естественнонаучного знания не
 меняется в экологическом
 исследовании, физика остается физикой
 и тогда, когда ее методы и понятия
 используют для описания каких-то
 аспектов взаимодействия человека и
 природы. Она не превращается в
 экологию и тем более в глобальную
 экологию.
 
  189
 
  Известно, что предметом глобально-
 экологических исследований является
 связь между человеком и природой.
 Однако неизвестно, несет ли эта связь
 ту смысловую нагрузку, которая
 придается предмету исследования
 современной методологией науки и
 которая выражается в отношении "один
 объект - одна научная дисциплина". На
 наш взгляд, глобальная экология - это
 не научная дисциплина, а обозначение
 нового мыслительного пространства, в
 котором результаты разнородных
 дисциплинарных исследований
 интерпретируются и понимаются под
 одним, но не дисциплинарным углом
 зрения.
  Представление о междисциплинарных
 объектах выражает синтетическую
 тенденцию в естествознании. Но
 синтетической тенденции в
 естествознании, равно как и
 экологизации, противостоит социально-
 организационное разделение науки на
 отдельные дисциплины и предметы.
  Резюмируя, можно сказать, что в
 арсенале естествознания не оказалось
 онтологических "картинок", во-первых,
 объединяющих предметно-преобразующую
 деятельность человека и природой
 данные сцепления причин и следствий
 и, во-вторых, выражающих одномо-
 ментную согласованность
 
 190
 
 взаимодействия разнородных фактов в
 виде последовательности событий.
 Разработка таких онтологических
 моделей составляет содержание
 экологизации естествознания, а
 преодоление условий порождения
 научного предметно-разделенного
 знания - ее смысл.
 
 
  6. Спонтанность бытия
 
  Экологизация естествознания
 выражается в использовании учеными
 схем внутреннего наблюдения: отличии
 живого и неживого, естественного -
 искусственного. Например, описывая
 естественную жизнь биоценоза, мы
 вынуждены признать, что у него есть
 еще и особое измерение, что он
 искусственный. И это последнее нам
 должно давать дополнительную
 информацию, не извлекаемую на первом
 шаге анализа. У исследователей при
 этом не остается никакой уверенности
 в том, что он сможет найти условия, в
 которых естественно-искусственные
 объекты развертывались бы только как
 нечто естественное или же, напротив,
 как только нечто искусственное.
  К примеру, ученые хорошо понимали,
 что распределение вещества на земной
 поверхности подчиняется определенным
 
  191
 
 естественным законам, которые могут
 описываться в геологии и геохимии. Но
 ученые так же хорошо понимали и
 понимают, что производственные
 процессы перераспределяют вещество
 планеты. "Геологические и инженерные
 работы перераспределяют вещество на
 земной поверхности, подчиняясь своим
 собственным законам, столь отличным
 от законов геологии и геохимии11.
  Следовательно, движение вещества на
 земной поверхности осуществляется по
 какой-то "двойной" логике, выражающей
 координацию естественного и
 искусственного. Предмет один, а
 логика его движения обусловлена
 разными основаниями. От ученых же
 потребовалось исследование не двух
 разных состояний одного объекта, а
 однородное описание его
 "двухплоскостного" движения -
 натурного и деятельностного. Но
 выполнить это требование, не различив
 объектные и субъектные структуры
 движения, не установив зависимости
 между тем, что мы знаем о природе, и
 тем, что мы знаем о человеке, нельзя.
  Ученые научились "рассекать"
 природный материал и создавать в
 точках рассечения идеализированные
 ____________________
 11 Ферсман А.Е. Химические проблемы
  промышленности. М., 1924. С. 4-5.
 
 192
 
 объекты, для описания универсального
 поведения которых создавались языки,
 разрабатывались средства и методы,
 конструировались понятия и
 онтологические "картинки". Другими
 словами, создавалось все то, что
 принято называть научным знанием. Но
 развитие научных дисциплин,
 протекающее под контролем идеала
 научного знания и жестко управляемое
 его методологическими установками,
 привело к тому, что они, по замечанию
 В.И.Вернадского, "разорвали веками
 установившуюся связь между человеком
 и вселенной"12.
  Иными словами, естествознание
 выработало аппарат анализа природы
 как некой замкнутой и автономной по
 отношению к человеку системы
 обратимых связей. Это допущение было
 обусловлено самим понятием на-
 турального объекта и познающего его
 субъекта.
  При описании естественно-
 искусственных процессов нужно в конце
 концов отказаться и от абстракции
 натурального объекта, и от абстракции
 сознания, навязываемой нам условиями
 построения предметно-разделенного
 знания. Применение аппарата анализа
 ____________________
 12 Вернадский В.И. Биогеохимические
  очерки. М., 1940. С. 176.
 
  193
 
 современной науки к естественно-
 искусственным объектам оборачивается
 тем, что вместо целостного и
 конечного описания мы получаем
 бесконечное множество дисциплинарных
 описаний, ничем не связанных между
 собой. Все попытки найти и предъявить
 один механизм функционирования
 естественно-искусственных процессов
 показали, что он просто не
 существует, распадаясь на множество
 "логик" натуральных объектов
 дисциплинарного знания.
  Имея в виду этот факт, обратим
 внимание на следующее. Результаты
 анализа экологической реальности,
 обусловливаемой взаимодействием
 естественных и искусственных
 процессов, укладываются не в теорию
 естественного объекта, а в проект
 искусственной среды. В последнем
 случае на место ученого встает
 инженер знания, естественное -
 исследуется, искусственное - проек-
 тируется. Экологи заняты поисками
 координации между естественным и
 искусственным. Если теория обращена к
 человеку как к субъекту познания, то
 проект обращен к человеку как к
 субъекту своего существования, если
 для этого создана определенная среда.
 Проективный синтез представлений о
 природе и человеке в процессе
 
 194

<< Пред.           стр. 23 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу