<< Пред.           стр. 26 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

  Идея рациональности определяет
 сегодня умонастроение людей. Она
 охватывает и ассимилирует все новые и
 новые сферы жизнедеятельности
 человека. Рационализации подлежит
 все, что не рационализировано и своей
 нерационализированностью разрушает
 соразмерность вещей и мыслей о вещах,
 соотносительность разума и бытия.
 Внутри соразмерности разума и бытия
 
  211
 
 бытие рассматривается как нечто
 мыслеподобное и в силу этого подобия
 рационально устроенное.
  Какие бы законы мы не формулировали
 относительно природы, они
 формулируются в скрытых терминах
 нашей свободы: между объектами,
 полагаемыми онтологией, и онтическими
 объектами устанавливается
 континуальная связь значений.
 Например, изменение природы, ее
 очеловечивание выступало одновременно
 и как продвижение человека по пути ее
 обожествления. Два, казалось бы,
 разных акта осуществлялись одним
 шагом: одновременным движением,
 скажем так, в нижней части континуума
 - "очеловечивание природы" и в
 верхней части - обожествление
 природы.
  Вот таким странным образом
 строилось практическое отношение
 человека к природе, внутри которого
 существование мыслилось как сущность.
 Существование же, положенное в
 качестве сущности, не могло не по-
 мыслиться в качестве существа.
 "Природа как существо" (а существо не
 может не быть живым) составляет изна-
 чальный идеал рациональности. Если же
 мы разрываем связь между объектами
 онтологии и онтическими объектами и
 придаем противоположным значениям
 
 212
 
 континуума некоторое самодостаточное
 и обособленное друг от друга
 содержание, то разрушается и
 практическое отношение человека к
 природе. Что это значит? А это зна-
 чит, что очеловечивая природу, мы,
 например, ее уже не обожествляем.
 Причем под "обожествлением" здесь
 имеется в виду не бог в обычном
 смысле этого слова, а вовлечение
 онтических объектов в объяснение
 образа мира. Каких объектов?
 Например, добра и ответственности,
 красоты и совести, т.е. всего того,
 что мы утратили в своем отношении к
 природе и что пытается возродить
 экологическая этика. В разрыве между
 природой и культурой возникает
 технологическое отношение человека к
 природе, внутри которого сущность
 полагается как существование. Но
 сущность, положенная в качестве суще-
 ствования, оказывается ничем иным,
 как орудием, тем, что можно
 использовать в качестве средства.
 Природа начинает мыслиться в форме
 машины. А это уже другой идеал
 рациональности. Технологическое
 отношение человека к природе тем и
 отличается от практического, что
 внутри него мы изменяем природу, ее
 не обожествляя. Оно превращает
 указанный разрыв в действительность.
 
  213
 
 Иными словами, технологическое
 отношение к природе непрактично
 потому, что оно строится вне
 зависимости от тех способов, какими
 разрешаются проблемы совместного
 существования людей. Непрактичность
 технологий, выражающая себя в
 экологическом кризисе, заставляет нас
 рационализировать систему отношений
 человека к природе. Но что это
 значит?
  Если наука выступает сегодня в
 качестве синонима рациональности, а
 научно организованные технологии
 приводят нас к экологическому
 кризису, то какой же смысл
 вкладывается в виде рационального
 природопользования? Нерациональная
 рациональность науки и порождаемый ею
 образ "природы-машины" требует до-
 полнительных пояснений. Наука,
 кажется, намертво связала себя с
 поисками сущностей. В этой
 привязанности нет ничего плохого,
 как, впрочем, и хорошего. Не зная
 сущности, мы можем изменять природу
 вообще. Ни больше и ни меньше. Но
 "природа вообще" не существует. Мы
 изменяем режим озера Байкал. А оно
 уникально. Изменяется и газовый
 состав биосферы Земли. А она тоже
 уникальна. Т.е. что же мы делаем? А
 на самом деле мы полагаем сущности в
 
 214
 
 области существования и мыслим
 природу, не признаваясь в этом даже
 самим себе, в качестве машины.
 Например, медицина не наука. Нельзя
 лечить человека вообще. Люди "вообще"
 не умирают. Умирают конкретные люди.
 И никакой диалектикой единичного и
 всеобщего этот факт не объяснить.
 Следовательно, нерационально лечить
 природу вообще. Но все наши
 монотехнологии ориентированы на
 использование "сущности" природы, а
 не на ее существование. Устремляясь к
 сущности, мы часто забываем, что она
 ускользает от нас в существовании,
 пытаясь схватить и описать
 "существование", мы замечаем, как оно
 "огораживается" от нас индивидностью
 своего "что". Почему? Потому что в
 основе индивидности "что" лежит
 случайность. Но не та случайность,
 что порождается законами, а
 законопорождающая случайность. Если
 что-то случилось, то необратимо
 меняется не сущность, а су-
 ществование. И этой необратимостью
 устанавливаются новые связи,
 приобретающие прочность законов.
 Следовательно, новый идеал
 рациональности связан с разработкой
 технологии отношений к природе как
 существу. А движение в этом
 направлении требует восстановления
 
  215
 
 связи не только между объектами,
 полагаемыми технологией, и
 онтическими объектами, но и признания
 фундаментальной роли случайности в
 объяснении образа мира.
 
 
  9. Ноосферные иллюзии
 
  Знание есть сила, а производит эту
 силу наука. Так или почти так
 формулируют свое отношение к разуму
 теоретики новоевропейской науки,
 которая понимается в качестве
 производительной силы. Между тем
 народная мудрость гласит, что если
 сила есть, то ума не надо. Иными
 словами, сегодня, как и три века тому
 назад, мы вновь можем спросить себя:
 так что же производит наука: силу или
 ум? В зависимости от того, как мы
 ответим на этот вопрос, будет
 складываться и наше понимание
 ноосферы. Если мы предположим, что
 предмет знания и объект деятельности
 совпадают, то нам нужно будет только
 знание, которым, в свою очередь,
 исчерпывается и ноосфера. Если же мы
 будем исходить из фактически данной
 нетождественности предмета знания и
 объекта деятельности, то нам
 потребуется не только знание и
 обоснованная на нем сила по отношению
 
 216
 
 к тому, что себя не знает, но и
 мудрость. Ведь нам приходится иметь
 дело и с такой помимо прочего
 стороной природы, с которой мы ее не
 знаем. По отношению к этой стороне
 мира мы применяем насилие, в основе
 которого лежит знание. Незнание и
 мудрость как-то связаны. Если у нас
 нет знания, а действовать надо, то
 нам нужна мудрость. Для чего? Для
 того, чтобы в наших действиях вещи
 оставались такими, какими они есть, а
 не такими, какими мы их хотели бы
 видеть. Ведь что такое мудрость? Это
 все то, что лежит по ту сторону
 интересов и связанных с ними идей. А
 "по ту сторону интересов" лежат вещи,
 предоставленные сами себе. Вопрос,
 следовательно, состоит в том,
 являемся ли мы мыслящими частями того
 целого, которое предоставлено самому
 себе, или не являемся? Все то, что
 воспроизводится в наших головах,
 когда мы в качестве части принадлежим
 к тому целому, которое предоставлено
 самому себе, и составляет мудрость.
 Но "мудрость" не технична. Ее нельзя
 положить в основание действий. Но
 если это так, то наука и знание
 разлагают мудрость, а расширение
 сферы деятельности десубстантивирует
 процессы жизни.
 
 
  217
 
 
 
 
  Глава IV. Иск истине
 
 
 
  1. П.Фейерабенд: Прощание с
  позитивистской Касталией
 
  Когда читаешь очерк анархистской
 теории познания П.Фейерабенда1, в
 голову приходит (или, как писали в
 России ХVIII века, "на ум вспадает")
 одна сцена из "Игры в бисер" Германа
 Гессе: расставание Иозефа Кнехта с
 Касталией, Орденом игры в бисер2. И.
 Кнехт, не желая разыгрывать партии
 Игры в бисер, пишет письмо
 администрации Ордена, а затем
 объясняется с ее руководителем -
 мастером Александром.
  Мастерам игры в бисер (аристократам
 духа и любителям прогулок по саду
 образованности) недостает понимания
 своего места в обществе. Но без
 ответственности за события,
 происходящие в мире, деморализуется
 ____________________
 1 Фейерабенд П. Избранные труды по
  методологии науки. М., 1986.
 2 Гессе Г. Избранное. М., 1984. С.
  77.
 
 218
 
 чувство истины. Кастовый дух Касталии
 и согласования с мерзейшей
 фальсификацией истории, создают усло-
 вия, в которых вопрос "сколько будет
 дважды два, решает не факультет, а
 ... генерал"3. В этих условиях
 большинство училось молчать, и лишь
 немногие из игроков в бисер
 отваживались на то, чтобы показать
 Генералу "кукиш в кармане", называя
 этот рискованный шаг "оппозицией в
 безопасных границах"4.
  И.Кнехта не покидает чувство, будто
 он какой-то кусок своей жизни
 пребывал во сне или полусне, а затем
 наступило пробуждение. Чувство
 пробуждения И. Кнехта свидетельствует
 о том, что он (так, по крайней мере,
 считает администрация Ордена) был
 недостаточно "отцентрован" системой
 Игры.
  Пробуждение П.Фейерабенда
 обусловлено, видимо, тем, что он был
 тоже плохо "отцентрован", и поэтому у
 него возникло чувство ответственности
 за то, что происходит в мире.
 П.Фейерабендом закончилась эра
 "методологических сновидений", истоки
 которых связаны с О.Контом.
 Методологическое сознание обещало
 ____________________
 3 Там же. С. 325.
 4 Там же.
 
  219

<< Пред.           стр. 26 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу