<< Пред.           стр. 28 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 Обоснованное (на основаниях)
 отношение к действительности
 осуществляется в терминах скрытого
 удвоения мира, его расщепления на мир
 подлинный и мир мнимый12. Люди живут
 в подлунном мире эмпирических
 видимостей и практически истинных
 абстракций, а основания находятся в
 "подлинном" мире интеллигибельных
 сущностей, совершенных субстанций и
 абстрактных объектов. Для того, чтобы
 построить свое мышление и свою
 деятельность в мире мнимостей и
 кажимостей, нам нужна сообщенность с
 подлинным миром. Но все ли могут за-
 глянуть в подлинный мир и увидеть,
 каков он на самом деле? Как мудро
 заметил Аристотель, "человеку не сле-
 дует искать несоразмерного ему
 ____________________
 12 Фейерабенд П. Избранные труды по
  методологии науки. С. 419-431.
 
 228
 
 знания"13. Мир, как он есть на самом
 деле, доступен не всем людям, а
 специально подготовленным, т.е.
 ученым. Ученые умеют видеть
 невидимое. Они сообщены с миром
 универсальных сущностей и знают
 основания.
  XX век превращает науку в
 производство знаний, которым занято
 огромное число людей. "Созерцание"
 твердых оснований стало массовой
 профессией. Но "окно" в мир сущностей
 оказалось, видимо, не таким уж и
 большим, чтобы у него нашлось место
 для всех желающих. Решением Ордена
 игра в методологический бисер
 определялась онтологией ума,
 сообщенного с внутренним планом
 строения вещи, а также вводились пра-
 вила, выполнение которых давало право
 на созерцание истины. Например,
 утверждалось, что для одних и тех же
 фактов существуют одни и те же
 теории. Если теории разные, а факты
 одни, то теории совместимы и соизме-
 римы. Между ними сохраняются
 отношения дедукции и редукции.
 Значение терминов наблюдения
 инвариантно и т.д. К миру сущностей
 был оборудован один проход и этот
 ____________________
 13 Аристотель. Соч. М., 1976. Т. 1.
  С. 71.
 
  229
 
 проход контролировался парадигмой
 позитивистской Касталии. Всякие
 обходные движения запрещались. Но
 если теории строятся о
 прямолинейности, а прямолинейность
 свойственна геометрии, но отнюдь не
 жизни и природе, то теории
 контрфактуальны или, как говорит
 П.Фейерабенд, контриндуктивны. Такие
 теории запрещается запрещать, если
 даже они несовместимы. Иными словами,
 все дозволено, и с миром сущностей
 сообщены не только ученые, но и
 колдуны. П.Фейерабенду особенно
 дорого то обстоятельство, что каждый
 из них заглядывает в этот мир на свой
 манер и видит свою истину. Все, что
 дозволено теории, дозволено мифу и
 натуральной магии, церкви и
 экстрасенсам. Все дозволено, но не
 всем. Если всем, то не все дозволено.
 Скрытое удвоение мира
 (П.Фейерабендом) становится явным.
 Описательно-предписательная двусмыс-
 ленность методологии Т.Куна
 дополняется двусмысленностью
 методологии веселого дадаиста.
  Т.Кун отделяет ученого от колдуна и
 противопоставляет соизмеримые теории
 мифам. П.Фейерабенд выдвигает идею
 несовместимости научных теорий и со-
 вместимости теории и мифа, ученого и
 представителей натуральной магии. В
 
 230
 
 одном случае сужается круг людей,
 знающих истину, до одной
 универсальной теории и ее поверенных,
 в другом - он расширяется так, что в
 него попадают представители
 оккультных наук. В первом случае
 выдвигается идея парадигмы и ее
 смены, во втором - обосновывается
 перманентная пролиферация теорий. В
 чем здесь дело? Как это ни странно,
 но суть дела может быть выражена
 довольно просто, если мы поймем, что
 Фейерабенд - это вовсе и не
 Фейерабенд, а Секст Эмпирик. Имена
 разные, а феномен один и тот же:
 скептицизм и сопряженный с ним
 нигилизм. Скептицизм порождает и
 воспроизводит философское понимание
 того, что все наше познание основано
 в общем-то на довольно зыбких
 основаниях, т.е. на том, что нельзя
 ни доказать, ни опровергнуть. Скепсис
 Секста Эмпирика метафизичен, скепсис
 П. Фейерабенда - политизирован.
 Координированность идей Фейерабенда и
 Секста Эмпирика требует, однако,
 особого исследования.
  "Я пытался показать, - пишет
 П.Фейерабенд, - что разум... не
 годится для науки"14. Наука не
 ____________________
 14 Фейерабенд П. Избранные труды по
  методологии науки. С. 477.
 
  231
 
 священна, а "тупоумное применение
 "рациональных процедур"... вообще
 ничего не дает". Существуют различные
 способы производства знания. Наука
 лишь один из них и не обязательно
 лучший. Мы не думаем, что кто-нибудь
 всерьез будет оспаривать эти (как и
 многие другие) слова П.Фейерабенда.
  Анархизм П.Фейерабенда и его
 заявления, шокирующие позитивистски
 настроенного обывателя, - это всего
 лишь "грубая" рыночная упаковка для
 чрезвычайно "тонких" вещей, которые
 едва ли выражаются лозунгами типа
 "делай, что хочешь". Ведь каждый
 знает, что он может, а что - не
 может. И ничего с этим не поделаешь.
 Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что
 позитивную часть анархистской теории
 познания (утонувшую в критических
 пассажах) П.Фейерабенд обозначает
 довольно скромно и отстраненно: "...
 Галилей изобрел опыт, содержащий
 метафизические составные части"15.
 Галилей изобрел, а Фейерабенд увидел
 метафизические части опыта, т.е. те
 части, существованием которых мы обя-
 заны Игре в бисер.
  Наука имеет дело с предметами
 опыта. Это обстоятельство запрещает
 ____________________
 15 Фейерабенд П. Избранные труды по
  методологии науки. С. 477.
 
 232
 
 ученым "заглядывать" в мир тран-
 сцендентных сущностей. Но это же
 обстоятельство не запрещает того,
 чтобы опыт сознательной жизни реаль-
 ных людей эксплицировался и
 организовывался в трансцендентных
 терминах. В каком-то смысле
 сознательная жизнь людей зависит от
 опыта, от того, извлечен он или нет,
 явлен или не явлен. Но неявленного
 опыта не бывает, т.е. если опыт
 извлечен, то это и есть опыт. И по-
 этому он явлен. Если нет, то нет и
 опыта, и нет зависимости сознания от
 опыта (при условии, конечно, что со-
 знательная жизнь есть нечто большее,
 чем жизнь, с извлеченным опытом из
 этой жизни). П.Фейерабенд возрождает
 философское понимание опыта и
 сознания, утраченное методологами-
 позитивистами. И тем самым показывает
 бессмысленность формулируемой Орденом
 позитивистов проблемы связей терминов
 наблюдения и теоретических терминов,
 фактов и законов и т.д.
  Внеопытное сознание (а встречается
 оно, по замечанию Гегеля, не только
 среди методологов, но и среди
 торговок на базаре) удваивает мир. В
 ситуации же удвоения каждый волен
 превратить себя либо в колдуна, либо
 в ученого. Правда, чтобы быть
 мистиком, нужна особая одаренность.
 
  233
 
 Для того, чтобы стать ученым, нужна
 специальная (академическая)
 подготовленность к восприятию
 "второго" мира, т.е. к умозрению
 внеопытных сущностей.
  Однажды люди извлекли опыт из своей
 сознательной жизни, и в мире
 появились "демоны". Т.е. они
 "сделали" демона и этим демоном
 вытянули опыт. "Демоны" и "ведьмы"
 существуют не потому, что их изобрели
 мистики, развлекаясь Игрой в бисер, а
 потому, что у людей появился опыт. И
 этот опыт (не знания, которые в нем
 содержались, а опыт) иным образом
 получить нельзя. Доопытных "демонов"
 не существует. В другом опыте -
 другие "демоны", т.е. то, вокруг чего
 откристаллизовываются наблюдения и
 размышления людей.
  "Позитивно" настроенный методолог
 непременно начнет искать в природе
 нечто такое, чему бы соответствовали
 демоны, а также, используя метод
 критического рационализма,
 исследовать вопрос о том: подтвер-
 ждаются они опытом или нет, отражают
 ли существенные связи и отношения или
 не отражают. Но дело в том, что все
 эти вопросы (и П.Фейерабенд это
 прекрасно понимает) бессмысленны,
 хотя бы потому что они внеисторичны.
 
 
 234
 
  Люди живут, а не отражают. Они
 создают формы своей жизни, решая в
 том числе и проблемы своего со-
 вместного существования (мы надеемся,
 что эти проблемы и сегодня решены
 далеко не всеми). Миф "соединял людей
 в племя и наполнял смыслом их
 жизнь"16. Методолог же, т.е.
 специалист по рациональной
 реконструкции, пытается установить:
 истинным смыслом наполнилась их жизнь
 или не истинным.
  "Метафизическое" ядро опыта
 устанавливалось жизнью людей, а не
 логическими правилами. Т.е. аб-
 страктные сущности извлекались не из
 опыта. Извлекался опыт. Точно так же,
 как ученые индуктивно не выводят свои
 законы из опыта. Они "законами"
 извлекают опыт. Другое дело: повезет
 или не повезет. Если повезет (а
 гарантий нет, ибо методологическое
 сознание так и не создало
 рациональных процедур, обеспечивающих
 стопроцентный успех), то законы,
 формулируемые относительно природы,
 будут одновременно и законами, по-
 рождающими опыт, опытными законами.
  Иными словами, законы мира и
 законы, порождающие опыт, - это одни
 ____________________
 16 Фейерабенд П. Избранные труды по
  методологии науки. С. 138.
 
  235
 
 и те же законы. Конечно, мы можем
 предположить, что существуют еще
 какие-то другие законы природы, но
 знать эти законы мы не можем. Нет
 опыта. И поэтому двоящемуся миру
 нужны колдуны (а иногда и ученые).
  Итак, если изобретением демонов
 люди извлекали опыт, то
 воспроизводство этого опыта уже с
 естественной необходимостью
 воспроизводило в головах людей и
 демонов, и демонят, т.е. условия
 опыта. Конечно, никто всерьез не
 пытался разгадать природу этих
 существ. Ведь люди понимали не
 субстанцию демонов, а этой
 субстанцией понимался мир. Не зная
 ничего определенного о ней, они что-
 то узнавали о природе и о себе. Это
 знание не только воспроизводилось, но
 и расширялось, захватывая новые
 области и материи. Появлялись раци-
 онализаторы демонического знания.

<< Пред.           стр. 28 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу