<< Пред.           стр. 3 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 увеличилась за эти сто лет в три
 раза.
  Сложившийся технологический способ
 использования природных ресурсов
 разрушает связи биосферы, т.е.
 разрушает условия того, чтобы на
 Земле воспроизводилась вообще какая-
 нибудь цивилизация. Человек превратил
 в пустыню 7% территории всей
 поверхности суши, снизил общую
 биомассу планеты, которая в целом
 сейчас на 1/3 меньше, чем в
 доисторическое время. Растет
 энергоемкость производства. Затраты
 энергии на единицу продукции выросли
 за последние сто лет в 4 раза.
 Например, в США для того, чтобы
 получить один стакан молока,
 сжигается полстакана дизельного топ-
 лива.
  Иными словами, структура
 современной машинной цивилизации не
 сбалансирована с естественными цик-
 лами биосферы. От этой
 несбалансированности не спасут и
 замкнутые циклы промышленного
 производства, построенные на
 принципах механической технологии.
 Если удвоение количества отходов
 происходит каждые 12-15 лет, то
 замкнутые технологии, по замечанию
 Н.Н.Моисеева, позволят увеличить этот
 
 
 20
 
 период до 20-25 лет, что с глобальной
 точки зрения несущественно.
  Падение темпов роста
 производительности труда, снижение
 рентабельности механических
 технологий, ускорение морального
 износа производственного оборудо-
 вания, колоссальные расходы сырья и
 энергии в традиционных
 технологических процессах, при
 которых конечный продукт составляет
 не более 2% от общей массы природного
 вещества, вовлекаемого в
 производство, экологический кризис -
 все это, вместе взятое, указывает, с
 одной стороны, на власть техники, а с
 другой - на экологический кошмар.
  Приравнивание результатов
 технологического действия человека к
 действию природных сил изменило
 практическое и теоретическое
 отношение человека к природе. В
 практическом отношении природа
 выступает как "полезная вещь", как
 потребительная стоимость, которая
 ничего не стоит; в теоретическом -
 как объект познания. Природа
 поставляет ресурсы, а человек их по-
 требляет. Природа - поставщик,
 человек - заказчик. Во второй
 половине ХХ в. связи поставщика и
 заказчика достигли критических
 параметров. Масштабы потребления
 
  21
 
 традиционных источников сырья
 настолько выросли, что стали
 соизмеримыми с их общими запасами в
 земной коре. Темпы роста
 народонаселения показали
 ограниченность естественной базы для
 производства продовольствия.
 Загрязнение окружающей среды деста-
 билизует связность природных
 комплексов. Все это свидетельствует о
 том, что существование современного
 цивилизованного человека основывается
 на таком отношении человека к
 природе, когда самоценность природы
 становится избыточной величиной.
 Ускользание самоценного отношения к
 природе из сферы человеческого
 существования сопровождается
 наращиванием интеллектуальных средств
 научного и инженерного творчества,
 для которого природа не ценность, а
 объект; не организм, а "логическая
 конструкция", пластичный материал для
 воплощения научно-технических идей.
 Как самоценность природа не дает ни
 одной тонны угля, ни одного киловатта
 электроэнергии. Ее нельзя выразить в
 терминах "поставок" и потребления.
  Природа как ценность ничего не дает
 для технологии господства общества
 над природой. Для того, чтобы
 изменять природу, человеку не нужно
 воспринимать ее как органическое
 
 22
 
 целое, не нужно, чтобы потребность в
 естественной среде обитания была
 условием его существования.
 Существовать можно и в искусственной
 среде, по логике так называемых
 связей цивилизации, в зависимости от
 ее качеств и структур. Но если
 произошел разрыв между сущностью и
 существованием цивилизованного
 человека, то необходимо исследовать
 условия, при которых он имеет место.
 Сущность человека, так же как и
 природы, самоценна, и поэтому в силу
 своей самоценности она тоже
 оказывается излишней для
 цивилизованного существования
 человека в обществе, ибо сам он
 существует в обществе по преимуществу
 как товар. Аналогично, если произошел
 разрыв между человеком и природой, то
 необходимо проанализировать те
 условия, которые его породили.
  С тех пор, как погибли динозавры,
 биосфера не знала катастроф,
 соизмеримых с тем, что приготовили
 себе люди в XX в. Именно в это время
 кризис оснований цивилизации
 дополняется и расширяется кризисом
 оснований биосферы. Волна
 "глобализации" захватывает и
 подчиняет логике своего движения
 самые заурядные и ничем не
 примечательные проблемы. Слово
 
  23
 
 "экология" не сходит с уст. Сознание
 людей пребывает в том состоянии, в
 котором трудно понять, происходит ли
 вырождение старого мира или же,
 напротив, у них на глазах зарождается
 новый мир, имя которому "Ноосфера".
  Самые проницательные умы обратились
 к истории, пытаясь доказать, что
 катастрофы были и тогда, когда еще не
 было людей. С особым пристрастием
 изучается положение земной оси,
 магнитное поле и их влияние на судьбы
 человечества. Вызывают тревогу и
 другие явления земного и космического
 миропорядка. Например, вспомнили о
 том, что культура Майи погибла из-за
 неумелой обработки тропических почв.
 Большие опасения внушал также
 неприятный эпизод с пустынями в
 северной Африке. Напротив, история с
 крупными копытными в эпоху голоцена
 стала наглядным примером человеческой
 изобретательности, его умения быстро
 перестраиваться.
  Постепенно биосфера превратилась в
 предмет поклонения, высшую ценность и
 сокровенный смысл жизни людей.
 Появились и первые поклонники солнца,
 болот и ландышей. ХХ в. вообще славен
 тем, что он заставил людей заботиться
 о том, что живет не их заботами.
 Всеобщее увлечение природой как зоной
 отдыха людей труда омрачалось и
 
 24
 
 диссонировало с той простой мыслью,
 что если экологические проблемы были
 всегда, то по-настоящему их не было
 никогда. У экологов возникла смутная
 догадка о том, что когда-то были
 другие проблемы, но отсчитывались они
 от феномена человека, а не от
 расположения планет в солнечной
 системе. Последнее обстоятельство
 заставляет нас искать квазиан-
 тропологический подход к экологии.
 
 
  2. Квазиантропологический подход к
  экологии
 
  Человек не может не стремиться
 стать человеком, ибо предоставленный
 самому себе, т.е. мудрости своего
 тела и своих чувств, он не достигает
 полноты бытия человека и остается на
 уровне физиологической мудрости
 попугая. Для того, чтобы быть, ему
 нужно разместить себя в мире
 окружающих его вещей и самим собой
 начинать новый ряд явлений, т.е.
 определиться. Или, что то же самое,
 определить себя вне зависимости от
 предшествующих ему причин. Но вот
 этой-то определенности человеку и не
 хватает. До определения в мире ка-
 узальных связей еще ничего
 человеческого в нас нет, мы пусты и
 
  25
 
 все возможно. После определения - мы
 свободны и не все для нас возможно,
 потому что мир испытан и этим
 испытанием в нем (а, значит, и в нас)
 определились смыслы и основанные на
 них связи. В интервале между
 доопределением и тем, что после него,
 вспыхивает человеческая природа,
 отличающая человека от его ближайших
 предков.
  Обезьяна не стремится стать
 обезьяной. Просто у нее нет ни "до",
 ни "после". Она уже обезьяна и ее
 место в мире определено эволюционными
 связями, действием предшествующих ей
 причин. Устройством ее тела раз-
 решается полное взаимодействие причин
 и условий существования, т.е.
 появляются основания ее бытия, кото-
 рое как бы подвешено на прочный крюк
 морфологических изменений. На такой
 же крюк подвешена, к примеру, и
 чумная бацилла. С эволюционной точки
 зрения обезьяна не прогрессивнее
 чумной бациллы. У каждой из них свое
 место в природе, свое понятие. Вряд
 ли мы найдем обезьяну, которая бы не
 соответствовала своему понятию. Между
 тем среди людей этот казус
 встречается сплошь и рядом. Для
 человека нет определенного места в
 природе. И нет понятия, которому бы
 он соответствовал.
 
 26
 
  Человек сам по себе ничто. И нечто
 в нем появляется не первым рождением,
 а вторым, с привлечением иного мира;
 не наращиванием биологической
 мудрости его тела, а ее отрицанием,
 вернее, доопределением этой мудрости
 вновь созданным предметно-смысловым
 миром. Без этого мира люди неполны,
 для них нет ни условий, ни среды.
 Допустим, причины для них есть, а
 смыслов может и не быть. И наоборот,
 смыслы вроде бы появляются, а причин
 для того, чтобы мы могли быть, не
 видно. Основания нашего существования
 создаются в пустоте, перед лицом
 ничто. Люди не могут (вернее, не все
 из нас научились) цеплять себя за
 выступ биогенетической (или
 социальной) морфологии и без причин
 уподобляться обезьяне. С опорой на
 спинной мозг далеко не уедешь.
  Искомый выступ нам приходится
 изобретать самим и далее
 эволюционировать как бы в подвесе над
 пустотой, т.е. не на основе
 морфологических изменений тела, а на
 основе морфологии неорганического
 тела и рождения смыслов, т.е. своей
 старой природы. А там как повезет. Мы
 ли покорим природу и встроим ее
 органические связи в систему своих
 смыслов? Она ли покорит и свяжет нас
 цепочкой своих причин и следствий; мы
 
  27
 
 ли возьмем все у земли, она ли все
 отнимет у нас? Эта проблема не имеет
 окончательного решения. Выдержим ли
 мы испытание бытием или не выдержим?
 Сможем поместить себя в мире
 каузальных связей или не сможем? Все
 это решается каждый раз заново и не
 зависит от того, что когда-то без нас
 уже решалось. Такова мера человечески
 возможного в технически испытанном
 мире, в котором мы живем и в котором

<< Пред.           стр. 3 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу