<< Пред.           стр. 30 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Преобразовывая сознание, совершая
 "переход", мы столкнемся с тем, что
 не преобразовывается и логически не
 переходимо. Например, нельзя
 преобразовывать "интересы". Мешают
 отношения собственности, т.е. бытия,
 которое делает сознание логически
 непрозрачным. Сращенность сознания и
 бытия выражается в практически
 истинных абстракциях. Таких,
 например, как "цена труда". Нельзя их
 представлять так, что они были
 получены какой-то аналитической
 деятельностью людей, а затем прошли
 проверку на истинность в практике.
 Напротив, здесь мы имеем дело с
 практикой, превратившей себя в
 абстракцию и с естественной необходи-
 мостью воспроизводящейся в головах
 людей. Создается ситуация, в которой
 вещи сами о себе говорят. Вот эти
 "выговаривающие" себя предметы входят
 в состав нашего внутреннего языка,
 т.е. того языка, на котором "говорят"
 люди тогда, когда они живут, а не
 тогда, когда они объективно наблюдают
 жизнь.
  В последнем случае мы имеем дело с
 языком науки, т.е. объективного
 описания событий и вещей, в том числе
 тех событий, которые складываются с
 нашим в них участием. Проблема же
 состоит в том, что мы не можем
 
  245
 
 получить совершенно прозрачный язык
 науки, т.е. язык Внешнего
 наблюдателя. В этот язык переходят
 элементы языка самонаблюдения и
 оставляют в нем так называемые
 естественные интерпретации, которые
 нельзя устранить полностью. В рамках
 науки (и это П.Фейерабенд прекрасно
 показал) вводятся новые
 "естественные" интерпретации, в
 терминах которых организуется
 мышление прежде всего ученых. И в
 этом смысле они получают
 контрфактуальный опыт, расширение
 которого нельзя описывать в терминах
 перцептивного (и интеллектуального)
 опыта людей, упакованного в языке их
 самонаблюдающей инстанции17. Тем
 самым приостанавливается действие
 вещей, нечто высказывающих о себе до
 того, как они будут объективно
 рассмотрены внешним наблюдателем.
 Борьба с языком вновь порождает
 представление о том, что мир удвоен.
 Внешний стандарт описания вещей
 ускользает в нем.
  Прогресс науки состоит не в том,
 что она приближает людей к полному
 пониманию мира, законы которого
 исключают человека, а в том, что она
 ____________________
 17 Фейерабенд П. Избранные труды по
  методологии науки. С. 164.
 
 246
 
 удаляет людей от предрассудков в
 понимании объективности вещей,
 взаимодействием которых
 воспроизводятся условия существования
 человека.
  И.Кнехт утонул в озере жизни.
 П.Фейерабенд продолжает плавание в
 океане "естественных" интерпретаций и
 несоизмеримых теорий.
 
 
  2. Метафизические мечтания
  Вернадского
 
  XX век на исходе. И как всякий
 исход, наш век ломает сложившиеся у
 нас стереотипы, заставляя вгляды-
 ваться в истоки тех мыслей и
 действий, которые в течение столетия
 определяли течение нашей цивилизован-
 ной жизни. И тут мы вспоминаем, что
 умонастроение, захватившее людей на
 рубеже XIX и XX веков, выражало
 всеобщее недовольство существующим
 порядком вещей и - по словам
 Н.Н.Страхова - повсеместное
 стремление "как-нибудь реформировать
 наличный склад жизни". Вот под этим
 знаком - "реформировать" - Россия
 вступала в новую эпоху. Научно
 организованное инженерное отношение к
 природе дополнялось и расширялось в
 
 
  247
 
 то время инженерным отношением к
 человеку и обществу.
  Мы можем насчитать не так уж много
 духовных событий той поры, которые
 выходили бы за рамки господствующего
 умонастроения, не вписываясь в стан-
 дарты признанных идеалов
 рациональности. Но мыследеятельность
 В.И.Вернадского к таким
 исключительным событиям нашей
 духовной жизни принадлежит безу-
 словно. В этом смысле своими
 масштабами она была созвучна духу
 эпохи, о котором сам Вернадский писал
 так: "Мы живем в эпоху небывалую в
 истории человечества - в эпоху
 мировых войн... Первая мировая война
 1914-1918 явилась предвестием еще
 более сильного потрясения. Через одно
 поколение - через 21 год, в 1939
 году... развернулась война
 тысячелетия в Европе небывалая,
 варварская по своей идеологии, война
 с новой задачей - истребление
 населения..."18.
  В чем заключалась основа
 миропонимания ученого? Вернадский
 видел, что стремление привести суще-
 ствование человека в соответствие с
 разумом на глазах оборачивалось
 ____________________
 18 Вернадский В.И. Архив РАН. Ф.
  518. Оп. 1. Д. 220. Гл.1.
 
 248
 
 ситуацией, в которой этот разум
 ставится под сомнение. И если во имя
 нового человека отрицается
 человеческая жизнь вообще, и под это
 отрицание подводятся некие научные
 истины, то как могут люди отличить
 истину от практически проявляющего
 себя заблуждения? Две мировые войны,
 разрушение природных систем и
 деградация биосферных связей - таков
 итог торжества рационалистического
 миропонимания, уподобления мысли и
 бытия, установления кажущегося
 соответствия между разумом и жизнью.
 Так что же такое разум? И так ли уж
 рационально бытие? Все эти вопросы и
 составили внутренний импульс
 интеллектуальных поисков Вернадского.
  Для нас сегодня самоочевидно:
 знание - сила, производит эту силу
 наука. Но один из парадоксов недавней
 истории как раз и состоит в том, что
 на основе этой силы возникает феномен
 сциентистского насилия по отношению к
 человеку и природе.
  С каким-то удивительным
 постоянством Вернадский выражает свою
 неудовлетворенность тем направлением,
 по которому, начиная с Ньютона,
 развивалось научное познание. По его
 мысли, на этом пути обозначился
 разрыв между человеком и природой.
 Наука имеет дело с универсальными
 
  249
 
 сущностями, с тем, что пребывает как
 бы вне времени. Но природа проявляет
 себя в конкретных и уникальных
 временных связях.
  "Сейчас, - пишет В.И.Вернадский, -
 в науке разрушаются все основы
 философии, рушатся ее абсолюты. Ими
 фактически была для древней и новой
 (Декарт) философии - материя как
 протяженность"19. Успехи научного
 познания связаны с умением расчленять
 наблюдаемые явления на конечные
 последовательности причин и
 следствий. Но для всего сущего,
 замечает В.И.Вернадский, "характерна
 не только последовательность, но и...
 одновременность"20. А одновременность
 - это и есть та сторона природы,
 которая не раскрывается через
 последовательность свойств и
 отношений вещей, образуя природу как
 единое целое, как Космос. Проблема
 одновременности ведет нас к пониманию
 специфического для Вернадского
 понятия - "космоса натуралиста" (или,
 что то же, индивидности природы):
 "Существует огромное различие между
 мировоззрением ученого и
 мировоззрением натуралиста. Последнее
 ____________________
 19 Вернадский В.И. Архив РАН. Ф.
  518. Оп. 1. Д.162. Л.6.
 20 Там же. Д.161. Л.16.
 
 250
 
 забыто успехами первого. Невысказано.
 Попытка навязать результаты первого
 типа. Обычно это не принимается во
 внимание при всех суждениях о
 природе"21.
  Научное знание строится, по его
 мнению, формально - потому что
 мышление о действительности по-
 дразумевает мышление вне
 действительности и развертывается в
 дуальности типа природа и культура,
 вещи и разум, человек и природа. И
 если мы наблюдаем природу,
 существующую как бы "на самом деле",
 вне и помимо наблюдения, то сами мы
 оказываемся где-то поверх, "сверх"
 нее. Но такая
 "сверхдействительность", дуализм
 познаваемого и познающего запрещается
 самой сутью природы, ее
 индивидностью.
  "Весьма часто приходится слышать,
 что то, что научно, то верно,
 правильно, то служит выражением чи-
 стой и неизменной истины, - пишет
 Вернадский. - В действительности,
 однако, это не так... Только
 некоторые все еще очень небольшие
 части научного мировоззрения
 неопровержимо доказаны или вполне
 ____________________
 21 Вернадский В.И. Архив РАН. Ф.
  518. Оп. 1. Д. 161. Л.31.
 
  251
 
 соответствуют в данное время
 формальной действительности и
 являются научными истинами"22. И
 далее он вполне определенно замечает:
 "Научное мировоззрение не дает нам
 картины мира в действительном его
 состоянии"23. По мнению Вернадского,
 обычное наше представление о том, что
 рядом с нами существует некий космос,
 который изучается нашим независимым
 от этого космоса, разумом, является
 именно рационализированной формой
 дуалистического миропонимания. "Под
 именем дуализма, - писал ученый, - я
 подразумеваю тот своеобразный ду-
 ализм, до сих пор наблюдаемый среди
 людей науки, когда ученый-
 исследователь противопоставляет
 себя... исследуемому им миру"24.
  Уже в ранних своих работах
 Вернадский отмечает, что "дух
 научного искания тождествен и
 неразрывно связан с чувством
 человеческого достоинства..."25. По-
 знавать и достойно существовать - это
 ____________________
 22 Вернадский В.И. Избранные труды
  по истории науки. М., 1981. С. 38.
 23 Там же. С. 39.
 24 Вернадский В.И. Избранные труды
  по истории науки. М., 1981.
 25 Вернадский В.И. Архив РАН. Ф.
  518. Оп.1. Д.161. Л.18-19.
 
 252
 
 одно и то же. Но достойно
 существовать могут не статистические
 величины, а люди. Позднее, в "Мыслях
 и набросках" 1920 г., у Вернадского
 появится запись: "...Абстрактные
 представления о среднем человеке
 должны быть оставлены в стороне"26.
 Средний человек не испытывает себя
 под знаком истины. Итак, люди "читают
 мысли бога" и понимают мир лишь в том
 случае, если они в нем достойно

<< Пред.           стр. 30 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу