<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля1998 г. № 146-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ 1995. № 35. Ст. 3506. 1996. № 17. Ст. 1917, №49. Ст. 5500. 1997. № 12. Ст. 1378.
 Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 1-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Рос­сийской Федерации Государственный фонд занятости населения Российской Феде­рации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» // СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 3.
 Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 83-ФЗ «О бюджете фонда социально­го страхования Российской Федерации на 1999 год»//СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2209.
 Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 86 ФЗ «Об исполнении бюджета фонда социального страхования Российской Федерации за 1997 год» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2212.
 Федеральный закон от 1 мая 1999 г. «О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год»//СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2216.
 Федеральный закон от 1 мая 1999 г. «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год» //СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2217.
 Указ Президента РФ от 28 декабря 1998 г. № 1647 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 166.
 Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). Утв. Поста­новлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. //ВВС РФ. 1992. №5. Ст. 180. СЗ РФ. 1997. № 19. Ст. 2188.
 Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации. Утв. Постановлением ВС РФ от 8 июня 1993 г. № 5132-1 // ВВС РФ. 1993. №25. Ст. 911.
 Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 // САПП РФ. 1994. №8. Ст. 599. СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 3131. 1996. №9. Ст. 809. №16. Ст. 1908. 1997. №1. Ст. 174. №48. Ст. 5555.
 Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857 // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3902.
 Письмо ПФР от 16 февраля 1999 г. № ЕВ-16-27/1388 «О применении Федерального закона от 4 января 1999 г № 1 ФЗ» // Финансовая Россия. 1999. 25 февраля -3 марта. № 7.
 Учебная и монографическая литература:
 Государственные внебюджетные социальные фонды. М., БЮДЖЕТ, 1997.
 Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учебник. М., 1995.
 Грачева Е. Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М., 1998.
 Косырев Б.А. Государственные внебюджетные фонды. М. 1997.
 У истоков финансового права / Под ред. А. Н. Козырина. Сост. А. А. Ялбулганов.
 М., Статут. 1998.
 Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. М., 1996.
 Финансовое право: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1997.
 Финансово-кредитный словарь. М., 1984-1987. Т. 1-3.
 Юридический энциклопедический словарь. 2-е изд. доп. М., 1987.
 Тема 8. Бюджетный процесс
 Понятие и принципы бюджетного процесса. Стадии и общие положения бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса и их полномочия.
 Бюджетные полномочия органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления. Полномочия Министерства финансов в бюджетном процессе.
 Составление проектов бюджетов. Полномочия финансовых органов в процессе составления проектов бюджетов. Порядок составления проекта федерального бюджета.
 Основы рассмотрения и утверждения бюджетов. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете.
 Порядок внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. Правовые основы исполнения бюджетов. Казначейское исполнение бюджетов, общие правила. Исполнение фе­дерального бюджета. Бюджетные права органов испол­нительной власти по исполнению федерального бюджета. Полномочия Министерства финансов и его подразделения - Федерального казначейства. Счета Федерального казначейства. Распорядители и получатели бюджетных средств, их правовое положение. Порядок кассового исполнения бюджета (единство кас­сы). Завершение исполнения бюджета. Отчетность об исполнении бюджетов, его методология. Механизм составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета. Государственный и муниципальный контроль за исп­олнением бюджетов.
 Вопросы:
 1. Что такое бюджетный процесс и каковы его стадии?
 2. Какой период времени охватывает каждая стадия бюджетного процесса?
 3. Каких участников бюджетного процесса Вы знаете?
 4. Каковы полномочия органов исполнительной власти в бюджетном процессе?
 5. Какие сведения необходимы для составления проектов бюджетов?
 6. Какие этапы включает в себя стадия составления федерального бюджета?
 7. Каков порядок рассмотрения и утверждения Федерального закона «О федеральном бюджете РФ»?
 8. В чем проявляется сущность казначейского исполнения бюджетов?
 9. Кто относится к распорядителям и получателям бюджетных средств?
 10. Каковы сроки завершения исполнения федерального бюджета?
 11. Какова компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ по осуществлению финансового контроля за использованием бю­джетных ассигнований?
 12. Как юридически оформляется и готовится отчет об исполнении фе­дерального бюджета?
 Задания:
 1. Проанализируйте стадии бюджетного процесса и на этой основе ука­жите основные временные характеристики каждой стадии.
 2. Схематично отобразите систему органов, обладающих бюджетными полномочиями.
 3. Участниками бюджетного процесса являются главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюд­жетных средств. Определите, кто относится к указанным участникам бюд­жетного процесса, а также раскройте их основные права и укажите разли­чия, существующие между ними.
 4. Раскройте, что включает в себя бюджетное послание Правительства РФ и бюджетное послание Президента РФ, элементами какой стадии бюд­жетного процесса они являются.
 5. Существует определенный порядок составления проектов бюджетов. Определите, правильно ли названы некоторые параметры составления про­екта федерального бюджета:
 - составление начинается за 10 месяцев до начала очередного финансо­вого года;
 - порядок и сроки составления федерального бюджета определяет Государственная Дума;
 - формирование федерального бюджета происходит на основе плана-прогноза, составляемого Правительством РФ;
 - с 15.06 по 15.09 Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития страны на очередной финансовый год
 6. Проект федерального закона РФ о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он представлен в Государственную Думу до 24 часов 15 августа текущего года.
 Укажите, в скольких чтениях рассматривается проект федерального бю­джета Государственной Думой, и назовите предмет и временные параметры каждого чтения.
 7. Раскрывая этап бюджетного процесса — исполнение бюджета — дайте характеристику следующим понятиям:
 — сводная бюджетная роспись;
 — лицевые счета бюджетных средств;
 — смета доходов и расходов.
 8. Перечислите состав органов законодательной и исполнительной власти, осуществляющих финансовый контроль за использованием бюджетных средств, раскройте полномочия Федерального казначейства РФ в этой области.
 9. Опишите технологию составления городского бюджета. Составьте бю­джет города.
 Задачи:
 1. Государственное предприятие «Автошина», состоящее на сметно-бюджетном финансировании, в течение 2,5 месяцев не получало денежные средства из федерального бюджета. В связи с этим руководитель предприя­тия Храпов распорядился часть (1/3) оставшихся бюджетных средств разме­стить на депозите в Банке «Слон», другую часть (1/3) отдать в доверительное управление ОАО «Терек», рассчитывая, что из полученных доходов от ис­пользования бюджетных средств можно будет выплатить заработную плату сотрудникам предприятия.
 Оцените правомерность действий руководителя предприятия.
 2. Главное управление военного бюджета и финансирования Министер­ства обороны Российской Федерации (ГУВБиФ) уведомило о выделенных бюджетных ассигнованиях соответствующим документом распорядителей бюджетных ассигнований и получателей по видам Вооруженных Сил в тече­ние 30 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 1998 год. В ходе проверки, проводимой Федеральным казначей­ством Российской Федерации, на начальника ГУВБиФа был наложен штраф, вынесено предупреждение за нарушение бюджетного процесса.
 Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Правомерны ли решения Фе­дерального казначейства Российской Федерации?
 3. Студент Баскаков в контрольной работе отметил, что «работа над со­ставлением проекта федерального бюджета организуется Министерством финансов Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации в начале апреля предшествующего года».
 Найдите неточности. Дайте свой ответ со ссылкой на нормативные правовые акты.
 4. Главы трех районных администраций Иркутской области выступили с предложением предусмотреть в областном бюджете области на предстоящий год создание фонда поддержки горнодобывающей отрасли. В целях аккуму­лирования денежных средств было предложено 10% дотаций и 12% субвен­ций из федерального бюджета направлять на формирование указанного фонда.
 Проанализируйте это предложение. Укажите несоответствия бюд­жетному законодательству, содержащиеся в нем.
 5. Законодательное Собрание Кемеровской области постановило: «в связи с непринятием областного бюджета области на текущий год с 1.01.99 г. осуще­ствлять финансирование по расходным статьям бюджета, исходя из фактиче­ских объемов финансирования в соответствующих месяцах 1998 года».
 Оцените указанное постановление с юридической точки зрения. Обос­нуйте свое мнение ссылками на бюджетное законодательство.
 6. Студент Меркулов при ответе на вопрос преподавателя указал, что ос­новными стадиями бюджетного процесса в Российской Федерации являются:
 - составление бюджетного послания Президента;
 - рассмотрение бюджета;
 - утверждение бюджета;
 - исполнение бюджета;
 - заключение бюджета;
 - составление отчета об исполнении бюджета.
 Какие неточности и ошибки допустил при ответе Меркулов?
 7. Студент Левин, раскрывая полномочия Федерального казначейства РФ, отметил, что, входя в систему федеральных органов исполнительной власти на правах министерства, Федеральное казначейство подчиняется Президенту РФ и выполняет задачи по исполнению доходной и расходной части федерального бюджета Российской Федерации исходя из принципа единства кассы.
 Все ли правильно в ответе Левина? Выскажите свою точку зрения, со­славшись при этом на нормативные источники.
 8. На практическом занятии по финансовому праву студент Марков, рас­крывая порядок рассмотрения и утверждения проекта закона о федеральном бюджете, сказал, что принятый Государственной Думой Федеральный закон в течение 10 дней со дня принятия передается в Совет Федерации, который, в свою очередь, рассматривает его в течение 15 дней. Совет Федерации в тече­ние 5 дней со дня одобрения направляет его Президенту РФ для подписания.
 Дайте анализ сказанному Марковым. Определите, с какого времени вступает в силу Закон о федеральном бюджете.
 Нормативные правовые акты по теме:
 Основные:
 Конституция Российской Федерации. М., 1993.
 Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3823.
 Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устрой­ства и бюджетного процесса в РСФСР»* (с изм. и доп.) // ВВС РФ. 1991. № 46. Ст. 1543; 1992. № 4. Ст. 136; № 12. Ст. 605; СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2929; 1995. № 31. Ст. 2989, 1996. № 29. Ст. 3454.
 Закон РФ от 15 июля 1992 г. № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным окру­гам, городам Москве и Санкт-Петербургу»* // ВВС РФ. 1992. № 34. Ст. 1972.
 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506, 1996. № 17. Ст. 1917; №49. Ст. 5500, 1997. № 12. Ст. 1378.
 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классифика­ции Российской Федерации» (в ред. от 26.03 98 г.) // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4030, 1998. №10. Ст. 1144, № 13. Ст. 1462.
 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 111-фЗ «О порядке внесения, рассмо­трения и принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет» // СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3583.
 Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997. №39.Ст. 4464.
 Федеральный закон от 23 июля 1998 г. № 121-ФЗ «О порядке внесения, рассмо­трения и принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет» // СЗ РФ. 1998. №30. Ст. 3617.
 Федеральный закон от 28 октября 1998 г. № 163-ФЗ «О порядке финансирова­ния государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Фе­дерации осуществляется за счет средств федерального бюджета» // СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5393.
 Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ «О Бюджете развития Рос­сийской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5856.
 Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 2-ФЗ «О бюджете Фонда социально­го страхования Российской Федерации на 1997 год» // РГ. 1999. 6 января.
 Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1093.
 Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки госу­дарственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2666.
 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 1999 г. № 336 «Об образовании комиссии Правительства Российской Федерации по совер­шенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюдже­та»//СЗ РФ. 1999. №16. Ст. 1991.
 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 378 «Об оперативном управлении Бюджетом развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №15. Ст. 1826.
 
 * С введением в действие БК РФ с 1 января 2000 г данные законы утрачивают силу
 
 Дополнительные:
 Постановление Правительства РФ от 15 марта 1999 г. № 292 «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2000 год и проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год», параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2002 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2002 года» // СЗ РФ. 1999. № 13.
 Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 1997 г. № 1082 «Об утверждении графика мероприятий по переходу на казначейское исполнение федерального бю­джета»//СЗ РФ. 1998. №34. 4197.
 Письмо Минфина РФ от 2 декабря 1997 г. № 3-10-7/39 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1082 «О мерах по уско­рению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1998. №8.
 Письмо Минфина РФ, Госналогслужбы РФ и ЦБ РФ от 29 января 1998 г. «О поряд­ке заполнения платежных поручений на перечисление таможенных платежей в феде­ральный бюджет по видам платежей»//Вестник Банка России. 1998. №7.
 Телеграмма ЦБР от 30 сентября 1997 г. № 82-97 «О реализации постановления Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1082 «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» // Вестник Банка России. 1997. №64.
 Учебная и монографическая литература:
 Основная:
 Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова и др. М.; Перспекти­ва, 1998.
 Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учеб­ник. М., 1995.
 Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М., 1997.
 Финансовое право: Учебник/ Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. М.,1996.
 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1997.
 Финансово-кредитный словарь. М., 1984-1987. Т. 1-3.
 Юридический энциклопедический словарь, 2-е изд., доп. М., 1987.
 Дополнительная:
 Анисимов А., Крылов Т. Бюджетный закон - ось бюджетного процесса // Хозяй­ство и право.1993. № 6.
 Анисимов А., Крылов Т. Основные принципы бюджетного процесса // Хозяйство и право, 1993. № 12.
 Артюхин Р. Целевой характер федеральных бюджетных средств // ФГ. 1996. № 24.
 Артюхин Р. Бюджетная классификация Российской Федерации // ФГ. Региональ­ный выпуск. 1996. №39.
 Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская, Т.Е. Косарева, Л.А. Юрипова. М.: «Инфра-М», 1998.
 Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы, комментарии. М.: Новый Юрист, 1999.
 Косырев Б.А. Государственные внебюджетные фонды. М., 1997.
 Лубяной А. И. Закон о субвенциях // Финансы. 1992. № 10.
 Матеюк В.И. Региональные бюджеты: Совершенствование процесса // Финансы. 1993. №12.
 Павлов В.А. Бюджетный процесс - явление финансовое или политическое// Экономика и жизнь. 1994. № 5.
 Пискотин К. И. Советское бюджетное право. М.: Юрид. лит., 1971.
 У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина; Сост. А.А. Ялбулганов. М.: Статут, 1998.
 Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. М.,1993.
 Финансовая система СССР. Том 1. Бюджетное законодательство. М.: Финансы, 1977.
 Тема 9. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
 Основания ответственности за нарушение бюджетно­го законодательства.
 Понятие нарушения бюджетного законодательства.
 Виды нарушений и виды ответственности за них.
 Принуждение в сфере бюджетного законодательства. Меры принуждения и основания их применения. Полно­мочия органов Федерального казначейства в области применения мер принуждения. Списания бюджетных средств: с лицевых счетов получателей бюджетных средств; со счетов бюджетов субъектов РФ и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов; с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения.
 Особенности списания бюджетных средств со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения.
 Порядок обжалования неправомерных действий орга­нов и должностных лиц Федерального казначейства.
 Вопросы:
 1. Что понимается под нарушением бюджетного законодательства?
 2. Какие виды нарушений бюджетного законодательства Вы знаете?
 3. Какие нормативные правовые акты регулируют ответственность участ­ников бюджетных отношений?
 4. Какие меры принуждения применяются к нарушителям бюджетного законодательства?
 5. По каким основаниям применяются меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства?
 6. Какими полномочиями обладают органы Федерального казначейства РФ в области применения мер принуждения?
 7. Какие виды ответственности за нарушения бюджетного законодатель­ства Вы знаете, в чем заключается их особенность?
 8. Может ли одновременно одно деяние быть бюджетным и администра­тивным правонарушением?
 9. Какие суммы штрафов установлены и налагаются на нарушителей бю­джетного законодательства?
 Задания:
 1. Проанализируйте, в чем состоит отличие мер предупреждения и пре­сечения от мер ответственности за нарушение бюджетного законодательст­ва. Приведите примеры.
 2. Найдите по два состава нарушений бюджетного законодательства, за которые предусмотрена финансовая, административная и уголовная ответ­ственность. Определите, в чем заключается разница в мере ответственности на примере приведенных Вами составов правонарушений?
 3. В каких случаях и в каких размерах происходит списание бюджетных средств:
 - со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения;
 - со счетов бюджетов субъектов РФ и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов;
 - с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжений.
 4. Проанализируйте существующие проблемы квалификации преступле­ний в сфере бюджетного законодательства.
 5. Определите, по каким основаниям может нести дисциплинарную от­ветственность участник бюджетных правоотношений за нарушение бюджет­ного законодательства.
 6. На основании действующего бюджетного законодательства определи­те, с кого и в каких суммах взыскивается штраф и пени, что является осно­ванием применения данных мер ответственности за бюджетные правонару­шения.
 7. Руководитель бюджетного учреждения решил обжаловать неправомер­ные действия должностного лица территориального управления Федерально­го казначейства по факту приостановления операций по счетам учреждения. Объясните, в каком порядке должен обжаловать действия должностного лица руководитель учреждения?
 Задачи:
 1. Филиал АКБ «Сбербанк» несвоевременно, с превышением срока на 10 дней, исполнил платежные документы бюджетного учреждения ЗАО «Ве­тер» о перечислении на его текущий счет бюджетных средств на выплату зарплаты. За это руководителем органа Федерального казначейства с управ­ляющего филиалом был взыскан административный штраф, а с кредитной организации взыскана пеня в размере одной четырехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
 Дайте анализ правомерности действии органа Федерального казначей­ства в отношении филиала АКБ «Сбербанк» и его управляющего. Опре­делите сумму штрафа, который согласно КоАП РСФСР может быть наложен на управляющего «Сбербанком».
 2. В ч. 4 гл. 28 Бюджетного кодекса РФ указываются составы нарушений бюджетного законодательства и практически за каждое нарушение предус­мотрена административная ответственность должностных лиц в соответст­вии с КоАП РСФСР.
 Попробуйте определить, в какой сумме и кем будет наложен штраф за
 нарушение бюджетного законодательства.
 3. При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности го­сударственного унитарного предприятия «Нижнетагильский автозавод» ор­ганом Федерального казначейства Российской Федерации было вскрыто не­целевое использование предприятием средств федерального бюджета, предоставленных на приобретение новой технологической линии, но израс­ходованных на приобретение квартир работникам автозавода. К предприя­тию были применены финансово-правовые санкции взыскан штраф в раз­мере тройной действующей учетной ставки ЦБ РФ.
 Соответствует ли действующему бюджетному законодательству на­ложенное взыскание? Предложите свой вариант разрешения ситуации.
 4. Генеральный директор Верхне-Ямского азотно-тукового завода при­казал 28.03.99 г. выплатить работникам предприятия заработную плату в раз­мере 25% от начисленной за январь 1999 г., использовав для этого средства, выделенные из федерального бюджета для модернизации производства. 20.04.99 г., по получении средств на заработную плату, сумма ранее отвле­ченных целевых бюджетных средств была возвращена и полностью исполь­зована по целевому назначению. Контролирующий орган тем не менее взы­скал с предприятия сумму нецелевого использования, а также наложил штраф в размере двойной действующей в период совершения нарушения учетной ставки ЦБ РФ.
 Правомерны ли действия контролирующего органа? Должно ли вообще быть наложено взыскание? Если да, то какое?
 5. Директор Образовательного муниципального учреждения «Подлипковский лицей» принял решение о приобретении акций кафе-столовой АО «Солнышко» с тем, чтобы иметь возможность обеспечивать обучающихся питанием по льготным расценкам. Для осуществления этой операции он на­меревался использовать средства, получаемые из местного бюджета.
 Оцените с правовой точки зрения последствия, которые могут насту­пить при осуществлении указанного решения. Имеется ли у директора ОМУ возможность приобрести акции АО? Дайте квалифицированный ответ.
 6. Глава администрации г. Восточный распорядился о выплате из средств, полученных из вышестоящего бюджета на нужды образования, ма­териальной помощи 52 семьям, проживавшим в обрушившемся в результате паводка доме и оставшимся без крова. Решением органа Федерального каз­начейства Российской Федерации сумма израсходованных бюджетных средств была взыскана в бесспорном порядке, а финансирование из выше­стоящего бюджета приостановлено.
 Оцените законность действий участников возникших правоотношений. Подскажите правильный выход из данной ситуации.
 7. АО «Феникс» обратилось в арбитражный суд с иском о возврате из бю­джета списанных в бесспорном порядке недоимок по НДС. Оспаривая дей­ствия налоговой инспекции, АО сослалось на то, что соответствующие сум­мы налоговых платежей уже были перечислены им самостоятельно в бюджет ранее.
 Дайте юридическую оценку всех возможных вариантов разрешения ука­занной ситуации.
 Нормативные правовые акты по теме:
 Конституция Российской Федерации. М., 1993.
 Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
 Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устрой­ства и бюджетного процесса в РСФСР»* (с изм. и доп.) // ВВС РФ. 1991. № 46. Ст. 1543; 1992. №4. Ст. 136; № 12. Ст. 605; СЗ РФ. 1994. №28. Ст. 2929; 1995. №31. Ст. 2989; 1996. №29. Ст. 3454.
 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378.
 Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 226 «О мерах по укреплению фи­нансовой дисциплины при исполнении федерального бюджета» // СЗ РФ. 1995. №10. Ст.861.
 Указ Президента РФ от 12 мая 1997 г. № 477 «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета» // СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2235.
 Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 554 «О мерах по укреплению финансо­вой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федера­ции» // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2145.
 Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. № 97 «О межведомст­венном совете по государственному финансовому контролю, обеспечению своевре­менности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет» // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 586; № 15. Ст. 1646; № 44. Ст. 5027.
 Постановление Правительства РФ от 27 августа 1997 г. № 1082 «О мерах по ус­корению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» //
 СЗРФ. 1997. №36. Ст. 4170.
 Постановление Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1082 «О мерах по ус­корению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» //
 СЗ РФ. 1997. № 36. Ст. 4170; № 44. Ст. 5076.
 Постановление Правительства РФ от 12 мая 1998 г. № 438 «О мерах по укреп­лению финансовой дисциплины» // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2154.
 Положение о Федеральном казначействе РФ. Утв. Постановлением Совета Ми­нистров - Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 // САПП РФ. 1993. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 681; 1997. № 5. Ст. 696.
 Положение о Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики. Утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 935 // СЗ РФ. 1998. № 34. Ст. 4085; 1998. № 48. Ст. 5951; 1999. № 7. Ст. 938.
 График мероприятий по переходу на казначейское исполнение федерального бюджета. Утв. распоряжением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 970-р// СЗ
 РФ 1998. № 34. Ст. 4197; № 41. Ст. 5069.
 Письмо Минфина РФ и ЦБР от 5 мая 1997 г. № 433а, 11 апреля 1997 г. № 36н, «О порядке расчетно-кассового обслуживания счетов органов федерального казна­чейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лице­вые счета, открытые им в органах федерального казначейства» // БНА. 1997. № 12.
 
 * С введением в действие БК РФ с 1 января 2000 г. данные законы утрачивают силу.
 
 Учебная и монографическая литература:
 Основная:
 Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учеб­ник. М.,1995.
 Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М., 1997.
 Кучеров И.И. Налоговые преступления. М., ЮрИнфор: 1997.
 Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. М.,1996.
 Финансовое право: Учебник/ Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1997.
 Финансово-кредитный словарь. М., 1984-1987. Т.1-3.
 Юридический энциклопедический словарь, 2-е изд., доп. М., 1987.
 Дополнительная:
 Анисимов А., Крылов Т. Бюджетный закон - ось бюджетного процесса // Хозяй­ство и право. 1993. № 6.
 Артюхин Р. Целевой характер федеральных бюджетных средств // ФГ. 1996. № 24.
 Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская, Т.Е. Косарева, Л.А. Юрипова. М.: «Инфра-М», 1998.
 Косырев Б.А. Государственные внебюджетные фонды. М., 1997.
 Лубяной А. И. Закон о субвенциях // Финансы. 1992. № 10.
 Матеюк В.И. Региональные бюджеты: Совершенствование процесса // Финансы. 1993. № 12.
 Пискотин К. И. Советское бюджетное право. М.: Юрид. лит., 1971.
 У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина; Сост. А.А. Ялбулганов. М.: Статут, 1998.
 Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под. ред. В.М. Родионовой. М.,1993.
 Финансовая система СССР. Том 1. Бюджетное законодательство. М.: Финансы, 1977.
 Худяков А.И. Бюджетное право: предмет, методы и система // Известия АН Ка­захской ССР. Сер. обществ. наук. 1989. № 2.
 Тема 10. Понятие и система доходов государства, их правовое регулирование
 Понятие и система государственных доходов по рос­сийскому законодательству. Классификация государ­ственных доходов.
 Налоговые доходы государства: федеральные, реги­ональные и местные налоги и сборы, пени и штрафы. Неналоговые доходы государства: доходы от ис­пользования имущества, находящегося в государст­венной или муниципальной собственности; доходы от продажи или иного возмездного отчуждения иму­щества, находящегося в государственной или муни­ципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, ме­стного самоуправления, а также бюджетными учреж­дениями; средства, полученные в результате приме­нения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; доходы в виде финан­совой помощи и бюджетных ссуд, полученных от других уровней бюджетной системы РФ; средства го­сударственного кредита и страхования; доходы госу­дарственных внебюджетных фондов и иные. Отли­чия налоговых и неналоговых доходов.
 Вопросы:
 1. Что такое государственные доходы и какова их система?
 2. Что составляет правовую основу государственных доходов в РФ?
 3. По каким основаниям может быть осуществлена классификация госу­дарственных доходов?
 4. Чем различаются между собой налоговые и неналоговые доходы госу­дарства?
 5. Какие виды поступлений денежных средств зачисляются в состав госу­дарственных (муниципальных) доходов на добровольной основе?
 6. Какие виды поступлений денежных средств в составе государственных (муниципальных) доходов являются обязательными платежами?
 7. Что такое безвозмездные перечисления и регулирующие доходы?
 8. Какие органы государственной власти формируют систему доходов го­сударства?
 9. Могут ли заемные средства формировать доходы государства?
 Задания:
 1. Перечислите доходы, поступающие от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Раскройте различия между этими вида­ми доходов.
 2. Назовите виды налоговых и неналоговых федеральных доходов, при­ведите примеры по каждому из видов.
 3. Раскройте полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по формированию государст­венных доходов.
 4. Объясните, что представляют собой доходы внебюджетных и целевых бюджетных фондов. Формируют ли они систему доходов государства?
 5. Объясните, в каких случаях, в каких пределах и на какой срок могут пе­редаваться федеральные доходы для формирования доходов других уровней.
 6. Дайте правовую характеристику средств, полученных в результате применения мер административной и уголовной ответственности, а также порядок их зачисления в доходы различных уровней.
 7. Укажите, по каким нормативам и в каком объеме формирует феде­ральные доходы ЦБ РФ (Банк России).
 8. Существуют ли различия между штрафами, как составной частью на­логовых доходов, и административными штрафами, как составляющей не­налоговых доходов? Приведите примеры.
 9. Дайте определения следующим понятиям: «централизованные госу­дарственные доходы» и «децентрализованные государственные доходы». Раскройте их содержание.
 Задачи:
 1. Глава администрации Ивановской области издал распоряжение, где указал, что органы ГИБДД Ивановской области и их должностные лица, принявшие решение о наложении штрафа в качестве меры административ­ной ответственности, должны 50% этих денежных средств зачислять в бюд­жет Ивановской области и 50% - в местные бюджеты, а суммы конфиска­ций — полностью в бюджет области.
 Дайте юридический анализ данного распоряжения.
 2. В средней школе № 2 г. Бугрова на базе учебно-производственного комбината было организовано производство по изготовлению мягкой иг­рушки, а в столярной мастерской - полумягких стульев. Доходы от продажи продукции поступали на расчетный счет, отчислений с них в местный бюд­жет не делалось. В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности школы директору было указано на нарушение - сокрытие части дохода от предпринимательской деятельности, которая должна перечисляться в мест­ный бюджет, а также наложен административный штраф.
 Дайте анализ сложившейся ситуации. Оцените правомерность дейст­вий инспектировавшего органа местного самоуправления в отношении общеобразовательного муниципального учреждения.
 3. Народное собрание г. Тихая Заводь приняло постановление о введе­нии на территории города налога на перепродажу автомобилей, вычисли­тельной техники, персональных компьютеров и комплектующих к ним.
 Правомерно ли решение местного органа власти? Если нет, то в какой части ?
 4. Курганской областной Думой принят Закон «О делегировании орга­нам местного самоуправления полномочий на введение дополнительных льгот по уплате госпошлины», который подписан главой администрации Курганской области. Этим Законом предоставлено право органам местного самоуправления в установленном порядке принимать решения о введении дополнительных льгот по уплате государственной пошлины для отдельных плательщиков в части средств, поступающих в местные бюджеты. Прокурор Курганской области обратился в суд с заявлением об отмене Закона, приня­того Курганской областной Думой, как противоречащего Конституции РФ и Федеральному закону от 31 декабря 1995 г. «О внесении изменений и допол­нений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине».
 Оцените юридическую основательность позиций каждой из сторон. Вы­скажите свою точку зрения по данному вопросу, основываясь на нормах финансового права.
 5. Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания «О внесении изменений и дополнений в постановление Алтайского краево­го Законодательного Собрания «О проекте бюджета Государственного фон­да занятости населения Алтайского края на 1998 год и ходе его исполнения за 1997 год» п. 5 изложен в следующей редакции: «Средства Государственно­го фонда занятости населения, формируемые в городах и районах края, цен­трализуются в полном объеме на краевом уровне. Комитету занятости насе­ления края обеспечить своевременное перераспределение централизуемых средств по районам и городам согласно гарантированным статьям утверж­денного бюджета Государственного фонда занятости населения края на 1998 год». Считая названное постановление противоречащим федеральному законодательству, глава администрации г. Барнаула Алтайского края обра­тился в суд с заявлением о признании его недействительным.
 Проведите юридическую экспертизу фрагмента постановления. Выска­жите свое мнение о соответствии его положений финансово-правовым нормам.
 6. Постановлением Ставропольского краевого Законодательного Собра­ния принят Закон Ставропольского края «О налоге для финансовой под­держки агропромышленного комплекса края», в соответствии с которым на юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предпри­ятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет и обязан­ные в соответствии с законодательством Российской Федерации уплачивать налог, установлен налог для финансовой поддержки агропромышленного комплекса (АПК) края в размере 1,5% от объема реализованной продукции, работ и услуг и 0,05% от объема розничного и оптового товарооборота пред­приятий потребительской кооперации, товарооборота предприятий с фик­сированной торговой надбавкой. Акционерное общество (АО) «Ставрополь-фрукт» обратилось в суд с заявлением о признании недействительными названных постановления и Закона Ставропольского края, поскольку они приняты Законодательным Собранием края с превышением своих полномо­чий и в нарушение налогового законодательства РФ, предусматривающего исчерпывающий перечень налогов и сборов, устанавливаемых органами го­сударственной власти краев и областей.
 Каково Ваше мнение по данному вопросу? Аргументируйте позицию ссылками на источники налогового права.
 7. Белгородская областная Дума приняла Закон «О регулировании рас­пространения и рекламе эротической продукции на территории Белгород­ской области», который был подписан главой администрации Белгородской области. Статьей 8 указанного Закона установлена административная ответ­ственность юридических и физических лиц за несоблюдение предусмотрен­ных данным актом положений в виде штрафа в размере от 50 до 500 мини­мальных размеров оплаты труда. Прокурор области обратился в суд с заявлением о признании принятого нормативного акта незаконным.
 В какой части указанный нормативный акт может быть признан не­законным ? Сошлитесь на норму административного права.
 Нормативные правовые акты по теме:
 Конституция Российской Федерации. М., 1993.
 Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31.
 Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3824.
 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Рос­сийской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1108; № 35. Ст. 3655; 1997. № 30. Ст. 3593; № 31. Ст. 3816; 1998. № 31. Ст. 3825, 3827, 3828; № 43. Ст. 5213; № 47. Ст. 5705; 1999. № 1. Ст. 1; № 7. Ст. 879.
 Федеральный закон от 24 февраля 1995 г. № 31-ФЗ «О некоторых вопросах пре­доставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» // СЗ РФ. 1995. №11. Ст. 942.
 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996 № 17. Ст. 1917, № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378.
 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классифика­ции Российской Федерации» (в ред. от 26.03.98 г.) // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4030, 1998. № 10. Ст. 1144; № 13. Ст. 1462.
 Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.
 Федеральный закон от 29 декабря 1998 г № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» // СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 1.
 Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 2-ФЗ «О бюджете Фонда социально­го страхования Российской Федерации на 1997 год» // РГ. 1999. 6 января.
 Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1093.
 Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 554 «О мерах по укреплению финансо­вой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федера­ции» // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2145.
 Постановление Правительства РФ от 12 мая 1998 г. № 438 «О мерах по укреп­лению финансовой дисциплины» // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2154.
 Дополнительные:
 Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г. // Документы ООН М ,1987. С. 237-289.
 Учебная и монографическая литература:
 У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина; Сост. А.А. Ялбулганов. М. Статут, 1998.
 Финансовое право: Учебник/Под ред. проф. О.Н Горбуновой. М., 1996.
 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1997.
 Финансы / В М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. М.,1993.
 Тема 11. Общие положения налогового права РФ
 Налоги и сборы, понятие, роль в современных усло­виях. Принципы налогообложения. Система налогов и сборов в РФ. Виды налогов и сборов, их общая ха­рактеристика и условия установления.
 Понятие, предмет и источники налогового права. Спе­цифика норм налогового права. Налоговые правоотно­шения, их классификация и особенности. Участники на­логовых правоотношений.
 Понятие и правовое значение элементов налогообло­жения (закона о налоге): субъект налогообложения (плательщик); объект налогообложения; налоговая ба­за; налоговый период; налоговая ставка; порядок ис­числения налога; порядок и сроки уплаты налога; нало­говые льготы.
 Вопросы:
 1. Что представляют собой налог и сбор, каковы юридические признаки, свойственные им?
 2. Каковы принципы налогообложения?
 3. Что понимается в Российском законодательстве под системой налогов и сборов в РФ?
 4. Каким образом можно классифицировать налоги по различным осно­ваниям?
 5. Какие виды налогов и сборов Вы знаете?
 6. Что понимается под налоговым правом?
 7. В чем проявляется специфика норм налогового права?
 8. Что входит в состав налоговых правоотношений, каковы их особенности?
 9. Кто может выступать в качестве участников налоговых правоотношений?
 10. Каковы основные элементы налогообложения (закона о налоге)?
 Задания:
 1. Понятия «налог» и «сбор» являются основополагающими понятиями законодательства о налогах и сборах. На основе анализа их признаков ука­жите их основные отличия, а также определите, на основании каких статей Конституции РФ строится их разграничение.
 2. Есть ли, по Вашему мнению, разница между понятиями «субъекты на­логовых отношений» и «участники налоговых отношений»? Дайте ответ, опираясь на статьи части первой Налогового кодекса РФ.
 3. На основе действующего законодательства расскажите, какие измене­ния произошли в налоговой системе РФ, какие виды налогов установлены в РФ в последнее время. Как Вы считаете, могут ли субъекты РФ и органы ме­стного самоуправления самостоятельно устанавливать налоги и сборы? Если могут, то раскройте порядок установления.

<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу