<< Пред. стр. 12 (из 17) След. >>
Глава 14 > Как получить преимуществу над противоположным поломВ следующем разделе вы узнаете несколько несложных способов, которые могут помочь мужчине существенно улучшить свои отношения с женщиной, а женщине - с мужчиной. Я выбрала всего несколько способов для каждого из полов и обратила внимание именно на те различия, которые ведут к самым распространенным недопониманиям.
Заметьте, что я не пытаюсь превратить мужчин в женщин и наоборот. Я просто говорю вам о том, что вы можете сделать для улучшения вашего стиля общения, когда вы сочтете это нужным. Конечно, это лишь советы, но будьте уверены, что, последовав им, вы вдруг увидите поразительные и моментальные результаты.
Как стоит поступать мужчинам
1. Перестаньте отдавать приказания. Обратитесь с просьбой.
2. Всегда говорите "пожалуйста" и "спасибо", когда обращаетесь с просьбой. Как можно чаще говорите волшебные слова.
3. Больше используйте глаголы, называющие психологическое состояние, чтобы объяснить ваши чувства.
4. Не стесняйтесь попросить о помощи, когда необходимо.
5. Перестаньте острить и забудьте про сарказм.
6. Не перебивайте.
7. Не занимайте физически так много пространства.
8. Добавьте энтузиазма в свой голос. Не оставляйте свои эмоции плестись где-то в хвосте. Вместо этого выставляйте их напоказ при помощи интонации.
9. Не читайте лекции: пусть у вас будет не монолог, а диалог.
10. Смотрите человеку в лицо, когда говорите с ним.
11. Больше пользуйтесь описательными прилагательными.
12. Не хмурьтесь, когда слушаете кого-то.
13. Проявляйте больше эмоций, когда слушаете или говорите.
14. Будьте более открыты: не отвечайте односложно.
15. Не меняйте в середине разговора тему, выбранную женщиной.
16. Перестаньте суетиться и раскачиваться.
17. Больше рассказывайте личного о себе.
18. Не показывайте пальцем на людей, когда говорите с ними, особенно если вы хотите что-то доказать.
19. Извинитесь немедленно, если вы что-то сделали не так.
Советы, как постоять за себя
Чтобы подробней узнать о 105 различиях между мужчиной и женщиной и женской технике общения, а также выяснить, как себя вести и что говорить на публичных мероприятиях, на работе и даже в моменты интимной близости, читайте "Как достичь взаимопонимания между мужчиной и женщиной" (Астрель, 2004), автор - Лиллиан Гласе, доктор философии.
191
Часть 4 > Вербальная война с различными людьми...
Как стоит поступать женщинам
1. Переходите прямо к сути: перестаньте ходить вокруг да около.
2. Ни в коем случае никогда не плачьте в рабочей обстановке, когда вы расстроены.
3. Никогда не произносите повествовательное предложение с вопросительной интонацией и не делайте из утверждения вопрос.
4. Никогда не сопоставляйте свой опыт или проблемы. Вместо этого слушайте и проявляйте заинтересованность.
5. Не говорите слишком высоким голосом, говорите громче.
6. Не держите ни на кого зла.
7. Не извиняйтесь, если не сделали ничего плохого.
8. Не обвиняйте, а то проиграете! Лучше попросите!
9. Подумайте о том, что вы скажете, и о том, что говорите. Следите за своей речью и не говорите первое, что взбредет в голову.
10. Не кивайте головой (будто соглашаетесь) просто из вежливости, когда на самом деле вы не согласны или вам неинтересно.
11. Занимайте больше пространства физически и больше двигайтесь, когда говорите.
12. Живите настоящим. Не вспоминайте о прошлом, когда начинаете спорить.
13. Говорите о том, что вас беспокоит. Все-таки ваш собеседник вряд ли умеет читать ваши мысли. Вам нужно ясно сказать, что вас волнует, и перестать играть в "угадайку" с ним.
14. Меньше личного рассказывайте о себе.
15. Будьте более "открыты" для "мужского юмора". Даже если вы его не очень понимаете, не игнорируйте его совсем и не наказывайте мужчин за это.
16. В разговоре чаще поднимайте темы, интересующие с мужчин.
17. Делайте меньше неопределенных утверждений, которые за вас говорят: "я не уверена", "может быть".
постарайтесь не воспринимать отказ слишком близко к сердцу. Пусть это не задевает чувство вашего достоинства, уверенность в себе и не влияет на ваше дальнейшее поведение.
19. Говорите более спокойным тоном, чтобы людям не казалось, что вы себя не контролируете эмоционально.
20. Постарайтесь не хихикать и не смеяться все время, особенно если вы нервничаете или чувствуете себя неуютно.
Сохраните себе нервы!
Если вы будете следовать этим советам, то вам они помогут во всех сферах вашей дея-
18. Как бы сложно это ни было,
Советы, как постоять за себя
Когда вы пытаетесь выразить симпатию, сопоставляя свой личный опыт с опытом вашего собеседника, скорее всего он решит, что с вашей стороны это попытка сравнения. Лучше просто выслушайте его.
192
Глава 14 > Как получить преимущество над противоположным полом
тельности, в которых необходимо общаться с противоположным полом, - от офиса до спальни. Иногда, когда вы осознаете эти различия, то больше не расстраиваетесь, не злитесь, не обижаетесь и не путаетесь в том, что вам говорят. Вы просто отдаете себе отчет в том, что это ^мужская речь" или "женская речь". Вы можете что-то предпринять по этомуповоду, а можете ничего не делать. Основная мысль данной главы закликается в том, что знание этих различий заставит вас посмеяться, понимающр улыбнуться или покачать головой. Ведь теперь вы знаете, что сказанное противоположным полом не обязательно имеет негативный смысл или направлено на то, чтобы разозлить вас, напугать или задеть ваши чувства.
Поэтому и вам нечего злиться, плакать, печалиться и горевать, делать безосновательные выводы! Если вы учтете все то, о чем прочитали в этой главе, касающееся противоположного пола, вы сэкономите очень много своих нервов!
Виньетка
Согласно недавнему социологическому опросу, из 911 взрослых людей только 20% всех женщин признали, что их лучший друг - мужчина. В то время как 18% мужчин сказали, что их лучший друг - женщина. Возможно, после изучения этой главы возникнет больше понимания, улучшится общение между полами, и эта статистика увеличится.
Следует помнить, что...
> В том, как у мальчиков и девочек развиваются их навыки общения, играют роль генетика и внешние условия.
> Даже сегодня у нас существуют банальные правила относительно того, как должны себя вести мальчики и как девочки.
> Нет мужского мозга и нет женского мозга. Есть только один мозг, состоящий из двух полушарий. Левое полушарие отвечает за многие аспекты человеческого общения, а правое - за анализ и механические действия. Разница между двумя полушариями не связана с полом человека.
> Недопонимания между полами можно было бы избежать во многих случаях, если бы мы знали языки друг друга - "мужской" и "женский";
> В общем, мужской язык более прямолинеен, касается непосредственно сути и почти лишен всего, что связано с эмоциями и детальными описаниями.
> Женский язык более витиеватый и больше заполнен словами, выражающими эмоции, и обширными описаниями мест, событий и людей.
Глава 15
Кровь не всегда тяжелее воды!
В этой главе
> Тактики вербальной защиты против вербально агрессивных родителей
> Как совладать с вербально агрессивными братьями и сестрами
> Как говорить с подростками, как им отвечать
> Как развить в детях навыки общения, не обидные для окружающих
> Как общаться с младенцами, дошколятами и детьми постарше
Родственная связь с человеком - еще не повод терпеть его оскорбления. Вы можете возразить: "Ну, все же это моя мать (или отец)!" "Это же моя плоть и кровь!" Хотя это действительно так, но есть такие члены семьи, которые могут заставить вашу плоть распасться, а кровь закипеть. Даже если кто-то и является членом семьи, вам все равно нужно защищаться от его вербального яда. Как уже было сказано, вербальный яд может быть смертельно опасен! Но теперь вы знаете, как постоять за себя! Вы можете использовать разные техники для разных членов семьи - для кого что больше подойдет. Основная ваша цель - это установить гармонию и мир в отношениях с людьми, с которыми вы связаны родственными узами.
Защита против вербально агрессивных родителей
Когда родители оскорбляют вас, ваша первая реакция - сказать или сделать что-нибудь, чтобы остановить их. Но потом вы, возможно, взвесите все за и против и удержитесь от каких-либо действий, ведь все же они ваши родители.
194
Глава 15 > Кровь не всегда тяжелее воды
Хотя все религиозные учения призывают чтить отца и мать, очевидно, что некоторых из них и близко нельзя подпускать к детям. Такие родители физически и морально унижают своих детей, что может привести к тяжелым и непоправимым последствиям. Эти оскорбления не заканчиваются в детстве, а продолжаются и в подростковом возрасте, и даже во взрослой жизни.
Долгосрочные последствия
Вред может быть очень долгосрочным, я видела его разрушительные последствия у пациентов в моей частной практике. Ради справедливости, нужно сказать, что большинство не специально становятся вербальными террористами. Зачастую виновата наследственность: они были так воспитаны своими родителями, которых, в свою очередь, так воспитали их родители, и т. д. Иногда они смеются над детьми, даже не осознавая, что тем самым наносят огромный вред психике ребенка и надолго оставляют раны в его душе.
Самое правильное!
Самое распространенное преступление родителей - обвинительная критика и постоянное унижение детей. Причем иногда это делается абсолютно неосознанно, такое поведение становится нормой воспитания. Если это происходит с вами, то вам стоит применить технику лобовой атаки, описанную в главе 11, чтобы залечить ваши душевные раны. Нужно прямо сказать родителям, что они говорят очень обидные вещи и что вы были бы очень признательны, если бы они не "наседали" на вас все время. Большинство родителей реагируют на такой метод. Вам стоит повторять его не один раз. Вообще-то, вам нужно перестроить их. Старые привычки и способы общения тяжело изменить. Поэтому, если ваши родители делают одно и то же постоянно, не злитесь, а спокойно идите в "лобовую атаку". И чем чаще вы будете очерчивать границы допустимого, тем лучше ваша просьба будет усвоена ими.
Большинство родителей изводят вас не потому, что хотят навредить вам. Более того, они хотят всего самого лучшего для вас, и в сердце у них только ваши интересы. Но многие не знают, как выразить свои чувства. На то, чтобы установить границы допустимого и новые правила в отношениях, требуется много времени и терпения. Поэтому вместе с техникой лобовой
Г
Послушайте!
У меня были 70-, 80- и 90-летние клиенты, которые так и не смогли восполнить тот ущерб, который им был в детстве нанесен их вербально агрессивными родителями. Это лишнее доказательство моих слов: "Слова прилипают!"
195
Часть 4 > Вербальная война с различными людьми...
атаки попробуйте применить технику снятия напряжения. Эта техника состоит в том, чтобы дышать ртом в то время, как думаете о напряженной ситуации или вербально агрессивном человеке. Вы задерживаете дыхание на . пять секунд, а потом изо всех сил ВЫДЫХАЕТЕ воздух, не переставая думать об этом человеке. Ваша цель заключается в том, чтобы не дать родителям "нажать на те ваши кнопки", которые заставляют вас либо резко и грубо отвечать, либо настолько все в себе держать, что это причиняет вам страдания.
Если после прочтения этого раздела вы осознаете, что являетесь вербально агрессивным родителем, то немедленно прекратите вести себя подобным образом! Воспользуйтесь техникой дыхания, которую мы прошли ранее. Вдохните, задержите дыхание, а потом говорите. Эта техника поможет вам лучше контролировать свою речь, когда вы общаетесь с вашим ребенком. Эта техника - всего лишь начальная. В зависимости от того, к какому типу вербальных агрессоров относятся ваши родители, возможно, придется применить еще и другие подходы (об этом вы узнаете из следующих двух глав). Например, если ваши родители отказываются вас слушать, постоянно оскорбляют вас и даже применяют силу по отношению к вам, то у вас просто не останется выбора, кроме как воспользоваться стратегией отключения. Иногда она некоторое время работает. Ваше полное отключение от родителей может быть настолько для них болезненным, что в первый раз они, возможно, на самом деле увидят, как вы мучаетесь, и перестанут причинять вам страдания. В ином случае раны настолько глубоки и обида настолько велика, что вам лучше распрощаться навсегда!
Защита против вербально агрессивных братьев и сестер
Братья и сестры, наверное, причиняют друг другу больше душевных страданий, чем кто-либо еще. Причина этого кроется в том, что среди братьев и сестер часто присутствует элемент соперничества.
Виньетка
Согласно исследованиям, чем меньше разница в возрасте, тем чаще братья и сестры соперничают друг с другом. Они могут так поступать из-за родительской любви и тех вещей, которые им покупают. Соперничество может быть связано с какой-нибудь деятельностью или друзьями и даже из-за успехов в спортивных мероприятиях и в учебе.
196
Глава 15 > Кровь не всегда тяжелее воды
Слишком близки, чтобы чувствовать себя спокойно
Почему в братьях и сестрах настолько сильно чувство соперничества? Возможно, они - живое подтверждение пословицы: "Чем ближе знаешь, тем меньше почитаешь". Все братья и сестры думают, что знают друг друга достаточно хорошо. И поэтому им кажется, что и желания, и ценности их во всем совпадают. Это основная причина, объясняющая ссоры между ними. Они неизбежно делают какие-тсуъещи по-разному. И многие теряют уважение к своим братьям и сестрам/когда видят, что те делают что-то "не так". Поэтому начинается драка. Кто-то один постоянно обижает другого, из-за этого складывается неспокойная и враждебная атмосфера.
Самое правильное!
Возможно, лучшая стратегия со своими вербально агрессивными братьями и сестрами - это юмор. Скорее всего, он поможет снять напряжение с ваших отношений, и вы сможете во всем разобраться. Если юмор не сработает, то обратитесь к стратегии любви и доброты. Она очень эффективна, потому что вы прямо говорите о том, насколько их действия и слова обижают вас, но вы их любите и не хотите ссориться.
Если вербальная война не заканчивается, а только усиливается и даже приводит к дракам, то вам необходимо "отключиться", лучше на длительное время. Братьям и сестрам иногда чрезвычайно важно побыть отдельно друг от друга, чтобы перестроить свои отношения. В некоторых случаях люди понимают, насколько пуста их жизнь без близких, и при встрече они уже относятся друг к другу с уважением. Но на то, чтобы душевные раны зарубцевались и все обиды прошли, могут уйти дни, месяцы, а то и годы разлуки. Реже бывает так, что вред нанесен непоправимый и надежды никакой нет. Даже те братья и сестры, которые перепробовали все способы, описанные в главах 11 и 12, и "отключились" на какое-то время, могут получить прежний прием по возвращении. Ради душевного (и физического) здоровья обеих сторон им нужно навсегда разойтись.
Вербальная оборона против подростков
Сегодня нередко можно услышать, как подростки спокойно грубят родителям, да и вообще кому угодно: учителям, обслуживающему персоналу, любому, кто стоит на их пути и мешает им делать то, что им хочется. Когда им что-то запрещают, они обычно начинают бунтовать. В разделе "Как постоять за себя" вы про-
Советы, как постоять за себя
Немедленно пресекайте любое неуместное поведение своих детей. Не позволяйте, чтобы такое поведение входило в привычку.
197
Часть 4 > Вербальная война с различными людьми...
читаете разговор, типичный для большинства семей. Что же делать родителям, когда их ребенок так неуважительно с ними разговаривает? Ответ простой: никогда не разрешайте им так разговаривать. Первый же раз, когда ваш ребенок заговорит с вами в таком тоне, должен быть последним. Вам нужно пресечь такое поведение в корне и быть твердым в своем решении.
Как постоять за себя
Мама: Том, я хочу, чтобы ты убрал у себя в комнате. Это же помойка. Том: Не хочу.
Мама: Ну смотри, тогда ты никуда не пойдешь, пока не уберешь в своей комнате.
Том: Но мы со всеми встречаемся в два часа, чтобы пойти на футбольный матч.
Мама: Очень жаль. Пока комната не будет чистой, ты никуда не пойдешь.
Том (очень злой):'&'$> #&%!!!!!!
Мама: Ты никогда не будешь говорить такие слова в этом доме, никогда! (Сказано с применением техника рыка и крика.)
Ты понимаешь? Никогда так со мной не разговаривай. Относись ко мне с уважением. Ты знаешь, что я чувствую, когда ты так со мной говоришь? (Техника лобовой атаки.)
Мне очень обидно. Я ведь старалась сделать для тебя все! Я достаточно уважаю себя, чтобы не позволить тебе так разговаривать со мной ни при каких обстоятельствах! Как бы ты себя почувствовал, если бы я так же разговаривала с тобой в присутствии твоих друзей? Как бы ты себя чувствовал, если бы я постоянно говорила тебе гадости и относилась бы к тебе, как к мусору, будто ты для меня не важен, будто ты ничтожество? (Техника спокойных вопросов.)
Я тебя люблю и очень хочу, чтобы ты вырос именно таким же замечательным, какой ты внутри. Я всего лишь попросила тебя прибрать в комнате, а не злиться и не ругаться. Я хочу, чтобы ты жил в хороших условиях, чтобы у тебя был порядок, а не хаос, чтобы ты мог найти все, что тебе нужно, и чтобы тебе нравилось место, где ты живешь. Я хочу, чтобы у тебя были хорошие привычки, с которыми ты пойдешь в колледж и дальше по жизни. Пожалуйста, не расстраивай меня и не обижай такими словами, когда я стараюсь сделать для тебя все, что в моих силах!
Этот диалог показывает комбинацию техник вербальной самообороны, включая: технику рыка и крика, лобовой атаки, спокойных вопросов и любви и доброты. Чтобы отстоять свою позицию, можно воспользоваться одной или несколькими из них. Скорее всего, ваш подросток прислушается к вам,
198
Глава 15 > Кровь не всегда тяжелее воды
если вы воспользуетесь этими техниками. Одна из них окажется ключом к вашим отношениям. Подросток должен понять, что вы не собираетесь терпеть его выходки и словесный мусор!
Подростки, говорящие всякие гадости
Просто послушайте, какую музыку слушают подростки. Послушайте, как они говорят по телефону или когда встречаются со своими друзьями. Вы будете шокированы. Все совсем не так, как в то время, когда вы сами были в их возрасте! За последние несколько лет подростки столько нецензурной лексики услышали в песнях и фильмах, что на них эти слова уже никак не действуют. Они используют мат, как если бы говорили "Как поживаете?". Например, слово "х..", которое раньше считалось исключительно вульгарным и очень обидным, применяется вообще где угодно. Используется в качестве наречия и прилагательного как для чего-то приятного ("Ты слышал их новый альбом? Просто ох..ный!"), так и для чего-то неприятного ("Когда я найду этих придурков, им будет очень х..во!"). Также оно может быть применено в качестве усилительного слова, выражая негативное значение ("Убери отсюда свою машину на х..!") или позитивное ("Даутебя, нах.., классная тачка!"). Как бы ни использовал подросток это слово в кругу своих товарищей (позитивно или негативно - без разницы), в любом другом обществе оно неприемлемо. Более того, постоянное употребление этого слова за пределами своего маленького мира может создать такой образ человека, у которого возникнут проблемы с работой и в общении с людьми.
Итог: подросток ни в коем случае не должен использовать подобную лексику дома. Он должен это усвоить в первый же раз, когда вы услышите от него нецензурное слово. Если у него уже выработалась привычка ругаться матом и вы с самого начала не пресекли ее, то вам обязательно нужно прямо сейчас же заняться этой проблемой. Конечно, ш го больше времени, но если вы будете настойчивы, то у вас все получится.
Не удивляйтесь, если услышите это от своего подростка
Ниже дается список подростковых проблем, с которыми родителям нужно научиться бороться. Не пугайтесь и не злитесь, не удивляйтесь - разберитесь с этим! Возьмите все в свои руки! Теперь у вас есть выбор, какую из стратегий самообороны выбрать для каждой проблемы. Я не могу сказать вам, что именно нужно
а ее устранение может уйти немно-
Советы, как постоять за себя
Помните о том, что стандарты "приемлемо" и "неприемлемо" или "вульгарно" отличаются у разных поколений и .зависят от разных условий. Всегда следите за тем, как вы говорите как с вами говорят и в каком контексте это говорится.
199
Часть 4 > Вербальная война с различными людьми...
Советы, как постоять за себя
Помните, что если вы уважительно относитесь к своим детям, то в девяти случаях из десяти и они к вам относятся почтительно.
говорить, потому что, может быть, вы просто скажете: "Пожалуйста, бери машину!", или "Вот тысяча долларов, иди повеселись!", или "Какой ликер тебе взять?" Если вы не собираетесь удовлетворять их требования, то лучше всего применить технику лобовой атаки спокойных вопросов или любви и доброты.
> Я хочу водить машину. > Я хочу встречаться с молодыми людьми (девушками).
> Я хочу поздно приходить домой.
> Я хочу общаться со своими друзьями. > Мне нужны деньги.
> Я хочу одеваться по последней моде.
> Мне нужно больше всяких штук для компьютера. > Мне нужна стереосистема.
> Мне нужны хорошие кроссовки, и мне все равно, сколько они стоят. > Я хочу остаться на ночь у друзей. > Я не хочу учиться.
> Я хочу посмотреть этот фильм, мне все равно, какое там ограничение по возрасту.
> Я нажрался (напился).
> Мне нравится принимать наркотики.
> Я урод(ина).
> Все меня ненавидят.
> Ты все время меня ругаешь.
> Никто меня не приглашает на свидания.
> Все, кого я приглашал на свидание, сказали "Нет!". > Я ненавижу школу. > Я ненавижу ТЕБЯ!
Вербальная самооборона против школьников
Дети очень часто становятся невыносимыми в попытках выяснить, что им сойдет с рук и что они могут себе позволить. Они могу стать воинственными, говорить на языке "улицы" (некорректная лексика и интонация), ругаться матом, стараясь быть, как все.
Самое правильное: немедленно установите границы дозволенного!
Если вы не установите границы дозволенного в этом критическом возрасте, то у вас может больше не появиться шанса это сделать! Это неприемлемое поведение может настолько врасти в детей, что его сложно будет контроли-
200
Глава 15 > Кровь не всегда тяжелее воды
ровать. Техники, которыми стоит пользоваться с подростками, также подходят и для школьников. Разумное начало в них еще плохо сформировалось, поэтому вам лучше пообщаться с ними, чтобы они действительно прислушались к вам. Их нужно поправлять (не жестко, а мягко и доброжелательно), закреплять правильное поведение, чтобы они повторяли за вами, как надо правильно говорить. Даже если они не повторяют слово, то они все равно запоминают, как его-дравильно использовать, - слушая вас. Вы на подсознательном уровне заложите в них, как нужно правильно общаться.
Родительский контроль
Хоть и полезно контролировать речь вашего ребенка, повторяя ему, как на-: до правильно говорить (правильно и грамматически, и с точки зрения произношения), но не перестарайтесь!
Каждый ребенок заикается и запинается в период становления речи и язы- ка, поэтому не сходите с ума из-за этого. Уже давно известно, что "заикание начинается в родительских ушах". То есть не заставляйте нервничать вашего ребенка, когда он говорит, и никогда на него не кричите, и не просите, чтобы он "говорил помедленнее". Вместо этого дайте ему высказаться, а потом повторите правильно все, что ребенок хотел вам сказать. Иногда со злости и от отчаянья родители говорят своим детям, какие те глупые и ни на что не способные. Как бы вы ни злились, всегда помните: если вы скажете эти ужасные слова, то последствия могут быть очень серьезными. Как я неоднократно говорила, "слова прилипают".
Вы оказываете своему ребенку медвежью услугу. В общем-то, вы лишаете его чувства собственного достоинства и разрушаете его уверенность в себе. Если вы таким образом хотите контролировать своего ребенка, то найдите себе другой метод! Вы играете с огнем! Это может оказаться чрезвычайно опасно!
Самое правильное: предложите своему ребенку пойти куда-нибудь вместе
Уважайте их. Не принуждайте их идти! Если они не хотят, то дайте им понять, что для вас это очень много значит - пойти вместе с ними - и что вам очень нравится находиться с ними. Сказав им эту малость, вы уже меняете их отношение к вам. Они больше не считают, что пойти с вами - это их обязанность. Напротив, они видят, что нужны, что они важны. Если они действительно не хотят идти, то
Советы, как постоять за себя
На школьников много что влияет. Их друзья и средства массовой информации (включая TV) говорят на уличном жаргоне, которому присущи неправильная грамматика, неправильное произношение, он изобилует словами-паразитами, такими как "типа" и "на самом деле".
201
Часть 4 > Вербальная война с различными людьми...
вы только сохраните себе нервы, разрешив им остаться у друзей или наняв бебиситтера. Бывает, что слово "бебиситтер" исцеляет их, и они вдруг захотят пойти с вами! Люди готовы все отдать за слова "Извини меня", сказанные родителем, который поступил неправильно по отношению к ним. Многие пациенты говорят своим врачам: "Если бы только они (один или оба родителя) извинились за то, что сделали! Все было бы по-другому".
Вербальная самооборона против дошколят
В этом разделе объясняется, как общаться с младенцами и дошколятами. В узнаете, что им нужно говорить и как, а также важные факты, касающиеся периода развития речи и языка у ребенка. Вы, кроме Tqro, узнаете, как отвечать на их иногда отвратительные способы общения.
Самооборона в зародыше
Я твердо уверена в том, что вербальная стимуляция еще не рожденного ребенка (7, 8 и 9 месяцы беременности) - это важная ступень в развитии его навыков общения.
Виньетка
Исследования показали, что когда определенная музыка играет в наушниках, которые расположены на животе беременной женщины, то плод физически реагирует на музыку. Плод более активно реагирует (брыкается и ведет себя неспокойно) на громкую рок-музыку и менее активно - на Моцарта. Исследования выражения лица, речи и движений головы и тела детей показали, что когда младенец появляется на свет, он узнает музыку, ранее слышанную в утробе матери.
И то же самое касается голоса. Когда отец говорит со своим младенцем, наклоняясь головой к животу матери, тот узнает голос отца и отличает его от других голосов. Учитывая новейшие исследования, я рекомендую вам разговаривать со своим будущим ребенком еще до его рождения. Говорите мяг-
Советы, как постоять за себя
Всегда извиняйтесь перед своими детьми, если вы поступили нечестно или неправильно. Попросив прощения и объяснив, за что извиняетесь, вы можете буквально сэкономить вашему ребенку приличную сумму денег, которую иначе он потом потратил бы на психолога.
202
Глава 15
Кровь не всегда тяжелее воды
ким, ровным голосом. Младенец, возможно, появится на свет более спокойным. Кто знает? Может быть, таким отношением вы сделаете из него более уравновешенного и менее подверженного стрессам человека!
Вербальная самооборона против младенцев
Не говорите с вашими детьми так, будто они идиоты. Их приобретенные навыки развиваютсядовольно быстро, но это зависит от того, сколько вы с ними общаетесь/то есть вербально стимулируете.
Если вы не будете этого делать, то тем самым вы затормозите развитие речи младенцев. Это не значит, что их нужно учить ракетостроению или квантовой физике. Это значит, что нужно говорить с ними полными предложениями, соответствующими ситуации.
Например, если ваш ребенок ест, скажите: "Я зачерпываю твою еду ложкой. Хороший мальчик (Хорошая девочка). Ты съел(а) всю свою еду. Вот немного молока". И хотя ребенок не может ответить вам полным предложением, вы удивитесь, когда узнаете, сколько он понимает. Если вы и ваша семья будете постоянно его вербально стимулировать, то его словарь и способность к общению увеличатся. Чем лучше он научится общаться, тем больше связей у него будет с людьми и миром вокруг него. Результаты этого? Более счастливый маленький человечек.
Ужасные двухлетки вербально бесподобны!
Двухлетние дети все время говорят "нет", и обычно это сводит с ума родителей. Несмотря на выражение "ужасные двухлетки", все же это время совсем не ужасно, когда дело касается развития речи - это замечательное время! Вместо того чтобы расстраиваться, что они все время говорят "нет", радуйтесь! Впервые дети заявляют о себе и принимают решения. Поощряйте их добрыми словами, своей любовью. Если вы действительно хотите, чтобы они что-то сделали, а они ни в какую, возможно, пришло время показать им, что такое отказ и что они тоже не получат того, что захотят. Спокойным голосом объясните, почему им нельзя делать то-то и то-то. Относитесь к ним с уважением! Поправляйте их! Но не говорите с ними резким голосом. Когда они научаться лучше говорить и будут лучше понимать, повторяйте за ними то, что они говорят правильно. Учите их всему правильному и исправляйте все неправильное. С любовью и добротой просите их повторять слова безошибочно.
Советы, как постоять за себя
Неважно, как сильно кричит и возбуждается ваш двухлетний ребенок, не применяйте технику рыка и крика. Хоть вы и думаете, что дети не понимают ваших спокойных объяснений, но они часто уже все понимают или быстро учатся.
203
Часть 4 > Вербальная война с различными людьми...
Послушайте!
Послушайте себя, как вы говорите с детьми, которые притворяются. Те слова, которые вы им говорите, важнее, чем вы можете себе представить. Если вы говорите "помолчи", "заткнись" и "ты сейчас у меня дождешься", то вы действительно дождетесь больших неприятностей. Вы размываете уверенность вашего ребенка в себе и помогаете развиться грустному, злому маленькому индивидууму, который вполне может потом вырасти в большого грустного и злого человека.
Как быть с детьми, которые притворяются
Дети обычно притворяются, когда злятся из-за того, что только что произошло или все еще происходит, скрывая душевную боль. Кроме того, они притворяются, когда хотят узнать, что их родители будут и чего не будут терпеть в их поведении. Так же как и в общении с подростками, с малышами нужно сразу установить границы дозволенного. Они с детства должны знать о том, что главный здесь - вы. В отличие от подростков, многие дети еще слишком малы, чтобы понять разумные увещевания. Поэтому лучше сработает комбинация лобовой атаки и любви и доброты. Эти техники очень часто рождают чувство вины у ребенка, так как он начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, что можно вам говорить и чего нельзя. Детям лучше пораньше узнать о том, что во всем, что они делают и говорят, есть причина и следствие. Они должны твердо уяснить, что гадкие и обидные слова могут вызвать плохую реакцию и привести к нежелательным последствиям. Либо они обидят кого-нибудь и не будут иметь возможности принимать участие в определенных играх и праздниках, либо они смогут заниматься, чем хотят, и получат то, что хотели. Обычно спокойные вопросы - когда вы задаете им вопросы, требующие ответа "да" или "нет", - очень эффективная техника, чтобы заставить ребенка понять, что его слова неприемлемы, что они обижают.
Самое правильное: дети этого возраста жаждут уважения
Маленькие дети хотят быть уверенными в том, что их мнение и суждение что-то значат. Родители делают величайшую ошибку на этом этапе, когда не обращают внимания на мнение своего ребенка. Даже родители, которые стараются держаться в курсе последних событий и считают себя осведомленными, часто придерживаются идеи, с незапамятных времен передававшейся от поколения к поколению, что дети должны быть видны, но не должны быть слышны. Многие родители даже не осознают, что ведут себя, руководствуясь этим принципом. Если вы относитесь к этому типу, то постарайтесь так не поступать. Дети должны быть и видны, и слышны, если вы хотите, чтобы они были уверены в себе. Их мнение должно иметь
204
Глава 15 > Кровь не всегда тяжелее воды
значение. Спрашивайте их мнения по поводу разных вещей: какую одежду они предпочитают, что они думают о таком-то фильме или такой-то новости (соответствующей возрасту ребенка). Узнайте их мнение. Пусть они участвуют. Уважайте их мнение. Пусть они знают, что сказанное ими имеет значение.
Виньетка
Согласно исследованиям, первые пять лет жизни ребенка - это психологически самые важные годы в его жизни. И то, как вы говорите с ним в этот период, как вы ему отвечаете, может определить его судьбу.
Дети, которые ругаются матом
Дети - великие имитаторы. Когда они слышат, что вы говорите и как вы говорите, то очень часто отвечают вам точно так же. Если вы используете нехорошие слова и резкие интонации, убедитесь, что рядом нет детей. Иначе велика вероятность того, что в один прекрасный день вы вновь услышите эти слова, но в этот раз из "уст младенца".
Многие дети знакомятся с нецензурной лексикой в возрасте от 3,5 до 4 лет, поэтому следите за тем, что вы говорите в присутствии маленьких ушей. Помните эксперимент, когда утята ходили везде за человеком, думая, что он их мама? Причина этого странного поведения кроется в том, что он убедил их Е этом. Тот же самый процесс происходит и с детьми, когда дело касается речи и новых слов. Они тоже - и хорошие слова, и плохие - отпечатываются в их головах. Когда ребенок слышит, как вы говорите кому-нибудь, чтобы тот "катился ко всем чертям" или "отъе..ся", не стоит удивляться, если как-нибудь малыш повторит вам те же ругательства.
Дети перенимают эти слова от своих старших братьев, сестер и друзей или слышат, как кто-то произносит их по телевидению или поет в песнях. Лучше всего: установите пределы допустимого и будьте тверды и настойчивы. Дайте ребенку сразу же понять, что это плохие слова и произносить их - нельзя. Если вы как родитель или наставник провинились в том, что употребили нехорошее слово, то вам обязательно нужно извиниться перед детьми за свою ошибку. Скажите, что вы виноваты в том, что сказали плохое слово, и что вы поступили скверно, так же некрасиво, как если бы это слово произ-' несли они, дети.
Самое главное - У-В-А-Ж-А-Т-Ь вашего ребенка и вашего подростка. Это лучшее, что может сделать родитель для вербальной самозащиты.
205
Часть 4 > Вербальная война с различными людьми...
Следует помнить, что...
> Тот факт, что кто-то связан с вами узами родства, еще не означает, что вы должны терпеть его оскорбления.
> Самая распространенная форма родительских вербальных нападений - это постоянные придирки и критика. Лобовая атака - это лучшая защита в таком случае.
> Из-за ревности и соперничества среди братьев и сестер, естественно, происходят ссоры. Зачастую юмор - это лучший способ разрешить проблему
> То, как вы говорите со своим еще не рожденным ребенком, младенцем, дошкольником или школьником, настолько важно, что может определить его дальнейшую судьбу.
> Уважение - это самое главное в отношениях с подростками, воинственными детьми и детьми, которые ругаются матом. Несмотря на то что они испытывают большее влияние извне, вам непременно нужно установить границы дозволенного и сохранять твердость и настойчивость.
> Любовь и доброта эффективны в применении ко всем членам семьи.
Глава 16
Вербальная
война с
определенными
людьми
в вашей жизни
В этой главе
> Как отвечать грубым незнакомцам
> Как справляться с друзьями и врагами
> Как справляться с вербально ядовитыми продавцами и обслуживающим персоналом
> Как быть более вежливым по отношению к людям, не говорящим на вашем языке
> Как справляться с вербально ядовитыми профессионалами и людьми, имеющими авторитет
Кроме вашей семьи, в вашей жизни очень много людей, которых вам хотелось бы никогда не встречать. К сожалению, они никуда не денутся, поэтому вам нужно что-то с ними делать. У вас нет иного выбора, Они внезапно пересекают вам дорогу и вторгаются в вашу жизнь. Они появляются из ниоткуда. Даже если вы никогда не будете выходить из дома, вам все равно наверняка они встретятся.
Они появляются, когда вы отвечаете на телефонный звонок или обращаетесь куда-нибудь за помощью. Они появляются, когда вы платите за бензин, идете в ресторан, в магазин за едой или покупать одежду. Они появляются, когда вы ведете машину или идете к врачу. Они появляются даже тогда, когда вы пришли в парикмахерскую или салон красоты. Они везде! И вы никак не можете избежать встречи с ними!
207
Часть 4 >
Вербальная война с различными людьми...
Разные техники вербальной самообороны для разных групп людей
Если вы не собираетесь оставаться в постели всю оставшуюся жизнь, укрывшись с головой одеялом, то вам нужно научится бороться с этими злодеями, проникающими в вашу жизнь. В этой главе вы найдете указания, какие стратегии самообороны наиболее эффективны против конкретных людей в вашей жизни.
Агрессивные незнакомцы
Чтобы познакомиться, лучше всего просто подойти к абсолютно незнакомому вам человеку и заговорить с ним. Если вы понравились незнакомцу и он хочет с вами познакомиться, то поступает точно так же. На этом держится мир. Когда вы шутите с незнакомцем, то чувствуете себя замечательно. Вы улыбаетесь, и вам хорошо. Вы осознаете свою значимость, свою привлекательность.
С другой стороны, абсолютно незнакомый вам человек может сказать нечто такое, отчего вы не будете чувствовать себя хорошо, - что-то, что расстроит вас, разозлит или больно заденет. Его слова заставят вас усомниться в себе, почувствовать неуверенность в себе.
Как я уже говорила в самом начале книги, кому же захочется утром встать, пойти прогуляться с собакой и услышать историю о мертвой собаке или трагическую историю о чьем-то животном? Кому же захочется услышать о том, как странно вы выглядите, какой вы толстый, какая у вас причудливая прическа, или еще что-нибудь негативное о себе? Люди могут быть грубы - осознанно или по недомыслию.
Когда вы встречаетесь с вербально агрессивным незнакомцем, вам помогут "лдбовая атака", или спокойные вопросы, или же "отображение" их неприятного поведения. Эти техники лучше всего применять в форме язвительных и ехидных реплик. Самые лучшие язвительные комментарии- это что-нибудь вроде: "Мы знакомы?" или "Вы никогда не пробовали вести себя воспитанно?" Пользуйтесь подобными фразами только в том случае, если незнакомец ведет себя неприлично, когда он неосознанно или специально ведет себя агрессивно. Когда вы используете в своей речи язвительные замечания, вам обычно становится намного легче. Вам не придется потом мучиться от синдрома "Ах, если бы я только сказал(а)...". Вы бы не ворочались в кровати до трех утра, думая о том, что нужно было сказать этому отвратительному человеку.
"Друзья"
"С такими друзьями кому нужны враги?" Сказав это, вы даете понять людям, что все видите и все знаете о них. Это техника лобовой атаки, она откроет вам путь к дальнейшему разговору. Делая такое прямое заявление,
208
Глава 16 > Вербальная война с определенными людьми в вашей жизни
вы можете увидеть, как ваши "друзья" отреагируют на него. Если они станут оправдываться и начнут винить вас, то с ними все ясно. С другой стороны, если они постараются объяснить, будут умолять выслушать, то это значит, что вы друг друга не так поняли или они выражают сожаление по поводу случив-, шегося.
Как можно простить измену? Как можно верить человеку после этого? Действительно, все совершают ошибки, но в большинстве случаев невозможно доверять человеку, который однажды уже предал вас. Поэтому вам нужно воспользоваться техникой отключения. Если вы этого не сделаете, то рискнете многим. Как вы можете быть уверены, что этот человек не предаст вас снова? Узнав о его поступке, вы, возможно, увидели на мгновение его истинное лицо! И этого мгновения оказалось достаточно для того, чтобы пропало желание всматриваться в этого монстра.
Враги
Старинное высказывание рекомендует хранить своих друзей близко к себе, но врагов держать еще ближе. Потому что вы всегда будете в курсе того, что ваши враги замышляют, и в любой момент сможете это предотвратить. Это совсем не значит, что они должны вам нравиться, просто вам нужно знать о них сокровенное и все их планы. В конце концов, в настоящих войнах происходит именно так.
Разведчики пробираются в лагерь противника, чтобы узнать, что он замышляет, и рассказать об этом своим. То же самое происходит и в вербальной войне. Лучше всего иметь такого человека, который по вашей просьбе рассказывал бы о действиях вашего противника. Поэтому задавайте вопросы! Обычно сразу заметно, когда два человека недолюбливают друг друга. Причины враждебности могут быть очень разные: от предательства и ревности до страха. Это естественно и вполне оправдано: такова природа человека. И хотя мы стремимся "любить всех", "любить соседа своего", не всегда получается именно так, как мы того хотим. Некоторые наши соседи просто тош-нотворны.
Чтобы не дать вашим врагам совершенно разорить вас, воспользуйтесь техникой остановки мысли: про себя крикните "Мысль, остановись!", если начнете думать об этом человеке. Техника снятия напряжения поможет вашему организму забыть об этом человеке, если он рядом или если вы недавно находились рядом с ним.
Послушайте!
Нет ничего хуже, чем узнать, что человек, которому вы доверяли свои секреты о себе и о других, проболтался и тем уничтожил вас или кого-то еще. Нет ничего отвратительней, чем измена человека, которого вы когда-то любили и которому когда-то доверяли.
209
Часть 4 > Вербальная война с различными людьми...
Я не советую атаковать таких людей в лоб, задавать им спокойные вопросы или пользоваться техникой рыка и крика. Все это может еще сильнее накалить ситуацию и привести к тому, что в дело вступит тяжелая артиллерия И противник будет ранен или уничтожен. Это не стоит ваших эмоций. Не тратьте силы понапрасну.
Я рекомендую пользоваться техникой любви и доброты против врагов, как бы сложно вам это ни казалось. Прежде чем швырнуть этой книгой в меня, прочитайте чуть дальше. Эта техника помогает вам держать ваших врагов близко к себе, предоставляя вам возможность следить за их действиями. Также она помогает вам расслабиться и не тратить энергию на ненависть. И наконец, возможно, вас это шокирует, но повторяющаяся позитивная энергия и добрые, заботливые слова могут обратить вашего злейшего врага в вашего лучшего друга! В любви кроется большая сила! Проверьте! Вы будете поражены результатами!
Представители обслуживающего персонала
Представьте себе следующую картину: вы звоните в банк, чтобы разобраться, почему с вашей карточки дважды сняли деньги за одну и ту же покупку. Вы спокойно и хладнокровно объясняете суть вашей проблемы, а на другом конце провода вам отвечает "робот". Я не имею в виду механический, записанный на пленку голос, который говорит вам, какие кнопки нажимать, чтобы попасть в нужный отдел. Нет, я имею в виду абсолютно безразличного, монотонного и снисходительного садиста. По вашему голосу чувствуется, насколько вас раздражает этот человек, и его ответ: "Мне очень жаль, что вас это так беспокоит".
Большинство людей знакомы с такой историей. Лучше всего в подобном случае использовать технику рыка и крика. К сожалению, "робот" может просто повесить трубку, не желая с вами разговаривать. Поэтому примените другой вариант: вы можете воспользоваться техникой спокойных вопросов, приправленной любовью и добротой, а сами тем временем примените технику снятия напряжения. Она поможет вам добиться своего: спокойно и доброжелательно попросите позвать менеджера. ч
Люди, которым вы доверяете свое имущество или себя
Вы идете в химчистку и платите кучу денег за то, чтобы ваша одежда хорошо выглядела и приятно пахла. Внимательно изучив свою одежду на следующий день, вы обнаруживаете, что она и выглядит ужасно (неправильно отутюжена, со складками на рукавах пиджака) и пахнет ужасно (запах вашего "выглаженного" пота просто сшиб вас с ног). Вы вежливо просите, чтобы кое-что из вашей одежды почистили еще раз. А в ответ слышите раздраженное обвинение в том, что вы сами выгладили и сделали эти складки на пиджаке! Но это же невозможно - ведь вы в последний раз в
210
Глава 16 > Вербальная война с определенными людьми в вашей жизни
руках утюг держали в школе на уроках труда. А в довершение всего, вас обвиняют еще и в том, что вы запачкали свою одежду, да еще сделали так, что она теперь плохо пахнет. Вы чувствуете жгучее желание врезать этому человекуж) морде. Но вместо этого вы ударяет/е по кассовому аппарату в надежде, что он сломается. А потом как можно быстрее убегаете, прежде чем будет вызвана полиция или прежде чем вы потеряете контроль над собой и разнесете тут все.
Что бы вы ни доверили - одежду, машину или свои волосы - другому человеку, если он не выполнит достойно свою работу, то последствия могут быть серьезные! Ваша одежда испорчена, а прическа такая идиотская, что вам неловко показаться в таком виде на людях. И все это не только опустошает ваш карман, потому что переделывать вам придется все за свой счет, но еще и эмоционально опустошает.
Некоторые недоразумения с людьми из обслуживающего персонала могут происходить из-за того, что вы плохо объяснили, чего хотите. Чаще всего путаница происходят из-за того, что люди перегружены работой или из-за их профнепригодности. В таком случае вам ничего не остается, кроме как пустить в ход технику рыка и крика. Это не только поможет вам избавиться от негатива в вашем организме, но еще и принесет чувство удовлетворения от того, что вы поставили их на место на глазах других клиентов, которые теперь дважды подумают, прежде чем обратиться сюда за помощью.
Затем вам нужно отключиться и никогда уже не иметь с подобным персоналом дело. Если они вывели вас из себя, то каждый раз, когда думаете о них, пользуйтесь техникой фантазирования. Представив их головы под асфальто-укладывающим катком, вы заставите себя улыбнуться милой садистской улыбочкой и устраните свое волнение.
Если случившееся произошло по вашей вине - вы неправильно объяснили, -что делать, - признайте свою вину! Будьте честны!
Чтобы этого недоразумения не случилось в будущем, говорите медленно, попросите повторить ваши инструкции и при необходимости - записать их.
Продавцы и агенты по продаже недвижимости
Что бы они ни продавали - машину, костюм или яблоко, - никто из продавцов не имеет права вести себя грубо по отношению к вам. Так же, как и вы не имеете права грубить им.
Послушайте!
Когда такие неприятности происходят с вами, вы перестаете верить людям: вам становится трудно доверить кому-то свой дом, свое имущество и все, что принадлежит вам. Если с вами такое случается постоянно, вам все труднее общаться с людьми, не срываясь периодически на грубость.
211
Часть 4 > Вербальная война с различными людьми...
Послушайте!
Продавцы-вампиры - это люди, которые высасывают нашу радость от новых покупок своим высокомерием и грубостью, хотя им и платят за то, чтобы они были предупредительными и вежливыми с покупателями.
Послушайте!
Помните о том, что зачастую, если продавец грубит вам, это не имеет ни малейшего отношения лично к вам. Может быть, он просто несчастен и готов направить свою озлобленность на первого встречного.
У всех случалось, когда кто-то внезапно накидывался на нас, и наше самое лучшее настроение безвозвратно улетучивалось, а ему на смену приходило ужасное. Ведь если бы мы были детьми, то прыгали бы от радости, что у нас теперь большой и красивый дом, машина, о которой мы всегда мечтали, или новая одежда.
А тут вдруг наши довольные лица хмурятся, и наше счастье высасывается из нас этим чудовищным продавцом-вампиром. Он ведет себя холодно, резко, грубо или снисходительно, будто он нам одолжение делает. Он своим поведением хочет показать, что, обслуживая нас, он тратит свое драгоценное время, поэтому заставляет нас ждать и обращает на нас внимание тогда, когда ему удобно.
Почему они так поступают?
Многие продавцы-вампиры не специально лишают вас радости. Они просто не научились профессионализму. В результате они расстраивают и вас, и себя. Как это ни смешно, они не добиваются основного, ради чего оказались на этом месте: продать что-то, заработать денег, чтобы потом самим пойти в магазин и купить все, что им нужно. Есть много причин, из-за которых продавцы могут вести себя неучтиво (хотя это не извиняет их поведения). Возможно, если посмотреть на проблему с их точки зрения, то вы отнесетесь к ним с чуть большим пониманием и терпением. Может быть, предыдущий клиент нагрубил им, или у них проблемы с начальством, или они с ног валятся после долгого трудового дня. Какая бы причина ни была, постарайтесь нейтрализовать их неучтивость добротой. Возможно, именно вы измените их настроение и поведение и скрасите им день.
Что еще вы можете сделать
Иногда никакое сочувствие в мире не может изменить поведение продавца или загасить ваш внутренний огонь, когда на вас извергается гнев продавца. Но вас не касаются его проблемы. Это йе ваши проблемы. Вы пришли сюда для одного - купить что-то, но вам не помогли.
212
Глава 16 > Вербальная война с определенными людьми в вашей жизни
Вы безумно злитесь и больше не намерены это терпеть. И вы совершенно правы! Вам нужно высказать ваше презрение. Но сделать это так, чтобы одновременно и остудить себя, и добиться желаемого результата. Лучше всего отключиться и обратиться к другому продавцу. Дайте понять
I человеку, что вы больше не хотите иметь с ним дело, для этого воспользуйтесь любой стратегией, какая вам по душе. Хоть рыком и криком. Если вы предпочитаете более цивилизованный подход, то идите в "лобовую атаку". В-Любом случае совершенно ясно, что вы не собираетесь это тер-
I петь и"ногк вашей здесь не будет". Это высказывание может означать, что вы пойдете в другое место за покупками или что вы обратитесь к другому продавцу.
Люди, которые вас обслуживают
Наступило обеденное время, и вы идете в хороший ресторан с двумя важными клиентами, которые наконец-то приехали в ваш город. Вам очень важно произвести на них впечатление, потому что от этого многое зависит. Если вы им понравитесь и они решат, что могут вам доверять, то сделка состоится. Вы уже готовы сделать заказ, когда замечаете, что мрачный официант стоит прямо у вас перед носом. Это злобное существо с огромными холодными глазами и безжизненным голосом. Он спрашивает, что бы вы хотели заказать, тоном, который выражает: "Вы мне отвратительны, и я делаю вам одолжение, разговаривая с вами". Вы и ваши коллеги еще некоторое время решаете, заказать курицу или баранину. Официант смотрит на вас, будто все вы трое страдаете от какого-то редкого инфекционного заболевания. Когда вы наконец-то делаете свой окончательный выбор, он выхватывает у вас из рук меню. Ваши клиенты удивленно переглядываются, а вы отвечаете им неловкой улыбкой. Вы не хотите испортить сделку. И стараетесь не обращать внимания на этот неприятный эпизод, потому что вас ждет нечто очень хорошее.
И вот приносят ваш заказ. Овощи недоварены, а баранина просто сырая. Когда вы замечаете, что один из ваших гостей никак не может разрезать свою резиновую курицу, то вежливо подзываете официанта и объясняете ему, в чем проблема. Обращаясь к вам, будто вы совершили преступление, он обвиняет вас в том, что вы сами выбрали это блюдо: "Оно таким и должно быть, я ничем помочь не могу". И тут вы уже готовы схватить тарелку и разбить о его голову. Но вы сдерживаетесь, потому что рядом с вами важные клиенты. Они говорят, что все нормально, что их еда съедобна.
И хотя вас немного подташнивает, вы все равно слабо улыбаетесь и делаете 'вид, что все в порядке. Вы нравитесь вашим клиентам, и вжонце концов у вас с ними все получается, но не без последствий: жуткая мигрень, боль в шее и плечах, да вдобавок понос.