<< Пред. стр. 14 (из 17) След. >>
Эти вербальные агрессоры считают остальных ниже себя и пропускают мимо ушей все, что говорят другие. Они считают, что это не имеет значения. А что имеет значение - так это все, что они сами говорят! Это всезнайки, которые пользуются своей "ученостью" для того, чтобы преодолеть чувство неуверенности в себе. Они считают, что все должно быть так, как они говорят! Даже если они мало или ничего не знают о предмете, это ничего не меняет. Они убедили себя, что все равно знают. У них ложное чувство своей огромной значимости, которое они пытаются замаскировать своей непреклонностью, рассудительностью и высокомерием. Причина всего этого кроется в страхе.Вот почему они такие непреклонные в своем стремлении быть услышанными, в их убежденности, что их точка зрения была единственно допустимой.
Советы, как постоять за себя
Люди типа "Я, я, я!" совсемне злые и не плохие, зачастую они достойны того, чтобы общаться с ними. Если вы наберетесь терпения и научитесь разговаривать на их языке, то сможете установить хорошие отношения.
244
Глава 18 > Вербальная битва с вербальными агрессорами...
Послушайте!
Всегда прислушивайтесь к тем, кто говорит, что чист и непорочен, но не всегда им верьте!
Обычно они говорят такие вещи, которые подчеркивают, что они считают себя умней других, или говорят тоном абсолютно непогрешимого человека. А в действительности все обстоит совсем наоборот.
Они так себя ведут, потому что им надо как-то выгородить свое лицемерие. Они чувствуют на себе вину за свои неправильные поступки. Они где-то глубоко
внутри осознают, что все, что они говорят, - это нелепость. Они знают, что все это несерьезно. Поэтому им приходится повышать голос не только для того, чтобы убедить вас, но и для того, чтобы убедить самих себя. Мы уже могли убедиться, особенно на своем личном опыте, что тот, кто постоянно подшучивает над другими и говорит, как все должно быть на самом деле, о том, какой он нравственный и правильный и какие все вокруг плохие, потому что не разделяют его мировоззрение, очень часто сам не следует своим заповедям! Те, кто утверждают, что абсолютно чисты в делах и помыслах, частенько не так уж безгрешны, как описывают себя. Возможно, они подсознательно верят в то, что, чем больше будут проповедовать, тем быстрее их демоны исчезнут, и все, что они говорят, станет правдой в конце концов.
Такие люди должны понять, что им пора бы слезть со своего трона - ведь у других тоже есть обоснованные мнения: Обычно техника спокойных вопросов не так эффективна, как "лобовая атака", соединенная с криком и рыком (при необходимости).
Когда я говорю о том, что нужно на них накричать, вообще-то имею в виду, что нужно говорить громче, чем они. Они автоматически объявляют свои доктрины, а вы объявляйте свои, перекрывая их. Так как они считают себя непогрешимыми, то обычно такое ваше поведение их настолько шокирует, что они умолкают. Когда они перестают говорить, продолжайте свою речь - уверенно, четким голосом, чтобы они вас услышали. Остается только надеяться, что хоть что-то из сказанного вами пробьет их "супердоспехи".
Если это не помогает, то, в зависимости от того, какую роль они играют в вашей жизни, возможно, вам лучше будет воспользоваться техникой снятия напряжения, чтобы успокоить свою злость. Если ничего не срабатывает, то навсегда расстаньтесь с ними - отключитесь! Слишком уж утомительно пытаться общаться с кем-то, кто вас игнорирует, ни в грош не ставит и считает свое мнение единственно правильным. Это абсолютно тупиковая ситуация, когда вы пытаетесь общаться с человеком, который с пренебрежением относится ко всему, что вы говорите, и который может сказать вам: "Все будет по-моему либо не будет совсем". Вам нужно ответить: "Не больно-то и хотелось! "
245
Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
Следует помнить, что...
> Вы не сами заболеваете - другие своими словами делают так, что вам становится дурно!
> Если люди ведут себя с вами неразговорчиво, то задавайте им вопросы, на которые нельзя односложно ответить "да" или "нет".
> Указав на то, что человек говорит слишком много или раскрывает чересчур личную информацию, вы окажете ему большую услугу. Но постарайтесь быть мягким и обходительным, потому что такие люди в первую очередь очень не уверены в себе.
> Люди, которые все время говорят о себе, не уверены в себе. Проявите к ним симпатию и постарайтесь не раздражаться. Узнав у них, что они думают по поводу вашего взгляда на проблему, вы сделаете первый шаг к хорошим взаимоотношениям.
> Пусть непогрешимые узнают о том, что они не так уж и безгрешны. Дайте им понять с самого начала, что они не смогут игнорировать ваши слова и неуважительно к вам относиться. Вы тоже важны!
Глава 19
Битва
с опасными
вербальными
агрессорами
В этой главе
> Как бороться с самыми опасными вербальными агрессорами
> Как быть с людьми, которые представляют себя в ложном свете
> Как быть с теми, у кого постоянные депрессии, или с людьми с психическими расстройствами
> Как бороться с завистливыми, резкими, подлыми людьми, требующими контроля и власти, стремящимися манипулировать другими
Информация, содержащаяся в этой главе, может в буквальном смысле спасти вашу жизнь! Вербальные агрессоры, о которых пойдет речь, ужасны. Это самые ядовитые люди, с ними нужно вести себя очень осторожно. Когда вы находитесь в их обществе, вам не только нужно смотреть прямо перед собой, чтобы следить за ними глазами (это понятно), но и смотреть направо и налево, а также оглядываться назад. Они могут возникнуть из ниоткуда. Вам нужно быть наготове все время.
Эти люди могут нанести вам вреда намного больше, чем остальные: и душевно, эмоционально, и даже физически. Они представляют собой зло. Они делают так, что вы думаете о себе ужасные вещи. Это они виноваты в ваших переживаниях, из-за которых вся ваша жизнь переворачивается. Если вам не посчастливится и придется находиться в их обществе некоторое время, то вы поймете, что они могут разрушить вашу уверенность в себе до такой степени, что психологически вы уже опустились ниже плинтуса.
247
Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
ПРОСЛЕДУЙТЕ ДАЛЬШЕ С ВЕЛИЧАЙШЕЙ ОСТОРОЖНОСТЬЮ!
Как я уже говорила в этой книге, если спросить людей, что бы они сделали, если бы оказались рядом с вербально ядовитым человеком, то многие бы наивно ответили, что просто ушли бы. Но вы не можете просто уйти. Если вы так поступите, то уйдете с болью. Вам все равно придется что-то делать с тем вредом, который он вам нанес. Иначе вы будете годами носить в себе яд. В этой главе вы сначала узнаете о некоторых характерных чертах этих опасных людей. Потом узнаете, какими стратегиями лучше всего пользоваться с наиболее жуткими из них, чтобы защитить себя от их яда. Вы узнаете, что и как надо говорить.
У вас есть несколько вариантов, как отвечать этим опасным людям. Во многих случаях у вас будет несколько едких реплик, из которых вы сможете, исходя из ситуации, выбрать подходящую. Какую бы стратегию вы ни применили против конкретного человека, будьте осторожны в вашем выборе. Доверьтесь вашему инстинкту - вы почти всегда правы!
Волки в овечьей шкуре
Это наиболее пассивно-агрессивные и наиболее опасные из всех вербальных агрессоров, потому что вы на самом деле никогда не знаете, что они думают. Они кажутся кроткими и нежными, иногда говорят высоким голосом. Но чаще всего они неразговорчивы. Они таят в себе жуткую ярость и бывают очень ревнивы, несмотря на то что продолжают вам улыбаться и вести себя дружелюбно. Это ходячие бомбы замедленного действия, потому что вы никогда не знаете, когда сработает взрывное устройство. Они скрывают свою злобу и проглатывают обиды, пренебрежение, душевные раны и несправедливости, которые совершаются по отношению к ним или к кому-то еще, как им кажется. А потом однажды - БАХ! Извергается вулкан вербального неистовства, часто сопровождаемый оскорблениями и обвинениями. Не нужно и говорить, что это не просто шокирует, а пугает! Ведь вы не знаете, что произойдет дальше.
Всегда следите за тем, что с ними происходит. Постоянно следите за тем, о чем они думают, когда разговаривают с вами. Но
Советы, как постоять за себя
Поиграйте с волком в овечьей шкуре в адвоката дьявола. Говорите то, что, как вам кажется, он думает или чувствует. Это может заставить его отреагировать "невербально", поэтому следите за его жестами и мимикой. Если он примет более расслабленную позу, то, скорее всего, он согласен с тем, что вы только что сказали. Если он скован, то может быть, что думает ровно противоположное.
248
Глава 19 > Битва с опасными вербальными агрессорами
поступайте так только в том случае, если они вам действительно необходимы - в связи с вашим бизнесом или семейными обстоятельствами. Используйте технику спокойных вопросов, задавая те из них, на которые нельзя ответить просто "да" или "нет".
Но все же лучше всего - спасайтесь бегством! Если вы когда-нибудь испытаете на себе ярость волка в овечьей шкуре, то лучше этого не повторять! Лучше навсегда отключиться!
Монстры, жаждущие власти
Эти люди стремятся контролировать других, потому что сами они никому не подчиняются. Они ведут себя агрессивно и враждебно, и зачастую у них чешутся руки, особенно если что-то их не устраивает. Другая крайность - если они потеряют интерес, то вообще ничего не будут делать, когда им что-то не нравится. Они ведут себя захватнически, они упорны и несгибаемы, это не командные игроки, им сложно уступать ответственность другим. Также у них проблемы с людьми, облеченными властью. Они считают, что должны руководить каждым ходом, а не пускать все на самотек.
Они настойчивы, и часто их союзники отворачиваются от них. Когда что-то выходит не так, как они хотели, монстры начинают манипулировать другими еще больше и злятся еще сильнее, потому что не они контролируют ситуацию. Это тот тип людей, которые пробивают кулаками дыры в стенах, если что-то происходит не так.
Родители, которые являются монстрами, жаждущими власти, могут испортить жизнь своему ребенку и заставить его впоследствии провести многие часы на приеме у психиатра.
Юмор часто служит противоядием, потому что если вы не засмеетесь, то уж точно заплачете. С помощью юмора вы можете поддразнить их. В разделе "Как постоять за себя" приведены несколько хороших едких фраз, которые можно использовать против монстров, жаждущих власти. Но помните о том, что у вас один шанс из двух: они разозлятся еще сильнее, если вы это скажете. Поэтому, если вы полны решимости попробовать и не боитесь, то дерзайте!
Можно было бы атаковать их в лоб: сказать им о том, что они переступили границы и что они не добьются никакого послушания с вашей стороны, если будут себя так вести. Вам нужно спокойно объяснить, как с вами нужно обращаться и что вас нужно уважать. Вам нужно сказать о том, что ваше мнение имеет значение и что они не могут относиться к вам и разговаривать с вами таким образом.
Как я уже говорила, монстры, жаждущие власти, отступают, если попробуют на вкус свой собственный яд. Поэтому техника зеркального отображения может сотворить чудо. Но все же, исходя из того, какую роль играет в вашей жизни человек и насколько от него зависит ваша жизнь (если он ваш начальник, например), вам стоит хорошенько подумать, прежде чем применить эту технику.
249
Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
Послушайте!
Эти люди зачастую оказывают сильное негативное влияние на жизнь других людей из-за своего крикливого, шумного и агрессивного характера. Они могут настолько измотать людей, что тем станет плохо физически.
Если ничего не помогает, то вам остается только отключиться, особенно если их действия плохо влияют на ваше здоровье. Может быть, это не стоит ни денег, ни душевных сил! Ваше душевное и физическое здоровье намного важней, чем что-либо в этом мире!
Завистники, стреляющие в спину
Перво-наперво запомните, что "зависть - мать всех пороков". Она заставляет людей испытывать черное чувство, плохо относиться к другим людям, говорить о них гадости. Если зависть не исчезает, то она становится еще сильнее. Тогда она начинает требовать разрушений. Заставляет человека вредить другим - всегда исподтишка, за спинами людей.
Как и волки в овечьей шкуре, эти люди одни из самых страшных, потому что их поведение абсолютно не соответствует их. внутреннему состоянию. Обычно они ведут себя заискивающе, много распространяются и расточают огромное количество комплиментов в ваш адрес. У них "на губах сахар, а в глазах соль".
Они подлы, скрытны и поразительно пассивно-агрессивны. Они на все готовы пойти, лишь бы выбиться вперед. Им не важно, по чьим головам они идут. Они двигаются осторожно, аккуратно и скромно. Когда вы узнаете, что человек, который в глаза восхвалял вас, за глаза отзывается о вас крайне плохо, то вы испытываете шок.
Так как же распознать этих подлых махинаторов? Сначала послушайте, что они говорят о других. Если ведут себя по-дружески с другими, а потом говорят о них всякие гадости, будьте уверены, что скоро настанет ваша очередь. И если они ведут себя чересчур раболепно с вами и со всеми остальными, то
берегитесь!
Довольно эффективный прием против них - это "лобовая атака" с применением юмора. Таким образом вы дадите им понять, что знаете об их подлых намерениях. Это обычно их поражает как гром среди ясного неба! В разделе "Как постоять за себя" приведены примеры, как можно ответить таким людям, чтобы "дать им по рукам", чтобы они все поняли.
Если вы их поймали с поличным и они сделали нечто, что уничтожило вас, ис-
Послушайте!
Завистники могут использовать против вас то, что вы им сказали по секрету, даже рассказать об этом другим людям, которым совершенно не следует об этом знать.
250
Глава 19 > Битва с опасными вербальными агрессорами
Как постоять за себя
Едкие реплики, которые можно использовать против подлых завистников.
Вы можете начать с обычной фразы, которую слышали уже сотни раз: "С такими людьми, как ты, и враги не нужны!"
"Да уж! Ты в один момент раскатал передо мной ковровую дорожку, а в следующий уже выдернешь ее из-под меня!"
портило вашу репутацию или вашу жизнь, то не стесняйтесь - примените технику рыка и крика. Это уж точно их поразит, потому что окажется абсолютно неожиданным! Выпустите наружу вашу злость! Вперед! Но помните о том, что я вам говорила на протяжении всей книги: единственная возможность поквитаться с кем-то - это вербальная самозащита. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физическую силу, чтобы выразить вашу злобу.
Агрессоры, которые бьют ниже пояса
Как и завистники, эти люди, не раздумывая, раскроют вашу тайну окружающим. Но, в отличие от них, они расскажут ваши самые сокровенные тайны при вас. То, что они скажут, вас шокирует. Вы почувствуете себя так, будто в вас выстрелили из пушки или вас искусал рой пчел. И вся кровь будто вытекла из вас - вы немеете. Вы не можете поверить своим ушам! Может быть, вы сказали им что-то, чего вы стесняетесь (например, вы в детстве писали в кровать), или это какая-то деликатная тема (например, ваш вес). И вот вы слышите свои собственные слова в непосредственно агрессивной форме (особенно, если вы поссорились) или пассивно-агрессивной: "Да ладно, я же пошутил". Неважно, в какой форме это говорится, но это определенно "вербальное убийство", о котором я уже говорила в самом начале данной книги.
Вот где вам пригодится ваша мимика. Посмотрите на человека с отвращением, сузив глаза и глядя ему прямо в лицо. Молчите! Ничего не говорите! Вот когда поистине "молчание - золото"! Примените технику снятия напряжения! Вдохните, задержите дыхание и затем медленно выдохните! Вы возьмете себя в ру-ки, а ваше молчание заставит человека растеряться. Ему станет очень неуютно. Идеальный способ, как отыграться на
Послушайте!
Как бы ни был нанесен удар ниже пояса, факт остается фактом - вербальный агрессор вас предал. Это бессовестно! Никому не стоит прощать такое поведение!
251
Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
N.
Как постоять за себя
Едкие реплики, которые можно использовать против вербальных агрессоров, бьющих ниже пояса:
"Ты действительно настолько низок, что раскрываешь мои самые сокровенные тайны?"
"И как, ты думаешь, я чувствую себя после того, как доверял(а) тебе?" "Ты хочешь победить в споре или любой ценой доказать свою правоту, даже если придется растоптать другого человека?" "Тебе стало лучше оттого, что ты сделал(а) мне очень больно?" "Это очень больно!" "Ты победил(а)!"
ком-то, кто бросил в вас вербальную гранату, - это техника спокойных вопросов. Задавайте вопросы, подобные тем, что перечислены в разделе "Как постоять за себя".
Как может человек, доверять другому, который предал его таким образом? Очень сложно. И даже если вы помиритесь и зароете топор войны, ваши отношения никогда уже не будут прежними. Вы никогда не сможете ему доверять! Так что берегитесь и будьте внимательны!
Следователи
Как и монстры, жаждущие власти, эти следователи стремятся контролировать!
Они пытаются получить власть, заставив вас поскользнуться при ответе на их непрекращающиеся вопросы! Как бы уравновешенны вы ни были, обычно вас это заставляет потерять спокойствие. И вы вдруг обнаруживаете, что отвечаете на вопросы, на -которые и не думали отвечать!
Эти следователи выпытывают у вас все, со скоростью пулемета задавая вам вопросы. Часто вопросы носят настолько личный характер и они настолько агрессивны, что застают вас врасплох, и вы теряетесь. Следователи так поступают, чтобы получить над вами власть, пытаясь запугать вас. И когда вы удовлетворяете их любопытство, они чувствуют огромную власть над вами.
252
Послушайте!
Когда вы отвечаете следователям, они чувствуют, что напугали вас до такой степени, что вы им расскажете все, что их интересует. Вы на мгновение теряете чувство реальности и говорите то, чего и не думали говорить. Поэтому, когда вам задают такое огромное количество вопросов, как на допросе, вам нужно на какое-то время остановиться, чтобы взять себя в руки.
Глава 19 > Битва с опасными вербальными агрессорами
Первое, что вам надлежит сделать, - это нащупать крепкую почву под ногами. Вам нужно взять себя в руки. Этого вы добьетесь только в том случае, если остановитесь. Не давайте им запутать себя! Немедленно используйте технику снятия напряжения. Немедленно остановитесь! Вдохните и на выдохе скажите себе: "Нет, я не отвечу!", или "Все под контролем!", или "Нет.'нет, нет!"
А теперь примените технику лобовой атаки, не переставая улыбаться. Не обращайте внимание на их громкий голос и шквал вопросов. Просто продолжайте дышать и обратитесь к ним! Вы можете добавить немного юмора к своей "лобовой атаке", но главное - взять ситуацию свои руки! Не позволяйте затянуть себя в вербальную трясину. В разделе "Как постоять за себя" вы найдете несколько советов, что можно сказать в таких случаях следователю. Это поможет вам поставить его на место и дать ему понять, что вы ему не поддадитесь.
Как постоять за себя \ (Улыбайтесь) "У меня такое ощущение, будто я на допросе!"
"Дай мне сначала переварить один вопрос, а потом уже задавай дру- гой". "Я за тобой не успеваю". "Это слишком личный вопрос". "Мне бы не хотелось на это отвечать". "А зачем тебе нужно это знать? " * J Еще можно воспользоваться техникой зеркального отображения. Допросите их тоже. Задавайте им те же вопросы, что и они задают вам, и в том же пулеметном темпе. Обычно этого бывает достаточно, чтобы человек вас понял.
Фанатики
Я не говорю о поклонниках фильма "Звездные войны" или о людях, которые обожают какой-то определенный продукт или ждут не дождутся какого-то определенного события! Я говорю о тех людях, которые одержимы другим человеком или определенным мировоззрением - религией - до такой степени, что представляют опасность для общества. Любые крайности опасны - в религии, в политике или в обществе. Эти люди страшны тем, что они видят только одно. Они смотрят на мир, как Циклоп: любой, кто не согласен с их точкой зрения, - враг! Часто фанатики бывают не в себе. У них может быть душевное расстройство, поэтому не нужно относиться к ним легкомысленно. Их не переубедишь. С ними нельзя поговорить! Либо все так, как они хотят, либо никак! В этом плане они схожи с монстрами, жаждущими власти.
253
Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
Полезные слова ЦИКАОП, как вы, наверное, помните, - это великан в греческой мифологии, у которого был только один глаз, и он не признавал власть богов. Человек со взглядом на мир, как у Циклопа, видит только одну точку зрения - свою.
Так как обычно нет никакого способа поладить с такими людьми, кроме как согласиться с ними, то вы битву заранее проиграли. Если вы вынуждены работать с ними потому что ваша жизнь от этого зависит, прибегните к техникам снятия напряжения и фантазирования. Представьте себе, что им вырвали язык или заперли в камеру на всю жизнь - все что угодно, но поместили подальше от людей! Если у вас есть возможность, ОТКЛЮЧИТЕСЬ! Уходите! Адьос! Чао! Прощайте! Сайонара! Идите, и не оборачивайтесь!
Если они продолжают нападать на вас, суд поможет все это прекратить. Если и после этого нападения не прекратятся, то запишите их звонки на автоответчик, потому что это может послужить уликой против них. И тогда им грозит срок, если они не прекратят! Возможно, уместно будет, если ваш адвокат предупредит их об этом.
Люди, которые говорят "да-да", но ничего не делают
Эти пассивно-агрессивные люди могут казаться мягкими, будто они никого не обидят, но подчас бездействие равносильно разрушению. Часто они копят в себе злость и обиду на вас, как и завистники. Эта злость проявляется, когда они говорят "да" вам в лицо, а потом ничего не делают! Если такое поведение является нормой, то доверия никогда не будет.
Единственное, на что вы всегда можете рассчитывать, - это на то, что они ничего не сделают, потому что не могут ни на что решиться или просто не хотят. В любом случае они заставят вас поверить в то, что все будет сделано. Не дайте им обмануть вас!
Самое главное, когда вы имеете дело с этим видом опасных людей, это дать им понять, что вы знаете все об их намерениях! Они могут вас очень сильно расстроить. Они способны сорвать вам все планы. Они могут опустошить вас эмоционально. Они способны разрушить ваши надежды и мечты.
Они могут своими постоянными "да", "да", "да" заставить вас думать, что вы идете в
Послушайте!
Люди, которые говорят "да-да", но ничего не делают, говорят сегодня одно, а завтра - совсем другое, обычно занимают нейтральную позицию, никто не знает, чем они занимаются, включая их самих! Они парализованы страхом и не выдерживают прямого столкновения.
254
Глава 19 > Битва с опасными вербальными агрессорами
каком-то направлении. И вы составляете планы, ориентируясь на это направление. В то время как они совершенно не планировали никакого подобного направления. В результате вы остаетесь ни с чем, вас практически обвели вокруг пальца! Когда они говорят "да-да", вам нужно применить технику лобовой атаки. Вы должны дать им понять, что, основываясь на предыдущем опыте общения с ними, знаете, что их "да" ничего не стоит и что вы не можете на самом деле на них рассчитывать. Если это происходило не один раз, то объясните, что вам уже трудно доверять им.
Возможно, теперь вам стоит применить технику спокойных вопросов. Поинтересуйтесь, не можете ли вы им каким-нибудь образом помочь решиться на
Виньетка
В своей практике я каждый раз наблюдаю, как люди, говорящие "да-да", ведут себя подобным образом даже в тех случаях, когда от них зависит здоровье человека и прочие жизненно важные события, когда человеку действительно нужна чья-то помощь. Так как такие люди редко оправдывают оказанное им доверие, вам стоит серьезно задуматься о том, не пора ли прервать отношения с ними.
Как постоять за себя
Едкие реплики, которые можно использовать против людей, говорящих "да-да", но ничего не делающих. "И когда все будет готово?" "И когда можно ожидать завершения работы?" "Ты уверен(а), что все получится?" "Мне бы хотелось знать, так или иначе". "Может, тебе нужна моя помощь с чем-нибудь?"
"Может, это прозвучит так, будто я на тебя давлю, но я просто хочу убедиться..."
"Мне не нравится неопределенность ситуации". "Что я могу сделать, чтобы все было именно так?"
"Да" действительно значит "да" или "да" значит "может быть" или "нет"?"
"Да" значит "нет, я ничего не собираюсь делать"?" "Мне было бы намного легче, если бы я получил(а) определенный ответ".
255
Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
что-то. Спросите, можете ли вы им помочь каким-либо образом облегчить^ для них эту задачу. Пусть они вам расскажут все в деталях, назначат сроки! Спросите прямо, когда, по их мнению, все будет готово или что именно они собираются сделать. А ближе к назначенному сроку проверяйте, идет ли работа. Это нужно делать для того, чтобы удостовериться в том, что все будет сделано вовремя.
Если вы не получите никакого ответа, то с таким человеком слишком тяжело иметь дело. Даже если вас связывают узы родства или вы друзья, с таким человеком невозможно общаться по той простой причине, что вы не можете на него положиться.
Если вы попробовали воспользоваться едкими фразами или применить "лобовую атаку" на человека, говорящего "да-да", и они все равно не оправдывают вашего доверия, то, вероятно, пришло время отключиться.
Люди с душевными расстройствами
Это наиболее сложная группа людей. В какой-то степени вы их жалеете, потому что они ничего не могут с собой поделать. Но с другой стороны, если вы находитесь в их обществе достаточно длительное время и не знаете, как с ними общаться, они могут свести вас с ума. Никогда не нужно недооценивать их умственные способности. Люди с душевными расстройствами зачастую умнее, чем кажутся на первый взгляд.
Проблема часто состоит в биохимии их мозговой деятельности. Биологические компоненты, удвоенные психологическими изменениями и изменениями во внешней среде, влияют на их неадекватное поведение. Находиться рядом с ними чрезвычайно утомительно. А жизнь с такими людьми, если только они не под постоянным наблюдением врачей, может стать сущим адом.
Они могут быть подвержены депрессиям - как хроническим, так и в форме острых приступов. У них постоянно мрачный вид, что само по себе уже очень обременительно. Как и прочим людям, страдающим от душевного расстройства, им необходимо медицинское вмешательство.
Некоторые могут иметь склонность к саморазрушению или проблемы, связанные с наркотиками, с алкоголем. У других бывает биполярное расстройство, когда настроение скачет, или еще что-нибудь похуже. Иногда они совершенно не могут общаться с людьми (например, если у них психическое расстройство), или у них абсолютно отсутствует чувство реальности (если они страдают шизофренией, например).
Со всеми людьми, страдающими душевными расстройствами, вам нужно использовать технику лобовой атаки и проявлять много любви и доброты! Так как они обычно эмоционально очень ранимы и хрупки, то с ними нужно обращаться чрезвычайно нежно, обходительно и с большим сочувствием. Вы просто обязаны помочь им заняться своим лечением.
Если у человека проблемы с наркотиками, алкоголем или азартными играми, то тут нужна будет помощь со стороны - например, собрания анонимных
256
Глава 19 > Битва с опасными вербальными агрессорами
алкоголиков, реабилитационные программы, терапевт или все вместе. Но вам нужно обязательно сохранять нежный, обнадеживающий тон. Иногда вам стоит применить технику более "грубой любви", добавив в свой голос чуть больше жесткости, чтобы человек вас услышал. Как бы то ни было, вам нужно действовать прямолинейно и с большой любовью.
То же самое относится и к другим душевным расстройствам, о которых я только что упоминала. Добрый и нежный любящий голос и прямолинейная честность помогут создать более комфортную атмосферу, что, в свою очередь, приведет к эффективному лечению и быстрому прогрессу. Основное, что нужно помнить, - это то, что не надо сторониться людей с душевными расстройствами, не надо их бойкотировать или относиться к ним не так, как ко всем остальным. В наше время, пользуясь прогрессом в области медицины с психофармакологией и психотерапией, такие люди могут жить нормальной полноценной жизнью, как и любой другой человек. Поэтому если они расскажут вам о своем заболевании, никогда не думайте о них плохо.
Никогда не подвергайте их тщательнейшему осмотру при малейшем отклонении от нормы в поведении и не заставляйте их чувствовать себя виноватыми или стесняться своей проблемы.
Расисты, сексисты и ксенофобы
Это воистину наиболее отвратительные и жуткие изо всех опасных вербальных агрессоров. Их цель - доказать, что они лучше всех, что все вокруг хуже и ниже. Они делают все для того, чтобы окружающие чувствовали себя ужасно.
Если они доведут до крайности свои ксенофобские идеи, то они могут вер-бально вас уничтожить! Если они могут уничтожить на словах, то кто поручится, что они не сделают это физически?
Есть много причин, почему они так ненавидят других или особенно невзлюбили определенную группу людей. Во-первых, они ненавидят себя, поэтому злоба к себе проецируется на других. Во-вторых, они, как правило, завидуют тем, кого ненавидят (помните - "зависть стремится к уничтожению"). Даже если вы приставите пистолет к их голове, и они будут все отрицать, факт остается фактом: в глубине души они завистливы. Возможно, они даже этого не осознают! Может быть, глубоко внутри они завидуют возможностям той группы людей, которую они ненавидят, или любви между двумя людьми, близости, уникальной культуре. Очевидно,
Послушайте!
Вы абсолютно ничего не можете сделать, чтобы ободрить клинически депрессивного человека. И чем больше вы стараетесь, тем глубже сами впадаете в уныние, так как подобные депрессивные состояния могут быть заразны.
257
Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
Виньетка
Некоторые из этих людей ненавидят что-то или кого-то из простого невежества. Они даже не знают, почему так не любят определенную группу людей. Они только знают, что окружающие их люди не любят эту группу, поэтому они тоже ее не любят. Может быть, у них был один или два неудачных опыта общения с людьми определенной группы, когда кто-то из этой группы их обидел, поэтому теперь они распространили свою нелюбовь с отдельных представителей на всю группу.
они завидуют другим людям потому, что они смогли выбиться вперед, добились большего, в чем-то остались безнаказанными или получили больше власти.
Ни в коем случае нельзя терпеть расизм, сексйзм и ксенофобию. Обязательно обратитесь к технике лобовой атаки и технике спокойных вопросов, а также отключайтесь! Хотя рык и крик вполне оправданы и могут позволить вам выпустить вашу злость, но этот подход может погубить вас. Поэтому, если вы решите рычать и кричать, то помните, что существует вероятность 50%, что все закончится тем, что либо вас покалечат, либо вы кого-то покалечите.
Лучше всего помогают техники фантазирования, снятия напряжения и отключение! Иногда у вас просто нет иного выхода, и вам приходится терпеть общество этих мерзких существ. Самое правильное решение - забудьте все, уходите и никогда не возвращайтесь!
Советы, как постоять за себя
Эффективный способ, как избавить-себя от яда подобных людей, - это заняться их образованием: рассказать им о других культурах и группах людей. Знание часто уничтожает их ненависть по отношению к другим людям.
Дровосеки
Вербальные дровосеки проводят большую часть своего времени, занимаясь тем, что вербально рубят на части других людей. Они даже могут иметь неплохое чувство юмора, но вам совсем не смешно, когда они разрубают вас пополам. Вас это унижает и деморализует. Подобные люди очень высокомерные, злобные и крайне непочтительные. Кажется, они в любой момент готовы найти повод, чтобы обвинить другого человека. Для них нет ничего
258
Глава 19 > Битва с опасными вербальными агрессорами
Советы, как постоять за себя
Техника спокойных вопросов помогает другим людям увидеть нелогичность своих слов.
святого. Если они делают комплимент (очень редко), то он безусловно будет двус мысленным.
Причина такого поведения дровосеков заключается в том, что они не уверены в себе. Они настолько наполнены ненавистью к себе и так сильно беспокоятся о своей репутации, что стремятся сделать первый выстрел - уничтожить соперника, прежде чем тот успеет что-либо предпринять.
Юмор - это один из самых простых " ^
способов спровоцировать дровосека.
Иногда они посмеются с вами, но высокомерие им не позволит делать это часто. Они всегда готовы нанести удар, потому что чувствуют свою незащищенность, но сами держать удар не умеют. Если вы нанесете ответный удар при помощи техники зеркального отображения и юмора, то они обязательно вас поймут. Маловероятно, что они будут вести себя с вами так же агрессивно, как и прежде.
Техника спокойных вопросов тоже может помочь в данном случае. Как только дровосек сделает выпад в сторону кого-нибудь, не смейтесь, не хихикайте и ни в коем случае не показывайте, что вы его поддерживаете. Вместо этого задайте ему несколько вопросов относительно того, что он только что сказал. И продолжайте задавать вопросы после каждого отрицательного ответа, пока он не сникнет и наконец не поймет своей ошибки. Посмотрите на пример, приведенный в разделе "Как постоять за себя".
Как постоять за себя
Вербальный дровосек (ВД): "Посмотрите на эту толстушку!"
Вы: "Почему ты называешь ее толстушкой?"
ВД: "Да ты посмотри на нее! Она же выглядит, как поросенок!"
Вы: "А почему тебя это так задевает?"
ВД: "Да мне просто противно! Женщины не должны так выглядеть!"
Вы: "Может быть, на самом деле она прекрасный человек!"
ВД: "Я бы не хотел общаться с человеком, который не может за собой
следить как следует! Скорее всего она полная дура!"
Вы: "Значит, все толстые люди похожи на свиней и полные придурки?"
ВД: "Ну, фактически да!"
Вы: "Значит, раз твоя мать страдает от избыточного веса, и даже у тебя
есть небольшой животик, можно сказать, что вы с твоей матерью -
свиньи и полные придурки?"
ВД: (РОТ ОТКРЫТ, М-О-Л-Ч-А-Н-И-ЕШ)
259
Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
Советы, как постоять за себя
Когда вербальный дровосек разрубает вас на кусочки, то обычно он делает это из-за того, что у вас есть что-то, чего он хочет, или вы представляете собой нечто, что он не выносит. В любом случае, они чувствуют себя неуютно в вашем присутствии. Поэтому, присовокупив это дополнительное знание к вашему багажу, вы, вероятно, будете более деликатны в отношении таких людей и, может быть, наделите их старыми добрыми любовью и добротой.
В общем, вы как бы ведете перекрестный допрос,, и когда он увидит, насколько был нелогичен в своих обвинениях, то/скорее всего, будет следить за своим языком (по крайней мере в вашем присутствии - уж точно)!
Любопытные варвары
Такие люди могут навсегда разрушить вашу жизнь. Они способны распространить о вас слухи, которые ухудшат ваш характер и вашу репутацию. Возможно, что вы никогда уже не оправитесь от такого удара. Последствия их вредительства могут распространяться долгое время и на большие расстояния - а следовательно, навсегда разрушат вашу жизнь!
Обычно в их собственной жизни так мало всего происходит, что им нужно вмешаться в жизнь другого человека, чтобы как-то подбодрить себя. Это вливает в них силы, энергию, лишая активности других. Во-первых, сообщите им, что вы в курсе происходящего и больше не собираетесь терпеть их выходки. Лобовая атака - это лучший прием в таких случаях. Вы также можете применить технику спокойных вопросов, перемежая ее с "лобовой атакой" и юмором.
Иногда они не обращают внимания на слова, поэтому нужно использовать технику рыка и крика. Говорите очень громко, чтобы они наконец-то вас поняли! Они дважды подумают, прежде чем снова распускать
о вас слухи. Но если они не уймутся, то постараются вредить осторожней, чтобы грязь не попала на вас! Вы не можете отключиться, не высказав им, что они поступили с вами, как полные придурки! И только после того, как освободитесь от всего, что у вас накипело, вы можете смело отключаться!
Послушайте!
Одна из уловок сплетников, чтобы заставить вас открыться, - это рассказать что-нибудь о себе. Они думают, что вы должны им чем-то отплатить. Но если вы это сделаете, то об этом узнают все!
260
Глава 19 > Битва с опасными вербальными агрессорами
Следует помнить, что...
> Тот, кто старается контролировать других, вмешиваться в их жизнь, устраивает допросы или провоцирует людей, обычно испытывает сильное чувство собственной незащищенности.
> Хотя большинство этих людей нуждаются в любви и доброте, вам нужно установить четкие границы дозволенного и дать им понять, что вы не собираетесь терпеть их выходки.
> Завистливые люди и те, кто бьет ниже пояса, разглашая ваши тайны, - люди жестокие. Они стремятся разрушить человека. Против "злых языков", которые распускают сплетни, суют нос в чужие дела, занимаются подстрекательством, нужно применять технику лобовой атаки, а потом отключить их от своей жизни навсегда! Они опасны!
> Будьте очень осторожны с людьми, говорящими все время "да-да", неискренними, льстецами и теми, кто ведет себя слишком тихо. > Лучше всего держаться подальше от фанатиков и ксенофобов.
Часть 6
Как уклоняться от вербальных пуль во время сражения
Теперь вы знаете, как распознать своего вербального врага, вооружить себя и какими стратегиями можно воспользоваться для самозащиты. Вы осознали, какую тактику нужно применять против каждого из противников. В этой части книги вы узнаете, как вести себя в любой ситуации, в которой окажетесь. Вы узнаете, что нужно говорить в создавшемся положении - от самых простых фраз до самых сложных.
Прочтя эту часть книги, вы уже никогда не полезете за словом в карман! Никогда больше не будете растерянно стоять, в то время как ваш мозг мучительно подыскивает подходящую фразу. Вы никогда больше не замолкнете ни во время телефонного разговора и деловой встречи, ни в спальне.
Вы узнаете, как сообщать и как воспринимать плохие новости. Вы поймете, как в определенных ситуациях слова могут спасти вам жизнь. И наконец, вы узнаете, что нужно говорить в самый важный момент своей жизни - когда вы говорите о СЕБЕ!
Глава 20
Вербальная самозащита по телефону
В этой главе
> Как быть с людьми, которые по телефону предлагают вам купить что-то
> Не давайте уговорить себя покупать что-то, что вам на самом деле не нужно > Как заставить равнодушного человека помочь вам
> Как дипломатично заставить человека говорить мягче, громче, медленнее, быстрее или перестать мямлить
> Как правильно оставлять телефонное послание, чтобы не попасть в неловкую ситуацию > Как по телефону выразить свое неудовольствие людям с грубыми манерами
Телефон может быть вашим лучшим другом. Он может быть источником удовольствия, так как помогает вам: заработать денег, обрести новые деловые контакты, узнать о возможностях карьерного роста, купить нужную вещь, общаться с друзьями, семьей и любимым человеком. Но иногда телефон становится вашим злейшим врагом. Он превращается в источник волнений и несчастий!
В этой главе вы узнаете, что нужно говорить практически в любой ситуации, с которой вы можете столкнуться во время телефонного разговора. Некоторые из этих сценариев покажутся вам очень знакомыми. Вы, почти как и все люди, обладающие телефоном, в тот или иной момент жизни пережили нечто подобное.
Но особенность этой главы состоит в том, что я не только рассказываю вам о ситуациях, в которых вы можете оказаться. Я не только объясняю вам, какие
265
Часть 6 > Как уклоняться от вербальных пуль во время сражения
вы можете использовать приемы для вербальной самозащиты. Я говорю, что вы в точности должны сказать! В девяти случаях из десяти это срабатывает так что дерзайте!
Надоедливые звонки с предложением товаров и услуг
Вы приходите домой после утомительного рабочего дня. Вы сбрасываете свои туфли, валитесь на диван и с облегчением улыбаетесь. И вдруг звонит телефон. Так как вы не ожидали никаких звонков, то начинаете гадать, кто бы это мог быть: ваша мама, лучший друг, подруги или друзья? Кто бы это ни был, вы все равно улыбаетесь, когда говорите веселым и бодрым голосом "Алло!". Внезапно ваша улыбка меркнет. Вам предлагают что-то купить, причем человек говорит, не останавливаясь! Он декламирует заученный текст, из которого становится ясно, что вам нужно выбрать именно это, а не что-то другое. Вы пытаетесь вставить слово, чтобы объяснить, что не заинтересованы, но у вас ничего не получается! Он просто говорит, говорит и говорит!
Прежде чем я расскажу вам, как нужно отвечать людям, предлагающим по телефону различные товары и услуги, хочу отметить, что не все из этих людей надоедливы. Телефонная реклама - это не обязательно плохо! Более того, это может быть хорошо! Но для того, чтобы продвигать бизнес! Ведь хорошо, когда кто-то звонит вам и рассказывает о каком-нибудь продукте или семинаре, о котором вы давно уже думали или который вас заинтересовал после сообщения этого человека! Нет ничего прекрасней, чем купить что-то или подписаться на что-то, что изменит вашу жизнь к лучшему.
Я не имею в виду тех людей, которые ведут себя вежливо и обходительно! Я говорю о тех, кто звонит в неудобное время, кто не понимает слова "нет" и пытается угрозами или увещеваниями заставить вас купить что-то.
Так что же делать, если человек никак не умолкает? Во-первых, прервите его ЕЩЕ БОЛЕЕ ГРОМКИМ голосом. Скажите следующее: "Мне это НЕ интересно сейчас. И мне НЕ интересно это будет потом. Так что, ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ЗВОНИТЕ СЮДА БОЛЬШЕ!" Так как он может перезвонить (через несколько дней, недель или меся-
Послушайте!
Никогда ничего не покупайте по телефону, если вы не сделали следующего:
> Внимательно прочитали литературу, присланную вам компанией, с описанием товаров или услуг.
> Обсудили это со знающими людьми, не связанными с конкретными товарами.
> Хорошенько все обдумали и взвесили все "за" и "против", потратив на это столько времени, сколько вам необходимо.
Никогда никому не позволяйте давить на вас и заставлять вас что-то покупать или делать!
266
Глава 20 > Вербальная самозащита по телефону
цев), то перед тем как положить трубку, спросите, где находится главный офис его компании. Попросите дать телефон и назвать его начальника. Постарайтесь узнать у звонившего как можно больше информации. Для этого вам нужно говорить вежливым, приятным, дружелюбным голосом. Если он читает просто выученный текст, то скажите, что сначала вам нужно проверить всю эту информацию.
Скорее всего, этот человек ничего не знает. Поэтому вам придется поговорить с его начальником или с другим его руководителем. Неважно, как вы этого добьетесь, но соберите всю необходимую информацию! Позвоните в главный офис компании и попросите вычеркнуть вас из их телефонных списков. Если они откажутся, то пригрозите судом. А потом повесьте трубку!
Ловкачи
Случалось ли, что кто-то предлагал вам что-то по телефону и вы покупали это против своей воли? Может быть, угрозами заставляли вас пожертвовать деньги на благотворительность или на какие-то религиозные нужды, возможно, даже на что-то действительно достойное.
Человек на другом конце провода так убедительно говорил! Возможно, во всем виновата его ловкость. У него был такой звучный голос, слова лились, полные энтузиазма и уверенности. Как вы могли отказать? Вы и сами не заметили, как достали свою кредитную карточку и сообщили дату окончания ее действия.
Прежде чем вы истратите все деньги на вашей кредитной карточке, ОСТАНОВИТЕСЬ! СДЕЛАЙТЕ ВДОХ! ПОСЛУШАЙТЕ! Затем снова ОСТАНОВИТЕСЬ! СДЕЛАЙТЕ ВДОХ! ЗАДАЙТЕ ВОПРОС! Порасспросите о товаре, об услугах, о благотворительности. Как только у вас будет достаточно информации, скажите ловкачу, что вы сейчас вернетесь. ОТОЙДИТЕ НА СЕКУНДОЧКУ! НЕ ДАЙТЕ ЗАСТАТЬ СЕБЯ ВРАСПЛОХ! Выпейте воды, сделайте несколько шагов, потом вернитесь к телефону. Поступайте как угодно, но только не давайте ввести себя в транс гипнотическим, приятным, убедительным голосом.
Скажите, что вы перезвоните или что вам нужно время для обдумывания. Если он откажется и постарается запугать вас, надавить или пристыдить вас, скажите примерно так: "Послушайте, я все выслушал(а), что вы сказали. Кажется, вы действительно знаете, о чем говори- те. За это я вас уважаю. Но и вы должны проявить ко мне уважение и дать мне
Послушайте!
Будьте тверды с теми, кто звонит вам. Бывает, что у вас нет лишних денег. И как бы хорошо товар ни выглядел, его полезные качества не оплатят вам поездку на автобусе до работы и обратно на следующий день.
267
Часть б > Как уклоняться от вербальных пуль во время сражения
некоторое время, чтобы я мог(ла) все обдумать. Давайте Я вам ПОЗВОНЮ, если соглашусь на ваше предложение (покупка благотворительность или что-то иное)". И вот тут-то вы, вероятно, поймете, что звонивший собой представляет. Человек, который только что был сама вежливость, обходительность и которому вы готовы были довериться, вдруг превратился в монстра. Его голос вдруг стал неприятным, грубым, по его тону стало ясно, что он очень разозлился из-за того, что напрасно столько времени потратил на вас. Если вы услышите такой голос, то скажите, что вы все сказали, и повесьте трубку.
которые обязаны вам помогать
Вы когда-нибудь звонили куда-то, чтобы подучить информацию или чтобы вам оказали услугу (об этом уже говорилось в главе 16), но в ответ не получили ни того, ни другого? Вам ответили резко и раздраженно, как будто сделали огромное одолжение, уделив пару минут своего времени? И вы разозлились настолько, что готовы были задушить этого человека? Знаете что? Я с уверенностью могу сказать, что почти все испытали те же чувства, что и вы!
Прямо скажите, что вас интересует: "Пожалуйста, помогите мне! Пожалуйста, мне очень нужна помощь!" Если вам ответят резко и неприветливо: "Я же и так стараюсь помочь вам!", скажите: "У меня такое чувство, будто мне не помогают, а мешают!" (А потом излейте на них поток своих причитаний.) "...Мне так плохо, ужасно, кошмарно. Я будто потерян(а), и выхода нет! Помогите мне! Пожалуйста, помогите мне!" (Вы добьетесь еще большего эффекта, если будете говорить плачущим или ноющим голосом. Как бы неприятно это ни выглядело со стороны, такое поведение заставляет реагировать.)
Обычно такой тон заставляет людей помогать вам. Они постараются поторопиться и помочь вам хотя бы для того, чтобы поскорее от вас избавиться. Возможно, такое ваше поведение их настолько поразит, что они позовут своего начальника. А именно этого вы и хотели с самого начала! Теперь кто-то нормальный, возможно, сможет помочь решить вашу проблему.
Между прочим, если кто-то по телефону говорит с вами резко, обрывисто или грубо, то вы можете быть уверены, что причина такого поведения - не
Советы, как постоять за себя
Когда вы уже собираетесь положить трубку, никогда не проявляйте вежливость, если он с вами был неучтив или не помог вам. Закончите этот разговор так: "Разговор окончен. Я все сказал(а). Не стоило с вами говорить. Прощайте!"
Равнодушные люди,
268
Глава 20 > Вербальная самозащита по телефону
в вас! А причем тут вы? Он(а) же не знает вас! Он(а) даже вас не видит! Может быть, он повздорил с женой или она поссорилась молодым человеком. Или у него (нее) болит живот. Возможно, он(а) потратил(а) сбережения всей своей жизни на лотерейные билеты и ничего.не выиграл(а)! Кто же знает? Но чтобы убедиться, что вы ни в чем не виноваты, проверьте. Как только вы почувствуете, что к вам относятся неприветливо, скажите мягко и дружелюбно: "Кажется, у вас..," а) "плохой день", б) "длинный день", в) "нервный день", г) "тяжелый день" или д) "сегодня много проблем, как и у меня". Выбирайте. Другой способ добиться желаемого результата - это как ни в чем не бывало сохранять приятный, вежливый и дружелюбный тон. Обычно добро перевешивает зло, поэтому вы вскоре увидите положительные изменения в его (ее) голосе. Обычно они меняются, если у вас хватает сил некоторое время оставаться на своем позитивном пути.
Давайте, сваливайте всю вину на телефон!
Телефон может быть вашим козлом отпущения, когда вы имеете дело с противными людьми вроде вербальных агрессоров, вызывающих раздражение (о которых мы говорили в главе 17). Телефон позволяет таким людям избежать неловкой ситуации и одновременно даст вам возможность высказать свое нежелание слушать эти скрипучие звуки, будто кто-то ногтями по стеклу скребет.
О нет! Нужны новые барабанные перепонки!
Вы чувствуете, что вам срочно необходимо трансплантировать барабанные перепонки после того, как какой-то крикун на другом конце телефонной линии своим громовым голосом буквально оглушил вас. Что же вам делать? Валите все на телефон!
Если бы вы раньше до этого догадались, то у вас не было бы нужды в пересадке барабанных перепонок! Как только ваша рука с телефонной трубкой отстранилась от уха, вам следовало крикнуть: "Твой голос слишком громко звучит. Наверное, все дело в телефоне! Может быть, если ты будешь говорить тише, то я смогу тебя нормально слушать". Когда человек говорит с вами своим громовым голосом, вините во всем телефон и телефонные линии, пока он
Советы, как постоять за себя
Иногда достаточно сказать человеку о его чувствах, чтобы смягчить и изменить его отношение к вам в лучшую сторону. Попробуйте это в следующий раз, когда кто-то будет неприветлив с вами по телефону. Вы услышите, как его или ее интонация сделает разворот на 180 градусов!
269
Часть 6 > Как уклоняться от вербальных пуль во время сражения
не перестанет вас оглушать. В общем, вы должны заставить его говорить с вами тихим голосом.
Видите, вы уже становитесь дипломатом! Вы добились того, чего хотели (здоровых барабанных перепонок), и в то же время позволили человеку избежать неловкой ситуации. Вы свалили вину за громкий голос на плохое качество вашего телефона.
Что? Что? Что? Что?
А что делать, если человек говорит слишком тихо? То же самое: вините во всем телефон. Скажите, что ваш аппарат очень чувствителен (ведь действительно - чтобы вас было хорошо слышно и понятно, нужно
говорить четко в нижнюю часть трубки). И пожалуйста - наконец-то вы
слышите человека! Это чудо!
Что бы это могло значить?
Вы не можете понять человека, потому что он мямлит или говорит слишком быстро. Кто же виноват, что вы его не понимаете? Скажите этому человеку, что вам не хотелось бы все время переспрашивать, но ваш телефон не позволяет вам понять все, что этот человек говорит. Это не ложь. Ведь если у него каша во рту или он извергает по сто слов в секунду, то как же вы можете понять все это? Если вы попросите его говорить медленнее, потому что не хотите упустить ни слова, его речь может кардинально измениться.
Спасите! Я утону в этом море слов!
А как быть с теми, кто слишком много говорит или кто говорит слишком медленно? Когда вы чувствуете, что человек становится чересчур разговорчивым и многоречивым или слишком много времени тратит на то, чтобы выразить свою мысль, скажите ему, что ваш телефон может отключиться в любую минуту, поэтому очень важно, чтобы он все сказал побыстрее. И опять же это не ложь. Известно, что телефонные линии ломаются, особенно из-за проблем с электроэнергией, снегопада, града, дождей или грозы, землетрясений, ураганов, наводнений, пожаров, ударов молнии и прочих природных катаклизмов. Вы же не можете предугадать, когда произойдет какое-нибудь из этих событий и ваш телефон перестанет работать! Тараторки могут начать рассказывать одну из своих длинных историй, и что же вам делать? Вы же не сможете дослушать их до конца, если перестанет
Советы, как постоять за себя
Вы удивитесь, насколько эффективна техника "испорченного телефона"! Внезапно мистер тараторка становится самым четко говорящим человеком в мире! И все его прошлые речевые выкрутасы можно спокойно списать на счет вашего телефона!
270
Глава 20 > Вербальная самозащита по телефону
работать телефон. А кто поручится, что это не произойдет во время вашего разговора?
Предупредив о возможном отключении телефона, вы достигли определенной цели - заставили звонившего быстрее все сказать и не нагонять да вас смертельную скуку! Между прочим, вам не обязательно перечислять все вышеназванные причины возможного отключения телефона.
Мне нужно идти, мне нужно идти, мне нужно идти, мне нужно идти
Прежде чем выйти из себя из-за того, что человек никак не заканчивает разговор с вами, будто он готов вечно разговаривать, вам нужно принять во внимание две вещи.
Во-первых, у человека, возможно, психологические проблемы, "боязнь разлуки". Обычно причины этого лежат в раннем детстве, кроме того, они могут быть связаны с тем, что его кто-то бросил. Естественно, это не ваша проблема и у вас нет ни времени, ни сил на то, чтобы ее решать. Во-вторых, может быть, вы понравились человеку.- Вы ему так понравились, что он не хочет с вами расставаться. Он не хочет быть вдали от вас!
Зачем я вам это сказала? Потому что, если вы знаете об этом, то немного по-другому посмотрите на человека и, вероятно, поговорите с ним чуть подольше.
Что сказать человеку, который никак не закончит разговор? Вы уже тысячу раз повторяли, что вам нужно идти, а он не реагирует. Вы опять можете все валить на телефон. То же самое, как и в случае с человеком, который слишком разговорчив. Скажите, что ваш телефон может отключиться. Когда вам звонит мистер или мисс болтун, не грубите ему или ей. Вы же не знаете, может, этот человек вам расскажет нечто чрезвычайно важное. Поздоровайтесь бодро и радостно и некоторое время послушайте, о чем он (она) хочет сказать. Но установите себе временные рамки - скажем, три минуты. Когда это время прошло, вежливо скажите: "Я бы с удовольствием еще поговорил(а), но мне пора уходить".
Если вы никак не можете вставить это предложение, потому что ваш собеседник полностью поглощен тем, что он вам рассказывает, то нужно несколько раз спокойным тоном повторить его имя. Тогда он точно поймет. Если вы несколько раз скажете ему, что можете разговаривать совсем недолго, и действительно будете держать свое слово, то вы выработа-
Советы, как постоять за себя
Вы еще так можете отделаться от не в меру словоохотливого человека: скажите, что у вас еще один аппарат и вы ждете звонка. И что этот звонок имеет для вас огромное значение, вы его давно ждали и поэтому вам пора прощаться. И заканчивайте этот разговор!
271
Часть б > Как уклоняться от вербальных пуль во время сражения
ете у него условный рефлекс. Он постепенно поймет, что когда звонит вам то разговор будет приятным, но коротким.
Я слышал твой автоответчик! Это что-то странное!
Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста! (Я умоляю вас - мои ладони сложены вместе, мое лицо абсолютно серьезно. Мои брови нахмурены и я выгляжу так, будто мне противно!) Я и все те, кто слышал ваш автоответчик, поморщились, когда услышали ваши слова.
Вы думаете, что шутка на вашем автоответчике смешная? Знаете что? Она не смешная. Она глупая и делает из вас посмешище.