<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 30 Скоромная пища - пища от теплокровных животных: мясо, молоко, масло, яйца и др. Это пища, которую нельзя есть в пост. В данном случае имеются в виду щи с мясом.
 31 Петровки - пост перед Петровым днем, т.е. в конце июня (Петров день - 29 июня).
 32 Ильинский мясоед - период во второй половине июля (Ильин день - 20 июля).
 33 Спасовки - Спасов пост, период с 1 по 16 августа.
 
 34 Ламуты - устаревшее название эвенов - народности, обитающей в Якутии, в Магаданской обл. и на Камчатке.
 35 Юкагиры и камчадалы - соседние с чукчами народности, первые из которых обитают в Якутии и Мгаданской обл., а вторые - на Камчатке.
 36 Ровдуга - обработанная оленья шкура.
 
 37 Шуга - мелкий лед, каша, образовавшаяся после весеннего ледолома.
 38 Шаркунец - аналог бубенчика (от слова "шаркать").
 39 Мездра - внутренняя часть шкуры.
 40 При анализе этой гипотезы естественно возникает вопрос о причинах "запуска цивилизации": почему те же природные условия не привели к возникновению государств раньше? Отвечая на него, историки обычно выделяют два главных фактора: одни говорят об изменении климата, которое привело к ухудшению природных условий, другие - о перемещении племен с насиженных мест обитания в результате "демографического взрыва".
 41 Месопотамией, по традиции, идущей от древних греков, называется область, находящаяся в междуречье Тигра и Евфрата. Сейчас эта территория входит в состав Турции, Сирии и Ирака. Нижнюю Месопотамию, расположившуюся в южной части современного Ирака, иногда называют Двуречьем.
 42 Отметим, что речь идет о городах Протописьменного и Раннединастического периода. Крупные города II и особенно в I тысячелетия (например, Вавилон и Ниневия) уже гораздо больше соответствуют современному представлению о городе. Далее мы будем более подробно говорить об этом.
 43 Часто складывается бессознательное впечатление, что с возникновением цивилизации человек сразу же меняется, и человек эпохи ранних цивилизаций воспринимает мир почти так же, как и современный. Это абсолютно неверно. Процесс изменений в мировосприятии происходил значительно медленнее, чем процесс изменений в социально-политической структуре, и мышление человека в эпоху ранних цивилизаций стоит гораздо ближе к мышлению первобытного человека, чем нашего современника.
 44 Отмеченная особенность храма как хозяйственного сооружения подтверждается и этимологией. На шумерском и аккадском языках слово "храм" означает и просто "дом".
 45 Эта ситуация немного напоминает получение доходных должностей за взятку в современном мире, только взятка эта заменялась официальным взносом, шедшим "в карман" государства.
 46 Это составляет от 30 до 1800 соток. Для сравнения надел, выделяемый сейчас для ведения приусадебного хозяйства, колеблется от 6 до 15 соток. При этом нужно, конечно, иметь в виду, что "земли-кормление" являлись для работников главным источником существования.
 47 Эти данные приводятся по документам города Лагаша, принадлежащим к раннединастическому периоду. Отметим, что общая численность населения в государстве составляла около 100 тыс. человек.
 48 См.: История Древнего Востока. Ч.1, М., 1983, с. 450.
 49 Более подробно об этом мы будем говорить в статье "Культурное пространство Древней Месопотамии".
 50 Исследователями неоднократно высказывалась мысль, что прототипом городов II и I тысячелетия до н.э. (в первую очередь, ассирийских) служили военные лагеря.
 51 Заметим, что люди, населявшие территорию Шумера в описанный период, скорее всего, не знали, что живут в Шумере. Родина для них отождествлялась с их собственным номом, которому противостоял остальной мир без особых различий в нем.
 52 Эти цари совсем не обязательно были родственниками, их связывало лишь общее место правления.
 53 Вообще, условия жизни в Месопотамии допускали два типа существования: земледелие вблизи рек и кочевой образ жизни в горных районах. Столкновения оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов пронизывают всю историю Месопотамии.
 54 Цари Ура даже построили стену, защищавшую Нижнюю Месопотамию с севера.
 55 Интересно, что Вавилон, так же как и Аккад, был до XIX в. до н.э. сравнительно небольшим городом, однако, в отличие от Аккада, его возвышение не закончилось с концом династии Хаммурапи, он остался важным историческим центром вплоть середины первого тысячелетия до нашей эры.
 56 Значительные фрагменты "законов Хаммурапи" приводятся в хрестоматии.
 57 Так следующий за описанным параграф звучит следующим образом: "(§252) Если это раб человека, то тот должен заплатить 1/3 мины серебра".
 58 В случае телесных повреждений такое возмещение невозможно, поэтому оно заменяется нанесением преступнику такого же телесного повреждения (напр., "(§200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.").
 59 Основными видами деятельности халдеев были скотоводство и земледелие.
 60 Победы этого царя привлекли внимание В.Брюсова, запечатлевшего его идеализированный облик в известном стихотворении.
 61 Точно так же Афины и Спарта относятся к древней Греции, хотя их вклад в греческую культуру весьма разичен.
 62 Подробно функции каждого божества, различные варианты его его имен и их этимология приведены в таблице "Пантеон богов и культовые центры Древней Месопотамии".
 63 Аналогичная ситуация наблюдается и в других культурах, например в античной. Так Аполлон Ликейский, от титула которого происходит название философской школы Аристотеля, давшей название современным лицеям, изначально представлялся в виде волка (????? по-гречески значит "волк"), а потом - как укротитель волков.
 64 Хотя иногда (напр., в "Сказании об Атрахасисе") эти же боги обзначаются как Аннунаки.
 65 Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990, с.149-150.
 66 Практически все упоминаемые здесь тексты приведены в хрестоматии, поэтому ме не будем подробно останавливаться на их содержании.
 67 Подробное описание структуры э-дубы, а также использовавшиеся в ней учебные тексты приведены в хрестоматии.
 68 В русском языке рудименты такого мировосприятия можно уловить, например, в слове "предки". Предки - это те, кто находится перед нами, к кому мы обращены лицом. Подобная идея присутствует и во многих европейских языках, объединяющих пространственное и временное значение предлога "перед".
 69 Ученые предполагают, что ассирийцы позаимствовали ее из Малой Азии.
 70 В различные исторические периоды реализовывались оба варианта. В тех случаях, когда "по правилам игры" историческое событие, служащее "именем" года, должно было принадлежать ему самому, год назывался сначала "следующий за..." и затем, при появлении достойных "кандидатов на именование", переименовывался (иногда по несколько раз).
 71 Нельзя сказать, что практика гаданий абсолютно отсутствовала в традициональных культурах, но, во-первых, гадания там были крайне редки, а во-вторых, они были посвящены исходу конкретных событий, ближайшей охоты, например.
 72 "Большая земля" - подземный мир.
 73 Это означает, что царь и его войско находились в Ассирии и не ходили в поход на чужие страны.
 74 Материал этого раздела приводится по изданию: История Древнего Востока. Ч.1. Месопотамия. М., Восточная литература, с.442.
 75 Из опубликованных пока данных нельзя почерпнуть твердой уверенности, что оба затона уже были в это время; несомненно лишь, что западная гавань в Старовавилонский период существовала.
 76 Данные приводятся по изданию: Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990, с.112.
 77 См. начало статьи "Культурное пространство Древней Месопотамии".
 78 Название "Египет" (греческое "Айгюптос") происходит, возможно, от слова "Хикупта" - "Крепость духа Пта", одного из названий Мемфиса, столицы Египта в эпоху Древнего царства. Сами египтяне называли свою страну "Кемет" - "Черная", по цвету черной плодородной земли, орошаемой Нилом.
 79 Разлив Нила в окрестностях Мемфиса обычно происходил 19 июля, совпадая с первым видимым появлением Сириуса на утреннем небе, и этот день был принят за начало древнеегипетского года.
 80 Слово "фараон" - греческое, но основой для него является иносказательное наименование царя, принятое в эпоху Нового царства - пер-'о, что переводится буквально как "Большой дом", т.е. дворец. Само имя царя считалось священным и произносить его категорически воспрещалось.
 81 Харакура - престольное имя фараона, личным именем которого было Сенусерт.
 82 Мы упоминали об этом, анализируя законы Хаммурапи. См. статью "Историческое пространство Древней Месопотамии".
 83 Отметим, что "слуги царя" работали и в хозяйствах вельмож. Они давались вельможе в "служебное пользование" вместе с земельными наделами.
 84 Ситуация, аналогичная сложившейся на территории Месопотамии во время III династии Ура.
 85 Аналог служебных автомашин и квартир у чиновников нашего времени.
 86 Периодизацию см. в хронологической таблице.
 87 Представление о них можно получить по приводимой в хрестоматии "Повести Синухе".
 88 Об этническом составе и термине см. комментарий к хронологической таблице.
 89 В некоторых текстах титулы фараона, написание которых определялось уже сложившейся многовековой традицией, неожиданно получают женские окончания.
 90 См. описание их в хрестоматии у Страбона.
 91 Это привычное произношение неправильно, так же, как и произношение бога Атона. Наиболее точно соответствует реальному имени бога, видимо, слово Йати, а имени фараона - Ах-на-Йати.
 92 Сейчас это место называется Аль-Амарной.
 93 Хронотоп (от греч. "хронос" - "время" и "топос" - место) - совокупность представлений какой-либо культуры о пространстве и времени.
 94 Разливы Нила в этой местности происходили 19 июля и давали начало древнеегипетскому году.
 95 Подробное описание богов пантеона см. в таблице "Пантеон богов и культовые центры Древнего Египта".
 96 Движение Ра по небесному и подземному Нилу определяло и особый механизм измерения времени, распространенный в Древнем Египте. Каждый час имел свое название, определяемое фазой борьбы, совершаемой Ра, и требовал особых служб, совершаемых специальными жрецами. Так шестой час дня назывался "часом подъема", двенадцатый - "Ра сливается с жизнью", первый час ночи считался "часом поражения врагов Ра".
 97 Считалось, что в момент зачатия Амон-Ра является царице в образе ее мужа.
 98 Не случайно центр его почитания перемещается в г. Абидос, место погребения фараонов.
 99 В хрестоматии приведены основные древнеегипетские источники, содержащие описание сюжета.
 100 По одной из версий мифа, Сет разрубил тело Осириса на 14 частей, которые разбросал по всей территории Египта. Исида собрала все части, кроме фаллоса, и пзахоронила их.
 101 Текст датируется временем правления Сенусерта III.
 102 Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л., 1935, т.I, с.182.
 103 Обширные выдержки из труда Страбона приводятся в хрестоматии.
 104 Страбон. География. М., Ладомир, 1994, с.748.
 105 О категории ба см далее, условно ее можно перевести как "душа".
 106 Очень убедительно это делает французский антрполог К. Леви-Стросс в своей работе "Тотемизм сегодня", подводя тем самым итог почти полувековой критической традиции.
 107 Oaenou iniiaiuo a?aaiaaaeiaoneeo einiiaiiee i?eaiayony a o?anoiiaoee.
 108 Интересно, что таким первобытным холмом объявялся каждый значительный храм, который становился тем самым началом и источником жизни.
 109 Напомним, что все эти представления уже встречались нам при анализе первобытной и традициональной культур.
 110 Наряду с иероглифическим в Древнем Египте использовалось также иератическое и демотическое письмо. О иератическом письме см. комментарий к хронологической таблице. Демотическое письмо представляет собой осбый вид скорописи, в котором иероглиф или несколько иероглифов заменяются упрощенным письменным знаком.
 111 О том, как связывал египтянин все возможные значения "ка" в единый комплекс, остается только гадать. Ничему не противоречит, однако, предположение, что при магическом создании изображения в него "вкладывалась" идея хранения жизненной силы существа, которому оно соответствовало. Можно в качестве некоторой аналогии обратиться к рууским сказкам и вспомнить о душе Кащея, которая находится в игле, заключенной в яйце и т.д.
 112 Процесс мумифицирования подробно и в целом верно описан Геродотом. Это описание приводится в хрестоматии.
 113 Напомним, что это вполне соответствует соотношению между средним и нижним миром в традициональной культуре.
 114 Отметим, что "Книга мертвых" начинается с уподобления умершего Осирису. Обычно этот факт трактуется как стремление умершего воскреснуть так же, как воскрес Осирис, однако, на наш взгляд, такая трактовка не очень убедительна. Если Египет мог расматриваться как плоть или нутро фараона, то и царство мертвых со всем своим "населением" могло считаться телом или имуществом
 
 Осириса. Поэтому, скорее всего, сделанное уподобление означало, что умерший стал частью "плоти" Осириса, его слугой.
 115 Т.е. площадь города составляла 0,14 кв. км.
 116 Шадуф - колодец, "журавль", изобретенный в Египте в эпоху Нового царства.
 117 Речь идет о карликах.
 118 Вид животного, приносимого в жертву, определялся религиозным ритуалом.
 119 Перевод Г. А. Стратановского.
 [В.В.1]
 
 
 [В.В.4]
 [В.В.5]
  ??
 
  ??
 
  ??
 
  ??
 
 
 
 
  5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  145
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  206
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу