<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 * образ корпорации;
 * отношение к риску;
 * отношение к нововведениям;
 * временной аспект.
 Аспекты стратегического планирования и образа корпорации изложены в [5], а также в главе 3 настоящего пособия.
 Отбор проектов с высокой степенью риска, особенно если они потребуют больших инвестиций, обычно нежелателен в компаниях, где руководство отличается высоким уровнем непринятия риска. Это относится в большей мере к коммерческому риску, чем к техническому, поскольку последний можно ограничить, например, сужением области НИОКР. Риск, присущий всему портфелю НИОКР, должен быть главной заботой стратегии НИОКР и отражать позицию корпорации. Но для этого следует оценить частные риски всех проектов, выполненных в корпорации. Наступательная стратегия, как правило, связана с большим риском, чем защитная, но и сулит большую потенциальную прибыль. Процесс планирования НИОКР должен вести к количественной оценке осознанного риска, но было бы ошибкой полагать, что он способен предугадать любую случайность.
 Отношение высшего руководства к нововведениям тесно связано с его отношением к риску. Инноваторы, как правило, одновременно и те, кто охотно идет на риск. Следует отметить заблуждения в обычной аргументации против нововведений:
 * сравнение обычно невысокой надежности новой техники и надежности уже осуществленных технологий. При этом не берется в расчет потенциал совершенствования новых технологий;
 * упор на высокие первоначальные затраты без учета их относительного снижения с ростом объема выпуска благодаря накоплению опыта (кривая обучения);
 * удовлетворенность эффективностью существующей технологии в сложившихся конкурентных условиях без оценки того, как конкуренция будет развиваться в будущем.
 Временной аспект касается краткосрочных и долгосрочных оценок. Цели корпорации обычно ориентированы на длительную перспективу, однако иногда их следует подчинить краткосрочным интересам.
 4.3. Маркетинговые критерии
 К ним относят:
 * выявление потребностей;
 * потенциальный объем продаж;
 * временной аспект;
 * воздействие на существующие продукты;
 * ценообразование;
 * уровень конкуренции;
 * каналы распределения;
 * стартовые затраты.
 Рыночные потребности, как и другие маркетинговые характеристики, переменчивы. Поэтому наличие ярко выраженной рыночной потребности при отборе проекта не означает, что рыночная перспектива гарантирована. Более того, нововведение может найти свой рынок там, где ранее и не предполагалось. Варианты, из которых выбираются первоначальные области применения, иллюстрируются рис.14.
 
 Рис. 14. Варианты нововведений
 Вариант 1 реализуется довольно редко. Чаще надо выбирать между вариантами 2 и 3.
 Проблема исследователя - определение характеристик новой продукции и их систематическая увязка с потенциальными сферами использования. Оценка перспективности рынка производится с помощью рейтинговых оценок перспектив его роста, рентабельности бизнеса в нем и его нестабильности [4, гл.13]. Объем продаж, который, возможно, будет обеспечен выпуском нового продукта, следует оценивать по перспективам его роста [4, гл.13], а также с помощью прогнозирования тенденций потребления подобной продукции и изменений в потребительском потенциале.
 Временной аспект рыночного плана прежде всего связан с необходимостью балансировки отдельных видов бизнеса компании. В идеале необходимо, чтобы новые продукты выходили на рынок в сроки и в количествах, диктуемых требованиями маркетинга. По мере продвижения разработки можно делать все более точные оценки возможной даты выхода нового продукта на рынок. Все эти вопросы следует решать исходя из состояния портфеля СЗХ фирмы и портфеля НИОКР.
 Новые продукты могут дополнять существующий ассортимент или полностью его замещать. Абсолютно новые продукты расширяют ассортимент, увеличивают размеры реализации и прибыль, служат условием роста корпорации. Однако при этом не следует забывать о задачах развития текущего ассортимента, тем более что существующий продукт обычно пользуется доверием покупателей и концентрирует в себе инвестиции компании. Производство же нового продукта связано с неизбежной неопределенностью. Следует, однако, учесть и то обстоятельство, что жизненный цикл существующих продуктов рано или поздно закончится и их все равно придется заменять.
 Объем продаж, представляющий собою одобрение потребителем продукции, выступает на самом деле в виде функции от цены предложения. Прибыль от реализации единицы продукции есть разность между ценой и издержками на изготовление. Если издержками фирма-производитель, в принципе, может полностью управлять, то при установлении цены следует учитывать уровень цен на конкурирующие продукты. Принципиальные пределы установления цены фирмой на новую продукцию включают себестоимость выпускаемой продукции в качестве нижнего предела цены, а верхний предел определяется ценой потребления, которая делает продукт для потребителя привлекательным по сравнению с имеющимися на рынке. Таким образом, верхний предел цены прямо определяется показателями технического качества продукта (его производительностью, качеством, надежностью, эксплуатационными затратами на его использование и т.д.). Выбирая цену вблизи нижнего предела, фирма-производитель увеличивает привлекательность товара, а в случае цены, приближающейся к верхнему пределу, фирма увеличивает свою прибыль, но уменьшает экономическую привлекательность товара для потребителя. По сути дела, цена для потребителя должна быть инструментом оценки экономического эффекта от использования продукции с учетом стоимости ее потребления (цена приобретения плюс текущие расходы за все время эксплуатации). Таким образом, фирма не может оценить проект по фактору ценообразования без учета рыночной ситуации и прогнозов допустимой цены потребления для потенциальных покупателей. Эта проблема тесно связана и с оценкой возможной степени конкуренции в момент начала коммерческой реализации товара, а не сегодняшней конкуренции, как это часто делается.
 Каналы распределения - один из факторов, который нельзя игнорировать при оценке проекта. Если появится необходимость в новых каналах распределения, то затраты могут существенно возрасти. Точно также следует оценить стартовые затраты по выводу товара на рынок. В первую очередь это затраты на начальное продвижение товара на рынок.
 4.4. Научно-технические критерии
 Уже при рассмотрении в качестве критерия оценки проекта ценообразования была четко обозначена неразрывность технической и экономической сторон проекта. В НИОКР следует говорить о едином процессе технико-экономического проектирования.
 Согласованность проекта со стратегией НИОКР обеспечивается посредством отбора проектов с учетом сбалансированности портфеля НИОКР, сформированного в интересах достижения целей корпорации. Технический успех любого проекта есть достижение проектных технических показателей в рамках выделенных финансовых средств и в требуемые сроки. Если существуют какие-либо сомнения относительно конкретного аспекта проекта, то обычным решением является разработка параллельных подходов. Обычно на этапе представления проектных предложений на экспертизу вероятность того, что будет получено по крайней мере одно приемлемое решение, достаточно велика.
 Оценки стоимости разработки и времени, необходимого для ее завершения, наиболее важны. Эти показатели выступают в качестве меры объема научно-технических ресурсов, вовлекаемых в проект, и длительности их использования. Важно не только наличие общего ресурса (финансирования), но и потребность в частных ресурсах и их наличие (специалисты высшей квалификации, площади, производственные рабочие, лабораторное оборудование, производственные мощности, информационное обеспечение и т.д.). Недостаток того или иного конкретного ресурса может стать решающим фактором в процессе выбора проекта. SWOT-анализ, проведенный компанией, даст ей информацию об основных отличительных преимуществах, которые следует использовать в разработке, чтобы сделать ее конкурентоспособной. К их числу могут относиться и частные виды ресурсов, к распределению которых между проектами следует подойти с особым вниманием. Следует также использовать в качестве критерия принятия решения степень влияния проекта на будущие разработки, например, следующее соображение: создаст ли этот проект базу для будущих разработок (в технологии, научном знании, методике решения конкретных задач, стандартизации и т.д.). Это будет стимулировать возможные будущие синергетические эффекты.
 4.5. Производственные критерии
 Внедрение нового продукта в производство редко проходит без трудностей. В первом приближении их можно разделить на две группы:
 * трудности, связанные с производственными мощностями для нового продукта;
 * трудности производства проекта с затратами, гарантирующими получение необходимой прибыли.
 Задержки вследствие обнаруживающихся трудностей приобретения нового оборудования, набора или подготовки персонала, проблем инженерного обслуживания оказывают воздействие на финансовое состояние и должны учитываться при оценке проекта. Оценивая проект, важно идентифицировать те его характеристики, которые могут вызвать определенные проблемы у производителя.
 Окончательные издержки производства зависят от цен на материалы и комплектующие изделия, применяемых технологических процессов, капитальных вложений и организации производства. Эти издержки определяются и объемом продаж.
 Таким образом, к числу основных производственных факторов, обеспечивающих успех проекта, относят:
 * технологию, соответствующую типу производства;
 * настоящий и будущий баланс производственных мощностей;
 * рыночную обеспеченность уникальными материалами и комплектующими изделиями;
 * доступность всех видов частных ресурсов;
 * гибкость производства, его способность "воспринять" новые изделия и выпускать их с издержками, обеспечивающими конкурентоспособную цену;
 * степень использования существующих технологии и оборудования.
 4.6. Организация оценки проекта
 Большая часть критериев оценки не относится к научно-технической области. Инновации (успешные и неуспешные) распространяются на деятельность всей компании и становятся частью ее экономической деятельности. Эффективность решений по оценке проектов можно обеспечить, лишь вовлекая в этот процесс тех, кого затрагивают факторы оценок. В группу, производящую оценку проекта, целесообразно включать:
 * специалистов в соответствующей научной области;
 * специалистов в других научно-технических областях;
 * пользователей результатами проектов;
 * людей, обладающих навыками менеджмента и знающих экономику;
 * специалистов, прежде участвовавших в проведении оценок;
 * людей, обладающих опытом в области формирования научно-технической политики.
 Такие процедуры, как оценка проектов, являются частью операционных взаимодействий в рамках структуры фирмы. Однако такие процедуры требуют и хороших межличностных и межгрупповых отношений. Процедура оценки, там, где она осуществляется эффективно, может стать важным элементом инновационного процесса, позволяя учесть мнения руководителей других подразделений фирмы (кроме НИОКР) на ранних стадиях НИОКР. Это ведет к усилению их ответственности и облегчает переход проекта от стадии НИОКР к производству и маркетингу.
 Простейшим методом оценки является составление перечня всех критериев. Один из таких перечней приведен в разделе 2. 4. Это перечень критериев фильтрации идей. Поскольку оценка проектов является, по существу, непрерывным процессом, то по мере выполнения эти критерии детализируются и уточняются. В качестве рабочего перечня критериев такой оценки в [13] предлагается следующий:
 А. Критерии связанные с целями корпорации, ее стратегиями, политиками и ценностями:
 1. Совместимость проекта с текущей стратегией компании и ее долгосрочными планами.
 2. Допустимость изменений в стратегии фирмы с учетом потенциала проекта.
 3. Согласованность проекта с представлениями о компании.
 4. Соответствие проекта отношению корпорации к риску.
 5. Соответствие проекта отношению корпорации к нововведениям.
 6. Соответствие временного аспекта проекта требованиям корпорации.
 Б. Рыночные критерии:
 1. Соответствие проекта четко определенным потребностям рынка.
 2. Общая емкость рынка.
 3. Доля рынка, которую сможет контролировать корпорация.
 4. Жизненный цикл продукта в виде товара.
 5. Вероятность коммерческого успеха.
 6. Вероятный объем продаж.
 7. Временной аспект рыночного плана.
 8. Воздействие на существующие продукты.
 9. Ценообразование и восприятие продукта потребителями.
 10. Позиция в конкуренции.
 11. Соответствие продукта существующим каналам распределения.
 12. Оценка стартовых затрат.
 В. Научно-технические критерии:
 1. Соответствие проекта стратегии НИОКР.
 2. Допустимость изменений в стратегии НИОКР с учетом потенциала проекта.
 3. Вероятность технического успеха проекта.
 4. Стоимость и время разработки проекта.
 5. Патентная чистота проекта.
 6. Наличие научно технических ресурсов для выполнения проекта.
 7. Возможность выполнения будущих НИОКР на базе данного проекта и новой технологии.
 8. Воздействие на другие проекты.
 Г. Финансовые критерии:
 1. Стоимость НИОКР.
 2. Вложения в производство.
 3. Вложения в маркетинг.
 4. Наличие финансов в нужные моменты времени.
 5. Влияние на другие проекты, требующие финансовых средств.
 6. Время достижения точки безубыточности и максимальное отрицательное значение расходов.
 7. Потенциальный годовой размер прибыли.
 8. Ожидаемая норма прибыли.
 9. Соответствие проекта критериям эффективности инвестиций, принятым в компании.
 Д. Производственные критерии:
 1. Новые технологические процессы.
 2. Достаточная численность и квалификация производственного персонала.
 3. Соответствие проекта имеющимся производственным мощностям.
 4. Цена и наличие материалов.
 5. Производственные издержки.
 6. Потребности в дополнительных мощностях.
 Е. Внешние и экономические критерии:
 1. Возможные вредные воздействия продуктов и технологии.
 2. Влияние общественного мнения.
 3. Текущее и перспективное законодательство.
 4. Воздействие на уровень занятости.
 Все группы критериев, кроме финансовых, рассмотрены выше. Финансовые критерии будут освещены в следующей главе.
 Использование любого формализованного метода оценки не является математическим расчетом потенциальной или ожидаемой эффективности проекта, а имеет лишь цель определить его выбор. Каждая компания сама выбирает форму и критерии оценки. Рейтинговые оценки имеют ряд преимуществ:
 * легкость проведения оценок проекта по разнородным критериям;
 * возможность свертывания в единую оценку субъективных оценок и объективных данных;
 * возможность при выборе критериев оценок учета специфики фирмы.
 Кроме оценок по частным критериям необходимо установить рейтинговые веса групп факторов и отдельных факторов, а далее осуществить свертывание всех оценок в одну по выбранной методике (например, аддитивным или мультипликативным образом). Более подробно получение интегральной технической оценки и интегральной экономической оценки технических систем будет рассмотрено ниже.
 4.7. Обобщающие выводы по главе 4
 Рассмотрен широкий спектр факторов, влияющих на успех инноваций. Многие из них количественно трудно определимы и выдвигают на первый план "портфельный" подход к рассмотрению НИОКР, производства, маркетинга и финансовых вопросов.
 Четко определена необходимость комплексной оценки в течение всей работы над проектом с участием служб всех сфер деятельности фирмы.
 Анализ должен исходить из того, что:
 * каждый фактор, имеющий влияние на экономические параметры проекта, должен быть тщательно оценен;
 * отвергаются проекты, не удовлетворяющие хотя бы одному существенному критерию;
 * обнаруживается и оценивается необходимость в дополнительной информации;
 * существует база для сопоставления проектов;
 * существует процедура согласования действий руководителей фирмы, НИОКР и других служб;
 * разработана процедура обобщающей оценки (методы свертывания многокритериальных оценок);
 * последнее решение по проекту зависит от проницательности, конструктивной позиции, интуиции руководителя корпорации.
 
 
 5. ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
 5.1. Финансовые критерии оценки проектов
 Прежде всего важно четко различать окончательную эффективность проекта и затраты компании до того момента, когда проект начнет давать отдачу.
 Высокая оценка окончательной эффективности проекта может отвлечь внимание от истощения финансовых ресурсов компании ввиду затрат на разработку и внедрение, которые состоят из затрат на НИОКР, включая создание опытного образца, капитальных вложений в производственные мощности, затрат на подготовку производства на серийном заводе, а также стартовых рыночных затрат.
 Кривая на рис.3 отражает кумулятивные затраты на реализацию проекта. Крайне важны не только размер отвлеченных средств, но и время их инвестирования. Наличие финансовых ресурсов для реализации проекта НИОКР зависит от состояния компании, определяемого всей ее деятельностью, всеми затратами и доходами. Поэтому денежные потоки компании, в том числе и при реализации проекта, должны оцениваться с максимально возможной точностью. Такой анализ может выявить следующее:
 * максимальное значение отрицательного денежного потока не превышает финансовых ресурсов фирмы. В этом случае финансовые ограничения будут слабо влиять на выбор проекта;
 * требуемые финансовые ресурсы достигли предела ожидаемого наличия средств. Риск нехватки средств возрастает, и надо пересмотреть график разработки, передвинуть максимум затрат во времени или разработать чрезвычайный план пополнения финансовых ресурсов;
 * потребности в фондах могут превзойти их вероятное наличие. Проект может быть прекращен или может быть использовано лицензирование, совместная разработка с другими фирмами.
 Ни одна из инвестиционных возможностей не должна рассматриваться изолированно от всего портфеля инвестиций (на диверсификацию компании, расширение и модернизацию производства, НИОКР). Портфель НИОКР постоянно меняется. Его содержание всегда зависит от прошлых решений, однако балансировка требует появления новых проектов.
 5.2. Финансовый анализ в процессе НИОКР
 При финансовом анализе инвестиций в промышленные мощности и в НИОКР можно отметить следующее различие. Финансовая информация в случае принятия решения, например, о строительстве завода более надежна, чем при решениях по большинству научно-технических проектов, особенно на ранних этапах. С другой стороны, НИОКР имеют то преимущество, что их обычно можно прекратить с меньшими финансовыми потерями.
 В процессе разработки проекта имеют место определенные "контрольные точки":
 * решение о разработке полного комплекта рабочей документации;
 * решение о производстве опытного образца;
 * решение о создании производственной базы.
 В случае положительного решения в каждой "контрольной точке" выделяются соответствующие финансовые ресурсы. Поэтому до перехода к следующей фазе проекта должна осуществляться его переоценка, т. е. финансовый анализ. При этом снижение технической неопределенности - лишь одна сторона такого уточнения. Другая цель - уменьшение экономической неопределенности проекта, его рыночной будущности.
 При определенных обстоятельствах для крупных проектов стоимость разработки может выступать в качестве решающего фактора. В таких случаях требуются более точные оценки, и, следовательно, необходимо сосредоточить усилия на получении необходимой информации. Рассмотрим несколько конкретных ситуаций. Для определенного круга сложных технических изделий характерны высокий уровень затрат на НИОКР и небольшое количество изделий на стадии производства. В этом случае может оказаться желательным уменьшение общих затрат на НИОКР за счет некоторого понижения технического уровня изделий ("лучшее - враг хорошего"). Однако подобное снижение затрат на НИОКР может привести к увеличению удельных издержек производства. Ситуация иллюстрируется рис.15, где вариант 1 - высокие затраты на НИОКР, низкие удельные производственные издержки; вариант 2 - сниженные затраты на НИОКР и более высокие удельные производственные расходы. Очевидно, что при сравнительно небольших объемах выпуска выгоднее вариант 2 финансовой политики.
 При ориентации на создание продукта с коротким жизненным циклом (например, при прогнозе появления нового технического принципа) финансовый успех в большей мере будет зависеть от удлинения жизненного цикла товара за счет его более быстрой разработки и внедрения на рынке. Таким образом, могут оказаться целесообразными дополнительные затраты на ускорение НИОКР.
 При разработке продукта, предназначенного для рынка, занятого уже освоенным продуктом, выпускаемым конкурентом, успех будет зависеть или от разработки более дешевого или более качественного продукта. Однако априори неясно, что предпочтет потребитель. Поэтому необходимы дополнительные затраты на маркетинговые исследования, поскольку правильное решение имеет ключевое значение для успеха продукта. Следует отметить, что повышение технического уровня, как правило, сопровождается возрастанием издержек производства.
 
 Рис.15. Чувствительность прибыли к стоимости НИОКР для высокотехнологичных проектов с низким объемом продаж
 Таким образом, финансовый анализ может рассматриваться как непрерывный процесс в рамках НИОКР. Реалистичный подход к проблеме базируется:
 * на признании того факта, что первоначальный отбор - ограниченное решение;
 * на выявлении тех областей, где экономический успех особенно чувствителен к ошибкам в оценках;
 * на выделении ресурсов на информацию в этих "чувствительных областях";
 * на использовании полученной информации для принятия решений (отказ от проекта, его переориентировка, необходимость дополнительных затрат на информацию, имеющую решающее значение).
 5.3. Оценка эффективности инвестиций в НИОКР
 Как правило, выполнение проектов НИОКР и подготовка производства растягиваются на значительные сроки. Это вызывает необходимость сопоставления денежных вложений, произведенных в разное время, то есть дисконтирования. С учетом этого обстоятельства номинально одинаковые по сумме издержек проекты могут иметь разную экономическую значимость. Проект, требующий больших издержек в начальный период своего осуществления, будет по этому фактору менее привлекательным, чем проект, инвестиции в который равномерно распределены во времени или даже сдвинуты в основном на более поздние сроки.
 Для НИОКР типичным временем приведения при дисконтировании является время начала проекта, а для проекта, включающего производство, обычно все затраты и доходы приводятся к моменту начала серийного производства.
 Напомним основные формулы дисконтирования (курс финансового менеджмента):
 а) настоящая стоимость будущих денежных потоков
 
 где: Рv - будущая стоимость денежных потоков; d - учетная ставка; t -годы (время дисконтирования);
 б) будущая стоимость настоящего денежного потока
 
 в) настоящая стоимость будущего равномерного денежного потока
 
 где R - величина годового денежного потока; n - число лет инвестиций;
 г) настоящая стоимость будущего равномерного денежного потока с учетом инфляции
 
 где Ro - величина денежного потока в первый год; i - годовой процент инфляции.
 Для оценки эффективности инвестиций могут применяться статические и динамические критерии прибыльности. Статические критерии не учитывают дисконтирования. Они просты в использовании и могут применяться для краткосрочных проектов и грубых оценок. В этом случае критериями эффективности будут прибыль от проекта за весь срок производства разработанного продукта и статический период окупаемости средств, затраченных на НИОКР и подготовку производства.
 Динамические критерии учитывают временное изменение стоимости денег путем дисконтирования. Критериями принятия решения при этом будут:
 * прибыль, отнесенная к настоящему моменту;
 * динамический срок окупаемости;
 * внутренняя норма окупаемости.
 Формулы для расчета прибыли и прибыли, отнесенной к настоящему моменту, даны в табл. 5.1.
 Таблица 5.1
 Формулы расчета прибыли при статических и динамических критериях эффективности инвестиций
 Прибыль от реализации продукции по проекту
 (Пс) Прибыль от реализации, отнесенная к настоящему моменту времени () Нерегулярный денежный поток
  Нерегулярный денежный поток
  Регулярный денежный поток
  Регулярный денежный поток
  В табл.5.1: t - текущий год; Пг - годовая прибыль при регулярном денежном потоке; Пt - годовая прибыль в t-м году; d - учетная ставка; n - число лет реализации продукции.
 Статические и динамические сроки окупаемости инвестиций можно получить как решения следующих уравнений:
 (в случае нерегулярного денежного потока при статическом критерии эффективности);
 (в случае регулярного денежного потока при статическом критерии эффективности);
 (в случае нерегулярного денежного потока при динамическом критерии эффективности);
 (в случае регулярного денежного потока при динамическом критерии эффективности),
 где Q - объем инвестиций; Ток - срок окупаемости инвестиций.
 Для случаев регулярного денежного потока можно получить явные выражения для срока окупаемости инвестиций.
 При статическом критерии
 
 При динамическом критерии
 
 Рассмотрим пример: Q=1000 усл.ед., d=10%, Пг=200 усл.ед.
 При статическом критерии срок окупаемости
 
 при динамическом критерии
 
 При нерегулярном денежном потоке значения срока окупаемости могут быть получены табличным или графическим методами решения с использованием соответствующего программного обеспечения.
 Внутренний темп окупаемости - реальные среднегодовые проценты отдачи инвестиции. Сравнение внутреннего темпа окупаемости с банковской учетной ставкой позволяет оценить эффективность капиталовложений.
 Рассмотрим конкретный пример использования оценок эффективности инвестиций для выбора варианта проекта НИОКР - производство нового изделия (см. рис. 3). Предположим, что имеется вариант проекта, финансовая сторона которого отражена в табл. 5.2.
 Таблица 5.2
 Денежные потоки варианта проекта НИОКР - производство продукта
 t,
 годы Этап Стоимость этапа, прибыль Дисконтированные стоимость этапа и прибыль -4/ -3
 -3/ -2
 -2/ -1
 -1/ 0
 0/ 1
 1/ 2
 2/ 3
 3/ 4
 4/ 5 НИР
 ОКР
 ОКР
 Подготовка
 производства
 Производство
 - " -
 - " -
 - " -
 - " - -50
 -100
 -100
 -100
 ? = -350
 +200
 +200
 +200
 +200
 +200
 ? = +1000 -73
 -133
 -121
 -110
 ? = -437
 +181
 +165
 +150
 +137
 +125
 ? = +758 Учетная ставка принята равной d=10%. Все денежные потоки приведены в условных единицах.
 Временем приведения при дисконтировании является начало серийного производства и коммерческой реализации нового изделия. Используя ранее приведенные формулы, легко рассчитать, что
 * статический период окупаемости =350/200=1,75 года;
 * динамический период окупаемости =2,6 года;
 * статическая оценка кумулятивной прибыли проекта 1000-350=650,
 * динамическая оценка кумулятивной прибыли 321.
 Внутренний темп окупаемости Х найдем из следующих соотношений:
 
 
 Х=0,31.
 Приведенные соотношения явно показывают необходимость дисконтирования при оценке подобных проектов. Степень экономической эффективности проекта по сравнению с учетной ставкой (10%) определяет среднегодовую рентабельность проекта (здесь 21%).
 Предположим, у разработчиков проекта возникло альтернативное предложение: улучшить некоторые технические характеристики изделия, что даст возможность увеличить его рыночную цену и соответственно увеличить годовую прибыль на 10% (220 вместо 200). Цeной улучшения технических характеристик проекта является необходимость продления ОКР на 0,5 года и дополнительные инвестиции в 50 единиц. Денежные потоки по этому варианту отражены в табл.5.3. Для удобства сравнения время приведения при дисконтировании сохранено.
 Таблица 5.3
 Денежные потоки при варианте II
 t,
 годы Этап Стоимость этапа,
 прибыль Дисконтированные
 стоимость этапа и
 прибыль -4/ -3
 -3/ -2
 -2/ -0,5
 -0,5/ +0,5 НИР
 ОКР
 ОКР
 Подготовка
 производства -50
 -100
 -150
 -100
 ? = -400 -73
 -133
 -176
 -100
 ? = -482 0,5/ 1
 1/ 2
 2/ 3
 3/ 4
 4/ 5 Производство
 - " -
 - " -
 - " -
 - " - 110
 220
 220
 220
 220
 ? = +990 100

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу