<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 * организационная подготовка производства.
 Эти стадии во многом выполняются параллельно по следующим основным направлениям (до начала изготовления опытной партии на действующем предприятии):
 * обеспечение конструкторской документацией;
 * разработка производственной программы;
 * разработка технологической документации;
 * оснащение цехов спецоснасткой и оборудованием;
 * расчет цен и заключение договоров;
 * обеспечение материалами и покупными изделиями;
 * метрологическое обеспечение производства;
 * оперативно-производственное планирование;
 * обеспечение рабочими кадрами.
 Примерный упрощенный сетевой граф (а не график!) подготовки производства приведен в приложении 1.
 
 
 10. ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММАМИ НИОКР
 10.1. Специфика менеджмента НИОКР
 Менеджмент НИОКР - это принятие решений в постоянно меняющихся условиях, непрерывное рассмотрение программы НИОКР и переоценка ее в целом и составных ее частей. Для руководителя сферы НИОКР естественно, что любое его действие окружено неопределенностями как внутреннего, так и внешнего порядка. В любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема, необходимость перераспределения ресурсов, новые оценки рыночных возможностей. Поэтому любая система планирования и управления НИОКР должна быть достаточно гибкой, а динамичность ситуации требует большего управленческого внимания, чем любая сфера деятельности.
 Каждый проект должен начинаться с четкой постановки цели. Поскольку окончательный успех определяется на рынке, то и цели должны быть определены рыночной потребностью. Прежде всего это рыночный сегмент и его взаимосвязанные характеристики (размер, допустимая цена, требования к технической эффективности и время вывода продукта). Продукт в свою очередь должен быть определен по своей эффективности, цене и дате появления. Все эти характеристики взаимозависимы, и, следовательно, требуется определенная итеративная процедура уточнения цели.
 Особое внимание должно быть уделено тому, какого технического уровня продукта потребует данный рыночный сегмент с наибольшей вероятностью. Избыточность параметров наверняка увеличит затраты на НИОКР и производство, а также время разработки и, следовательно, снизит прибыльность (гл. 5).
 На стадии первоначального определения проекта существенной является концентрация внимания в большей степени на рыночной потребности и степени ее удовлетворения, чем на решениях относительно вида окончательного продукта (следует иметь в виду, что в процессе разработки появятся альтернативные решения). Последовательность решений должна быть такой:
 * чего следует достичь;
 * как это перевести в практическую плоскость;
 * какие из альтернатив самые многообещающие.
 Только после исчерпывающих поисков и отбора наиболее привлекательной концепции проекта следует переключить внимание на технические детали и спецификацию программы работ. Определение проекта должно быть кратким и не должно ограничивать свободу коллектива в нахождении новых решений. Одновременно оно должно содержать четко сформулированные цели, ориентиры по техническим, стоимостным параметрам и длительности разработки.
 10.2. Планирование портфеля НИОКР
 Портфель НИОКР может содержать разнообразные проекты: крупные и мелкие, близкие к завершению и находящиеся на начальной стадии. Каждый из проектов требует выделения дефицитных ресурсов. Часть проектов будет прекращена в процессе выполнения, их составные части будут меняться по числу и потребности в ресурсах и т.д. Таким образом, процесс планирования и корректировки планов НИОКР непрерывен. Количество проектов, входящих в портфель, зависит от двух факторов: размеров проектов и общего бюджета НИОКР. Структура портфеля зависит от управляемости портфеля со стороны руководства и политики фирмы в области НИОКР.
 Портфель в основном из крупных проектов является более рискованным, чем портфель из мелких проектов. С ростом числа проектов повышается вероятность успешного завершения хотя бы части из них. Кроме того, мелкие проекты легче "подогнать" друг к другу в процессе НИОКР по наличным частным ресурсам (например, мощностям опытного производства). Однако небольшие проекты, как правило, имеют скромный потенциал прибыльности, что приводит к появлению на рынке многих продуктов с ограниченными перспективами. Вряд ли это будет соответствовать маркетинговой политике фирмы.
 Окончательный успех любого проекта зависит в равной степени от технических и рыночных достоинств и от качества управления проектом. Хорошее управление - решающий ресурс большинства фирм, и его не следует рассеивать по многим проектам. Проекты разбиты на этапы, и искусство управления состоит в распределении их запуска во времени с целью обеспечения эффективности всего портфеля. В табл. 10.1 приведено сравнение денежных потоков двух вариантов запуска проектов: параллельного и последовательного. В этом случае последовательная реализация обеспечивает такие преимущества:
 * управленческие усилия в каждый момент времени затрачиваются на один проект;
 * любая задержка по проекту А не требует перераспределения ресурсов внутри портфеля;
 * новый продукт А начинается производством на два года раньше, увеличивается его жизненный цикл, коммерческие и финансовые эффекты, связанные с более ранним выходом на рынок;
 * проект Б может начаться на более совершенной научно-технической базе с использованием уточненной рыночной информации;
 * выравнивается сальдо денежных потоков в 3-й и 4-й годы.
 Таблица 10.1
 Денежные потоки двух вариантов портфеля
 (в условных единицах)
  Параллельная разработка Последовательная разработка Год Затраты Выручка Чистый Затраты Выручка Чистый А Б А Б доход А Б А Б доход 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8
 9
 10
 11
 12 5
 10
 10
 15 5
 10
 10
 15 5
 20
 20
 20
 20
 20
 20
 10 5
 20
 20
 20
 20
 20
 20
 10 -10
 -20
 -20
 -30
 +10
 +40
 +40
 +40
 +40
 +40
 +40
 +20 15
 25 15
 25 5
 20
 20
 20
 20
 20
 20
 20
 20
 10 5
 20
 20
 20
 20
 20
 20
 10 -15
 -25
 -10
 -5
 +25
 +40
 +40
 +40
 +40
 +40
 +40
 +20 Всего 40 40 135 135 190 40 40 175 135 230 При всей своей искусственности пример показывает целесообразность концентрации усилий в НИОКР. Очередность выполнения проектов необязательно связана с их экономической значимостью. Например, возможна такая ситуация, что следует запустить в первую очередь менее значимый проект с более коротким временем жизненного цикла товара, иначе экономическая выгода от его реализации резко сократится.
 При планировании конкретных проектов используются ленточные и сетевые графики. Следует обратить внимание на следующие важные положения планирования:
 * распределение ресурсов в увязке со всем портфелем;
 * определение программы работ, ресурсов,времени;
 * выявление решающих "критических точек";
 * выделение главнейших задач;
 * увязка графика работ с "критическими точками";
 * интеграция всех видов деятельности в рамках общего плана.
 10.3. Управление проектом НИОКР
 Точная своевременная информация прежде всего необходима для эффективного управления проектом. В качестве информационной базы управления проектом НИОКР используются:
 * критерии оценки проектов;
 * оценки и допущения, на которых базировалось решение об отборе проекта;
 * определение проекта (10.1);
 * план выполнения проекта.
 Естественно, крайне важным является своевременное обновление всех видов информации, поступающих из других подразделений фирмы (служб маркетинга, финансовой и т.д.). Организационные структуры управления типа матричной в наибольшей степени способствуют этому.
 Система управления проектом должна быть адекватной его объему, сложности, степени неопределенности, месту в портфеле проектов НИОКР. Она должна обеспечивать:
 * оценку прогресса в решении каждой задачи, затрат и длительности работ;
 * выявление тех задач, выполнение которых выпадает из графика, оценку последствий этого для общего хода работ над проектом;
 * изменение развития проекта в целом относительно запланированных затрат и даты завершения.
 Одной из трудностей управления НИОКР является эффективное распределение ресурсов. Это объясняется следующими причинами.
 1. Необходимо, чтобы общая величина ресурсов в сфере НИОКР была относительно стабильной во времени.
 2. Ресурсы инвестируются либо в оборудование, имеющее фиксированную стоимость вне зависимости от того, используются оно или нет, либо в оплату труда персонала; и то и другое - специфические и невзаимозаменяемые ресурсы.
 3. Каждый проект требует различной комбинации этих ресурсов, причем из-за неопределенности в проектах точное заблаговременное распределение ресурсов невозможно.
 По мере продвижения проекта от прикладной НИР к ОКР он претерпевает изменения, в том числе и в методах управления (рис. 31).
 
 Рис. 31. Изменение факторов принятия управленческих решений в процессе НИОКР
 Искуство управления заключается в осуществлении намеченного. В сфере НИОКР, больше чем в какой-либо другой это зависит от людей, входящих в проектную "команду". Творчество и предпринимательство не могут быть спланированы, но условия, в которых они могут эффективно раскрыться, сильно зависят от управленческих решений. Осуществление плана может быть эффективным только тогда, когда он воспринимается как реальный теми, кто отвечает за его выполнение. Поэтому характер и стиль руководства со стороны высшего менеджмента - жизненно важная составляющая успеха проекта.
 Финансовый профиль проекта определить с достаточной точностью невозможно. Тем не менее необходимо знать, что действительная его форма во многом определяется решениями руководства НИОКР.
 Действительно:
 * дата снятия продукта с производства есть в значительной мере функция управления на основе принципов, заложенных на ранних стадиях проекта;
 * длительность жизненного цикла товара зависит почти исключительно от даты его выхода на рынок. Поэтому руководство НИОКР должно, прежде всего, сосредоточиться на сокращении сроков НИОКР;
 * условия для "покупки" времени наиболее благоприятны, когда цена времени низка. Поэтому жесткая временная дисциплина должна быть внедрена уже на ранних стадиях программы. По мере развития проекта наверстывание потерянного времени и исправление нарушенных графиков становится все более дорогим.
 Все изложенное в этом параграфе иллюстрируется рис. 32.
 
 Рис.32. Планирование и управление проектом
 10.4. Организационные структуры в инновационной деятельности
 Организационная структура оказывает заметное воздействие на управление проектами. Наиболее важными ее функциями являются:
 * долгосрочное повышение квалификации персонала, накопление научно-технического опыта для достижения быстрых коммерческих результатов;
 * передача научно-технической информации для нужд компании от внешних источников и доведение корпоративной политики до сферы НИОКР;
 * обеспечение коммуникаций персонала, занятого маркетингом, производством и финансами, со специалистами НИОКР;
 * предоставление высокой степени автономии руководителям проектов при сохранении корпоративного контроля за расходованием ресурсов в проекте;
 * стиль лидерства, отвечающий социальным и организационным процессам;
 * выявление научно-технического профиля компании;
 * стимулирование творчества персонала.
 Наиболее широко применяются следующие организационные структуры управления инновационной деятельностью:
 * управление по дисциплинам;
 * управление проектами;
 * организация по продукту;
 * матричная организация;
 * венчурное управление.
 Управление по дисциплинам наиболее широко применяется в инновационных фирмах, занятых в основном НИР. Эта структура хорошо приспособлена к приобретению новых знаний в специальных областях. Однако концентрация усилий на дисциплинах принижает значение проекта как организуемой сущности и вряд ли пригодна для ОКР.
 Управление по проектам предполагает, что создаются для координации работ по каждому проекту специальные комитеты или административный руководитель является одновременно и научно-техническим руководителем.
 При организации по продукту сфера деятельности компании может быть разделена на ряд отраслей производства, каждая из которых связана с продажей изделий одной группы или обслуживанием одних и тех же потребителей (дивизиональная структура управления [4 гл. 4]). При этом НИОКР могут быть организованы так, чтобы либо соответствовать структуре отделений, либо в рамках центрального подразделения НИОКР, либо путем распределения научно-технической программы между соответствующими подразделениями отделений.
 Наиболее логична и широко распространена в настоящее время (в том числе и в России) матричная структура управления НИОКР [4 гл. 4]. Она обеспечивает четкое разделение управленческой и профессиональной ответственности за проект. Эта система имеет преимущества с точки зрения достижения целей компании, четкости функций руководителя проекта, руководителя специализированного подразделения и разработчика.
 Соотношения управленческих и профессиональных потребностей, устанавливаемые матричной организацией, представляют компромисс, гарантирующий энергичное следование целям проекта и одновременно соблюдение интересов большей части персонала, сохранение и укрепление научно-технического потенциала компании в долгосрочном аспекте. В рамках матричной организации в выполнение проекта легко вовлекаются другие службы компании. Внимание руководителя проекта (научного руководителя НИР, главного конструктора ОКР) должно фокусироваться на управлении проектом в большей степени, чем на личном решении научно-технических проблем. Он есть лицо, принимающее решения, применяющее свой опыт и знания в масштабах всего проекта. Успех проекта превращается в личный успех его руководителя.
 Руководители специализированных подразделений находятся в двойном подчинении. Однако четкость текущих решений для них по проекту, возможность быстрого учета их компетентного мнения компенсирует этот недостаток.
 Отдельные научно-технические специалисты, работая в рамках одной комплексной "команды", преследуют конкретные и осязаемые цели. Будучи специалистами в своих дисциплинах, такие работники приобретают более высокий статус в "междисциплинарной команде". Вместе с тем они сохраняют связь со своей дисциплиной и не теряют возможности обращаться к руководителю специализированного подразделения по профессиональным вопросам. Так как большинство научно-технических специалистов любят работать над конкретными задачами, матричная организация НИОКР хорошо воспринимается персоналом.
 Термин "венчур" (venture - рискованное предприятие) используется для описания инновационной организации, создаваемой для воспроизводства в рамках крупной компании многих признаков малого бизнеса. Основная цель - обеспечить максимум ответственности за прогресс нововведения со стороны одного человека - "венчурного управляющего", который свободен в использовании выделенных ему ресурсов при минимальном внешнем вмешательстве. По существу, это дочерняя инновационная фирма компании. Обычно такое управление используется для немногих, исключительно обещающих проектов и действует наряду с существующей организацией.
 Относительно небольшие размеры организации и короткие коммуникации обеспечивают максимальную гибкость управления по мере развития проекта, поскольку венчурный управляющий является, по сути дела, генеральным директором в рамках проекта и обеспечивает и НИОКР, и производство, и выход на рынок нового продукта.
 В табл. 10.2 приводятся сравнительные характеристики организационных структур в сфере НИОКР, что позволит наиболее сознательно подойти к выбору той или иной структуры управления инновационной фирмой.
 Таблица 10.2
 Характеристики организационных структур НИОКР
  Мера соответствия организационным критериям Организационные критерии Органи-зация по дисцип-линам Управле-ние по проектам Органи-зация по продукту Матрич-ная организация Венчурное управление Развитие научно-технического потенциала Высокая Средняя Низкая
 Средняя Средняя Низкая Профессиональный рост персонала Высокая Средняя Низкая
 Средняя Средняя Низкая Управленческая подготовка персонала Низкая Средняя Средняя Высокая Очень
 высокая Достижение краткосрочных целей проекта Низкая Средняя Средняя
 Высокая Средняя
 Высокая Очень
 высокая Вовлечение рыночного, производственного и финансового персонала Низкая Низкая Средняя Средняя
 Высокая Высокая Передача технологии Высокая Средняя Низкая
 Средняя Средняя Низкая 10.5. Венчурная компания
 Венчурная компания представляет собой деловое сотрудничество собственников компании с владельцами венчурного капитала по реализации проектов с высокой степенью риска и возможностью получения значительного дохода.
 Работа этой компании сводится к следующему. Компания, которая имеет заманчивую, но не проверенную идею (фактор риска), нуждается в деньгах. Идея оказалась привлекательной для венчурных капиталистов. Имея свою долю в общем деле, венчурный капиталист основную долю риска берет на себя. Чем больше риск, тем выше ожидаемый доход.
 Владельцы венчурного капитала вкладывают его туда, куда банки (по уставу или из-за осторожности) вкладывать средства не решаются. Как правило, вновь создаваемые мелкие предприятия финансируются из собственных средств. Обычно банковские кредиты могут оказаться недоступными для них. Такие кредиты выдаются под конкретное имущественное обеспечение, которое может оказаться недостаточным.
 Именно в такой ситуации важно привлечь венчурный капитал. Можно выделить по меньшей мере три стадии развития молодой компании, когда она может нуждаться в венчурном капитале:
 * финансирование ранней стадии (этап создания, когда капитал необходим для закладки основы развития компании);
 * финансирование второй стадии (этап развития, на котором осуществляется переход от создания образцов продукции к налаживанию процесса нормальной производственной и сбытовой деятельности);
 * финансирование третьей стадии (этап закрепления успеха, за которым следует выпуск акций компании в свободное обращение на бирже, а финансы нужны для улучшения производственных показателей).
 Финансирование ранней стадии - самый высокий риск, но есть шанс в случае успеха получить за это достаточно высокий доход (табл. 10.3).
 Венчурные компании стали неотъемлемой и важнейшей частью деловой жизни на Западе. Объем вложений венчурного капитала обычно достигает значительного уровня и иногда существенно превышает объем капитала, вложенного основателями предприятия. Вкладывая суммы, превышающие капитал владельцев, собственники венчурного капитала вместе с тем стремятся не обладать контрольным пакетом обычных акций, а их остальные средства предоставляются в виде займа или вложения в привилегированные акции. Принципы работы венчурной компании следующие:
 * создание фонда венчурного капитала в форме товарищества, в котором фирма-организатор выступает как главный товарищ и несет полную ответственность за управление фондом. Для этого разрабатывается развернутый бизнес-план с целью убедить потенциальных инвесторов в достаточной квалификации, опыте предпринимателей и в их стремлении к эффективной реализации проекта;
 * размещение венчурного фонда по различным проектам со степенью риска не более 25% и со сроком отдачи вложений через 3 - 5 лет;
 * "выход" венчурного капитала из предприятия путем превращения компании в акционерное общество открытого типа с размещением акций компании на фондовой бирже или продажей большей части акций крупной корпорации.
 Таблица 10.3
 Формирование рискового капитала при создании венчурной компании
 
 Каждый венчурный фонд заинтересован в том, чтобы его капиталы были вложены в предприятия, находящиеся на разных стадиях развития. Кроме того, владельцы венчурного капитала, желая снизить инвестиционный риск, распределяют его по различным отраслям, а для контроля за деятельностью венчурного фонда назначают "своего" человека на должность управляющего финансами венчурной компании.
 Венчурные компании лишь управляют фондами, но не владеют ими. Они получают вознаграждение от собственников капитала, в соответствии с условиями договора между компанией и учредителями венчурного фонда, хотя могут вложить в эти фонды и часть своих собственных средств. Спрос на венчурный капитал на Западе в последние годы вызвал бурный рост числа финансовых источников.
 Применительно к России венчурный капитал можно разделить на следующие виды:
 * акционерные общества закрытого типа (денежные средства пенсионных фондов, крупных индивидуальных инвесторов и др.) с последующим преобразованием их в акционерные общества открытого типа;
 * открытые фонды венчурного капитала, созданные в форме товариществ;
 * венчурный капитал концернов, финансово-промышленных групп с образованием собственного инвестиционного пула (обычно, товарищества), где инвестиции венчурного капитала рассматриваются, как своего рода исследования и разработка,"окна в новую технологию", что в будущем может принести компаниям значительные доходы.
 В начале 90-х годов в США действовало свыше 700 венчурных компаний, в которых объем инвестиций венчурного капитала составил более 4,5 млрд.долларов США. Вместе с тем владельцы венчурного капитала практически никогда не достигают полного успеха во всех проектах. По имеющимся данным, в среднем 1/3 инвестиций приносит им убытки, 1/3 - очень скромную прибыль и лишь 1/3 - большие доходы.
 10.6. Практические организационные структуры НИИ и КБ в России
 Как уже указывалось, конкретные схемы организации НИИ и КБ, занимающихся разработкой новых технических изделий и систем, зависят от специфики отрасли, разрабатываемой продукции, степени законченности разработки (документация, опытный образец, опытная партия и т.д.). Однако имеется ряд общих черт, связанных с единством порядка проведения НИОКР (гл. 7.8), наличием руководителей проектов (научные руководители НИР, главные конструкторы ОКР) и, следовательно, матричных структур управления, единством порядка планирования и отчетности по отдельным видам затрат и работам. Как правило, имеются следующие виды подразделений НИИ и КБ:
 * научно-исследовательские,
 * проектно-конструкторские,
 * опытного производства,
 * технического обслуживания,
 * управления.
 В качестве примера организации НИИ по разработке сложной приборной техники рассмотрим схему организации гипотетического НИИ навигационных приборов для морского флота.
 Навигационное оборудование современных морских судов включает самую разнородную технику: радиолокационные станции; системы спутниковой навигации, радиопеленгации, акустического эхолотирования; электромеханические лаги; гирокомпасы и другие устройства. Основная тенденция развития навигационного оборудования судов состоит в создании единой системы этих средств с комплексной обработкой навигационной информации на бортовом компьютере. Таким образом, функционирование НИИ рассматриваемого типа целесообразно и с технической и с функциональной точек зрения. На схеме организационной структуры НИИ (рис. 33) приняты следующие сокращения:
 * НИОтд - научно-исследовательское отделение,
 * КНИО - комплексный научно-исследовательский отдел,
 * НИС - научно-исследовательский сектор,
 * НИО-Г - научно-исследовательский отдел генераторных устройств,
 * НИО-И - научно-исследовательский отдел индикаторных устройств,
 * НИО-У - научно-исследовательский отдел усилительных устройств,
 * НИО-А - научно-исследовательский отдел автоматики и компьютерной техники,
 * НИО-П - научно-исследовательский отдел источников питания,
 * ПКО - проектно-конструкторский отдел,
 * ПКС - проектно-конструкторский сектор,
 * ОГТ - отдел главного технолога,
 * ЛТС - лабораторно-технологический сектор,
 * ОТД - отдел технической документации,
 * ОСН - отдел стандартизации,
 * ПДО - производственно-диспетчерский отдел,
 * ОГЭ - отдел главного энергетика,
 * ОГМ - отдел главного механика,
 * ОТБ - отдел техники безопасности,
 * ОНТИ - отдел научно-технической информации,
 * ОТиЗ - отдел труда и зарплаты,
 * ППО - планово-производственный отдел,
 * АХО - административно-хозяйственный отдел,
 * ОМТС - отдел материально-технического снабжения,
 * ВОХР - отдел охраны.
 Каждый из отделов, как правило, состоит из нескольких секторов (НИС, ПКС, ЛТС). На схеме рис.33 в целях наглядности изображен один такой сектор отдела.
 Рис.33. Организационная структура НИИ навигационной техники
 
 Окончание рис. 33. Организационная структура НИИ навигационной техники
 Основные принципы организации НИИ сводятся к следующему. Комплексные подразделения (НИОтд, НИО, НИС) отвечают за комплексную разработку ОКР (составление и согласование ТЗ, планирование разработки, связи с другими системами, общее построение и компоновка, выпуск общей документации на систему). Специализированные научные подразделения антенного НИОтд, радиотехнического НИОтд отвечают за разработку соответствующих блоков системы по частным техническим заданиям комплексных подразделений (продуктом их деятельности являются принципиальные электрические, гидравлические и иные схемы, а также частные технические условия на блоки и приборы). Конструкторско-технологическое отделение выполняет разработку рабочей конструкторской документации и новых технологических процессов, обеспечивающих изготовление опытного образца и серийное изготовление продукта ОКР.
 Главные конструкторы ОКР (научные руководители НИР), как правило, входят в состав комплексных научно-исследовательских подразделений, которые и образуют группы руководства конкретной НИОКР. Штатное положение руководителей проекта зависит от характера, важности и удельного веса работы. Они могут занимать должности от директора НИИ до ведущего инженера (ведущего научного сотрудника) НИС. Наиболее характерным является назначение руководителем разработки руководителя НИС.
 В приложении 2 организация выполнения ОКР в таком НИИ иллюстрируется агрегированным сетевым графом работ.
 10.7. Итоговые выводы по главе 10
 Планирование и управление проектами НИОКР несет отпечаток неотделимой от НИОКР неопределенности.
 Основные элементы планирования и управления: определение проекта и постановка его целей, план достижения этих целей, средства для сопоставления достигнутого и планового уровней параметров, управленческие воздействия. По мере продвижения проекта по пути "НИР - ОКР - производство - рынок" управление претерпевает существенные изменения.
 При планировании портфеля проектов целесообразно ограничить число проектов, исходя из приемлемого уровня риска. Важнейшими могут быть приоритеты сроков проекта, а не его важности.
 Ни одна из организационных структур не удовлетворяет всем критериям соответствия задачам НИОКР. Наиболее подходят для сферы НИОКР матричная структура управления и венчурное управление. В будущем крупные фирмы будут возможно применять гибридные формы организации НИОКР: матричные для долгосрочных "обычных" проектов и венчурные для "особых" краткосрочных.
 Следует отметить, что организационная структура всего лишь формирует основу, но не гарантирует достижения целей научно-технических инноваций.
 
 
 11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 11.1 Место информации в НИОКР
 Так как принятие любого управленческого решения опирается на тот или иной информационный базис, то значение информационного обеспечения НИОКР трудно переоценить. По существу, любые решения по НИОКР направлены в будущее (и часто достаточно далекое), проверка правильности решений осуществляется через значительный промежуток времени, степень неопределенности имеющейся информации очень велика. Таким образом, можно утверждать, что управление в НИОКР - это управление по слабым сигналам [4], управление по прогнозной информации.
 Стратегия управления фирмой должна постоянно впитывать в себя новые данные по экономической системе, переменам в обществе и политике не только в собственной стране, но и на мировом уровне.
 Современный менеджмент должен учитывать тенденции:
 * ускорения глобализации бизнеса, приобретения всемирных масштабов рынками товаров, услуг и технологий;
 * ускорения процессов технологического обновления, что ведет к интенсивному взаимодействию науки и сферы НИОКР;
 * роста риска конфликтов в мире из-за автономизации народов и наций.
 Подлинная информация для предпринимателя существует лишь в том случае, если предварительно имеется намерение (замысел), цель, проект. Намерение предопределяет отношение к анализу окружающей действительности, что в свою очередь выражается в пробуждении внимания, которое и позволяет выделять нужную информацию из общего шумового информационного фона. Иначе говоря, истинная информация является результатом взаимодействия двух сущностей "намерение - внимание". Только в этом случае становится возможным создание эффективного метода сбора и обработки информации без ненужных потерь времени, путаницы и риска утонуть в безбрежном море информации.
 В НИОКР, прежде всего, принимается стратегическое решение - определение направления работ. Принятие этого решения (намерения) определяет потребность в конкретной информационной базе. Далее принимаются тактические решения по выбору наилучшего пути достижения цели (и этим определяется потребность в соответствующей информационной базе) и, наконец, ежедневно принимаются оперативные решения конкретных вопросов НИОКР (что требует своей информационной базы).
 Таким образом, роль информации в НИОКР базируется на принципе неразрывности триады: цели - потребности - базы (в [17] это называется принципом 3В - по французски buts-besoins-bases).
 11.2. Характер решений в НИОКР и соответствующие информационные базы
 Стратегические решения по НИОКР прямо влияют на их судьбу и жизнеспособность. Из-за все усиливающейся нестабильности на мировом рынке [4] их число постоянно растет. Их последствия все труднее прогнозировать, а цена ошибки повышается. Все это предопределяет важность стратегической информации. По методу 3В следует определить стратегические цели, затем стратегические потребности и, наконец, перейти к стратегическим информационным базам. Первые два этапа соответствуют стратегическому анализу и рассмотрены в курсе "Стратегический менеджмент" [5].
 На основании выявленных потребностей следует составить картотеку направлений для наблюдения (естественно, специфическую для каждой фирмы). Например, она может включать:
 1) основные тенденции по странам (развитие экономики, групп потребителей, основных направлений потребления товаров фирмы, динамика вкусов и т.д.);
 2) технологический процесс (сырье, производственные технологии, окружающая среда, достижения науки);
 3) действующие лица (акционеры, объединения данной фирмы с другими, их поглощение, бюджет НИОКР, потенциальные конкуренты, их кадровые изменения, торговый оборот);
 4) возможные направления диверсификации (наблюдения за возможными отраслями применения).
 Тактическая цель заключается в выборе наилучшего средства достижения стратегической цели и в контроле неизменности условий, которые предопределили этот выбор.
 Соответственно возникают потребности двух родов: характеристики основных направлений деятельности и материалы по окружающей среде. Эти потребности настолько различны, что требуют информационных баз двух видов - "по запросу" и "мониторинг".
 Пример базы "по запросу":
 * какие изделия имеются на рынке;
 * что объявляют конкуренты о новых товарах;
 * над чем работают их конструкторские и исследовательские организации;
 * в состоянии ли конкуренты быстро реагировать на рыночные изменения;
 * может ли кто-нибудь заблокировать каналы сбыта;
 * благоприятно ли законодательство для бизнеса;
 * можно ли использовать существующие производственные мощности;
 * если нет, то каковы затраты на их переналадку.
 Пример тактической базы "мониторинг":
 * основные области действия и виды продукции (нынешние и будущие);
 * зоны и территория деятельности;
 * производственные мощности и способы производства;
 * патентная и лицензионная активность;
 * законодательство;
 * снабжение (ресурсы, поставки);
 * социально-политическая обстановка.
 Оперативные потребности в первую очередь касаются благоприятных возможностей и угроз для фирмы. Здесь требуется свежая, точная, надежная информация (цены, клиенты, поставщики, изменения в материалах, стандартах и т.д.).
 Конечно, информация, собранная сегодня исключительно в оперативных целях, завтра может получить стратегическое значение. Поэтому для фирмы рационально объединять все информационные базы в одной картотеке. Опыт подсказывает, что для фирмы рационально иметь следующие базы:
 * конкуренция (действующие и потенциальные конкуренты);
 * рынок (потребители, каналы сбыта, цены);
 * технология (конструирование, производство, использование);
 * законодательство;
 * ресурсы (материально-технические, рабочая сила, финансы);
 * общие тенденции (политические, экономические и т.п.).
 11.3. Основные источники и каналы информации
 Известно, что 95% всей информации составляет несекретная информация. Действительно, можно полагать, что при запуске фирмой новой продукции можно сохранить в тайне эти намерения от конкурентов. Однако уже были запрошены кредиты под НИОКР, проводилось изучение рынка, исследовались и покупались патенты, материалы и комплектующие изделия, запрашивались разрешения на новую продукцию и т.д.
 Основные семейства источников информации для любого предприятия:
 * клиенты (их покупатели, кадры);
 * поставщики;
 * банкиры;
 * общественные службы (рекламные агенты, связь, подрядчики по

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу