<< Пред.           стр. 1 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 Г.Я. Гольдштейн
 Основы менеджмента.
 Конспект лекций
 Конспект лекций содержит основные положения теории управления, обобщение практики менеджмента фирмы в условиях рыночной экономики, а также изложение методов управления фирмой как субъектом рынка.
 Для студентов специальностей 060800, 061000, 061100, 071900. Может быть использован студентами инженерных специальностей при изучении соответствующих курсов конкретной экономики и организации производства, а также в системе переподготовки кадров.
 Второе издание, исправленное и дополненное. В печатном виде не публиковалось.
 Первое издание: Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995.
 (C) Таганрогский государственный
 радиотехнический университет, 1995.
 (C) Г.Я.Гольдштейн, 1995, 1997
  ОГЛАВЛЕНИЕ
 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
 1.1. Предмет курса
 1.2. Производственный процесс - основа деятельности фирмы
 1.3. Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка
 1.4. Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера
 2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
 2.1. Сущность менеджмента
 2.2. Основное содержание общих целей и ограничений
 2.3. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы
 2.4. Этика и культура фирмы
 2.5. Основные принципы и цели деятельности конкретной фирмы
 2.6. Задачи и этика поведения профессиональных менеджеров
 2.7. Иерархия управления
 3. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
 3.1. Понятие и классификация функций управления
 3.2. Основное содержание конкретных функций управления фирмой
 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
 4.1. Понятие организации и организационной структуры
 4.2. Типы организационных структур управления
 4.3. Сравнение структур управления
 4.4. Положения о подразделениях управления и должностные инструкции
 4.5. Совет директоров как орган управления акционерной компанией
 4.6. Практика управления крупной зарубежной фирмой
 5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
 5.1. Экономические методы управления
 5.2. Организационно-распорядительные методы управления
 5.3. Социально-психологические методы управления
 5.4. Мотивация исполнителя
 6. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
 6.1. Содержание процесса управления
 6.2. Место решения в процессе управления
 6.3. Структура и процесс принятия решения
 6.4. Распределение полномочий на принятие решений
 6.5. Риск при принятии решений
 6.6. Математический инструментарий принятия решения
 7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ
 7.1. Понятие и значение информации и коммуникации
 7.2. Критерии проектирования информационных и коммуникационных систем
 7.3. Информационные технологии в интересах принятия управленческих решений
 8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
 8.1. Место планирования и прогнозирования в менеджменте
 8.2. Обзор техники и видов планирования
 8.3. Система прогнозов и планов фирмы
 8.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы)
 8.5. Экстраполяционное прогнозирование
 8.6. Роль нормативов в планировании
 8.7. Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия
 8.8. Практика планирования и прогнозирования в зарубежных фирмах
 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ КАК СТАДИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
 9.1. Стратегия и практическая деятельность фирмы
 9.2. Выделение ключевых результатов деятельности отдельных менеджеров
 9.3. Роль ответственности в процессе управления
 9.4. Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям
 9.5. Методы и техника управления, применяемые при координации и регулировании
 10. КОНТРОЛЬ, УЧЕТ, АНАЛИЗ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
 10.1. Понятие и виды контроля
 10.2. Процесс контроля и выбор варианта форм контроля
 10.3. Типы систем контроля
 10.4. Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле
 10.5. Понятие и задачи учета на предприятии
 10.6. Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия
 11. ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
 11.1. Содержание работы руководителя
 11.2. Стиль управления
 11.3. Эффективность стиля управления
 12. ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ
 12.1. Основные тенденции развития мирового рынка
 12.2. Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы
 12.3. Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка
 13. ВЫБОР И ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ФИРМЫ НА РЫНКЕ
 13.1. Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ)
 13.2. Жизненный цикл товара
 13.3. Матричная техника оценки портфеля диверсифицированной фирмы. Матрица БКГ
 13.4. Оценка привлекательности СЗХ
 13.5. Оценка конкурентного статуса фирмы (КСФ)
 13.6. Матрица фирмы "Дженерал Электрик"
 14. УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ СЗХ ФИРМЫ
 14.1. Балансировка набора СЗХ
 14.2. Стратегическая гибкость фирмы
 14.3. Оценка синергизма набора СЗХ
 14.4. Комплексная оценка набора СЗХ
 15. РОЛЬ НИОКР В МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА РЫНКА
 15.1. Соотношение типов технологий и менеджмента в фазах жизненных циклов продуктов
 15.2. Взаимоотношения сфер НИОКР и общего руководства фирмы
 15.3. Оценка КСФ в области НИОКР
 15.4. Общее влияние технологии на стратегию фирмы и ее конкурентный успех
 16. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ БИЗНЕСА
 16.1. Основные этапы интернационализации бизнеса
 16.2. Выбор оптимальной формы интернационализации бизнеса
 16.3. Особенности международной деятельности фирм в современных условиях
 17. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
 17.1. Анализ и синтез организационных структур управления
 17.2. Основные режимы деятельности фирмы и стили ее организационного поведения
 17.3. Анализ структуры управления фирмы
 17.4. Алгоритм определения предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмы
 17.5. Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления
 18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО
 18.1. Роль фирмы в современном обществе
 18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом
 18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
 ЛИТЕРАТУРА
 1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989 [1, 2, 4, 8, 9, 11-18].*
 2. Базилевич Л.А. Автоматизация организационного проектирования. Л.: Машиностроение, 1989 [17].
 3. Базилевич Л.А., Соколов Д.В., Франева Л.К. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. Л.: ЛФЭИ, 1991 [4, 9, 10, 15, 17].
 4. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев: Наукова думка, 1990 [2, 6, 8-11, 15].
 5. Борманн Д., Воронина Л., Федерманн Л. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 1992 [2-14, 16-18].
 6. Васильев Ю.П. Управление развитием производства. Опыт США. М.: Экономика, 1989 [4, 15, 17, 18].
 7. Волкова К.А., Казакова Ф.К., Симонов А.С. Государственное предприятие. М.: Экономика, 1990 [3, 4].
 8. Герчикова Р.Н. Менеджмент. М.: "Банки и биржи", 1995. [1-8, 10, 11, 15, 16, 18].
 9. Гладстоун А. и др. Управленческое консультирование. М.: Интерэкспорт, 1992 [7-11].
 10. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990 [2, 3, 6, 7, 9-11].
 11. Кунц Т., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981 [3,4,6,9-11,14,17].
 12. Лагоша Б.А., Шаркович В.Г., Дегтярева Т.Д. Методы и модели совершенствования организационных структур. М.: Наука, 1988 [4, 17].
 13. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. М.: Финансы и статистика, 1992 [6, 8-10, 12-14].
 14. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: "Дело", 1995 [1-7, 10, 11, 18].
 15. Основы управления/ Под ред. В.П.Радукина. М.: Высшая школа, 1986 [1-3,5-12,15].
 16. Рабочая книга по прогнозированию/ Под ред. М.В.Бестужева-Лада. М.: Мысль, 1982 [8].
 17. Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: Практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988 [10, 11, 17].
 18. Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия)/ Под ред. Г.А.Егиазаряна и А.Д.Шеремета. М.: Экономика, 1985 [1, 3, 6-11, 15].
 19. Таунсенд Р. Секреты управления. М.: Интерконтакт, 1991 [6,8-14].
 20. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1988 [2, 4-11, 13-15, 17, 18].
 21. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: Теория и практика. М.: Экономика, 1988 [17].
 * - Номера в скобках [] указывают разделы, при изучении которых может быть использован источник.
 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
 1.1. Предмет курса
 Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности.
 Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.
 Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).
 Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 1.
 
 Рис. 1. Кольцо управления
 Американское определение менеджмента - "делать что-либо руками других". Наш предмет должен дать общую концепцию управления, точно определить место и взаимосвязь его отдельных фаз, а также дать практические навыки управления.
 Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют: созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды.
 Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет к реализации принципа: "кто производит - не управляет, кто управляет - не производит ".
 Если у Вас нет подчиненных, и Вы организуете свою работу сами - Вы производственник. Если Вы управляете подчиненными, то Вы ставите им задачи, проводите инструктаж, передаете опыт, предоставляете средства, информацию, делегируете полномочия и контролируете (подводите итоги процесса). Таким образом, Вы не только управляете людьми, но и должны мотивировать их действия. Каждая ошибка - это не только потери в деньгах, но и разочарование, потеря потенциала Ваших сотрудников. Управление - это наука и искусство одновременно, и прежде всего потому, что Вы управляете людьми с их субъективными особенностями.
 1.2. Производственный процесс - основа деятельности фирмы
 Производственная деятельность в широком смысле - деятельность человека, коллектива людей, государства, направленная на создание новых материальных и иных ценностей.
 Общая системотехническая модель производственного процесса показана на рис.2. Место производственного процесса в общей схеме воспроизводства отражено на рис.3.
 
 Рис. 2. Модель производственного процесса
 
 Рис. 3. Роль производственного процесса в системе воспроизводства
 Как правило, современное промышленное производство очень сложно. Его особенности заключаются:
 - в комплексном характере необходимости учета экономических, технических, политических факторов;
 - сложности как технической, так и организационной;
 - тесной связи с внешней средой предприятия;
 - быстрой номенклатурной обновляемости продукции;
 - резком росте значения кадрового потенциала предприятий.
 Конкретным содержанием управления производственной деятельностью являются, в частности:
 - выбор и обоснование производственной структуры предприятия, его производственной мощности, специализации цехов, организации участков, рабочих мест;
 - определение состава оборудования с учетом его технико-экономических характеристик;
 - организация технической подготовки и технического обслуживания производства;
 - определение и управление кадровым составом предприятия;
 - выбор и организация производства продукции, исходя из интересов рыночных потребителей;
 - получение в результате производства необходимого соотношения экономических результатов (прибыли и затрат);
 - определение и организация рационального движения предметов труда, темпов выпуска и запуска в производство всей номенклатуры продукции;
 - организация материально-технического снабжения производства, исходя из его бесперебойного функционирования;
 - организация управления предприятием;
 - решение задач социального развития коллектива.
 Разумеется, промышленное производство наиболее сложно, но в той или иной степени эти стороны производственного процесса свойственны и другим типам производства (не обязательно материального).
 1.3. Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка
 Эти две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней сред фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное. Ее составляют:
 - потребители,
 - поставщики,
 - капиталисты,
 - наемные работники,
 - государство (общество),
 - конкурирующие фирмы,
 - уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма,
 - общая экономическая обстановка,
 - политическая обстановка в мире и регионе.
 Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.
 Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике - прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
 - производство,
 - маркетинг,
 - НИОКР,
 - финансовое управление,
 - общее управление.
 Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятия. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы с внешней средой иллюстрируется схемой рис. 4. Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:
 - потребления;
 - научно-технической, экономической, политической информации;
 - капитала;
 - рабочей силы;
 - сырья, материалов и комплектации.
 Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным "правилам игры" - законодательным правилам и ограничениям.
 
 Рис. 4. Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах фирмы
 Видно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:
 - особенностью производственного процесса,
 - характером внешней среды фирмы.
 Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора.
 1.4. Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера
 Само название курса "Основы менеджмента" говорит о том, что эта дисциплина является центральной в подготовке менеджера, но в то же время она, по существу, является фундаментом для всех дисциплин, формирующих круг профессиональных знаний в области менеджмента.
 Все преподаваемые предметы диалектически связаны между собою и с разных сторон рассматривают единое целое - производственную деятельность фирмы. Тем не менее, можно соотнести их с основными связями субъектов внешней и внутренней сред фирмы определенным образом (табл.1.1).
 Таблица 1.1
 Дисциплины и связи, составляющие их предмет
 Дисциплины Субъекты внешней и внутренней среды фирмы Экономика предприятия Внутренняя среда Эконом. география Внешняя среда Эконом. статистика Внешняя среда Макроэкономика Внешняя среда Финансы, денежное обращение и кредит Внешняя среда - капитал - финансовое управление Налоговая система Финансовое управление - государство Рынок ценных бумаг Внешняя среда Банковская деятельность Капитал - финансовое управление Организация производства Общее управление - производство - поставщики Основы менеджмента Общее управление - другие внутренние сферы - внешняя среда Стратегический менеджмент Общее управление - внешняя среда Инновационный менеджмент Общее управление - НИОКР - маркетинг Маркетинг Общее управление - маркетинг - потребители Управление персоналом Общее управление - другие сферы внутренней среды - рабочая сила ЭМММ Общее управление Логистика Поставщики - общее управление - маркетинг - потребители Бухучет, АХД Общее управление - финансовое управление Правоведение, хозяйственное право Общее управление - государство, поставщики, потребители С теми же условными предположениями можно соотнести дисциплины и с основными этапами менеджмента (рис.5).
 
 Рис. 5. Области "кольца управления", перекрываемые дисциплинами
 специальности "Менеджмент"
 2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
 2.1. Сущность менеджмента
 Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (рис. 6).
 
 Рис. 6. Кольцо управления
 Управление включает три аспекта:
 - "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);
 - "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
 - "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).
 В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:
 - сопоставление существующего состояния с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");
 - руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");
 - критерии принятия решений ("какой путь лучший?");
 - инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?" (рис.7).
 
 Рис. 7. Сущность менеджмента
 2.2. Основное содержание общих целей и ограничений
 Цели и ограничения по смыслу очень близки друг другу.
 Цель - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения.
 Ограничение - конкурирующая главной цель из разряда второстепенных, которая противоречит ей и достижение которой нежелательно.
 Цели и ограничения выполняют следующие задачи:
 - функция инициативы (сопоставление существующего состояния с желаемым);
 - инструмент управления (руководящие требования);
 - критерий принятия решения (критерии оценки информации и выбор альтернатив);
 - инструмент координации;
 - инструмент контроля;
 Классификация целей может осуществляться :
 - по охватываемой сфере (общая, частная цели);
 - значению (главная, промежуточная, второстепенная);
 - количеству переменных (одно- и многоальтернативная);
 - предмету цели (рассчитан на общий или частный результат).
 Типичные результативно-хозяйственные цели:
 - стремление к доходу;
 - стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи);
 - стремление к увеличению оборота;
 - стремление к снижению расходов.
 Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.
 Ограничения могут задаваться самой фирмой и извне (соблюдение законов).
 Формулировка целей и ограничений является важной задачей менеджмента. При этом следует четко определить:
 - содержание цели;
 - ее размер (максимум, минимум, уровень);
 - временные параметры;
 - пространственные характеристики;
 - персональную привязку;
 - ранг в иерархии целей.
 Пример. Зам. руководителя фирмы по маркетингу (персональная привязка) должен в 1995г. (временная привязка) на территории Ростовской обл. (пространственная привязка) путем продажи продукции (содержание) увеличить оборот фирмы (содержание) не менее чем на 20% (размер цели).
 Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).
 Горизонтальные связи могут быть:
 - идентичными (реализация одной приводит к реализации другой);
 - комплементарными (гармония- осуществление одной способствует осуществлению другой);
 - индифферентными (нейтралитет - между целями нет связи);
 - конкурентными (конфликт);
 - антагонистичными (взаимоисключение).
 На рис.8 отражены связи между целями.
 
 Рис. 8. Связи между целями
 Выбор цели представляет, как правило, некий процесс компромиссов между интересами различных групп (рис.9).
 
 Рис. 9. Основные группы, влияющие на определение цели фирмы
 2.3. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы
 Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).
 Нормативные требования к управлению включают:
 - принципы предпринимательской деятельности;
 - основные цели, объекты, сферы деятельности;
 - требования к ее организации.
 Основные принципы предпринимательской деятельности:
 - четкое представление смысла предпринимательской деятельности;
 - отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например, готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала);
 - отношение к окружающей среде (к партнерам по рынку, общественной и экономической среде);
 - восприимчивость к НТП;
 - готовность к риску.
 Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:
 - к способу управления (например, авторитарный или демократичный);
 - в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование);
 - в среде информации (открытость, секретность);
 - принципы мотивации;
 - организационные структуры;
 - принципы контроля.
 На основе общих принципов (shared volue) фирма разрабатывает свою структуру, определяет необходимые отличительные преимущества (искусства -skills), стратегию деятельности, систему управления, стиль работы сотрудников (их мотивацию, культуру, процедуры деятельности и т.д.).
 Консалтинговая фирма МакКинсей отразила это в виде рамочной конструкции 7S (рис. 10).
 
 Рис. 10. Взаимосвязь различных сторон деятельности фирмы
 Реализация нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и конкретные политики в отдельных сферах деятельности.
 К структурной политике относят:
 - политику создания фирмы (цели, решения, средства);
 - политику местоположения фирмы;
 - политику ее правовой формы;
 - политику отношения собственника к предприятию;

<< Пред.           стр. 1 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу