<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 Рис. 33. Связь ключевых результатов, задач и календарного плана
 
  Мероприятия должны отвечать на вопрос: "Что надо делать?" Их целесообразность проверяется вопросом: "Для чего необходимы данные мероприятия?"
  9.2. Выделение ключевых результатов деятельности отдельных менеджеров
  На этапе организации управления выясняются ключевые результаты деятельности и конечные цели каждого руководителя во всех звеньях управления. Ключевые коммерческие результаты фирмы следует привязать к отдельным работникам. При этом может использоваться матрица ключевых результатов (табл. 9.1).
 Таблица 9.1
 Матрица ключевых результатов (пример)
 
 Ответственное лицо Руково-дитель Ответств.
  за Ответств.
  за Коммер-ческий Ответст-венный за Ключевой результат маркетинг производ-ство руково-дитель кадры Рентабельность + + + + + Доля на рынке + + Платежеспособность + + Мотивация + + + + Мероприятия
  Для ключевых результатов работы отдельного лица характерным должно быть следующее:
  - они должны оказывать непосредственное и решающее влияние на результат всей деятельности фирмы,
  - иметь достаточно широкий характер,
  - занимать значительную часть времени менеджера,
  - их должно быть не более 4 - 6,
  - они должны включать по меньшей мере 80% всего, что ожидается от этого лица,
  - они должны приводить к целям фирмы.
  Ключевые результаты и цели отдельных лиц окончательно утверждаются в ходе совещания руководителя с подчиненными, где определяются и методы оценки результатов.
  Картина действий конкретных лиц и календарь распределения их времени может служить моделью их деятельности на плановый период (рис.36).
 
 Рис.36. Система управления собственной деятельностью и использованием времени
 
  9.3. Роль ответственности в процессе управления
  Принятие на себя ответственности и привлечение к ответственности являются необходимыми следствиями выполнения задач различными лицами с разделением труда между ними.
  Ответственность - это:
  - готовность в собственных решениях или действиях учитывать интересы тех, кого касается решение,
  - готовность отвечать за свои действия (что тесно связано с правом на самостоятельные действия),
  - готовность отвечать за действия исполнителей задания, если контроль и анализ не установил их личной вины.
  Различают (рис.37):
  - собственную ответственность (обязанность отвечать за собственные действия),
  - чужую ответственность (обязанность отвечать за решения или действия других),
  - ответственность перед собою (случай, когда устанавливаемый нормы и исполнитель является одним лицом),
  - внешнюю ответственность (по отношению к внешним сферам деятельности предприятия),
  - внутреннюю ответственность (по отношению к внутренним сферам деятельности),
  - ответственность перед предприятием (учет интересов предприятия и его собственников).
 
 
 
 Рис. 37. Установление и передача ответственности
 
  В случае ответственности в смысле обязанности отвечать за последствия, принятие ответственности выступает в следующих формах:
  1. Определение отрицательных результатов в результате контроля.
  2. Определение персональной ответственности в результате анализа отклонений.
  3. Персональные меры поощрения и взыскания:
  а) поощрения (премии, продвижения, укрепление авторитета),
  б) уменьшения содействия (вознаграждение, влияние на карьеру),
  в) санкции (снижение окладов, возмещение ущерба, потеря компетенции, отставка, увольнение, уголовное преследование).
  9.4. Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям
  Хорошо спланированное управление - лишь половина процесса. Оно дает результат, если в качестве части процесса управления прогнозируются важнейшие возможные ситуации и осуществляется подготовка к действиям при возникновении их. Это обеспечивается:
  - творческим и целеустремленным подходом к планированию,
  - составлением хорошего календаря руководителя с выделением необходимого времени дня выполнения всех этапов и задач управления,
  - готовностью использовать все внутренние и внешние факторы положения фирмы и уже достигнутые результаты,
  -эффективным владением стилями управления, его методами и техникой,
  - настойчивым и творческим совершенствованием работы.
  К числу внутренних и внешних факторов положения фирмы следует отнести:
  - основной характер коммерческой деятельности (например, промышленная фирма или работа в сфере обслуживания),
  - общее экономическое положение,
  - связанные группы (внешние - клиентура, поставщики, финансисты, государство, конкуренты, внутренние - собственники, менеджеры, кадры),
  - этапы развития организации (создание - нужда в новом руководителе, авторитарное его руководство - бунт подчиненных, делегирование полномочий - кризис контроля, сотрудничество - психологический кризис),
  - размер фирмы,
  - ее структура,
  - атмосфера в ней,
  - ресурсы,
  - руководитель (его стиль, роль, понимание этого).
  На конкретную ситуацию конкретного человека могут оказывать влияние различные внешние и внутренние факторы. Наиболее типичные из них:
  внешние:
  - мероприятия конкурентов,
  - внезапные изменения в экономическом положении клиентов,
  - кризисы,
  - общественные события,
  - погодные условия,
  - положение на рынке труда,
  - законодательство,
  - мероприятия по регулированию социальных процессов,
  - изменения на денежных рынках,
  - изменение международной коньюнктуры,
  - новая технология,
  - деятельность средств массовой информации,
  - изменения в позициях и оценках.
  внутренние:
  - личные отношения,
  - перегрузки в работе,
  - отпуски, болезни,
  - мероприятия профсоюза,
  - положительные и отрицательные неожиданные ситуации,
  - текучесть кадров,
  - расширение или сокращение деятельности фирмы,
  - неисправность машин и оборудования,
  - неправильное поведение клиентов и персонала,
  - действия влиятельных лиц,
  - факторы охраны и безопасности труда,
  - инициатива и идеи,
  - мотивация.
  Учет таких факторов помогает прогнозировать ситуации и подготовить ответы на вопросы: "А что будет, если ......?"
  9.5. Методы и техника управления, применяемые при координации и регулировании
  1. Совершенствование планирования своей работы:
  - уточнение необходимости такого совершенствования,
  - учет и анализ использования рабочего времени,
  - группировка и анализ информации,
  - идеи по практическим мерам совершенствования.
  2. Беседы о результатах с подчиненными (1 - 2 раза в год):
  - подготовка к ней,
  - собственно беседа (2 - 4 часа ),
  - выводы,
  - договор о целях и ключевых результатах, индивидуальном совершенствовании подчи-ненного, контроле его работы.
  3. Разработка техники получения данных об отдаче подчиненного.
  4. Техника принятия решений.
  5. Способы поощрения.
  6. Консультирование и индивидуальная подготовка.
  7. Техника оказания влияния.
  8. Способы подбора и оценки персонала.
  9. Делегирование ответственности и власти.
  10. Личные факторы руководителя (умение слушать, говорить, повышать уровень, работать в группе, управлять изменениями и т. д.).
  11. Творческий подход к решению в ситуации (творческая позиция - открытость, гибкость, самостоятельность, творческое выражение на вызов - взгляды, мотивы, чувства, новые мысли, способность к риску, воле, творческая деятельность - новое соединение известных факторов).
  12. Напористость в выполнении планов (известная агрессивность, целеустремленность, познание своей воли, обязательство добиваться решения задач, переход от слов к делу, доведение дела до конца).
 
 10. КОНТРОЛЬ, УЧЕТ, АНАЛИЗ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
  10.1. Понятие и виды контроля
  Контроль - процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).
  Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Таким образом, говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент (рис. 38).
  Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) - контроль лицами, независящими от процесса.
 
 Рис. 38. Основные концепции контроля
 
  Контроль можно также классифицировать:
  - по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний),
  - основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону),
  - объему контроля (за объектом, за решениями, за результатами),
  - регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).
  10.2. Процесс контроля и выбор варианта форм контроля
  Процесс контроля в общем случае должен пройти следующие стадии:
  1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля "Controlling" или частные проверки);
  2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса управления),
  3. Планирование проверки:
  а) объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);
  б) проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);
  в) субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);
  г) методы контроля;
  д) объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручные, автоматические, компьютеризированные);
  е) сроки и продолжительность проверок;
  ж) последовательность, методики и допуски проверок.
  4. Определение значений действительных и предписанных.
  5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).
  6. Выработка решения, определение его веса.
  7. Документирование решения.
  8. Метапроверка (проверка проверки).
  9. Сообщение решения (устное, письменный отчет).
  10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).
  Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы (рис. 39).
 
 Рис. 39. Основные составляющие критерия для решения о контроле
  10.3. Типы систем контроля
  Контрольные системы могут анализировать довольно широкий класс явлений: от измерения выходов организации до измерения организационного поведения, что, конечно, сложнее. Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления: корпоративном, дивизиональном, функциональном и индивидуальном.
  Все типы контроля сведены в табл. 10.1.
  Рыночный контроль наиболее объективен, так как он производится на основе системы цен и позволяет оценить поведение фирмы, достаточно объективны и используемые показатели. Рыночная цена акций определяется в результате конкуренции, и все ее колебания дают менеджерам представление об их деятельности в виде обратной связи. Скорость возврата инвестиций измеряет отдачу инвестиционного капитала и является другой формой рыночного контроля. На корпоративном уровне такая оценка может показать результаты деятельности компании относительно других фирм, на дивизиональном уровне это дает относительную оценку работы отделений фирмы, что важно для диверсификации.
 
 Таблица 10.1
  Типы контрольных систем и их содержание
 Типы контроля Рыночный По выходу Бюрократический Со стороны
 коллектива Контролируемые характеристики Цена акций Возврат инвестиций Трансфертные цены Дивизиональные результаты
 Функциональные результаты
 Индивидуальные результаты Правила и процедуры
 Бюджеты Стандартизация Нормы Результаты Социальная ответственность
  Трансфертные цены показывают экономические взаимоотношения между отделениями. Они могут устанавливаться двумя способами: на основе рыночных цен и на основе себестоимости. Поэтому имеются определенные проблемы их использования в качестве показателя.
  На дивизиональном уровне успех рыночного контроля зависит от способности менеджеров корпоративного и дивизионального уровня достичь равнозначных решений по ценовым ресурсам. Это очень важно для главного офиса компании со многими отделениями.
  Рыночный контроль - основа планирования портфеля, так как сравнение скоростей возврата инвестиций (ROI) - принципиальный путь оценки компанией деятельности своих отделений.
  Контроль по выходу является следующей объективной формой контроля, который используется в отсутствие других объективных методов. При этом компания должна оценивать или прогнозировать достижение соответствующих целей по различным отделениям, функциям или подразделениям.
  На дивизиональном уровне оцениваются объемы продаж, производительность, рост и контролируемая доля рынка. Эти показатели меняются в процессе деятельности отделений и отражают поведение менеджеров отделений.
  На функциональном уровне также оцениваются степень достижения соответствующих целей. Функциональные результаты могут быть использованы для разработки компанией отличительных преимуществ, они одновременно - мощные методы контроля поведения персонала.
  Контроль по индивидуальным результатам обычен на всех уровнях - высшие менеджеры, сбытовики, производственники и т.д. Однако, когда есть затруднения в оценки деятельности (например, в сфере НИОКР или при коллективной работе), очень трудно оценить индивидуальную отдачу.
  Несоответствующее использование контроля по выходу может привести к отрицательным последствиям на всех уровнях организации.
  Бюрократический контроль представляет собою директивную форму контролирования поведения подразделений, функциональных органов и работников, при этом им предписываются наилучшие способы достижения результатов. Правила и процедуры являются руководствами к действию. Они указывают, что должно быть сделано, и таким образом стандартное поведение дает предсказуемый результат и предсказуемую реакцию. Обычно они полезны при рутинных ситуациях, но затруднительно их использование в противоположном случае.
  Бюджеты - это собрание правил распределения ресурсов. Они определяются структурой организации и устанавливают определенные ограничения. Особое внимание должно быть уделено тому, чтобы при их выполнении не было конфликтов между отделениями и функциональными органами.
  Стандартизация - очень важный способ контроля поведения. Стандартизации могут быть подвергнуты входы, процессы и выходы. Входы контролируются с тем, чтобы обеспечить на них высокое качество человеческих или физических ресурсов. Процесс стандартизируется с целью программирования деятельности и обеспечения минимальных издержек и высокого качества. Организационные выходы стандартизируются по специфическим критериям конечной продукции, по качеству и сервисному обслуживанию. При стандартизации своей деятельности компания создает эффективную систему наблюдения за своим функционированием.
  Менеджер должен отслеживать использование бюрократического контроля, чтобы убедиться в его соответствии. Следует иметь в виду, что этот вид контроля достаточно дорогой, во всяком случае дороже рыночного.
  Когда ни выходы, ни поведение не могут отслеживаться или оцениваться, организация должна найти другие формы контроля. Контроль со стороны коллектива наиболее полезен. Он основывается на создании внутренней системы результатов фирмы. Эта форма контроля, когда работники сами устанавливают нормы и результаты своего поведения. Такой контроль полезен в соединении со стандартизацией входов.
  В большой организации различные отделения или продуктивные линии могут иметь различные культуры, и такая ситуация подрывает связи между ними. Контроль со стороны коллектива неудобен, когда компания быстро растет или меняется, так как нет времени для учета этих организационных изменений.
  На практике различные типы контроля используются компанией одновременно и очень важно их правильное сочетание.
  10.4. Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле
  Чтобы результаты контроля можно было оценить наиболее эффективно, конечные цели, ключевые результаты должны быть хорошо определены. С точки зрения оценки результатов коммерческой деятельности контроль направлен на оценку стратегических альтернативных вариантов, долгосрочных ключевых результатов, степени их достижения прежде всего в разрезе года. Это оценивают на уровне фирмы, подразделения, работника. Контроль должен быть направлен на результаты как коммерческой, так и вспомогательной деятельности (табл. 10.2).
 
 Таблица 10.2
  Пример ситуации контроля
 Ключевой результат Планируемый результат Полученный результат Измеритель Оценка и выводы 1. Коммерческая деятельность: Рентабель-ность +2% от нынешнего уровня прибыли на весь капитал рост 3% Прибыль на весь капитал
 
  Цель превзойдена, но процент прибыли еще недостаточно высок. Контроли-руемая доля рынка 25% внутреннего рынка 33% внутреннего рынка Доля в % Цель превзойдена; доля на внутреннем рынке довольно высока; обратить внимание на экспорт Админист-ративные расходы 10% экономии
 3% экономии Расходы по бухгалтерской отчетности Цель не достигнута.
  Разобраться в причинах и факторах 2. Вспомогательная деятельность: Производительность труда Увеличить на 20% число операций при том же персонале
  Рост на 15% при сокраще-нии численности персонала на 3% Число выполненных операций
  Цель почти достигнута.
 Продолжить выполнение мероприятий Мотивация персонала Значительно большее желание работать, внутренее стремление к перемещениям Заметно повышение Анализ по принципу "Мне кажется" Достигнута уверенная мотивация, закрепить достижения
  Имидж фирмы Популяризация имиджа Значительно оживившееся в печати представление о фирме, подкрепленное информацией Число ссылок в газетах;
 анализ по принципу "Мне кажется" Наблюдается активизация.
 Продолжить мероприятия.
 Провести исследование представления об имидже фирмы в обществе
  Руководитель на стадии контроля должен анализировать и управленческое поведение. Наилучшим является сочетание напористости и гибкости. Худший вариант - агрессивность и вялость. Таким образом, объекты контроля целесообразно классифицировать в соответствии с рис.40.
 
 Рис. 40. Классификация объектов контроля
  10.5. Понятие и задачи учета на предприятии
  Учет - необходимая информационная база менеджера. Его главная цель - предоставление достоверной информации о ходе и результатах деятельности фирмы, которая кладется в основу принятия управленческих решений.
  Важнейшие задачи учета:
  - сбор, обработка и отображение первичных данных о хозяйственной деятельности,
  - систематизация данных с целью получения и обобщения итоговой информации о хозяйственной деятельности,
  - создание исходной информационной базы для планирования и осуществления контроля за выполнением планов.
  Различают три вида хозяйственного учета:
  - оперативный,
  - статистический,
  - бухгалтерский.
  Оперативный - сбор текущей информации (учет явок, простоев оборудования, запчастей, запасов и т.д.). Данные его используются для текущего управления фирмой.
  Статистический - изучение и контроль наиболее типичных хозяйственных процессов с помощью статистических методов. Он обеспечивает фирму данными о состоянии и движении производственных фондов и другими информационными материалами.
  Бухгалтерский учет - постоянный, непрерывный, сплошной, достоверный учет хозяйственных операций, охватывающий всю деятельность фирмы и всех ее подразделений. Данные бухучета обязательно подтверждаются документально в строго определенной форме.
  10.6. Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия
  Анализ лежит посредине между контролем и планированием в "кольце управления". Им заканчивается один цикл управления (анализ результатов) и начинается следующий (анализ исходной позиции). Ясно, что в практической непрерывной коммерческой деятельности эти два вида анализа сливаются.
  Анализ итогов хозяйственной деятельности фирм рекомендуется проводить последовательно по следующей схеме:
  1. Определение цели анализа (обзор имущественного и финансового положения и уровня доходов).
  2. Выбор исходного материала (балансы, счета прибылей и убытков, отчеты о состоянии дел, годовые отчеты фирмы и конкурирующих организаций, таблицы биржевых курсов, сообщения экономической прессы, отчеты о собраниях пайщиков).
  3. Получение первого представления об объекте анализа (анализ публикаций о фирме и отрасли, производственная программа).
  4. Сбор числовых данных путем разложения итогов деятельности фирмы по источникам (обычный итог производственной деятельности, обычный итог финансовой деятельности, внеплановый итог).
  5. Оценка сводного баланса движения имущества и капитала, сравнительного баланса.
  6. Исследование причин полученного в балансе результата, разработка прогноза развития на перспективу, формирование заключения.
  7. Отражение результатов в форме отчета.
  Основные разделы анализа:
  - анализ имущественного положения (обзор структуры средств предприятия и его инвестиционной деятельности) по следующим важнейшим показателям: доля основных средств в совокупном капитале, доля оборотных средств, норма инвестиций в обороте, квота инвестиций (брутто-инвестиции на объем производства);
  - анализ уровня доходов по следующим показателям: рентабельность собственного капитала, рентабельность совокупного капитала, уровень дивидендов, соотношение биржевого курса и дивидендов, влияние на уровень дивидендов дохода с оборота, скорости оборота, структуры капитала, скорость возврата инвестиций, влияние заемного капитала на увеличение доходов с собственного;
  - анализ финансового положения по следующим показателям: ликвидность, уровень динамической задолженности (число лет, необходимых для погашения взятых кредитов за счет собственных средств), уровень задолженности, уровень обеспечения основных средств собственными средствами и долгосрочным заемным капиталом, доля заемных средств, доля собственных средств.
  Анализ дополняется прогнозами:
  - ожидаемых изменений, ограничений;
  - интересов связанных групп (клиентуры, кадров, руководства, собственников, госвласти, финансистов, компаньонов);
  - препятствий;
  а также SWOT-анализом (оценкой внешних и внутренних факторов деятельности фирмы) (рис.41).
 
 
 Рис. 41. Структура SWOT-анализа
 
  В результате анализа должны быть сделаны выводы:
  - как реагировать на прогнозы;
  - на ожидания связанных групп;
  - по использованию возможностей;
  - по предотвращению опасностей;
  - по укреплению сильных сторон и их использованию;
  - по усилению слабых мест, которые следует учесть в стратегических и годовых планах.
 
 11. ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
  11.1. Содержание работы руководителя
  Всю работу по управлению можно разделить на две части:
  - управление деятельностью фирмы,
  - управление людьми (персоналом)(рис. 42).
  Руководитель должен иметь:
  - широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание нзменений во внешней среде и возможностях их использования,
  - чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы,
  - творческий подход и умение мотивировать себя и персонал,
  - желание и способность сотрудничать,
  - понимание результатов, умение планировать и выполнять планы,
  - способность идти на риск,
  - способность принимать решения,
  - готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.
 
 Рис. 42. Основные виды управления
 
  В повседневной работе руководитель должен постоянно (а не случайно) получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собою и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т. д.
  11.2. Стиль управления
  Это типичная манера и способ поведения менеджера.
  Стили могут классифицироваться по разным критериям:
  А. Критерий участия исполнителей в управлении.
  Наиболее четко здесь различают три стиля:
  - авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют),
  - сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений),
  - автономный (менеджер играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами, обычно большинством) (рис. 43).
 
 
 Рис. 43. Различие стилей управления (по участию в них исполнителей)
 
  Авторитарный стиль управления имеет разновидности:
  - диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций),
  - автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти),
  - бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальных иерархических положениях системы),
  - патриархальный (менеджер имеет авторитет "главы семьи", сотрудники неограниченно ему доверяют),
  - благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личные качества и пользуется высоким авторитетом, сотрудники поэтому следят за его решениями).
  Сопричастный стиль тоже имеет варианты:
  - коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, однако в конце концов должны следовать указаниям менеджера),
  - консультативный стиль управления (то же самое, но решения принимаются совместно совещательно),
  - совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указывает ограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняет право вето).
  Б. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:
  - управление через инновацию (разработка инновации - как руководящее задание).
  - управление с помощью задания цели (На каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем).
  Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат.
  Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.
  - управление через согласование цели (Это смешанная форма управления через задание цели и через сопричастность сотрудников. Сотрудники принимают участие в установлении целей).
  Преимущества: согласование целей - лучшее условие их достижения, свобода в реализации, ориентировка на цель, а не на способ, осуществление личных целей в работе, общий контроль, ответственность, сопричастность.
  Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени на согласования, противоречия с иерархической системой, интенсификация контроля.
  - управление через правила решения.
  - управление через мотивацию.
  - управление через координацию.
  - управление только в исключительных случаях (менеджер оставляет за сотрудниками решения, связанные с выполнением задач. Вмешательство происходит в исключительных случаях -особо критические ситуации, игнорирование возможности решения, отклонения от заданных целей).
 В. Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач.
  Пять типичных стилей отражены на рис. 44.
 
 
 Рис. 44. Стили управления по критерию преимущественной ориентации

<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу