<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Мы видели, что предпочтительная структура управления зависит от степени изменчивости внешней среды. В связи с этим первый шаг анализа действующей структуры управления фирмы состоит в идентификации существующей системы управления. Для этого используется табл. 17.4.
  Таблица 17.4
 Классификация практических методов управления
 Система Информация Место реализации Контроль Финансовое планирование Принятие решения по Контроль Традиционная Подразде-ление Традицион-ный - Коррекции Финансовое планирование Экстрапо-ляционная -"- -"- Кратко-
 срочное Целям Долгосрочное планирование -"- -"- Опережа-ющий Долго-
 срочное -"- Квазистратегическое планиро-вание Наблюдения за средой + Проекты -"- + Смета на тему + Темам Стратегическое планирование + Проекты в СЗХ -"- + Стратеги-ческий + Стратеги-ческий бюджет + Задачам,
 +Стратегии Стратегическое управление + Наблюдение за внутренней ситуацией -"- -"- -"- + Потенци-альным возмож-ностям Управление по проблемам По отдельным событиям Проекты -"- По проблеме Проблеме Управление в неожиданных ситуациях Традиционная -"- -"- По проектам Ликвидации ущерба
  Анализ этой таблицы позволит оценить, к каким методам управления тяготеет фирма, и выделить "усредненный". Это можно сделать и для каждой СЗХ фирмы.
  Следующий шаг состоит в определении по таблице 17.5 наиболее предпочтительных методов и структур управления, которые удовлетворят потребности фирмы в ближайшие 5-7 лет (в том числе и для каждой СЗХ).
 
 Таблица 17.5
 Предпочтительные методы и оргструктуры управления
 Системы Уровень нестабильности Характер среды Решаемые проблемы Вклад руководства в управление Предпоч-тительные оргструк-туры 1 2 3 4 5 6 Контроль 1 Повторяющийся Сложность работы Контроль по отклонениям Линейно- функцио-нальная Финансовое планирование 2 Расширяющийся Длительные сроки реализации НИОКР Регулирование ресурсов -"- Долгосрочное планирование 3 Быстро расширяющийся Быстрый рост Координация роста, управление прибыльностью и НИОКР Дивизио-нальная Квазистрате-гическое планирование 3,5 Быстро расширяющаяся, смена номенклатуры продукции Реакция на смену номенклатуры Управление меняющейся ситуацией Матричная
 
 Продолжение табл. 17.5
 1 2 3 4 5 6 Стратегическое планирование 4 Смешанные, разрозненные проекты Определение стратегических позиций Управление стратегическими нововведениями, стратегическое распределение ресурсов -"- Стратегическое управление 4,5 Совершенно новые проекты + Развитие потенциала Управление стратегическими изменениями Множест-венная Управление по проблеме 4,5 Частично предсказуемые явления Предотвра-щение неожидан-ностей Управление частично предсказуемыми переменами -"- Управление в неожиданной ситуации 5 Неожиданный "Выздоров-ление" от неожидан-ностей Упорядочение реакции на кризисную ситуацию -"- 17.4. Алгоритм определения предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмы
  Как уже указывалось, наиболее типичной ситуацией бизнеса в настоящее время является диверсифицированная компания (компания с несколькими или многими СЗХ). В связи с тем, что каждая СЗХ может находиться в уникальных условиях изменчивости внешней среды ( т.е. бизнес в СЗХ определяется разными индексами нестабильности), возникает проблема определения предпочтительной структуры управления такой диверсифицированной компанией. Для ее определения используется средневзвешенная величина индекса нестабильности для бизнеса фирмы. В качестве весов выступают произведения удельного веса СЗХ в общем объеме прибыли фирмы на показатель интенсивности конкуренции в СЗХ (например, в баллах от 0 до 10, 0 - соответствует отсутствию конкуренции, а 10 - ее максимальной жесткости).
  Для расчета средневзвешенного значения индекса нестабильности фирмы составляется следующая вспомогательная табл. 17.6.
 
 Таблица 17.6
 Данные для расчета средневзвешенного индекса нестабильности
 Диапазон индексов нестабильностей СЗХ Доля прибыли Интенсивность конкуренции
 в баллах Весовой коэффициент
  1 - 2
 2 - 3
 3 - 4
 4 - 5
  Во второй столбец таблицы выписываются СЗХ, сгруппированные по диапазонам индексов нестабильности. В третий и четвертый столбцы выписываются доля прибыли и показатель интенсивности конкуренции для каждой СЗХ. В пятом столбце содержится произведение данных двух предыдущих столбцов. Расчет средневзвешенного значения индекса нестабильности производится по известной формуле:
 
 где - i - текущий номер СЗХ, n - общее число СЗХ, i - вес i-й СЗХ, Ii - показатель нестабильности в i-й СЗХ.
  Средневзвешенный индекс нестабильности определяет и предпочтительную структуру управления (табл. 17.5).
  17.5. Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления
  После установления предпочтительной структуры управления фирмой стоит задача "наполнения" этой иерархической структуры блоками, ответственными за выполнения конкретных функций управления. Взаимодействие последних и должно обеспечить выполнение задач управления фирмой.
  Единицей оргструктуры может являться структурный модуль. Основные требования к нему:
  - выполнение определенной цели,
  - совместимость с другими составными частями,
  - возможность использования в разных сочетаниях.
  Моделирование взаимодействия структурных модулей предусматривает три среза:
  - по разнообразию результатов (промежуточный, замыкающий, исходный),
  - по видам деятельности (реконструкция функции, выбор режима, защита режима),
  - по элементам функционирования системы (вход, выход, процессор).
  В результате получается некоторая структурная решетка размерностью , каждый узел которой - совмещение определенного вида деятельности, типы результата и элементы функционирования системы (не все они реально обязательно существуют).
  В зависимости от вида деятельности решения и управление в процессе их реализации связаны с:
  - реконструкцией функции (инновационная деятельность),
  - с выбором режима (инфраструктурная деятельность),
  - с защитой выбранного режима (эксплуатационная деятельность).
  Соответственно инновационная деятельность может быть связана с промежуточными полезными результатами, инфраструктурная деятельность - со всеми видами результатов, а эксплуатационная деятельность только с исходными и замыкающими полезными результатами. В структурных модулях и системе можно выделить два типа входов - материальный и информационный и один тип выхода.
  Группы структурных модулей, объединенных сильной зависимостью от одного фактора, составляют пять структурных блоков (табл. 17.7):
  У1 - привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям деятельности фирмы;
  У2 - реализация тиража продукции (услуг);
  У3 - синтез образцов изделий, услуг;
  У4 - обеспечение процесса создания тиража продукта;
  Z - общее руководство фирмой.
  На основе структурных модулей можно построить контуры принятия решений для различных видов деятельности фирм. В общем случае такой контур представлен на рис. 57.
 
 
 
  Рис. 57. Контур принятия решения
 
 Таблица 17.7
  Перечень структурных модулей, входящих в модель нормативной структуры системы
 Тип струк-турного модуля Тип результата, обеспечиваемый данным модулем Характер прини-маемых решений Направление деятельности Область ответственности Подразделения управления завода, реализующие модуль У1 Промежуточный Выбор режима Привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям данной хозяйственной системы Уровень использования хозяйственного потенциала данной хозяйственной системы Главный экономист У11 -"- -"- Привязка ограничений внешней инфраструктуры к элементам входа данной хозяйственной системы Соответствие установленных ограничений по элементам входа потребностям функционирования данной хозяйственной системы ПЭО У12 -"- -"- Привязка ограничений инфраструктуры к элементам выхода данной хозяйственной системы Соответствие установленных ограничений по элементам выхода возможностям данной хозяйственной системы ПЭО, Финансовый отдел У13 -"- -"- Привязка ограничений внешней инфраструктуры к элементам процессора данной хозяйственной системы Соответствие установленных ограничений по элементам процессора мощности данной хозяйственной системы ПЭО, ПДО, ОТЗ, ОГМ, ОГЭ У14 -"- Защита режима Компенсация возможных изменений внешних и внутренних условий Соответствие установленного размера тиража изделий предъявляемому потребительскому спросу ПДО, Отдел маркетинга У15 -"- -"- Компенсация возможных изменений внешних и внутренних условий Соответствие реализуемого размера тиража изделий (продуктов, услуг) предъявляемому потребительскому спросу ПДО, Отдел маркетинга У2 Замыкающий -"- Реализация тиража изделий (продуктов, услуг) Размер тиража изделий (продуктов, услуг) Отдел маркетинга У21 Замыкающий Защита режима Ограничение разнообразия образцов изделий (продуктов, услуг) в тираже (ограничение в разнообразии собственной технологии) Мера унификации образцов изделий (продуктов, услуг) в тираже КТОС, Отдел маркетинга У22 -"- -"- Установление условий поставки образцов изделий (продуктов, услуг) Мера согласования хозяйственных интересов поставщиков и потребителей ОГК, Отдел маркетинга
 
 
 Продолжение табл. 17.7
 Тип струк-турного модуля Тип результата, обеспечиваемый данным модулем Характер прини-маемых решений Направление деятельности Область ответственности Подразделения управления завода, реализующие модуль У23 -"- -"- Создание условий эксплуатации данного образца изделий (продукта, услуги) у потребителя Соответствие условий эксплуатации данного образца изделия у потребителя его техническим характеристикам (авторский надзор) ОГК, Служба надежности У3 Промежуточный
 Замыкающий Рекон-струкция функции Синтез образцов изделий (продуктов, услуг) Соответствие образцов изделий (продуктов, услуг) структуре предъявляемых потребностей НИИ, КБ ОГК У31 Промежуточный -"- Изменение элементов оснащения данной хозяйственной системы Мера приращения хозяйственного потенциала данной системы ОГТ, ОМА, ОИХ, ОГМ, ОГЭ У32 -"- -"- Изменение элементов катализатора данной хозяйственной системы (изменение уровня и запаса квалификации) Мера приращивания хозяйственного потенциала данной системы Отдел подготовки кадров, отдел кадров У33 -"- -"- Изменение элементов входа данной хозяйственной системы Мера приращения свойств образцов изделий (продуктов, услуг) ОГТ, ОГК У34 Замыкающий -"- Изменение свойств образцов изделий (продуктов, услуг) для удовлетворения более эффективным образом возникших потребностей Соответствие потребительских свойств образца изделий (продукта, услуги ) предъявляемым требованиям ОГК, Отдел маркетинга У4 Исходный Защита режима Обеспечение условий реализации процесса преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия Мера обеспеченности процесса преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия ОГТ, ОИХ, ОГМ, ОМТС, Отдел кооперации У41 -"- -"- Создание резервов ресурсов для обеспечения процессов преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия Уровень запасов ресурсов ОМТС, Отдел кооперации У42 -"- -"- Регулирование ресурсов во времени Время пополнения (возобновления) запаса ОМТС, Отдел кооперации
 
 Окончание табл. 17.7
 Тип струк-турного модуля Тип результата, обеспечиваемый данным модулем Характер прини-маемых решений Направление деятельности Область ответственности Подразделения управления завода, реализующие модуль У43 -"- -"- Обеспечение процессов преобразования образцовизделий (продуктов, услуг) в соответствующий тираж изделий (продуктов, услуг) элементами оснащения Изменение технических характеристик элементов оснащения во времени ОГТ, ОКС Z1 Промежуточный Выбор режима Компенсация возможных возмущений по элементам входа и процессора Соответствие достигнутых результатов деятельности установленным ограничениям Руководство, финансовый отдел, бухгалтерия Z2 -"- Защита режима Создание условий деятельности руководства в хозяйственной системе Качество обслуживания руководства АСУП, Канцелярия
  Эта схема отражает организационно-экономические условия преобразования ресурсов в полезные результаты. Контур принятия решений позволяет выделить в каждом блоке базовой структуры классы непересекающихся решений и на этой основе установить группы подразделений, их взаимосвязь и подчиненность, полномочия и области ответственности. По отношению к конкретному виду деятельности этот контур принятия решения может быть видоизменен и детализован.
  Следующая задача модульного проектирования - установление области ответственности каждого структурного модуля и характера принимаемых им решений (типа деятельности). Устанавливая в контуре решений направления и содержание взаимодействия блоков на каждой фазе принятия решения, можно выделить внутри каждого блока структурные модули по признакам законченности фазы формирования полезного результата и однородности принимаемых решений (табл. 17.8).
  Таким образом, в блоке У1 выделяются две группы структурных модулей: первая (У11, У12, У13) - привязки при планировании деятельности фирмы ограничений на деятельность блоков У2 и У4 в форме плановых заданий для них, вторая группа (У14, У15) на фазе выполнения плана компенсирует возможные изменения внутренней и внешней среды.
  В блоке У2 - три типа структурных модулей (по назначению продукции и услуг, условиям их поставки и обеспечению устойчивости в эксплуатации).
 
 Таблица 17.8
 Соответствие структурных блоков и характера решений
 Структурный блок Тип деятельности Характер принимаемых решений Фаза принятия решения Выбор и координация Выполнение плана У1 Инфраструктурный Выбор режима У11, У12, У13 У14, У15 У2 Эксплуатационный Защита режима У21, У22, У23 - У3 Инновационный Реконструкция функции У31, У32, У33 У34 У4 Эксплуатационный Защита режима У41, У42, У43 - Z Инфраструктурный Выбор режима Z1 Z2
  В блоке У3 выделено две группы модулей: (У31, У32, У33) - формирование изделия и его техническое и организационное обеспечение, (У34) - изменение изделия и его ресурсного обеспечения (например, модернизация его).
  В блоке У4 выделены три типа структурных модулей. На стадии планирования и координации модули У41, У42, У43 отвечают за распределение входных потоков, а на стадии выполнения плана резервируют продукты и оснащение, необходимые для функционирования системы.
  По фазам принимаемых решений можно выделить два вида блоков, т.е. всего шесть видов структурных звеньев. Следовательно, в модели нормативной структуры управления выделены 17 типов структурных модулей, для каждого из которых теоретически можно установить основные направления деятельности, область ответственности и характер принимаемых решений.
  Эта модель может быть использована для решения задач анализа и синтеза структур управления. В первом случае сопоставление модели с существующей структурой позволяет оценить полноту заполнения управленческими функциями областей ответственности каждого структурного элемента.
  Алгоритм анализа состоит в следующем:
  1. Анализируются функции управления, производится их разделение на группы в соответствии с перечнем структурных модулей нормативной модели.
  2. Оценивается "представительность" каждой группы в соответственно нормативно выделенном блоке структуры.
  3. Устанавливаются наименее охваченные сферы управления.
  4. Дополняется список функций управления.
  При синтезе модуль нормативной структуры - основа установления идентификационных характеристик, по которым проектируются новые подразделения в структуре.
 18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО
  18.1. Роль фирмы в современном обществе
  До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях:
  -" Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества",
  -" Дело бизнеса - бизнес",
  - Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).
  Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде,минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.
  Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм (см.18.3). Например, в США фирмы контролируются по следующим направлениям:
  - технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды);
  - процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной платы, обеспечение занятости);
  - поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
  - прибыль (утаивание, распределение);
  - доступ к ресурсам;
  - управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).
  В то же время фирма - "генератор богатства" общества (рис. 62):
  - генерирует товары и покупательную способность для их приобретения,
  - поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал,
  - создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе,
  - обеспечивает собственный рост.
  Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и, очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.
 
 
 Рис. 58. Роль фирмы в обществе (фирма - "генератор богатства")
  18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом
  Анализ корпоративной стратегии отношений с обществом должен охватывать три основных направления:
  - анализ целей,
  - анализ ограничений,
  - анализ внешнего силового поля, в котором действует фирма.
  Подход к выбору предпочтительных целей должен учитывать основные группы,действующие в "поле" фирмы и их интересы (табл. 18.1).
 Таблица 18.1
 Основные группы, влияющие на фирму
 Группа Ожидаемые от фирмы результаты деятельности Общество в целом Экономический рост
  Поступления от налогов
  Уравнивание власти
  Уравнивание доходов
  Сохранение окружающей среды
  Сохранение природных ресурсов Местная община Ее благосостояние Держателей акций Рост стоимости акций Кредиторы Рост доходов
  Стабильность доходов Потребители Справедливые цены
  Обеспеченность выбора
  Удовлетворение потребностей Менеджеры Рост доходов
  Профессиональный интерес Работники наемного труда Занятость, уровень оплаты, досуг
  Условия труда, удовлетворение от работы
  Поскольку интересы групп, действующих в "поле сил" фирмы, могут быть и противоположными, и совпадающими, и нейтральными, то необходим анализ такого поля определения возможных коалиций и выбор предпочтительной стратегии (табл.18.2).
 
  Таблица 18.2
  Баланс "поля сил" для типичной американской практики
 Группы-оппоненты
 Группы, выдвигающие предложения Менеджеры
  Лица наемного труда Профсоюзы Держатели акций Местные органы власти Правительство Коалиция 1 2 3 4 5 6 За Против Менеджер + + - - - - + + + - - - - 1, 4, 2 2, 3, 5, 6 Лица наемного труда + - + + + 0 0 + + + 2, 3, 6 Профсоюзы - - + + + + + 0 0 + + 2, 3, 6, 5 1, 4 Держатели акций + + - - - - + 0 - - - 1, 4 2, 5, 6 Местные органы власти + - + + 0 0 + + + + 1, 2, 3, 5, 6 Правительство - - - + + + 0 + + + + 2, 3, 5, 6 1, 4 Примечание: количество одноименных знаков означает относительную силу давления.
 
  Таким образом, разработку стратегии фирмы по отношению к обществу, согласованную по интересам, можно представить в соответствии с рис.63. Можно сказать, что коммерческая стратегия фирмы трансформируется в коммерческо-социально-политическую стратегию. Соответственно фирмам и их руководителям необходимо:
  - осуществить идеологическую переориентацию на действия в социальной среде,
  - расширить систему информации на социально - политическую область,
  - научиться понимать политические процессы и политическое поведение,
  - создать инфраструктуру для политических действий,
  - учесть социальные аспекты в системе стимулов и вознаграждений,
  - соответствующим образом отразить все это в структуре управления фирмой.
 
 Рис. 59. Выбор предпочтительной стратегии
 
  Хотя среди целей получение прибыли имеет ключевое значение, однако приоритеты целей могут определяться и уровнем прибыльности фирмы (рис. 64).
 
 
  Рис. 60. Приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности
  18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
  В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
  Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.
  В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:
  разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
  повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
  · ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;
  · создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
  · обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
  · сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
  · содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
  · обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда;
  · поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.
  Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:
  · осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
  · повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
  · поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
  · укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
  · пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
  · использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.
  Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.
  Большое значение в 80-е годы приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.
  Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.
  Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.
  Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.
  Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.
  Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.
 ЛИТЕРАТУРА
  1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989 [1, 2, 4, 8, 9, 11-18].*
  2. Базилевич Л.А. Автоматизация организационного проектирования. Л.: Машиностроение, 1989 [17].
  3. Базилевич Л.А., Соколов Д.В., Франева Л.К. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. Л.: ЛФЭИ, 1991 [4, 9, 10, 15, 17].
  4. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев: Наукова думка, 1990 [2, 6, 8-11, 15].
  5. Борманн Д., Воронина Л., Федерманн Л. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 1992 [2-14, 16-18].
  6. Васильев Ю.П. Управление развитием производства. Опыт США. М.: Экономика, 1989 [4, 15, 17, 18].
  7. Волкова К.А., Казакова Ф.К., Симонов А.С. Государственное предприятие. М.: Экономика, 1990 [3, 4].
  8. Герчикова Р.Н. Менеджмент. М.: "Банки и биржи", 1995. [1-8, 10, 11, 15, 16, 18].
  9. Гладстоун А. и др. Управленческое консультирование. М.: Интерэкспорт, 1992 [7-11]
  10. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990 [2, 3, 6, 7, 9-11].
  11. Кунц Т., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981 [3,4,6,9-11,14,17].
  12. Лагоша Б.А., Шаркович В.Г., Дегтярева Т.Д. Методы и модели совершенствования организационных структур. М.: Наука, 1988 [4, 17].
  13. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. М.: Финансы и статистика, 1992 [6, 8-10, 12-14].
  14. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: "Дело", 1995 [1-7, 10, 11, 18].
  15. Основы управления/ Под ред. В.П.Радукина. М.: Высшая школа, 1986 [1-3,5-12,15].
  16. Рабочая книга по прогнозированию/ Под ред. М.В.Бестужева-Лада. М.: Мысль, 1982 [8].
  17. Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: Практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988 [10, 11, 17].
  18. Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия)/ Под ред. Г.А.Егиазаряна и А.Д.Шеремета. М.: Экономика, 1985 [1, 3, 6-11, 15].

<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу