<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 Рис. 31. Инновация как результат взаимодействия сфер НИОКР, маркетинга, производства и управления
 После разработки нового работоспособного продукта необходимы инвестиции в собственно производство. Чтобы снизить риск, необходимы соответствующие испытания продукта, в том числе и потенциальными потребителями. В идеале процесс тестирования не должен ограничиваться определением выходных параметров. Для того, чтобы окупились затраты на разработку и производство продукта, он должен сохранять свое преимущество на рынке для повторных покупок в течение определенного времени. Следует проверить ремонтопригодность и удобство сервиса изделия, а также его надежность при длительной работе. Реализм - драгоценная черта бизнеса по разработке продуктов. Считается, что разработчику важны четыре оценки: испытание, первое повторение, привыкание, частота покупок.
 Пробный маркетинг
 Пробный маркетинг - идеальное средство для оценки продукта, продвижения и распределения в небольших масштабах. Области проведения пробного маркетинга могут быть различными:
 1. Телевизионный ареал. В этом случае проводятся комплексные кампании с использованием телевизионных коммерческих каналов и каналов распределения.
 2. Испытуемый город.
 3. Локальная область (например, ближайшие к супермаркету кварталы).
 4. Испытуемые учреждения (для промышленного маркетинга).
 При проведении пробного маркетинга должны быть получены ответы на следующие вопросы:
 - какой рынок исследуется (где он, это испытуемый город или телевизионный ареал, какая область наиболее подходит для оценки специфических характеристик)?
 - что именно исследуется?
 - как долго продолжаются исследования?
 - что является критерием успеха?
 Решение о том, как долго продолжать работу или оканчивать ее при пробном маркетинге (т.е. остановиться на полученных результатах или продолжить работу, стремясь их уточнить, уменьшить риск), является, наверное, главным. В то же время такой пробный маркетинг может быть использован для испытаний специфических элементов маркетингового комплекса (версий продукта, особенностей его продвижения, окружающей среды, каналов распределения и цены и т.д.). В этом случае могут быть использованы еще меньшие объемы пробного маркетинга.
 Ясно, что пробный маркетинг дает дополнительную информацию в преддверии выпуска и может повысить его надежность. Следует отметить, что даже на этой поздней стадии половина товаров не проходит по критерию годности для национального выпуска.
 Однако все способы пробного маркетинга имеют определенные недостатки:
 - отрывочность (даже очень большой пробный маркетинг не может полностью представить национальный рынок);
 - недостаточная эффективность (во многих случаях главная часть инвестиций делается еще до начала пробного маркетинга);
 - предостережения конкурентам;
 - высокая стоимость.
 7. Маркетинговые решения по ценообразованию
 7.1. Факторы, влияющие на ценообразование
 Все основные факторы, влияющие на ценообразование, группируются следующим образом.
 Факторы, управляемые фирмой:
 - жизненный цикл товара;
 - портфель товаров (услуг);
 - сегментация и позиционирование товаров (услуг);
 - использование торговых марок.
 Факторы, управляемые потребителем:
 - требования;
 - выгоды;
 - полезность;
 - каналы распределения.
 Рыночные факторы:
 - конкуренция;
 - окружение.
 Жизненный цикл продукта обычно не является полезным руководством в политике ценообразования. Подход с помощью оценки портфеля фирмы пригоден для тех, кто имеет позицию на рынке и соответствующие финансовые ресурсы.
 При определении ценовой политики для диапазона товаров следует учитывать:
 - взаимодействие требований потребителя (цена на один продукт может влиять на потребление другого - например, компьютеры и программное обеспечение);
 - взаимодействие стоимостей (иногда продукты изготавливаются на одном и том же оборудовании или являются результатом одних и тех же производственных процессов).
 В случае особо жесткой ценовой конкуренции прежде всего следует оценить: не будет ли сегментация соответствующей защитой.
 Если есть важные и существенные для потребителя выгоды, то он готов платить сверх "обычной цены" еще и "премиальную цену". Эти выгоды выражаются в полезности, которую потребитель видит в продукте. Теоретически она должна быть сбалансирована с запрашиваемой ценой.
 Главным фактором, действующим на цену, безусловно является конкуренция. Несомненно, и экономическая, и политическая обстановка влияют на потребление тех или иных товаров, а, следовательно, и на равновесную рыночную цену товара. В том случае, когда существенны транспортные расходы, географическое положение потребителя и поставщика может быть существенным фактором, влияющим на цену.
 7.2. Ценообразование на новые продукты
 Ценообразование на новые продукты тесно связано со стратегией вывода нового товара на рынок. Можно рассмотреть четыре основных стратегии:
 А: Быстрое "снятие сливок": новый товар выпускается по большой цене и высоком уровне продвижения.
 Целесообразно применение при следующих обстоятельствах:
 - большая часть рынка не ожидает продукта;
 - рынку нужен продукт и он готов платить за него высокую цену;
 - фирма готова к потенциальной конкуренции и желает играть на преимуществе торговой марки.
 Б: Медленное "снятие сливок": высокая цена и малый уровень продвижения.
 Условия:
 - рынок ограничен в размерах;
 - рынок осведомлен о продукте;
 - покупатели готовы платить высокую цену;
 - ожидается потенциальная конкуренция.
 В: Быстрое проникновение: низкая цена и усиленное продвижение.
 Это выгодно в следующих случаях:
 - рынок ограничен по размерам;
 - рынок неосведомлен о продукте;
 - большинство покупателей чувствительны к цене;
 - имеется сильная потенциальная конкуренция;
 - себестоимость изготовления падает с масштабом производства и опытом фирмы.
 Г: Медленное проникновение: низкие цены и низкий уровень продвижения.
 Это целесообразно при следующих условиях:
 - большой рынок;
 - хорошее осведомление о продукте;
 - чувствительность к цене;
 - определенная потенциальная конкуренция.
 Объем продаж, представляющий собою одобрение потребителем продукции, выступает на самом деле в виде функции от цены предложения. Прибыль от реализации единицы продукции есть разность между ценой и издержками на изготовление. Если издержками фирма-производитель, в принципе, может полностью управлять, то при установлении цены следует учитывать уровень цен на конкурирующие продукты.
 Принципиальные пределы установления цены фирмой на новую продукцию включают себестоимость выпускаемой продукции в качестве нижнего предела цены, а верхний предел определяется ценой потребления, которая делает продукт для потребителя привлекательным по сравнению с имеющимися на рынке. Таким образом, верхний предел цены прямо определяется показателями технического качества продукта (его производительностью, качеством, надежностью, эксплуатационными затратами на его использование и т.д.). Выбирая цену вблизи нижнего предела, фирма-производитель увеличивает привлекательность товара, а в случае цены, приближающейся к верхнему пределу, фирма увеличивает свою прибыль, но уменьшает экономическую привлекательность товара для потребителя. По сути дела, цена для потребителя должна быть инструментом оценки экономического эффекта от использования продукции с учетом стоимости ее потребления (цена приобретения плюс текущие расходы за все время эксплуатации). Таким образом, фирма не может оценить проект по фактору ценообразования без учета рыночной ситуации и прогнозов допустимой цены потребления для потенциальных покупателей. Эта проблема тесно связана и с оценкой возможной степени конкуренции в момент начала коммерческой реализации товара, а не сегодняшней конкуренции, как это часто делается.
 7.3. Практические ценовые политики
 Конкурентоспособность оценивается по интегральным показателям технических Iтп, экономических Iэп, и организационных параметров в коэффициенте конкурентоспособности нового товара
 К=Iтп/Iэп.
 В качестве интегрального экономического показателя может выступать цена потребления - сумма продажной цены и всех эксплуатационных расходов за срок службы изделия [7]. Политика цен зависит от типа рынка, задач предприятия, социально-политических и экономических условий.
 В качестве задач ценообразования могут рассматриваться:
 - обеспечение выживаемости фирмы;
 - максимизация текущей прибыли;
 - завоевание лидерства по контролируемой доле рынка;
 - завоевание лидерства по качеству товара.
 А. Обеспечение выживаемости становится основной целью при острой конкуренции или резком изменении потребности клиентов. В этом случае цены устанавливаются на уровне цены производства или, в крайнем случае, на уровне издержек. Исходная цена производства
 Цп=С+Н*К,
 где: С - сумма издержек,
  Н - средняя норма прибыли,
  К - авансированный капитал.
 Б. Задача максимизации текущей прибыли ведет к исходной цене
 Цп=С+Н'*К,
 где Н'- максимальная в данных рыночных условиях нормы прибыли.
 В. При задаче лидирования по контролируемой доле рынка предприятие должно идти на максимальное снижение цены, компенсируя издержки за счет большой массы продаваемых товаров.
 Г. При задаче лидирования по качеству цена должна устанавливаться высокой, чтобы покрыть большие затраты на НИОКР. Товары должны предназначаться для высоко обеспеченных клиентов.
 Стратегия цен при вводе товара на рынок рассмотрена ранее. При выборе метода ценообразования минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимально возможная - наличием уникальных возможностей товара, средний уровень - ценами товаров-конкурентов и товаров-заменителей.
 Имеются разные пути реализации ценовых стратегий.
 А. Установления стандартных и меняющихся цен.
 В случае стандартных цен фирма идет на уменьшение упаковки, изменение состава товара, а не цен. При переменном ценообразовании фирма специально меняет цены, чтобы среагировать на издержки или спрос. Разные цены могут применяться для различных сегментов рынка.
 Б. Гибкое ценообразование позволяет торговаться. При этом меняются и комиссионные торговцев.
 В. Стратегия неокругленных цен.
 Г. Ценовое лидерство по ключевой продукции: продажа ее по ценам ниже себестоимости или продажа по ценам ниже обычных цен.
 Д. Скидки на массовые закупки.
 Е. Ценовые линии: диапазон цен должен содержать достаточно удаленные друг от друга цены, иначе будут покупать по самой низкой цене. Цены должны особенно разделяться в верхней части диапазона, соотношение цен должно изменяться при изменении издержек.
 Ж. Селективное ценообразование.
 В некоторых случаях применяются разные цены для одного и того же товара (услуги). Поставщик применяет разные цены для товаров разных марок, разных упаковок, применяются цены для разных групп потребителей, используются особые пиковые тарифы (транспорт, потребление электроэнергии), изменение цены в зависимости от уровня сервиса. Все это делается исходя из того положения, что цена - наиболее важная переменная маркетингового комплекса.
 Обычно различные цены реализуются путем системы скидок:
 - торговые скидки (оплата затрат в каналах распределения);
 - скидки на объем продаж;
 - скидки при оплате наличными;
 - сезонные скидки;
 - цены в интересах продвижения;
 - индивидуальное ценообразование;
 - психологическое ценообразование (например, высокие начальные цены, но затем сброс цен в больших объемах - создание иллюзии больших скидок).
 Очень важны поведение и политика при росте цен. Имеются следующие практические рекомендации:
 - поднимайте цены, когда другие делают иначе (не возвращайтесь назад ради конкурентного успеха; вы будете увеличивать их при известных обстоятельствах и эти действия будут тогда более заметны),
 - не делайте этого единовременно, повышайте постепенно, что менее заметно,
 - не делайте этого часто (покупатели реагируют на частые изменения),
 - при поднятие цены постарайтесь повысить что-нибудь (например, уровень обслуживания, качество товара),
 - обратите внимание на ваши ключевые издержки (помните правило 80-20),
 - объясняйте вслух и правдиво происшедшее.
 8. Маркетинговые решения по распределению товаров (услуг)
 8.1. Содержание товародвижения
 Товародвижение (распределение) - один из основных элементов маркетингового комплекса. Кроме непосредственного распределения товаров или услуг он включает:
 - решения по каналам распределения;
 - логистику сбыта;
 - управление каналами;
 - розничную торговлю;
 - непосредственно акт продажи (покупки);
 - поддержку потребителя.
 Их взаимосвязь показана на рис. 33.
 
 Рис. 33 Структура решений по каналам распределения [22]
 8.2. Канал распределения
 Канал распределения - это система, обеспечивающая доставку товара к местам продаж.
 Система состоит из элементов внутренней среды предприятия изготовителя и внешней среды. Элементы внутренней среды:
 - обработка заказов,
 - подбор транспортных партий,
 - выходной контроль,
 - упаковка,
 - оформление документации.
 Элементы внешней среды - собственно каналы распределения. Они выполняют функции:
 - исследования (сбора маркетинговой информации),
 - стимулирования сбыта,
 - установления контактов с потенциальными покупателями,
 - предпродажной подготовки товара,
 - организации товародвижения (транспорт, складирование),
 - финансирования,
 - принятия риска.
 Каналы могут отличаться числом посредников и горизонтальным распределением (рис. 34).
 
 Рис. 34 Построение каналов распределения продукции
 Прямой маркетинг считается выгодным, если:
 1) товар является узкоспециализированным и требует непосредственного контакта производителя и покупателя;
 2) цена на товар часто меняется;
 3) объем продаж достаточно велик и не менее, чем в 2 раза перекрывает все издержки на прямой маркетинг;
 4) все потребители расположены на небольшой территории, близко к торговым точкам;
 5) все торговые точки имеют свои склады;
 6) количество потребителей небольшое;
 7) объем каждой поставки кратен используемой таре.
 Одноуровневый канал считается выгодным, если:
 1) рынок плохо изучен и у фирмы производителя нет финансовых средств для его изучения и работы по сбыту;
 2) объем предпродажного и послепродажного сервиса незначителен;
 3) количество сегментов рынка невелико;
 4) ассортимент продукции широкий;
 5) особенности товаров определяют небольшую кратность разовых покупок.
 Одновременное наличие оптовой и розничной торговли товарами (канал 2-го уровня) считается выгодным, если:
 1) рынок расположен на большой территории;
 2) поставка товаров осуществляется небольшими, но срочными партиями;
 3) разница между продажной ценой и себестоимостью достаточна для организации разветвленной сбытовой сети;
 4) можно значительно сэкономить, поставляя большие партии небольшому количеству покупателей.
 Какой канал должен быть использован фирмой - одно из главных ее решений. Если используется непосредственная продажа конечному потребителю (фирменная торговля), то можно обойтись без потерь в издержках. С другой стороны, введение в канал посредников может существенно снизить затраты на управление процессом товародвижения со стороны производителя. Наиболее важные факторы, которые следует учесть:
 - по потребителям (количество, концентрация, размер средней покупки, размещение и время работы магазинов, необходимость помощи торгового персонала, условия кредита, основные сегменты и их характеристики);
 - интересы компании (контроль, прибыль, время, гибкость в ресурсах, потребность в сервисе, специализация, эффективность, отношения в каналах сбыта и опыт в продвижении);
 - по товару или услугам (стоимость за единицу, техническая сложность, сохранность, частота отгрузок, объем, масса, разделяемость);
 - по конкурентам (число, концентрация, ассортимент, потребители, методы товародвижения и продвижения, взаимоотношения в каналах сбыта);
 - по каналам товародвижения (прямой или косвенный, количество, выполняемые функции, традиции, доступность, размещение, юридические аспекты).
 8.3. Управление каналами товародвижения
 Крайне важно взаимопонимание пользователя и каналов распределения. Это достигается комплексом мер (табл. 8.1)
 Таблица 8.1
 Методы обеспечения сотрудничества внутри каналов
 Фактор Действия производителя Действия торговли Представление нового товара Тщательная проверка поддержка в продвижении Предоставление хорошего места на полках, энтузиазм в отношении товара, помощь в пробном маркетинге Поставка Оперативное принятие заказов, соблюдение установленных сроков Предоставление времени на поставку, немедленная проверка товара при поставке Маркетинговые исследования Предоставления данных торговле Предоставление данных производителю Ценообразование Цены учитывают интересы торговли Редкие распродажи по ценам, отличающимся от обычных, поддержание должного образа Продвижение Обучение торгового персонала, его стимулирование, разработка национальных рекламных компаний, совместные рекламные компании Привлекательные витрины, квалифицированные продавцы, участие в совместных программах, местная реклама. Финансирование Либеральные финансовые условия Соблюдение финансовых условий Качество продукции Гарантии Должная установка и обслуживание Контроль каналов Совместное и конкретное принятие решений Совместное и конкретное принятие решений
 Вертикальный маркетинг - относительно новая форма интеграции канала: производитель, оптовая торговля и розничные продавцы работают в одной системе. Это происходит, когда один из участников канала владеет другими частями канала. Например, при передней интеграции производителю принадлежит и предприятие оптовой торговли и розничная торговля. При задней интеграции розничный продавец владеет своими поставщиками. Такая вертикальная интеграция наиболее полезна в стадии зрелости продукта или рынка.
 Реже встречаются случаи использования общей маркетинговой организации двумя или более неконкурирующими поставщиками - горизонтальный маркетинг.
 Важнейшие функции оптовой торговли:
 - обеспечение сбыта при минимуме контактов производителей с потребителями,
 - обеспечение подготовленного торгового персонала,
 - маркетинговая и техническая поддержка производителя и розничного или коммерческого потребителя,
 - выбор ассортимента для потребителей,
 - закупка большими партиями в целях снижения издержек поставки,
 - обеспечение материальной базы для хранения и поставок продукции,
 - представление финансовой помощи производителям (немедленная оплата) и потребителям (кредит),
 - решение проблем возврата,
 - взятие на себя риска за хищения, повреждения, устаревание запасов.
 Различают три основных категории оптовой деятельности:
 - оптовая деятельность производителей,
 - коммерческая (торговая) оптовая деятельность,
 - деятельность агентов и брокеров.
 Розничная торговля - это предпринимательская деятельность по продаже товаров и услуг конечным потребителям. Ее роль в распределении и сбыте:
 - участвует в процессе сортировки товара,
 - представляет информацию потребителям (реклама, витрины, персонал) и маркетинговую информацию поставщикам,
 - осуществление операций с товарами (хранение, ценообразование, расположение в торговых помещениях и т.д.),
 - совершение сделок.
 Классификация розничной торговли по формам собственности:
 - независимый торговец,
 - сеть розничных точек (В США - 52 % оборота),
 - розничные франшизы (конкретное соглашение с производителем на использование торговой марки),
 - кооператив (независимых торговцев или потребителей).
 Как говорят, имеется три наиболее важных элементов розничной торговли: размещение, размещение и еще раз размещение. Наиболее подходят, конечно, центральные улицы (центральная область шопинга). Расположения по соседству с центром - обычное место для независимых торговцев. Часто они работают с продлением обычных часов торговли.
 Места вдали от центра, но с отличными подъездами становятся местом размещения торговых центров с многочисленными службами сервиса (стоянки, рестораны, зеленая зона и т.д.).
 При решениях об ассортименте товаров розничные торговцы должны учитывать:
 - целевой рынок,
 - предложение,
 - место расположения,
 - диапазон товаров,
 - цены,
 - продвижение,
 - уровень обслуживания.
 Решения по всем этим вопросам должны приниматься в комплексе.
 9. Продвижение товара (услуг)
 9.1. Функции продвижения
 Продвижение - любая форма сообщений для информации, убеждения, напоминания о товарах, услугах, общественной деятельности, идеях и т.д.
 Важнейшие функции продвижения:
 - создание образа престижности, низких цен, инноваций,
 - информация о товаре и его параметрах,
 - сохранение популярности товаров (услуг),
 - изменение образа использования товара,
 - создание энтузиазма среди участников сбыта,
 - убеждение покупателей переходить к более дорогим товарам,
 - ответы на вопросы потребителей,
 - благоприятная информация о компании.
 Цели продвижения: стимулирование спроса и улучшение образа компании. Конкретные действия зависят от так называемой иерархии воздействия (табл. 9.1).
 Таблица 9.1
 Иерархия воздействия продвижения
 
 Основные виды продвижения:
 - реклама;
 - паблисити ("паблик релейшенз");
 - стимулирование сбыта;
 - персональные продажи.
 Их роли в потребительском и промышленном маркетинге несколько отличаются (табл. 9.2).
 Таблица 9.2
 Места по важности видов продвижения
 Вид продвижения Место В потребительском маркетинге В промышленном маркетинге Реклама 1 3 Стимулирование сбыта 2 2 Персональные продажи 3 1 Паблисити 4 4 Если маркетинговые исследования имеют целью "слушать" потребителя, то продвижение - вторая половина диалога (см. рис.35).
 
 Рис. 35. Роли исследований и продвижения в маркетинге
 9.2. Состав и основные положения теории и практики рекламной деятельности
 Структура рекламы как одного из видов продвижения показана на рис. 36.
 
 Рис. 36. Структура рекламы как вида продвижения
 Понятие кодирования состоит в следующем. Среды передачи сообщения рекламы (телевидение, пресса) обладают специфическими особенностями, которые могут исказить сообщение, внести туда "информационный шум". Поэтому необходима определенная оптимизация влияния индивидуальных сообщений с учетом внешней среды реципиента.
 Продвижение следует рассматривать, как составную часть маркетингового комплекса. Реклама относится к конкурентным маркам продукции. Поэтому, казалось бы, с ее помощью надо пытаться увеличить продажи именно этого продукта. Однако прогрессивный элемент продвижения - продвижение всей фирмы, а не ее индивидуальных марок. Так как фирма может использовать различные типы продвижения, то это продвижение способствует к продвижению отдельных марок товаров. Каждый вид продвижения рассчитан на специфическую целевую аудиторию. Но каждая из таких кампаний продвижения должна рассматриваться как часть единого целого.
 Исследования показали, что реклама эффективнее, если:
 - продукт стандартизирован,
 - имеется много конечных потребителей,
 - типична покупка небольшого размера,
 - продажи осуществляются через каналы посредников, а не непосредственно,
 - важно вспомогательное обслуживание,
 - продукт имеет премиальную цену (или премиальное количество),
 - производитель имеет существенную выгоду на рубль продаж,
 - производитель имеет относительно небольшие размеры рынка и/или избыточные производственные мощности,
 - большую часть продаж производителя составляют новые продукты.
 В целом в рекламной деятельности имеются три главные группы действий:
 - информирование (сообщение о том, что продукт существует и каковы его качества),
 - убеждение (вызов благоприятных эмоций, формирование позиции признания товара, переключение решений потребителя на его покупку),
 - поддержание лояльности (закрепление существующих потребителей как главного источника будущих продаж).
 Для обеспечения всего этого должен осуществляться единый процесс управления рекламной деятельностью (рис. 37).
 
 Рис. 37. Процесс управления рекламной деятельностью [22]
 9.3. Рекламирование в промышленном маркетинге
 Рекламирование в промышленном маркетинге имеет свои особенности. Во многом оно осуществляется при личных контактах, требует большей информации. Эти кампании продолжаются больший период, бюджет рекламных кампаний относительно меньше (в расчете на единицу продаж). Кампания, как правило, нацелена на 6-7 лиц в каждой организации-покупателе и так далее.
 Ниже приводятся характерные черты рекламы в потребительском и промышленном маркетинге:
 Промышленный маркетинг Потребительский маркетинг Реклама имеет комплексное и многоярусное влияние на покупателя Оказывает простое влияние на одного покупателя или его семью Реклама в основном "поддерживает" влияние на продажи Реклама оказывает главное влияние на продажи Решения о покупках долговременны и существенны, случайные покупки редки Покупки более спонтанны Цикл потребления длинен Продуктовый цикл в большинстве случаев короток Если покупка неудовлетворительна - покупатель серьезно уязвлен - (его работа - производство) Если покупка неудовлетворительна, последствия минимальны "Пробный" маркетинг редок Обычен "пробный" маркетинг Доверие к "читательскому индексу" и ответам "Покупаете ли Вы" для оценки успеха рекламы Связь, ответы и измерение имиджа Рекламирование содержится в технических документах: очень важно - много информации - тщательно прочитано Рекламирование выражается в "имидже марки". Иногда "глупая покупка" - вместо хорошо продуманной, "умной" покупки Издательское оформление ориентировано на бизнес Издательское оформление рассчитано на персональное восприятие / развлечение Признание необходимости "догнать" маркетинговый мир Признание на уровне "все знаю"
 9.4. Разработка сообщения (послания)
 Главное сообщение в рекламе обычно базируется на специфической выгоде, с которой рекламодатель идентифицирует главное достоинство, которым его продукт отличается от продукта конкурента. Рекламодатель будет стремиться найти "уникальное продаваемое предложение" (УПП) (Unique Selling Proposition - USP). Оно может базироваться на физических или неосязаемых характеристиках продукта. С другой стороны, УПП может базироваться на психологическом аспекте: страхе (страхование финансовых операций), чувстве вины, позитивных эмоциях (любовь), юморе. Оно также может основываться на определенных ассоциациях (Пепси-кола и Майкл Джексон).
 В рекламе действует треугольник:
 
 Более того, если продукт практически схож с аналогичными продуктами конкурентов, то фирма может постараться объяснить его достоинства доходчивее, чем конкуренты, например дифференцировать свой стиль рекламы и тем самым создать "дополнительную величину" в эффективности рекламы.
 Считается, что рекламную кампанию следует строить в два этапа:
 - привлечение лидеров общественного мнения;
 - привлечение основной массы потенциальных потребителей (следует учесть типовые группы потребителей в разных стадиях жизненного цикла товара).
 Сообщение может содержаться не только в речевом или видеоряде, но и в том, о чем умолчали, но оно достаточно красноречиво.
 Выбор сообщения должен обязательно учитывать необходимость убеждения реципиента. Эксперты обычно рекомендуют определенную концентрацию на центральном предложении по продаже. Сила рекламной кампании зависит от силы основной идеи, заложенной в ней. Такая идея должна быть:
 - четко определенной и богатой;
 - ясной и простой;
 - правдоподобной для реципиента;
 - стойкой против оппонирования;
 - связанной с нуждами потребителя.
 Реальное применение маркетинговой техники может существенно отличаться от теоретических положений. Так, считается аксиомой, что любое маркетинговое решение должно базироваться на маркетинговых исследованиях. Однако существуют ситуации, когда этому следовать буквально трудно. Например, конкурент резко меняет свою стратегию, ответные действия должны последовать через несколько дней. Времени на маркетинговые исследования просто нет, и решения принимаются во многом интуитивно.
 Реальный ("грубый") маркетинг, следовательно, основан на включении большого числа интуитивно оцениваемых факторов вследствие неполной информации и недостатка ресурсов. Поэтому при разработке рекламных сообщений успех будет во многом зависеть от правдоподобности моделирования среднего потребителя.
 Теоретически выбор среды передачи сообщения должен быть процессом выбора наиболее эффективной с экономической точки зрения среды для достижения наибольшего охвата и числа представлений. Обычно оцениваются оба этих измерения. Реклама должна достигнуть максимального числа целевых аудиторий. Обычно трудно освоить последние проценты этой массы: стоимость кумулятивного охвата описывается экспоненциальной кривой. Таким образом, решение об охвате на практике представляет баланс между желаемым полным охватом и стоимостью его достижения.
 Даже при высоком охвате недостаточно для воздействия на реципиента однократного представления рекламы ("Opportunity To See" - OTS). Обычно необходимо в среднем около 5 OTS, чтобы достичь необходимой степени воздействия до уровня признания и переключения внимания на рекламируемую марку товара. Для достижения пяти OTS даже при 70%-ном охвате целевой аудитории может потребоваться 20-30 сообщений в прессе на национальном уровне. Частота представления является функцией времени кампании. 12 сообщений в течение года или 12 сообщений в течение недели - это не одно и то же. Часто считается целесообразным представление информации "накатами", или "волнами".
 Основные типы сред сообщений (по степени важности):
 
 Прессу можно разбить на следующие секторы: национальные газеты, региональные газеты, журналы, профессиональная и техническая литература.
 Афиши (дорожные плакаты), радио и кино - наименее привлекательные среды передачи сообщений ввиду их специфичности.
 Исследования в Англии определили позиционирование различных информационных сред (рис. 38).
 
 Рис. 38. Позиционирование сред для рекламных сообщений [22]
 9.5. Работа рекламных агентств
 Традиционно такие агентства выполняют три главные функции:
 - приемка заказов,
 - творческая работа,
 - покупка среды сообщения.
 Дополнительные функции:

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу