<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 - присутствует ли баланс развивающихся и затухающих СЗХ?
 - достаточно ли "производителей прибыли" для финансирования "развивающихся победителей" и "знаков вопроса"?
 - имеет ли главный бизнес компании достаточную прибыльность и перспективу или он представляет собой "дойную корову"?
 - может ли портфель СЗХ фирмы демпфировать сезонные и иные колебания бизнеса?
 - действительно ли фирме нужно столько СЗХ или реально их надо сокращать?
 - имеется ли в фирме отраслевой лидер, занимающий в объеме корпорации значительную долю, или фирма состоит из многих СЗХ в средне-слабой позициях?
 - что нужно удалить из портфеля СЗХ, чтобы улучшить позиции корпорации в целом?
 9.8. Разработка (корректировка) корпоративной стратегии на основе анализа портфеля СЗХ
 Наилучшим вариантом портфеля СЗХ является его комплектация СЗХ с высокой степенью привлекательности с учетом необходимости их балансировки. Различные варианты дисбаланса портфеля и методы его устранения рассмотрены выше. Финальной стадией в разработке (корректировке) плана действий является обеспечение действий по координации взаимоотношений тех СЗХ, которые составляют притягательную ось конкурентного потенциала.
 Возможные пути такой координации:
 - выделение связанной активности в стоимостной цепи фирмы (централизация закупок, совместный НИОКР, полное или частичное интегрирование производства, интеграция дилерской сети и организация продаж и т.д.);
 - координация стратегий связанных СЗХ с целью укрепления сильных сторон фирмы в подходах к потребителям, снабжению, каналам распределения и созданию защитного или наступательного фронта против конкурентов;
 - формулировка на уровне корпораций единого стратегического плана действий в конкурентной борьбе;
 - организация взаимодействия СЗХ, создание комитетов и проектных групп для передачи "ноу-хау", передовой технологии, опыта между СЗХ;
 - диверсификация в новый бизнес для укрепления взаимосвязей в стратегическом плане, выигрыша в стоимостной цепи существующего бизнеса;
 - сокращение СЗХ, которые не соответствуют основной концепции стратегических взаимоотношений и которые трудно координировать;
 - мотивация управляющих СЗХ с целью побуждения их работать совместно в интересах реализации стратегического потенциала фирмы.
 9.9. Обобщающие выводы по теме главы 9
 1. Имеется три главных техники анализа и управления портфелем фирмы: матрица БКГ, матрица МакКинсей и матрица эволюции отрасли Хофера.
 2. Сила подхода БКГ заключается в его фокусировании на требованиях к денежным потокам. Слабость заключается в упрощенности категорий бизнеса и статичных предположениях относительно размера рынка, роста и прибыльности.
 3. Сила подхода МакКинсей - в способности объединить широкий диапазон стратегически важных переменных в анализе. Главная слабость - в стабильности по отношению к эволюции отрасли.
 4. Сила матрицы эволюции СЗХ - в распределении СЗХ по фазам жизненного цикла. Слабость в том, что игнорируются многие стратегически важные величины.
 5. В общем, анализ портфеля помогает компании разработать концепцию диверсификации, распределить ресурсы и определить действия по сбалансированности портфеля. Однако имеется слабость в предположении, что компания должна быть разбита на обозримое число СЗХ, игнорировании потенциальных конфликтов приоритетов денежных потоков между и внутри СЗХ и в тенденциях игнорирования взаимоотношений СЗХ.
 6. Корректировка дисбаланса в портфеле СЗХ обычно требует применения стратегии входа или выхода.
 7. Выбор стратегии входа определяется барьерами входа, связями с существующей деятельностью, стоимостью входа, скоростью возврата инвестиций. риском и стадиями жизненного цикла отрасли. Внутреннее новое предпринимательство целесообразно при стратегической цели - укрепление "знаков вопроса" и "развивающихся победителей". Приобретение целесообразно при необходимости укрепления "производителей прибыли" или "победителей".
 8. Многие приобретения неудачны из-за слабой интеграции после приобретения, переоценки потенциальной выгоды синергизма, высокой стоимости приобретения и плохого менеджмента процесса внутреннего предпринимательства. Защитой от этого являются хорошие структура, стратегия покупок и действия по интеграции.
 9. Многие начинания нового внутреннего бизнеса неудачны из-за малых объемов входа, слабой его коммерциализации и слабого управления этим процессом со стороны руководства корпорации. Защита от этого включает структурные подходы при выборе и управлении проектом, интеграцию НИОКР и маркетинга для успешной коммерциализации и вход в больших объемах.
 10. Стратегии выхода включают: "раздевание", "сбор урожая" и ликвидацию. Выбор определяется характеристиками соответствующей СЗХ и интенсивностью конкуренции в данной отрасли.
 11. Имеется шесть основных стратегий действий диверсифицированной фирмы:
 - делать новые приобретения;
 - "раздевать" слабые СЗХ или не подпитывать их в дальнейшем;
 - реконструировать портфель СЗХ;
 - перейти к узкодиверсифицированному портфелю СЗХ;
 - перейти к интернационализации бизнеса;
 - закрыть/ликвидировать убыточные СЗХ, если их невозможно продать.
 10. ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
 10.1. Ключевые задачи реализации стратегии
 Когда стратегический план разработан перед менеджером стоит задача превратить его в действия и хорошие результаты. Если разработка стратегии прежде всего предпринимательская деятельность, то ее реализация - внутренняя административная деятельность. Детали такой деятельности зависят от конкретной ситуации. Однако имеются повторяющиеся ключевые задачи этого процесса (рис.18).
 Каждая их этих ключевых задач разлагается на ряд подзадач.
 Построение организации, способной осуществить стратегию, должно включать:
 - разработку внутренней организационной структуры, исходя из нужд стратегии,
 - создание искусств и отличительных преимуществ, на которых базируется стратегия,
 - выбор людей на ключевые позиции.
 Разработка бюджета, обеспечивающего реализацию стратегии, предусматривает:
 - наделение каждой организационной единицы бюджетом, обеспечивающим выполнение ее части стратегического плана,
 - контроль за эффективным использованием ресурсов.
 Создание внутренних административных обеспечивающих систем требует:
 - определения и управления политиками и процедурами,влияющими на стратегию,
 - разработки административных и оперативных систем для действия в стратегически критических ситуациях.
 
 Рис. 18. Ключевые задачи реализации стратегии
 Разработка системы оплаты и поощрения должна включать:
 - мотивацию организационных единиц и персонала в интересах реализации стратегии,
 - разработку системы материального и морального поощрения,
 - развития управления по результатам.
 Подходы к решению перечисленных задач рассмотрены в курсе "Основы менеджмента".
 Развитие корпоративной культуры применительно к стратегии включает:
 - установление частных показателей,
 - определение этических стандартов,
 - создание рабочей обстановки поддержки стратегии,
 - воспитание духа работы на высоком культурном уровне.
 Стиль стратегического руководства требует:
 - управления процессом роста показателей, культуры фирмы и содействия стратегии;
 - поддержки организационных инноваций и новых возможностей;
 - участия в политиках реализации стратегии, поддержке производственных возможностей и организационного консенсуса;
 - упора на этические стандарты в поведении;
 - инициативы корректирующих действий для улучшения методов реализации стратегии.
 10.2. Практические рекомендации по обеспечению организации стратегически эффективной компании
 Теоретически основы организации стратегически эффективно действующих фирм рассмотрены в курсе "Основы менеджмента". Здесь далее приводятся некоторые практические рекомендации, полученные на основе изучения опыта лучших компаний США:
 1. Организационная схема большинства таких компаний достаточно стабильна. Обычным является использование децентрализованных схем управления с отделениями бизнес/продукт (СЗХ).
 2. Часть организационной структуры достаточно подвижна и гибка, что позволяет быстро реагировать на изменение внешних условий.
 3. Новые СЗХ появляются для того, чтобы дать возможность развиться новым видам бизнеса. Часто это происходит путем создания нового производства по новому продукту или путем превращения части существующего бизнеса в независимое отделение.
 4. Люди, продукты и даже производства часто передвигаются от одного отделения к другому с целью наибольшей эффективности, продвижения по службе, увеличения конкурентной силы и адаптации к условиям рынка.
 5. Большинство таких компаний имеют сравнительно небольшой персонал в главной конторе, причем большинство его членов - выходцы из "полевых единиц". Происходит довольно частая ротация персонала "главный офис - отделения".
 6. Формы функционального управления, как правило, "подгоняются" к главным задачам компаний. При этом имеется в виду, что они менее предприимчивы, медленее адаптируются и могут игнорировать важные изменения внешней обстановки.
 7. Считается, что ключевой чертой предпринимательского, высокоадаптивного бизнеса является малый размер независимых отделений. Обычно их годовые объемы продаж 50-100 млн. долларов при максимуме порядка 1000 млн. долларов.
 8. Средством предотвращения "известкования" и стагнации организаций является регулярная их реорганизация путем ротации кадров, передачи производств из одной СЗХ в другую, разбиения больших бюрократических машин на более мелкие и т.д.
 9. Полезно использовать управление типа "свободно-натянуто". При этом, с одной стороны, создается автономность, предпринимательская обстановка, инновационная активность отделений, а с другой - контроль сильной центральной власти позволяет ей контролировать обстановку, обеспечивая единое стратегическое развитие бизнеса. Базовая часть структуры организации должна быть при этом стабильна, но достаточно часто реорганизовывается ее "наполнение", а периферийные части организации должны быть относительно гибкими.
 10.3. Корпоративная культура, обеспечивающая эффективную реализацию стратегии
 Культура корпорации базируется на основных этических нормах и принципах деятельности.
 К этическим нормам относятся:
 - честность и соблюдение закона,
 - разрешение конфликтов интересов,
 - благожелательность в торговле и рыночной практике,
 - использование внутренней информации для обеспечения безопасности бизнеса,
 - поддержка взаимоотношений и практики прибыльности,
 - оплата за выполненное дело,
 - использование информации из других источников,
 - политическая активность,
 - защита внутренней информации,
 - использование активов, ресурсов и собственности компании,
 - оплата по контрактам и векселям.
 Общими принципами деятельности компании могут быть:
 - первоочередная важность потребителей и их обслуживания;
 - обязательства по качеству;
 - обязательства по инновациям;
 - уважение к индивидуальности служащих и обязательства компании по отношению к ним;
 - важность соблюдения честности, прямоты и этических норм;
 - уважение к акционерам;
 - уважение к фирмам-поставщикам;
 - корпоративное товарищество;
 - важность защиты окружающей среды.
 Основные принципы деятельности корпорации нужны для разработки ее структуры, искусства организации, отличительных преимуществ, бюджета, обеспечивающих систем, мотиваций, политик и процедур, культуры. Чем глубже использование принципов в административной практике, тем более мощная стратегия может быть создана.
 Фирма МакКинсей разработала рамочную конструкцию для оценки принципов в семи областях деятельности компании:
 - стратегии (strategy);
 - структуре (structure);
 - принципах, позиции и философии (shared value);
 - подходах к штабной деятельности и ее ориентации на персонал (staff);
 - административной практике, процедурах ежедневной деятельности, включая систему вознаграждений, формальную и неформальную политику, разработку бюджетов, финансового управления и контроля (systems);
 - организационного искусства, возможностей и отличительных преимуществ (skills);
 - стиля руководства (style).
 Эта конструкция была названа 7S (рис.19).
 
 Рис. 19. Схема 7S взаимного влияния административных сфер
 деятельности (схема МакКинсей)
 Принципы деятельности являются ядром организационной деятельности. Они определяют ведущие принципы стратегии: "кто мы, что делаем, куда идем и какие принципы исповедуем?". Они описывают корпоративную культуру. Одновременно схема 7S указывает на взаимосвязь различных отраслей административной деятельности руководства и на то, что в каждую из них должны быть внесены изменения при изменении других, а особенно - стратегии фирмы.
 10.4. Основы политики действий руководства компании в стратегической области
 Проблема стратегического руководства компании состоит в диагностике ситуации и выборе одного или нескольких путей владения ею. При этом можно выделить шесть основных действий руководства:
 - оставаться на высоте того, что происходит, и искать пути лучших действий (контролировать ситуацию);
 - продвигать культуру, при которой действия компании по реализации стратегии становятся более энергичными;
 - поддерживать функционирование организации в изменившихся условиях, готовиться не упустить новые возможности и "кипеть" при инновационных идеях;
 - создавать консенсус мнений, участвовать в формулировке стратегии и политики ее реализации, сохраняя "борцовскую стойку";
 - продвигать этические нормы в практику компании;
 - предпринимать корректирующие действия по выполнению стратегии и во всей стратегической области.
 Последние исследования стратегического управления в девяти крупнейших компаниях США показали, что менеджерам лучше придерживаться следующей политики:
 - позволять слабо поддержанным в фирме идеям "умирать своею смертью";
 - создавать хорошо поддержанным идеям, но неприемлемым для менеджера, дополнительные барьеры и тесты (это лучше, чем открытая оппозиция);
 - для полностью неприемлемых предложений создавать обстановку, способствующую отрицательным заключениям подчиненных менеджера;
 - стремиться к тому, чтобы основное число отрицательных решений составляло результат консенсуса различных групп менеджмента. Резервировать свое персональное вето для серьезных вопросов и критических моментов;
 - руководить стратегией, а не диктовать ее (немного приказов, решений до достижения консенсуса);
 - относиться подозрительно к символическим воздействиям и положениям, которые могут стимулировать нежелательные действия;
 - заботиться о том, чтобы все главные силы, действующие в компании, были представлены в высшем менеджменте;
 - включать новых людей и идей в рассмотрение изменений, чтобы исключить возможность появления их в дальнейшем в качестве систематического противостояния другим взглядам;
 - минимизировать незащищенность своей собственной позиции в спорах, особенно о весьма спорных моментах, и в ситуациях, которые оппозиция может использовать для нападения.
 Любой стратегический план требует корректировки. Поведение менеджера при обсуждении путей его корректировки можно выразить через реактивный и активный подходы. Когда есть определенное время для разработки предложений по корректировке, можно использовать реактивный подход:
 - быть гибким, сохранять возможно дольше открытым список предложений,
 - задавать как можно больше вопросов авторам предложений,
 - получать возможно полную информацию от специалистов,
 - поддерживать субординацию участвующих в обсуждении,
 - стремиться узнать реакцию возможно большего числа людей по затронутой проблеме.
 Финальное решение должно учитывать возможно больший объем информации, позволять предельно выкристаллизовывать ситуацию, основываться на учете мнений разных групп.
 Активный подход включает:
 - изучение с помощью комиссий взрывных или тревожных областей;
 - сбор идей и концепций среди коллег;
 - разбивку людей на команды с резкой разницей в компетентности, интересах, опыте и сбор среди них идей;
 - контакт со многими людьми внутри и вне фирмы;
 - стимулирование предложений низких уровней для обеспечения реальности решений;
 - последовательные шаги по согласованию частных идей на разных уровнях деятельности;
 - управление политикой изменений для обеспечения согласия менеджеров поддержать выбранный курс действий.
 11. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
 11.1. Роль контроля в реализации стратегии
 Реализация стратегии включает выбор правильной комбинации структуры и контроля реализации стратегии компании. В общем случае контроль необходим, так как хотя структура управления предназначает исполнителям роли и задачи, она не обеспечивает их мотивацию.
 Системы стратегического контроля являются системами формального целеполагания контроля, наблюдения, оценок и обратной связи, которые обеспечивают менеджеров информацией о деятельности организации и необходимости корректирующих воздействий. Следовательно, система контроля должна реализовать четыре ступени действий:
 - установление стандартов оценки функционирования, которые должны разрабатываться одновременно со стратегией;
 - создание измерительной системы, которая покажет степень достижения целей, что является комплексной задачей, так как многие действия трудно оценить;
 - сравнение реального функционирования с установленными целями;
 - оценка результатов сравнения и выработка, при необходимости, корректирующих действий.
 11.2. Типы систем контроля
 Контрольные системы могут анализировать довольно широкий класс явлений: от измерения выходов организации до измерения организационного поведения, что, конечно, сложнее. Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления: корпоративном, дивизиональном, функциональном и индивидуальном.
 Все типы контроля сведены в табл. 11.1.
 Рыночный контроль наиболее объективен, так как он производится на основе системы цен и позволяет оценить поведение фирмы, достаточно объективны и используемые показатели. Рыночная цена акций определяется в результате конкуренции, и все ее колебания дают менеджерам представление об их деятельности в виде обратной связи. Скорость возврата инвестиций измеряет отдачу инвестиционного капитала и является другой формой рыночного контроля. На корпоративном уровне такая оценка может показать результаты деятельности компании относительно других фирм, на дивизиональном уровне это дает относительную оценку работы отделений фирмы, что важно для диверсификации.
 Таблица 11.1
 Типы контрольных систем и их содержание
 Типы контроля Рыночный По выходу Бюрократический Со стороны
 коллектива Контролирумые характеристики Цена акций
 Возврат инвестиций Трансферные цены Дивизиональные результаты Функциональные результаты
 Индивидуальные результаты Правила и процедуры
 Бюджеты
 Стандартизация Нормы
 Результаты
 Социальная ответственность Трансферные цены показывают экономические взаимоотношения между отделениями. Они могут устанавливаться двумя способами: на основе рыночных цен и на основе себестоимости. Поэтому имеются определенные проблемы их использования в качестве показателя.
 На дивизиональном уровне успех рыночного контроля зависит от способности менеджеров корпоративного и дивизионального уровня достичь равнозначных решений по ценовым ресурсам. Это очень важно для главного офиса компании со многими отделениями.
 Рыночный контроль - основа планирования портфеля, так как сравнение скоростей возврата инвестиций (ROI) - принципиальный путь оценки компанией деятельности своих отделений.
 Контроль по выходу является следующей объективной формой контроля, который используется в отсутствие других объективных методов. При этом компания должна оценивать или прогнозировать достижение соответствующих целей по различным отделениям, функциям или подразделениям.
 На дивизиональном уровне оцениваются объемы продаж, производительность, рост и контролируемая доля рынка. Эти показатели меняются в процессе деятельности отделений и отражают поведение менеджеров отделений.
 На функциональном уровне также оцениваются степень достижения соответствующих целей. Функциональные результаты могут быть использованы для разработки компанией отличительных преимуществ, они одновременно - мощные методы контроля поведения персонала.
 Контроль по индивидуальным результатам обычен на всех уровнях - высшие менеджеры, сбытовики, производственники и т.д. Однако, когда есть затруднения в оценки деятельности (например, в сфере НИОКР или при коллективной работе) очень трудно оценить индивидуальную отдачу. Несоответствующее использование контроля по выходу может привести к отрицательным последствиям на всех уровнях организации.
 Бюрократический контроль представляет собою директивную форму контролирования поведения подразделений, функциональных органов и работников. При этом им предписываются наилучшие способы достижения результатов. Правила и процедуры являются руководствами к действию. Они указывают, что должно быть сделано и таким образом стандартное поведение дает предсказуемый результат и предсказуемую реакцию. Обычно они полезны при рутинных ситуациях, но затруднительно их использование в противоположном случае.
 Бюджеты - это собрание правил распределения ресурсов. Они определяются структурой организации и устанавливают определенные ограничения. Особое внимание должно быть уделено тому, чтобы при их выполнении не было конфликтов между отделениями и функциональными органами.
 Стандартизация - очень важный способ контроля поведения. Стандартизации могут быть подвергнуты входы, процессы и выходы. Входы контролируются с тем, чтобы обеспечить на них высокое качество человеческих или физических ресурсов. Процесс стандартизируется с целью программирования деятельности и обеспечения минимальных издержек и высокого качества. Организационные выходы стандартизируются по специфическим критериям конечной продукции, по качеству и сервисному обслуживанию. При стандартизации своей деятельности компания создает эффективную систему наблюдения за своим функционированием.
 Менеджер должен отслеживать использование бюрократического контроля, чтобы убедиться в его соответствии. Следует иметь в виду, что этот вид контроля достаточно дорогой, во всяком случае дороже рыночного.
 Когда ни выходы, ни поведение не могут отслеживаться или оцениваться, организация должна найти другие формы контроля. Контроль со стороны коллектива наиболее полезен. Он основывается на создании внутренней системы результатов фирмы. Эта форма контроля, когда работники сами устанавливают нормы и результаты своего поведения. Такой контроль полезен в соединении со стандартизацией входов.
 В большой организации различные отделения или продуктивные линии могут иметь различные культуры, и такая ситуация подрывает связи между ними. Контроль со стороны коллектива неудобен, когда компания быстро растет или меняется, так как нет времени для учета этих организационных изменений.
 На практике различные типы контроля используются компанией одновременно и очень важно их правильное сочетание.
 11.3. Уровни управления и системы контроля
 Стратегический выбор на функциональном, СЗХ и корпоративном уровнях естественным образом определяет структуру управления и системы контроля.
 А. Функциональный уровень
 На этом уровне системы управления характеризуются вертикальной дифференциацией. Горизонтальная дифференциация подходит меньше, так как речь идет о реализации одной функции управления, и это обеспечивает жесткий контроль. В то же время используются бюрократический контроль и контроль по выходам для снижения издержек. Очень важна стандартизация для контроля входов, выходов, человеческих ресурсов. Правила и бюджеты должны контролировать производство и персонал. В целом в производстве основная задача контроля на функциональном уровне - снижение издержек.
 В сфере НИОКР компания прежде всего заинтересована в создании технологических отличительных преимуществ и разработке новых продуктов. Контроль в этой сфере довольно труден, так как трудно отслеживать чем заняты люди. Обычно он осуществляется в форме самоконтроля или со стороны малых групп сотрудников по совместной работе.
 В области маркетинга, как и в НИОКР, характерно применение плоских структур управления, где затруднено отслеживание деятельности сотрудников. Тем не менее, здесь используются контроль по выходу и бюрократический.
 Типы контроля в зависимости от функций отражены в табл. 11.2.
 Таблица 11.2
 Типы структур управления и контроля
  для основных функций деятельности фирмы
 Функция Тип структуры Главный тип контроля Производство Узкая, централизованная Контроль по выходу (например, издержек) Управление материалами Плоская, централизованная Контроль по выходу (например, инвентаризация, закупки) НИОКР Плоская, децентрализованная Со стороны коллектива (например, нормы, результаты, культура) Маркетинг Плоская, децентрализованная Контроль по выходу (например, продаж) Учет / финансы Узкая, децентрализованная Бюрократический (например, бюджеты) Персонал Плоская, централизованная Бюрократический (например, стандартизация) Б. Уровень СЗХ (отраслевого бизнеса)
 Выбор системы контроля зависит от используемой стратегии (табл.11.3) и стадии жизненного цикла отрасли (табл. 11.4).
 Таблица 11.3
 Использование систем контроля при различных стратегиях
 Стратегия Ценовое лидерство Дифференциация Фокусирование Целесообразная система управления Линейнофункциональная, продуктовая, дивизиональная Продуктовая, дивизиональная, матричная Линейно-функциональная Контроль по выходу Большое использование (например, контроль издержек) Некоторые использования (например, контроль качества) Некоторые использования (например, по издержкам и качеству) Бюрократический контроль Некоторые использования (например, бюджеты, стандартизация) Большое использование (например, правила, бюджеты) Некоторые использования (например, бюджеты) Контроль со стороны коллектива Малое использование (например, по качеству или циклам) Большое использование (например, нормы и культура) Большое использование (например, нормы и культура) Простые структуры управления с малой дифференциацией при ценовом лидерстве приводят к сравнительно простым формам контроля издержек деятельности фирмы.
 При дифференциации задачей контрольной системы является также защита отличительных преимуществ. По этой причине большое значение приобретает бюрократический контроль и контроль со стороны коллектива.В компаниях, использующих стратегию фокусирования, контроль основывается на компромиссе контроля издержек и отличительных преимуществ. Обычно это сравнительно небольшие компании, и особое значение приобретает контроль со стороны коллектива.
 Таблица 11.4
 Стадии жизненного цикла СЗХ и типы контроля
 Тип
 контроля
 Стадия По выходу Бюрократический Со стороны коллектива Зарождения Мало используется Мало используется Большое использование Рост Мало используется Мало используется Мало используется Замедление роста От некоторого до большого использования
 (в зависимости от стратегии ) Зрелость От некоторого до большого использования
 (в зависимости от стратегии) Спад Большое использование Большое использование Некоторое использование На стадии зарождения с учетом малых размеров и простой структуры управления достаточно контроля персонала внутри малых рабочих групп.
 На стадии роста с развитием структур управления компания нуждается в развитии низкоценовой компетенции или в поиске будущих преимуществ дифференциации и контроль должен быть достаточно подвижен (в основном со стороны коллектива).
 На стадии замедления роста ценовой лидер должен использовать контроль по выходу и бюрократический контроль, а дифференциатор - уделять внимание и контролю со стороны коллектива.
 В стадии зрелости продукты должны быть стандартизированы, расширяться их диапазон. Для ценового лидера основная цель контроля - снижение издержек. Дифференциатор должен стремиться к развитию отличительных преимуществ. Соответственно, особое значение приобретают бюрократический контроль и контроль со стороны коллектива.
 В стадии упадка контроль должен отслеживать издержки ухода из СЗХ и полные стоимости изменения стратегии. Существенно, что такая система должна быть дешевой.
 В. Система контроля на уровне корпорации
 Структуры управления и контроля зависят от выбранной стратегии, степени синергизма СЗХ (табл. 11.5).
 Таблица 11.5
 Корпоративная стратегия и типы контроля
 Тип
 контроля
 Стратегия Рыночный Бюрократический Со стороны коллектива Несвязанная диверсификация Большое использование Некоторое использование Малое использование Вертикальная интеграция Большое использование Большое использование Некоторое использование Связанная диверсификация Малое использование Большое использование Большое использование При несвязанной диверсификации связи между СЗХ минимальны, и на уровне корпорации необходимо наблюдать за следованием общей стратегии компании, в связи с чем используются методы рыночного контроля.
 При вертикальной интеграции возникает необходимость координации действий СЗХ со стороны главного офиса - это требует централизованного контроля и дополнительно к рыночному используются методы бюрократического контроля.
 При связанной диверсификации используется синергизм СЗХ, что требует значительной централизации управления и контроля. Поэтому возрастает роль бюрократического контроля и контроля со стороны коллектива.
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу