<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 Министерство образования и науки Российской Федерации
 Федеральное агентство по высшему образованию
 Государственное образовательное учреждение
 высшего профессионального образования
 Хабаровская государственная академия экономики и права
 Кафедра мировой экономики и внешнеэкономических связей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ю.А. Голикова
 
 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАЦИЯМИ
 В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
 
 
 Учебное пособие
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Хабаровск 2005
 ББК У5
  Г60
 
 Голикова Ю. А. Организация и управление корпорациями в мировой экономике : учебное пособие. - Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2005. - 96 с.
 
 Рассматриваются основные вопросы, связанные с процессами организации деятельности корпораций и управления ими в период формирования общемировых интеграционных связей, в условиях глобализации мировой экономики. Излагаются основные теоретические положения организации деятельности корпораций и корпоративного менеджмента. Подготовлено с точки зрения международного опыта в сфере образования и функционирования корпораций, методологии формирования организационно-управленческих решений, а также применения конкретных моделей, инструментов, методов организации и управления российскими корпоративными образованиями. Может быть рекомендовано преподавателям и студентам высших образовательных учреждений, аспирантам и практическим работникам.
 
  Рецензенты:
 Доктор экономических наук, профессор кафедры Мировой экономики и коммерции ДВГУПС Калашникова И.В.
 Доктор экономических наук, профессор кафедры Менеджмента ДВГУПС Шишмаков В.Т.
 
 
 Учебное издание
 Ю. А. Голикова
 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАЦИЯМИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
 Учебное пособие
 Редактор Г. С. Одинцова
 Подписано в печать _________. Формат 60х84/16. Бумага писчая.
 Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,9. Уч.-изд. л. 4,0.
 Тираж 100 экз. Заказ _________.
 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ
 ? Хабаровская государственная академия экономики и права, 2005
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАЦИЙ 7 1.1 Нормативно-правовые основы организации и регулирования корпоративных отношений 7 1.2 История возникновения и формирования корпораций 9 1.3 Эволюция научных концепций и подходов к формированию и развитию корпораций 11 1.4 Традиционная и современная корпорация: трансформация понятия, экономической сущности, характерных особенностей 13 ГЛАВА 2 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 18 2.1 Рост и укрупнение масштабов деятельности корпораций в мировой экономике 18 2.2. Корпоративная интеграция: виды, типы, способы 20 2.3 Преимущества и недостатки интеграции корпораций 24 2.4 Волны слияний, поглощений корпораций в XIX-XX вв. 25 2.5 Современные тенденции развития корпораций в условиях экономической интеграции, транснационализации производства и капитала 27 ГЛАВА 3 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИЯМИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 31 3.1 Организация деятельности корпораций: концепции, модели 31 3.2 Научные подходы к понятию "корпоративное управление" 33 3.3 Структура и содержание системы корпоративного управления 36 3.4 Реализация корпоративного управления: законы, принципы, механизмы 38 3.5 Модели корпоративного управления и контроля (классические модели корпоративных отношений) 41 3.6 Организационно-экономические основы эффективной деятельности корпораций 46 ГЛАВА 4 СТАНОВЛЕНИИЕ И РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА В СТРАНАХ СВА 51 4.1 Формирование корпоративного сектора Японии 51 4.2 Формирование корпоративного сектора Южной Кореи 53 4.3 Формирование корпоративного сектора в Китае
  55 ГЛАВА 5 ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ: ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 57 5.1 Становление корпоративного сектора в России. Основные этапы 57 5.2 Корпоратизация в период массовой приватизации (1992-1994 гг.) 59 5.3 Денежная приватизация и постприватизационное перераспределение
 акционерного капитала (1994-1996 гг.) 61 5.4 Завершение передела собственности (1996-1998 гг.) 62 5.5 Роль некоммерческих корпоративных объединений в России 64 5.6 Интеграция и транснационализация российского промышленного корпоративного сектора 65 5.7 Специфика функционирования российских корпоративных образований на современном этапе 66 ГЛАВА 6 КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ 68 6.1 Формирование и трансформация системы корпоративного управления в России 68 6.2 Структура системы корпоративного управления в России. Используемые модели корпоративного управления 70 6.3 Корпоративные рейтинги в России (методические подходы к определению) 71 6.4 Проблемы и перспективы развития российского корпоративного сектора 75 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78 ПРИЛОЖЕНИЯ 81
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
  В процессе эволюции мирового хозяйства и трансформации национальных экономик все в большей степени возрастает роль корпоративных образований в системе социального и экономического партнерства. В странах с развитой рыночной экономикой среди известных форм организации предпринимательской деятельности [10, c. 25; 39, c. 36] (форм организации бизнеса [31, c. 14]): единоличное владение, партнерство (товарищество) и хозяйственное общество, корпоративная форма, бесспорно, лидирует. Современная корпорация представляет собой одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д. Выступая в виде отдельного крупного предприятия или объединения нескольких предприятий, может функционировать как в форме простого акционерного общества, так и их объединения. Современные корпорации зачастую представляют объединения фирм различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой, сбытовой и функционируют на базе разработки и реализации согласованной политики в области специализации, интеграции производства и капитала, раздела рынков сбыта, кооперирования в сфере НИОКР.
  Рост масштабов международных интеграционных процессов как результат углубления и расширения взаимозависимости отдельных предприятий, хозяйственных отраслей, а также экономик различных стран, возрастающая интернационализация крупных межотраслевых и межгосударственных финансово-промышленных объединений диктует необходимость изучения процессов организации и управления корпоративными образованиями. На сегодняшний день необходимость урегулирования отношений в сфере формирования и функционирования эффективных корпоративных образований в мировой экономике предопределяет актуальность исследования широкого спектра вопросов: организация связей между корпоративными подразделениями, налаживание делового сотрудничества с представителями внешней среды, обеспечение тесного национального и межнационального корпоративного взаимодействия.
  Различные аспекты организации и управления корпорациями достаточно исследованы зарубежными и отечественными учеными. Большинство известных работ представляют собой базисный материал по международному бизнесу в сфере организации и методологии формирования управленческих решений, однако часто акцентируют внимание лишь на определенных направлениях, ограничиваются вопросами финансового анализа, управления денежными фондами и денежными потоками. В наиболее популярных публикациях вопросы исследования специфики, потребностей и направлений трансформации системы корпоративного управления в России, применения конкретных моделей (инструментов, методов) управления российскими корпоративными образованиями либо вообще не рассматриваются, либо отражаются весьма фрагментарно. Однако, несмотря на значительный объем публикаций, процессы становления национального корпоративного сектора, формирования и трансформации корпоративных образований, а также меры комплексного воздействия на них в условиях экономической интеграции изучены и разработаны не в полной мере.
  Логически построенная структура учебного пособия охватывает широкий спектр вопросов, связанных с организацией и управлением деятельностью корпоративных образований в мировой экономике, содержащихся в шести главах.
  В первой главе учебного пособия рассматривается трансформация научных концепций формирования корпораций; уточняется понятие и экономическая сущность современной корпорации, обосновывается ее роль и значимость; выделяются характерные особенности корпораций. Во второй главе рассматривается динамика развития корпораций в условиях глобализации мировой экономики; приводятся причины, предпосылки роста и основные тенденции развития корпораций в современности. Приводится классификация и характеристика видов, типов, форм, способов расширения межфирменных связей и возможных последствий корпоративной интеграции. Третья глава охватывает институциональные основы организации и управления корпорациями в мировой экономике, включает характеристику концепций и моделей организации деятельности корпораций, научных подходов к понятию "корпоративное управление". В главе раскрыто понятие и содержание системы корпоративного управления, предложена сравнительная характеристика национальных моделей корпоративного управления и контроля (моделей корпоративных отношений), используемых в странах с развитой рыночной экономикой. Четвертая глава посвящена становлению корпоративного сектора в странах СВА (в Японии, Республике Корея, КНР). Пятая глава касается непосредственно становления корпоративного сектора в России: условий, проблем и перспектив формирования и функционирования корпоративных образований в экономике страны, а в шестой главе рассматриваются вопросы, связанные с реализацией корпоративного управления в России (трансформация системы корпоративного управления).
  Для закрепления изученного материала и проверки знаний в конце каждой главы приводятся основные понятия, а также контрольные вопросы.
 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАЦИЙ
  1.1 Нормативно-правовые основы организации и регулирования
 корпоративных отношений
 
  Понятие "корпорация" является сегодня весьма многозначным. Проблема четкости его определения имеет комплексный характер, находится на стыке политики, экономики и права.
  С точки зрения мирового опыта нормативно-правового регулирования корпоративных отношений, выделяются четыре прикладные модели [14; 19]:
  - запрещающая - характеризуется жесткими предписаниями, многочисленными формальными прямыми законодательными запретами, ограничениями. Модель наблюдается в странах слабого рыночного контроля (с переходной экономикой) современной континентальной Европы (нормы романо-германского гражданского права), в XIX в. использовалась в США и Великобритании;
  - разрешающая - характеризуется широким спектром допущений, правовых пробелов, в силу специфики прецедентного права и рыночных механизмов контроля. Модель определена современным законодательством о компаниях США и Великобритании (нормы англосаксонского общего права);
  - самодостаточная - характеризуется относительно слабым развитием механизмов внешнего корпоративного контроля на фоне особой значимости внутренних механизмов; регулирование осуществляется посредством защитных мер процедурного характера. Модель в большей степени сориентирована на цели защиты интересов внешних инвесторов и предотвращение скандалов, нежели на максимальное увеличение внутренней гибкости организаций в процессе осуществления коммерческой деятельности. Основой модели являются правовые нормы, которые участники корпоративных отношений считают разумными и добровольно им следуют. Модель характерна для условий переходной экономики в России с использованием элементов запрещающей модели;
  - смешанная - используется в большинстве развивающихся стран.
  Понятие "корпорация" характерно и официально закреплено нормами англо-американского права, но не упоминается в романо-германской правовой системе. Общества, известные в европейских странах под названиями акционерные, паевые, анонимные и др., в США именуются корпорациями. В системе гражданского права Российской Федерации понятие и организационно-правовой статус корпораций юридически не оформлены. В силу указанной неопределенности современное российское общество склонно принимать различные трактовки: корпорация как аналог общины (профессиональная общность), корпорация как форма сложной организации производства. Формальным эквивалентом, а также сущностным аналогом корпорации в континентальном и российском праве традиционно выступает акционерное общество. В этой связи, говоря о корпорации в общем, следует ориентироваться на американский тип при необходимости выделения специфики национальной принадлежности корпораций.
  В экономической науке наблюдаются различные подходы к вопросам формирования корпорации как института, интерпретации понятия "корпорация", роли корпораций в мировом хозяйстве. В большинстве случаев понятие корпорации используется в качестве синонима организации, то есть некоторой реально существующей структуры. Некоторые исследователи делают акцент на юридическом аспекте термина "корпорация", другие рассматривают преимущественно экономическую сторону понятия "корпорация".
  Отмечается противоречивость точек зрения относительно роли корпораций в хозяйстве. Ряд ученых склонен считать, что корпорация является ядром экономики государства, и именно ею предопределяются основные направления и пропорции экономического развития. Согласно противоположной точке зрения, недостатки существования крупных корпораций перевешивают имеющиеся достоинства и наносят тем самым большой вред экономикам государств и мировому хозяйству в целом.
  В условиях складывающегося разнообразия параллельных и диаметрально противоположных мнений особого внимания заслуживают следующие определяющие аспекты:
  - история возникновения корпораций;
  - обзор и сопоставление теоретических концепций и подходов к формированию и развитию корпораций;
  - трансформация содержательных аспектов, сущности данной категории как экономического явления;
  - анализ трактовок, уточнение современного понятия "корпорация".
 
 
 
 
 
  1.2 История возникновения и формирования корпораций
 
  Определение момента возникновения корпораций затруднительно. Обычно их появление относят к XV-XVI вв. и связывают с периодом первоначального накопления капитала, когда корпорации являлись жизненным укладом и возникали в форме профессиональных объединений, групп торговцев или маклеров, объединявшихся в торговые гильдии [59].
  Однако, по мнению Э. Дюркгейма, корпорации следует относить к более раннему времени, к моменту возникновения ремесла, с тех пор как производство перестало быть чисто сельскохозяйственным [22]. В Греции корпорации были не известны, поскольку ремесла там презирались и ими занимались исключительно иностранцы; иными словами, корпорации находились вне правовой системы, но фактически имели место. В Древнем Риме первые корпорации датируются началом образования республики. Долгое время Рим был сельскохозяйственным и военным обществом, а ремесла составляли лишь вспомогательную и вторичную форму социальной деятельности римлян, поэтому по специфике возникновения, римские корпорации являлись внесоциальным институтом, не входили в систему римских учреждений. Ремесленные корпорации того времени не носили ярко выраженного профессионального характера; отсутствовала регламентация методов работы, принудительного ученичества, монополии; их целью не являлось объединение средств. Основанием и главной функцией института корпорации того времени была религиозная общность. В течение длительного периода корпорации не имели широкого распространения, однако в эпоху империи их число значительно увеличилось. Практически у каждой достаточно многочисленной категории работников появились профессиональные ассоциации, выступавшие в качестве корпораций (коллегий). Заметно изменился и характер этих групп. Теперь "они выполняли официальные функции; каждая профессия рассматривалась как общественная служба, за исполнение которой соответствующая корпорация несла ответственность перед государством"[22, c. 13]. Подобная зависимость от государства привела к тому, что с распадом империи исчезли и корпорации. Отягчающим обстоятельством распада корпораций стали гражданские войны, враждебные вторжения.
  Корпорации возродились в европейских обществах к XI-XII вв., когда "ремесленники начали ощущать потребность в объединении, образовывали свои первые ассоциации" и активно стремились к монополистическому положению [22, c. 14]. XIII в. стал периодом расцвета подобного рода объединений, а реформа Тюрго - моментом упразднения, в результате того что корпорации перестали справляться со своими функциями. Основные причины распада корпораций, по мнению Тюрго, заключались в следующем: недостатки финансового управления, фактическая монополия родственных кланов, притеснение и конкуренция. Активизация процессов образования корпораций в XIX в. привела к необходимости четкой, официальной регламентации их деятельности. Процедура создания корпораций стала формальной. Корпорация стала восприниматься в виде организации, занимающейся на законных основаниях определенными видами деятельности. Сложилось понимание корпорации как зарегистрированного в установленном порядке предприятия, обладающего правами юридического лица, в том числе правами на экономическую деятельность, владение собственностью и ее продажу, получение кредитов, правом выступать истцом или ответчиком в судебном процессе и т.п. Первые корпорации того времени, созданные в виде акционерных обществ, явились важнейшей формой централизации индивидуальных капиталов, особенно в отраслях требующих авансированного финансирования (тяжелая промышленность, строительство железных дорог). К началу XX в. корпорации вышли на лидирующие позиции в экономиках большинства развитых стран. В процессах формирования преобладала горизонтальная интеграция образования монополистических корпоративных объединений в рамках одной отрасли (централизация), которая с 20-х гг. XX в. сменилась вертикальной интеграцией, комбинированием - объединением в рамках одной корпорации последовательных производств нескольких отраслей (диверсификация). В современных условиях рыночной экономики корпорация является наиболее распространенной и значимой формой предпринимательской деятельности, обозначает оптимальную систему организации крупномасштабного производства товаров и услуг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1.3 Эволюция научных концепций и подходов к формированию и
 развитию корпораций
 
  В процессе институционального исследования выделяются определенные концепции формирования и развития корпораций: традиционные и современные и существующие в их рамках модели (таблица 1.1) [27; 46].
 Таблица 1.1 - Концепции и модели формирования и развития корпораций
 Характеристика Содержание Классическая (дюркгеймовская) концепция. Возникла в конце XVIII начале XIX в., получила распространение в России.
 Модель:
 - структурно-институциональная - взаимоотношения работодателя с наемным работником выражено лишь в нечетких предписаниях, лишенных юридического характера;
 - эффективное разделение труда возможно лишь в рамках четко организованной, единой профессиональной группы - корпорации Экономическая (европейская) концепция. Возникла в XIX в. с появлением промышленных организаций в Западной Европе.
 Модели:
 - модель жесткого рационализма (лишь реальность материального мира объективна, нет места неформальности);
 - поведенческая, социокультурная модель (взаимодействие корпораций с общественными и природными системами) - единство профессии перерастает в единство цели, продукта производства;
 - корпорация осуществляет связь собственных ценностей с обществом, выступает как ориентир для индивидов, обладает абсолютной значимостью;
 - объединение индивидуальных образов и корпорационной целостности для действий в рамках единого континуума Японская концепция.
 Модель:
 - промежуточная (формирование навыков универсальной адаптации корпораций в различных моделях социума на основе сохранения национальных особенностей и преобразования многовекового этнического опыта) - подчеркивается связь корпорации с культурой, в которой она возникает и функционирует;
 - критерий объединения - одинаковость (сообщество людей с одинаковым образом мышления и оценкой различных явлений);
 - поведение в корпорации определяется внешними правилами (критерии относительных ценностей: "культура стыда", боязнь нарушить внешние приличия);
 - сильная идентификационная функция внутри корпорации (существование долгосрочной (пожизненной) системы найма, значимость родственных связей и протекции) Неоклассическая концепция. Существовала в конце XIX середине XX в.
 Модели:
 - рационального выбора в условиях заданного набора ограничений;
 - совершенной конкуренции и свободного рынка (рынок авторегулируемый);
 - кооперации и интеграции (естественные тенденции к росту, корпоратизация) - управление на основе иерархических вертикальных структур;
 - организационная модель функционирования технологически-ориентирована;
 - основной критерий эффективности функционирования - прибыль Институциональная концепция - развитие неоклассической концепции (микроэкономический подход). Зародилась на рубеже 50-60 гг. XX в. в США, затем получила распространение в Восточной Европе (80-90-е гг. - неоинституционализм) - организационная модель функционирования контрактно-ориентирована;
 - управление на основе горизонтальных связей;
 - комплексность, взаимосвязанность внутренних и внешних хозяйственных институтов, рыночная и общественная адекватность; внешние институты образуют свод норм, правил, а внутренние институты приспосабливаются к ним. Классическая (дюркгеймовская) концепция. В рамках данной концепции корпорация представляет собой общественный институт, естественноисторическое профессиональное объединение со своим образом жизни, этикой, законами (профессиональные союзы ремесленников).
  Европейская (экономическая) концепция неоднозначна, допускает несколько вариантов толкования, но общим является понимание корпорации как надпрофессионального объединения, характеризующегося определенной иерархией, внешними границами и общими целями. Достижение общих целей возможно лишь через достижение индивидуальных (в результате возникают трудовые корпорации, предприятия, учреждения), и наоборот (в результате возникают общественные организации, ассоциации). В рамках данной концепции изучение корпораций ведется на трех уровнях: индивидуального рабочего в корпорации; корпорации как организационной целостности; корпорации как социального института.
  Японская концепция занимает промежуточное место между классическим пониманием корпораций и европейской концепцией, сочетает в себе элементы общинного начала и организационной структуры. Корпорация выступает в виде закрытой для внешнего мира, многоуровневой коллективной структуры с большой силой сплочения и внутрикорпоративной взаимозависимости.
  Неоклассическая концепция рассматривает корпорацию в качестве базового элемента системы коллективных общностей (корпорация, группа корпораций, государство). Согласно данной концепции корпорация представляет собой целостный объект, осуществляющий преобразование исходных ресурсов в процессе производства в готовую продукцию.
  Современная (институциональная) концепция дает представление о корпорации как о целостном экономическом субъекте, экономическом интеграторе, объединяющем во времени и пространстве разнообразные социально-экономические процессы, обеспечивающем безопасность и стабильность развития. Основное отличие современной концепции от традиционных состоит в том, что корпорация здесь не отождествляется с производственной функцией, а представляет собой структуру управления и объект собственности, имеет право на остаточный доход (прибыль).
  Смена концепций формирования корпораций обусловливается влиянием ряда факторов: различием общественных потребностей того или иного времени, трансформацией культурных традиций, дифференциацией уровней экономического и промышленного развития. В рамках складывающейся системы концепций, выделяются следующие точки зрения на природу возникновения корпораций:
  - корпорация как организм - организационная общность, согласованная и упорядоченная система определенного строения - общефилософский подход;
  - корпорация как машина - форма организации производственной деятельности по согласованию взаимосвязей производственной структуры (управляемой подсистемы) и аппарата управления (управляющей подсистемы) - системный
 подход;
  - корпорация как организация - социальная система, сообщество, скоординированная система в виде группы людей, объединенных для реализации определенных функций, достижения общей цели - социальный подход.
 
  1.4 Традиционная и современная корпорация: трансформация понятия, экономической сущности, характерных особенностей
 
  В современной литературе уделяется достаточное внимание вопросам корпоративного управления, корпоративной культуры, корпоративных ценностей, однако сам термин "корпорация" зачастую не уточняется. В попытке найти корни слова в языке выделяются несколько латинских выражений, соответствующих понятию корпорации по смыслу и по содержанию, например : "corporatio" лат. - объединение, общность; "corpus habere" лат. - выражение, обозначающее права юридической личности. В настоящий момент известно несколько формулировок понятия "корпорация", но строгого определения до сих пор не сформировалось. В условиях складывающегося многообразия выделяются следующие ключевые определения понятия "корпорация": корпорация - как одна их форм монополистических объединений, как хозяйственное товарищество или общество, как эквивалент "акционерного общества, как коммерческая организация, как объединение нескольких юридических лиц (метакорпорация), как объединение, наделенное определенной корпоративной культурой, а также ряд альтернативных определений.
  В целом, несмотря на многочисленные формулировки, наблюдается более или менее однозначная трактовка, различие состоит в расстановке приоритетов.
  Обобщение известных определений позволяет отметить два основных видения сущности корпорации 1:
  - однозначность формулировки - внешнее видение, корпорация как внешнее проявление (организационно-правовая форма, официальный статус, строго регламентированные права и обязанности участников);
  - альтернативность формулировки - внутреннее видение, корпорация как внутренняя среда (система внутренних характеристик, взаимосвязь элементов, внутриорганизационные отношения).
  На основе вышеизложенного выявляются два принципиальных подхода к формированию, организации корпораций:
  - корпорация в форме профессионального объединения;
  - корпорация в форме промышленного предприятия.
  Дальнейшее, более глубокое исследование сущности данной экономической категории позволяет сделать вывод о внутреннем единстве данных подходов в части существования следующих принципов - критериев рациональности формирования корпораций:
  - единство как формообразующий фактор (единство внутри корпорации: профессий, целей, моральных установок по отношению к внешнему миру -
 энвайронментализация);
  - ориентация на достижение целей управляемой системы (производство как базовый фактор с последующим выделением функций идентификации, защиты личных интересов и т.д.);
  - выполнение функций социализации и адаптации (гуманизация);
  - формирование посредством создания вновь или путем реорганизации существующей корпорации (слияние, разделение, выделение, преобразование);
  - возможность юридического оформления (за исключением классической корпорации - профессионального сообщества).
  На основе классического подхода и с учетом эволюции теории и мировой практики, выделяется комплекс следующих унифицированных характеристик традиционной корпорации:
  - взаимосвязь с внешней средой;
  - зависимость от внутренних факторов;
  - выраженная общая цель;
  - определенный набор ресурсов и способов их защиты;
  - синергизм;
  - рационализм внутренней организации (оптимальность набора составляющих элементов);
  - структура устойчиво воспроизводимых статусов (контроль);
  - иерархия уровней управления (вертикальное разделение труда);
  - наличие подразделений, отделов (горизонтальное разделение труда);
  - индивидуализм и определенная самостоятельность (организации производства, ценообразования, коммерческой свободы, выбора контрагентов);
  - прагматизм (ориентация на эффективность, прибыльность хозяйственной деятельности) [36, c. 32-35].
  В процессе институционального исследования нельзя обойти вниманием специфику образования корпоративных объединений в России. В условиях формирования современной рыночной экономики, сопровождающихся ломкой моностилистической культуры, сменой строя и стиля жизни, растущей социокультурной динамики, усиления значимости "региональных уровней" возникла острая необходимость поиска новых моделей корпоративной организации производства. Традиционно в российской экономической науке и практике понятие корпорации связывалось и отождествлялось с акционерным обществом. В рамках данного подхода корпорация как определенная организационно-правовая форма акционерного общества наделялась следующими характерными чертами:
  - собственность в корпорации определяется долями в капитале фирмы;
  - акционеры владеют корпорацией, могут обладать правом контроля деятельности фирмы корпоративного типа, собственниками которых они являются (в зависимости от доли собственности); получают дивиденды (пропорциональные долям в акционерном капитале); избирают директоров и имеют право голоса по ряду вопросов;
  - управляющие и директора осуществляют руководство корпорацией, обладают юридическим правом принятия решений, ведут переговоры с профсоюзами, принимают решение о продаже фирмы, если другая фирма собирается ее приобрести (поглотить) [31, с. 26-27].
  Реально первые российские акционерные общества походили на корпорации в большинстве случаев лишь по признаку объединения вкладчиков капитала - акционеров. Данное условие было законодательно закреплено, являлось обязательным но, как было сказано, почти всегда единственным [6]. На первых порах на практике российские корпорации, созданные в форме АО, не соответствовали общепризнанному понятию корпорации, не удовлетворяли мировым стандартам корпоративных образований, принимали искаженные, уродливые формы.
  Корпоративные образования в их настоящем проявлении представляют, с одной стороны, особую форму организации предпринимательской деятельности - внешнюю форму хозяйствования, чаще отождествляемую с понятием крупного акционерного общества по ряду признаков: долевая собственность, юридический статус, сосредоточение функций управления в руках профессиональных управляющих. С другой стороны, характеризуются особой внутренней организацией, развиваются в соответствии с индивидуальной логикой внутренних законов функционирования. Иными словами, корпорация представляет собой единый, обладающий необходимым имуществом производственно-хозяйственный комплекс, созданный самостоятельными субъектами экономики для ведения определенной хозяйственной деятельности, состоящий из тесно взаимосвязанных внутрикорпоративных структур и органов управления. В процессе эволюции мирового хозяйства и трансформации национальных экономик все в большей степени возрастает роль корпоративных образований в системе социального и экономического партнерства. Современная корпорация представляет собой одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д. Она может выступать в форме отдельного крупного предприятия или объединения нескольких предприятий, может функционировать в форме как простого акционерного общества, так и их объединения. Современные корпорации зачастую представляют объединения фирм различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой, сбытовой; функционирующих на базе разработки и реализации согласованной политики в области специализации и интеграции производства, раздела рынков сбыта, распределения капитальных вложений, кооперирования в области НИОКР. Поэтому на данном этапе развития мирового хозяйства совершенно не верно рассматривать корпорацию лишь с точки зрения, законодательно закрепленной организационно-правовой формы, также как некорректно ставить знак равенства между корпорацией и акционерным обществом, поскольку далеко не каждая современная корпорация представляет собой акционерное общество, и наоборот.
  В рамках современного подхода в качестве концептуальной основы понятия корпорация выступает совокупность признаков:
  - саморегулирование,
  - самореализация,
  - самосовершенствование,
  - сотрудничество.
  Относительно динамики сущностной трансформации, выделяются следующие характерные особенности современных корпораций:
  - рост и расширение масштабов деятельности;
  - договорные отношения; отделение собственности от управления (по признаку компетентности);
  - переход от приказных методов управления к коллективным;
  - расширение внутрикорпоративного обмена;
  - транснациональный характер.
  У корпорации, как и любой другой формы организации предпринимательской деятельности, есть свои достоинства и недостатки. Однако в целом такие преимущества корпораций, как ограниченная ответственность, неограниченность существования, широкие возможности развития и диверсификации производства, высокая эффективность привлечения финансовых ресурсов, доход на прирост капитала, высокий уровень финансового менеджмента, единственность субъекта управления превалируют, как правило, над их недостатками (усложненный порядок учреждения и ликвидации, жесткие ограничения со стороны государства, ущемление роли рядовых участников, двойное налогообложение).
  Исследование подходов к понятию "корпорация", уточнение характеристик и экономической сущности данной категории позволяет сформулировать базовое определение современной корпорации: современная корпорация - это саморегулируемая производственно-хозяйственная, социально-экономическая система, определяемая некой структурной автономией организации внутренних элементов, органично и гармонично взаимодействующих на основе горизонтальных и (или) вертикальных иерархических связей в процессе реализации общих целей, и существующая в рамках упорядоченной функциональной интегративности с внешней средой.
  В условиях современности необходимое единство внутреннего корпоративного и общего рыночного пространства реализуется посредством соблюдения следующих принципов, выступающих одновременно критериями рациональности формирования современных корпораций:
  - совместимость корпорации с другими структурами на макроуровне;
  - нацеленность корпорации на выполнение стратегических задач;
  - адекватность системы корпоративного управления;
  - наличие корпоративной самостоятельности, автономности (экономическая, юридическая обособленность по отношению к учредителям, участникам);
  - способность корпорации сохранять качества, функции при изменении формы и структуры хозяйственной системы;
  - соответствие воспроизводственных процессов хозяйственной системы корпорации динамике потребностей экономического сообщества;
  - наличие определенного потенциала к самоорганизации и саморазвитию.
  В целом очевидно, что современная корпорация как наиболее распространенная форма организации предпринимательской деятельности, вбирает в себя самые разнообразные по отраслевым и территориальным признакам хозяйственные образования, составляет основу национальных экономик.
 
 Основные понятия
  Корпорация
  Ремесленные ассоциации
  Монополистические объединения
  Акционерные общества
  Критерии рациональности формирования корпораций
 
 Контрольные вопросы и задания
  1. Назовите и охарактеризуйте прикладные модели нормативно-правового регулирования корпоративных отношений.
  2. Когда, на Ваш взгляд, появились первые корпорации?
  3. Перечислите и раскройте сущность основных концепций формирования и развития корпораций.
  4. Назовите достоинства и недостатки корпораций.
  5. Каковы различия и сходства традиционной и современной корпорации?
 
 ГЛАВА 2 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
  2.1 Рост и укрупнение масштабов деятельности корпораций в мировой экономике
 
  В процессе обеспечения жизнеспособности, конкурентоспособности и достижения намеченных целей, корпорации время от времени претерпевают организационные изменения, касающиеся их размеров. Учитывая постоянно меняющиеся условия функционирования, корпорации периодически ставят перед собой новые задачи, связанные с ростом их хозяйственных параметров. В экономической науке и практике традиционно выделяются четыре последовательные стадии развития корпораций:
  Первая стадия - небольшая корпорация. Владельцы капиталов корпорации обладают полным контролем над ней, многие из них трудятся в компании и заинтересованы не только в том, какую долю прибыли они получат, но и тем, как лучше и эффективнее осуществлять деятельность, в целях увеличения прибыльности корпорации.
  Вторая стадия - корпорация с "рабочим контролем". Определенная группа владельцев корпорации с помощью контрольного пакета акций осуществляет фактический контроль за деятельностью компании, в полной мере добивается реализации своих решений. Остальные акционеры разобщены, несмотря на имеющееся у них право голоса, для проведения в жизнь своих предложений им не хватает организованности в объединении голосов.
  Третья стадия - полный контроль переходит к органам управления корпорацией, наблюдается дисбаланс интересов рядовых акционеров и руководящего звена и собственников, Рядовых акционеров в большей степени интересует размер дивидендов на вложенный капитал, а не результаты деятельности компании. Однако в целом интересы управляющих и акционеров совпадают в части роста прибыльности компании.
  Четвертая стадия - концентрация ресурсов, слияние финансового и промышленного капиталов на высокой стадии развития корпораций. Объединенные корпорации являются более диверсифицированными и мобильными, зачастую приобретают транснациональный характер. Поддерживать равноправные отношения в таких объединениях гораздо удобнее с крупными акционерами, в роли которых выступают финансовые фонды, банки - компании, которые фактически получают возможность контроля над объединенной корпорацией.
  Для двух последних стадий свойственно отделение собственности от управления. Здесь речь идет не о свободе корпораций от контроля со стороны собственников или крупных держателей акций, а об осуществлении управления профессионалами - менеджерами организаций.
  Перемены, происходящие в международной экономике; - тенденции глобализации, международной экономической интеграции - обусловили стремление корпораций к укрупнению масштабов деятельности. Усиление концентрации и централизации капитала на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях стимулировало расширение межфирменных связей. Одной из важнейших тенденций развития крупных промышленных предприятий конца XX в. стала активная интеграция их деятельности - объединение для достижения общей стратегической цели, повышения конкурентоспособности и эффективности [50, c. 49-52]. Изменения среды вызвали к жизни огромное разнообразие институциональных форм реализации объединения корпораций.
  2.2 Корпоративная интеграция: виды, типы, способы
 
  В структурных формах объединения предприятий находят отражение виды и типы корпоративной интеграции, представленные в таблице 2.1:
 Таблица 2.1 - Виды и типы интеграции
 Вид (тип) Характеристика 1 2 По направлению интеграции Горизонтальная интеграция.
 По целям:
 - обеспечение условий производственно-хозяйственной деятельности участников;
 - обеспечение условий торгово-закупочной деятельности участников, распределение сбыта;
 - изменение структуры соответствующего товарного рынка Интеграция с разветвлением выходов из головного предприятия, т.е. слияние, объединение компаний, выпускающих одну и ту же продукцию, оказывающих одинаковые услуги, выполняющих аналогичные операции технологического процесса (картельные соглашения).
 Цель - минимизация упущенной выгоды, получение преимуществ, обусловленных увеличением масштабов производства и защитой от конкуренции. Иногда горизонтальные соглашения свидетельствуют о монопольных устремлениях участников
  Вертикальная (поточная) интеграция.
 По содержанию:
 - передняя - прямое направление к рынку по цепочке "производство (распределение) - потребление (сбыт)";
 - задняя - в обратном направлении, "предварительное распределение - сырье (материалы, комплектующие, оборудование)"
 По целям:
 - установление перепродажной цены (союзы, ассоциации);
 - получение исключительного права продажи;
 - отказ от заключения и исполнения договора поставки;
 - ограничение деятельности приобретателя путем лицензионных договоров Объединение производителей, действующих на последующих стадиях одной производственной вертикали, происходящее на основе комбинирования технологически связанных производств и расширения производственного процесса путем формирования вертикальной цепочки [19].
 Цель - экономия на масштабе, консолидация и эффективное использование ресурсов (экономия на затратах по рекламе, товаропродвижению, поддержанию оптимального размера запасов), эффективное управление (весь технологический процесс производства продукции, услуг координируется одним из одного центра).
 Вертикальные соглашения могут быть использованы для укрепления экономического влияния на рынке путем установления монопольного положения или ограничения конкуренции (соглашения между конкурентами) Латеральная интеграция
 (продуктовая кооперация) Интеграция с разветвлением входов в головное предприятие, расширение ассортимента продукции в результате слияния или объединения с другими компаниями, которые производят другие товары и услуги, но имеют общую с данной корпорацией клиентуру Диагональная интеграция Объединение с предприятием, находящимся на другом уровне вертикального производственного цикла и выпускающим параллельные виды продукции.
 Цель - обеспечение диверсификацию риска, возможность опосредовано воздействовать на партнеров Конгломератная интеграция Слияние или объединение компаний, не имеющих никаких общих черт и связей Арьергардная интеграция Объединение для создания внутренней обеспечивающей инфраструктуры.
 Цель - минимизация трансакционных издержек, снижение прямых производственных издержек (характерно для российских предприятий) [11] Продолжение таблицы 2.1
 1 2 Комбинированная интеграция Проходит одновременно вдоль технологической цепочки и по параллельным видам продукции.
 Цель - максимизация упущенной выгоды и минимизация издержек, в том числе трансакционных Интеграция по стадиям и этапам
 жизненного цикла продукции Использование различных контрагентов в зависимости от стадии жизненного цикла продукта (внедрение, рост, зрелость, падение) и соответственно производственной стратегии (усовершенствование, укрепление и поддержка, свертывание позиций) Системная интеграция
 (социальный аспект) Активно используется с конца XX в. как новое направление партнерских отношений в условиях отхода от жестких иерархических систем организации и управления к гибким партнерским отношениям. Здесь отношения "заказчик - исполнитель" переходят в отношения "партнер - партнер" По степени итегрированности Полная Объединяются все входы или выходы Узкая Покупка компанией лишь части входящих элементов. Основные формы и наиболее распространенные способы расширения межфирменных связей - интеграции корпораций приведены в таблице 2.2:
 Таблица 2.2 - Институциональные формы и способы интеграции
 Форма/Способ Цель Поглощение корпораций (враждебное) приобретение корпорации полностью или частично установление полного (монопольного) контроля приобретение контрольного пакета акций предложение о покупке акций держателя по цене выше рыночной стоимости (тендер) борьба за голоса акционеров смещение существующего совета директоров. Слияние корпораций (добровольное объединение) диверсификация создание многопрофильного производства объединение предприятий различных отраслей промышленности осуществление совместной деятельности (холдинги, союзы, ассоциаций промышленных предприятий) внутриотраслевая кооперация усиление специализации предприятий объединение предприятий в различных сферах экономики (межотраслевая, международная интеграция) образование объединенных корпораций различных видов деятельности (промышленность, торговля, услуги, финансовый и банковский сектор) конгломеративные
 слияния (полные, частичные) объединение корпораций или отдельных подразделений, ориентированных на узкую специализацию, выпуск ограниченной номенклатуры изделий, отвечающих требованиям индивидуальных потребителей полное слияние фирм гигантов глобализация деятельности с образованием новой организационной структуры Существуют определенные различия в толковании данных понятий в зарубежной теории и практике и в российском законодательстве. Согласно распространенной точке зрения при слиянии - несколько корпораций, имеющих общие интересы, объединяются с целью создания новой корпорации. Обычно слияния и поглощения совершаются по обоюдному согласию, однако опыт показывает, что не все корпорации сливаются на добровольной основе. Около 5 % акций такого типа квалифицируются как враждебные поглощения, когда одна корпорация борется за приобретение контроля над другой корпорацией против воли существующего руководства последней. Если первой корпорации (агрессору) удается захватить контроль над второй (жертвой агрессии), прежнее руководство корпорации-жертвы, как правило, либо утрачивает свой статус, либо освобождается от занимаемых должностей. Поэтому руководство корпорации-жертвы, заботясь о своем будущем, вынуждено принимать серьезные меры для отражения атаки корпорации-агрессора. Менеджеры компаний, сопротивляясь предполагаемому поглощению, могут преследовать две цели: предотвратить поглощение в принципе или заставить покупателя заплатить высокую цену за поглощение компании.
  В мировой практике известна целая система противозахватных мер, применяемых менеджерами в противостоянии нежелательным сделкам (таблица 2.3):
 Таблица 2.3 - Основные приемы защиты корпораций от поглощения
 Вид защиты Краткая характеристика Внесение изменений в устав
 ("противоакульи" поправки к уставу) Ротация совета директоров: совет делится на части, каждый год избирается только одна часть совета (большинство голосов - требуется для избрания директора; сверхбольшинство голосов - необходимо при утверждении сделки слияния: доля голосов не менее 2/3, обычно 80 %) Изменение места регистрации
 корпорации Учитывая разницу в законодательстве отдельных регионов выбирается то место для регистрации, где проще провести противозаконные поправки в устав, облегчить судебную защиту "Ядовитая
 пилюля" Меры, применяемые корпорацией для уменьшения своей привлекательности для потенциального "захватчика" (корпорации-агрессора) Выпуск акций с более высокими правами голоса Распространение обыкновенных акций нового класса с более высокими правами голоса - позволяет менеджерам компании "мишени" получить большинство голосов без владения большей долей акций Выкуп с
 использованием заемных средств Покупка компании или ее подразделений группой частных инвесторов с привлечением высокой доли заемных средств (выкуп менеджерами компании - "management buy-out"). Акции выкупаемой компании больше не размещаются на фондовом рынке Защита Пэкмена "Контрнападение" на акции "захватчика" тяжба Возбуждается судебное разбирательство против "захватчика" за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о ценных бумагах Слияние с "белым рыцарем" Объединение с "дружественной компанией" - "белым рыцарем" (используется как последняя попытка защититься от поглощения) "Зеленая броня" Корпорация делает группе инвесторов-захватчиков, предложение об обратном выкупе своих акций с премией (по цене, превышающей уплаченную) Заключение
 контрактов на управление Компании заключают с управленческим звеном контракты на управление с высоким вознаграждением за руководство, что служит эффективным средством увеличения цены поглощаемой компании (т.к. стоимость "золотых парашютов" существенно возрастает) Реструктуризация активов Покупка "плохих" активов (не интересующие "захватчика", финансово-нестабильные, создающие антимонопольные проблемы) Реструктуризация обязательств Выпуск акций для дружественной третьей стороны, увеличение числа акционеров, выкуп акций с премией у существующих акционеров. При захвате более или менее успешной компании, особенно при сопротивлении менеджеров, компания-агрессор вынуждена выплачивать значительную долю средств в качестве премии акционерам. В большинстве случаев размер премии колеблется от 20 до 40 % "справедливой" рыночной цены компании (цена, ограничивающая слияния акционеров, владеющих большими долями акций). В некоторых случаях для смягчения противоречий между компаниями, менеджерам поглощаемых фирм предоставляют так называемые "золотые парашюты" - выходные пособия на случай потери ими работы в результате поглощения. Чаще всего эти пособия выплачиваются поглощающей компанией, но иногда и акционерами целевой фирмы, чтобы менеджеры не мешали сделке ее поглощения. В результате, с учетом премии акционерам и сумм, затрачиваемых на наделение управленческой команды "золотыми парашютами", затраты на захват компании могут быть чрезмерными, зачастую приводят лишь к уничтожению собственности поглощающей компании. В российской практике различие между слияниями и поглощениями чисто техническое и касается финансовой стороны сделки.
  Несмотря на различия в формах и способах интеграции, основные мотивы, которыми руководствуются компании при их проведении, схожи. С точки зрения полезности для владельцев и стремления к максимизации прибыли, большинство мотивов, побуждающих компании к объединению можно разделить на группы:
  - мотивы уменьшения оттока ресурсов (экономия на масштабах; повышение эффективности работы с поставщиками; ликвидация дублирующих функций и устранение неэффективности управления; кооперация в области НИОКР; налоговые преимущества);
  - мотивы стабилизации и (или) увеличения притока ресурсов (взаимодополнение ресурсов; приобретение крупных контрактов; преимущества на рынке капиталов; монополия; диверсификация производства; доступ к информации);
  - мотивы нейтральные по отношению к движению ресурсов (разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения; разница между ликвидационной и текущей рыночной стоимостью; личные мотивы менеджеров; защита от поглощения; "too big to fail").
  Необходимо отметить, что указанные группы мотивов не являются закрытыми, их набор определяется не только специфическими целями сливающихся компаний, но конкретными обстоятельствами внешнего окружения. Поэтому с позиции факторов влияния возможно разделить все указанные мотивы на две крупные группы: обусловленные факторами внешней среды; обусловленные внутренней средой. Влияние факторов внутренней и внешней среды приведено в приложении А, а определение типа интеграции в зависимости от мотивов и характеристик среды представлено в приложении Б.
 
  2.3 Преимущества и недостатки интеграции корпораций
 
  В условиях постоянно меняющейся внешней среды склонность предприятий к укрупнению объективно предопределялась следующими преимуществами, получаемыми в результате объединения:
  - стабильные внутренние связи в объединенном корпоративном образовании позволяют сокращать непроизводственные затраты, осуществлять долгосрочное инвестирование в развитие производства, снижают риски;
  - взаимодействие родственных производств, наличие единой, жесткой системы управления и отчетности практически исключают попытки проявления экономической недобросовестности;
  - широкая диверсификация деятельности дает большую мобильность, легкость адаптации к неожиданным изменениям обстановки;
  - увеличение капитала и повышение эффективности управления дает возможность улучшения структуры ресурсной базы, расширения и рационализации сбытовой сети, активизации финансирования, повышения уровня фирменной деловой репутации, в итоге - общей конкурентоспособности корпоративного образования.
  Однако помимо преимуществ нельзя не отметить и ряд проблем, связанных с процессами объединения компаний. Промышленная интеграция часто сопрягается с многочисленными сложностями, организационными формальностями. Поэтому некоторые компании после внешнего объединения продолжают функционировать как совокупность отдельных и иногда даже конкурирующих подразделений, имеющих разную производственную инфраструктуру, научно-исследовательские и маркетинговые службы. Кроме того, некоторые виды слияний могут иметь крайне негативные последствия, часто сопровождаются угрозой ограничения конкуренции, что крайне нежелательно как для переходного периода, так и для рыночных отношений. Складывающиеся обстоятельства заставляют законодателя вводить запретительные меры; в зарубежном праве - антитрестовое законодательство, в российском праве - антимонопольное законодательство [1; 2]. Согласно нормам российского права, соглашения о слиянии (поглощении) признаются правомерными, только в случае, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от них превысит негативные последствия. Исключения составляют лишь соглашения, прямо перечисленные в законе [2]. Однако, несмотря на указанные недостатки, в целом большая часть негативных последствий перекрывается более весомыми и значимыми преимуществами объединения предприятий (результат синергизма). В любом случае очевидно, что принятию решения о слиянии, объединении корпоративных образований или их захвате, в каждом конкретном случае обязательно должен предшествовать тщательный анализ возможных выгод (расчет эффективности, оценка синергетического эффекта) и потерь (возможность отрицательных последствий).
 
  2.4 Волны слияний, поглощений корпораций в XIX-XX вв.
 
  Слияния и поглощения компаний на протяжении всей своей истории носили волнообразный характер. Для двадцатого столетия характерны пять выраженных волн развития интеграционных процессов, имеющих особенности: 1897-1904 гг.; 1916-1929 гг.; 1965-1970 гг. (конгломеративные слияния); 80-е гг.; 90-е гг. (таблица 2.4).
 Таблица 2.4 - Характеристика волн слияний, поглощений корпораций в
 XIX-XX вв. [60]
 Период Характеристика 1897-1904 гг. Большинство слияний осуществлялось по принципу горизонтальной интеграции. Практически во всех отраслях господствовали монополии (доминирующие фирмы). Отличительная черта большинства слияний - множественный характер (в 75 % от общего количества слияний было вовлечено как минимум 5 фирм; в 26 % из них участвовало 10 и более компаний). Иногда объединялись несколько сотен фирм. Появились предприятия - предшественники современных вертикально-интегрированных корпораций.
 Цель - оптимизация использования мощностей и избежание падения цен с помощью горизонтальных поглощений и объединений в трасты 1916-1929 гг. В связи с действием антимонопольного законодательства слияние компаний в отраслях приводит к господству олигополии (на смену монополии) - доминирование небольшого числа крупных фирм. Наиболее характерны вертикальные слияния и диверсификация.

<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу