<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  * комиссионная торговля, и проч.
  Очевидно, в этих направлениях и должны двигаться предприниматели для обеспечения стабильного спроса на результаты своей деятельности.
  Следует особо подчеркнуть, что социальный климат в городе, в общем-то, благоприятен для развития предпринимательства. Если в первые несколько лет существования малых предприятий, кооперативов, "челноков" общественное мнение было настроено против них, то постепенно это отношение стало меняться. Население убедилось в том, что малый бизнес может активно воздействовать на экономическую ситуацию в регионе, на обеспечение товарами рынка, на поиск альтернатив вынужденной безработице.
  В целом, в средних и малых городах малый бизнес развивается менее успешно, чем в крупных. И виновата здесь специфика маленького города: невысок уровень жизни населения, ограничен спрос на товары, потребители предпочитают пользоваться услугами предприятий близ лежащих крупных городов, конкуренцию с которыми местные предприятия не выдерживают. Поэтому и каждый третий опрошенный предприниматель - кандидат в банкроты. А значит, со стороны особенно местных органов власти требуется большая помощь начинающим предпринимателям - финансовая, консультационная, организационная.
 
 Список использованной литературы.
 1. Авдошина Н.В. Малый промышленный бизнес в Самарской области // СОЦИС. - 2001. - № 7. - С. 57.
 
 О.С. Селевич
 
  ИНСТИТУТ БАНКРОТСТВА: ЗНАЧЕНИЕ ПОЗИЦИИ ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ НК "ЮКОС")
 г. Томск, Томский Политехнический Университет
 
  С точки зрения экономической теории институт банкротства является частью системы определения и защиты прав собственности в рамках рыночной экономики, регулируя систему производственных отношений путем установления порядка прекращения и возникновения права собственности на средства производства. Четко определенные права собственности являются основой конкурентной экономики, поэтому целью института банкротства в странах рыночной экономики является недопущение распыления собственности в процессе формального или реального изменения собственника. Институт банкротства регулирует производственные отношения путем установления порядка прекращения и возникновения права собственности на средства производства. Анализ эволюции института банкротства позволяет выделить следующие его цели: соблюдение интересов собственников путем поддержки попавшего в кризисную ситуацию хозяйствующего субъекта и максимального удовлетворения требований кредиторов по отношению к данному хозяйствующему субъекту. Институт банкротства предназначен корректировать ситуацию финансовой неплатежеспособности таким образом, чтобы совокупная величина объектов собственности у всех задействованных экономических субъектов после банкротства была бы не меньше, чем до процедуры банкротства. Уменьшение дохода, получаемого от использования собственности, приводит к утрате экономическими субъектами стимулов к деятельности и, в конечном счете, к кризису.
  Многочисленные несовершенства института банкротства, предназначенного координировать трансформацию собственности в ситуации экономической несостоятельности, приводят к тому, что реальные (неформальные) действия по оздоровлению неплатежеспособных предприятий выходят за рамки формальных правил, определенных Законом "О банкротстве". Искажается экономический смысл банкротства как созидательного элемента институциональной системы, предназначенного содействовать появлению более эффективного собственника средств производства, в процессе перераспределения объектов собственности происходит распыление доходов от собственности и дальнейшее рассогласование разно направленных интересов экономических субъектов, что значительно повышает издержки их взаимодействия и снижает "заинтересованность" в функционировании объекта собственности. Очевидно, что эффект от широкого применения механизма банкротства при отсутствии развитых рынков ресурсов, рабочей силы, фондового рынка практически равен нулю или даже вызывает отрицательные последствия, приводя, в конечном счете, к снижению эффективности использования производственных ресурсов, которыми располагает российская экономика. Это вызывает необходимость пересмотра институциональной деятельности государства в сторону расширения воздействия государства на факторы, формирующие условия предпринимательской деятельности.
  Ярчайший же пример отрицательной роли государства - это "дело ЮКОСа". Несмотря на заверения президента о том, что власть не заинтересована в банкротстве компании, в реальности все идет к этому. Скорее всего, дело закончится продажей наиболее интересных активов (например, "Юганскнефтегаза"), причем все это организовывается в виде беззалогового аукциона. Это говорит о том, что активно продолжает использоваться опыт 90-х гг. Но в тот период причины действия первой редакции Закона "О банкротстве" именно в том виде были понятны, хотя вслух и не произносились: необходимость создания крупных налогоплательщиков, необходимость создания платформы для президентских выборов, плохое состояние самих предприятий. Явные же причины для банкротства "ЮКОСа" (например, национализация сырьевых отраслей) до сих пор не названы (хотя, конечно же, явно это и не будет произнесено). Как способ решения данной проблемы можно предложить проведение открытых торгов, в которых могут принять участие и иностранцы, и сам опальный олигарх.
  Ситуация с "ЮКОСом" показывает, что власть уже не считает необходимым объяснять обществу свои действия и планы, а институт банкротства по-прежнему используется как удобный механизм для очередного силового передела собственности. Можно сделать вывод, что в совершенствовании нуждается не институт банкротства, а отношение власти к создаваемым ею же законам (в данном случае, закону "О банкротстве").
 
 Список использованной литературы.
 1. Беляев С.Е. Банкротство как реформа передела собственности // Проблемы новой политической экономии. - 2001. - № 3. - С.71-75.
 2. Губарь О.В. Эффективность трансформации собственности институтом банкротства // Материалы научно-практической конференции "Институциональные преобразования в финансово-кредитной сфере": 22 февраля 2000 г. - Ростов-н/Д., 2000. - С. 15-22.
 3. Привалов А. О конце "дела ЮКОСа" // Эксперт. - 2004. - № 28-29. - С. 8.
 
 
 С.В. Денисов, Н.Ю. Изоткина, О.Ю. Осипов
 
  ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - ПРОИЗВОДИТЕЛЯ НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ
 г. Томск, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники
 
  Основная особенность менеджмента малого предприятия - производителя наукоемкой продукции в России - отсутствие финансирования проектов как со стороны государства, так и со стороны других инвесторов. Государственные фонды поддержки предпринимательства малоэффективны по многим причинам: небольшие капиталы, формализм, бюрократизм конкурсов, нежелание ответственных лиц детально и компетентно изучить аттестуемую проблему и т.д. Коммерческие банки с большим нежеланием дают кредиты под инновационный проект, причем схема его получения и возврата невыгодны для малых предприятий. Частные инвесторы-потребители продукции обещают инновационному малому предприятию купить готовый, действующий товар, но их не интересует как он будет создаваться. Другая важная особенность - практическое отсутствие законов, формирующих конкурентную предпринимательскую среду. Эти особенности, связанные с особым менталитетом и интересами российского общества, относятся к разряду исторических, долговременно решаемых проблем России.
  В нашей работе проанализированы особенности менеджмента, присущие научно-производственной фирме (НПФ) - малому предприятию, учрежденному физическими лицами - научными работниками государственных вузов, имеющей с вузом договор о научно-техническом сотрудничестве по каким-либо направлениям НИОКР.
  НПФ такое содружество выгодно по следующим основным причинам.
  1. Имидж. Наличие в союзниках государственного вуза престижно, создается ореол высокой профессиональности и надежности, особенно в вопросах сотрудничества с властными структурами.
  2. Кадровая политика. Имеется возможность готовить специалистов для фирмы, сотрудничая с кафедрами вузов в научно-исследовательской работе студента (НИРС), в подготовке курсовых и дипломных работ и т.п.
  3. Использование научных разработок. Профессорско-преподавательский состав вуза со своими инновационными проектами, уже проверенными в лабораторных условиях, привлекается к коммерческой деятельности фирмы без значительных затрат на НИОКР.
  Вузу такое содружество выгодно по следующим основным причинам.
  1. Реклама. Высокое качество подготовки специалистов посредством участия студентов в НИРС на базе малых предприятий, выполнении реальных проектов, необходимых потребителю, хозяйствующим субъектам. Технологическая и преддипломная практика студентов без значительных затрат. Возможность предоставления рабочего места выпускнику сразу после окончания вуза.
  2. Власть. Вуз через некоммерческие объединения - ассоциацию малых предприятий, учебно-научно-инновационные комплексы и т.п. становится центром проведения государственной инновационной политики в регионе по определенным направлениям.
  3. Доходы. Объединение малых предприятий позволяет привлекать их капиталы через спонсорство для решения социальных и хозяйственных проблем вуза: ремонт аудиторий, приобретение высокотехнологичного оборудования, именные стипендии и т.п.
  Ниже предложены элементы менеджмента для НПФ на этапе становления в условиях отсутствия значительного собственного капитала, материальных ресурсов и собственного производства.
  1. Развитие фирмы. Необходима коммерческая идея, лучше несколько, чтобы в случае неудачи с одним, раскручивать другие. Менеджер должен ясно представлять, какой товар, услугу предложите на рынок из того, что можете сделать. На этапе развития НПФ должны осуществляться виды деятельности, не требующие больших материальных и финансовых затрат, например:
  - коммерциализация научно-технических разработок на рынке товаров, услуг и новшеств (разработка и продажа патентов, лицензий, конструкторско-технологической документации и других новшеств);
  - оказание наукоемких услуг: научное руководство работами и консультирование, научно-техническая экспертиза, финансовый аудит и т.п.
  - определение и формирование конкурентных преимуществ для фирм и разработка методик развития фирмы на их основе;
  - разработка эксплуатационно-экономических требований к создаваемой наукоемкой продукции;
  - определение стоимости объектов интеллектуальной собственности.
  2. Отсутствие собственного производства. Это особенность не должна сдерживать менеджера, мешать планам выпуска конкретной продукции, если есть коммерциализуемые проекты и финансирование. В настоящее время много предприятий, имея производственные площади, оборудование и трудовой коллектив, лежат "на боку" из-за отсутствия финансируемых договоров. Они могут эффективно выполнить работу по изготовлению продукции НПФ, для этого менеджменту фирмы необходимо осуществлять четкие управление и контроль договорных работ.
  3. Налоги. Чтобы минимизировать уплату всех причитающихся налогов и платежей, зависящих от фонда заработной платы в постоянном штате фирмы только директор. Остальные сотрудники фирмы это студенты-дипломники и аспиранты, темы выпускных работ которых выбираются в соответствии с инновационными проектами фирмы. Этот подход позволяет этапы эскизно-технического проектирования, разработки документации экспериментальных образцов и т.п. Выполнять с малыми затратами, практически без финансирования.
  4. Интеллектуальная собственность. Необходимо каждую разработку, часть разработки превращать в товар, завершать документированием в виде конструкторско-технологической документации в соответствии с гост, патентов, программных продуктов и т.п. Это дает возможность получать прибыль с интеллектуальной собственности, продавая ее фирмам-производителям подобного товара, не переходя к процессу производства.
 
 
  Т.Б. Острая
 
  СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА
 г. Томск, Томский Политехнический Университет
 
  Любое предприятие функционирует в определенных условиях, на результаты его деятельности оказывают влияние различные факторы. Многообразие предлагаемых товаров и услуг, стремительное развитие технологий, расширение конкуренции, высокая требовательность потребителя - таковы характеристики внешней среды, чрезвычайно изменчивой и малопредсказуемой, в которой сегодня существует предприятие. Игнорирование хотя бы одного из перечисленных факторов ведет к вытеснению на периферию рынка. Однако успех компании немыслим без учета и внутренних факторов: важны не только приоритеты потребителей, но и запросы работающих, не только стремление получить максимальную прибыль, но и интересы тех, чьими руками она создается.
  Предпринимательство нельзя рассматривать исключительно как экономический феномен: экономическое и социальное в нем тесно связаны. Движимый стремлением получить прибыль, предприниматель находит новые пути соединения факторов производства, производит продукцию (экономическое), а в процессе трудовой деятельности воспроизводятся условия жизнедеятельности людей и общественные отношения (социальное). Практика подтверждает, что отсталость, "недоразвитие" социального компонента на предприятии может тормозить достижение лучших экономических результатов. Отсюда можно выявить закономерность: экономический рост способствует достижению социальных целей, и в свою очередь, зависит от эффективного использования социальных факторов. Причем это справедливо не только для микро, но и для макроуровня.
  На Западе за последние десятилетия (в России - в последние годы) существенно изменились требования, предъявляемые бизнесу обществом, оно ждет от него повышения социальной ответственности. Для бизнеса адаптироваться к изменившимся реалиям означает дополнение перечня традиционных целей, обусловленных конкуренцией, новыми, связанными с удовлетворением конкретных общественных потребностей: в частности, расширение занятости, охрана окружающей среды, устранение дискриминации в труде. По сути, возникла новая система деловых ценностей, которые корпорации, намеревающиеся улучшить свой имидж в глазах общества, добровольно разделяют.
  Добровольная помощь обществу со стороны бизнеса мотивируется, прежде всего тем, что в обществе, более благополучном с социальной точки зрения, гораздо благоприятнее и условия для предпринимательской деятельности. В обществе складывается привлекательный образ данной компании, что при прочих равных условиях дает существенное преимущество в конкурентной борьбе на рынке. Кроме того, партнерство работодателя и наемного работника способствует повышению производительности труда и выпуску конкурентоспособного товара.[1]
  Модель социально ответственного бизнеса консолидирует общество, обеспечивая его сплоченность, выступая новой формой солидарности. Возникнув на базе неолиберальной идеи самоограничения свободы предпринимательства в целях достижения социального мира, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и повышения мотивации труда, социальная ответственность бизнеса стала основой социально ориентированной экономики. Она интегрирует в единую систему социальные функции государства, социальные цели и механизмы повышения эффективности деятельности предприятий, территориальную социальную политику местных органов власти, увеличивая эффективность функционирования экономики как на макро -, так и на микроуровне. Важная особенность этой системы заключается в том, что конечные цели хозяйствования подчиняются интересам не только собственников средств производства, но также и других граждан.
  В условиях социально ориентированной экономики государство берет на себя такие важные для рынка функции, как формирование потребительского спроса, обеспечение прямого и опосредованного госзаказа и, самое главное, условий для конкуренции и предотвращения кризисов и конфликтов.[2] Для производства социальная направленность связана прежде всего с объективным возрастанием роли социальных факторов. Когда последние "превращаются в основной источник и импульс экономического развития", работник не может рассматриваться лишь как средство максимизации экономического эффекта. Изменение баланса экономических и социальных факторов общественного развития в пользу социальных детерминант, обретение последними роли основного импульса экономического развития, имеет двойственную природу. С одной стороны, это следствие эволюции социального государства, с другой - результат научно-технического прогресса.
  Именно изменение роли человека на производстве является определяющим в ответе на вопрос о зависимости социальной ориентации экономики от уровня технического развития и государственного вмешательства. Модель социалистической экономики в СССР наглядно продемонстрировала, что само по себе вмешательство государства в производственные отношения, передача на предприятия ряда важных социально защитных функций без рыночных механизмов мотивации работника не дает должного результата. И это при том, что в СССР технология мотивации к труду за счет психологических факторов была доведена до совершенства: энтузиазм первых пятилеток, участие в субботниках, стахановское движение, соцсоревнование. Однако результаты соцсоревнования в рамках простого труда не сравнимы с продуктивностью высокотехнологичного индустриального производства. Станок с ЧПУ в десятки раз эффективнее любого квалифицированного токаря или фрезеровщика; угольный комбайн в сотни раз эффективнее любого стахановца; а экскаватор в тысячи раз эффективнее энтузиаста с лопатой и тачкой.
  Система стимулирования в капиталистических странах (кстати, и в бывшем СССР) построена на социально-психологических способах групповой мотивации и действует преимущественно, если не исключительно, в рамках коллективного труда. Индивидуальная мотивация к труду в постиндустриальном обществе определяется непосредственно социальными стимулами, отражающими социально-психологические характеристики общества в целом и его отдельных страт.
  В пореформерменое время России предприниматели считали главным в своей социальной активности предоставление разовой благотворительной помощи. Фактически бесплатно получив в ходе приватизации крупные предприятия, значительная их часть забыла, что новая собственность создавалась трудом многих тысяч людей и что вместе с имуществом в их руках оказалась судьба работающих там людей. В условиях, когда более трети населения остается за чертой бедности, складывается впечатление, что большинство россиян работают на обогащение узкого слоя (10%) своих сограждан.[3]
  Что включает в себя понятие "социальная ответственность бизнеса"? Помимо соблюдения законов, выплаты налогов, создания рабочих мест, это еще и определенные обязательства перед обществом. Можно выделить ряд принципов, основываясь на которые строится корпоративная социальная политика. Это:
  - взаимосвязь социальных задач предприятия и социальной политики государства;
  - баланс интересов работодателя, акционеров и наемных работников;
  - сочетание экономических стимулов и социальных гарантий;
  - долевое участие предприятия и работников в оплате всего комплекса социальных услуг;
  - строгий контроль над реализацией социальной политики со стороны органов управления предприятия.
  Состояние отечественной экономики не позволяет государству обеспечить достойную социальную защиту всему населению, поэтому роль бизнеса в решении данной проблемы трудно переоценить. Многие предприниматели уже сегодня воспринимают социальную сферу как новый и выгодный сегмент рынка, где они могут действовать оперативнее и эффективнее, чем государство.
  Потенциал современного бизнеса достаточно высок, чтобы оказывать мощное воздействие на социальную политику вообще и определение направлений социально-экономического развития страны в частности. Налаживание сотрудничества между властью и бизнесом требование времени. Социальная ответственность предпринимателей - своеобразный мостик, облегчающий нахождение взаимопонимания. Власть и бизнес - участники единого процесса. Даже если бизнес не дает ни копейки на местные, региональные и федеральные социальные программы, он изначально выполняет социальные обязанности, обеспечивая рабочие места, мотивацию, переподготовку и повышение квалификации работника, создавая условия, по крайней мере не ухудшающие здоровье человека во время рабочего процесса.
  Таким образом, усиление внимания к проблеме социальной ответственности бизнеса со стороны отечественных политиков, ученых, практиков, общественности не случайно. С "цивилизованным"' предпринимателем как фигурой во многом зависит становление социально ориентированной рыночной экономики.
  Применительно к России социальная ответственность бизнеса имеет давнюю историю (хотя сам термин относительно молод): деятельность лучших представителей дореволюционного предпринимательства, воспринимавших свой "бизнес" не только и даже не столько как источник наживы, а как миссию, возложенную на них Богом, вызывает гордость и уважение. Рассматривая свое богатство как данное Всевышним в пользование, за которое придется нести ответ, они стремились оправдать свои усилия в глазах общества. Недаром благотворительность и меценатство приобрели широкое распространение в предпринимательских кругах.
  Так, к началу XX в., например, только в Москве насчитывалось 628 "богоугодных" заведений: школы, приюты, богадельни, столовые, ночлежные дома и т. д., 80% из которых содержались за счёт частных благотворителей. Мамонтовы, Прохоровы, Бахрушины, Морозовы не забыты во многом благодаря их, выражаясь современным языком, социальным инициативам, а попросту - добрым делам.
  Что касается нашего времени, то можно отметить, что в последние годы становится все больше примеров социально ответственного поведения отечественного бизнеса
  Одной из наиболее ярких его социальных инициатив является запуск программ по подготовке и повышению квалификации кадров. Большинство крупных предприятий обучают специалистов за счет собственных средств и только "для внутреннего потребления". Средние и "средне - крупные" предприятия возобновляют сотрудничество с ПТУ. Система подкрепляется проведением конкурсов для молодежи: победители могут получить не просто работу, но и долгосрочные контракты, предусматривающие, в том числе, и карьерный рост, и социальный пакет.
  В социальные пакеты, предоставляемые предприятиями, входит, как правило, организация питания сотрудников, дополнительное медицинское страхование (заключение договоров на медицинское обслуживание с учреждениями здравоохранения и т.п.). Есть также пока немногочисленные примеры участия предприятий в кредитовании жилищного строительства для работников, в том числе с использованием ипотеки.
  Получают распространение так называемые ярмарки социальных проектов, где представителям деловых кругов предлагается набор социальных инициатив, одобренных и поддержанных на муниципальном и региональном уровне. Их финансирование осуществляется из двух источников: из местных или региональных бюджетов и за счет благотворительности или спонсорской помощи. Значительную роль играет инициатива и добровольная помощь, личное участие в социальных проектах частных лиц членов общественных объединений. Таким образом, муниципальные и региональные власти не только формируют социальный заказ в целях решения тех или иных социально значимых проблем, но и фактически обеспечивают синергетический эффект, объединяя усилия власти, бизнеса и граждан.
  Все более актуальным становится внедрение социальных технологий, позволяющих, с одной стороны, определить приоритеты социальных инициатив, с другой - контролировать расходование выделенных средств.
  Сегодня чаще всего предлагается передать деньги в тот или иной фонд. Но получить отчет о его деятельности весьма проблематично. Это, естественно, вызывает сомнения в прозрачности и обоснованности распределения средств. Тем более что многие отечественные благотворительные фонды (особенно получившие экономические льготы от государства) в последнее время дискредитировали себя. Поэтому бизнес пока больше заинтересован в прямом финансировании конкретных социальных проектов с получением отчетов по итогам работы.
  В то же время опыт развитых стран показывает, что именно фонды и благотворительные организации в состоянии действительно эффективно выявлять социальные приоритеты и реализовывать соответствующие программы.
  Разумеется, бизнес заинтересован в обратной связи с обществом и признании значимости его социальной работы, что является неотъемлемой частью возможного социального договора. Признание профессиональных достижений, благодарность за общественно полезные дела - веками оправдавший себя механизм социального регулирования и стимулирования социальной деятельности бизнеса.
  Инвестируя в человечески капитал, работодатель преследует прагматические цели повышения эффективности производства. Но для того чтобы бизнес стал социально ответственным необходимо, чтобы и общество, и государство были социально ответственными.
 
 Список использованной литературы.
 1. Кушпов В. Социальная ответственность бизнеса как компонент рыночной экономики // Человек и труд. - 2004. - № 2. - С. 68.
 2. Калашников С. Социальное рыночное хозяйство и социальное государство // Человек и труд. - 2003. - № 9. - С. 46.
 3. Кушпов В. Приоритеты корпоративной социальной политики // Человек и труд. - 2004. - № 4. - С. 37.
 
 
 А.Н. Борисов
 
 
  ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 г. Самара, Самарский Государственный Технический Университет
 
  Важнейшим условием формирования и развития рыночной экономики является грамотно проводимая инвестиционная политика, осуществляемая на всех уровнях управления: федеральном, региональном, организационном. Особое влияние инвестиционная политика оказывает на развитие регионов и хозяйствующих субъектов. По уровню инвестиционной привлекательности принято разделять регионы-доноры, играющие основную роль в формировании федерального бюджета, и регионы с низким уровнем привлекательности. В связи с отсутствием собственных финансовых средств, большинство хозяйствующих субъектов обеих групп нуждаются в инвестициях. Для успешного развития предприятий нужны инвестиции, обеспечивающие конкурентные преимущества, дающие экономическую, коммерческую, бюджетную и социальную эффективность.
  Фундаментальные исследования инвестиционной деятельности были проведены Д.М.Кейнсом, Г.Касселем, К.Р.Макконеллом, С.Л.Брю, А.Селезневым, Н.Д.Хайманом, А.Шпитгофом, по мнению которых важнейшим фактором экономического развития является накопление капитала. Экономисты Д.Миль, А.Смит, Т.Мальтус, А.Маршал придерживались мнения, что денежный рынок гарантирует равенство сбережений и инвестиций. Также исследование различных аспектов инвестирования нашло отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых: Л.Абалкина, А.В.Аникина, Н.Д.Гуськовой, С.А.Далина, С.М.Меньшикова, М.И.Турган-Барановского, В.М.Усоскина, К.Викселя, Дж.Гэлбрейта, Р.Н.Холта, С.Б.Барнеса и других. Под воздействием их взглядов формировались современные теории экономического роста, концепции и стратегии инвестирования на макро- и микроуровнях российской экономики с учетом ее национальной специфики.
  Для регулирования инвестиционных процессов в России, необходимо рассмотреть следующие составляющие инвестиционной политики: эффективность использования источников инвестирования, пути активизации инвестиционной деятельности, совершенствование законодательной базы в области организации инвестиционной деятельности. Несмотря на то, что проблемам инвестирования уделяется большое внимание, вопросы оценки инвестиционной привлекательности предприятий, формирования условий, обеспечивающих их эффективную инвестиционную деятельность, недостаточно изучены.
  Главной целью настоящей статьи является анализ методических подходов и инструментов, а также практических рекомендаций по совершенствованию механизма привлечения инвестиционных ресурсов на промышленные предприятия (на примере Самарской области).
  Активизация инвестиционной деятельности является одним из важнейших условий развития производства и формирования социально ориентированной рыночной экономики. Мировой опыт показал, что формирование производственного потенциала, развитие социальной сферы и других областей жизни общества непосредственно связаны с грамотно проводимой инвестиционной политикой государства, созданием эффективных механизмов инвестирования. Многие западные и российские ученые внесли свой вклад в создание современной теории экономического развития. Особое внимание они уделяли необходимости государственного регулирования инвестиционной деятельности, проблемам формирования источников инвестиционных ресурсов и их эффективному использованию. В настоящее время необходимо не только расширять инвестиционные ресурсы, но и сделать российскую экономику более восприимчивой к инвестициям, особенно на уровне предприятий.
  Экономическая сущность инвестиций предполагает осуществление операций по эффективному вложению средств. Их целью является поиск путей реализации инвестиционных стратегий, направленных на решение следующего комплекса задач: обеспечение экономического роста, достижение финансовой устойчивости, максимизация прибыли, минимизация рисков при вложении средств, снижение сроков реализации инвестиционных проектов.
  Инвестиционная политика - это способ воздействия на процесс, охватывающий вложение средств в различные объекты, и обеспечение эффективности данных вложений. Исследование подтвердило, что основными источниками инвестиций являются: часть прибыли, направляемая на развитие производства; амортизационные отчисления; банковские кредиты; налоговые кредиты; эмиссия внутренних ценных бумаг; лизинг; иностранные инвестиции; эмиссия ценных бумаг на международный рынок; репатриирование капитала; помощь финансовых организаций и межправительственные кредиты; взнос средств в уставный капитал. Самым важным источником формирования инвестиционных ресурсов предприятия традиционно являются амортизационные отчисления и прибыль, а наибольшую роль играют безвозмездные финансовые вложения и взносы в уставный капитал.
  Руководство предприятий ответственно относится к появлению новых собственников, в то же время, если инвестор становится акционером, он более заинтересован в хозяйственной деятельности, ориентированной на прибыль. Если инвестором является предприятие, выпускающее аналогичный вид продукции, товаров, услуг (рассматривается вариант слияния), роль инвестиций возрастает.
  При принятии проектного решения инвестор руководствуется принципами срочности, возвратности, платности ресурсов. Положительным моментом является предложение автора рассмотреть данные принципы через призму стоп-факторов, которые заключаются в оценке негативного влияния конкретного фактора риска: проект экологически опасен; убыточность текущей деятельности на протяжении последних лет; потенциальное предприятие находится в состоянии или под угрозой банкротства, арбитражного или судебного разбирательства; недостаток собственных средств у хозяйствующего субъекта; отсутствие прогнозируемого сбыта продукции; отсутствие надежной управленческой команды. Учет стоп-факторов, снижающий риск инвестора, предполагает сочетание полученной информации из источников средств массовой информации и представленной предприятием бухгалтерской отчетности с распределением баллов и определением их суммарного значения, на основании которого формируется вывод об участии в проекте. При наличии критических значений указанных факторов инвестирование не осуществляется.
  Как показал анализ, в 2000-2004 гг. в России незначительные вложения были сделаны в электроэнергетику, лесное хозяйство, легкую промышленность и управление. Приоритетными направлениями инвестирования явились топливная и пищевая промышленность. В условиях недостатка финансовых ресурсов субъекты Российской Федерации проявляют все больше инициативы по привлечению иностранного капитала. Основными инструментами при этом являются: разработка собственных программ внешнеэкономического и инвестиционного сотрудничества, включающих презентации конкретных проектов и направление их для оценки в специализированные международные информационно-консалтинговые группы и агентства, проведение специализированных "дней" в странах - потенциальных партнерах, заключение рамочных соглашений о сотрудничестве, создание специализированных банков данных.
  Важной составляющей механизма управления инвестициями является государственное регулирование инвестиционной деятельности. Государство регулирует инвестиционную деятельность по следующим ключевым направлениям: правовое, управленческое, финансово-кредитное, организационно-производственное, социально-экономическое. Правовой аспект решения государством проблем инвестирования призван формировать благоприятные, законодательно закрепленные условия и гарантии успешной инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Управленческий аспект реализует функции постановки задач и разработки определенных программ, стимулирующих инвестиционную деятельность предприятий. Финансово-кредитное регулирование направлено на формирование источников финансирования, осуществление контроля за использованием средств. Организационно-производственное государственное регулирование предполагает обеспечение проведения мероприятий в установленные сроки с последующим жестким контролем. Социально-экономическое регулирование предусматривает определение целей общества, членов социальных групп при реализации инвестиционных проектов и программ.
  Как показывает мировой опыт, приоритетным направлением инвестиционной политики является сфера инвестирования, которая позволяет добиться быстрой окупаемости вложений и одновременно обусловливает возникновение потребностей в развитии сопряженных производств. Привлечение капитальных вложений в Самарскую область должно быть ориентировано на модернизацию предприятий и освоение передовых технологий в создании конкурентоспособных производств, что будет способствовать росту экономического потенциала области. Реформирование российской экономики невозможно без разработки и реализации инвестиционной стратегии.
  На основе проведенного нами анализа современного состояния инвестиционной деятельности в России, разработан алгоритм определения приоритетных направлений капитальных вложений в хозяйствующие субъекты: на первом этапе выявляется значимость инвестиций и отрасли с наибольшей численностью предприятий, на втором этапе осуществляется определение предприятий, нуждающихся в инвестициях, на третьем - путем тендерного метода отбирается предприятие, удостоенное права на получение инвестиций. В соответствии с предложенным алгоритмом, проведено исследование состояния инвестиционной активности промышленных предприятий в Самарской области (2000-2004 гг.).
  Проведенное исследование деятельности предприятий Самарской области позволило определить их инвестиционную привлекательность и усовершенствовать методику, базирующуюся на анализе таких финансовых показателей как: коэффициенты покрытия, ликвидности, рентабельности продаж и основной деятельности, финансовой независимости и зависимости от внешних займов, количественно оценивая эту привлекательность. Система оценки проекта для инвестирования включает: 1) анализ эффективности деятельности предприятия на основе показателей финансовой деятельности; 2) оценку доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств с корректировкой результата инвестиционной привлекательности; 3) определение интегрального показателя инвестиционной привлекательности предприятия, позволяющего дать рекомендации инвестору о финансировании в зависимости от принадлежности предприятия к одной из групп привлекательности.
  К первой группе относятся предприятия финансово устойчивые, инвестиционная привлекательность которых велика; ко второй - предприятия, активно осуществляющие хозяйственную деятельность, имеющие предрасположенность к незначительным рискам; к третьей - предприятия, результат деятельности которых подвержен колебаниям, и рекомендуется провести более глубокую оценку расчета привлекательности; к четвертой - предприятия, где финансовые показатели деятельности имеют негативные тенденции, что свидетельствует о нецелесообразности вложений.
  В настоящее время в структуре инвестиций Самарской области наибольший объем занимает краткосрочное кредитование, что объясняется выбором для сотрудничества поставщиками тех предприятий, которые способны своевременно произвести оплату.
  Исследование показало, что объем инвестиций в реальный сектор экономики может быть увеличен за счет собственных средств предприятий. Из прибыли по мере роста объемов производства могут быть инвестированы дополнительные средства. До сих пор всего на 15-20% используется инвестиционный потенциал населения, что крайне неэффективно. Привлечение данных источников способно сформировать необходимую базу для инвестиционной деятельности.
  В целях стабилизации инвестиционной политики и, как следствие, привлечения больших объемов иностранного капитала органам местного самоуправления необходимо: во-первых, укрепить финансовое положение предприятий, снижая проценты за долгосрочный банковский кредит; во-вторых, сформировать эффективную систему поддержки, которая предоставит гарантии прав инвесторов и защиту их собственности; в-третьих, обеспечить организационно-правовые условия инвестирования, которые в свою очередь включают целевое использование амортизации, задействование налоговых стимулов капитализации прибыли, развертывание вторичного рынка ценных бумаг, улучшение страхования инвестиций, применение залогового права и ипотечных методов кредитования; в-четвертых, предотвратить утечку капиталов за рубеж. Таким образом, вышеуказанные мероприятия, на наш взгляд, будут способствовать росту инвестиционной привлекательности промышленных предприятий, однако сохраняется необходимость совершенствования путей привлечения инвестиционных ресурсов.
  Несмотря на достаточно динамичное развитие, законодательная база не в полной мере создает благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности. Проведенное исследование показало, что важнейшим условием развития инвестиционной деятельности является предоставление и обеспечение государством гарантий инвесторам в части регулирования прав, определения размеров налоговых и таможенных льгот, защиты инвестиций от неблагоприятной политической ситуации в стране. В связи с этим целесообразно регламентирование положений, предоставляющих иностранным инвесторам определенные привилегии, защищающие их от частых изменений в нормативно-законодательных актах, так как для инвестора это является одним из основных условий размещения средств. Необходимо обязательное лицензирование экспортируемых и импортируемых товаров. Следует законодательно закрепить льготы по налогообложению. Льготное налогообложение инвесторов в работе предлагается осуществлять при условии обязательного ведения ими раздельного бухгалтерского учета прибыли, имущества и использования средств, полученных или затраченных в рамках реализации инвестиционного проекта. В настоящее время в Самарской области отсутствует закон, регламентирующий гарантии или определяющий условия страхования инвестиций, принятие которого может обеспечить определенные гарантии хозяйствующим субъектам.
  Эффективной реализации инвестиционной политики будет способствовать бюджет развития, который должен являться неотъемлемой частью бюджетной системы области. В нем должны быть сосредоточены выделяемые администрацией ресурсы на инвестиционные цели, таким образом, финансирование обязательств социального характера должно осуществляться через текущий бюджет. Обязательным условием формирования бюджета развития является его воспроизводство за счет возврата выданных ранее средств и уплаты процентов по ним, что предусматривает эффективное размещение инвестиций. В связи с этим, ключевыми принципами предоставления инвестиций через бюджет развития должны быть высокая экономическая, коммерческая и бюджетная эффективность реализуемых проектов, долевой характер финансирования и диверсификация рисков, конкурсность, срочность, платность и возвратность выделяемых инвестиционных ресурсов.
  Одним из важных условий использования бюджета развития на всех уровнях (предприятие, город, регион) является распределение его средств на финансирование операций, связанных только с реализацией инвестиционных проектов. Изучение теоретических взглядов на организацию инвестиционной политики, источников и принципов инвестирования, а также опыта стран с развитой рыночной экономикой показало, что роль инвестиций в формировании производственного потенциала, развитии социальной сферы и других областей жизни общества связана с осуществлением грамотной инвестиционной политики как на федеральном и местном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов.
 
 
 О.Г. Голева, Ю.Ю. Савченко, Н.В. Шевцова
 
  УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
 г. Рубцовск, филиал Алтайского Государственного Университета
 
  Процесс стратегического планирования по своей сути является доминантой, которая определяет управленческие функции. Практика показывает, что, используя преимущества стратегического планирования, организация получает эффективный способ оценки целей развития предприятия.
  Основная функция стратегического планирования заключается в обеспечении основы для управления организацией.
  Как процесс стратегическое планирование представляет собой набор действий, решений по разработке стратегии, обеспечивающих достижение предприятием целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.
  Выбор той или иной стратегии развития является одним из самых сложных управленческих решений, и чем быстрее стратегия будет определенна и сформирована, тем эффективнее и экономичнее можно будет достигнуть такого состояния будущей реальности организации, которого она желает добиться собственными усилиями. Стратегическое планирование является постоянной и обязательной функцией высшего руководства предприятия. Только руководитель в состоянии решить устраивает ли его конкретная цель, применимо ли для него конкретное направление деятельности. Ответственность за разработку стратегии предприятия полностью возлагается на высшее руководство и не может быть поделена. Стратегия формулируется и разрабатывается высшим руководством, однако ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегическое планирование предназначено для расширения возможностей стратегического управления организацией за счет непосредственного привлечения высшего руководства к процессу стратегического планирования. В тоже время простого привлечения недостаточно. Чтобы этот процесс успешно осуществлялся, высшее руководство должно проникнуться стратегическими идеями и объединиться на основе этих идей. Такое единство является важнейшим фактором практической реализации любой стратегии.
  Многие руководители отечественных компаний до сих пор используют только прямые, в основном финансовые, показатели для принятия своих решений. В подобных ситуациях руководители могут обратиться к помощи внешнего консультанта. К сожалению, в настоящее время у руководителей отечественных предприятий еще до конца не сложилось ясного осознания эффективности сотрудничества и привлечения внешних консультантов для поддержки и помощи в решении вопросов стратегического планирования и управления. Консультанты способны реально оценить внутренние факторы и ресурсы предприятия, включая разработку стратегии, основанную на существующих преимуществах предприятия, соответствующих управленческих, организационных и финансовых возможностях предприятия. Анализ деятельности многих российских предприятий показывает отсутствие у сотрудников организации единых взглядов на цели компании, а также единства взглядов на цели работы своего подразделения.
  Практика ведения бизнеса ведущими западными фирмами показывает, что примерно 90% потенциала повышения стоимости бизнеса кроется в формулировании стратегии организации. Но не следует думать, что со стратегическим планированием в западных компаниях абсолютно все в порядке. В большинстве организаций ведется в той или иной форме долгосрочное или стратегическое планирование, причем процесс формального стратегического планирования используется уже более 40 лет.
  Руководители отечественных предприятий вообще не занимаются этими вопросами. Они заняты повседневной текучкой, и у них просто не остается времени, чтобы подумать о стратегии. По этой причине многие отечественные предприятия либо остановились в своем развитии, либо проходят процедуру банкротства. При этом стоит признать, что необходимость формирования целей и долгосрочной стратегии сегодня уже начинают понимать многие руководители отечественных предприятий. Процесс стратегического планирования плохо реализуется, часто не является творческим и носит скорее тактический, а нестратегический характер. Стратегическое планирование нередко рассматривается как "умственная гимнастика" для высшего руководства, которая имеет мало общего с ежедневным реальным управлением организацией, т.е. стратегические планы редко оказывают влияние на повседневные решения, принимаемые в организации.
  Таким образом, стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Четкая и правильная постановка целей организации обеспечивает соответствующие способы и методы их достижения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации.
 
 В.В. Разманов
 
 
  ФОРМИРОВАНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ
 г. Томск, Томский Политехнический Университет
 
  Актуальность данной темы основана на том пристальном внимании, с которым предприятия всех форм собственности, особенно за рубежом, относятся сегодня к вопросам корпоративной культуры, рассматривая ее как важный фактор конкурентоспособности.
  В данной статье используется материал, основанный на практическом опыте формирования и трансформации корпоративной культуры открытого акционерного общества "Востокгазпром".
  ОАО "Востокгазпром" является дочерним предприятием ОАО "Газпром" (доля в акционерном капитале - 99%). Основой для создания ОАО "Востокгазпром" послужила Газовая программа Томской области, главными результатами которой стал ввод в эксплуатацию двух месторождений - Мыльджинского и Северо-Васюганского. Общий объем добычи газа на этих месторождениях в 2003 г. составил 4 млрд. куб. метров.
  Компания осуществляет поставки газа в пять сибирских регионов, обеспечивая их энергетическую безопасность. В числе потребителей томского газа крупнейшие металлургические предприятия России - Кузнецкий и Западно-Сибирский комбинаты.
  Миссия ОАО "Востокгазпром" как дочернего предприятия ОАО "Газпром" заключается в том, чтобы на основе комплексного освоения и глубокой переработки углеводородного сырья в Томской области и других регионах Сибири обеспечивать прибыльный рост бизнеса и доходов акционеров, создание новых рабочих мест, укрепление энергетической безопасности и развитие экономического потенциала территории деятельности.
  С момента формирования первой управленческой команды, которая успешно выполнила свою задачу на этапе становления организации, прошло почти десять лет. Эта была команда менеджеров-энтузиастов, которая начала свое дело практически с нуля. Естественно, что в середине 90-х (а именно тогда было создано ОАО "Томскгаз", определившее появление "Томскгазпрома" и "Востокгазпрома"), когда численность персонала насчитывала несколько десятков человек, необходимости целенаправленного формирования организационной культуры не возникало. Все руководители и сотрудники были объединены общими целями и задачами, верили в них и считали их достижение делом своей жизни.
  Второй этап формирования корпоративной культуры компании связан с ее экстенсивным развитием, появлением около 15 дочерних предприятий в разных регионах Сибири, диверсификацией бизнеса, усложнением корпоративных отношений, увеличением штата сотрудников.
  Естественно, это повлекло за собой необходимость введения мер, направленных на усиление управленческой вертикали, регламентирование взаимоотношений в рамках холдинговой структуры. В этой связи в компании начал активно формироваться иерархический тип культуры, который, к сожалению, не всегда приводит к повышению эффективности работы. В то же время, удалось сохранить то лучшее, что было заложено в корпоративной культуре организации в предыдущий период - энтузиазм, самоотдачу, взаимопомощь.
  С приходом к руководству ОАО "Газпром" новой управленческой команды стратегия ОАО "Востокгазпром" начала меняться. Во-первых, была ограничена территория деятельности компании, во-вторых, в компании началась реорганизация, направленная на повышение эффективности деятельности, повышение прозрачности бизнеса, сокращение затрат и повышение рентабельности.
  На первый план для компании вышли такие стратегические установки как необходимость внедрения системы управления изменениями и усиления конкурентных преимуществ.
  Таким образом, со всей очевидностью встала вновь проблема внесения новых корректив, трансформации корпоративной культуры.
  В этой связи Департамент по связям с общественностью ОАО "Востокгазпром", совместно с другими подразделениями компании, разработал план трансформации корпоративной компании, который преследовал следующие задачи:
  * Сохранить корпоративные традиции и ценности компании, которые формировали паблицидный капитал компании, атмосферу взаимопонимания и систему моральных стимулов для повышения эффективности трудовой деятельности.
  * Внести коррективы в корпоративную культуры компании с учетом изменения ее структуры, введения центров ответственности и затрат, реорганизацией некоторых функций, созданием новых подразделений и отделов.
  * Формировать корпоративную культуру с учетом необходимости поиска новых решений для развития бизнеса, реализации новых проектов.
  Алгоритм выработки практических рекомендаций по изменению организационной культуры, предложенный нами, предполагал несколько стадий. Одна из них - это диагностика существующей культуры.
  Для анализа организационной культуры ОАО "Востокгазпром" были использованы две методики: зарубежная ("Диагностика и изменение организационной культуры") и российская ("Ревизия корпоративной культуры"), что позволило более взвешенно подойти к сбору информации, ее интерпретации и выработке рекомендаций.
  Кроме того, может быть впервые в качестве дополняющего элемента анализа, был использован фактор принадлежности интервьюеров к верхнему, среднему и нижнему звеньям управления.
  В рамках утвержденной методики интервьюеры были разбиты на несколько групп. При этом было важно добиться единого понимания предлагаемых критериев оценки. Это позволило получить максимально корректные результаты опроса, а также приблизить исследование к реальным потребностям предприятия и привлечь менеджеров к процессу изменения организационной культуры.
  Анализу подверглись ключевые составляющие организационной культуры - важнейшие характеристики организации, общий стиль лидерства в организации, управление наемными работниками, связующая сущность организации, стратегические цели, критерии успеха.
  В результате анализа, основанного на количественной оценке доли различных типов в общей организационной культуре ОАО "Востокгазпром", была построена рамочная конструкции конкурирующих ценностей.
  Интерпретация этих данных позволила определить доминирующий тип культуры ОАО "Востокгазпром", а также соотношение между другими типами культуры. Данные были сопоставлены с тем профилем организационной культуры, который менеджеры считают необходимым для организации в будущем.
  В соответствие с результатами анализа были выработаны практические рекомендации по изменению организационной культуры. Менеджерам компании было предложено ослабить влияние иерархического типа культуры, используя ежегодное снижение управленческих расходов, перемещение централизованных функций в подразделения, внедрение в практику программы совершенствования внутренней коммуникации.
  В рамках усиления влияния рыночного типа культуры было предложено разработать действия по усилению внимания к работе с потребителями, осознанию коллективом перспектив компании.
  Для усиления кланового типа культуры предложено начать планирование карьерного роста сотрудников с целью повышения мобильности персонала внутри подразделений и улучшения коммуникаций между функциями. Кроме того, было предложено внедрить программы по устранению конфликтов в коллективе и вовлечению работников в стратегическое планирование.
  В рамках усиления адхократической культуры нами рекомендовано разработать меры по стимулированию новаторского мышления, вовлечению персонала в систему обучения новаторству и более рационального распределения ответственности.
  Данные рекомендации должны быть рассмотрены руководством компании. В соответствии с результатами этого рассмотрения они могут быть дополнены и переформулированы. Кроме того, вероятно, понадобиться более детальная проработка целевых показателей, измеряющих результативность изменений. Это уже следующий этап практической работы, так как для определения целевых показателей необходимо проведение еще нескольких тренингов.
  На наш взгляд сделанные в рамках работы рекомендации позволят повысить конкурентоспособность предприятия.
 
 Список использованной литературы.
 1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: "Гардарики", 2000 - 230 с.
 2. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 - 352 с.
 3. Ким. С. Камерон, Роберт Э. Куин. Диагностика и изменение организационной культуры. - СПб.: Питер, 2001. - 329 с.
 4. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 558 с.
 5. Спивак В.А. Корпоративная культура. Теория и практика. - СПб.: ПИТЕР, 2001. - 345 с.
 
 
 Р.И. Габидулина
 
  ПРАВОВАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПТОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
 г. Братск, филиал Байкальского Государственного Университета Экономики и Права
 
  Открытая система, каковым является предприятие, функционирующее в условиях рыночной экономики, предполагает наличие внешней среды, факторы которой оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на операции организации. К среде прямого воздействия относятся законы и учреждения государственного регулирования, которые наряду с другими факторами прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на операции организации и испытывают на себе их прямое влияние.
  Необходимость государственного регулирования микроэкономической среды обусловлена провалами рынка, к которым относятся монопольная власть, внешние эффекты, общественные блага и несовершенство системы информации. В целом провалы рынка снижают эффективность рыночной конкуренции. Применительно к конкретным рынкам они проявляются в высоком уровне необратимых издержек входа и трансакционных издержек.
  Решение проблем, связанных с провалами рынка, является общей целью государственной отраслевой политики и служит повышению общественного благосостояния. Основными принципами, составляющими базис отраслевой политики, являются экономическая эффективность и оптимизация поведения экономических агентов.
  Конкуренция на товарных рынках не является сама по себе целью, она лишь служит способом достижения экономической эффективности. Развитие конкуренции - это процесс, а участие государства в этом процессе состоит в создании условий, благоприятных для конкуренции, т.е. прежде всего, в снижении барьеров входа в отрасль путем развития рыночной инфраструктуры.
  Эффективная организация оптового рынка невозможна без осуществления оптимальной политики государства. Государство определяет правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, оказывает воздействие на потоки товаров и ресурсов в экономике, поддерживает деятельность субъектов экономической системы или наоборот препятствует ей.
  Отраслевая политика, осуществляемая государством за годы перехода российской экономики к рыночной системе хозяйствования, позволила создать рыночную инфраструктуру оптового рынка. В частности, вновь появились забытые когда-то в России товарные биржи, торговые дома. Разнообразнее стали формы продаж на оптовом рынке - продажи товаров через аукционы, торги, ярмарки, выставки, а также заимствованные из западного опыта оптово-розничные продажи, осуществляемые в супермаркетах. Следует также учесть и то обстоятельство, что предприятия торговли постоянно подвержены внутренним качественным изменениям, о чем также свидетельствует опыт западных стран (методы продаж cash and carry и Rack Jobber, объединения на условиях франчайзинга).
  Правовое регулирование государством процессов, происходящих на оптовом рынке, выражается в законодательной системе в части лицензирования оптовой торговли и сертификации отдельных видов товаров, в функции контроля.
  Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливается перечень таких видов деятельности. Перечень товаров, на осуществление оптовой торговли которыми необходима лицензия, утвержден Постановлением Правительства. К таким товарам относятся: товары для детей, продовольственные товары, товары для профилактики и лечения заболеваний, а также технические средства реабилитации инвалидов, парфюмерно-косметические товары, текстильные товары, швейные изделия и головные уборы, трикотажные, пушно-меховые и овчинно-шубные изделия, обувь, строительные материалы, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары и др.
  Лицензирование дает возможность государству контролировать товарные потоки. Контроль осуществляют лицензирующие органы: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления.
  Выдача лицензий предусматривает внесение лицензионных платежей, размеры которых утверждены положениями о лицензировании конкретного вида деятельности. Лицензия имеет срок действия и территорию действия. Лицензиат обязан соблюдать и выполнять нормы и правила, предусмотренные для осуществления заявленного вида деятельности, нарушение которых предполагает наложение на лицензиата санкций (предупреждение; приостановление действия лицензии или ее копии, регистрации лицензии; аннулирование лицензии или ее копии, регистрации лицензии).
  Кроме того, как уже отмечалось выше, отдельные виды товаров и услуг требуют их сертификации (согласно закону РФ "О сертификации продукции и услуг"), т.е. подтверждения соответствия обязательным требованиям стандартов. Постановлением Правительства утвержден перечень таких групп товаров (продовольственные товары; товары для профилактики и лечения заболеваний; для детей; парфюмерно-косметические товары; текстильные товары; предметы обстановки дома; хозяйственные товары и др.).
  Госстандарт России утверждает нормативные акты, регламентирующие порядок сертификации. Решение о выдаче сертификата соответствия принимается соответствующим органом на основании заключения эксперта, в котором отражаются результаты оценки соответствия продукции установленным требованиям. Сертификат также имеет срок действия.
  Продукция, способная оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека в условиях производства, хранения, транспортировки, применения и утилизации, должна пройти и гигиеническую оценку согласно нормативному документу "О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров". Этим же документом утвержден и перечень социально-значимых, потенциально-опасных видов продукции и товаров, подлежащих гигиенической оценке. Гигиеническое заключение на продукцию или товар выдается при положительной оценке, полученной после экспертизы представленных документов и образцов продукции.
  Большинство товаров, реализуемых предприятиями оптовой торговли, подлежит затариванию, упаковке и маркировке. Постановлением Правительства утвержден перечень товаров и продукции, подлежащих обязательному маркированию знаками соответствия, защищенными от подделок. В этот перечень входят аудио-, видео- и компьютерная техника.
  Политика стандартизации и сертификации государства направлена на поддержку производителей и продавцов высококачественных товаров и служит примером разрешения проблем, вызванных провалами рынка.
  Однако стандарты и сертификаты могут привносить и нежелательные результаты. Во-первых, они могут использоваться в антиконкурентных целях. Во-вторых, стандартизация не в состоянии предусмотреть появление новых продуктов, качественные характеристики которых могут не укладываться в рамки существующих стандартов. И наконец, получение стандартов и сертификатов сопряжено с дополнительными затратами, которые повышают цену товара, что может отразиться на величине спроса.
  Несовершенство системы информации требует от государства взять под контроль и эту сферу деятельности рыночных агентов. Государство контролирует рекламную активность рыночных агентов с целью недопущения ненадлежащей рекламы, т.е. недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и иной рекламы, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательно.
  Контроль над деятельностью оптовых предприятий на рынке осуществляют соответствующие государственные органы - налоговые, таможенные, внутренних дел, пожарного надзора, стандартизации, антимонопольной политики, торговой инспекции, санитарно-эпидемиологического надзора, местного самоуправления и иные исполнительные органы.
  "Правила игры", которые устанавливает государство для рыночных агентов, очерчивают для них определенные границы и являются обязательными к соблюдению. Таким образом, нормативно-правовые факторы внешней среды предприятия непосредственно сказываются на его деятельности.
 
 
 С.В. Суслова
 
  ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИЙСКИХ
  НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА И БИЗНЕСА
 г. Пермь, Пермский Государственный Педагогический Университет
 
  Негосударственные некоммерческие организации (НКО) во всем мире выступают важной составляющей национальных экономических систем, а с развитием процесса глобализации растет их роль и как субъекта системы международных экономических отношений. По своей сути, они являются, прежде всего, формой самоорганизации как граждан, так и юридических лиц для восполнения пробелов в деятельности государства и бизнеса в сфере создания коллективных благ. При этом основной принцип деятельности НКО - нацеленность на выполнение определенной миссии, а не на получение прибыли - делает их в целом наиболее уязвимым, по сравнению с государством и бизнесом, сектором, что вынуждает неприбыльные организации обращать особое внимание на отношения с обоими секторами. Особенно это актуально для российских НКО.
  Формирование современного отечественного неприбыльного сектора началось лишь немногим более десятилетия назад, но для России как страны с переходной экономикой он имеет особое значение, которое обусловлено и по-прежнему большой ролью неформальных отношений между конкретными людьми, и недостаточном доверии граждан к органам власти и представителям бизнеса, и тем, что деятельность многих НКО позволяет смягчить процесс адаптации к рыночным условиям хозяйствования. Однако до сих пор российский некоммерческий сектор довольно слаб и находится в значительной зависимости от отношений с другими секторами экономики. Отчасти это, вероятно, можно объяснить тем, что и в течение практически всего периода существования Российской империи, и в годы существования советского государства решение проблем общества было, прежде всего, функцией власти, в результате чего среди самих членов российского общества довольно глубоко укоренились своеобразные "иждивенческие" настроения.
  В отношениях между бизнесом и некоммерческим сектором развиваются две противоположные тенденции: взаимовыгодное сотрудничество и конкуренция. Рассмотрим сущность обоих процессов.
  Основой для взаимодействия представителей "второго" и "третьего" секторов являются их взаимные преимущества. Для НКО бизнес интересен, прежде всего, как источник средств для реализации разного рода проектов и осуществления своей текущей деятельности. Причем по сравнению с государственными органами компании в силу своей природы более мобильны, более склонны к риску в принятии решений, при этом их, как правило, гораздо в меньшей степени сдерживают нормативные ограничения в виде инструкций и регламентов. Однако и фирмы тоже могут извлечь пользу при работе с НКО. Помимо благотворительности отношения с неприбыльными организациями могут быть выстроены и на возмездной основе, иными словами, сами НКО в состоянии оказывать бизнесу определенного рода оплачиваемые услуги.
  Можно выделить несколько направлений такого взаимодействия. Во-первых, нужно отметить, что НКО, будучи профессионалами в сфере производства общественных благ, зачастую могут более компетентно разработать для фирмы стратегию ее благотворительной кампании, включая как выбор сферы деятельности, целевой аудитории, так наиболее эффективные пути по достижению поставленных целей. Исходя из этого, фирмам в ряде случаев целесообразно заключать договоры с неприбыльными организациями на своеобразное консалтинговое обслуживание, которое позволит им вести благотворительную деятельность максимально эффективно.
  Другим направлением сотрудничества может стать содействие некоммерческих организаций в качестве своеобразных "PR-агентов": используя свои обширные возможности в деле связей с общественностью, пользуясь определенным доверием граждан, НКО могут выступать организаторами акций, цель которых, по сути, состоит в рекламе бизнес-структур (благотворительные балы, обеды и т.п., конкурсы спонсоров, тематические праздники), а также способствовать распространению информации о компании в некоммерческих средствах массовой информации.
  Наконец, интересным примером взаимодействия служит ситуация, когда производитель покупает у широко известной НКО, пользующейся доверием общества, право выпускать продукцию с ее названием (например, лекарства с логотипом национальной ассоциации врачей). Правда, на наш взгляд, в этом случае определенный риск существует для репутации самой неприбыльной организации, если продукт с ее логотипом окажется ненадлежащего качества или, как в случае с лекарством, даже будет иметь вредные побочные эффекты. Кроме того, доверие к НКО может быть подорвано и в том случае, если производитель будет замечен в "социально безответственном" поведении (предприятие загрязняет окружающую среду, на нем вредные условия труда, не соблюдается техника безопасности и т.п.). Поэтому подобное взаимодействие эффективно лишь между надежными партнерами, чья репутация не вызывает сомнений.
  Особого внимания заслуживает тот факт, что в развитых странах компании и университеты все активнее заключают договоры о проведении научных исследований, создании новых технологий, подготовке кадров. Так, в девяностые годы финансирование американских университетов со стороны бизнеса превысило поддержку из федерального бюджета. Промышленные компании заинтересованы в использовании высокого интеллектуального потенциала учебных заведений, их научной базы, методик и технологий для создания уникальных конкурентоспособных продуктов. Но вместе с тем этот процесс порождает помимо прочего одну очень серьезную проблему: конфликт между миссией университетов как производителей общедоступных знаний и требованием соблюдения коммерческой тайны со стороны финансирующих исследования и разработки компаний. Практика показывает, что эта дилемма все чаще разрешается в пользу требований производителей. Число получаемых университетами патентов и лицензий растет.
  Но бизнес способен оказывать некоммерческому сектору не только материальную помощь. Одним из слабых мест НКО, в силу того, что перед ними, как правило, не стоит задача выживать в конкурентной борьбе (по крайней мере, не стоит столь же остро), является организация менеджмента организации, умение оценивать значимость и эффективность своей деятельности. Поэтому их коммерческие партнеры могут оказать им неоценимую помощь в деле развития культуры управления, что может выступить своеобразной формой благотворительности, а может стать необходимым этапом подготовки к дальнейшему взаимовыгодному сотрудничеству. Примером такой помощи служит поведение ряда гонконгских бизнесменов, которые прилагают значительные усилия по внедрению передовых бизнес-технологий (бенчмаркинг, общее управление качеством, планирование ресурсов организации и др.), создают структуры, цель которых - совершенствование принципов работы.
  Согласно теориям, объясняющим существование некоммерческого сектора, на него возлагаются функции, которые бизнес в силу своей природы выполнять не может. Поэтому теоретически существует четкое разграничение сфер деятельности и денежных потоков между этими секторами и государством, и конкуренция между ними не возникает. Правда, следует уточнить, что между тремя секторами всегда существует конкуренция со стороны спроса на рынке ресурсов, так как неприбыльные организации тоже своего рода производители - производители общественных благ. Перед ними, как и перед другими экономическими агентами, стоит задача обеспечить себя ресурсами (прежде всего, качественной рабочей силой, основными и оборотными средствами) по приемлемой цене. Однако на практике между НКО и прибыльными организациями отношения конкуренции существуют и в сфере предложения, когда представители обоих секторов в ряде случаев "играют на одном поле".
  Первый фактор возникновения конкурентных отношений - поведение самих НКО, которые стремятся самостоятельно зарабатывать средства, что порождает проблему коммерциализации неприбыльных организаций. Практика показывает, что собственные средства наряду с государственной поддержкой являются одним из основных источников доходов организаций.
  Существуют разные причины того, что неприбыльные организации стремятся самостоятельно зарабатывать средства. Одна из них состоит в том, что по мере развития общества растут и дифференцируются потребности в услугах, в том числе и социальных. Этот рост вынуждает НКО расширять масштабы деятельности при отсутствии адекватной реакции на этот процесс со стороны остальных секторов - государства и бизнеса - как участников "со-финансирования" третьего сектора. В этих условиях при относительно постоянных объемах государственного и частного финансирования развитие НКО и достижение ими финансовой устойчивости возможно осуществлять лишь собственными силами. Кроме того, государственное, а зачастую и корпоративное, финансирование имеет существенные ограничения: средства выделяются на конкретные проекты, определенные виды расходов, ограничены временем и ареалом действия организации. Собственные деньги дают НКО гораздо большую свободу действия, что позволяет ей быть более гибкой и, в ряде случаев, даже более эффективной при достижении своих целей.
  Другая причина - налоговые льготы. Безналоговый статус некоммерческой организации может породить соблазн использовать его для получения при осуществлении коммерческих сделок дополнительного дохода, который некоторые организации используют в интересах учредителей и менеджеров (повышают заработную плату, выплачивают премии, приобретают материальные ценности, финансируют предвыборные кампании). В результате некоторые НКО могут существовать как скрытая форма коммерческой организации, что в девяностые годы подорвало в ряде стран, особенно Восточной Европы и в России, доверие к представителям третьего сектора.
  Неприбыльные организации способны зарабатывать средства в разных формах, пожалуй, за исключением процесса создания чистых общественных благ. Прежде всего, организации, производящие смешанные общественные блага, могут взимать плату с пользователей (услуги в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания). НКО, основанные на членстве, собирают членские взносы.
  Надо заметить, что членские взносы и платные услуги в рамках основной деятельности сами по себе, на наш взгляд, не являются фактором обострения конкуренции между двумя секторами, так как деятельность НКО по сравнению с прибыльными организациями зачастую уникальна. Скорее речь должна идти о внутрисекторной конкуренции, между самими НКО. Однако представители третьего сектора, особенно располагающие значительными временно свободными средствами, имеют возможность активно зарабатывать на использовании своего имущества. Так, организации, имеющие развитую материальную базу, получают доход от сдачи в аренду помещений и оборудования. Фонды являются примером того, как можно использовать аккумулируемые средства: среди основных доходов - проценты по вкладам, ценным бумагам, инвестиционные доходы. В среде российских НКО активно занимаются производственной коммерческой деятельностью общества инвалидов. Кроме этого, НКО, имеющие широкую клиентуру, получают возможность оказания своего рода "дополнительных услуг", которые могут быть и не связаны с их основной деятельностью. Например, музеи открывают магазины, торгующие сувенирами, полиграфической продукцией и другими товарами. Крупные учебные заведения могут создавать спортивные платные центры, больницы - оздоровительные центры.
  Таким образом, НКО выходят на единые с бизнесом рынки ресурсов и товаров, внося свой вклад в формирование предложения, оказывая влияние на цены и процентные ставки, и тем самым, вступая в конкурентную борьбу и с прибыльными, и с прочими неприбыльными организациями, а в ряде случаев и с государственными агентами.
  Другим фактором возникновения конкуренции между двумя секторами стали изменения рыночной конъюнктуры, вынуждающие прибыльные организации "вторгаться" в сферы деятельности НКО. Практика показала, что не все сферы деятельности являются "уникальными", то есть привлекательными исключительно для неприбыльных организаций. По мере обострения конкуренции на чисто "коммерческих" рынках бизнес открыл для себя отрасли, где создаются смешанные общественные блага, получившие в англоязычной литературе название привилегированные частные блага (preferred private good), и, следовательно, существуют довольно широкие возможности для получения прибыли. Речь идет, прежде всего, о здравоохранении, исследованиях в сфере менеджмента, некоторых видах социальных услуг, культуре.
  Конкуренция между этими секторами имеет под собой объективные основания. Коммерческие организации, прежде всего, более сильны в сфере изучения рынка, организации и управления производством, оценки эффективности действий. При этом они более свободны в выборе направления деятельности, в силу чего могут быть более мобильными. В свою очередь, НКО также обладают определенными преимуществами, которые дает им их статус. Прежде всего, это налоговые преференции. Пользуясь налоговыми льготами, НКО оказываются в более выигрышном положении при ценообразовании. Правда, надо отметить, что в ряде случаев эти льготы могут оказывать обратное действие. Так, освобождение от уплаты НДС предприятий российских организаций инвалидов приводит к тому, что при реализации продукции коммерческим организациям у их партнеров суммы налога, зачисляемые в бюджет, увеличиваются, так как отсутствует возмещение налога, уплачиваемого поставщикам. Что, конечно же, снижает конкурентоспособность НКО. Другим фактором является наличие у организации разных источников поступления средств (помимо выручки это могут быть гранты, имущественная помощь, труд добровольцев), что также позволяет снизить цену в результате компенсации части издержек за счет целевого финансирования. Наконец, свою роль может сыграть и фактор большего доверия потребителей социальных услуг именно к неприбыльным организациям.
  Таким образом, можно констатировать, что взаимоотношения между некоммерческим сектором и бизнесом в целом строятся на иной основе, нежели НКО и государства. Прежде всего, это выражается в том, что "второй" и "третий" секторы являются равноправными субъектами экономики без отношений подчинения, когда один определяет правила игры для другого, что подразумевает и отсутствие между ними заведомых финансовых обязательств, как в случае налогообложения. В этих условиях для российских НКО особое значение приобретает скорее сотрудничество с представителями бизнеса, нежели конкуренция с ними. Прежде всего, это объясняется относительной слабостью организаций отечественного неприбыльного сектора, которая проявляется и в недостаточной обеспеченности средствами производства, и в нехватке сотрудников. Во многом это порождено тем, что в нашей стране основная масса НКО, обслуживающих домохозяйства, сосредоточена в сфере социального обслуживания, где, учитывая невысокий уровень благосостояния потребителей, зачастую становится неприемлемым оказывать услуги за плату, пусть и небольшую. Представляется, что этот вид деятельности еще долгое время будет "выпадать" из зоны внимания предпринимателей, которые могли бы конкурировать с неприбыльными организациями. Что касается таких форм НКО как общества взаимного страхования и кредитования, определенного рода потребительские кооперативы, которые действуют в сфере финансовых услуг и могут составить конкуренцию банковским институтам, то в России они пока недостаточно развиты.
  Подводя итоги, подчеркнем, что деятельность российского некоммерческого сектора в настоящее время может быть успешной только в условиях сотрудничества с представителями бизнеса, которое позволит привлечь в социальную сферу дополнительные средства. Межсекторная же конкуренция в данном случае, на наш взгляд, "откладывается" до той поры, когда и сами отечественные НКО станут достаточно сильными, и будут созданы необходимые институциональные условия для соперничества между ними и бизнесом за внимание потребителей.
 
 
 М.В. Тарасюк
 
 
  РОЛЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ БАНКОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
 г. Киев, Киевский Национальный Торгово-Экономический Университет
 
  По статистике, 13 миллионов Украинцев (почти каждый четвертый гражданин) находятся за чертой бедности. Больше всего страдают от бедности семьи, где есть дети до 18 лет, а также пенсионеры (свыше 9 млн. ветеранов труда).[1] Такие неутешительные статистические данные свидетельствуют о неэффективности существующей системы социальной защиты населения, которая не способна обеспечить надлежащий уровень жизни населения, что в итоге приводит к ослаблению экономической безопасности страны.
  Конкретным шагом в преодолении проблемы бедности и повышения уровня экономической безопасности на данном этапе может стать конкретная адресная помощь малоимущим слоям населения в виде бесплатного предоставления необходимых для них продовольственных товаров, медикаментов, обеспечение их едой в общественных столовых. Причем реализация такой помощи не требует значительных средств из государственного бюджета, а построена на солидарной ответственности общества за судьбу своих граждан, через систему, которая показала свою перспективность в разных странах мира - систему продовольственных банков, организаций, не являющихся финансовыми учреждениями, играющие значительную роль в борьбе с бедностью.
  Следует отметить, что в Украине, при стойкой необеспеченности значительного количества населения пищевыми продуктами имеет место сдерживание производства отдельных видов продуктов, уничтожение других качественных продуктов, которые не могут быть проданными населению по различным причинам, хотя являются качественными, что приводит к тому, что часть высококачественных пищевых продуктов остается нереализованной при нескольких причинах:
  - избыток отдельных видов продуктов на определенных территориях или отдельных предприятиях;
  - нарушение упаковки при транспортировке;
  - несоответствие товарному виду в начале или в завершении технологического процесса изготовления продуктов;
  - приближение к завершению срока реализации продуктов, что приводит к прекращению их продажи, и тому подобное.
  В результате возникает парадоксальная ситуация: есть пригодные для потребления продукты, которые не могут быть реализованы и есть люди, которые нуждаются в этих продуктах, но не могут их приобрести, что приводит к понижению уровня экономической безопасности страны.
  В странах с развитой экономикой, проблема бедности и рационального использования продовольственных ресурсов не является новой и там уже наработан целый комплекс мероприятий для ее ослабления.
  Производители пищевых продуктов и продавцы этих продуктов в огромных гипермаркетах впервые столкнулись с проблемой реализации пищевых продуктов с ограниченным сроком потребления или поврежденной упаковкой. Чем ближе к завершению срока реализации определенного продукта, тем быстрее падает его реализация, которая практически полностью прекращается за несколько дней до завершения срока. В начале, владельцы таких центров начинали уменьшать цену реализации продукта соответственно приближению к завершению срока реализации. Это дает определенный эффект, продукт продается более интенсивно, однако это имеет свои большие недостатки. Во-первых, уменьшается рентабельность продажи, а во-вторых, начала формироваться новая категория покупателей, которые не покупают товар за первоначальную цену, ожидая ее значительного уменьшения ближе к завершению срока реализации. В это же время значительная часть населения, относящаяся к проблемным социальным группам, не может получить самых необходимых пищевых продуктов.
  Путём к решению поставленной проблемы является система рационального использования пищевых ресурсов - система продовольственных банков, при которой, производители пищевых продуктов (сюда же относятся и те, кто реализуют продукты) имеющие пищевые продукты, которые по разными причинами не могут быть проданы по нормальной цене, а снижение цены является неэффективным или затратным, передают бесплатно эти продукты в специально для этого образованные "продовольственные банки".
  Продовольственные банки - это неприбыльные организации, выполняющие важную социальную миссию. Они являются связующим звеном между производителем и потребителем пищевых продуктов, причем потребителем, который в обычных условиях не способен приобрести эти пищевые продукты.
  Таким образом, при существовании системы продовольственных банков решаются две вышеуказанные проблемы, которые приводят к снижению уровня экономической безопасности страны: реализация продукции, которая не может быть продана по нормальной цене, и обеспечение продуктами питания наименее защищённых слоёв населения.
  Может возникнуть вопрос, не могут ли производители передавать продукты непосредственно благотворительным организациям или физическим лицам, которые в этом нуждаются. В принципе обычно могут. Но таких организаций десятки тысяч и разным организациям нужно что-то разное и в разных объемах, да и сами организации не имеют ни соответствующих составов, ни транспорта. Это очень невыгодно и для производителей и для организаций.
  Именно поэтому необходимы организации-посредники между производителем и потребителем, которые специально для этого образуются и имеют соответствующую инфраструктуру.
  Продовольственные банки могут выполнять несколько чрезвычайно важных функций:
  - решение проблемы неэффективного использования пищевых продуктов;
  - ослабление социального напряжения в отдельных регионах Украины;
  - формирования солидарной ответственности производителей пищевых продуктов, органов государственной власти и местного самоуправления, негосударственных благотворительных организаций за рациональное использование пищевых продуктов содействию преодолению бедности в Украине;
  - уменьшение финансовой нагрузки на производителей пищевых продуктов, связанной с убыточной реализацией или уничтожением доброкачественных продуктов, которые не могут быть реализованными;
  - популяризация национальных торговых марок производителей пищевых продуктов.
  Для поддержки функционирования продовольственных банков государство должно осуществлять ряд мероприятий по поддержке данных неприбыльных организаций. Так, государство, в лице органов государственной власти и местного самоуправления, оказывает помощь продовольственным банкам в их деятельности, способствует реализации проектов и программ этих организаций, направленных на рациональное использование продовольственных ресурсов и вовлекает их в решение вопросов обеспечения пищевыми продуктами наиболее социально незащищенные слоя населения в разных регионах страны.
  Кроме того, государство, в порядке определенном налоговым законодательством, предоставляет налоговые льготы физическим и юридическим лицам, которые предоставляют необходимые продовольственные, финансовые и другие материальные ресурсы продовольственным банкам, а также создает благоприятные налоговые условия для потребителей продовольственной помощи.
  Государство с целью защиты наиболее социально незащищенных слоев населения может оказывать продовольственным банкам финансовую помощь, если соответствующие расходы были предусмотрены в государственном или местном бюджете.
  С целью выполнения его уставных цели и заданий продовольственного банка он может формировать продовольственные ресурсы за счёт следующих источников:
  - бесплатной передачи пищевых продуктов от их производителей;
  - сбора пищевых продуктов во время публичных мероприятий продовольственных банков от физических лиц, которые закупают продукты в торговой сети;
  - гуманитарной помощи со стороны международных организаций и иностранных государств;
  - продуктов из государственного резерва;
  - от физических лиц, которые занимаются непосредственным их выращиванием;
  - другим законным путем на бесплатной основе.
  Таким образом, продовольственные банки являются дополнительным звеном системы социальной защиты населения, которая отличается исключительной адресности предоставления помощи. В тоже время, продовольственные банки обеспечивают сглаживание деструктивных механизмов рыночной экономики, при которых высококачественная продукция продаётся по сниженным ценам при возможности удовлетворения платежеспособного спроса по нормальным ценам.
  Учитывая вышесказанное, система продовольственных банков способствует решения многих социальных проблем и проблем, вызванных действием рыночного механизма, что в итоге, способствует увеличению уровня экономической безопасности государства в целом.
 
 Список использованной литературы.
 1. Программа преодоления бедности в Украине.
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 380
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу