<< Пред.           стр. 114 (из 160)           След. >>

Список литературы по разделу

 Изучая анатомию людей и животных, Леонардо как-то собрал полный скелет
 лошади и с помощью длинных веревок мог приводить его в движение, пугая
 своих помощников. А бараньи кишки он научился так очищать и утоньшать, что
 они помещались на ладони. Скрытым в другой комнате мехом его помощник
 надувал эти кишки так, что вся комната ими заполнялась, прижимая изумленных
 гостей к стенам.
 
 Другое чудище Леонардо - механический лев. На встрече французского короля
 Франциска I с папой римским Львом Х в знак примирения папа передал королю
 драгоценный подарок - самого Леонардо. Гениальность мастера была скоро
 продемонстрирована. Лев, переступающий лапами и издающий рыканье, подошел к
 королю. Грудь льва раскрылась и оттуда выпали белые лилии - символ
 королевской власти. Это представление вызвало безмерное восхищение короля и
 всех присутствующих.
 
 Такие забавы для Леонардо имели большой смысл. На них он оттачивал свою
 идею - целью произведения искусства является способность поразить зрителя,
 заставив отшатнуться в ужасе, или заворожить. Многие его творения будят
 сильные эмоции, потрясают и волнуют людей. Это продолжается более четырех
 веков, полной мерой относясь к последнему его крупному детищу - к
 "Джоконде"...
 
 Перед отъездом из Рима во Францию Леонардо посетил умирающего от чахотки
 Джулиано Медичи, вернувшегося скоро после свадьбы на родину. Джулиано
 оставил портрет Пачифики художнику, продавшего в конце концов портрет
 французскому королю за крупную сумму. Может быть Джулиано чувствовал
 страшную силу картины, а может быть он хотел скомпенсировать Леонардо
 утрату здоровья и старческое разрушение, настигшее его неожиданно, подобно
 тому, как погибали сами Медичи. "Медичи меня создали и разрушили" - заметил
 в дневнике Леонардо, сокрушаясь по поводу резко ухудшившегося здоровья. Но
 не Медичи, я полагаю, явились причиной разрушения мастера, а синьора
 Пачифика, роковые качества которой наложили отпечаток на его дальнейшую
 жизнь. Этому способствовало само общение с ней, а затем - ее живописное
 воплощение, произведенное Леонардо...
 
 На службе французского короля Леонардо проектировал пышные празднества,
 новый дворец для короля, канал, но все это было совсем не того уровня, что
 раньше. За год до смерти он написал завещание. Прежде такой энергичный,
 Леонардо сильно сдал. Непривычным для человека, в молодости спокойно
 гнущего рукой подковы, было постоянное чувство усталости. Еще недавно он
 писал, пытаясь разными словами выразить одну мысль: "Скорее лишиться
 движения, чем устать. Скорее смерть, чем усталость. Я не устаю, принося
 пользу. Все труды неспособны утомить меня." Неправда ли, очень похоже на
 современную аутогенную тренировку? Теперь его состояние близко к тому, что
 в наше время характеризуется синдромом хронической усталости. Он неделями
 не встает с постели, правая рука окончательно перестала ему повиноваться.
 Такое состояние не могло продолжаться долго и в возрасте 67 лет титан
 Возрождения угас. Так Пачифика явилась и причиной создания необыкновенного
 творения, и причиной быстрого угасания великого ученого и инженера,
 архитектора и художника...
 
 Гоголь в повести "Портрет" упоминает портрет Леонардо да Винчи, над которым
 великий мастер трудился несколько лет и все еще считал неоконченным, хотя
 его современники почитали эту картину за совершеннейшее и окончательнейшее
 произведение искусства. Нет никаких сомнений, что Гоголь имеет в виду
 знаменитую "Джоконду", хотя и не называет ее. Но в связи с чем понадобилось
 Гоголю вспоминать Леонардо да Винчи? Напомню, что действие повести
 начинается с того, что молодой бедный художник Чартков на последние деньги
 покупает выбранный им из старья портрет старика в азиатском костюме, глаза
 которого не только были тщательно отработаны, но и странным образом
 казались живыми, оставляя у смотрящего на портрет неприятное, странное
 чувство. Так вот, придя домой, отмыв купленный портрет от грязи и повесив
 его на стену, Чартков пытается понять причину возникновения странного
 чувства. Именно в это время он вспоминает о "Джоконде", как о ближайшем
 аналоге необыкновенного приобретения.
 
 Нельзя не процитировать ход дальнейших рассуждений Чарткова под
 впечатлением портрета старика: "Это было уже не искусство: это разрушало
 даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза!
 Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда.
 Здесь не было уже того высокого наслаждения, которое объемлет душу при
 взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет; здесь
 было какое-то болезненное, томительное чувство... Почему же простая, низкая
 природа является у одного художника в каком-то свету, и не чувствуешь
 никакого низкого впечатления; напротив, кажется, как будто насладился, и
 после того спокойнее и ровнее все течет и движется вокруг тебя? И почему же
 та самая природа у другого художника кажется низкою, грязною, а между
 прочим, он также был верен природе? Но нет, нет в ней чего-то озаряющего.
 Все равно как вид в природе: как он ни великолепен, а все недостает
 чего-то, если нет на небе солнца." И еще о пугающем портрете: "Это уже не
 была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось
 лицо мертвеца, вставшего из могилы." Напомним, что под влиянием этой
 картины у Чарткова начались галлюцинации и страшные сновидения. Ему
 казалось, что старик выходит из картины, садится к нему на постель и
 считает золотые монеты, и вдруг... на следующий день мечта Чарткова
 разбогатеть материализовалась - из рамы портрета старика выпал сверток
 монет, тот самый, что привиделся ему во сне. Привалившее богатство сделало
 Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Золото давало ему
 обеспеченность и почет, но отнимало мастерство живописца и способность
 уважительно относиться к своим молодым коллегам. Вдохновение уже не
 казалось ему необходимым условием творчества, гораздо важнее представлялась
 ему аккуратность. Утрата таланта привела к зависти по отношению к
 талантливым художникам, к озлоблению на весь мир, а в итоге - к потере
 богатства и к ужасной смерти. Он понял, что необыкновенный портрет,
 купленный им в пору бедной молодости, явился причиной его превращения.
 
 После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Оказалось, что
 замечательному художнику-самоучке заказал этот портрет ростовщик, которого
 многие считали дьяволом из-за того, что судьба всех людей, бравших у него
 деньги взаем, была ужасной. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая
 сила, приводившая к гибели. Ростовщик, чувствуя близкую смерть, заказал
 портрет для того, чтобы сверхъестественной силой продолжать жить в этом
 портрете. Художник, желая попробовать себя в изображении дьявола,
 согласился, но чем ближе он приближался своим портретом к натуре, тем
 сильнее в нем возникала тягость, тревога. Глаза портрета "вонзались ему в
 душу и производили в ней тревогу непостижимую." Хотя художник не смог
 завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти
 ростовщика оказался у него. Последующая за этим утрата таланта, смерть жены
 и двоих детей привела его к мысли, "что кисть его послужила дьявольским
 оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в
 портрет, и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая
 художников с пути, порождая страшные терзанья зависти".
 
 Может быть Гоголь разгадал роковую сущность "Джоконды" и свою догадку
 закодировал повестью "Портрет", боясь быть непонятым современниками? Теперь
 можно сказать, что ростовщик Гоголя и Пачифика Леонардо в определенном
 смысле одно лицо.
 
 Несколько веков женский портрет руки Леонардо да Винчи, хранящийся в Лувре,
 считался изображением 25-летней Лизы - жены флорентийского магната
 Франческо дель Джокондо. До сих пор во многих альбомах и справочниках
 портрет имеет двойное название - "Джоконда. Мона Лиза." Но это ошибка и в
 ней виноват известный средневековый художник и писатель Джорджо Вазари,
 составивший жизнеописание многих великих художников и скульпторов
 Возрождения. Именно авторитет Вазари затмил вдовью траурную вуаль на голове
 изображенной женщины (Франческо дель Джокондо прожил длинную жизнь), да и
 не дал возможность поставить вопрос: если это мона Лиза, то почему при
 живом заказчике портрет остался у живописца? И только ХХ век прекратил этот
 гипноз. А.Вентури в 1925 году предположил, что на портрете изображена
 герцогиня Констанца д'Авалос - вдова Федериго дель Бальцо, другая любовница
 Джулиано Медичи. Основанием этой гипотезы является сонет поэта Энео Ирпино,
 в котором упоминается ее портрет работы Леонардо. Других подтверждений у
 этой версии нет.
 
 И наконец в 1957 году К.Педретти выдвинул версию Пачифики Брандано. Именно
 эта версия вызвала новый прилив в исследованиях наследия великого
 флорентийца. Именно эта версия мне представляется самой верной, так как она
 подтверждается не только документами, но и сутью дополнительных
 обстоятельств, о которых говорилось выше.
 
 Проницательный читатель может спросить: а что же мона Лиза, был ли написан
 ее портрет и, если да, то где находится сейчас? Ее портрет действительно
 был написан и по версиям М.Гуковского и Н.Нариньяни находится сейчас в
 Петербурге в "Эрмитаже". Картина "Коломбина" с изображением молодой и
 красивой женщины в костюме Флоры вполне соответствует описанию Вазари. И
 ничего рокового в этой картине не наблюдается. По-видимому именно она
 единственная имеет все основания называться "Джоконда. Мона Лиза".
 
 ХХ век - век огромных достижений в области парапсихологии. Известный
 нейропсихиатр Ш.Карагулла в результате многих и надежных исследований в
 США, Канаде, Англии установила, что некоторые люди имеют уменьшенный по
 сравнению с остальными объем ауры и могут являться поглотителем жизненной
 энергии своих близких, вызывая их недомогания. Сейчас такие люди часто
 называются энергетическими вампирами. Это явление подтверждено и другими
 исследователями. Утечка жизненной энергии на начальном этапе вызывает у
 жертвы энергетической агрессии апатию, ослабление иммунитета, а затем ведет
 к тяжелым нарушениям здоровья. Так вот, очень похоже на то, что Пачифика
 являлась именно таким человеком, поглотителем жизненной энергии других
 людей - энергетическим вампиром или, как сказал бы Гоголь, излучала
 мертвенный свет. Именно поэтому ее необычайно реалистический портрет,
 подобно живой Пачифике, поглощает жизнь, излучает зло и не исцеляет, а
 повреждает душу зрителей до сих пор. При кратковременном контакте человека
 с подобными картинами может возникать проявление синдрома Стендаля, а при
 длительном - синдрома хронической усталости.
 
 Здесь, в этой картине сосредоточена квинтэссенция достижений великого
 мастера на пути приближения к реальности. Это и результаты его
 анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в
 совершенно естественных позах, это и знаменитое "сфумато" - рассеяние,
 давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных
 объектов, это и совершенное использование светотени, это и загадочная
 улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для
 каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. И,
 наконец, самое главное - верная передача нематериальной, точнее -
 тонкоматериальной сути объекта живописи. Своим необыкновенным талантом
 Леонардо создал действительно живое творение, дав долгую, продолжающуюся до
 наших дней, жизнь Пачифике со всеми ее характерными особенностями. И это
 творение, подобно творению Франкенштейна, погубило и пережило своего
 создателя.
 
 Луврская "Джоконда" может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее
 смысл, то может быть нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник?
 Думаю, что это бы явилось актом преступления против человечества. Тем
 более, что картин с подобным воздействием на человека в мире немало. Просто
 нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать
 соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях
 с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность
 оказать им медицинскую помощь и т.д. Ну, а если у вас есть репродукции
 "Джоконды" и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше
 или сожгите.
 
 В повести Гоголя злополучный портрет исчез таинственным образом тогда,
 когда его тайна была публично раскрыта. Не удивляйтесь, если узнаете, что в
 скором времени и "Джоконда" непостижимо исчезнет из Лувра. Она уже исчезала
 оттуда в 1911 году, будучи похищенной, но тогда была найдена и вновь
 возвращена на место. (СС)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Энциклопедия -
 
 
 
 
 "УПАНИШАДЫ" - древнеиндийские тексты комментариев к четырем священным
 книгам. До сих пор расшифровка и трактовка "Упанишад" не закончена, но уже
 сейчас можно говорить, что древние летописи описывали существование в
 прошлом на Земле могущественной цивилизации. (МП)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Энциклопедия -
 
 
 
 
 УПРАВЛЕНИЕ НАСЕКОМЫМИ - комплексный способ воздействия на поведение
 насекомых, пока не реализованный на практике. Эта безумная, на первый
 взгляд, идея выдвигалась различными фантастами, а в 1990-х годах пришла в
 голову доценту Токийского университета Исао СИМОЯМЕ. Сколотив вокруг себя
 группу единомышленников, он начал экспериментировать с обыкновенными
 тараканами, которых в Японии не меньше, чем В России. Через
 микроскопические платиновые электроды, японские "левши" пытались
 воздействовать на чувствительные органы таракана с помощью слабых
 электрических импульсов. По результатам сотен опытов удалось
 сконструировать и прикрепить к спине таракана сверхлегкую электронную
 "подковку", которая включала в себя 8-битный микропроцессор, датчик
 инфракрасного излучения и еще один датчик, заставлявший насекомое ползти
 прямо по начертанной черной линии. ["Труд" 13.03.1997]. Японские ученые
 утверждают, что добиться полного контроля, видимо невозможно, но не
 оставляют надежд на то, что созданная ими технология когда-нибудь найдет
 практические применение: тараканов с миникамерами на спине можно было бы
 запускать для инспекции изнутри состояния сточных труб. А можно также
 попытаться управлять полетом роя пчел или даже саранчи, грозящей уничтожить
 урожай. (ВЧ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Энциклопедия -
 
 
 
 
 УПЫРЬ - в старых народных сказках и легендах страшный кровососущий мертвец,
 вурдалак, вампир. Многочисленные свидетельства людей о случайных
 наблюдениях упырей не подтверждены никакими научными доказательствами. (ВЧ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Энциклопедия -
 
 
 
 
 УРАН - в древнегреческой мифологии низвергнутый бог неба, муж богини Земли
 Геи. Обладая большой плодовитостью, Уран-небо произвел на свет множество
 детей, однако из ненависти к ним, прятал детей в утробе Геи-земли, очень от
 этого страдавшей. В конце концов, Уран был изгнал собственным сыном, богом
 времени Кроносом в Тартар, а Гея впоследствии неоднократно вступала в
 другие браки. (ВЧ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Энциклопедия -
 

<< Пред.           стр. 114 (из 160)           След. >>

Список литературы по разделу