<< Пред.           стр. 89 (из 160)           След. >>

Список литературы по разделу

 сыгранного только ради того, чтобы новейшая запись была еще более высокого
 качества звучания. Старые грамофонные записи, увы, скорей всего так и
 останутся в своем первозданном состоянии с трескучим звуком, поскольку
 записанные на них исполнители давно уже умерли. Но вдруг на рынке
 появляется стереозапись Шаляпина! Подделка? Ничуть. Просто исследователи
 нашли две одинаковые записи этого певца, сделанные одновременно двумя
 грамофонными компаниями. Два микрофона стояли во время записи справа и
 слева от певца, он напел свой голос, и получилось две одинаковые вроде бы
 монозаписи. И только современное компьютерное обеспечение позволило выявить
 разницу, убрать шумы и из двух моно "склеить" одну стереозапись. Если бы
 все записи в начале века делались одновременно на двух микрофонах, то давно
 потерянные голоса зазвучали бы сейчас не хуже современных исполнителей. Но
 кто-же век назад знал!
 
 Точно так же откуда мы сейчас знаем, что понадобится нашим потомкам, и за
 что они будут корить нас в непредусмотрительности? Так уж у нас повелось,
 сначала мы не знаем куда девать надоевшее "барахло", выкидываем и сжигаем
 его, а через пару десятилетий коллекционеры гоняются за какими-нибудь
 вышедшими из употребления и по большей части переплавленными монетами, еще
 через век любой музей сочтет за честь поместить под стекло то, что сегодня
 мы безжалостно выбрасывает на свалку.
 
 Но есть шанс помочь нашим безвестным пока потомкам. Один из способов -
 отправка посылок без посредников непосредственно адресатам. Представьте
 себе капсулу, в которую вы помещаете приветственное письмо к потомкам,
 которую помещают в музей или замуровывают в стену с условием открыть в 2...
 году. Правильно, такое уже практиковалось и у нас, и за рубежом и обычно
 закладка капсул приурочивалась к юбилейным датам ("Вскрыть в день
 100-летнего юбилея Октябрьской революции") или к закладке фундамента
 крупных сооружений (как при строительстве храма Христа-Спасителя). Трудно
 сказать, что нового и интересного для себя узнают из этих посланий будущие
 историки? Однако, есть вещи, которые иным способом и передать невозможно.
 Так например, с помощью капсул пытаются максимально долго сохранить для
 потомков семена редких растений и яйцеклетки животных, которые могут быть
 потеряны по нашей беспечности, но восстановлены благодаря сверхвозможностям
 наших правнуков.
 
 Итак, поможем правнукам?! Быть может, наши потомки, обладающие более
 совершенными приборами окажутся более удачливыми и разгадают то, что не
 сумели разгадать мы? Но для этого материал для исследования нужно
 законсервировать уже сегодня, иначе уже очень скоро последние следы вековой
 давности исчезнут с лица земли. Программа "Образ" под руководством
 Д.Петрова предусматривает сбор и консервацию немых свидетелей таежной
 тайны, срок гарантированного хранения заполненных нейтральным газом аргоном
 капсул - 3 века. Значит, будущие физики, экологи и историки получат в свои
 руки уникальнейший материал для всестороннего исследования и узнают из него
 наверняка не только тайну Тунгуски, но и попутно, к примеру, состоянии
 экологии в 1996 году или еще какую-то новость, нас сейчас мало
 интересующую.
 
 Места в капсулах хватит и для иной, культурологической или научной
 информации. Пусть заодно осчастливленные правнуки получат парочку
 сегодняшних газет и журналов, цена которых сейчас невелика, но через века
 станет сравнима с раритетной. Можно положить в капсулу письма от известных
 политиков и ученых (Представьте себе, что мы бы сейчас получили ранее
 неизвестное письмо от Пушкина или Петра-1!). А можно поместить туда-же
 просто вырванные листки из школьных тетрадей и альбомов одаренных учеников,
 наверняка кто-то из них через века войдет в энциклопедию известных людей
 (ну кто знал, что безвестный мальчик Леонардо станет известным на весь мир,
 потому почти не сохранились его детские рисунки, а те, что удалось найти,
 ныне оцениваются в баснословную сумму!). Не исключается и какой-нибудь
 сюрприз-шутка, по нему по крайней мере наши потомки составят свое
 впечатление о нашем чувстве юмора. Итак, подскажите, что еще, по вашему
 мнению, могло бы принести пользу или просто понравиться правнукам, что бы
 мы сами хотели бы донести до них, какую весточку нам надо отправить в
 Третье Тысячелетие? Наиболее интересные письма также будут помещены в
 капсулы и отправятся в своеобразное путешествие во Времени прямо в 23 век,
 а возможно и дальше. Передайте свой привет потомкам! (ВЧ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Энциклопедия -
 
 
 
 
 ПРОГРАММА "СТЕЛС" (от "stelth" - "призрак") - американское название
 программы создания малозаметных боевых систем (самолетов, крылатых ракет,
 танков, надводных кораблей и т.д.). Предполагала резкое снижение заметности
 таких систем в первую очередь в радио- и ИК-диапазонах, в которых работает
 наибольшее число современных автоматизированных систем обнаружения и
 наведения.
 
 Главными направлениями работ являются: Разработка форм корпусов
 перечисленных систем, обеспечивающих концентрацию отраженного излучения
 радиолокаторов в определенных направлениях, исключающих их попадание на
 антенны РЛС обнаружения и целеуказания. В частности, одним из общих
 требований к форме является параллельность противоположных кромок, что
 приводит к ромбовидным формам. Совершенно обязательно устранение т.н.
 "уголковых отражателей".
 
 Разработка и широкое применение в конструкции радиопоглощающих материалов.
 
 Экранирование и другие меры по снижению заметности элементов конструкции, к
 форме и материалам которых предъявляются специальные требования
 (воздухозаборники, первые ступени компрессоров ВРД, радиооборудование).
 
 Снижение температуры выхлопа ВРД и нагрева конструкции, экранирование сопел.
 
 Реализация этих направлений потребовала многолетних работ и решения ряда
 новых научно-технических задач. В частности, увязка перечисленных
 требований к форме корпуса с аэродинамикой потребовала создания
 соответствующих систем автоматизированного проектирования и автоматического
 изготовления летательных аппаратов; радиопоглощающие материалы тяжелы,
 дороги и нетехнологичны; проблема сочетания сверхзвукового воздухозаборника
 с требованиями радиолокационной малозаметности до сих пор не решена; меры
 по снижению ИК-заметности снижают эффективность двигателей.
 
 Однако в ходе реализации программы "Stealth" в США созданы: тактический
 бомбардировщик F-117, межконтинентальный стратегический бомбардировщик B-2,
 перспективный тактический истребитель F-22, экспериментальное судно "See
 Shadow", крылатая ракета воздушного базирования большой дальности AGM-137 и
 другие образы. (СА)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Энциклопедия -
 
 
 
 
 ПРОГРАММА "ФЕНИКС" - работы, направленные на поиск признаков разумной жизни
 в других галактиках. В международной программе приняли участие самые
 различные обсерватории мира. Например, в 1995 году телескоп, находящийся в
 обсерватории Парикса недалеко от Сиднея и имеющий 64 метра в диаметре, в
 числе прочих использовался в течение 5 месяцев для осуществления
 международного проекта "Феникс". Было проведено сканирование нескольких
 сотен небесных тел, но сигналов, свидетельствующих о наличии там ВЦ
 запеленговать не удалось. [Сообщение ИТАР-ТАСС от 12.09.1997]. Работы по
 программе "Феникс" осущетвлялись как часть работ по поиску сигналов от ВЦ.
 (ВЧ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Энциклопедия -
 
 
 
 
 ПРОГРАММА "ЭНЕРГИЯ-БУРАН" - реализовывалась в 1976 (Постановление Совмина и
 ЦК КПСС N132-51 от 17 февраля 1976 г) - 1993 гг. Главной задачей программы
 было исключение возможной технической и военной внезапности, связанную с
 появлением у потенциального противника (США) многоразовой транспортной
 космической системы "Спейс Шаттл" - принципиально нового технического
 средства доставки на околоземные орбиты и возвращения на Землю значительных
 масс полезных грузов.
 
 Понимание нерациональности использования воздушно-космического корабля с
 одной стороны и отсутствие задела по многоразовым водородным ЖРД с другой
 привели к созданию универсальной ракетно-космической транспортной системы
 состоящей из двух частей - орбитального корабля (воздушно-космического
 самолета, ракетного планера) "Буран" и сверхтяжелой частично - многоразовой
 РН для его запуска, позднее получившей название "Энергия".
 
 В программе участвовало 1206 предприятий и организаций более чем 100
 министерств и ведомств СССР. Планер ВКС "Буран" был создан в НПО "Молния",
 более 30 комплектов корабля изготовлены на Тушинском машиностроительном
 заводе в г.Москве. Блоки первой ступени УРКТС унифицированы с первой
 ступенью РН "Зенит" НПО "Южное" (Днепропетровск). Гигантские блоки "Ц"
 второй ступени изготавливались на заводе "Прогресс" в г. Куйбышеве. Для их
 транспортировки и доставки на космодром Байконур ВКС "Буран" на базе
 межконтинентального стратегического бомбардировщика 3М на ЭМЗ
 им.В.М.Мясищева были созданы транспортеры специального назначения ВМ-Т
 "Атлант".
 
 Под УРКТС были перестроены два стартовых комплекса, оставшихся на Байконуре
 после прекращения программы Н-1. Кроме того, был создан стенд-старт, на
 котором можно было производить натурные огневые испытания всего комплекса в
 сборе.
 
 Программа "Энергия-Буран" не имела себе равных по объему
 опытно-экспериментальной отработки. В частности, на Байконуре был построен
 уникальный вибростенд, на котором можно испытывать всю УРКТС в сборе с
 полезной нагрузкой. Впервые проведены тепловакуумные испытания корабля в
 целом, созданы газодинамические трубы, позволяющие моделировать полет на
 скоростях больше 20 "махов".
 
 Система управления "Бурана", вероятно, представляет предел того, что можно
 достичь не используя элементы искусственного интеллекта. Так, при создании
 программного обеспечения проведен анализ всех этапов полета, выявлены все
 возможные (по утверждению разработчиков) нештатные ситуации и все способы
 выхода из них "зашиты" в программы бортового вычислительного комплекса и
 системы управления подготовкой к старту.
 
 После объявления "конверсии" разработчиками на основе технологий, созданных
 в рамках этой программы, было предложено более 600 предложений по внедрению
 их в гражданскую промышленность.
 
 Первый пуск УРКТС "Энергия" с габаритно-весовым макетом орбитального завода
 "Полюс" (боевой космической станции "Скиф") осуществлен 15 мая 1987 г.
 УРКТС отработала штатно, "Полюс" из-за нештатной работы системы управления
 на орбиту не вышел.
 
 Первый полет УРКТС с ВКС "Буран" был намечен на 26 октября 1988 г, однако
 из-за несрабатывания концевого выключателя контроля положения одной из
 платформ башни обслуживания был отменен за несколько минут до старта и
 перенесен на 15 ноября. В этот день "Буран" блестяще выполнил двухвитковый
 беспилотный полет со стартом и посадкой в сложнейших метеоусловиях, причем
 система автоматического управления посадкой выбрала такую траекторию для
 компенсации ветрового сноса, которая, по заявлениям летчиков-испытателей,
 просто не могла прийти им в голову.
 
 После развала Советского Союза финансирование программы было практически
 прекращено. После долгих и бесплодных поисков средств, в мае 1993 г. НПО
 "Энергия" объявило о прекращении программы "Буран", продолжив разработку
 легких (грузоподъемностью до 40 т) вариантов УРКТС. Однако в середине 1995
 г. и эти работы были прекращены. Программа закрыта Российским космическим
 агентством вследствие экономических проблем, среди официальных причин -
 отсутствие сколько-либо осмысленной потребности как в ракете стотонного
 класса, так и в многоразовом космическом корабле, способном возвращать
 грузы с орбиты. (СА)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Энциклопедия -
 
 
 
 
 ПРОГРАММА WS-606A - некогда секретные работы по созданию дискообразного
 летательного аппарата. С 1947 года в канадской фирме "Канадиен Авро" под
 руководством английского конструктора Джона ФРОСТА начались работы по
 созданию аппаратов на воздушной подушке. А уже в 1955 году эта же группа
 трудилась над созданием высокоманевренного перехватчика, способного
 развивать скорость до 2300 км/ч (по другим данным - 419 км/ч, что ближе к
 истине). Заказчики из Пентагона (точнее - представители ВВС и сухопутных
 сил США) объявили, что "перехватчик произведет революцию в военном деле", и
 что его во время полета "можно будет принять за НЛО". Заказ Пентагоном
 (программа WS-606A) был произведен почти сразу же после того, как в его
 руки попала разбитая летающая тарелка и тела пришельцев, найденные 7 июля
 1947 года в семидесяти пяти милях к северо-западу от военной базы Розуэлл
 (впоследствии переименованной в Уокер Фелд). Странное совпадение, на
 которое мало кто обратил внимание, хотя желание военных получить в свои
 руки похожую "штучку" вполне понятно.
 
 История с летающей тарелкой "Авро" (VZ-9V "Avrocar") настолько "вылизана"
 официальной информационной службой Пентагона, что невольно закрадывается
 сомнение - а все ли сказано об этом проекте? Не исключен вариант, что на
 самом деле "Авро" - лишь ширма, прикрывающая куда более серьезные работы.
 Или же было 2 совершенно разных проекта "Авро"? Если верить мексиканским
 газетам, американцы хотели получить от "Канадиен Авро" дискообразную
 ракету, "развивающую околосветовые скорости"(?!), однако, на самом деле
 ставший достоянием гласности аппарат диаметром 5,49 м (или 5,48 ?),
 диаметром центрального ротора 1,52 м и общей массой 2563 кг приводился в
 действие 3 реактивными двигателями "Kontinental J69-T-9" (неспособными не
 то что на "околосветовые", но и на околозвуковые скорости). Задумано было
 так, что после вертикального взлета на работающих турбинах вектор тяги
 отклонялся, обеспечивая горизонтальную тягу.
 
 Хотя внешне построенный дискообразный летательный аппарат VZ-9V "Аврокар"
 был очень красив, но с летными качествами дело обстояло гораздо хуже (не
 удалось обеспечить устойчивость в полете).
 
 12 декабря 1959 года на территории завода "Авро Канада" в Мэлтоне выполнил
 первый подлет. Через полтора года, 17 мая 1961 начались горизонтальные
 полеты. А уже в декабре 1961 года работы были прекращены "в связи с
 истечением срока контракта". Впрочем, не все так просто. По другим данным,
 уже 24 июня 1960 года изготовителям пришлось официально признать неудачу,
 но это - обратите внимание - ЗА ГОД ДО НАЧАЛА горизонтальных полетов!..
 
 Так или иначе, но на этом контракт с канадцами лопнул, и вновь от всей
 программы создания "летающей тарелки" остались воспоминания. Но не только:
 сохранились фотографии, кинозаписи, один из аппаратов отдали в Музей
 транспорта американской армии в Вирджинии. Второй экземпляр VZ-9V попросту
 сломали... На этом официально все работы в этой области были прекращены...
 (ВЧ)
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 89 (из 160)           След. >>

Список литературы по разделу