<< Пред.           стр. 14 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  * 45% посетили магазин в первый раз; 68% покупателей и 34% посетителей планировали зайти в этот магазин; 45% покупателей хотели пройтись по магазину до разговора с персоналом магазина.
  ** Мотивы определялись только покупателями.
 
  Вопросник для изучения поведения потребителей
 
  - Каков социально-демографический профиль потребителей в данном сегменте?
  - Какова структура центра, принимающего решение о покупке?
 - Кто является покупателем, пользователем, лицом, принимающим решение,
 советчиком?
  - Каков процесс принятия решения о покупке?
  - Каковы основные направления применения товара потребителями?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 6.4. Изучение нового товара
 
  Обычно к категории новых относятся принципиально новые, улучшенные или модифицированные товары. К категории последних относятся также продукты улучшенного дизайна, имеющие более привлекательную упаковку и новую марку. Кроме того, к новым товарам относятся существующие товары, предлагаемые к реализации на новых рынках.
  Методы изучения нового товара включают в свой состав как проведение опросов (потребителей и экспертов), так и постановку специальных экспериментов.
  Информация прогнозного характера о возможной рыночной судьбе нового продукта также может быть получена на основе анализа объема продаж (скажем, путем изучения кривых жизненного цикла), из анализа ситуации в области конкурентной борьбы.
  Маркетинговые исследования нового товара ниже рассматриваются в двух аспектах: изучение факторов успеха нового товара и определение направлений развития выпускаемых моделей товара. Рассмотрение последнего проведено на примере новых моделей легковых автомобилей и выбора вариантов предоставления медицинских услуг населению.
 
 6.4.1. Определение факторов успеха нового товара
 
  Такая информация прежде всего собирается экспертным путем как среди сотрудников организации (в отделе новой техники, в службе НИОКР, в отделе маркетинга и сбыта и т.п.), так и среди торговых посредников и потребителей.
  Фирмы, являющиеся лидерами в области разработки новых товаров, обычно уделяют много внимания выявлению факторов их успеха, проводя в этой области специальные исследования. Например, по данным исследования [14], основные факторы успеха нового товара таковы (в %):
  Адаптированность товара к требованиям рынка - 85.
  Соответствие товара особым возможностям фирмы - 62.
  Технологическое превосходство товара - 52.
  Поддержка новых товаров руководством фирмы - 45.
  Использование оценочных процедур при выборе новых моделей - 33.
  Благоприятная конкурентная среда - 31.
  Соответствие организационной структуры задачам разработки нового товара - 15.
  Из приведенных данных вытекает, что главными факторами успеха являются, с одной стороны, соответствие товара требованиям рынка, а с другой - возможности фирмы по его разработке и производству. Важно располагать превосходной технологией, опираться на поддержку руководства и адаптировать многостадийную разработку к процессу принятия товара рынком.
  Исследование, проведенное на британском рынке, выявило следующую значимость факторов успеха новых товаров, производимых японскими и британскими фирмами (табл. 6.5, в которой п означает число опрошенных фирм).
 
 
  Таблица 6.5
  Факторы успеха новых товаров
 
  Видно, что наиболее часто ключевым критерием здесь также называли степень адаптации к требованиям покупателей. И только относительно небольшая доля фирм (1/4), как японских, так и британских, считает эффективный маркетинг важным критерием успеха.
  Сравнение оценок, полученных от японских и британских фирм, обнаруживает, что первые из них придают большее значение наличию конкурентного преимущества, а вторые - большей адаптации к запросам потребителей.
  Безусловно, приведенные данные носят обобщенный среднестатистический характер, они характеризуют скорее усредненные тенденции и подчеркивают значимость данного направления исследований. В каждом конкретном случае, для определенных отраслей и рынков, подобные исследования следует проводить специально.
  Ниже приводится вопросник для анализа портфеля как традиционных, так и новых товаров.
 
  Вопросник для анализа портфеля товаров
 
  - Каковы тенденции продаж в физическом и денежном выражении (с разбивкой по товарам, сегментам, каналам сбыта)?
  - Насколько силен имидж марки у товаров фирмы?
  - Какие улучшения были внесены в товары?
  - На какой стадии жизненного цикла находятся товары определенной марки?
  - Знаете ли вы специфические требования, предъявляемые к вашим товарам потребителями конкретных рыночных сегментов?
  - Адаптированы ли товары под потребности потребителей выбранных рыночных сегментов?
  - Возможна ли адаптация характеристик вашего товара или разработка нового товара под требования конкретных рыночных сегментов?
  - Знаете ли вы, на какие рыночную долю и объем продаж вы можете рассчитывать в соответствии с конъюнктурой рынка и вашими производственными возможностями?
  - Собираетесь ли вы после изготовления опытных образцов (партии) товара провести тестирование рынка?
  - Имеете ли вы систему послепродажного обслуживания продукта?
  - Собираетесь ли вы создать систему послепродажного обслуживания продукта?
 - Собираетесь ли вы включать стоимость послепродажного обслуживания в цену товара?
 
 6.4.2. Определение направлений совершенствования моделей легковых автомобилей
 
  Постановка проблемы и подходы к ее решению.
  Перед разработкой перспективного плана выпуска легковых автомобилей, помимо определения объемных показателей, характеризующих рынок легковых автомобилей, необходимо выявить и направления развития моделей выпускаемых автомобилей.
  Подходы к решению первой задачи были рассмотрены выше.
  Вторая задача - выбор номенклатуры легковых автомобилей на перспектив у - должна решаться с учетом запросов потребителей, с одной стороны, а с другой - с учетом возможностей научно-технического прогресса и производства, для чего необходимо привлекать экспертов-производственников.
  Необходимо отметить, что характеризуемые ниже методы проведения маркетинговых исследований могут быть применены и при изучении направлений развития других продуктов.
  При решении задачи выбора номенклатуры на перспективу в первую очередь необходимо учитывать интересы разных категорий потребителей автомобилей. При этом каждая категория (сегмент) потребителей выдвигает свои специфические требования к характеристикам автомобиля. Необходимо для каждой категории потребителей подобрать тип автомобиля с приемлемыми техническими характеристиками и ценой.
  Информация о важнейших направлениях совершенствования характеристик автомобилей на перспективу может быть собрана путем опроса автомобилистов и экспертов-специалистов.
  Проведя подобный опрос, можно получить довольно обстоятельную информацию о том, что хочет видеть потребитель в продаже, а также о его предпочтениях, пожеланиях. Но желания потребителя - это одна сторона проблемы. Нельзя забывать и о возможностях предприятия: обеспечении каким-либо специфическим сырьем, техническом уровне производства, удорожании автомобиля при проведении усовершенствований. Поэтому реальные характеристики автомобиля могут не совпадать с запросами потребителей.
  Собрав всю необходимую информацию о запросах потребителей, совместно с конструкторскими подразделениями проводят проработку проектов автомобилей, ориентированных по своим характеристикам на запросы потребителей. На этом этапе происходит предварительная увязка их запросов и возможностей предприятия. Получаем типовой набор новых моделей на перспективу. Проводится новая стадия опроса, на которой опрашиваемым предлагаются для сравнения все имеющиеся и перспективные модели автомобилей. В результате анализа предпочтительности эскизных моделей можно оценить вероятный спрос на них, исходя из которого определяются возможные объем производства и цена модели. Эта информация является исходной для выбора номенклатуры производства легковых автомобилей на перспективу и установления ориентировочного объема выпуска каждой модели. Естественно, при этом выборе учитываются не только запросы потребителей, но и возможности предприятия и смежных отраслей, поставляющих сырье, материалы, комплектующие изделия. Эта информация является основой для разработки перспективного плана развития предприятия.
  Важен также объем информации, которая собирается у потребителей. Она имеет как бы две стороны. Интересно оценить не просто прирост качества по отдельным характеристикам автомобиля, а дать комплексную оценку качества, которая включала бы все стороны потребительной стоимости изделия. Не менее важен и другой вопрос. Назначение товара - удовлетворять потребности конкретных потребителей. Но как уже здесь отмечалось, потребителей нельзя рассматривать как однородную группу. Поэтому и оценки качества автомобиля для различных категорий потребителей должны также различаться. Причем чем более тщательное, мелкое деление на группы потребителей будет проведено, тем более точной будет оценка качества для этих групп. Это очень важно, так как позволяет выпускать автомобили, в большей степени соответствующие потребностям этих групп потребителей, снижая потери из-за несовпадения характеристик товара с потребностями конкретных потребителей (потери от адаптации). Но деление на группы не может быть бесконечным, так как пришлось бы переходить от массового производства к индивидуальному. Это привело бы к удорожанию производства и ударило бы в первую очередь по самому потребителю. При переходе от выпуска 100 автомобилей к 500 тыс. в год себестоимость автомобиля снижается в 7 раз. Поэтому необходимо найти такое деление потребителей, чтобы соотношение между потерями от адаптации и расходами производства было оптимальным. Единой методики подобной оптимизации не существует. На практике этот вопрос чаще всего решается экспертным путем. При подобном делении на группы потребителей в зарубежной практике не только учитывают рассмотренные ниже социально-экономические факторы, но и добавляют еще деление потребителей по психологическому признаку:
  - расчетливый автомобилист, для которого главное - экономичность использования машины;
  - автомобилист-энтузиаст, превыше всего ставящий скоростные характеристики;
  - автомобилист, обращающий основное внимание на предоставляемый машиной комфорт.
  При выборе потребителей для опроса необходимо учитывать также анкетные данные: пол, возраст, образование, основное занятие, район проживания. Район проживания может существенно сказаться на характере использования автомобиля. Так, потребитель, проживающий в сельской местности, предъявляет повышенные требования к проходимости автомобиля.
  При выборе потребителей обязателен учет такого важного фактора, как доход на одного члена семьи. Важнейшая роль уровня денежных доходов как фактора, определяющего характер требований потребителей и уровень спроса на автомобили, объясняется тем, что приобретение автомобиля влечет за собой существенные изменения в структуре потребления и расходной части бюджета семьи. Не только появляется новая значительная статья расходов на содержание автомобиля, но и возрастают расходы на приобретение спортивно-туристического и хозяйственного инвентаря, т.е. расходы на материальное обеспечение проведения досуга с помощью автомобиля.
  Необходимо учитывать и такой важный фактор, как размер семьи.
  Деление потребителей на категории по этим важнейшим признакам позволит дифференцированно подойти к определению основных требуемых потребительских свойств автомобилей по каждой группе потребителей.
  Исходя из требования проведения опроса потребителей и экспертов в несколько туров, можно рекомендовать использовать панельный метод опроса.
  Методика проведения исследования.
  При разработке анкет встает вопрос о количестве параметров (числе вопросов), описывающих изделие. Большое количество анализируемых параметров (характеристик) повышает результативность опроса, но усложняет задачу опрашиваемого. Поэтому необходим компромисс между объемом информации в анкете и широтой анализа потребительских характеристик.
  Число параметров для включения в анкету определяется путем опроса специалистов-разработчиков и ограниченного числа потребителей.
  Выбор параметров для исследования можно проводить путем простого составления их первоначального списка. Однако в этом случае велика вероятность невключения в анкету каких-то достаточно важных параметров. Поэтому первоначально лучше построить дерево параметров или, говоря другими словами, использовать определенную систему их классификации.
  Ниже предлагается упрощенный вариант дерева параметров легкового автомобиля, которое имеет три уровня и включает 26 параметров и характеристик. Дерево имеет следующий вид.
  Нулевой уровень является корневым уровнем и характеризует автомобиль с определенными параметрами в целом. Он - начальный при выявлении полного набора параметров, всесторонне характеризующих автомобиль.
  На первом уровне структуризации расположены группы показателей, характеризующие:
  1. Механическую часть.
  2. Безопасность.
  3. Экономичность.
  4. Комфорт.
  5. Эстетико-психологические характеристики автомобиля.
  На втором уровне структуризации расположены следующие конкретные характеристики, детализирующие выделенные пять групп показателей:
  1. Механическая часть.
  1.1. Мощность двигателя, л. с., Вт.
  1.2. Максимальная скорость, км/ч.
  1.3. Ходовые качества (время разгона в секундах до скорости 100 км/ч).
  1.4. Проходимость машины (высокая, обычная).
  1.5. Количество передач.
  1.6. Наличие автоматической коробки передач.
  1.7. Наличие электронной системы управления работой двигателя.
  2. Безопасность.
  2.1. Точность и послушность рулевого управления (высокие, средние, низкие).
  2.2. Устойчивость на дороге (высокая, средняя, низкая).
  2.3. Тормозная система (обычная; раздельная система тормозов;
  тормоза с усилителем).
  2.4. Обозрение (хорошее, среднее, удовлетворительное).
  2.5. Подголовники как стандартный элемент.
  2.6. Йодистые фары как стандартный элемент.
  3. Экономичность и надежность.
  3.1. Расход топлива (бензина), л на 100 км.
  3.2. Цена.
  3.3. Эксплуатационные расходы.
  3.4. Надежность и прочность в эксплуатации (высокие, средние, низкие).
  4. Комфорт.
  4.1. Качество подвески (высокое, среднее, низкое).
  4.2. Качество сидений (обычные; с изменяющей конфигурацией).
  4.3. Звукоизоляция (высокая, средняя, низкая).
  4.4. Качество отопления и вентиляции (высокое, среднее, низкое).
  4.5. Обогрев стекла заднего вида как стандартный элемент.
  5. Эстетико-психологические характеристики.
  5.1. Психологически-потребительский тип автомобиля (обычный тип; оригинальный).
  5.2. Эстетичность внешнего вида кузова (высокая, средняя, низкая).
  5.3. Отделка кузова (обычная, металлизированная, обшивка кожзаменителем).
  Для целей первого этапа опроса, исходя из трудоемкости его проведения, предпочтительно иметь не более 15 характеристик. Поэтому задача опрашиваемых - проранжировать приведенные характеристики и выбрать 15 наиболее значимых с точки зрения различных сегментов потребителей.
  В перечень показателей включена цена автомобиля, так как этот показатель очень важен для оценки как потенциального спроса на автомобили, так и уровня технических и эстетических характеристик автомобиля. Цена требует тщательного анализа с точки зрения влияния на нее различных технических усовершенствований. Однако, по оценке специалистов, этот фактор наиболее отчетливо проявляется лишь при покупке менее дорогих автомобилей. По мере повышения класса машин роль цены как определяющего фактора существенно снижается и на ее место выдвигаются технико-экономические характеристики автомобиля.
  Необходимо проводить опрос как среди владельцев, так и среди потенциальных покупателей автомобилей. Учет требований потенциальных покупателей - это оценка требований рынка на перспективу, хотя человек, не владеющий автомобилем, менее четко может сформулировать свои требования к его характеристикам. Но эту информацию следует тщательно анализировать.
  При проведении опроса панели экспертов в опросный лист может вводиться оценка компетентности эксперта, которая в ряде случаев увеличивает степень достоверности получаемых на основе экспертного опроса выводов.
  На первом этапе экспертного опроса группе экспертов или представителям от выбранной сегмента потребителей предлагается проранжировать 26 характеристик по степени их важности. Выбираются 15 наиболее важных параметров, которые затем включаются в анкету.
  Ранжирование проводится по следующей методике. Наиболее важной характеристике присваивается значение ранга 1, следующей по важности - ранга 2 и так далее до 26. Если несколько характеристик, по мнению опрашиваемого, равноценны, то им присваиваются одинаковые, так называемые связанные, ранги. Они равны среднему значению мест, которые эти характеристики поделили между собой. Пусть, например, эксперт дал следующую ранжировку характеристик
 
  :
 
  События 2 и 5 поделили 2-е и 3-е места. Значит, им присваиваем ранг (2 + 3): 2 == 2,5. События 3, 4, 6 поделили 4-е, 5-е, 6-е места, им присваиваем ранг (4 + 5 + 6): 3 = 5. Таким образом, мы получили матрицу рангов | | ?js | |, данных каждому j-му параметру s-м экспертом. Прежде чем выбирать далее наиболее важные 15 параметров, следует оценить степень согласованности мнений экспертов. В качестве меры согласованности можно принять коэффициент конкордации.
  Если мнение экспертов по предложенным характеристикам достаточно согласованно, тогда выбираем первые 15 характеристик по минимальной величине их суммарного ранга:
 
 
  Если W<0,5, то целесообразно провести уточнение полученных оценок.
  Здесь был предложен наиболее простой метод ранжирования: респонденты определяют ранги важности на основе интуиции, не руководствуясь никакими специальными правилами.
  Для снижения "стихийности" в процессе ранжирования можно использовать более сложные методы, дающие возможность экспертам определять ранги важности (степень предпочтительности) на достаточно строгой логической основе (см. раздел 4).
  На основе приведенной методики были определены так называемые локальные приоритеты отдельных параметров. Для определения системных приоритетов необходимо провести оценку по всем уровням дерева параметров и учесть относительную важность, характеризующую приоритетность всех элементов данного дерева, начиная с первого уровня [18].
  Точность и надежность процедуры ранжирования в значительной степени зависят от количества рассматриваемых параметров. В принципе, чем таких параметров меньше, тем выше их "различимость" с точки зрения эксперта, а следовательно, тем более надежно можно установить ранг параметров. Желательно, чтобы количество ранжируемых параметров не превышало 20.
  После нахождения минимального набора параметров формируются варианты облика легкового автомобиля, характеризуемые разными значениями выбранных параметров. На основе этих данных составляется анкета и проводится сбор информации у потребителей о важности совершенствования отдельных параметров легкового автомобиля.
  Анкета для оценки вариантов потребительских свойств легкового автомобиля (см. фрагмент анкеты, приведенный в табл. 6.6) строится по принципу улучшения параметров при движении слева направо по ее строкам.
  Для описания количественно не формализуемых параметров вводится либо описание их наличия (да, нет), либо их качественная градация (низкое, среднее, высокое значение параметра). Таким образом, технический уровень автомобиля возрастает при движении слева направо по строкам анкеты. Дискретные значения параметров необязательно должны располагаться с равным шагом. При выборе шага в наиболее важной части диапазона значения ставятся чаще, а в менее используемой (параметры уникальных образцов) - реже. Это возможно, поскольку средние показатели в данном методе не используются. Данный метод может быть применен при числе параметров до 30-35 и числе возможных вариантов одного параметра до 10. Однако исходя из соображений трудоемкости проведения опроса рекомендуется использовать более ограниченное число показателей. Ниже приводится возможный вариант перечня характеристик, который может быть положен в основу разработки анкеты.
 
 
  Таблица 6.6
 
 
  Варианты характеристик легковых автомобилей
 
  4.2. Качество сидений Обычное, с изменяемой
  конфигурацией
  4.3. Звукоизоляция Низкая, средняя, высокая
  4.4. Уровень шума Высокий, средний, низкий
  4.5. Качество отопления Низкое, среднее, высокое и вентиляции
  4.6. Обогрев стекла заднего вида Нет, да
 
  5. Эстетико-психологические характеристики
  5.1. Психологически- Обычный, не похожий на других
  потребительский тип
  5.2. Эстетичность кузова Низкая, средняя, высокая
  5.3. Эстетичность внутренней Низкая, средняя, высокая отделки
  5.4. Отделка кузова Обычная, металлизированная,
  обшивка кожзаменителем
 
 
  В примере, приведенном ниже, рассматривается только 7 характеристик.
  Опрос по выявлению направлений совершенствования отдельных параметров проводится в несколько этапов. Анкета вручается опрашиваемому лицу для самостоятельного заполнения под наблюдением опрашивающего, который должен убедиться в том, что опрашиваемый понял суть требований, которые ему предъявили в ходе опроса. (Возможно и самостоятельное заполнение анкет. Однако в данном случае, учитывая достаточно сложный характер вопросов и процедур заполнения анкет, возрастает вероятность неправильного ответа на вопросы.)
  На первом этапе опрашиваемых просят обвести кружком или подчеркнуть параметры автомобиля, который они имеют или недавно использовали. При этом в анкете выбираются значения параметров, наиболее близкие к параметрам реального автомобиля.
 
  1. Максимальная скорость, км/ч 100; 110; 120; 130; 140; 150; 160
  2. Расход бензина, л/100 км 10; 9; 8,5; 8; 7,5; 7; 6; 5; 4
  3. Число скоростей 4; 5
  4. Отделка кузова металлизированная, стандартная
  5. Цена, тыс. долларов 30; 25; 20; 15; 10; 9; 8; 7; 6;5
  6. Наличие стационарных йодистых да, нет
  фар
  7. Автоматическая коробка передач да, нет
 
 
  Полученные данные подвергаются статистической обработке.
  Далее, на втором этапе, опрашиваемые зачеркивают крестиком все варианты характеристик, которые совершенно для них неприемлемы. Поскольку таким путем делается попытка оценить наинизший порог приемлемости изделия, то следует объяснить опрашиваемым, что от них требуется указать не только то, что им не нравится, но и то, что для них совершенно неприемлемо.
 
  Таким образом, опрашиваемый счел бы неприемлемым для него автомобиль стоимостью 10 тыс. долларов и дороже, расход бензина 8 л и более на 100 км пути. После статистической обработки полученных результатов для отдельных сегментов потребителей получают набор "запрещенных" характеристик автомобиля.
  После этого, на третьем этапе, опрашиваемым предлагается внести усовершенствования в свой теперешний автомобиль путем усовершенствования его характеристик. Вначале предлагается улучшить одну, наиболее важную для него, характеристику. В зависимости от принятой процедуры и рассматриваемой характеристики может быть либо изменено любое число уровней этой характеристики, либо принято ограничение - передвижение на один уровень вправо. Новое значение (уровень) характеристики обводится кружком, и в кружок опрашиваемый ставит цифру 1. Затем ему предлагается внести еще какое-либо усовершенствование (первое усовершенствование уже введено), относящееся к характеристике, которую он только что улучшил (еще улучшить ее на один шаг вправо), или к любой другой характеристике. В этом случае уровень второго желаемого усовершенствования также обводится кружком и внутри вписывается цифра 2. Эта процедура повторяется до тех пор, пока у опрашиваемого не исчезает желание вводить дальнейшие усовершенствования, или до некоторого предельного количества усовершенствований, устанавливаемой лицом, производящим исследование. Пусть, например, в результате опроса получена следующая матрица.
 
 
  Опрашиваемый отмечает, что его первое усовершенствование состоит в увеличении числа скоростей до 5, затем ему хотелось бы повысить максимальную скорость до 150 км/ч и так далее.
  Полученная информация говорит нам об облике будущего автомобиля, который хотел бы видеть данный потребитель на рынке, и может служить основой формирования набора основных технических характеристик модели, выпускаемой для данного сегмента продукции на перспективу. В какой-то мере проведенный опрос говорит и о стоимостных характеристиках будущего автомобиля. Так, анализ ответов на приведенной матрице показывает, что до снижения цены опрашиваемый хочет внести два усовершенствования, что в некоторой мере говорит об их ценности.
  Анализ приведенных цифр показывает, что оба эти усовершенствования оцениваются в 500 долларов, однако сама по себе эта информация недостаточна для того, чтобы понять, захочет ли опрашиваемый заплатить такую сумму, поскольку он, возможно, не расположен платить больше, чем стоит его теперешний автомобиль. Однако анализ ответа "совершенно неприемлемо" в отношении цены показывает, что опрашиваемый, возможно, заплатит дополнительно 1 тыс. долларов, но не 2 тыс. долларов. Исследование стоимостных характеристик легкового автомобиля следует провести более подробно.
  Для того чтобы выявить наиболее предпочтительные направления совершенствования легкового автомобили, по результатам проведенного опроса определяется доля потребителей (в %), которые высказались за те или иные улучшения характеристик легкового автомобиля. Предпочтение отдается тем направлениям совершенствования, за которые высказалось большее число потребителей.
  Исследование стоимостных характеристик легкового автомобиля.
  Затем проводится исследование стоимости улучшения параметров автомобиля.
  Разработчикам и производственникам важно знать, каких усовершенствований в производимой продукции хочет потребитель и сколько он за это намерен заплатить. Любое значительное усовершенствование характеристик автомобиля потребует дополнительных затрат и, следовательно, удорожания автомобиля.
  В результате подобного анализа строятся кривые чувствительности цены автомобиля к изменению его основных потребительских характеристик, что на этапе эскизного проектирования позволит обоснованно выбирать возможные варианты улучшения характеристик с учетом реакции потребителя на возникающий при этом рост цены автомобиля. Таким образом, формируемые при этом варианты наборов характеристик новых автомобилей лучше учитывают запросы потребителей, что повышает результативность эскизного проектирования.
  Опросы показали, что с точки зрения цены потребители делят характеристики на два основных типа:
  1) которые должны входить в круг основных технических характеристик автомобиля (например, определяющие экономичность работы);
  2) которые можно оценить как нестандартные (например, внутренняя отделка кузова, его металлизированная отделка и т. п.).
  При этом выяснилось, что потребители считают себя вправе требовать усовершенствования характеристик первой группы, однако не склонны платить за них, поскольку считают, что усовершенствование этих характеритик - обязанность производителя. Этот консерватизм в отношении цены не распространяется в такой же мере на нестандартные характеристики. По описаниям некоторых характеристик трудно различить, к какому типу они относятся, поэтому выяснение отношения потребителя к тем или иным характеристикам тоже будет полезным для исследования.
  При проведении исследования стоимостных характеристик опрашиваемым задается вопрос, сколько усовершенствований они хотели бы иметь из отмеченных ими, если бы каждое приводило к повышению стоимости автомобиля на 10%. Например, если они осуществят четыре усовершенствования, то автомобиль будет стоить на 40% дороже. Для того чтобы получить представление о чувствительности конкретных характеристик в отношении цены, вопрос повторяется еще дважды: для повышения цены на одно усовершенствование (один шаг вправо) в размере 5 и 2%. Затем задаются обратные вопросы: какое количество ухудшений характеристик существующего автомобиля и каких именно они хотели бы более всего провести при снижении цены автомобиля на одно ухудшение в размере 10, 5 и 2%. Подобный анализ, помимо выводов о цене, дает важную информацию об оптимальном уровне качества изделия. Ведь потребителю нужно изделие определенного уровня качества при данной цене. Интуитивно при покупке товаров это делает каждый потребитель, а иногда это делается осознанно. Ставя подобные вопросы перед потребителем, мы заставляем его осмысленно подойти к оценке требуемого уровня качества продукции.
  После сбора ответов на поставленные вопросы о цене и их статистической обработки строятся кривые чувствительности цены для каждого усовершенствованного варианта автомобиля. Кривая чувствительности строится в виде графика, ординаты которого определяются как среднее арифметическое оценок опрошенных (рис. 6.10). При построении данной кривой респондентам задается вопрос типа: "Какое число усовершенствований вы выбрали бы в порядке их приоритетов, если каждое из них приводит к повышению цены на 2%?" Тогда суммарное повышение цены в случае 5 усовершенствований составит 10%. Затем раз за разом повышается цена каждого усовершенствования, что отражается в соответствующих вопросах. Например, задается тот же вопрос, но при повышении цены одного усовершенствования на большее число процентов. Очевидно, что в данном случае респондент согласится на меньшее число усовершенствований, что и вытекает из графика рис. 6.10.
 
  Подобные графики служат вспомогательным инструментом на этапе эскизного проектирования новой продукции, когда будет проводиться поиск компромисса между стоимостью и техническим уровнем для различных типов автомобилей.
  Оценка эскизных вариантов новых легковых автомобилен. Данный этап повышает результативность разработки эскизного проекта новых легковых автомобилей, которые спроектированы с учетом информации, полученной на предшествующих этапах. Наиболее наглядно методику исследований на этапе оценки эскизных вариантов можно представить на следующем примере. Пусть у нас имеются два уже существующих автомобиля А и Б и три эскизные модели 1, 2, 3. Опрос проводится как среди владельцев автомобилей А и Б, так и среди потенциальных покупателей. Ставится вопрос, какой автомобиль потребитель предпочел бы, включая и имеющуюся у него модель (если он имеет автомобиль). Ответы заносятся в следующую матрицу.
  Распределение предпочтений моделей
 
 
  Анализ распределения предпочтений показывает, во-первых, что выпуск модели 3 нецелесообразен. Далее, если в настоящее время модели А составляют 40% всех продаж легковых автомобилей фирмы, проводящей данное исследование, а модели Б - 60%, то среди владельцев автомобиля А модель 1 предпочтут 55 х 0,4 = 22%, а среди владельцев автомобиля Б - 10 х 0,6 == 6%. Таким образом, общий процент желающих купить в перспективе модель 1 среди владеющих автомобилями - 28%, модель 2 - 11%, а среди потенциальных покупателей - 50 и 5% соответственно. Большой популярностью пользуется модель Б (68% владельцев и 40% потенциальных покупателей предпочли ее).
  По-видимому, в этой ситуации следует повторить опрос этих категорий потребителей, поставив перед ними задачу сравнения модели Б с моделью 1: какие именно качества модели Б определили их выбор и что их менее всего устраивает в модели 1. Эта информация может быть использована для выбора технического задания на проектирование новых моделей на перспективу. Информация, полученная на этом этапе, позволяет оценить более тщательно не только облик автомобилей на перспективный период, но и возможный объем их продаж. Объем продаж определяет объем возможного выпуска и может служить основой принятия решения о выпуске той или иной модели на перспективу. Модель с небольшим объемом выпуска нецелесообразна и может быть отклонена.
  Моделирование рынка и составление прогноза выпуска автомобилей.
  Изложенная выше комплексная методика исследования потребителей легковых автомобилей является частью более сложной системы прогнозирования рынка и продукции. Алгоритм реализации идей этой системы может быть представлен следующим образом.
  Первый этап: оценка потенциального размера рынка.
  Второй этап: оценка динамики рынка.
  Третий этап: оценка динамики продукта.
  Четвертый этап: комплексное исследование предпочтений потребителей.
  Пятый этап: разработка, производство и маркетинг новых моделей легкового автомобиля.
  Первый этап заключается в определении численности жителей в стране в возрасте, позволяющем водить машину, подразделенных на имеющих и не имеющих в настоящее время автомобиль. Эти группы могут быть подразделены на ряд сегментов в зависимости от пола, возраста, дохода и т. д.
  На втором этапе проводится анализ возможности изменения упомянутой группы населения в целом или в рамках отдельных сегментов. Здесь следует рассмотреть вопрос о том, может ли измениться доля лиц, имеющих автомобили, в связи с изменением уровня благосостояния в стране, минимального возраста получения водительских прав и т. п. Определяется рыночная доля и возможное ее изменение для автомобилей различных производителей.
  На третьем этапе определяется количество легковых автомобилей, необходимых для удовлетворения любых изменений на рынке, представленных в виде гипотез при исследовании второго этапа. Кроме того, на третьем этапе изучается вопрос о том, как часто осуществляется замена автомобилей. При этом будет также учитываться любая возможная тенденция к владению несколькими автомобилями. В этом случае в качестве базисной единицы лучше рассматривать семью, а не индивидуума.
  Содержание работ на четвертом этапе было описано выше.
  На пятом этапе потребительский спрос в виде комплекса характеристик распределяется по автомобилям, которые должны быть разработаны, произведены и поставлены на соответствующие рынки. При этом должны быть осуществлены такие функции маркетинга, как стимулирование продаж, реклама, выбор оптимальных каналов товародвижения, организация послепродажного обслуживания и др. При определении цены на новую модель автомобиля должны учитываться результаты ранее проведенного исследования данной проблемы.
  Результаты работы на четвертом и пятом этапах могут повлиять на оценки, сделанные в ходе работ на втором и третьем этапах. Например, внесенные в автомобиль усовершенствования в соответствии с запросами покупателей могут побудить владельцев автомобилей, не имеющих этих нововведений, купить новый автомобиль быстрее, чем обычно осуществляется замена автомобилей. Таким образом, предположения, сделанные в ходе работ на четвертом этапе, оказывают влияние на оценки, полученные на третьем этапе. Если цена наиболее дешевого автомобиля была существенно снижена (данные, которые были использованы на пятом этапе), можно ожидать, что доля жителей, имеющих автомобиль, будет возрастать (второй этап).
  Ясно, что реальная система прогнозирования рынка и продукции является существенно более сложной по сравнению с изложенной. Однако рассмотренная система достаточно полно характеризует основные идеи концепции маркетинга.
 
 6.4.3. Определение направлений совершенствования моделей грузовых автомобилей
 
  По заказу автомобильной компании "Берлие" (Франция) было проведено исследование рынка Франции по грузовым автомобилям грузоподъемностью более 3 т [2].
  Исследование преследовало две цели:
  1. Определить совокупность моделей, выпуск которых удовлетворит запросы потребителей, и выявить по каждому типу автомашины технические характеристики, наиболее соответствующие желаниям потребителей.
  2. Определить перспективный спрос (см. раздел 7.2).
  В рамках достижения первой цели было проведено обследование среди потребителей, использующих грузовики. Первоначально была установлено, что данный тип грузовиков использует широкий круг потребителей: земледельцы, компании, осуществляющие общественные работы и строительство, торговцы, промышленники и т.д.
  Беглое изучение потребителей автомашин показывает, что две отрасли: предприятия общественных работ и строительства и предприятия общественного транспорта - требуют таких качеств и характеристик, по которым равняются другие отрасли. Исследование в дальнейшем было ограничено этими двумя отраслями.
  По результатам подробных бесед с такими экспертами, как; инженеры дорожною ведомства; эксперты отраслевых профсоюзов; инженеры-консультанты по строительству и содержанию дорог; директора и главные инженеры крупных предприятий, была составлена анкета. Эта первая анкета была предложена 40 строительным и дорожным предприятиям и 10 предпринимателям для пробного заполнения.
  Окончательный вариант анкеты был предложен членам выборки, состоящей из 150 единиц.
  Сделать такую выборку из 23 600 зарегистрированных строительно-дорожных предприятий наугад невозможно. Действительно, если бы это произошло, ответы касались бы лишь незначительной доли машинного парка, порядка 0,6%. Следовательно, необходима разбивка предприятий по группам, но по какому признаку? Сгруппировать предприятия по числу имеющихся машин из-за отсутствия такой статистики оказалось невозможно. Поэтому генеральная совокупность была классифицирована в зависимости от рода деятельности предприятия и его размера.
  а) Классификация предприятий по роду деятельности. Использование автомобиля сильно меняется в зависимости от рода деятельности предприятий: строительное предприятие использует относительно легкие грузовики, фирмы, осуществляющие общественные работы, - тяжелые. Несмотря на возможное совмещение этих двух видов деятельности отдельными предприятиями, они были разделены на три категории: строительные, дорожные и смешанные.
  Обзор деятельности строительных фирм и фирм, осуществляющих общественные работы, опубликованный в свое время, дал в зависимости от трех вышеназванных категорий следующие сведения: число предприятий; ежегодный торговый оборот в млн. франков; средние вложения в автопарк по предприятию в млн. франков. Они почти одинаковы по компаниям, осуществляющим общественные работы, и по смешанным предприятиям и составляют 20% всех капиталовложений по строительным предприятиям.
  Капиталовложения в автопарк тяжелых грузовиков распределились следующим образом (в %):
  Строительные предприятия - 25.
  Предприятия, осуществляющие общественные работы, - 50.
  Смешанные предприятия - 25.
  Это распределение было взято за образец, поэтому все 150 предприятий, которые были посещены в ходе исследования, включали 25% строительных предприятий и 75% дорожных и смешанных.
  Что касается классификация предприятий по размеру, то в данной выборке по двум следующим причинам решили отдать предпочтение крупным предприятиям. Во-первых, крупные предприятия покупают большую часть новых грузовиков (предприятия, на которых работают более 50 человек, охватывают около 80% рынка). Во-вторых, опыт показывал, что по таким товарам, как грузовики, оценка со стороны крупных предприятий обусловливает поведение и мнение мелких предпринимателей.
  Использовался метод интервьюирования, которое было проведено в 8 департаментах Франции. Департаменты были выбраны по следующим критериям: число предприятий отрасли в департаменте; наличие крупных строек; морской, промышленный или сельскохозяйственный характер.
  В каждом из этих департаментов интервьюирование проводилось на всех предприятиях, где работают более 200 человек; на 33% предприятий, где работают от 50 до 200 человек (по жребию, но так, чтобы соблюдалось соотношение: 70% дорожных предприятий и 30% строительных). Не было посещено ни одного предприятия, где бы работало менее 50 человек.
  Данная выборка, по мнению исследователей, надлежащим образом отражала мнения и потребности клиентуры.
  Интервью проводились специалистами, прекрасно знакомыми с проблемами, относящимися к грузовым машинам. Каждое анкетирование длилось от полутора до двух часов.
  При анализе анкет учитывалось, какой вес надо придать каждому предприятию. Вес предприятия определялся числом машин, которыми владеет опрашиваемый предприниматель. Например, по требуемым техническим характеристикам для пятитонных грузовиков предприятию, обладающему тремя пятитонными грузовиками, одним семитонным и пятью десятитонными, соответствует весовой коэффициент, равный трем.
  Ответы на первые вопросы определяли идеальный набор машин, отражая мнения предпринимателей о тоннаже грузовиков, наиболее приспособленных для требуемого вида работы.
  В установленных таким образом рамках ответы на другие вопросы позволили уточнить и описать машины, наиболее приспособленные в отношении: мощности двигателя, коробки скоростей (число скоростей, синхронизация, гидравлическая трансмиссия); мостов (число ведущих мостов, блокировка дифференциала) и т.д.; шасси, кабины, тормозной системы и т.д.
  Таким образом, данное исследование позволило определить технические характеристики, которые нужны потребителю; собрать и проанализировать критические замечания по различным автомобилям, существующим на рынке, а также по торговой политике относительно различных имеющихся марок.
 
 6.4.4. Выбор вариантов медицинских услуг
 
  При планировании развития медицинских услуг и их большей ориентации на запросы населения целесообразно изучить мнение последнего относительно набора этих услуг и условий их предоставления. В этих целях изучается мнение относительно вариантов реализации следующих атрибутов, характеризующих содержание несрочных медицинских услуг и условия их применения:
  1. Время, требуемое для предварительной записи к врачу:
  - один день
  - пять дней
  - десять дней
  - пятнадцать дней.
  2. Часы работы медицинского учреждения:
  - полный рабочий день плюс два вечера и утро в субботу
  - полный рабочий день плюс два вечера
  - только полных пять рабочих дней в течение недели
  - только пять рабочих дней (с 9 часов до 15 часов).
  3. Тип врачебной практики:
  - медицинское учреждение больших размеров типа клиники (безличностная атмосфера)
  - медицинское учреждение малых размеров типа офиса доктора (личностная атмосфера).
  4. Покрытие затрат на лекарства:
  - стоимость всех лекарств входит в цену визита
  - стоимость всех лекарств не входит в цену визита.
  Считается, что все другие атрибуты, характеризующие медицинские услуги, остаются неизменными для всех вариантов этих услуг.
  Далее, в качестве пятого атрибута, вводится базовая цена (приведенная к некоторому общему измерителю, например - одного визита к врачу) предоставления различных вариантов медицинских услуг.
  При применении данного подхода к деятельности некоммерческих медицинских учреждений, видимо, уместно вести разговор об оплате некоторого дополнительного набора услуг, не покрываемого медицинской страховкой и различными дополнительными льготами.
  Различное сочетание выбранных атрибутов дает возможность сформировать несколько вариантов наборов медицинских услуг. Один из таких вариантов (вариант 1) описывается ниже.
 
  Вариант 1.
 
 
 
  Указывается конкретная цена, характеризующая стоимость предоставления данного комплекта медицинских услуг.
  Далее респондентов просят проранжировать все предоставленные им варианты набора медицинских услуг. Для этого в конце каждого варианта приводится оценочная шкала. Ниже приводится 100-балльный вариант такой шкалы.
 
 
 
  Обработанные результаты данного .исследования помогут выбрать варианты услуг, в максимальной степени адаптированные под запросы и денежные возможности различных слоев населения.
 
 6.5. Изучение цен
 
  В данной области маркетинговых исследований можно выделить следующие главные направления их проведения:
  1. Изучение фактически сложившихся рыночных цен.
  2. Изучение ценовой политики конкурентов (ее гибкость или ценовая дискриминация, т.е. реагирование на новые рыночные условия, различие для разных рыночных сегментов и потребителей, изменение цен по времени; назначение цен на новых товары; использование ценовых скидок и надбавок; соотношение цены и качества товара).
  3. Изучение изменения направлений и степени регулирования цен со стороны государственных и муниципальных органов власти.

<< Пред.           стр. 14 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу