<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

  Неспособность наша к восприятию подобных тонких структур, иных сущностей, сравнима, возможно, только с неспособностью насекомых или, скажем, пчел воспринять наше собственное существование, т. е. существование человека. Люди занимаются пчеловодством более 10 000 лет. Десять тысячелетий подряд они используют пчел, видоизменяют их, изучают, пишут о них статьи и монографии. Но при этом для самих пчел человек, оказывается, остается за барьером их восприятия. Зрение их устроено таким образом, что позволяет им различать лишь расплывчатые контуры ближних предметов. В этом колы-шащемся мареве туманных очертаний контуры человека, контуры дерева или колонны, воздвигнутой в честь какого-то события нашего мира, одинаково неразличимы и равно безразличны им. Пчелы, считает известный французский исследователь Реми Шовен, даже не подозревают о существовании такого существа, как человек. В той реальности, в которой пребывают они, нет ни человека ни человечества.
  35
  Подобно пчелам или насекомым, обитающим в природе, мы не воспринимаем иных сущностей, возможно обитающих рядом с нами. Правда, мы хотя бы догадываемся, что они есть. Но каково бытие этих сущностей, каковы их мотивы и цели, если они вообще присущи, этого мы знать не можем. Как не могли бы знать, не разводят ли и они человечество так же, как мы разводим пчел. Впрочем, и слава Богу, что не знаем.
  Не исключено, впрочем, что эти невоспринимаемые нами сущности - только часть некой запредельной реальности. Последние годы в научной литературе появляются допущения и даже доводы в пользу существования миров и Вселенных, как бы параллельных нашему Миру. Эта параллельность, взаимная невоспринимаемость и возможные зоны соприкосновения в пространстве возвращают меня к главной теме нашего разговора - к полтергейсту. Тема параллельных миров дает мне повод поведать один стоящий несколько особняком случай с полтергейстом. Я имею в виду эпизод с Барабашкой, тем более что я уже обещал рассказать об этом.
  Итак, время действия - осень 1988 года. Место - Москва, общежитие, где живут молодые строители.
  Как-то вечером, когда три девушки, Флюза, Таня и Фируза, сидели на кухне своей квартиры и пили чай, раздался стук в дверь.
  - Кто-то пришел? - спросила Таня.
  - Но ведь есть звонок,- удивилась Флюза.
  - Я открою,- третья, Фируза, пошла открывать дверь, но за дверью не оказалось никого. Площадка и лестница были пусты.
  Не успели девушки снова приняться за чай, как вдруг опять раздался сильный стук, на этот раз с потолка, прямо над ними. А еще через минуту застучало в дальнем углу, из-за шкафа. Выросшие в "глухие" годы, когда о полтергейсте не говорили и не писали, девушки ни о чем подобном и не слыхали.
  Но может, это оказалось к лучшему: незнание и освободило их от страха перед сверхъестественным и необъяснимым. Они просто приняли происходящее как данность: в квартире, где до этого обитали они втроем, появился некто четвертый. А то, что этот четвертый - невидимый и непонятный,- тем интересней! Именно поэтому вместо того, чтобы пытаться "изучать", "анализировать" его, как стал делать бы ум, зараженный аналитической рефлексией, они постарались просто подружиться с этим четвертым и жить с ним в мире.
  Начали они с того, что в первый же вечер нарекли его Барабашкой, шутливо-ласкательным именем от русского "барабан", "барабанить", т. е. "стучать".
  - Но если он стучит,- заметила Фируза,- может, с ним можно общаться? Может, Барабашка хочет сказать что-то!
  Фируза читала исторические романы и знала, что именно так, перестукиванием, революционеры, заключенные в разных камерах, переговаривались между собой.
  - Барабашка, давай говорить. Я буду спрашивать, а ты стучи. Стукнешь раз, значит "да", два раза - "нет". Согласен? Ответом было громкое "тук". Один раз.
  36
  - Согласен!
  Так началось их общение. О чем говорили девушки с Барабашкой, какие получали ответы - сведения об этом отрывочны и скупы. Известно только, что отвечал он вполне разумно, а, главное, даже когда спрашивали его о чем-то, чего никто из присутствовавших не знал, ответы его, как оказывалось потом, были точны. (Еще одно свидетельство необъяснимой информированности полтергейста, о которой я говорил.) О самом Барабашке удалось узнать, насколько это возможно, оперируя только понятиями "да" и "нет", что он - некая сущность, существо, но не взрослое, а, по нашим меркам, что-то вроде подростка. Живет он в неком мире, где все другие подобны ему, но он как бы "выпал" оттуда, "заблудился" и не знает, как вернуться обратно.
  Не есть ли этот мир, столь отличный от нашего и находящийся где-то "рядом", мир той самой параллельной Вселенной, о которой пишут теоретики-физики и математики?
  Став четвертым членом команды, Барабашка начал принимать активное участие в общей жизни. Как рассказывает Фируза, не раз по ее просьбе он выключал и включал утюг, вставляя и выдергивая штепсель из розетки. Если же на кухне закипал чайник, а подруги забывали о нем, Барабашка непременно напоминал им стуком. А несколько раз по утрам они даже находили на кухне неумело приготовленные бу гер-броды - это тоже был Барабашка.
  На этом открытые и доступные сведения о Барабашке подходят к концу. Но они дополняются другими, полученными, как принято говорить в подобных случаях, из надежных источников. Феноменом якобы заинтересовались исследователи (из какого научного подразделения, неизвестно). В квартире были установлены мониторы, которые действительно фиксировали перемещение предметов, стук и ответы, получаемые при помощи стука. Правда, самого Барабашку обычным телемонитором фиксировать не удалось. Когда же был установлен монитор, работающий в диапазоне ночного видения, он будто бы получил изображение (или контур) некоего существа, напоминавшего человека, ростом около метра с небольшим.
  Известно также, что в квартиру, где обитал Барабашка, в порядке эксперимента на одну ночь был помещен доброволец - научный сотрудник, пожелавший лично наблюдать феномен. Он получил это удовольствие. Утром белье, в котором он спал, оказалось, как бритвой, разрезано по бокам сверху донизу. Линия разреза подробно изучалась потом под электронным микроскопом. Полученные результаты неизвестны, как неизвестны и дальнейшие детали этой истории. Известно только, что для продолжения наблюдения решено было переместить девушек в специально оборудованное помещение. Правда, сделано это было только после того, как сам Барабашка простучал в ответ, что согласен переместиться вместе с ними. Когда "Волга", увозившая подруг, ехала по улицам Москвы, Фируза спросила:
  - Барабашка, ты с нами?
  37
  В днище последовал удар такой силы, что, как утверждал водитель, машина подпрыгнула и сам он чуть не выпустил руль. Куда увезли девушек, куда отправился вместе с ними Барабашка, кто изучает его и что удалось узнать от него о мире, откуда якобы он пришел,- ни на один из этих вопросов ответа у меня сегодня нет.
  Концепция полтергейста, как явления, приходящего к нам из некоего иного параллельного Мира, имеет еще один аспект, который представляется мне достаточно интересным. Но прежде, чем говорить о нем, я хотел бы рассказать еще о некоторых проявлениях этого феномена. Подобно тому, как автомашине для того, чтобы двигаться, время от времени необходимо заправляться бензином, так и наши раздумья о сущности феномена время от времени должны подкрепляться материалом живых свидетельств и фактов. Ват почему в добавление к тому, что уже известно читателю, я хочу поведать несколько случаев, которые в совокупности дают как бы обзор этого явления в России, начиная с самых первых упоминаний о нем. Итак.
  38
  Полтергейст
  против всех
  и вся, или История
  полтергейста
  в России
  Зимой 1666 года царю Алексею, второму из династии Романовых, сообщили, что в московской богадельне, близ Иванова монастыря, появилась "нечистая сила". Кто-то невидимый стучит там днем и ночью, кричит дурным голосом, а главное, не дает спать обитателям богадельни, сбрасывая их с постелей. Д?огда по совету бояр царь велел разыскать и привести к себе преподобного Иллариона, о котором говорили, что ему дана была власть над духами. Царские слуги отыскали его уже в пути, когда он направлялся в дальние скиты.
  Выслушав царя, преподобный, следуя смирению, стал ссылаться на свою духовную немощь и несовершенства, так что царю пришлось возвысить на него голос, и только тогда преподобный повиновался и принялся за дело.
  Явившись в богодельню, преподобный отслужил там со слезами и рвением вечернюю службу и повелел всем, перекрестившись на сон грядущий, ничего не бояться и ложиться спать. "Я же в страхе укрылся шубою и забился под нее",- писал свидетель и летописец события.
  "Боряся же преподобный с тем дьяволом, седмиц пят, прилежныя свои молитвы к Богу творя, и воду святя и повсюду кропя; абие той демон мало по малу исчезе оттуда конечно, и к тому николиже тамо вниде"*.
  Существует множество сообщений и более близких лет о подобных явлениях. Приведу здесь только два из них, главным образом потому, что и в том и в другом упоминается деталь, представляющаяся мне немаловажной. "В 1873 г., Симбирской губ., Ардатовского уезда, в селе Барашеве, в доме священника с 23 декабря по 28 декабря "разнообразное самодвижение и самолетание предметов", самовар с кипятком поднялся с пола и отлетел аршина на два; из русской кухонной печи вырывало и разбивало вдребезги кирпичи; домашняя посуда и утварь летали в разные стороны и разбивались. Момент поднятия какой бы то вещи
  * Подробнее см.: Дьяченко Г. Духовный мир - М., 1901. с. 274-275.
  39
  с известного места и перелет ее при внимательном наблюдении моем ни разу не был замечен, а только ее падение",- писал священник Н. П. Цветков.
  "В 1887 году в Сибири, в Томской губернии, возле города Марин-ского,- рассказывал корреспондент газеты "Сибирский вестник",- на кожевенном заводе купца Савельева в ночь на 1 сентября полный погром: почти во всех окнах двухэтажного флигеля, где жили хозяева, перебиты стекла и множество всякой посуды. Прибыли следователь, товарищ прокурора, воинский начальник; хозяева и 40 заводских рабочих показали, что видели, как вещи, лежавшие спокойно, внезапно поднимались с места и стремительно летели в окна и разбивали их. Никто не мог уловить момента поднятия, но все ясно видели полет вещи".
  Иными словами, предмет наблюдался только в движении, только в полете; само же начало движения заметить не удавалось. Эту деталь феномена отмечают и советские исследователи.
  Напрашивается мысль, что предмет за какое-то мгновение перед тем, как быть воспринятым уже в движении, просто исчезает из пространственных координат нашего мира. И там, вне этих координат, и получает он тот импульс, который приводит его в движение. По тому же принципу "из ниоткуда" падают и записки, которые полтергейст бросает своим жертвам.
  Самому мне это мое объяснение представляется слишком очевидным, чтобы оно могло бы быть истинным.
  Впрочем, продолжим наше повествование. Я приводил уже рассказ помещика Василия Щапова о том, как женскую или детскую ручку видели стучащую в окно, а потом в спальне. Рассказ его содержит ряд других небезразличных для нас свидетельств.
  "Как ни тяжело и опасно было оставлять в такое время своих семейных - двух старух и жену с ребенком, но я по одному безотлагательному делу должен был на один день поехать в город, а чтобы семейным не было страшно оставаться одним (так как мы все уже не на шутку стали бояться этих явлений), я попросил одного юношу, соседа нашего А. И. Портнова, остаться с ними. Вернувшись через день, застаю всю семью в сборах с уложенными уже на воз вещами; мне объясняют, что оставаться долее никак нельзя, потому что начались самовозгорания в доме разных вещей и дошло до того, что вчерашним вечером на самой хозяйке дома (т. е. моей жене) воспламенилось само собою платье, и Портнов, бросившийся тушить его на ней, обжег себе все руки, которые у него и оказались действительно забинтованными и сплошь почти покрытыми пузырями.
  Жена же рассказала следующее. Только что вышла она за дверь в сени, как под ней вдруг затрясся весь пол, раздался оглушительный шум, и в то же время из-под пола с треском вылетела точно такая же синеватая искра, какую мы прежде видели вылетавшею из-под умы-валь"ого шкафика, и только что успела она вскрикнуть от испуга, как внезапно очутилась вся в огне и потеряла память. При этом весьма замечательно то, что она не получила ни малейшего ожога, тогда как бывшее на ней тоненькое жигонетовое платье кругом обгорело выше
  40
  колен, а на ногах не оказалось ни одного обожженного пятнышка.
  Что же действительно оставалось делать? Передо мною был с искалеченными от ожогов руками Портнов, обгорелое платье, на-тонкой материи которого не было ни малейших следов какого-либо горючего материала,- ясно, что оставалось бежать! Это мы и сделали в тот же день, переехавши в соседний поселок в квартиру казака, где и прожили все время половодья без всяких уже тревог. Не было никакого повторения и по возвращении нашем в дом, который я, однако, тем же летом распорядился сломать".
  С огнем, сопутствующим полтергейсту, мы встречались уже в других случаях, которые я приводил до этого. Подчеркну, однако, обстоятельство, не отмеченное ранее: огонь, который обугливал и сжигал предметы, оказавшиеся в его зоне, на людей оказывал весьма избирательное действие. Пример тому - случай, описанный выше. Пламя, исходившее от одного и того же источника, сильно обожгло одного человека (Портнова) и не принесло ни малейшего вреда другому - жене Щапова. Такие случаи известны и в наше время. Второпях люди бросаются гасить загоревшиеся вещи руками, не чувствуя при этом пламени и не получая ни малейших ожогов. Так происходило и при загораниях, вызванных полтергейстом, в городе Сыктывкаре на Севере и в Москве, в квартире на улице Молдогуловой, когда загорелась шуба и ее стали гасить руками.
  Запомним эту, еще одну несоотно5имость полтергейста с реальностью и логикой нашего мира. Запомним, чтобы вернуться к этому позднее. А до тех пор продолжим наш рассказ.
  В числе различных приемов, как избавиться от полтергейста, мне попался один, достаточно иррациональный в ситуации, в общем-то, иррациональной самой по себе*. Сибирский крестьянин рассказывает о хозяине в их деревне, имевшем избу, которая состояла как бы из двух половин. Жить же ему с семьей приходилось только в одной половине, вторая пустовала, так как в ней по ночам слышались стуки и с печки летали кирпичи. Деревенский учитель и другие "грамотные люди" попытались ночевать там и убедились, что кирпичи с печки летят сами по себе, "дуют и ваших нету". И поделать с этим никто ничего так и не смог.
  "А приезжал цыган,- продолжает крестьянин свой рассказ,- кастрировал он жеребцов, быков.
  - Чепуху-то. Сичас мы ее выживем! Купи картов колоду, бери в магазине.
  Тот пошел, купил "картов колоду", притащил. Он взял их:
  - Уходите все! А карты потом посмотрите, куда я их положу!
  Залез в подполье, карты положил там на место. Но те залезли потом, чтоб поглядеть-то, действительно он их положил? Посмотрели - тут лежат. Но теперя говорит:
  - Заселяйтесь, живите. Ему есть чем заняться будет.
  * Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири, Новосибирск 1987.
  4
  1А кто "ему"? Кому "ему"? "Он,- гыт,- в карты играть будет, а не здесь..."
  Посмотрели - действительно, картов-то нету! Куды девались? Никто не приходил. Хозяин в той половине. Сюды не слышно, никто не приходил. Учителя пришли: нету, где лежали, карт. Но давайте попробуем. И вот хозяин ночевал, нету, ушло. А чем объяснить? И что, он, цыган, знал, чего ли9 "Ему", говорит, заняться нечем было, вот он вас1 и беспокоил. Кому?"
  На ум невольно приходит эпизод, мельком упомянутый одним из семьи Савиных: "В другой раз, когда ночевали у нас милиционер и двое дружинников, они всю ночь играли в карты - уже ничего не было".
  Ставя рядом два этих эпизода, я делаю это с величайшей осторожностью и, я бы сказал, с сомнением: многочисленные попытки выделить в полтергейсте какие-то устойчивые свойства чаще всего оказываются тщетны. Как только какая-то закономерность кажется установленной, оказывается, что существует достаточно много случаев, когда все происходило прямо противоположным образом, с противоположным знаком. Поясню это примером.
  Полтергейст в семье Савиных появился еще в Москве, когда же, спасаясь от него, они переселились в "Коммунарку", полтергейст последовал за ними. Вспомним Барабашку, который последовал за Фирузой и другими девушками. Таких случаев, когда полтергейст отправлялся с места на место, следуя за своей жертвой, известно довольно много. Всякий на месте исследователя сделал бы вывод, что объектом полтергейста являются конкретные люди, семья.
  Оказывается - никоим образом. Существует достаточно много свидетельств о полтергейстах, которые, наоборот, были привязаны не к людям, а очень устойчиво - к определенному месту, к дому. В течение ряда лет разные люди могут приезжать в дом и покидать его, наблюдая всякий раз возобновлявшиеся явления.
  Еще пример. Исследователи, а иногда и просто наблюдатели часто отмечают устойчивую связь феномена с кем-то из членов семьи, чаще всего с ребенком или подростком переходного возраста. То, что происходящее связано с таким "носителем", подтверждается тем, что во время его отсутствия или когда он спит, феномен прекращается. Когда же "носитель" оказывается в другом доме, там тоже, как бы следуя за ним, начинают происходить явления полтергейста: возгорания, падения и передвижения предметов. В одном из описанных случаев, стоило мальчику ("носителю") появиться у соседей, как сейчас же сам собой опрокинулся стол. Присутствие такого "носителя" удается установить примерно в 80-90% случаев феномена.
  Казалось бы, налицо четкая закономерность. И снова - это было бы так, если бы не наблюдались диаметрально противоположные случаи, когда полтергейст продолжается и в отсутствие "носителя". Причем таких случаев тоже слишком много, чтобы можно было отнести их к разряду исключений.
  Самые различные стороны полтергейста проявляются, как бы сле-
  42
  дуя этой схеме: стоит фиксировать некое свойство, как тут же обнаруживается другое, противоположное ему.
  Я приводил случай изгнания полтергейста преподобным Илларионом, описанный в исторической хронике. Известны и другие факты прекращения полтергейста после кропления святой водой и молебна.
  В 1893 году в Тобольске, как сообщала в письме сама жертва полтергейста, "после молебна с водосвятием все прекратилось". Тоже, казалось бы, налицо некая'закономерность. Но точно так же, как и в других случаях, закономерности этой противостоят случаи, когда святая вода и молебен не только не прекращают полтергейста, а, наоборот, усиливают его активность: расплескивается и выливается святая вода, гнутся кресты и т. д. Об этом же гласит свидетельство, принадлежащее А. С. Пушкину, записанное им в своем "Дневнике": "В городе много говорят о странном происшествии в одном из домов, принадлежащих ведомству придворной конюшни, мебели вздумали двигаться и прыгать; дело пошло по начальству. Кн. В. Долгоруков нарядил следствие. Один из чиновников призвал попа, но во время молебна стулья и столы не хотели стоять смирно. Об этом идут разные толки".
  Таким образом, можно было бы сделать два противоположных утверждения: "Святая вода и молебен полностью прекращают полтергейст" и "Святая вода и молебен не прекращают, а только усиливают его". И при этом оба эти утверждения были бы справедливы.
  Такие же две взаимоисключающие констатации могут быть сделаны и в отношении "огненного полтергейста". Пламя его жжется и способно причинить человеку сильные ожоги. В других случаях это же пламя, исходя из того же источника, совершенно не жжется и не оставляет на теле человека ни малейших следов. Примеры того и другого я приводил.
  Разбирая множество случаев возгораний при полтергейсте, В. Н. Фоменко справедливо отмечает, что все они происходят с соблюдением как бы "мер безопасности": происходит это только в том случае, если вблизи есть вода и оказываются люди, готовые прекратить пожар. Многочисленные факты подтверждают это наблюдение. Но в то же время другие факты свидетельствуют о совершенно противоположном: пожары, наведенные полтергейстом, возникают и в отсутствие людей. В результате таких возгораний могут быть уничтожены не только сам дом, но и дома, оказавшиеся рядом. Один из многочисленных примеров тому - известное "Липецкое дело", когда, несмотря на все меры предосторожности, дом сгорел целиком*.
  Я не ставлю цели назвать здесь все позиции, где проявляется эта устойчивая схема, присущая полтергейсту,- наличие двух взаимоотрицающих свойств. Единственное, что я хочу - указать на саму эту особенность феномена. Наличие таких взаимоисключающих проявлений, по сути дела, и есть единственное его свойство, которому не сопутствует другое, которое бы тоже исключало его. Во всяком случае настолько, насколько могу я судить по тому, что мне известно.
  * Подробнее см.: "Ребус" № 1, 1884.
  43
  Такая особенность феномена делает затруднительными, а то и невозможными попытки описания его в терминах позитивного знания: возможно ли говорить, что предмет - шар, оговаривая при этом, что одновременно он есть и куб, утверждать, что он черный, но в то же время и белый?
  Впрочем, опыт подобного противоречивого описания явлений известен. Это антиномия: объект характеризуется набором качеств, исключающих друг друга. Антиномия с некоторых пор применяется в науке и тысячелетия известна в мистической практике, где некая полнота реальности может быть описана только таким образом.
  В науке антиномии служат для описания явлений, лежащих за пределами обыденного, повседневного опыта. В мистике - для объектов, расположенных за чертой реальностей этого мира. Следует ли из того, что и полтергейст, который может быть описан только таким образом, тоже лежит за пределами этой черты? Как за пределами ее, по другую сторону, пребывают те сущности, которые, как считают некоторые, сопутствуют этому явлению и даже порождают его. При этом сами мы не знаем даже, пребывают ли они, эти сущности, постоянно в нашем физическом мире или они - пришельцы из каких-то параллельных, иных Миров и иных Вселенных. Но, может, и сами эти параллельные Миры - только часть нашего многомерного Мира.
  В последнее время математиками создано несколько убедительных моделей, свидетельствующих о том, что реальность имеет не три измерения (или четыре, если считать время), а неизмеримо больше.
  Абсурдные, несвязные явления воспринимаются нами как полтергейст, возможно, не более чем лишь отзвуки, дальние тени каких-то иных явлений, происходящих в другом, недоступном нам мире иных
  измерений.
  Точка зрения, предлагаемая здесь, не представляется мне самому ни окончательной, ни единственно возможной. Поэтому было бы уместно, наверное, напомнить те положения феномена, которые всегда ставили и продолжают ставить в тупик его исследователей.
  Первое - это то, что действия полтергейста явно лишены логики, цели и смысла. Следует уточнить - той логики и того смысла, которые
  доступны нам.
  Другое, что констатируют исследователи,- это то, что явления, сопровождающие феномен, необъяснимы и совершенно невозможны с точки зрения физических законов нашего мира. (Характер полета предметов, прохождение их сквозь стены и другие твердые преграды, феноменальная "информированность" полтергейста о присутствующих и т. д.) Я уже говорил об этом.
  Третья особенность: каждому качеству полтергейста соответствует как бы исключающее его противоположное качество.
  Существует еще одно не менее странное свойство полтергейста, обнаруженное недавно, которое может быть добавлено к этому перечню. Исследователи феномена в Горьком решили узнать, меняется ли температура тел, бросаемых или перемещаемых полтергейстом. Для этого они использовали радиотермометр, прибор, принимающий излу-
  44
  чение от предмета и служащий для дистанционного измерения температуры.
  Направленный на такой предмет радиометр показывал на индикаторе мгновенный всплеск, говорящий о большой интенсивности излучения. Но уже через мгновение излучение это резко падало до уровня общего фона, т. е. прибор регистрировал ту же температуру, что и другие предметы, на которые полтергейст не воздействовал.
  Я упоминал уже, что там же, в Горьком, подросток из семьи, где наблюдался полтергейст, был подвергнут гипнозу. В этом состоянии он описал те сущности, которые воздействовали на предметы. Однако после того, как это было им сделано, повторно ответить на этот же вопрос он уже не мог: он уже "не видел", он не знал и не помнил даже того, что только что говорил.
  И в том и в другом случае, отмечают исследователи, некая информация - будь то температура тела или картина происшедшего - после того, как она была считана, снята, полностью исчезает. Такое свойство предметов ли, ситуации ли также никак не соответствует реальностям Мира, в котором мы существуем.
  Исследования и размышления исследователей о природе полтергейста ставят вопрос таким образом: либо это феномен, врывающийся в нашу действительность как некий протуберанец, исходящий из иного измерения или иного Мира; либо сами реальности нашего Мира значительно шире, чем мы привыкли представлять себе это.
  Хотя выше было сказано "либо - либо", обе версии кажутся мне допустимыми в равной мере. Возможно, и здесь полнота реальности антиномична, как антиномичен сам полтергейст, т. е. включает в себя обе эти версии.
  Размышляя о полтергейсте и всех усилиях найти его разгадку, я невольно думаю о самом навязчивом стремлении человека непременно получить ответы на все вопросы, чтобы освободиться от малейшей неопределенности. Почему перед лицом любой неизвестности испытываем мы это невротическое чувство напряженности и дискомфорта? Не память ли это, притаившаяся в генах первобытного, пещерного страха перед всем неведомым и неизвестным? Непонятное - угрожает, неведомое - несет гибель, неизвестное - всегда враг!
  Не потому ли с такой готовностью обращаемся мы к различным гипотезам, версиям и объяснениям, что они освобождают нас от бремени неведомого и неизвестного?
  Думаю, что, как ребенок, взрослея, перестает бояться темноты, так и человек, более зрелый духовно, научится существовать рядом с тайной, не оскорбляя ее своим любопытством. Я говорю о человеке, свободном от навязчивого стремления все понять, во всем разобраться, всему дать анализ.
  Только мартышка каждый предмет, оказавшийся в поле ее зрения, пытается раскусить, обнюхать или попробовать его на зуб.
  Отсканировал: Козлов Сергей 17.09.2002
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу