<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 "И по мере того, как ваше дыхание становится ровным, вы можете расслабиться еще больше".
 Последовательность принятия
 Данный вид внушения похож на предыдущий, но состоит из большего количества фраз присоединения, позволяя этим достичь большего согласия пациента. Речь идет о последова-
 4 Гордеев 49
 тельном принятии каких-то идей. Человек, следуя за логикой вашей речи, мысленно соглашается с каждым последующим постулатом, поскольку согласился с предыдущим. Самым известным примером является правило четырех "да", т. е. когда оппонент вам четырежды ответил "да" на ваши вопросы, просьбы, заявления, то в пятый раз он скажет "да" автоматически.
 "Мы с тобой встретились только сегодня, и уже вечер, мы так хорошо провели день, мы катались на каруселях, ели мороженое, давай завтра снова сбежим из детского сада".
 "Мы с вами в этой комнате. Вы слышите мой голос, ощущаете кресло, в котором сидите, мерно тикают часы, и ваши глаза могут захотеть закрыться".
 Пресуппозиция
 Под пресуппозицией или предположением понимается явление, которое обязательно случится, которое не может не случиться. Предложение обычно строится, как сложносоставное и конструируется таким образом, что ударение падает на другую часть, а безударная часть и является пресуппозицией, поскольку звучит как само собой разумеющееся.
 "Когда вы сядете в это кресло, вы сможете заняться самоисследованием" (предполагается, что в кресло вам придется сесть).
 "Когда пойдешь в магазин, купи квартошки" (предполагается, что вы пойдете в магазин).
 Трюизмы
 Очень близко к пресуппозиции стоят трюизмы или банальности, которые можно рассматривать как разновидность внушения, а можно - как пустую породу, которая необходима для заполнения пространства вашей речи. Те, кто знакомы с фармакологией, знают, что в таблетках только определенную часть составляют лекарственные вещества, а все остальное - наполнитель. Вот трюизмы иногда служат для наполнения, а иногда являются непосредственно внушением. Они представляют собой факты и явления, которые известны всем, и человеку даже становится скучно слушать подобное, ведь это все знают.
 50
 Субъект даже не может предположить суггестии в подобных фразах.
 "Все течет, все изменяется" (внушение изменений в человеке).
 "Зимой деревья стоят под снегом, но все равно в них есть жизнь" (внушение наличия ресурсов).
 Негативные парадоксальные
 Они обычно в себе несут отрицательные частицы. Такое внушение может действовать трояко. Во-первых, мы привлекаем внимание пациента к предмету или явлению, хотя и просим обратное: "И вы можете не слушать мой голос, не слушать то, что я говорю". Угадайте, что будет делать человек?
 Во-вторых, ряд пациентов привыкли не соглашаться со всеми и с вами в том числе, и вы используете их стратегию несоглашательства, по математическому принципу минус на минус дает плюс.
 В-третьих, частица "не" бессознательным не усваивается, и поэтому фраза: "Вы можете закрывать глаза и не закрывать глаза", звучит фактически как двойное внушение закрыть глаза.
 "Не думайте о белой обезьяне, не думайте об этом отвратительном животном, которое корчит рожи, показывает красный зад..." (Ходжа Насреддин).
 "Делай, что угодно, братец Лис, только не бросай меня в терновый куст" (Братец Кролик).
 Двойная связка или выбор без выбора
 По логике действия близка к пресуппозиции, дает иллюзорную возможность выбора, там, где его нет. Такое внушение принимается легко, посколько есть видимость свободного принятия решения. Механизм патологической двойной связки может лежать в основе психологических проблем, когда перед сознанием есть формальный выбор, свобода, а бессознательное понимает - это тупик и выбора нет.
 "Вы предпочитаете погружаться в транс на стуле или перейдете в кресло?" (В транс вы все равно пойдете или на стуле, или на кресле.)
 "Ты спать пойдешь сейчас или когда соберешь игрушки?"
 4* 51
 1 !
 Метафора
 Метафора - основной вид внушений в эриксоновском гипнозе. Вам, например, необязательно говорить, что в жизни человека все может измениться. Контекст изменений можно ввести совсем иным способом через метафору. Например: "Мы знаем, как растет дерево, оно было ростком, а потом становилось все больше и больше, выше и выше, постепенно стало могучим деревом. Однажды налетела гроза и повредила дерево, и сейчас дерево стоит и не знает - это смерть или жизнь, потому что жизнь остановилась после грозы. И только, когда оно само себе прикажет жить, к нему снова вернется жизнь...". Формально мы говорим о дереве, но у метафоры есть несколько свойств, которые делают ее важным инструментом психотерапии:
 - подобие проблеме пациента. С деревом бессознательное пациента связывает себя, и все, что говориться о дереве, принимает на свой счет как внушения, как команды к действию.
 - целостность образа метафоры позволяет ей найти дорогу в недоминантное, абстрактное полушарие мозга, которое считается зоной бессознательного, минуя обработку в сознании. Именно там находятся и проблемы пациента, и ресурсы для ее решения.
 - многозначность метафоры позволяет пациенту найти тот смысл, который ему нужен, даже если терапевт его не вкладывал. Для примера спросите у окружающих вас людей, какие выводы можно сделать из сказки о Золушке, и вы узнаете много нового.
 Контекстуальное внушение
 Присутствует, когда на фоне размеренной речи слово или фраза выделяется тоном голоса, паузами, громкостью или какими-либо другими речевыми характеристиками. Сознание понимает, что логика предложения не нарушена и не вмешивается, бессознательное активизируется, воспринимая выделенные слова. Может употребляться, например, в сочетании с перечислением возможных вариантов, выделяя желаемый:
 52
 "Чтобы похудеть, вы можете сесть на диету, заняться шейпингом, пригласить массажиста... ПОСЕЩАТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА..."
 Мобилизующие внушения
 Для их создания используется особый порядок построения фразы, произносимой за один выдох (Не удивляйтесь! Предложение в ходе наведения транса может быть разбито на несколько фраз, каждая из которых произносится отдельно, на очередном выдохе). На ее конце ставится глагол или отглагольные части речи, например, причастие, которые носят мобилизующий, побуждающий характер, что усиливается ударением. Подобное построение фразы стимулирует бессознательное субъекта, подталкивая его к действию.
 "И вы можете начинать ДВИГАТЬСЯ... к цели, которую ОСОЗНАЕТЕ... и когда вы будете готовы ИЗМЕНЯТЬСЯ... вы сможете это СДЕЛАТЬ".
 Внушения, связанные со временем
 Внушения, связанные со временем, подразумевают, что, когда наступит нужное время, внушаемые изменения произойдут. Пациенту дается интервал, когда он может выполнить предписанное действие. Поскольку такой временной зазор дается и нет жесткого требования выполнения именно сейчас, пациент внутренне соглашается, и изменения происходят. Внушения, связанные со временем, можно рассматривать как вариант двойной связки:
 "У каждого человека изменения происходят с разной скоростью: кому-то достаточно дня, чтобы измениться, кому-то двух, а кому-то нужна неделя".
 "По мере погружения в транс тело расслабляется сразу или спустя некоторое время".
 Аллюзии или намеки
 Это вид внушения формируется, когда вы не называете словами какой-то факт или явление, но намекаете на это. Намек
 53
 
 должен быть понятен пациенту, т. е. быть фактом из его жизни, деталью ваших предыдущих встреч или быть общеизвестным и общепринятым. Например, когда мой пациент, который прихоцит на прием не в первый раз, слышит фразу: "Пора поработать", он устраивается удобнее в кресле, кладет руки на подлокотники, закрывает глаза и начинает погружаться в транс без дополнительных команд.
 "И может быть, перед тем, как войти в транс, вы можете ощутить напряжение своих мышц, ощутить напряженность, чтобы потом позволить им ощутить что-то другое" (намек на расслабление.)
 Открытые внушения
 Иногда открытые внушения выделяют отдельной группой, но они близки к косвенным. Создаются следующим образом: вы даете человеку несколько идей на выбор, перечисляете варианты решения. Обычно вы не можете предположить все возможности пациента и лучше оставлять выбор открытым, чтобы он мог вложить в него свои мысли, при этом как бы принимая внушение от вас.
 "И для того, чтобы научиться гипнозу, вы можете читать книги, смотреть учебные видеофильмы, можете прийти на семинар, а можете сделать что-то еще, что позволит вам достичь этой цели".
 Возможны и другие виды внушений, которые вы найдете в своей практике.
 Глава 7. ДИНАМИКА ГИПНОТИЧЕСКОГО СЕАНСА
 В гипнотическом сеансе для произведения терапевтической работы мы проходим несколько этапов.
 Первый этап. Подготовительный
 Он включает в себя несколько элементов.
 Первый элемент - установление доверительных взаимоотношений с пациентом. До тех пор, пока между пациентом и психотерапевтом не создана обстановка раппорта, доверия, к последующим шагам переходить не стоит, поскольку они будут неуспешными, как будет неуспешно строительство дома, у которого нет фундамента. Часто закладывание такого фундамента требует большого количества времени, но зато впоследствии это окупится быстротой произведенных изменений. Задача психотерапевта здесь - создать для пациента обстановку, в которой он может максимально раскрыться навстречу специалисту, ощутить себя в безопасности и почувствовать некую знаменательность момента, что позволит ощущать себя по особенному, ожидая чего-то важного, что должно произойти в жизни. Создание атмосферы ожидания и предвкушения - важный компонент в гипнотерапии.
 Параллельно этому психотерапевт собирает необходимую ему информацию о клиенте, о его образе жизни, о проблеме, которая его беспокоит, о том, какова история данной проблемы, какие способы решения человек пытался применить и с каким успехом. Психотерапевт сам выбирает, какие вопросы наиболее значимы с его точки зрения. Возможно, он захочет узнать об образовании клиента, о его семейном положении, об убеждениях и ценностях. Любая информация, которая мо-
 55
 
 жет быть полезна для проведения психотерапевтического вмешательства, может быть запрошена им.
 Сложно однозначно ответить на вопрос, нужно ли давать пациенту информацию о предстоящем терапевтическом вмешательстве. Гипноз в сознании обычного человека окружен дымкой неведомого и может вызывать опасения. И поэтому, с одной стороны, упоминание слова "гипноз" необязательно, хотя, с другой стороны, следует прекрасно понимать, что последующее наведение гипнотического транса, особенно в классическом гипнозе, развеет иллюзии пациента. При использовании недирективных форм гипноза можно обойти слово "гипноз", используя синонимы, которые не имеют такого конкретного значения, например: транс, релаксация и какие-то другие.
 Важным компонентом первого этапа является постановка целей, причем запрос может создаваться как на всю гипнотера-певтическую работу, так и на данный конкретный сеанс. Подобная процедура дает человеку ориентир, к которому он будет двигаться. Она помогает пробуждать необходимые ресурсы, которые будут специфичны для определенной цели. Необходимым минимумом терапевтической работы в гипнозе можно считать постановку задач и наведение транса. Направление движения вовсе не должно быть определено сознательно, бессознательное понимание цели гораздо важнее. Когда бессознательное клиента знает свои запросы и имеет возможность благодаря трансу работать с меньшим контролем сознания, оно само может найти доступ к решению проблемы.
 Второй этап. Наведение транса
 Часто трансу приписывается мистическое значение. В этом не следует разубеждать клиента, но гипнотерапевт должен знать, что транс является только средством для отвлечения сознания и привлечения внимания бессознательного к тем внушениям, которые будут проводиться на фоне транса. Транс может быть разного уровня, и в зависимости от его глубины гипнотерапев-ту следует выбирать ту или иную форму внушений и способ взаимодействия с пациентом.
 56
 В процессе наведения гипнотического состояния гипно-терапевт, как правило, ставит перед собой две задачи: сфокусировать внимание клиента и перевести его на внутренний мир. Иногда эти задачи выполняются раздельно, например, при фиксации внимания на блестящем предмете вначале фокусируется внимание, которое затем для работы переключается на внутренние процессы, которые будут происходить в пациенте.
 Когда эти два процесса производятся одновременно, мы можем фокусировать внимание на внутренних ощущениях, например, боли, дискомфорта, и когда это сделано, мы переходим к терапевтическому использованию уже наведенного транса. Как правило, цель фокусирования внимания относится к сознанию в первую очередь, но тем не менее следует помнить, что наша задача состоит также в том, чтобы сконцентрировать внимание бессознательного, хотя мы можем предположить, что оно и без того сфокусировано на проблеме, если она действительно заботит пациента.
 Таким образом, при сужении внимания сознания и фокусировке его на чем-либо мы отвлекаем сознание, достигаем бессознательного и используем этот доступ для проведения терапевтических интервенций, которые в нашем случае выражаются через терапевтические внушения.
 Этап третий. Использование транса
 После того, как сознание пациента отвлечено и мы открыли дорогу к бессознательному, наша работа может иметь два пути развития.
 Во-первых, мы можем повышать энергетику бессознательного, давая ему доступ к собственным ресурсам, открывая его сильные стороны, давая возможность ощутить эту силу и укрепить себя в борьбе с негативными проявлениями. В результате мы получаем неспецифичную мощную защиту, которая позволяет справиться с любыми патогенными эмоциями. Транс, в котором главной целью является выявление, получение ресурсов, называется ресурсным трансом. Практически любой человек может найти доступ к ресурсным состояниям и исполь-
 57
 зовать их. На фоне ресурсного транса можно если не решить, то по крайней мере облегчить практически все проблемы.
 Второй путь для использования наведенного транса называется гипноанализом, когда в ходе работы мы получаем доступ к травматическому опыту пациента. Существует много способов доступа к травматическим переживаниям, но всегда их конечной задачей является выяснение причины, пускового механизма проблемы, выявление ее истории. В ряде случаев выход на источник проблемы может быть спонтанным. Так ведет себя гнойник, который прорывается при первом надавливании на него, поскольку он уже созрел, чтобы прорваться. Но, как правило, внутренняя защита пациента еще достаточно хорошо действует, и нам нужно приложить определенное усилие и произвести необходимые терапевтические процедуры, чтобы достичь первопричины.
 Когда мы ищем травматическую ситуацию сознательно, и это очередной этап терапевтической работы, следует постараться, чтобы он шел за этапом ощущения высвобождения внутренних ресурсов, то есть желательно, чтобы в начале терапии шли ресурсные трансы. Это повысит энергетику пациента, повысит его веру в собственные силы и сделает последующую терапию менее травматичной и более быстрой, а главное - более результативной. Человек способен сражаться со своими чудовищами только когда он ощущает в себе силы для этого. Как правило, после достижения травматического переживания задачей терапевта является проработать его, то есть совершить опять ряд терапевтических процедур, которые приведут к залечиванию душевной раны, к бессознательному исчезновению конфликта, к исчезновению его проявлений в настоящем, будь это психические проявления или соматические. Это основной этап работы, но он невозможен без двух предшествующих.
 Четвертый этап. Завершение транса, переориентация
 Когда терапевтическая работа закончена, наступает время вернуть человека в настоящее состояние, в настоящее время. Для переориентации мы используем процедуры, прямо противоположные тем, с помощью которых погружали пациента в
 58
 транс. Мы привлекаем его внимание к наибольшему числу явлений во внешнем мире - к звукам, которые раздаются в комнате, к свету, который пробивается через закрытые веки, напоминаем ему о том, что его ждет в жизни.
 Параллельно с переориентацией мы даем постгипнотические внушения, то есть внушения на период после завершения гипнотического сеанса. Это могут быть как стандартные внушения на ощущения силы, уверенности, отдыха, так и внушения на амнезию происходившего в трансе, особенно это бывает важно в случаях, когда в трансе вы работали с источником проблемы. Амнезия желательна для того, чтобы начатый процесс продолжался в бессознательном без контроля сознания. Она как бы сохраняет в бодрствующем состоянии диссоциацию между сознанием и бессознательным.
 Следует помнить, что, когда пациент открыл глаза и делает вид, что он вернулся в бодрствующее состояние, на самом деле он находится в неком промежуточном состоянии, из которого его легко вновь погрузить в транс, что иногда используется. В подобном положении ему легко давать внушения, причем они могут быть достаточно прямыми, директивными, поскольку в данный момент у пациента снижен контроль - ведь он считает, что терапевтический процесс закончился. И, как правило, на протяжении 10-20 минут он еще демонстрирует некоторые гипнотические признаки, например, задержку реакции, иногда каталепсию и другие, что дает возможность считать такое состояние, близким к трансу.
 Обычно терапевт, помимо постгипнотических внушений и установок на амнезию, дает пациенту домашнее задание, обсуждает идеи по поводу изменения поведения пациента в семье, на работе, в других социальных ситуациях. Если пациент хочет поговорить о том, что было в трансе, не следует ему отказывать. Хотя мы должны предполагать, что это даст ему возможность вспомнить то, что было в трансе, поскольку в эти 10-20 минут он имеет еще хороший доступ к своим воспоминаниям.
 Когда пациент не проявляет инициативы к обсуждению сеанса, а по невербальным признакам его состояние не внушает подозрений, то следует от обсуждения сеанса воздержаться или
 59
 перенести его на последующую встречу. Если по невербальным признакам терапевт может предположить негативные эмоции после проведенного сеанса, что, как правило, связано с появлением травматических переживаний и их недостаточной проработкой, обязательно следует проговорить создавшееся положение, ощущения и, возможно, сразу же перейти к повторному сеансу, поскольку повторное наведение будет очень быстрым и легким. Возможна интеграция состояния клиента с помощью постгипнотических внушений или с применением других техник психотерапии, например, гештальт-терапии или арттерапии.
 В ряде случаев пациент намеревается сразу после окончания сеанса встать и уйти. Даже если его поведение не внушает вам опасений, следует понимать, что, находясь в описанном выше просоночном состоянии, человек недостаточно ориентируется в окружающем мире. Если вы знаете, что сейчас он пойдет по оживленной улице или поедет за рулем автомобиля, следует задержать его под любым удобным предлогом до полного завершения выхода из транса, то есть на ближайшие 10-20 минут.
 Если у вас есть достаточный опыт в гипнотерапии и вы уверены, что пациент полностью вышел из транса, вы можете не придерживаться этого правила, хотя подстраховка никогда не помешает.
 Глава 8. СОПРОТИВЛЕНИЕ
 Сопротивление - явление в поведении пациента, с которым сталкивается каждый психотерапевт, независимо от того, в какой психотерапевтической технике он работает. Пациент, который приходит к нам, в той или иной степени приносит его всегда.
 Сопротивление может иметь сознательный и бессознательный компоненты. Следует выделить несколько видов сопротивления, но надо сразу оговориться, что они могут сочетаться у пациента:
 - боязнь потерять контроль над собой. Человек привык контролировать себя во всем, возможно, имеет негативный опыт потери контроля и последующих собственных неожиданных реакций. Он боится беспомощности перед самим собой;
 - страх перед властью терапевта. Пациент не верит вам, в чистоту ваших намерений, а часто не именно вам, а всему окружающему миру. Он боится беспомощности перед лицом неведомой опасности;
 - нежелание душевной боли. Мы будем работать с неприятными моментами жизни пациента, дотрагиваясь до надорванных струн души, доставляя им болезненность и дискомфорт. Люди стремятся остаться в неведении относительно своих проблем. Неудивительно, что в большинстве случаев та версия проблемы, которую вам представляют при первой встрече, не соответствует реальной проблеме, выявляемой в ходе последующей работы;
 - застенчивость. Пациент считает, что неприлично поддаваться "дремоте", когда терапевт с ним разговаривает;
 - анализирование. Человек всеми силами старается удержаться на поверхности транса, пытаясь найти в ваших словах
 61
 смысл. Он может ждать конкретных указаний по своему поведению и, даже когда транс все-таки настигает его, всеми силами сопротивляется ему. Подобный вид сопротивления часто наблюдается у обучающихся гипнозу, когда в процессе обучения они тренируются наводить транс друг на друга и стараются запомнить и оценить услышанные фразы;
 - избыточное сотрудничество. В такт вашим словам он кивает головой или стремится завязать диалог с вами, говоря: "Да-да, я абсолютно с вами согласен, доктор!";
 - незнание процесса. Человек, который не понимает, что происходит, часто с низким уровнем интеллекта. Он будет сидеть в кресле перед вами, будет внимательно смотреть вам в глаза, ерзать, вертеться. Попытки угомонить его иногда не приводят к желаемому эффекту;
 - отсутствие мотивации. Зачем входить в транс, если его результат не интересует. Иногда появляется даже азарт в противодействии терапевту.
 Проявления сопротивления могут быть явными, как хождение по кабинету, размахивание руками, словесный отказ от работы, что редко встречается. Когда признаки сопротивления явны, встает вопрос о возможности психотерапии, а в случае словесного отказа об этом не может быть речи. Чаще пациенты камуфлируют сопротивление, чем дают простор для ответных действий психотерапевта. Например, пациент стремиться рассказывать еще и еще о своих беспокойствах, оттягивая момент начала транса. Показателями сопротивления могут быть длительные бурные эмоции, слезы. Иногда причинами "невхождения" в транс будут кашель, чихание, усиленное сглатывание. Все происходящее пациент объясняет нездоровьем, эмоциональностью и другими причинами, не связанными с гипнозом. Для терапевта это сигналы повышенной тревожности человека, пришедшего на прием, и перед ним встает вопрос: "Что делать?"
 Если он решает продолжить терапию, то последующих путей два: преодолеть (сломить) сопротивление или его использовать. Идеи могут находить свое выражение в конкретных способах работы.
 62
 Способы преодоления сопротивления
 1. Профилактика сопротивления
 Каждому пациенту требуется свое количество времени, чтобы поверить психотерапевту, разрешить ему доступ во внутренний мир. Не следует форсировать стремление отправить пациента в транс. Установление "зоны доверия" - основная задача подготовительного этапа транса и, если она не выполнена, то пациент сопротивляется переходу к следующему этапу. Более тщательное присоединение, предварительное информирование клиента о той терапии, которая его ожидает, и о его роли в ней значительно снижают возможное сопротивление.
 2. Директивное ведение транса
 Терапевт может предложить пациенту сесть спокойно, закрыть глаза, ощутить расслабление и т. д., применяя прямые внушения, а в дальнейшем, когда процесс запущен и развивается, можно перейти к использованию косвенных внушений. Следует определить перед началом сеанса, исходя из собственного опыта и понимания личности пациента, - не вызовет ли директивное ведение усиления сопротивления.
 3. "Гипноз без гипноза"
 Транс лишь облегчает проведение необходимых внушений, но не является строго обязательным, возможна суггестивная работа без формального наведения транса, т. н. "техника вставленных сообщений". Вы можете вести с субъектом беседу, где в свою речь вы вставляете необходимые внушения. В простой беседе, вне какого-либо наведения транса, вне фиксированного транса, вы можете проводить все виды внушений, только они должны быть поданы незаметно для сознания. Расскажите ему историю о человеке, который у вас был на приеме. "Был у меня пациент, похожий на вас. Я почему-то вспомнил о нем, когда вы пришли. Вы даже чем-то внешне на него похожи. Вы знаете, у него была сходная проблема. Да, очень интересно. Да, у него были такие же головные боли. И, действительно, мы с ним
 63
 говорили долго о разных способах, которыми он может себе помогать. Он научился сам себе помогать. Помогать себе очень просто, если захочешь". И так далее. В этот момент клиент настолько заинтересован, хотя его глаза открыты и он кивает головой, он находится в трансе, боясь пропустить рецепт, как его предшественник справился с головной болью.
 4. Фиксация внимания
 Внимание пациента фиксируется на какой-то точке вовне или на ощущении внутри его, часто для этого нужно найти некий смысл, чтобы мотивировать человека на старательную фиксацию. Если вам удалось получить нужный эффект, перенаправляйте фокус внимания на внутренний мир, заботы пациента и развивайте полученный транс.
 б.Дезактуализация сознания через создание замешательства
 Для создания замешательства существуют две основные идеи: нарушение стереотипа и перегрузка сознания.
 Для нарушения стереотипа следует вначале выявить его. Стереотипы могут быть индивидуальными и общепринятыми. Один из самых известных способов прерывания стереотипа - "прерванное рукопожатие", когда терапевт протягивает пациенту руку для рукопожатия и в последний момент либо убирает свою, либо перехватывает руку пациента и ставит ее в необычную позу. Пациент застывает в конфузионном трансе, задачей терапевта является немедленно использовать его и развивать транс дальше.
 Перегрузка сознания достигается сообщением клиенту избытка информации, желательно запутанной. В русском языке такой процесс называется "забалтыванием". Можно использовать категории пространства, времени, события жизни и т. д., путая глагольные времена, падежные окончания.
 "Вы можете подумать о своем прошлом. И задумываясь о сегодняшнем дне, из своего прошлого взгляните на будущее. Подумайте, каким интересным было ваше будущее. И как вы можете почувствовать себя в нем, как будто вы сейчас в насто-
 64
 ящем или затем в прошлом, может быть, в далеком прошлом, а может быть, в далеком будущем. Потому что, это неважно, где вы сейчас и какое сейчас время, а важно, что за закрывающимися веками вы можете увидеть свое время". Смысл в таком высказывании найти трудно, но оно делается серьезным тоном и звучит как откровение.
 Перегрузка сознания возникает, когда вы просите пациента сосредоточить свое внимание на различие в ощущениях или звуках. Например, можно предложить поискать разницу в кончиках пальцев обеих рук и найти в них что-то особенное, отличное.
 Другой интересный способ. Пациент сидит с открытыми глазами, а вы просите его сфокусировать свое внимание на коленях и на отрезке между ними на полу, предлагаете пытаться одновременно удержать фокус внимания на этих трех точках. На самом деле это невозможно по оптическим причинам, поскольку расстояние до коленей и до пола разное, и требуется разный фокус зрения для этих точек. Чтобы попытаться удержать их в поле зрения, ему постоянно приходится фиксировать внимание то здесь, то там, одновременно он не может это сделать. Есть единственный способ - расфокусировать зрение, а этот процесс ведет к трансу: когда взгляд расфокусирован, внимание также теряет концентрацию. Если пациент расфокусировал зрение, это то же самое, как если бы он закрыл глаза - зрительный канал отключен.
 6. "Сопротивление" терапевта
 Способ возможный при "сознательном" сопротивлении, когда пациент предполагает, что с его сопротивлением будут бороться.
 - Доктор, я думаю, у меня ничего не получится.
 - Конечно...
 После такого ответа вам гарантирован легкий транс клиента и его интерес к вашим словам. Далее следует развить успех, не давая опомниться.
 - Вы же даже не закрыли глаза. Закройте глаза. И следите за дыханием... и т. д.
 5 Гордеев 65
 7. Использование противоположностей
 Сопротивление можно использовать, поддерживая его, играя на противоположностях. Мы принимаем сопротивление как факт, присоединяемся к нему и переходим к ведению.
 "И чем дольше открыты ваши глаза, тем может сильнее становиться напряжение в них, и тем легче векам будет закрыть их".
 "Чем больше напряжение ваших мышц, тем легче и приятнее затем будет расслабление".
 С сопротивлением не обязательно бороться. Клиент может сопротивляться, мы можем пойти от противного, с обратной стороны, не противясь сопротивлению, а приветствуя его, как проявление запроса пациента.
 8. Метафоры
 Одной из рекомендаций при сопротивлении является использование метафор. Зачем человеку сопротивляться красивой истории! Это же глупо. И человек не сопротивляется, если вы рассказываете метафору. Другое дело, что внутри метафоры есть внушения, но он-то об этом не знает! Возможно использование разных видов метафор, которые будут описаны ниже.
 Глава 9.
 ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ГИПНОТЕРАПИИ
 Абсолютных противопоказаний для гипнотерапии нет. Методика отличается экологичностью и способна работать даже в тех случаях, когда другие виды психотерапии противопоказаны.
 Относительные противопоказания определяются состоянием клиента и навыками гипнотерапевта. К ним относятся:
 - эпилепсия. Есть работы, посвященные работе гипнозом с эпилепсией. Непосредственно гипноз не вызывает приступа эпилепсии, но его могут спровоцировать некоторые раздражители, применяющиеся для наведения транса, например: мигающие лампы, стробоскоп, а кроме этого, пациент не гарантирован в ходе терапии от эмоций, которые также способны простимулировать припадок;
 - шизофрения. Больные слабо связаны с реальностью, и применяемая диссоциация с использованием символов, метафор способна утяжелить состояние пациента, неспособного провести реассоциацию;
 - прием транквилизаторов и седативных средств уменьшает эффективность гипнотической работы и делает невозможной глубокую работу на уровне физиологических изменений;
 - прием наркотических средств ускоряет движение по трансу, однако делает движение неуправляемым, не подчиняющимся контролю терапевта. Особенно таким эффектом обладают галлюциногены. Следует различать транс на фоне наркомании и методику наркопсихотерапии по Телешевской, хотя последняя в настоящее время применяется редко;
 - беременность, сопровождающаяся угрозой прерывания, токсикозом. Следует с осторожностью проводить гипнотера-
 67
 пию у пациенток в первом триместре беременности. Нежелательным эффектом гипнотерапии в данном случае будут являться мышечная релаксация и возможность выявления и ассоциации с травматическими переживаниями прошлого, сопровождающиеся сдвигом уровня гормонов и биологически активных веществ в крови.
 Опыт психотерапевта способен помогать проводить гипнотерапию в ситуациях, связанных с относительными противопоказаниями. Заметьте, вышеуказанные состояния требуют подхода с позиций психиатрических, наркологических и гинекологических знаний, только обладая ими и оценив состояние субъекта, можно индуцировать гипноз и работать на его фоне.
 Часть II. КЛАССИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ
 Глава 10.
 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЧЕСКОГО ГИПНОЗА
 Уже в начале изучения гипноза как естественнонаучного явления встал вопрос, кто может быть гипнотизером и его пациентом. Большинство исследователей к сегодняшнему дню согласны с положением: "Любой человек может быть подвержен гипнозу в той или иной степени". В основе этого заявления лежит идея, ведущая свой отсчет от Нансийской школы: "Гипноз - естественное явление, в основе которого лежит внушение".
 Гипноз - форма человеческого существования, основанная на концентрации внимания и обращении во внутренний мир. При наличии желания и мотивации любой пациент подвержен действию гипносуггестивной терапии. Основным условием являются его добровольное согласие и психотерапевтический смысл. Использование гипноза в зрелищных мероприятиях не дает ничего, кроме пищи для слухов и материальных выгод исполнителям и организаторам зрелища.
 Техника гипнотического наведения основывается на использовании ряда вербальных и невербальных приемов, эффективность которых в большинстве случаев зависит от внушаемости пациента.
 Для облегчения и проведения гипнотизации следует предусмотреть несколько условий: уменьшение активности пациента, снижение интенсивности внешних воздействий, кроме тех, что используются для погружения в гипноз; фиксация внимания.
 ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ И ВНУШАЕМОСТЬ
 Гипнабельность - свойство индивида, определяющее способность достижения гипнотического транса определенной
 70
 глубины, определяемое по субъективным и объективным признакам.
 Внушаемость - это степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию, или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических доводов или мотивов, а по одному лишь требованию или предложению, которое исходит от другого лица или группы людей (С. Ю. Мыш-ляев). Внушаемость зависит от личностных психологических и физиологических характеристик человека и факторов окружающего мира. Пациент часто не осознает своей подчиняемости и считает свой образ действий субъективнообусловленным, основанным на свободе выбора, и, при необходимости, объясняет свое поведение. Пациент, снявший в результате внушения ботинки и носки, при соответствующем вопросе скажет, что сделал это из-за жары.
 Одним из постгипнотических внушения Бернгейма было: на следующий день в полдень пациент должен был выйти на площадь Станислава в центре Нанси и трижды открыть зонтик. И когда горожане видели человека в солнечный день открывающего зонтик, они знали, что это пациент Бернгейма. При необходимости он мог пояснить свое поведение желанием проверить, работает ли зонтик, или другими причинами.
 К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстра-вертированность, повышенная эмоциональность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности (Карпенко Л. А.). Лучше внушаемы внешнереферент-ные люди, привыкшие опираться на внешние авторитеты, чужое мнение. Ситуативно внушаемость может повыситься при соматическом заболевании, усталости, стрессе, в безвыходном положении.
 В большинстве случаев внушение, исходящее от группы людей, эффективнее внушения, исходящего от одного человека, но группа не должна вызывать негативных эмоций. Од-
 71
 нако случается, что внушение, произнесенное одним авторитетным лицом, сильнее для человека, нежели внушение группы. Люди более внушаемы в областях, где их компетентность ограничена. Уровень доверия и соответственно внушаемость слесарю из автосервиса может быть выше, чем психотерапевту. Для внушаемого человека мнение авторитетных людей, средств массовой информации, опросов общественного мнения и т. п. становится основой для принятия соответствующих решений.
 Внушаемость - обычное социальное явление, и каждый человек обладает ею в определенной степени. Можно говорить о лицах с большей или меньшей внушаемостью, причем последние часто бывают источником внушений для первых. На внушаемости основаны обучение и воспитание растущего человека, его позиционирование в коллективе. В медицине с восприимчивостью пациентов связан ряд заболеваний и синдромов, носящих общее название "ятрогении"
 Часто внушаемость зависит не только от источника внушений, но и от характера внушений и способа их предъявления. Одна и та же фраза, сказанная грозным или мягким голосом, будет иметь разный эффект. Люди могут отвергать внушения со стороны посторонних, но зато легко поддаются влиянию близких и родных.
 Для определения внушаемости и для психотерапии в целом может иметь значение возраст пациента: хорошо поддаются внушениям молодые люди с податливостью мыслительных процессов, люди пожилого возраста внушаемы в гораздо меньшей степени.
 Гипнабельность может соотноситься с внушаемостью, но не является отдельным свойством организма, имеющим физиологическую основу. Она может быть определена только в ходе гипноза, опираясь на гипнотические тесты и результаты наблюдения. Способностью достигать глубокой степени гипноза (быть высоко гипнабельными) обладают около 20 - 30% людей. Примерно в равных долях по 30 -35% распределились люди, имеющие среднюю и незначительную гипнабельность.
 72
 Существует мнение, что здоровые соматически и психически люди более гипнабельны, чем больные.
 Возможно, гипнабельность в некоторой мере обусловлена генетически, но этот вопрос находится в стадии исследования. Восприимчивость к гипнозу может увеличиваться по мере приобретения опыта погружения в транс. Незначительная глубина погружения в первых сеансах может увеличиваться в последующих. Это явление может быть связано с устранением негативизма, напряженности, страха перед сеансами, что затрудняет дифференцировку. было ли это усиление гипнабельности либо гипнотизируемый не смог достичь индивидуальной глубины гипноза в первые сеансы по описанным выше субъективным причинам.
 "На восприимчивость к гипнозу немалое влияние оказывают окружающая обстановка, атмосфера, в которой проводится сеанс. Несомненно, субъекта, который видит, что другие без всяких колебаний подвергаются гипнозу и легко засыпают, легче гипнотизировать. В этом случае действует атмосфера внушения, не только облегчающая усыпление, но и значительно способствующая достижению лечебного успеха" (А. П. Слобо-дяник).
 Личность гипнотерапевта
 Действительно, любой человек может быть загипнотизирован, но не любым гипнотерапевтом и не в любое время. При этом не существует критериев, кто может быть гипнотизером, легенды о необходимости серых "стальных" глаз и о большей эффективности специалистов брюнетов ушли в прошлое. Гипнозом может овладеть практически каждый, но обычно он должен обладать в глазах пациента некоторым набором качеств, поскольку личность гипнотерапевта воспринимается субъективно. Велико значение доверия, которое пациент питает к терапевту и к его способностям. Один гипнотизер будет погружать субъекта движением руки в глубочайший транс, другому это не удастся ни при каких условиях. Следует выделить возможные качества, необходимые для формирования веры паци-
 73
 ента в гипнотерапевта, исходя из тезиса Бернгейма: "Вера
 чит". I
 Качества, которые желательны для гипнотерапевта
 Уверенное поведение
 Поведение гипнотерапевта должно говорить об уверенности в своих силах, в силе метода, которым он владеет, о готовности справиться с проблемой пациента. Если терапевт с дрожью в голосе говорит гипнотизируемому: "Давайте попробуем, правда, у меня редко что получается", - он может быть уверен, не получится и в этот раз. Внутреннее спокойствие и отсутствие напряженности в теле и в словах так же полезны для создания образа успешного терапевта. Часто образ терапевта складывается у пациента заранее из отзывов других пациентов, из разговора по телефону, из рекламной информации, и он приходит уже в "частичном гипнозе" от созданного им самим образа гипнотизера, и задача терапевта состоит в том, чтобы не разочаровать гипнотизируемого.
 Речь терапевта должна быть четкой и хорошо слышимой для пациента. При обращении к нему смотрите в глаза спокойно, без напряженности. В речи будьте уверены, используйте местоимение "Я", подчеркивая свой авторитет. Бывали случаи, когда уверенность психотерапевта компенсировала его иные недостатки, и пациент, зачарованный "силой и могуществом", был успешен в терапии.
 Опрятная внешность
 Условия, предъявляемые к внешности, не имеют четких критериев, терапевт может опираться на свои предпочтения. Для врача, работающего в поликлинике или стационаре, может быть естественен белый халат, который должен быть чистым и све-жевыглаженным. Частнопрактикующие специалисты обычно предпочитают работать без халата, и тогда требования опрятности будут предъявляться к костюму. Гипнотерапевт в строгом деловом костюме имеет больше шансов на успех, нежели одетый в джинсы и майку. Важно помнить, что одежда несет в себе невербальное послание пациенту о нас, в зависимости от
 74
 этого бессознательно человек определяет, можно ли нам доверять и верить в успех.
 Следует задуматься об интерьере собственного кабинета, какую информацию несет он, ведь ваш кабинет - это проекция вас. Попробуйте оглядеть свой кабинет взглядом постороннего наблюдателя и представьте, что подумает о вас человек, пришедший к вам впервые, и насколько полученное мнение соответствует тому, какое вы хотели произвести. Кабинет, выдержанный в строгих тонах, будет свидетельствовать о респектабельности врача, его прочном положении, определенном консерватизме и косвенно о доверии пациентов к нему. Кабинет, отделанный в светлые тона, с фотографиями или рисунками на стенах, без стола между терапевтом и пациентом будет говорить о демократизме врача, открытости его, готовности на внесение некоторой неформальности в общение.
 Умение создать и поддерживать раппорт
 Способность войти в контакт с пациентом - обязательное условие успеха терапии. При этом терапевт выступает в этом взаимодействии в роли лидера. Успеху процесса способствует наблюдательность, поведенческая гибкость, умение осознавать обратную связь, идущую от пациента. В терапевтическом взаимодействии всегда есть три стороны: пациент, его проблема и психотерапевт. В случае хорошо налаженного взаимодействия пациент вместе с терапевтом, опираясь на знания и опыт последнего, имеют намного больше шансов в борьбе с проблемой.
 Наблюдательность
 Умение увидеть минимальные проявления изменения состояния человека неотделимо от успешности ведения пациента внутри гипнотического состояния. Спецификой метода гипнотизер обречен на минимум информации, и умение распознавать и истолковывать незначительные невербальные признаки, предъявляемые пациентом, является обязательным навыком гипнотерапевта. Наблюдательность развивается только практикой, причем не обязательно связанной с работой. Наблюдение за людьми в транспорте, на улице также способствует приобретению необходимого умения.
 75
 Способность быстро принимать решения
 Динамика гипнотического состояния, особенно в ходе терапии, часто требует быстрых и нестандартных реакций. Поведение человека внутри транса при воспоминании травматических ситуаций непредсказуемо, и умение быстро и точно реагировать на проявления проблемы является важным фактором успешной работы. Работа гипнотерапевта, связанная с болезненными эпизодами прошлого, напоминает работу сапера: мы ищем психологическую "мину" и, обнаружив ее, должны быстрыми квалифицированными действиями ее обезвредить, освободив пациента от тяжелого груза.
 Интуиция
 Едва ли способность к интуиции закладывается на генетическом уровне. Скорее она складывается из опыта, наблюдательности и качественного раппорта, когда образы и мысли, проносящиеся в голове клиента, становятся известны вам, даже если он не говорит вам о них. Удивительно, что в этом случае появившиеся у вас идеи относительно направления дальнейшей работы с пациентом приносят успех терапии. Возможно, что вы переходите на бессознательный уровень общения с пациентом, что исключает контроль и искажения, привносимые сознанием. Умение ограничить в трансе не только сознание пациента, но и собственное сознание дает новый импульс бессознательному поиску для психотерапевта.
 Стадии гипноза
 Определение глубины гипноза сложно, поскольку опирается на субъективные признаки, определяемые терапевтом и пациентом. Все исследователи сходятся в одном, существуют разные уровни глубины транса, которым соответствуют разные явления.
 Бернгейм описывал девять степеней гипноза, основывая классификацию на наличии или отсутствии амнезии, Льебо - шесть, Форель, Бехтерев -три.
 В. М. Бехтерев различал малый, средний и глубокий гипноз.
 76
 "При малом гипнозе глаза закрыты, но они могут быть открываемы по произволу, хотя обыкновенно и с некоторыми усилиями. Подчинение воле исследователя имеется, но оно не настолько значительно, чтобы гипнотизируемый не мог бороться с внушениями. Отношение к внушениям зависит в этом случае, главным образом, от личности и от отношения ее к гипнотизирующему. Внушения, следовательно, могут быть действительны в этом случае лишь при отсутствии сопротивления со стороны гипнотизируемого лица и при вере в их действие. При этом большая часть сделанных внушений припоминается по пробуждении от гипноза.
 При средней степени гипноза или так называемом очаровании (гипотаксии) гипнотизируемый уже не может сам выйти из гипноза, он подчиняется внушениям в такой мере, в какой они не расходятся с его нравственными воззрениями. При этом во время гипноза он ориентируется в отношении окружающего и по пробуждении в большинстве случаев мало помнит о сделанных внушениях.
 Наконец, глубокий гипноз характеризуется более или менее полным подчинением личности, осуществлением самых разнообразных внушений по выходе из гипноза и, наконец, нередко особым отношением к гипнотизатору со стороны спящего; при этом обыкновенно ни одно из внушений не помнится загипнотизированным по выходе из гипноза, если, конечно, не сделано специального внушения помнить все и вне гипноза".
 По классификации Фореля гипноз делится на три степени: 1) сонливость - слегка загипнотизированный пациент может при известном условии противостоять внушению и открыть глаза; 2) гипотаксия, или легкий сон, - загипнотизированный не может открыть глаз и подчиняется некоторым или даже всем внушениям, без сопутствующей амнезии; 3) сомнамбулизм, или глубокий сон, сопровождающийся амнезией по пробуждении.
 Как видно, классификации Фореля и Бехтерева во многом совпадают, и большинство специалистов, нуждающихся в простой классификации, используют именно данную трехстепенную модель, называемую по фамилии Фореля.
 77
 Безусловно, подобное упрощение не раскрывают всего многообразия состояний, проявляющихся при гипнозе. Поэтому были разработаны более подробные классификации, хотя в их основе лежит также деление гипноза на три стадии.
 За рубежом наиболее известна 30-ступенчатая классификация Дэвиса и Хасбенда.
 Классификация Дэвиса и Хасбенда
 Глубина Ступень Симптомы Гипноид 1 2 3 4 5 Подготовка к расслаблению Расслабление Дрожание век Закрытие глаз Полное физическое расслабление Легкий транс 6 7 8 9 10 11 Оцепенение век Оцепенение конечностей Усиление симптомов Усиление симптомов Каталептическое оцепенение Анестезия ("рука в перчатке") Средний транс 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Усиление симптомов Частичная амнезия Усиление симптомов Постгипнотическая анестезия Усиление симптомов Изменение личности Простые постгипнотические внушения Усиление симптомов Кинестетические иллюзии, полная амнезия Глубокий транс 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Открытие глаз без выхода из транса Усиление симптомов Нелогичные постгипнотические внушения Усиление симптомов Полный сомнамбулизм Положительный постгипнотический обман зрения Положительный постгипнотический обман слуха Систематическая постгипнотическая анестезия Отрицательный постгипнотический обман зрения Отрицательный постгипнотический обман слуха, гиперестезия Отечественные специалисты предпочитают классификацию стадий гипноза Е. С. Каткова (1941), который разработал ее на основе учения И. П. Павлова.
 78
 Стадии и степени глубины гипнотического погружения, установленные Е. С. Катковым (по А. П. Слободянику)
 Первая стадия. Первая степень. Наблюдается нарастающее снижение тонуса коры головного мозга.
 Показатели. Гипнотик испытывает ощущение покоя, приятное чувство легкости в теле. Слышит, свои мысли контролирует. Чувствительность сохранена. Легко реализуется внушение двигательных реакций. Из этого состояния гипнотик легко может выйти.
 Вторая степень. Тонус коры еще более снижен, глубоко за-[ торможен двигательный анализатор. Постепенно закрываются глаза. Гипнотик чувствует тяжесть в теле.
 Показатели. Глаза гипнотизируемого закрыты, но при внушении легко открываются. Прикосновение к руке вызывает активное нормальное напряжение. Двигательные реакции легко реализуются. Гипнотик активно воспринимает окружающее. Легко может быть разбужен.
 Третья степень. Тонус коры значительно снижен. Более глубокое угнетение двигательного анализатора и второй сигнальной системы.
 Показатели. Гипнотизируемый ощущает дремоту и сонливость. Течение мыслей вялое, чувство тяжести в теле. Мышцы расслаблены. Поднятая рука бессильно падает. Невозможность открыть веки, двинуть рукой. На вопрос о самочувствии гипнотик отвечает медленно или молчит. Окружающее слышит. После пробуждения уверен, что он мог бы сам выйти из этого состояния.
 Вторая стадия. Первая степень. Тонус коры снижен, возникает зона раппорта. Разлитое торможение выключает кинестетическую систему (каталепсия). Торможение второй сигнальной системы. Торможение иррадиирует и на кожный анализатор (анальгезия). Появляются "переходные состояния"-уравнительная фаза.
 Показатели. Гипнотик отмечает значительную сонливость, движения затруднены. Легкая каталепсия (поднятая рука в воздухе остается недолго). Внушить двигательные реакции не удается. Окружающие звуки гипнотизируемый воспринимает, но не проявляет к ним интереса.
 79
 Вторая степень. Еще большее углубление предыдущего состояния. Восковидная каталепсия. Самопроизвольная анальгезия. Большее торможение второй сигнальной системы.
 Показатели. Резкая сонливость. Гипнотик отмечает "скованность" двигательной сферы. Значительное ослабление кожной чувствительности, усиливающееся путем внушения. Реализуются внушения двигательных реакций, латентный период укорочен. Начавшееся автоматическое движение быстро ослабевает, прекращается.
 Третья степень. В коре головного мозга появляются фазовые явления - уравнительная фаза. Более глубокое торможение второй сигнальной системы; внушенные иллюзии реализуются при закрытых глазах.
 Показатели. Гипнотик отмечает полное исчезновение собственных мыслей, слышит только голос гипнотизера. Наблюдается тетаническая каталепсия (пружинит рука). Внушение активных и пассивных двигательных реакций реализуется хорошо (медленные движения отдельными толчками, невозможность разжать кулак, двинуть рукой). Наблюдается анестезия слизистой носа (нашатырный спирт).
 Третья стадия. Первая степень. Зона раппорта формируется полностью. Вторая сигнальная система выключена, кроме пункта раппорта. Превалирует первая сигнальная система. Налицо парадоксальная фаза. Амнезия после пробуждения. Иллюзия при открытых глазах хорошо реализуется во всех анализаторах, за исключением слухового и зрительного. Самопроизвольная каталепсия исчезает (симптом Платонова-поднятая рука быстро падает).
 Показатели. Самопроизвольная каталепсия исчезает. Иллюзия при закрытых глазах полностью реализуется, за исключением слуха и зрения. При раздражениях носа, языка, кожи вызываются галлюцинации. Можно вызвать ощущение голода, жажды. Хорошо реализуются внушенные двигательные реакции. Амнезия отсутствует.
 Вторая степень. Почти полное торможение деятельности второй сигнальной системы. Вызываются все положительные галлюцинации.
 80
 Показатели. Зрительные галлюцинации хорошо реализуются (с закрытыми глазами "ловит бабочек"). При внушении открыть глаза галлюцинации исчезают, часто наступает пробуждение. Легко реализуются внушенные двигательные реак-
 ;' ции (пассивные и активные). Частичная амнезия.
 \- Третья степень. Полное изолирование раппорта. Вторая сигнальная система выключена, кроме пункта раппорта. Амнезия после пробуждения. Слово сильнее реального раздражителя.
 Показатели. Легко реализуются все типы положительных и отрицательных галлюцинаций (при открытых глазах). Положительные и отрицательные галлюцинации реализуются постгип-нотически. Амнезия после пробуждения. Легкая реализация "трансформации" возраста (перевод в детское состояние). При открытии век глаза мутные, влажные. Возможен "молниеносный" гипноз.
 Можно с уверенностью сказать, что схема Е. С. Каткова в настоящее время наиболее признана в отечественной гипнологии и при необходимости классификации гипнотического состояния обращаются именно к ней.
 6 Гордеев
 Глава 11. СПОСОБЫ И ЭТАПЫ ГИПНОТИЗАЦИИ
 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
 Каждая встреча гипнотерапевта и пациента должна начинаться с предшествующей трансу беседы. Содержание такой беседы, разумеется, зависит от того, первый ли это сеанс у пациента или он уже работал в гипнозе. В случае, если встреча первая, то беседа ведется более подробно. Мы выясняем, что субъекту известно о предстоящей терапии. Необходимо рассеять все опасения и ложные представления о гипнозе, которые могли создаться у больного из книг, средств массовой информации, рассказов окружающих (часто не подтвержденных личным опытом). Его следует уверить, что он сможет полностью распоряжаться своей волей и при необходимости сможет самостоятельно "проснуться". Объясните, что в ходе гипнотической работы речь будет идти о сотрудничестве, а не о вашем доминировании.
 "Врач должен прибегать к помощи сравнения. Он может объяснить, что речь идет о состоянии, промежуточном между бодрствованием и сном, состоянии, возникающем обычно каждый вечер перед тем, как наступает сон, и продолжающееся недолго, но которое теперь предстоит продлить. Можно также сказать, что гипноз напоминает состояние, когда видят сон и знают, что это сон. В таком состоянии пациент продолжает общаться только с врачом. Эту избирательную связь можно иллюстрировать следующим примером: спящая мать не слышит никаких шумов и тем не менее отзывается на самый слабый крик своего ребенка" (Л. Шерток).
 Следует ли упоминать слово "гипноз"? Отвечая себе на этот вопрос, следует помнить, что часто гипноз отождествляется с потерей человеком контроля над собой. Ошибочные представ-
 82
 ления пациента могут подпитывать его страх и нежелание испытывать гипноз. Возможно, если пациент не запрашивает именно "гипноз", в ряде случаев полезно не называть его прямо, а использовать слова "транс", "сон", "медитация" и др. В противовес следует сказать, что слава гипноза не оставляет у пациента сомнений в его эффективности: если гипноз способен обездвижить и обезволить, то он безусловно справится с проблемой. Поэтому каждый раз вопрос, называть гипноз своим именем или постараться избежать этого, решается терапевтом для конкретного пациента.
 2. ГИПНОТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
 Тесты производятся после предварительной беседы и предшествуют собственно индукции гипнотического состояния. Проведение тестов может быть переведено непосредственно в гипнотическое погружение. Связь между внушаемостью и гип-набельностью является необязательной. В основном данные тесты призваны помочь пациенту поверить в свою способность получать внушения, а терапевту показывают степень внушаемости пациента.
 Простой тест на внушаемость состоит в предложении пациенту: "Вытяните руки вперед ладонями вверх. Представьте, что на одной руке находится тяжелая книга (гиря), а к другой руке привязан воздушный шарик. Ощутите, как книга давит на руку и как шарик тянет другую руку вверх". Через минуту привлеките внимание к разнице в положении рук. Тест может проводится как с открытыми, так и с закрытыми глазами.
 Тест падения назад
 Гипнотизируемый стоит прямо, носки и пятки соединены (что добавляет неустойчивости). Терапевт становится сзади, кладет ему под затылок правую раскрытую ладонь, предлагая положить на нее голову. Затем через несколько секунд, подержав руку в неподвижном положении, гипнотерапевт вначале еле заметно, медленно, начинает отводить руку назад, а затем резко убирает ее. Процесс сопровождается словами: "Сейчас я уберу свою руку, и ваше тело пойдет назад. Рука пошла назад,
 83
 тело пошло назад, вы падаете" Не забудьте подхватить и сказать "Хорошо", поощрить пациента.
 Возможны другие разновидности этого теста. Обычно они отличаются местом приложения рук гипнотизера (спина, виски), а возможно и бесконтактное падение, что производит неизгладимое впечатление и на пациента, и на наблюдателей.
 Тест сцепления век
 Пациента просят закрыть глаза. Произнося: "Сейчас я надавлю на точку на переносице, и вам будет трудно открыть глаза", надавливают на центр переносицы. Продолжая говорить: "Ваши глаза расслабляются, веки слипаются, вы не можете открыть глаза и можете попытаться открыть глаза", наблюдают реакцию глаз. Если глаза не открываются, внушаемость хорошая. Для завершения теста скажите: "Я досчитаю до трех, дотронусь до бровей и глаза легко и свободно откроются. Раз, два, три, откройте глаза".
 Л. Шерток описывает следующие три теста, которые использовал в своей практике: прием Констамма, тест качания и тест сжатых рук.
 Прием Констамма
 Пациенту предлагают встать боком к стене и тыльной стороной сжатой в кулак кисти опереться изо всех сил о стену. Глаза должны быть закрытыми. В течение минуты (примерно) врач дает пациенту следующие приказания: "Обопритесь очень сильно, напрягите мышцы плеча, руки". После этого он просит больного отойти от стены и свободно опустить руки. Чаще всего рука, которая работала, сама собой поднимается, нередко даже описав угол 90°. Пациенту объясняют, что испытанное им расслабление и спонтанное движение руки похожи на расслабление и ощущение подчинения внешним силам, которые он должен снова испытать во время гипнотической индукции.
 Тест качания
 Пациент держит ноги сдвинутыми, корпус выпрямленным, взгляд фиксирует точку на потолке прямо над его головой. Врач, стоя позади пациента, просит его закрыть глаза, сохраняя пре-
 84
 жнее положение. Затем он дает указания: "Я хочу оценить вашу способность к релаксации (расслаблению). Я положу свои руки вам на плечи". Сделав то, о чем говорил, врач добавляет: "Теперь я обопрусь руками на ваши плечи и вы почувствуете силу, которая тянет вас назад ко мне. Не сопротивляйтесь, я вас удержу, когда вы будете падать. Вы падаете, падаете, падаете, вас тянет назад... вы падаете, падаете".
 В этот момент врач отнимает руки и пациент начинает качаться. Если он этого не делает, врач снова кладет руки ему на плечи и заставляет раскачиваться то вперед, то назад, обращая его внимание на то, что он сопротивляется, и прося его не напрягаться. Врач снова внушает пациенту падать назад и внезапно отнимает руки. Как только пациент начинает качаться, внушение становится энергичнее: "Вы падаете назад, вы падаете, падаете, вы падаете назад, назад, я вас удержу, когда вы будете падать". Конечно, необходимо, чтобы врач был в состоянии удержать пациента.
 Тест сжатых рук
 Если речь идет о воздействии на группу пациентов, предпочтительным является тест сжатых рук. Врач просит пациента, сидящего на стуле, сильно сжать одну руку другой. Он показывает, как это надо сделать, и говорит: "Я хочу, чтобы вы на минуту закрыли глаза и фиксировали тиски, тяжелые металлические тиски, губки которых сжимают болт. Представьте, что ваши руки - это губки тисков. Я начну считать от одного до пяти. Во время счета ваши руки будут сжиматься все сильнее, все сильнее и сильнее. Когда я дойду до пяти, ваши руки сожмутся настолько, что их будет трудно или невозможно разъединить. Один, сжимайте; два, сжимайте, сжимайте еще, еще, еще; три, сжимайте очень сильно, ваши руки соединены одна с другой; четыре, ваши руки скованы очень сильно, очень сильно; пять, они так скованы, что, если вы попытаетесь их разъединить, они останутся скованными до тех пор, пока я не дам распоряжения их разжать. Теперь разжимайте их медленно" (по Л. Шертоку).
 Похожий прием описывал В. Е. Рожнов, бывший в дружеских отношениях с Л. Шертоком. Это известный прием сцепления рук (цит. по СЮ. Мышляеву).
 85
 "Предложив испытуемому соединить пальцы рук в замок, исследователь покрывает их своими руками. Взгляд исследователя фиксирует переносицу испытуемого, который должен смотреть в глаза исследователю. Продолжая массировать руки испытуемого, исследователь произносит формулу внушения: "Как только я положу свои руки на ваши, они начнут деревенеть. Ваши руки уже деревенеют. Руки начинают сжиматься все больше. Руки сжимаются все больше, руки сжались крепко-крепко. Вы уже не можете разжать ваши руки! Словно магниты, их притягивает друг к другу. Пробуйте, прилагайте усилия. Вы не можете разнять руки! Ничего не получается! Пробуйте, прилагайте усилия. Ничего не получается!" В результате испытуемый действительно не сможет разнять своих рук. Удача этого приема будет говорить о большой внушаемости испытуемого. Можно усилить прием, предложив испытуемому поднять сцепленные руки над головой".
 Тест маятника (по В. В. Кондрашову)
 К 30-сантиметровой нитке привязано кольцо. Испытуемый, сидящий у стола, протягивает руку и берет конец нитки, держа его так, чтобы кольцо маятникообразно покачивалось над столом. Ему дается следующая инструкция: "Представьте себе, что, когда вы держите нитку с кольцом, вы смотрите на большой круг, нарисованный на столе. Пусть ваш взор перемещается по периметру этого круга, и так все время. Кольцо также начнет перемещаться по периметру круга, даже если вы не будете обращать на это внимание".
 После того, как испытуемый начнет действовать в соответствии с этим внушением, его просят сосредоточить внимание на воображаемой линии, проходящей непосредственно перед его глазами, а затем на линии, идущей поперек стола. Маятник начинает колебаться в соответствии с направлением движения его глаз.
 Возможно, что на этом тесте основаны приемы спиритизма.
 3. ГИПНОТИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ
 Психологическое воздействие на больного начинается уже с того момента, как он вошел в кабинет, а возможно, и раньше, когда он узнал о вас от других пациентов, позвонил по телефону и т. п.
 86
 Вся обстановка кабинета должна быть приспособлена к тому, чтобы продолжить это воздействие, углубить его и прежде всего успокоить больного.
 В кабинете должно быть тихо. Пол лучше покрыть ковром для заглушения звуков. Необходимо либо мягкое кресло с подлокотниками и подголовником; это кресло должно быть удобным для длительного пребывания в нем положению больного. Либо нужна кушетка, достаточно удобная для пациента с хорошим доступом для терапевта, при необходимости он может демонстрировать пациенту предметы для фиксации взгляда, проводить каталепсию конечностей и т. д. Освещение должно быть не ярким и не прямым, достаточным для возможности различать изменения в мимике пациента. Какова бы ни была принятая поза, следует удостовериться, что пациент чувствует себя удобно. Ему предлагают принять совершенно свободную позу, чувствовать себя непринужденно, не делать никаких усилий, не проявлять сопротивления. Он не должен беспокоиться о том, что с ним дальше произойдет, но всему поддаваться.
 После этого приступают собственно к индукции гипнотического состояния. Перед тем как описывать применяемые в настоящее время методы, напомним о технике, которую использовал Бернгейм. Он изложил ее в книге "О внушении в гипнотическом состоянии и в состоянии бодрствования". Ниже приведены внушения, которые он делал своим пациентам. Бернгейм говорил: "Смотрите на меня и думайте только о том, чтобы заснуть. Вы почувствуете тяжесть в веках, усталость в ваших глазах; ваши глаза увлажняются, мигают, взгляд затуманивается, веки опускаются". Некоторые пациенты закрывают глаза и сразу же засыпают. Другим я повторяю, еще больше подчеркиваю сказанное, добавляю жест; характер жеста не так важен. Я держу два пальца правой руки перед глазами пациента и прошу смотреть на них пристально или обеими руками провожу несколько раз сверху вниз перед его глазами; или еще прошу пациента смотреть мне прямо в глаза и стараюсь в это время сконцентрировать все его внимание на мысли о сне. Я говорю: "Ваши веки смыкаются, вы не можете их разомкнуть. Вы чувствуете тяжесть в руках и ногах; вы больше
 87
 ничего не чувствуете, ваши руки неподвижны, вы ничего больше не видите; приходит сон". И добавляю в несколько повелительном тоне: "Спите". Часто это слово бывает решающим; глаза закрываются, больной спит.
 Если пациент не закрывает глаза или не держит их закрытыми, я не заставляю его очень долго смотреть мне в глаза или на мои пальцы, ибо есть такие пациенты, которые без конца таращат глаза и сосредоточивают свое внимание только на этом, а не на мысли о сне; в подобных случаях успех скорее достигается при закрытых глазах. По истечении двух или самое большее трех минут я прикрываю веки или же медленно и осторожно опускаю их, скользя по глазным яблокам, все больше и больше закрывая их, имитируя таким образом естественное движение век в тот момент, когда человек засыпает; наконец, я держу их закрытыми, продолжая внушение: "Ваши веки слипаются, вы не можете их открыть; потребность спать становится все сильнее, вы больше не можете сопротивляться". Я повторяю приказание, постепенно понижая голос: "Спите". Почти всегда через 4 или 5 минут наступает сон. Это сон, вызванный внушением, образ сна, который я постепенно ввожу в мозг. У одних пациентов легче добиться успеха, действуя мягко, с другими, не поддающимися такому внушению, лучше говорить резко, властным тоном, чтобы пресечь желание засмеяться или непроизвольное сопротивление, вызванное подобными приемами.
 Часто у лиц, кажущихся невосприимчивыми, я добивался успеха, держа долго веки пациента опущенными, принуждая его к молчанию и неподвижности, говоря непрерывно и повторяя одни и те же формулы: "Вы чувствуете оцепенение, онемение, руки и ноги неподвижны, вы ощущаете тепло в веках; нервная система успокаивается, у вас нет больше воли; глаза остаются закрытыми; вы засыпаете" и т. д. После 8-10 минут такого длительного слухового внушения я отнимаю пальцы, глаза остаются закрытыми; я поднимаю руки пациента, они остаются в воздухе; это каталептический сон".
 К. И. Платонов считает, что, "приступая к усыплению больного, необходимо иметь в виду, что для успеха психотерапии
 88
 нет необходимости в том, чтобы он заснул глубоким сном. В ряде случаев достаточно лишь погрузить его в дремотное состояние...
 Для усыпления больного врач применяет соответствующие слова усыпления, наряду с которыми он может пользоваться также вспомогательными физическими приемами усыпления. Последние могут выражаться, например, в виде слабых ритми-|ческих раздражений одного из анализаторов или же нескольких анализаторов сразу с целью развития в них тормозного про-шесса. Для этого могут быть применены редкие удары метроно-1ма (с частотой один удар в 1-2 секунды), тикание стенных или [же карманных часов, однообразное поглаживание больного по |руке, по голове или по лбу; иногда больному предлагают длительно смотреть на какую-нибудь блестящую точку и т. д.
 Одновременно врач произносит примерно следующие сло-I ва усыпления: "Вы уже пришли в состояние полного душевного покоя, необходимого для наступления дремоты, а в дальнейшем сна. По всему вашему телу начинает разливаться приятная | нега и истома, у вас появляется сонливость, ощущается приятная вялость, тяжелеют руки и ноги, тяжелеют веки, как бы наливаются свинцом, вы начинаете чувствовать, как вас начинает неодолимо клонить ко сну. Мой голос вы хорошо слышите, я сейчас буду медленно считать до десяти, с каждым счетом ваша дремота все более углубляется: раз... два... три... (и т. д. до десяти). Вы засыпаете, переходя во все более глубокое состояние спокойного и приятного сна".
 Эти слова следует произносить негромким голосом, монотонно, медленно, спокойно, но в то же время достаточно четко и уверенно. Отдельные фразы повторяют по нескольку раз.
 Необходимо вселить в больного твердое убеждение в том, что внушаемое ему засыпание действительно приходит как бы само собой, причем он с каждой минутой поддается этому состоянию все более и более.
 Дальнейшие слова усыпления могут быть таковы: "Ну, вот вы сейчас находитесь в состоянии полного покоя, вам дышится спокойно, легко и хорошо. Вы совершенно отрешились от всех ваших забот, волнений и впечатлений дня, на окружаю-
 89
 щее вы не обращаете внимания. Мои слова продолжаете четко воспринимать. При этом ничто вас не волнует, никаких неприятных ощущений у вас нет, по телу разливается приятная слабость, ваши руки и ноги отяжелели, отяжелели веки, вас все более и более охватывает дремота, нет желания ни двигаться, ни открыть глаза, ваши веки слиплись, вы всё более погружаетесь в глубокий, спокойный сон, вы спите!"
 В. Е. Рожнов давал следующие рекомендации для проведения сеанса гипноза: "Приступая к сеансу гипнотерапии, больного усаживают в удобное мягкое кресло или, еще лучше, укладывают на кушетку спиной к источнику света. Поза больного должна быть удобной, ничто не должно стеснять его.
 Гипнотизирующий обращается к больному примерно со следующими словами: "Расслабьте мышцы. Лежите совершенно спокойно, старайтесь ни о чем не думать. Внимательно слушайте то, что я вам буду говорить. У вас появляется желание спать. Я начну считать, и по мере приближения к десяти ваше желание спать будет все больше нарастать. Когда я назову цифру "десять", вы заснете". Часто применяется прямое внушение: "Спать! Спите!" Слова произносятся спокойно, с некоторыми паузами, фразы должны быть понятными.
 Иногда в начале гипнотического сеанса предлагают гипнотизируемому фиксировать взгляд на каком-нибудь неподвижном блестящем предмете, обычно на металлическом шарике или кончике молоточка. Одновременно врач проводит вышеописанное внушение сонливого состояния".
 П. Шильдер и О. Каудерс таким образом описывали свой способ вызывания гипнотического состояния: "Обыкновенно мы заставляем пристально смотреть на ключ или на какой-нибудь блестящий предмет, становимся позади пациента и начинаем, поглаживая его по лбу, говорить приблизительно следующее: "Веки делаются все тяжелее и тяжелее, вы становитесь усталым, вялым и сонным. У вас чувство тяжести во всем теле. Усталость все усиливается. У вас чувство, какое бывает перед засыпанием. Все плывет перед глазами, вы не можете больше держать глаза открытыми, вы находитесь в состоянии полного глубокого покоя, вы дышите совершенно спокойно,
 90

<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу