<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 С движением руки при каталепсии, как и при левитации, можно соотнести различные факторы и этапы психотерапевтической работы. Например, с подъемом руки можно связать углубление транса, поиск источника проблемы, выявление истории проблемы или поиск ее решения.
 В ряде случаев руки поднимаются одновременно или одна за другой. Как правило, для того, чтобы получить левитацию руки, необходимо сочетание нескольких факторов. Первым фактором является знание пациента о возможных неожиданных реакциях и движениях. Как правило, если пациент это знает, поднимающаяся рука не вызывает у него удивления, а главное, ужаса. И желание руки подняться не приводит к моментальному включению сознания с тем, чтобы затормозить этот процесс.
 Для левитации требуется достаточно глубокий транс, в котором реально проводится диссоциация между рукой и телом, а часто между ощущениями и состоянием обеих рук. Для этого в ходе наведения транса мы используем диссоциативное внушение, которое помогает как погрузить человека в более глубокий транс, так и запустить идеомоторные движения в руках. Достаточно часто для стимуляции подъема руки необходимы внушения на легкость, движение, подъем, используются метафоры облака, ветерка, который поднимает листья, воздушного шарика, который тянет руку вверх, и многое другое. Случается, что использование метафор крыльев птицы, например, приводит к содружественному подъему обеих рук.
 Задачей психотерапевта является индукция мелких идеомо-торных движений в пальцах и кисти и затем увеличение их амплитуды и генерализация - распространение на всю руку. Намного проще пойти на левитацию руки, которая демонстрирует сигналинг или которая реагирует подъемом пальцев в ответ на ваши вопросы. Бывает достаточно попросить усилить эти движения, дать метафору легкости, движения вверх, и на этом фоне возможна индукция левитации.
 Достаточно часто рука не поднимается вначале целиком, а может подниматься либо один палец, либо область лучезапяст-
 200
 ного сустава, но это является большим успехом. Когда вы заметили движение, можете усилить начавшуюся идеомоторную реакцию, и это намного проще, нежели давать внушение неподвижной руке.
 При стимуляции левитации голос терапевта становится выше, фразы звучат более часто. Желательно, в отличие от других ситуаций, говорить на вдохе пациента, поскольку наша задача состоит в том, чтобы стимулировать активность в данной руке, а фразы, услышанные на вдохе, - стимулируют. Когда иде-омоторная активность становится заметной, ее надо поддержать, усилить, добившись поднятия руки.
 Левитация не является самоцелью, поскольку даже если вас постигла неудача и рука не поднялась, следует отметить, что в данный момент внимание пациента было приковано к руке, и вы выполнили одну из основных задач наведения гипнотического транса - отвлечение внимания сознания, в данном случае привлечением его к руке.
 Вы можете задавать вопросы, которые будут носить характер внушений: какая из рук легче, в какой из рук появляются движения, какая из них готова начать движение вверх. В ряде случаев левитация может быть связана с возрастной регрессией, и тогда возможно появится метафора воздушного шарика, который тянет руку вверх, что было в жизни каждого человека. Пробуждая подобный опыт, мы одновременно можем дать человеку и ресурсное воспоминание и ощущение детства. Если рука начала подниматься, то, стимулируя подъем, мы должны внимательно смотреть, до какого уровня рука готова дойти. Достаточно часто рука поднимается до уровня груди, хотя в ряде случаев ее подъем очень незначителен, и, приподнявшись на несколько сантиметров, рука опускается обратно. Такая левитация также является удачей и может быть использована.
 Если рука поднялась до уровня груди, можно предложить руке двинуться к лицу и связать с этим, например, поиск решения проблемы или воспоминания, связанного с проблемой. Редко, когда рука поднимается выше головы, что может говорить либо о глубоком гипнозе, либо о значительной истерической акцентуации личности пациента. С движениями руки
 201
 можно связывать бессознательный выбор, например, вы можете предложить поиск источника проблемы, связав его с перемещением руки к лицу, а опускание руки с нежеланием искать подобную причину, или с желанием получить приятные ресурсные ощущения, или выйти из транса. Наблюдая за рукой, в зависимости от направления ее движения, вы можете определить, каково решение пациента. С опусканием руки можно связать выход из транса, однако с этим же движением можно соотнести и поиск бессознательного решения проблемы и разрешения внутреннего конфликта.
 Достаточно часто по внешнему виду руки можно предположить, что она сможет подняться, при этом ее изменения аналогичны изменениям, описанным в части, посвященной каталепсии. Если, несмотря на ваши внушения, рука не стала подниматься, вы можете попробовать пойти на каталепсию, то есть поднять руку собственными усилиями. Бывает, что пациент как будто только и ждет этого, и небольшая помощь стимулирует подъем руки, дальнейшее ее движение идет уже самостоятельно. Каталепсию необходимо выполнить, как это описано выше. Какая из рук поднимется, никак не связано с тем, человек - правша или левша. По наблюдениям следует сказать, что у одного и того же человека в разных трансах могут подниматься разные руки.
 Если клиент продемонстрировал левитацию, это можно считать показателем готовности клиента к глубокой гипнотической работе. Левитация говорит о том, что он достаточно ознакомился со спецификой гипноза и умеет погружаться в глубокий транс, где возможно применение более директивных, более точных внушений, где возможна работа без участия сознания.
 Глава 17.
 МЕТАФОРЫ В ЭРИКСОНОВСКОМ ГИПНОЗЕ
 Для бессознательного характерен язык образов, звуков, ощущений, язык целостных картин и событий. Бессознательное умеет улавливать все происходящее целиком, не пытаясь дробить, делить. Предполагается, что функцией сознания является контроль, анализ, выяснение причин, следствий. Функцией бессознательного, наоборот, является синтез, целостное восприятие окружающего мира. Поэтому метафоры, которые являются законченными историями с многозначным сюжетом, играют важную роль в эриксоновской терапии. Метафорой называется вид косвенного внушения, в котором иносказательно дается подобие проблемы человека, пути и способы ее разрешения.
 Популярная идея о разности функций двух полушарий головного мозга помогает описать взаимодействие сознания и бессознательного. У правшей левое полушарие является доминантным, и оно считается прибежищем сознания. Оно обладает логической функцией, отвечает за повседневную жизнь человека, за его поступки, убеждения, ценности и многое другое.
 Правое полушарие является недоминантным, и его считают зоной бессознательного. Оно характерно своей образностью, ассоциативными связями, иногда отмечается детский характер его. Полушарие охотно воспринимает мир целиком. Это свойство действительно похоже на взгляд ребенка, который открыт всему миру и у которого нет ограничивающих шор.
 За счет создания целостной истории метафора попадает непосредственно в правое полушарие, где встречается с бессознательным, для которого она создавалась. Метафора мно-
 203
 гозначна, поскольку никогда нельзя определить, сколько значений вкладывается в одну терапевтическую историю. Пациент находит в ней тот смысл, то значение, которое близко ему и которое психотерапевт, может быть, даже не вкладывал в нее. Создание метафор, безусловно, является искусством, однако существуют принципы их создания, каждый психотерапевт может иметь свои заготовки и излюбленные подходы. Однако следует сказать, что любая заготовка в конкретном случае должна быть изменена, дополнена, метафора создается непосредственно для данного человека. Как бы часто психотерапевт не использовал свою заготовку, каждый раз у него будет получаться новая история. Метафоры играют роль психологических субстратов, с помощью которых мы зондируем бессознательное пациента, пытаемся дать ему необходимые идеи и пробудить его ресурсы.
 В эриксоновском гипнозе можно использовать несколько видов метафор.
 Метафоры сравнения
 В ходе беседы, гипнотического транса, обсуждения домашнего задания мы сравниваем сегодняшнее состояние клиента с предыдущим, сравниваем его понятия с чем-то, что он может дать нам в качестве образца. Мы можем соотнести его состояние с тем, что было раньше в его жизни, можем сравнивать его с будущим самочувствием, как он может себе представить, с каким-то явлением природы, с человеком, животным, растением. Подобная метафора сравнения может затем служить источником для создания терапевтической метафоры. Возможно, человеку проще сказать, что он ощущает себя сейчас как сломанный росток, и это будет значить гораздо больше, нежели чем он описал бы свое состояние в терминах ощущений.
 Метафоры сравнений могут являться лингвистическим приемом, употребляемым терапевтом для облегчения самочувствия и самоощущения пациента. Используя приемы рефрейминга - находя элементы положительного смысла в заботах человека, придумывая возможные жизненные события, где его недостат-
 204
 ки превратятся в достоинства, психотерапевт начинает незаметную работу по "разрыхлению" проблемного состояния.
 Встроенная метафора (двойная, тройная спираль)
 Встроенная метафора часто используется в эриксоновском гипнозе. Она может использоваться как с метафорой сравнения, так и с терапевтической метафорой, сочетаясь с ней и дополняя ее. Когда речь идет о встроенной метафоре, фактически мы говорим о форме подачи метафорического материала. Встроенная метафора состоит из нескольких ступеней, обычно из двух или трех. Она представляет собой историю-матрешку, когда один сюжет вкладывается в другой, а тот - в третий.
 Обычно первым этапом встроенной метафоры является метафора изменений. Предположим, мы обращаем внимание субъекта на явление природы, например, на зиму, когда деревья спят за окном, их стволы покрыты белым снегом. Белым снегом покрыты дороги, ветви, листьев давно уже нет... Примерно на середине повествования, хотя точное деление метафоры на ровные половины вовсе не обязательно, мы прерываем первый рассказ и начинаем повествование другой метафоры.
 I I
 II
 Желательно делать перерыв достаточно заметным, чтобы отделить содержание одной метафоры от другой. В этот момент частицы внимания пациента начинают стараться сохранить элементы первой метафоры и затем пытаются зафиксировать то, что мы будем говорить во второй метафоре. В ней, например, мы будем говорить о доме, который стоит среди снежного леса, и о часах на его стене, о стрелках, которые идут, одна догоняет другую. Самая важная стрелка, маленькая, движется медленно, а стрелка менее важная, минутная, большая, движется намного быстрее, но, несмотря на это, за каждым ее движе-
 205
 нием стоит намного меньшее, чем за движением часовой стрелки... Мы продолжаем эту метафору до того момента, пока не дадим необходимое внушение, связывая каким-то образом стрелки этих часов с жизнью пациента.
 В двойной спирали вторая метафора будет основной, и затем, когда мы ее завершим, мы снова вернемся к зиме. К зиме, которая царствует за окном, когда одинокие снежинки могут кружиться в призрачном лунном свете, падая вниз и образуя белый пушистый ковер, который укрывает землю, который сохраняет в ней все те зерна, что упали в нее. Он сохраняет их до того момента, когда придет весна и солнце пригреет и растопит снег, растопит лед. И снег и лед, которые, с одной стороны, мешали семенам, а с другой стороны, сохраняли их, теперь послужат питательной водой, которая напоит землю, и семена прорастут... И так мы продолжаем, создавая метафору изменений и завершая первую метафору.
 Психика человека обладает удивительным свойством - из многих компонентов создать единое целое. Элементы первой метафоры, которую мы специально разделили, она соединяет, а то, что было между двумя частями, то есть вторая метафора, уходит от контроля сознания на уровень бессознательного, помогая ему работать именно с главной метафорой, закрывая его от наблюдения сознания как снег закрывает зерна.
 Подобным образом строится и трехкомпонентная метафора, когда есть не две матрешки, а три, встроенные одна в другую. Сначала рассказывается первая история, она договаривается примерно до середины, затем начинается вторая, которая также обрывается примерно на середине, затем полностью рассказывается третья история, затем завершается вторая, и самой последней заканчивается первая метафора.
 I
 I
 II
 II
 III
 II
 206
 Средняя метафора является основной, и, разумеется, она находится под двойным покровом защиты, что еще вернее отправляет ее на рассмотрение только бессознательному, закрывая от сознания.
 Метафора - важный компонент гипнотического внушения, и умение создавать такие метафоры является значимым навыком психотерапевта. У него могут быть припасены готовые метафоры и идеи, очень важно скомпоновать их так, чтобы они, с одной стороны, отражали жизнь пациента, а с другой стороны, вносили необходимые внушения, советы, дополнения, рекомендации.
 Метафора не может готовиться заранее, поскольку человек приходит к нам каждый раз в особом эмоциональном состоянии, со специфическим на данный сеанс запросом. Есть общая канва, которую представляет собой жизнь пациента, ясны общие мотивы, приведшие его к нам. Но для гипнотерапевта важно уметь быстро отреагировать, создав как красивую, легко и хорошо воспринимаемую метафору, так и встроив в нее те внушения, которые в данный момент могут являться важными для пациента.
 При переходе от одной части метафоры к другой происходит автоматическое углубление транса, поскольку внимание сознания разделяется, однако в эти моменты можно дать еще и внушение на углубление транса. При завершении встроенной метафоры, несмотря на то, что сама ее идея предполагает амнезию, желательно дополнительно дать установку на амнезию для облегчения передачи метафорического материала на раздумья бессознательному.
 В работе с метафорой не следует опасаться того, что пациент отследит канву метафоры, усвоит ее, запомнит. Бессознательное пациента, которое внимательно следит за метафорой, если она задела его, заинтересовала, будет вести себя совершенно по-другому, нежели сознание. Происходящее в метафоре является для бессознательного такой же реальностью, как и те воспоминания, которые записаны в нем. Оно соотносит услышанное и увиденное в пробужденных метафорой образах с тем, что уже есть в его закромах, кладовых, и как бы встраивает ус-
 207
 лышанную метафору в свой внутренний личный опыт, дополняя его, встраивая терапевтическую историю в свою внутреннюю мозаику как недостающий в ней элемент.
 Поскольку метафора воспринимается в трансе, реальность ее для бессознательного значительно увеличивается. Если исходить из предположения, что бессознательное клиента похоже на ребенка, можно вспомнить, каким образом дети воспринимают, сказки. Для них сказочный мир является частью реальности. Они только и ждут, чтобы вырасти и превратиться в принцев, принцесс. Метафора, возможно, порождает такие же ассоциации, когда пациент ждет сигнала, чтобы реализовать то, что она дает ему. Собственная психотерапия и является подобным сигналом для субъекта, своего рода инициацией, символом, что он достаточно зрел для новой жизни.
 Способность подобных многослойных метафор вызывать более глубокое состояние транса похожа на действие фракционного гипноза, только в данном случае каждый из последующих слоев метафоры как бы отталкивается от предыдущего и погружает пациента еще глубже.
 В восприятии метафор проявляется элемент возрастной регрессии, ее ресурсного компонента, потому что сказка нужна детям для пробуждения внутренних резервов, и, возможно, метафора находит в человеке внутреннего ребенка, а во внутреннем ребенке пробуждает его силу. Метафора в трансе воспринимается намного легче и адекватнее, нежели вне транса. Взрослый человек, услышав метафору, может хмыкнуть и пожать плечами. Но в трансе он воспринимает метафору открыто, готов согласиться с ней и ей следовать.
 Для составления терапевтической истории бывает важно использовать богатый язык, насыщенный различными подробностями, описаниями. Чем красочнее метафора, тем лучше она воспринимается и тем больше у нее шансов заворожить пациента, заставить его любоваться ею, больше шансов отвлечь его сознание и быть радостно принятой бессознатель-ч ным. Иногда кажется, что пациент приходит к нам для того, чтобы мы проводили его в сказку, которую он уже отчаялся найти. Он благодарен нам за эту встречу с мечтой, чувствует
 208
 себя отдохнувшим, набравшимся сил для своей привычной ежедневной жизни.
 Срединная метафора может содержать даже прямые внушения, но их лучше завуалировать. Прямые внушения могут выступать в виде фраз, написанных на камне в каком-то лабиринте, куда мы завели своего пациента, они могут быть в виде слов, сказанных одним героем другому. При таких условиях прямые внушения за счет буквализма бессознательного и за счет его большей свободы принимаются легко и охотно исполняются. В метафоре можно давать некоторые внушения и инструкции достаточно определенно и конкретно.
 Иногда вместо точки или восклицательного знака в конце своей фразы мы ставим многоточие, говоря, например: "Я не знаю, каким образом поступил герой, но после этого ему все удавалось". Понимание того, что герой нашел способ решения и этот путь оказался удачным, можно ввести вместо конкретного указания на определенное действие. Терапевт дает возможность пациенту додумать самому, каким образом это действие завершилось, какую дорогу герой нашел к исполнению своих желаний.
 Внутри метафоры важно показать ее логичность и неизбежность. Это успокаивает пациента и направляет его мысли в сторону будущего. Интерес к встроенной метафоре и к каждому его компоненту в отдельности бывает полезен еще тем, что пробуждает к ней эстетическое влечение, похожее на желание узнать, что же там впереди. Оно похоже на желание, которое двигает человеком, заставляя его в детстве дочитывать книгу с фонариком под одеялом.
 Пробуждение в пациенте внутреннего ребенка может быть важно тем, что у детей мало социальных страхов. Они могут бояться сил природы, они могут опасаться недовольства родителей, но они намного лучше находят контакт друг с другом, у них меньше условностей, признаков социального неравенства и многого другого. Если бы взрослый человек так легко завязывал социальные контакты, как ребенок, у людей никогда бы не было нереализованной потребности в друзьях, никогда бы не было жалоб на одиночество, непонимание. Это прерогатива взрослого возраста.
 14 Гордеев 209
 В детском возрасте человек, как и через метафору, получал опыт, обучаясь на примерах героев. Сейчас мы предлагаем пациенту такое же легкое и приятное обретение опыта, который он может принести в свою повседневную жизнь, научиться его использовать. Когда ребенок входит в большой мир, он не знает его, и сказки, рассказанные ему родителями, помогают ему в нем адаптироваться. Именно на них строятся его убеждения, ценности, верования. Когда дети взрослеют и приходят во взрослый мир, они сталкиваются с его реальностью и иногда жестокостью. Они претерпевают трансформацию, что-то уходит и забывается, что-то приходит снова, и сейчас мы с помощью метафор стараемся подтвердить, использовать эту дорогу еще раз.
 Мы прекрасно понимаем, что те убеждения и ценности, которые мы стараемся принести человеку своими метафорами, подвергнутся жесточайшей критике окружающего мира, но, возможно, они созвучны прежним убеждениям, которые были отодвинуты на задний план под воздействием повседневного быта и суеты. Тогда есть шанс, что произойдет резонанс между словом терапевта и незаслуженно забытым пониманием клиента. Ни одно внушение не будет принято, если для него нет почвы, и такой почвой для наших метафор будут являться прежние идеалы, мысли человека. Для него визиты к психотерапевту похожи на еще один способ войти в жизнь, как он когда-то входил в нее подростком.
 Можно предположить, что метафоры внутри транса воспринимаются особенно эффективно за счет особого ожидания пациента, который пришел на психотерапевтический сеанс. Наверно, он собирался к вам давно. Ему внутренне сложно было договориться о встрече, но он пришел и начинает говорить о наболевшем. И вот он прошел эти этапы и ждет ваших слов, он ждет того, что вы будете делать для избавления его от проблемы. Заручившись его сотрудничеством и оценив его мотивацию, мы начинаем работать с ним, и в данном случае применение многогранной метафоры в сочетании с избыточным ожиданием пациента позволяет ему воспринимать на всех уровнях своего психического существования и находить в ней смысл и подтексты.
 210
 Метафора, попавшая в бессознательное, продолжает в нем работать и тогда, когда сеанс окончен, за счет своей многослой-ности. Выход из транса с метафорами неуловимо похож на выход из сна, когда человек может запомнить самое последнее сновидение намного легче, чем предыдущие. Поскольку последним сном в данной метафоре является первая история, которая под собой носит контекст изменений и во многом специально представляется сознанию, то нет ничего предосудительного в том, чтобы пациент запомнил эту часть.
 Средняя метафора может быть либо самой короткой, потому что, чем короче метафора, тем легче она забывается. Она будет носить характер ударной идеи, которая направлена напрямую в центр проблемы пациента. В других случаях средняя метафора может представляться терапевтической метафорой со всеми ее компонентами, ролями, связями. Она будет многогранной и наиболее подобной проблеме пациента, но за счет своей величины, вероятно, она будет помниться сознанием. Два подобных подхода всегда в запасе у психотерапевта, который может выбирать, что же он должен использовать в середине именно у данного человека, что, с точки зрения его мысли и опыта, показано пациенту.
 Встроенная метафора может также даваться вне транса, но чаще это место для терапевтической метафоры.
 Техника вставленных сообщений
 Техника вставленных сообщений предполагает в работе с пациентом одну из новинок, которую внес в гипнотерапию Милтон Эриксон, - гипноз наяву или гипноз без гипноза. Она заключается в том, что психотерапевт в беседе с пациентом выясняет, что для него является важным и интересующим в жизни. Подобный характер может иметь хобби человека, его работа, интерес к детям и многое другое. Основное качество - человека задевает за живое беседа на эту тему.
 Терапевт определяет то, что может привлечь в его рассказе внимание пациента. Затем, начиная говорить на эту тему, вы можете давать свое понимание этого вопроса, говорить о себе,
 211
 например, рассказывать о своем хобби или о том, как вы понимаете воспитание детей, внимательно наблюдая, насколько внимание пациента привлечено к вашему рассказу. Если пациент безраздельно занят этим рассказом, то задачей психотерапевта является вкрапление в историю внушений, направленных на работу с основной проблемой пациента. При этом внушения являются незаметными, они встраиваются в канву повествования, которое ведется на тему, интересующую клиента. Единственное, чем они выделяются, - это тоном голоса.
 Рассказ является обширной терапевтической метафорой, которая интересна субъекту, привлекает его внимание к истории и отвлекает от внушений, даваемых терапевтом, в то время, как внушения служат основной цели. За счет выделения голосом внушения представляют мозаику, из которой бессознательное создает свою собственную картину, опознавая их и отправляя для своего собственного рассмотрения, функционирования.
 Известен пример, когда Эриксон в ходе беседы с человеком, который не верил в психотерапию и страдал от жесточайших болей, связанных с онкологическим заболеванием, вел с ним разговор на тему, интересующую пациента, - о выращивании помидоров. И он сумел рассказать таким образом о жизни помидорного куста, найти в этой жизни настолько необычные грани, что заинтересовал этим пациента. И при этом опираясь на понимание жизни помидорного куста, он давал внушения, необходимые для работы с болью при серьезном онкологическом заболевании.
 "Джо, я хотел бы побеседовать с вами. Я знаю, вы цветовод и занимаетесь выращиванием цветов. Знаете, я сам вырос на ферме в Висконсине и тоже любил выращивать цветы. И до сих пор люблю. Ну вот, я хотел, чтобы вы сели в это уютное кресло, а я буду говорить. Я расскажу вам о самых разных вещах, но не о цветах пойдет речь, потому что вы знаете о цветах намного больше, чем я. Не о цветах. Это не то, чего вы хотите. А теперь я спокойно могу начать свой рассказ, и мне хотелось бы, чтобы вы спокойно слушали меня, пока я буду рассказывать о помидор-
 212
 ной рассаде. Вы, может быть, удивитесь. С чего бы нам говорить о помидоре? Семечко помидора сажают в землю и с надеждой ожидают, что из него вырастет растение и даст плод, который принесет удовлетворение. Семечко впитывает влагу, и это не очень трудно, потому что этому помогают дожди, несущие мир и покой..." (Епскзоп, 1966) (цит. по Дж. Зейгу).
 Он давал внушение на надежду, покой и т. д. Тема была интересной, время, которое провел пациент, слушая эту метафору, пролетело незаметно, что позволило Эриксону быть достаточно свободным в проведении суггестии и дать все внушения, которые он считал нужными. Эта работа принесла неожиданно значимый эффект для пациента, и пациент поверил в силу психотерапии, возможности обезболивания, гипнотерапевта, который беседовал с ним. Понятно, что в случае неверия пациента в силы психотерапевта ни о каком гипнотическом наведении обычно речь идти не может, и в данном случае Эриксон избрал единственно правильную стратегию внушения наяву с использованием техники вставленных сообщений.
 Для создания подобного внушения, психотерапевту важно решить две принципиально важные задачи. Первое, он должен выделить тему для основной беседы, опираясь на потребности и интересы пациента. Рассказ должен обеспечить безусловный интерес пациента. При этом возможен как монолог, так и диалог, поскольку участие субъекта не возбраняется, и может быть даже полезным, т. к. показывает его интерес к данному вопросу. Второе, что необходимо для данной техники, следует определить, какие внушения, с точки зрения психотерапевта, будут способны помочь при данной проблеме. Количество внушений не ограничено, лучше дать их больше, нежели меньше, потому что внушения непонятные, неадекватные будут отсеяны и отнесены к словам, которыми психотерапевт хотел украсить свой рассказ, а важные нужные внушения будут восприняты и реализованы как команды, движущие бессознательным.
 Важным навыком для психотерапевта является достаточно умелое выделение основной темы рассказа. Специалист должен уметь завоевать доверие пациента с тем, чтобы он на-
 213
 I,
 чал говорить с ним не о своей проблеме, а о своей жизни, причем открыто и откровенно. Терапевт должен быстро реагировать на возможные слова и реплики пациента, умея как поддержать основную канву разговора, так и быстро найти необходимое внушение в ответ на изменяющуюся ситуацию. Подобный подход требует достаточного опыта в наведении обычных трансов и навыка владеть языком, пользуясь многозначностью слов, умения менять высоту голоса, делать паузы и способности соединить два рассказа, при этом главный сюжет растворяется в большем.
 Атмосфера доверия и сотрудничества с пациентом, которую создает терапевт, помогает бессознательным ресурсам пациента раскрыться со всей их мощью. Терапевт должен стать для своего пациента собеседником, другом, но ни в коем случае не врачом. Беседа на интересующую тему повышает восприимчивость пациента ко всему, сказанному терапевтом, открывает в нем состояние принятия, снимает цензорные контролирующие функции, увеличивает доверие. Техника вставленных сообщений показывает доверие терапевта своему пациенту, восприятие его как личности, уважение к его интересам и потребностям. Использование собственных слов, выражений пациента, его опыта позволяет приблизиться к его пониманию проблемы, произвести более качественное присоединение и, соответственно, более качественное ведение. Использование в этой технике выявленных мыслительных стратегий, поведенческих реакций, предъявленных субъектом, способствует более тонкому воздействию на уровне психологических установок личности.
 Терапевтические метафоры
 Терапевтические метафоры - наиболее тщательно структурированный и в то же время творчески активный способ метафор, используемых для гипносуггестивной психотерапии. Терапевтические метафоры должны быть индивидуальными для каждого клиента, поскольку в них многое зависит от жизни, мыслей и действий пациента. Терапевтические метафоры об-
 214
 ладают многими свойствами описанных выше метафор и строятся по своим, достаточно простым законам.
 Основным правилом построения терапевтической метафоры является ее изоморфность (подобие) ситуации пациента. Это подобие не описанной пациентом проблемы, а более широкое понимание, включающее и прошлое пациента, его жизнь, его семью, работу, дороги, которые привели его к сегодняшнему дню, и будущее пациента, которое он, может быть, даже стесняется предполагать или не разрешает себе этого.
 Метафора, как и большинство техник эриксоновской гипнотерапии, подразумевает также два основных этапа - присоединение и ведение. Однако эти компоненты достаточно условны, поскольку каждая структура терапевтической метафоры в какой-то момент начинает жить своей собственной жизнью и из присоединения переходит в ведение, трансформируясь и уходя из попыток классификации.
 Стержневой элемент терапевтической метафоры - герой. Он должен быть в чем-то похож на нашего пациента, возрастом, семьей, работой, может быть, цветом волос или глаз, но, скорее всего, своей жизнью. При этом героем не обязательно должен быть человек. Им может быть и природное явление, дерево, животное, сказочный персонаж и многое другое.
 С одной стороны, герой должен быть похож на субъекта гипнотического воздействия, с другой стороны, желательно, чтобы это сходство не было явным, чтобы пациент сразу не понял, что история рассказывается про него и служит, таким образом, абсолютно конкретным идеям внушения. Тогда он будет ждать эти фразы внушения, с интересом их обнаруживать, и главная задача психотерапевтической метафоры - дать работу бессознательному не будет выполнена.
 У героя могут быть похожие проблемы, сходный жизненный путь, взгляды на будущее и многое другое. Герой обычно является позитивным субъектом, поскольку человеку свойственно себя сравнивать именно с положительными персонажами, отрицательные черты его отталкивают.
 Он живет среди других людей, зверей, растений и так далее, то есть у героя есть окружение. В окружении могут быть и
 215
 положительные персонажи, и отрицательные. Оно также соответствует критериям изоморфности, то есть оно подобно окружению клиента. Однако, если говорить, что должно быть более подобно - герой или окружение, то, безусловно, более подобен должен быть герой. У окружающих главного персонажа людей и предметов также есть своя история, они разными путями входили в жизнь героя или герой входил в их жизнь. Они могут любить друг друга, ссориться, мириться, горевать, злиться и делать многое другое.
 От взаимодействия ролей в метафоре начинаются обучающие ситуации. Они должны быть в значительной доле своей также узнаваемы. На основании их герой учится жить, приспосабливаться к окружающей действительности, учится ее менять. Обучение проходит на двух уровнях. С одной стороны, эти обучающие ситуации (и здесь уже начинается ведение) приводят к бессознательным процессам, которые зарождаются в герое, протекают в нем, ширятся и крепнут. С другой стороны, эти обучающие ситуации складываются в цепочку внешних событий, которые меняют внешнюю жизнь героя, играют роль внешнего стимула изменений.
 Внешняя и внутренняя жизнь достаточно гармонично начинают трансформироваться. При этом вначале трансформация идет внутри героя, и она незаметна окружающим, которые могут в большей своей части быть негативно настроены по отношению к герою, хотя у него могут быть и союзники, которые помогают ему. В какой-то момент объем внутренних изменений оказывается настолько велик, что он приводит к качественному изменению, внешней трансформации героя, когда эти изменения уже невозможно сдерживать внутри и они, наконец, прорываются наружу, кардинально меняя облик, поведение, состояние героя.
 Он осознает и оценивает свое изменение, он радуется ему, возможно даже пугается, но в конце концов принимает. Это победа, обязательный элемент терапевтических метафор. Произошедшее качественное изменение показывает невозможность возврата к прежней жизни.
 Однако за ощущением собственной силы, за ощущением победы может еще не стоять окончательное завершение мета-
 216
 фор. Как правило, для человека особенно важно признание этих изменений его окружением. И для этого в терапевтическую метафору может вводиться еще один компонент - триумф. Триумфом в Древнем Риме встречали победителей. Когда полководец одерживал победу на границах империи, это была его победа, она была одержана далеко от столицы, но когда победоносные войска возвращались в Рим, им устраивали пышную встречу, где полководца и войска чествовали жители Рима, и это было публичным признанием их заслуг перед империей.
 Для нашего пациента очень важен триумф в жизни. Субъект приходит не с проблемами из-за отсутствия у него каких-либо качеств, а из-за своей неадаптивности в окружающем мире, в социальной среде. И очень важным элементом внушения является демонстрация, как предложенные изменения помогают герою в его социальной среде, как он становится в ней триумфатором. Это наиболее привлекательная часть терапевтической метафоры, и на ней метафора заканчивается.
 Иногда бывает удобнее закончить метафору даже раньше, дав намек на положительное разрешение жизненной ситуации героя, но не разрешив ее конкретными указаниями. Это позволяет завершить метафору на какой-то особенной звенящей ноте, позволяющей задуматься, поискать собственный путь решения, будучи убежденным в правильности и в обязательности этого решения. Подобный прием предназначен для стимулирования осознания клиентом путей собственной жизни, для ускорения внутреннего бессознательного поиска возможных решений сходной проблемы.
 По критериям терапевтической метафоры можно разобрать различные сказки вне зависимости от того, являются ли они народными или принадлежащими перу писателя. Наверное, единственное условие - это всегда сказки с добрым хорошим концом. Например, героиня сказки Шарля Перро "Золушка" является доброй, отзывчивой, работящей девушкой, у которой есть доброе сердце, умеющее любить, умелые руки, способные творить чудеса, звонкий голос, который может петь песни, и чистый завораживающий взгляд.
 217
 .11!
 Вокруг нее есть разные люди: и добрый, но безвольный отец, и принц, и его отец-король, мачеха Золушки, ее сводные сестры. Это разные характеры, которые вращаются вокруг главной героини, взаимодействуют с ней, создают различные ситуации. Это и желание Золушки помочь своим сестрам, которое может обратиться против нее, и жалость, обращенная на отца, и желание, большое бессознательное желание попасть на бал, и обида на то, что "вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь".
 Общение с разными окружающими ее персонажами помогает Золушке и горевать, и радоваться, и стремиться и создает различные обучающие ситуации, которые приводят ее сначала на бал. Празднество, которое могло бы стать победой и триумфом, на самом деле оборачивается еще одной обучающей ситуацией, потому что трансформация Золушки здесь имеет ограниченный срок времени. Жизнь показывает ей, что она может научиться быть такой, и она начинает неистово верить в то, что ее счастье придет. С этого момента Золушка меняется. Может быть, внешне она остается прежней, но она начинает беречь вторую хрустальную туфельку как символ самой значимой в ее жизни обучающей ситуации, как символ новой жизни. Затем цепочка добрых и злых поступков других людей и ее участие в них приводят Золушку к окончательной победе, которую знаменует появление на ее ножке снова хрустальной туфельки. За ней следует триумф. Триумф, когда Золушка становится невестой принца, ей кланяются придворные и простые люди, даже мачеха и ее дочки становятся ее подчиненными. Вся сказка расписана по классической модели и нигде не возникает ощущения незавершенности, недосказанности, задержки. Можно разобрать и другие сказки, но дело не в этом.
 Как быстро можно создать терапевтическую метафору? Обычно для создания качественной терапевтической метафоры нужна подготовка. При этом время для подготовки - это, как правило, время между сеансами, когда информацию о пациенте, собранную нами в течение нескольких бесед, мы наконец суммируем для того, чтобы выстроить для себя его картину жизни, которая может начинаться еще до рождения, с жизни
 218
 его родителей, которая может переплетаться различными жизненными коллизиями с другими людьми. К сегодняшнему дню субъект имеет ту проблему, которую он предъявил нам, а возможно, гораздо большую, потому что очень часто За предъявленной проблемой стоит много других, более глобальных и существенных.
 Мы можем сделать себе набросок, который основывается на предварительных заготовках для терапевтических метафор, а может быть, наш пациент сам дал заготовку для себя, сравнив себя с одиноким деревом, у которого молния расщепила крону, или с чем-то подобным. В таком случае более правильным будет оттолкнуться именно от метафоры клиента. И мы, идя по элементам терапевтической метафоры, создаем и портреты героя, и его окружения, думаем, как можно метафорически представить жизнь человека, трансформируя ее в обучающие ситуации терапевтической метафоры. А самое главное, предполагаем, какие внушения необходимы для того, чтобы привести нашего героя к победе и к триумфу. Определяем, нужно ли делать метафору законченной или имеет смысл поставить многоточие.
 Мы должны предполагать, что все то, что создано нами между сеансами, имеет только предварительный характер. Когда клиент вновь придет к нам и расскажет свою историю, а может, сделает конкретный запрос, нам, скорее всего, придется трансформировать метафору, модифицировать ее с той точки зрения и под того человека, который пришел к нам в этот раз, поскольку клиент к нам каждый раз будет приходить немного новым. Окончательный вариант терапевтическая метафора сможет приобрести только на сеансе.
 Как правило, терапевтическая метафора дается на фоне транса, возможно, неглубокого, поскольку для нее вовсе не обязателен глубокий транс. В ряде случаев она может даваться совсем на уровне бытового интереса в том самом виде гипноза, который называется гипнозом без гипноза. Такова, например, группа историй, которые мы уже упоминали - "мой друг Джо", названные так по метафоре, созданной Эриксоном. В ней он рассказывал пациенту о своем друге Джо, которого на самом деле не было. Этот Джо был похож на пациента, и семья Джо
 219
 была похожа на семью субъекта, была похожа его жизнь и многое другое. А самое главное, у Джо была сходная забота, которая беспокоила его, решение которой он пытался найти, перепробовав много способов, и в конце концов после совета психотерапевта или по собственному наитию он нашел способ решения, который привел к избавлению от мучившей его проблемы.
 Подобная терапевтическая метафора проводится, как правило, при полном сознании клиента, фокусирование внимания достигается за счет интереса клиента к данной проблеме, поскольку он начинает слышать историю человека, похожего на него. Особым интересом и достигается готовность принять внушение, встроенное в эту метафору, а также додумать ее результат, если метафора завершается только намеком на хороший результат.
 Достаточно часто терапевтическая метафора может входить в состав встроенной метафоры. Она является основной, то есть центральной метафорой. Напомню, часто терапевтическая метафора бывает достаточно мощной, объемной, и какие-то элементы ее все-таки сознанием запоминаются. Мы говорили, что для того, чтобы облегчить работу бессознательного, бывает важно в момент выхода пациента из транса не дать возможности сознанию успеть запомнить то, что было в трансе, отвлекая его на разрешение каких-то других вопросов, может быть, совершенно несущественных.
 Терапевтическая метафора обязательно должна быть красиво построена. Большое значение здесь имеет идеалистичность ситуации, которая стимулирует желание достичь этого идеала, которая привлекательна и зовуща. Возможно, что в терапевтической метафоре внутренний ребенок пациента видит продолжение своих детских сказок, которые он давно перестал слышать. И это обращение к детскому характеру бессознательного также дает стимул для пробуждения внутренних сил, не затертых взрослой жизнью, не испачканных и не использованных.
 Глава 18. САМОГИПНОЗ
 Под самогипнозом подразумевается самостоятельное вхождение пациента в транс. Самогипноз также может быть разделен на разные стадии по глубине погружения. Начальные стадии самогипноза представляют собой мышечную релаксацию, сопровождающуюся закрыванием глаз или фиксацией взгляда. При гораздо более глубоких погружениях можно дойти до уровня возникновения гипнотических феноменов, например, каталепсии, возрастной регрессии и многих других.
 Для вхождения в самогипноз человек должен знать ту дорогу, которой он может идти в транс. Поэтому обычно обучение самогипнозу начинается с гетерогипноза, когда психотерапевт наводит транс на пациента, а пациент учится не только решать свои проблемы, но и входить в транс, осознавая его этапы на собственном опыте. Чтобы научить пациента входить в самогипноз, важно дать ему навыки доверия собственному бессознательному, умению отпускать себя, отпускать свои мысли, научиться не использовать силу воли, которая на самом деле является не чем иным, как контролем сознания.
 Самым простым способом самогипноза является умение повторить то, что было на сеансе. Облегчая пациенту занятия с собой, терапевт может проводить сеанс под музыку, а затем дать кассету с музыкой человеку домой. Музыка как аудиаль-ный якорь включает те кинестетические состояния, которые сопутствовали ей и которые соответствовали погружению в транс.
 Возможны повторения сеанса и без музыки, когда субъект, вспоминая и моделируя поэтапно возникавшие телесные и мыслительные состояния, нащупывает дорогу к трансу. Он должен научиться в определенный момент отпускать себя, напри-
 221
 I:
 мер, связав такое "отпускание" с одним из выдохов, сопровождающийся к тому же окончательным мышечным расслаблением.
 Для самогипноза человек должен выбрать подходящее время и место. Обычно нужно уютное, достаточно тихий уголок, где человек может свободно устроиться один, без свидетелей, домочадцев, принять удобную позу, возможно, такую, какую он принимал в сеансе, закрыть глаза или сфокусировать их на одной точке пространства, достигая мышечного расслабления и спонтанности мышления.
 Человек может ставить заранее себе цель на сеанс. Она может быть конкретной, например: добиться расслабления, легкости ума, отдохнуть. Цель может быть неспецифичной: узнать что-то важное, искать решение накопившихся проблем, исследовать свои возможности в какой-то области. Важно помнить то, что инструкции может давать сознание, но значимым при самогипнозе, как и при гетерогипнозе является отключение сознание и включение бессознательного. Если инструкции, данные сознанием, действительно являются важными для субъекта, они будут выполнены, если же нет, бессознательное найдет свои собственные инструкции, которые будет выполнять. Возможно, терапевтически правильнее является не задумываться над тем, что нужно сделать в самогипнозе, однако, пожалуй, это противно человеческой природе, и наш субъект вряд ли будет мотивирован на занятия самогипнозом, если не будет знать, с какой целью они проводятся. Поведение внутри транса может быть разнообразным, поскольку разнообразны цели, с которыми человек идет.
 Некоторые способы погружения в самогипноз
 При обучении самогипнозу часто предлагаются способы вхождения в гетерогипнотическое состояние. Вариантов может быть столько, сколько людей, потому что у каждого желающего есть свой излюбленный способ или даже несколько, часто сконструированные самостоятельно.
 222
 Субъект предлагает себе визуализировать длинную лестницу, уходящую или вниз, или вверх, по его желанию. Движение по ней заставляет человека оставлять реальный мир в начале лестницы и шаг за шагом уходить от него. Шаги должны ощущаться на уровне тела, но не обязательно как физические шаги, а как движение от бодрствующего состояния, когда пациент может уходить как от ощущений в руках, в ногах, в теле, от мыслей, очищаясь от всего, что фиксирует его в настоящем состоянии. Он может ожидать, что на том конце лестницы его ждет какой-то сюрприз. Это могут быть и необычное ресурсное место, и воспоминание из прошлого, яркое и ассоциированное, и встреча с кем-то или с чем-то, и многое другое. В ряде случаев вместо лестницы удобнее использовать эскалатор, который уносит человека самопроизвольно, не требуя от него сознательного продвижения вглубь транса.
 Хорошим способом самогипноза является способ выделения из многих звуков, окружающих человека даже в тихой комнате, за закрытыми глазами, одного, за которым он может пойти, продвигаясь по нему, как по ниточке, ведущей в иной мир, когда на другом конце звука его ждет какой-то образ (место, человек, событие), неожиданный и поэтому интересный. Вместе с этим образом могут прийти и другие звуки, и целая гамма чувств и ощущений. Полезные субъект может сохранить в себе и захватить с собой при возвращении.
 Погружение можно начать с поэтапного мышечного расслабления, когда с каждым выдохом человек "выдыхает" напряжение из определенных частей тела. Предъявляйте их последовательно, либо снизу вверх по телу, либо сверху вниз, чтобы напряжение уходило волной. Вы можете удалить напряжение сначала из лица, головы, шеи, со следующим выдохом - из плеч, рук, груди, затем с третьим выдохом расслабляются спина, поясница, живот. Четвертый выдох приносит легкость в тазу, ногах, с пятым выдохом удаляется оставшееся напряжение из всего тела, и человек "отправляет" мысли в свободный полет.
 Сигналом к возвращению из самогипноза может быть внутреннее ощущение готовности сделать это, может быть, предварительная установка пробыть в трансе определенное количе-
 223
 7
 ство времени. Перед этим человек может вспомнить те постгипнотические внушения, которые он сам себе заказал на этот транс или обычно привык себе давать. Как правило, постгипнотические внушения достаточно просты: сохранить чувство отдыха, вернуться бодрым, активным. Они неспецифичны, чтобы быть подходящими для любого транса, каким бы ни было его содержание.
 Самогипноз нужен человеку для улучшения собственного состояния и самочувствия, для того, чтобы он научился ходить по собственному трансу. Эриксон говорил, что для узнавания транса, для привыкания к нему необходимо, чтобы субъект провел в трансе 4-8 часов. Мы можем использовать самогипноз в домашних заданиях, и таким образом сокращая привыкание человека к трансу, делать транс близким и узнаваемым.
 От транса к трансу человек погружается глубже, он меньше опасается гипноза, опознает собственные кинестетические пункты данного состояния, а дополнительно это помогает нам подтвердить мотивацию человека на психотерапевтическую работу. Если человек занимается самогипнозом, значит, он мотивирован и не считает время, затраченное на самогипноз, потерянным впустую.
 Когда вы даете самогипноз в качестве домашнего задания, желательно, чтобы ваши пациенты делали это по меньшей мере один раз в день в удобное для себя время и в удобном месте. Задачей самогипноза являются пробуждение внутренних резервов, получение благоприятных кинестетических ощущений и переживаний, не давайте заданий на самостоятельный поиск негативных переживаний, причин проблемного состояния - это работа, проводящаяся с психотерапевтом. Занятия самогипнозом могут продолжаться в течение всей вашей психотерапевтической работы с клиентом и даже после вашего расставания с ним, он может практиковать самогипноз, особенно если убедился в его эффективности и полезности.
 Самогипноз полезен также и для психотерапевта, развития его навыков, снятия напряжения. Терапевт, испытавший различные внутритрансовые состояния, гораздо лучше понимает пациента, нежели теоретик.
 Глава 19. РАБОТА С СОПРОТИВЛЕНИЕМ
 Сопротивление - естественная сознательная и бессознательная реакция пациента на изменение его внешнего и внутреннего мира. Подобная реакция в большой степени является защитной. Даже намеревающийся изменяться пациент втайне может испытывать тревогу перед трансформацией. Он знает, что у него есть на сегодняшний момент, он каким-то образом сжился с проблемами, и то, что приходит взамен, каким бы интересующим и важным оно не было, может пугать его.
 Каждый пациент имеет свою внутреннюю склонность к изменениям, свою личную скорость, подходы. Изменения могут приходить на смену устоявшимся канонам личности, перетряхивать их, и субъект в этот момент чувствует себя неуверенно. Особенно следует учесть то, что пациент - это человек, испытывающий определенные проблемы, сопровождаемые психическими и социальными страхами, неадаптивный к окружающему миру, находящийся с ним в постоянном конфликте, а при этом психотерапевт - это тоже часть окружающего мира.
 За пациентом стоит система отношений, которая поддерживает его способ функционирования в привычном мире. Это родные и близкие, определяющие его привычки и интересы. Чтобы система начала меняться, требуется определенное время и значительные усилия. Поскольку любая система стремится к стабильности, для того, чтобы ее раскачать, нужно время. Это также может являться немаловажным фактором сопротивления.
 Попытки ругать, клеймить своего оппонента - не самое лучшее поведение для психотерапевта, поскольку сопротивление следует принять как реальность, которая существует. Попытки противодействовать сопротивлению, пройти его,
 15 Гордеев
 225
 сломать не являются полезными, поскольку это часть личности человека, и таким образом мы выступаем против нее. Нас может удивлять, пугать и обижать неизвестно откуда взявшееся поведение, эмоции пациента, которые нелогичны с нашей точки зрения. Даже пациент не может их объяснить, поскольку они продуцируются большей частью бессознательными процессами, которые, как надо помнить, стоят на защите личности человека.
 Если кажется, что внешняя тревожность, с которой пациент пришел к нам в первый раз, начинает уходить, на самом деле, возможно, что это лишь иллюзия, и она готова вернуться в любое время. Пациента устроило бы, если вы взмахнете волшебной палочкой, и все необходимое произойдет с ним быстро, одномоментно, и за процесс изменений будете отвечать вы, индуцируя их действием со стороны. Когда пациенты понимают, что им нужно изменить свою жизнь, а для этого поломать старую, естественно, что высокая эмоциональная значимость этого процесса пугает их. Психотерапия для него может быть страшным событием в длительной череде испугов, которые тянутся за человеком по жизни.
 Возможно, сопротивление связано с тем, что пациент не может сознательно прояснить свою проблему без помощи психотерапевта. Для пациента характерен достаточно узкий круг понимания, в котором он замыкается, уверенный в том, что здесь кроется вся проблема. Часто рассказ человека о своих заботах на первом сеансе радикально отличается от того, что проявляется в ходе работы в течение многих встреч.
 В ходе терапии достаточно часто проявляется удивительная двойственность подходов субъекта к ней. С одной стороны, пациент настаивает на изменениях, он готов принять помощь, готов что-то делать для ее получения, и в то же время сохраняется часть его личности, которая боится всего, даже если она тщательно скрывается не только от терапевта, но и от самого субъекта. Отсутствие полной информации у психотерапевта о пациенте можно отнести как к досадным недостаткам ограниченного времени общения, так и к бессознательному сопротивлению пациента, который утаивает часть информации и, воз-
 226
 можно, саботирует процесс психотерапии. Важно отметить, что это вполне естественный процесс, и в его появлении не виноват никто - ни терапевт, ни клиент, и поэтому, пожалуй, основным является вопрос, каким образом обойти возможное сопротивление пациента.
 Основное правило работы с сопротивлением в эриксоновском гипнозе - это умение использовать, утилизировать сопротивление пациента. Мы признаем важную функцию сопротивления, соглашаемся с тем, что оно должно быть, и с тем, что это явление, возможно, полезное для психотерапевтического процесса, поскольку обладает энергетикой, силой, которую мы можем использовать, направляя ее в терапевтических целях. Терапевт может попытаться, во-первых, сделать неожиданный шаг, когда он не столько пытается пройти сопротивление, сломить его, а, наоборот, предлагает его усилить, как бы предлагая пациенту идти от обратного, наращивая свои защитные механизмы. Это внешне похоже на старую детскую игру, когда двое, встав друг напротив друга, толкают друг друга ладонями, при этом хитрый участник может вместо толчка в последний момент убрать свои ладони, и тогда его противник, рассчитывая получить сильный толчок, настолько ожидает встретить его, что копит силы, и вдруг накопленная сила уходит в пустоту, срывая его с места и заставляя проиграть в единоборстве.
 Вы можете высказать свое понимание сопротивления, рассказать пациенту о его важности и обязательности, соглашаясь с ним и даже подтверждая его важность и необходимость для успешного достижения цели. Подобное поведение и любое иное должно иметь за собой одно последствие: пациент откажется от противодействия вам. Он сможет направить силы благодаря вам на построение новой личности и на ее защиту. Созданная личность, как и любая другая, будет нуждаться в опоре, и в данном случае сопротивление может также сыграть важную психологическую роль.
 Анализ поведения пациента, который происходит у психотерапевта, может дать ему ценную информацию: откуда взялось это сопротивление, почему оно выражается именно та-
 227
 ким образом, о каких особенностях личности оно может говорить. Информация может быть полезна для построения стратегии психотерапии, для выявления ее целей, путей их достижения и этапов воздействия.
 Возможно, сопротивление обусловлено уже предыдущими попытками пациента работать с травматическими переживаниями своего прошлого, которые являются настолько болезненными, что любое прикосновение к ним заставляет сжаться. Такое сжатие является не чем иным, как сопротивлением, потому что попытка вернуться к пережитому в эмоциональном напряжении влечет за собой сильный дискомфорт, и состояние похоже на естественную реакцию человека - сжиматься перед какой-либо болезненной процедурой. Это говорит нам, что основная работа еще впереди. В тот момент, когда мы проработаем самые неприятные моменты в жизни человека, сопротивление исчезает, значит, основная часть работы уже позади.
 Как правило, сопротивление больше проявляется в моменты сознательного функционирования пациента и в процессе наведения транса. Когда транс уже наведен, то сопротивление становится намного меньше, хотя оно может сохраняться даже на фоне глубокого погружения в транс.
 Глава 20.
 ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭРИКСОНОВСКОГО ГИПНОЗА
 Эриксоновский гипноз и эриксоновская терапия имеют широкий спектр применения за счет внутренней экологичнос-ти воздействия.
 Психотерапия психических заболеваний требует от специалиста максимальной настороженности и специальных подходов, в зависимости от нозологии, при которой применяется гипноз. Наиболее широки показания при невротических расстройствах, поведенческих нарушениях, менее исследовано и описано применение при шизофрении, шизотипических и бредовых расстройствах.
 В наркологии данный метод активно применяется в лечении всех видов зависимого поведения, включая наркомании. Возможность работы возникает сразу после купирования абстинентного синдрома и включает весь период лечения и реабилитации.
 Следует отметить, что проведенные исследования доказывают эффективность эриксоновского гипноза не только при основном наркологическом заболевании (в работе изучались больные алкоголизмом), но и при сопутствующем соматическом страдании - пневмонии, что говорит о целостном воздействии методики на систему "психика-тело".
 Эффективно применение недирективного подхода в реабилитации больных после операций, особенно сопровождающихся последующей временной и постоянной инвалидностью (резекция желудка, толстой кишки, ампутация конечностей и т. д.). Возможна предоперационная подготовка пациентов хирургических отделений стационаров, и там, где она
 229
 проводится, заметно лучше лечебные и организационные показатели (осложнения, смертность, койко-день и т. д.). Описания хирургических вмешательств под гипнотическим обезболиванием являются в наше время большой редкостью.
 В последнее время значительную часть поля эриксоновс-кой терапии занимает работа с кризисными, стрессовыми состояниями участников военных конфликтов, стихийных бедствий и катастроф. Возможность быстрой помощи и мягкость подачи сделали недирективный гипноз методом выбора при подобных нарушениях, вплоть до развивающегося в отсроченном периоде посттравматического стрессового расстройства.
 Работа с психосоматическими заболеваниями является также одним из приоритетных направлений современной гипнотерапии. Сложнейший механизм психосоматического страдания, находящийся на бессознательном уровне, с трудом поддается трансформации. Следует различать работу, направленную на формирование и удлинение терапевтической ремиссии, профилактику рецидивов, радикальное излечение. Последняя задача является самой трудной, требующей значительных терапевтических усилий и временных затрат.
 Эриксоновский гипноз применяется в акушерстве, сексологии, детской психотерапии, эндокринологии и многих других сферах медицины.
 Психологическое консультирование, педагогика, особенно специальная, также являются сферой влияния недирективной гипносуггестивной терапии.
 Важно, чтобы эриксоновский гипноз, как и другие методы психотерапии, применялся специалистами, тогда они эффективны и у них есть будущее.
 ЛИТЕРАТУРА
 Алман Б., Ламбру П. Самогипноз, М., 1995
 Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Воронеж, 1996
 БеккиоЖ. Жюслен Ш. Новый гипноз. Практическое руководство. М., 1998
 Бернгейм. О гипнотическом внушении и применении его к лечению болезни. В 2-х т. Пер. с франц., 1888.
 Бехтерев В.МЛечебное значение гипноза. СПб, 1900.
 Бехтерев В.М. Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение. СПб., 1911.
 БреттД. "Жила-была девочка похожая на тебя..." Психотерапевтические истории для детей. М., 1996
 Буль П.И. Гипноз и внушение в клинике внутренних болезней. Л., Медгиз, 1985.
 Буль П.И. Основы психотерапии. Л., Медицина, 1974.
 Буль П.И. Техника врачебного гипноза. Л., Медгиз, 1955.
 Бэндлер Р. Искусство мастера НЛП. М., 1996
 Бэндлер Р., ГриндерД. Формирование транса. М., 1994
 Бэндлер Р., ГриндерД. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. М., 1995
 Варшавский К.М. Гипносуггестивнаятерапия. Л., Медицина, 1973.
 Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики. М., Политиздат, 1964.
 Виглсуорт М. Вилли и его друзья. Руководство по созданию метафор для развития у ребенка чувства собственного достоинства. Воронеж, 1995
 Гейденгайн Р. Животный магнетизм. СПб., 1881
 Гиллиген С. Терапевтические трансы Руководство по эриксоновской терапии. М" 1997
 Гордон Д. Терапевтические метафоры. СПб, 1995
 Гордон Д. Феникс. Терапевтические шаблоны М.Эриксона. Харьков, 1995
 Гордон Д., Мейерс-Андерсон М. Секреты психотерапии Милтона Эриксона. М., 1997
 Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1997
 Горин С. А Вы пробовали гипноз? Канск, 1997
 Горин С. ГИПНОЗ: техники россыпью. М., 1999
 Данилевский В.Я. Гипнотизм. Харьков, 1926.
 Джексон X. Гипнотизм. М., 1910
 ЗейгД. Испытание Эриксоном. Личность мастера и его работа. М., 1999
 231
 ЗейгД. Мастер гипноза. Психотерапевтические манипуляции Милтона Эриксона. Минск, 1998
 ЗейгД., Мьюнион М. Психотерапия - что это? М., 2000
 Кейд Б., О'Хэнлон В.Х. Краткосрочная психотерапия. Интервенции, манипуляции, техники на основе эриксоновского гипноза и НЛП. М., 1998
 Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. М., 1998
 Кинг М,, Цитренбаум Ч. Экзистенциальная гипнотерапия. М.,1997
 Кондратов В.В. Все о гипнозе. Ростов-на-Дону, 1998.
 КрольЛ. Между живой водой и мертвой. Практика интегративной гипнотерапии. М" 1998
 КрольЛ Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии. М., 1999
 Лекрон Л. Добрая сила. Самогипноз. М., 1993
 Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. Л., 1986.
 Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т. Таллинн, 1992.
 Лэнктон К., Лэнктон С. Волшебные сказки. Воронеж, 1996
 Мессинг В. Я - телепат. М., 1990.
 Миллс Док., Кроу ли Р. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка". М., 1996
 Мышляев СЮ. Гипноз. Н.Новгород. 1999.
 Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Вопросы теории и практики психотерапии на основе учения И.П.Павлова. М., 1957
 Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Гипноз от древности до наших дней. М., 1987.
 Розен С. Гипнотические истории Милтона Эриксона. М., 1998
 Руководство по психотерапии. Под ред. В.Е.Рожнова. Ташкент, Медицина, 1985.
 СеджХ. Ламот Высший курс личного магнетизма, гипнотизма, терапии внушением и магнетического лечения. М., 1910
 Семинар с Милтоном Эриксоном {Уроки гипноза). Под ред. Дж.Зейга. М., 1994
 Слободяник А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев, Медицина, 1968.
 Сопер П. Основы искусства речи. М., 1995
 Спаркс М. Начальные навыки эриксоновского гипноза. Воронеж, 1995
 Теппервайн К. Гипноз и самогипноз. Ростов-на-Дону. 1997
 Торнболь В. Личный магнетизм. М., 1910.
 Тукаев Р.Д. Феноменология и биология гипноза. Уфа, 1996.
 Фарелли Ф., БрандсмаДж. Провокационная терапия. Екатеринбург, 1996
 Форель Б. Гипнотизм и лечебное внушение. Пер. с нем.. Л., 1925.
 Хейвенс Р. Мудрость Милтона Эриксона. М., 1999
 Хеши Д. Необычайная психотерапия. М., 1995
 Хеши Д. О Милтоне Эриксоне. М., 1998
 Хеши Д. Терапия испытанием. М., 1998
 Хеллер С, Стш Т. Монстры и волшебные палочки. Такой вещи как гипноз не существует? Киев, 1995
 Черепанова И. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. М., 1999
 ШертокЛ. Гипноз. М., 1992.
 Шильдер П., Каудерс О. Гипноз. М., 1927.
 Эриксон М. Глубокий гипнотический транс.
 Эриксон М. Мой голос останется с вами. СПб., 1995 Эриксон М. Стратегия психотерапии. СПб., 2000 Эриксон М., Росси Э. Человек из февраля. М., 1995
 Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности. Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения. М., 1999 Эриксоновский гипноз, искусство изменений (сборник статей, под ред. Коледы
 СВ.). М., 1995.
 Япко М. Боль жизни. Техники эриксоновского гипноза и НЛП для краткосрочной психотерапии депрессий. М., 1998
 Гордеев Михаил Николаевич ГИПНОЗ
 ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
 Компьютерная верстка
 и техническое редактирование О. Ю. Протасова Художник А. П. Куцин Корректор М. В. Зыкова
 Подписано в печать 24.11.04. Формат 60 х 90 '/16. Бумага офсетная.
 Печать офсетная. Печ. л. 15. Тираж 3000 экз. Заказ № 4573.
 ООО "Психотерапия"
 129337, Москва, ул. Красной сосны, д. 24
 Отпечатано в полном соответствии
 с качеством предоставленных диапозитивов
 на ФГУП ордена "Знак Почета" Смоленская областная
 типография им. В. И. Смирнова. 214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2
 
 
 
 Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
 
 
 Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
 
 
 

<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу