<< Пред.           стр. 13 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

  За месяц, проведенный дома, он прибавил в весе и силе.
 Изредка случался приступ боли, но его можно было купировать либо аспирином
 (!), либо 25 мг димерола. Джо был счастлив, что находился в кругу семьи.
 Поговаривали даже о некой важной и плодотворной деятельности Джо в этот
 период, о которой автор недостаточно информирован. <...> Хотя за прошедший
 со дня первой встречи месяц злокачественная опухоль продолжала прогрессировать,
 физическое самочувствие Джо значительно улучшилось".
 
  А теперь - история о стенографистке, страдавшей головными болями, которой
 Милтон Эрнксон давал лечебные внушения во время диктовки текста:
 
  "...Одна из новых стенографисток отдела, имевшая сильное предубеждение
 против гипноза, страдала от жестоких приступов мигрени... Ее неоднократно
 обследовали, но безрезультатно. Обычно она удалялась в комнату отдыха,
 чтобы "переспать головную боль", что занимало у нее, как минимум, три часа.
 Но однажды во время одного из таких приступов автор не позволил ей отправиться
 в комнату отдыха и достаточно настойчиво предложил писать под диктовку.
 Подавляя в себе негодование, она приступила к работе, но через пятнадцать
 минут прервала автора, сообщив с изумлением, что головная боль прошла.
 Она приписала это своему гневу в ответ на принуждение писать под диктовку.
 В другой раз в таком же состоянии она сама вызвалась поработать с неким
 трудным материалом, от которого уклонялись все другие стенографистки. Головная
 боль усилилась, и она решила, что ее удачный опыт работы под диктовку автора
 был лишь следствием случайного стечения обстоятельств. Когда у нее начался
 очередной приступ жестокой мигрени, автор снова сделал ей настойчивое предложение
 поработать под диктовку. На этот раз боль прошла через десять минут. Когда
 случился следующий приступ, она добровольно вызвалась писать под диктовку
 автора. И опять это помогло снять головную боль. Затем, в порядке эксперимента,
 она решила попробовать поработать так же и с другими врачами. По непонятным
 ей причинам головные боли только усиливались. После одной из таких неудачных
 попыток она пришла к автору и попросила его подиктовать. У автора под рукой
 не оказалось подходящего материала для диктовки, и он использовал материал,
 недиктованный ранее. Головная боль была снята за восемь минут. Позже, в
 ответ на ее просьбу облегчить боль, ей был продиктован обычный текст. Это
 не вызвало никакого эффекта.
  В следующий раз она пришла, не питая особых
 надежд, так как считала, что "исчерпала целительную силу диктовки". Снова
 ей был продиктован текст, и через девять минут боль исчезла. Она была так
 обрадована, что решила сохранить копию текста, чтобы при необходимости
 попросить кого-нибудь продиктовать ей этот "удачный диктант", снимавший
 головную боль. Но, увы, оказалось, что никто не обладал таким "правильным
 голосом", как у автора.
 
  Ни она, ни другие не догадывались о том, что же произошло на самом деле.
 Автор вел тогда обширные записи бессвязных высказываний одного психотического
 пациента. В этой работе ему помогали несколько разных стенографисток. Этими
 текстами автор и воспользовался, рассеяв по определенной системе в речевой
 продукции пациента терапевтические внушения, предназначенные для страдавшей
 от мигрени стенографистки. Когда был получен положительный результат, он
 попробовал тем же образом использовать речевую продукцию другого психотического
 пациента. Этот опыт также оказался успешным. В качестве контрольной серии
 этого эксперимента были испробованы диктовки обычных служебных текстов
 и "незасеянного" терапевтическими внушениями бессвязного материала. Никакого
 воздействия на головную боль не наблюдалось. Результата не дала и диктовка
 "засеянного" материала в исполнении других людей, так как для достижения
 эффекта его следовало читать с выражением, подчеркивая нужные места".
 
  Теперь, когда мы знаем теорию техники рассеивания, давайте разберемся
 в том, как же нужно "читать с выражением, подчеркивая нужные места..."
 
  Практикум по технике рассеивания (стенограмма семинара).
 
  С. Горин: Выделение, подчеркивание сообщения не является чем-то сверхъестественным.
 Это - обычный, "бытовой" навык. Когда вы хотите, чтобы собеседник с особым
 вниманием отнесся к тому, что вы сейчас говорите - как вы поступаете? Вы
 можете говорить громче; можете сделать паузу, чтобы обозначить важность
 сказанного... Что еще можно сделать?
 
  Ответы из зала: - Можно говорить не только громче, но и тише - это тоже
 привлечет внимание, особенно если наклониться к партнеру.
  - Можно подчеркнуть
 важность сказанного энергичным жестом, даже ударить кулаком по столу.
  Человек
 легче успокаивается, если ему что-то говоришь и одновременно поглаживаешь
 его по голове.
 
  С. Горин: То есть, мы сейчас выделили главные способы подчеркнуть какое-то
 сообщение: во-первых, можно изменить характеристики своей речи (громкость,
 интонация, пауза); во-вторых, можно обозначить свое высказывание жестом;
 в-третьих, можно это сделать прикосновением. И могут быть, конечно, какие-то
 смешанные способы... Ну, например, если вы наклоняетесь к партнеру при
 беседе с ним, то это меняет характеристики речи и одновременно является
 жестом. То же самое происходит, когда вы при беседе поворачиваете голову
 вправо или влево - для вашего партнера это и жест, и изменение речи (на
 близком расстоянии изменение положения источника речи легко воспринимается).
 Давайте попробуем свести в таблицу возможные способы выделить или подчеркнуть
 сообщение.
 
 
 
 ТАБЛИЦА 3. "Способы выделения сообщений"
 
 1. Речевые (аудиальные) способы:
 2.
 3.
 o изменение громкости речи (громче-тише);
 4.
 o изменение темпа речи (быстрее-медленнее, паузы) ;
 5.
 o изменение интонации (повышающаяся-понижающаяся);
 6.
 o сопутствующие речи звуки (хлопок в ладоши, пощелкивание пальцами, постукивание
 o по столу);
 7.
 o изменение локализации источника звука (справа-слева, спереди-сзади); -
 o изменение тембра голоса (жесткий, "металлический"-мягкий, "вкрадчивый").
 8.
 
 9. Визуальные способы (жестикуляция, мимика, пантомимика):
 10.
 11.
 o изменение положения тела (наклон, поворот);
 12.
 o жестикуляция руками, пальцами рук;
 13.
 o характерная последовательность жестов (пантомимика);
 14.
 o изменение мимики.
 15.
 
 16. Кинестетические способы:
 17.
 o простое прикосновение,
 18.
 o поглаживание,
 19.
 o похлопывание по плечу, по спине,
 20.
 o пожатие руки.
 21.
 22.
 
 23. Смешанные способы:
 24.
 25.
 o изменение дистанции до собеседника (приближение - удаление, наклон тела
 o к собеседнику - от собеседника);
 26.
 o речь, совмещенная с поворотом головы;
 27.
 o движения, совмещенные со звуками (демонстративное постукивание пальцами
 o по столу, пощелкивание пальцами при жестикуляции).
 28.
 
 
 
  C. Горин: В принципе, мы могли бы нафантазировать множество других способов
 выделения сообщений, но основными способами останутся все те же: характеристики
 речи, жест, прикосновение.
 
  Как это используется в работе? Скажем, если я работаю с больным истерическим
 параличом, то в классическом гипнозе я прямо ему заявлю: "Спать! А теперь
 вы можете почувствовать силу в ногах! Почувствуйте, как ноги наполняются
 силой! Встаньте! Идите!". В технике рассеивания то же самое сообщение я
 сведу к фразе "почувствуйте силу в ногах", и я буду рассказывать пациенту
 какую-то историю (неважно, какую - хоть передовицу из газеты прочитаю),
 в которой я буду выделять известными вам теперь способами три слова, составляющие
 инструкцию - "чувствовать, сила, ноги". То есть, каждый раз, когда в тексте
 истории встретятся слова "чувствовать, сила, ноги", я буду менять громкость
 и интонацию речи, изображая какой-то жест.
  Знаете, это похоже на одну детскую
 систему шифровки: в целом сообщении выбирают каждое четвертое слово, и
 выбранные таким способом слова образуют отдельное скрытое сообщение. Давайте
 выберем внушение, актуальное для вас, и я продемонстрирую работу в технике
 рассеивания.
 
  Реплика из зала: Побольше уверенности в себе...
 
  С. Горин: Вам нужна уверенность в себе? Все еще? Хорошо, тогда скрытое
 сообщение будет следующим: "Будь уверен в себе".
  Расскажу-ка я вам, как
 добирался сюда, на семинар... На остановке автобуса я встретил старого
 знакомого, мы немножко побеседовали и на прощание я сказал ему: "Будь!"
 (изменил громкость и интонацию речи, сделал характерный жест). Потом я
 стоял на остановке, и был уверен (интонация, громкость, жест) в том, что
 автобус рано или поздно придет, привезет в себе (интонация, громкость жест)
 пассажиров... Когда автобус приехал, я подумал, что будь (интонация, громкость,
 жест) он более пустым, я мог бы быть уверен (интонация, громкость, жест),
 что доберусь до места, сохранив в себе (интонация, громкость, жест) чуть
 больше спокойствия...
 
  Интересно то, что эта техника действует независимо от того, знаете ли
 вы о том, как она действует. Набрались уверенности? (смех в зале, ответы
 "Да!") Тогда делаем упражнение.
 
  Упражнение N 15. Выполняется в парах. Партнер А сообщает вслух
 простую инструкцию, которую он хотел бы получить. Партнер Б готовит какой-либо
 рассказ, в который включает нужную партнеру А инструкцию, и рассказывает
 его, выделяя любым способом составляющие инструкцию слова. Затем партнеры
 меняются ролями. (Усложненный вариант упражнения: партнер А говорит о своей
 психологической проблеме, которую он хотел бы разрешить. Партнер Б сам
 придумывает подходящую инструкцию, включает ее в свой рассказ, и рассказывает
 его три раза, применяя каждый раз другие способы выделения составляющих
 инструкцию слов).
 
 
  С. Горин: Техника рассеивания очень эффективна при общении с одним партнером,
 с группой, с большой группой - но ее эффективность при работе с толпой,
 с массами людей становится просто фантастичной! Я полагаю, что люди, управляющие
 средствами массовой информации, не могут этого не знать. Говорят, что недавно
 изобрели "лептонное" оружие, с помощью которого можно управлять разумом
 и волей человека. Но оружие, действующее на волю, давно создано - это газеты
 и телевидение!
 
  ...Году этак в 1986-м был небольшой скандал вокруг еженедельника "Аргументы
 и факты": один въедливый читатель обнаружил, что в маленькой заметке, слова,
 набранные жирным шрифтом, образуют самостоятельное и вполне осмысленное
 антиправительственное высказывание. Неважно даже, было ли это случайностью
 (как потом писал редактор еженедельника) или хорошо спланированной акцией
 (как писали противники "АиФ") - подумайте просто о том, что из тогдашних
 примерно двадцати миллионов читателей еженедельника заметил что-то только
 один).
  В любое письменное сообщение можно с помощью техники рассеивания
 вставить скрытую инструкцию, только выделять слова нужно: другим размером
 шрифта, другим цветом, другим типом шрифта (курсив, "жирный" шрифт, набор
 прописными буквами, печать "вразрядку" и т. п.), абзацным отступом (аналог
 паузы в разговоре), особым значком... В телепередачу скрытую инструкцию
 можно ввести с помощью "бегущей строки", быстрого чередования кадров в
 сюжете, разговором "за кадром"... Мне трудно перечислить все возможные
 варианты, их очень много. Важно здесь то, что и статью в газете, и телепередачу
 увидят миллионы, и если даже в применении какой-то гипнотической техники
 допущены "помарки", все равно сотни, тысячи людей "проглотили" инструкцию.
  В нашей стране традиционно был принят подход к рекламе и пропаганде с позиций
 убеждения, воздействия на сознание, логической аргументации. Думаю, что
 мы практически не имеем иммунитета к подсознательным манипуляциям - значит,
 эффект от их применения мог бы быть велик. И кое-кто уже пользуется этим.
 Посмотрите, например, на рекламу компании "АСКО":
  БУДУЩЕЕ нельзя купить его можно ОБЕСПЕЧИТЬ! Каждый день 10000 человек покупают страховые полисы АСКО. АСКО приносит в их дома спокойную уверенность в завтрашнем дне. Поверьте этим людям. Выбирая АСКО, они делают правильный выбор.
  Обратите внимание на выделения. Здесь использована техника рассеивания
 для подсознательного влияния на возможных клиентов (между прочим, компании
 со стабильным финансовым положением таких вещей не делают). Вы можете учесть
 все это и при чтении рекламы, и при составлении ее, при планировании рекламных
 кампаний...
 
  Реплика из зала: И предвыборных - тоже?
 
  С. Горин: Естественно! Зачем открыто хвалить себя и ругать конкурента?
 Так можно напроситься на неприятности. Нет, если бы я захотел поддержать
 Юру, например, в его борьбе за пост большого начальника, я бы написал статью...
 да хоть о пионерском лагере, где дети голосуют за того вожатого, который
 им нравится, и когда я встретил мальчика Юру, он сказал мне, что проголосует
 за Васю, так как он самый сильный, и я похвалил Юру за откровенность...
 А если бы я при этом захотел отругать нынешнего большого начальника Имярек,
 я написал бы нечто вроде: "Имярек - образованный, симпатичный мужчина. Мы говорили
 с ним о том, что на улицах грязно, лежит собачье дерьмо"-.-"Как жаль,-
 сказал мне Имярек, - что собачье дерьмо не убирают" (смех в зале).
 
  Феномен "25-го кадра".
 
  Одной из самых ярких страниц в истории техники рассеивания стало открытие
 в шестидесятых годах явления, получившего название "феномен 25-го кадра"
 (другие названия - "феномен 36-го кадра", "феномен Бэрда"). Начиналось
 все в рамках обычного психологического эксперимента; ученые изучали восприятие
 человеком сверхкратких раздражителей. Очень удобным инструментом для исследования
 оказался кинопроектор...
  Мы знаем, что кадры, чередующиеся в кинопроекторе
 с частотой 24 в секунду, создают эффект движения, поскольку при этой скорости
 воспроизведения ряд неподвижных кадров "сливается" в одно движущееся изображение
 (не осознается разрыв между кадрами). А что произойдет, если 25-й кадр
 будет содержать информацию, отличающуюся от той, которая содержится в предыдущих
 двадцати четырех? В экспериментах выяснилось, что человек не осознает такую
 информацию, но помнит ее - то есть, человек не может объяснить, откуда
 он получил эту информацию и почему он ее помнит.
  ...В обычном кинозале
 идет обычный фильм. Никто из зрителей не знает, что по ходу фильма на экране
 промелькнут несколько раз на 1/25 долю секунды два кадра - страдающий от
 жажды человек в пустыне и изображение некоего напитка. Никто из них не
 поймет, почему после фильма так хочется промочить горло именно этим напитком.
 И продавец в киоске с напитками только удивится тому, что спрос на этот
 напиток возрастет после фильма в три раза!
  В начале шестидесятых эксперименты
 с фильмами, "засеянными" рекламой (их называли "субламинарными" или "сублимационными")
 были весьма популярны. Но вот одна из комиссий ООН посчитала нужным запретить
 такой способ рекламы, как аморальный, и эксперименты прекратились... Во
 всяком случае, прекратились публикации в открытой научной печати о таких
 экспериментах.
 
  "Якорная" техника
 
  Я уже говорил, что эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программирование
 являются в значительной степени хорошим продолжением работ И. П. Павлова
 по физиологии высшей нервной деятельности. "Якорная" техника имеет прямое
 отношение к условным рефлексам. "Якорем" в эриксонианском гипнозе и НЛП
 называют стимул, запускающий механизм сформированного условного рефлекса.
  В русскоязычную литературу по эриксонианскому гипнозу и НЛП термин "якорь"
 в его вышеописанном значении ввела первая переводчица работ по НЛП Инесса
 М.Ребейко.
  Давайте вспомним, как формируется условный рефлекс. Голодная
 собака видит пищу, в этот момент у нее начинает выделяться слюна и желудочный
 сок - и в этот же момент звенит лабораторный звонок. Если сочетание "вижу
 пищу - слышу звонок" повторяется несколько раз, то появляется устойчивая
 связь - на звук звонка собака отвечает так же, как на вид пищи (слюноотделением
 и выделением желудочного сока). Эта устойчивая связь называется условным
 рефлексом, а нейтральный ранее стимул - звонок - становится значимым стимулом,
 запускающим все сопутствующие рефлексу реакции. В терминах эриксонианского
 гипноза мы назовем звонок "положительным пищевым якорем" для собаки. ("Якорь"
 называют положительным, если он способствует развитию реакции или связан
 с положительными эмоциями, и отрицательным, если он способствует угашению
 определенной реакции или связан с отрицательными эмоциями).
  Человек отличается

<< Пред.           стр. 13 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу