<< Пред.           стр. 10 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 И от любви к отчизне, наконец.
 Да нет, не "наконец"! Всего важнее -
 Присутствие такого божества,
 Где ямочка, и бюст, и...
 Натали (закрывает ему рот ладошкой). Ну, понес, балаболка, понес... Дай-ка лучше я тебе немножко глюкозы волью... Ты же весь иссох, почернел...
 (-)
 Начинает процедуру, глюкоза потихоньку вливается. Она и он смотрят друг на дружку.
 Голос Тамарочки (по ту сторону ширмы). Ну чего, чего ты орешь, как резаный? Перед тобой - колола человека, - так ему хоть бы хуй по деревне... Следующий! Чего-чего? Какую еще наволочку сменить? Заебёшься пыль глотать, братишка... Ты! Хуй неумытый! Видел у пищеблока кучу отходов? так вот завтра мы таких умников, как ты, закопаем туда и вывезем на грузовиках... Следующий!
 Натали. Ты о чем задумался, Гуревич? Ты ее не слушай, ты смотри на меня.
 Гуревич. Так я так и делаю. Только я подумал: как все-таки стремглав мельчает человечество. От блистательной царицы Тамар -до этой вот Тамарочки. От Франциско Гойи - до его соплеменника и тезки
 506
 
 генерала Франко. От Гая Юлия Цезаря - к Цезарю Кюи, - а от него уж совсем - к Цезарю Солодарю. От гуманиста Короленко -до прокурора Крыленко. Да и что Короленко? - если от Иммануила Канта - до "Степ-ного музыканта". А от Витуса Беринга - к Герману Герингу. А от псаломопевца Давида - к Давиду Тух-манову. А от...
 Натали (на ту же иглу накручивает какую-то новую хреновину и продолжает вливать еще что-то). А ты-то, Лев, ты - лучше прежних Львов? Как ты считаешь?..
 Гуревич. Не лучше, но иначе прежних Львов. Со мной была история - вот какая: мы, ну чуть-чуть подвыпивши, стояли на морозе и ожидали - Бог весть, чего мы ожидали, да и не в этом дело. Главное: у всех троих моих случайных друзей струился пар изо рта -да еще бы, при таком-то морозе! А у меня вот нет. И они это заметили. Они спросили: "Почему такой мороз, а у тебя пар не идет ниоткуда? Ну-ка, еще раз, выдохни!" Я выдохнул - опять никакого пару. Все трое сказали: "Тут что-то не то, надо сообщить куда следует."
 Натали (прыскает). И сообщили?
 Гуревич. Еще как сообщили, Меня тут же вызвали в какой-то здравпункт или диспансер. И задали только один вопрос: "По какой причине у вас пар?" Я им говорю: "Да ведь как раз пара-то у меня и нет". А они: "Нет-нет. Отвечайте на вопрос: на каком основании у вас пар..?" Если б такой вопрос задали, допустим, Рене Декарту, он просто бы обрушился в русские сугробы и ничего бы не сказал. А я - сказал: отвезите меня в 126-е отделение милиции. У меня есть кое-что сообщить им о Корнелии Сулле. И меня повезли...
 Натали. Ты прямо так и брякнул про Суллу? И они чего-нибудь поняли?..
 Гуревич. Ничего не поняли, но привезли в 126-е. Спросили: "Вы Гуревич?" - "Да, - говорю. - Гуревич.
 Я здесь по подозренью о суперменстве.
 Вы правы до каких-то степеней:
 Да, да. Сверхчеловек я, и ничто
 В свободном полете
 507
 Сверхчеловеческое мне не чуждо. Как Бонапарт, я не умею плавать. Я не расчесываюсь, как Бетховен, И языков не знаю, как Чапай. Я малопродуктивен, как Веспуччи Или Коперник: сорок-сорок восемь Страниц за весь свой агромадный век. Я, как святой Антоний Падуанский, По месяцам не мою ног. И не стригу Ногтей, как Гёльдерлин, поэт германский. По нескольку недель - да нет же - лет Рубашек не меняю, как вот эта Эрцгерцогиня Изабелла, мать ети, Жена Альбрехта Австрийского. Но Она то совершила по обету: До полного Ост-Индского триумфа. И я не стану переодеваться И тоже по обету: не напялю Ни рубашонки до тех пор, пока Последний антибольшевик на Запад Не умыльнет и не очистит воздух! Итак, сродни я всем великим. Но, В отличье от Филиппа номер два Гишпанского, - чесоткой не владею. Да, это правда. (Со вздохом) Но имею вшей, Которыми в достатке оделен был Корнелий Сулла, повелитель Рима. Могу я быть свободен?.." "Можете, - мне сказали, - конечно, можете. Сейчас мы вас отвезем домой на собственной машине..." И привезли сюда. (...)
 Пока Натали что-то наливает и разбавляет водой из-под крана, из-за ширмы продолжается: "Переб-зди, приятель, ничего страшного!.. Будь мужчиной, пиздюк малосольный!.. Следующий!.. А штанов-то, штанов сколько на себя нацепил! ведь все мудя сопреют и отвалятся!.. Давай-давай! А ты - отъебись, не мешай работать... Следующий... Ничего, старина, у тебя все идет на поправку, походишь вот так, в
 508
 
 раскорячку еще недельки две - и хуй на ны! - от нас до морга всего триста метров!.. Следующий!.."
 Натали подносит стакан. Гуревич медленно тянет - потом благодарно приникает губами к руке Натали.
 Гуревич. Она имеет грубую психею. Так Гераклит Эфесский говорил.
 Натали. Это ты о ком?
 Гуревич. Да я все об этой Тамарочке, сестре милосердия. Ты заметила, как дурнеют в русском народе нравственные принципы? Даже в прибаутках. Прежде, когда посреди разговора наступала внезапная тишина, - русский мужик говорил обычно: "Тихий ангел пролетел"... А теперь, в этом же случае: "Где-то милиционер издох!.." "Гром не прогремит - мужик не перекрестится", вот как было раньше. А сейчас: "Пока жареный петух в жопу не клюнет..." Или помнишь? -"Любви все возрасты покорны". А теперь всего-навсего: "Хуй ровесников не ищет". Хо-хо. Или, вот еще; ведь как было трогательно: "Для милого семь верст -не околица". А слушай, как теперь: "Для бешеного кобеля - сто километров не круг" (Натали смеется). А это вот- еще чище. Старая русская пословица: "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться" - она преобразилась вот каким манером: "Не ссы в компот - там повар ноги моет".
 Натали смеется уже так, что раздвигается ширма и сквозь нее просовывается физиономия сестры милосердия Тамарочки.
 Тамарочка. Ого! Что ни день, то новый кавалер у Натальи Алексеевны! А сегодня - краше всех, прежних. И жидяра, и псих - два угодья в нем.
 Натали (смиряя бунтующего Гуревича, - строго к Тамарочке). После смены, Тамара Макаровна, мы с вами побеседуем. А сейчас у меня дела...
 Тамарочка скрывается и там возобновляет все прежнее: "Как же! Снотворного ему подай - получишь ты от хуя уши... Перестань дрожать! и попробуй только пискни, разъебай!..." и пр.
 В свободном полете
 509
 Насчет лексики процедурной медсестры: работавшие в психиатрическом стационаре согласятся, что в любом отделении вы найдете такую, которая именно так и разговаривает. Разве что персонаж Ерофеева более остроумен, чем медсестры из жизни. Правда, у Ерофеева и алкоголики энциклопедически образованы, все без исключения, и слушать их речь -огромное удовольствие!
 Интересен и даже символичен выбор имен для героев пьесы. Он -Лев Гуревич. Трудно возразить, что здесь - характер и национальность. Она - Наталья...
 В свое время я провел небольшое и достаточно поверхностное исследование на тему "Частотность употребления женских имен в русской литературе". Получилось примерно следующее.
 Если писатель хочет описать действующее лицо как, м-м-м... просто блядь без особого ума, то он, вероятнее всего, выберет имена: Мария, Марина, Маргарита. Первое имя -явное библейское влияние, второе и третье - влияние западной прозы. Фольклор тоже предпочитает эти имена - тут вам и "Маша - радость наша", и "мыла Марусенька белые ноги". Вы могли бы возразить, что есть такая очень целомудренная сказка "Машенька и медведь", но это не будет возражением -мы знаем детский вариант сказки, а если обратиться ко взрослым вариантам (из любого академического издания), то "Кама-Сутра" явно отстает от них.
 Продолжим. Если дама с таким вот... сексуальным характером обладает еще и некоторыми зачатками интеллекта, то ее с большой вероятностью назовут Натальей. Яркий образец из школьной программы - Наташа Ростова. И вообще с этим именем в русском языке связаны какие-то особо интимные ассоциации: магазин нижнего белья, женский журнал, гигиенические прокладки - все это назовут "Наташа" или "Натали". Ерофеев, таким образом, просто не изменяет традиции!
 Очень интересными свойствами обладают в литературе Людмилы и Алёнушки. Я подчеркиваю - в литературе, поскольку я говорю лишь о ней! Так вот, Людмилы и Аленушки ведут очень правильную половую жизнь, начиная ее только в браке. Наверное, поэтому встречаются исключительно в сказках. .. я имею в виду имена.
 510
 С. Горин HJIIJ: техники россыпью
 И, наконец, чтобы в русской литературе как-то назвать романтическую девственницу, приходится изобретать искусственные имена: Снегурочка и Ассоль (смех в зале).
 Вернемся к Ерофееву и пьесе. Автор - не только прекрасный стилист, но и тонкий психолог: в том числе в описании национального менталитета. Обратите внимание: разговор о прибаутках, то есть о русском языке, автор передоверяет еврею - но ведь мы учились русскому языку по учебнику Ро-зенталя! А вот русский менталитет Ерофеев прекрасно описывает в сцене смерти - когда из выпивших метанол из живых осталось только двое. Я опять отвлекаюсь от темы, но, по-моему, это одно из лучших описаний смерти в беллетристике: "Прохоров. Алеха!... Алеха (тяжко дышит). Да... я тут... Прохоров (тормошит). Алеха! Алеха. Да... я тут... прощай, мама... твоя дочь Любка... уходит... в сырую землю... (Запрокидывается и хрипит)... мой пепел... разбросайте над Гангом. .. (Хрипы обрываются).
 Прохоров. Так что же это... Слушай, Гуревич, я видеть начинаю плохо... А тебе - ничего?., (уже исподлобья).
 Гуревич. Да видеть-то я вижу. Просто в палате потемнело. И дышать все тяжелее... Ты понимаешь: я сразу заметил, что мы хлещем чего-то не то...
 Прохоров. Я тоже - почти сразу заметил... А ты, если сразу заметил, - почему не сказал? Принуждал почему?
 Гуревич. Да кто же принуждал? Мне просто показалось. ..
 Прохоров. Что тебе показалось?.. А когда уже передохла половина палаты, тебе все еще казалось?.. (Злобно). Ум-мысел у тебя был. Ум-мысел. Вы же не можете... без ум-мысла...
 Гуревич. Да, умысел был: разобщенных - сблизить. Злобствующих-умиротворить... приобщить их к маленькой радости... внести рассвет в сумерки этих душ, зарешеченных здесь до конца дней... Другого умысла - не было...
 В свободном полете
 511
 Прохоров. Врешь, ползучая тварь... Врешь. . Я знаю, чего ты замыслил... Всех - на тот свет, всех -под корень... Я с самого начала тебя раскусил... Рене-Декарт... Сссучара... (Пробует подняться с кровати и с растопыренными уже руками надвигается на спокойно сидящего Гуревича. Но уже не в силах - что-то отбрасывает его назад, в постель). Сссу-ченок...
 Гуревич. Выражайся достойнее, староста... Что проку говорить теперь об этом? Поздно. Я уже после Вовиной смерти - понял, что поздно. Осталось только продолжать. Заметить-то я сразу заметил. А вот убедился - когда уже поздно...
 Прохоров. Ты мне просто скажи - смертельную дозу... мы уже перевалили?..
 Гуревич. По-моему, да. И давно уже. Обмениваются взглядами, полными бездонного смысла.
 Продолжает темнеть.
 Прохоров. Пиздец, значит... Ну, тогда... Там еще чуть-чуть плещется на дне... Ты слушай: прости, что я в сердцах на тебя нашипел... На тебе нет никакой вины... Налей, Гуревич, весь остаток - пополам. Ты готов?
 Гуревич (совершенно спокойно). Готов. Но только здесь умирать - противонатурально. Меж крутых бережков пожалуйста. Меж высоких хлебов - хоть сейчас... Но здесь!... (Чокаются кружками. Дышат еще тяжелее прежнего). И потом - мне предстоит вначале небольшое дело... один обещанный визит... (Прохоров, ухватившись за горло и сердце, клонится и клонится к подушке)."
 Хорошо. Теперь из отрывочных тезисов мы можем постепенно выходить на конкретную технологию, сделав ряд предварительных выводов.
 Первый: отношение к отдельным словам как к непристойным в значительной степени условно и зависит от уровня культуры данного общества. В той субкультуре, в которой работает психотерапевт (или оратор, читающий публичную лекцию), мат "открытым текстом" недопустим.
 512
 
 (Впрочем, с оговоркой: если авторитет говорящего очень высок, то употреблением нецензурного слова вы создадите эффект психологического шока, который можете утилизировать в терапевтических целях. Подробнее об этом см. "ГТР", глава 2).
 Второй: ненормативная лексика при редком употреблении содержит в себе мощный эмоциональный заряд, который может быть полезным для усиления воздействия речи на слушателей. Но для того, чтобы пользоваться матом как эмоциональной добавкой, необходимо включать в речь какую-то защиту от агрессивной реакции слушателя на мат. На практике самый распространенный вид такой защиты для обыденной речи и ораторских выступлений - эвфемизм.
 Вы всегда найдете нужный эвфемизм для любой нецензурной конструкции: "послать по матушке", "идет он сам знает куда", "на кой хрен нам это надо" и т. п. Для наиболее популярного в ненормативной лексике слова "хуй" самым сильным из допустимых в обществе эвфемизмов является "хрен" (к тому же "детский" эвфемизм "фиг" в речи взрослого выглядит достаточно глупо). Совсем недавно прочно вошло в разговорный язык слово "трахаться" в значении "совершать половой акт" (спасибо за это неизвестному переводчику текстов американских фильмов).
 Несколько иной (качественно) набор эвфемизмов для нецензурных слов существует в одесском диалекте русского языка. "Одесский русский" свободно использует в этом плане (да и просто использует) иностранные слова. Так, из иврита и идиш взяты слова "шмок" и "поц" (или "поте"). И то, и другое переводится как "мужской половой член", но если "шмок" имеет оскорбительный оттенок (особенно - трансформировавшись в "чмо"), то "поц" такого смыслового оттенка полностью лишен и употребляется и обыденных разговорах совершенно свободно ("Леня, ну что Вы стоите, как поц, и нервируете девушек? Пойдемте пить пиво!").
 И еще я хочу обратить ваше внимание на такие варианты защиты оратора от произносимого им мата, как семантическая или фонетическая многозначность (двусмысленность, игра слов) и побуквенное произнесение слова. Для иллюстрации приведу фрагменты реальных публичных выступлений,
 В свободном полете
 513
 очень тепло принятых аудиторией. Когда эти фрагменты говорились оратором, публика смеялась и аплодировала.
 Сначала пойдут выступления наших коллег, психотерапевтов, на различных "семинарских" презентациях и популярных лекциях.
 "Мы всех посылаем на три буквы... На НЛП!"
 "Сколько волка ни корми... а у слона все равно больше!"
 "У подростков вдруг появился спрос на значки "Герба-лайфа" - "Хочешь похудеть? Спроси меня, как!" Оказывается, они носят эти значки, стерев буквы "п" и "д" в слове "похудеть"!"
 Теперь - речь серьезного и успешного политика на встречах с избирателями:
 "Когда я описываю наше общество, мне все чаще хочется начать слово "общество" с буквы Ё!"
 "Я беседовал с этим сенатором по фамилии Муди, и в конце беседы сказал ему: "Ваша фамилия довольно неприлично звучит по-русски, по она звучала бы точнее, если бы в ней зачеркнуть букву "и", добавив "а" и "к"!"
 Резюме
 Итак, ненормативную лексику в речевом искусстве можно использовать:
 прямо - для вызывания "психологического шока" - в исключительных случаях (см. "ГТР", глава 2);
 в виде метафоры или "в кавычках" (например, в виде цитаты из литературного произведения или фольклора);
 в виде эвфемизма;
 без явного произнесения нецензурного слова- с использованием побуквенного произнесения слова, семантической либо фонетической многозначности (двусмысленности, игры слов).
 За сим, в сущности, все. Благодарю за внимание.
 Эпилог
 -Доклад был интересный, но какой-то суковатый...
 - Вы хотели сказать, "суховатый"?
 - Нет, я хотел сказать, что докладчик все время повторял: "И что, сука, характерно"...
 Фольклор
 514
 С. Горин НЛП: техники россыпью
 Литература
 1. Алешковский Юз. Собрание соч. В 3-х тт. -М., 1996.
 2. Губерман И. Иерусалимские гарики. - М.: "Политекст", 1994.
 3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. - М.: "Универс", 1994.
 4. Ерофеев В. Оставьте мою душу в покое. Почти все. -М.: изд-во АО "ХГС", 1995.
 5. Лимонов Э. Это я, Эдичка! - М., 1994.
 6. Флегон А. За пределами русских словарей / пер. с англ. - М.: "Рике", 1993.
 7. Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства / Пер. с нем. - М.: "Республика", 1995.
 8. Черепанова И. Дом колдуньи (начала суггестивной лингвистики). Т. 1.-Канск, 1996.
 Глава 4.
 НЕОКОНЧЕННЫЕ ОЧЕРКИ МУЖСКОГО ШОВИНИЗМА
 Женщины носят чулки и колготки И равнодушны к проблемам культуры. 20% из них - идиотки 30% - набитые дуры. 40% из них - психопатки Это нам в сумме дает 90. 10% имеем в остатке. Да и из этих-то выбрать не просто Игорь Иртеньев
 Если вы вступаете в брак, то жить в нем надо хорошо. Плохо жить можно и вне брака.
 Сергей Кондратьев
 С. Горин:... В сущности, все те примеры различий между мужским и женским мышлением, которые мы с вами сейчас перебрали, сводятся к различию между преимущественно левополушарным (у мужчин) и преимущественно правопо-лушарным (у женщин) мышлением. Добавив это отличие к уже имеющимся (анатомическим, физиологическим, социальным, культуральным и т. д.), мы вполне можем прийти к выводу, что мужчины и женщины произошли от разных видов обезьян.
 516
 
 Конечно, логике и интуиции, разуму и эмоциям трудно понять друг друга. Возможно, поэтому и возникает отношение к представителю противоположного пола (само слово оцените - противоположный) либо как к обитателю другой планеты, существу "не от мира сего", либо как к существу неполноценному. Именно так воспринимают и мужчины женщин, и женщины - мужчин, хотя мужской шовинизм почему-то считается более распространенным и более унизительным для дам.
 На самом доле мужской шовинизм является скорое комплиментом: если мужчина искренне считает женщину неполноценным существом, то он и обращается с ней, как с капризным ребенком, - ухаживает, оберегает, балует, окружает заботой и почти не наказывает. Литературно-психотерапевтическим примером такого истинно мужского, по-хорошему покровительственного отношения к женщинам может служить следующий тест (автор теста - С. В. Паламарчук):
 Тест-анкета для женщин "ВАШ СЕКСУАЛЬНЫЙ ИМИДЖ" 1. Выберите один из вариантов:
 а) уже выбрала 4 очка б) еще нет 3 в) не поняла, о чем идет речь 1 г) я замужем и мужу не изменяю 2 2. Мастурбируете ли Вы? а) непрерывно 4 б) не знаю 3 в) если успеваю 2 г) я не "Мастурбируете", а (укажите вашу настоящую фамилию) 1 3. Какую позицию Вы предпочитаете? а)принципиальную 1 б) мужчина сверху 3 в) мужчина снизу 4 г) мужчина на работе 2 4. Приходилось ли Вам испытывать оргазм под душем? а) да, и только под ним 3 б) нет, это аморально 1 в) испытываю в данный момент 4 г) у нас постоянные перебои с водой 2 В свободном полете
 517
 5. Какое архитектурное сооружение больше всего напоминает Вам фаллос?
 а) Исаакиевский собор 4
 б) девятиэтажка 3
 в) пятиэтажка 2
 г) стараюсь об этом не думать 1
 6. Обычно я занимаюсь сексом:
 а) раз в неделю 1
 б) с мужем 2
 в) утром 3
 г) ДА!!! 4
 7. Мое поведение в постели ограничивает:
 а) природная скромность и чувство внутреннего достоинства 1
 б) отсутствие сексуального партнера 3
 в) размеры жилплощади 2
 г) присутствие мужа 4
 8. Я пробовала секс:
 а) на практике 3
 б) втроем 4
 в) по переписке 1
 г) бросить и успешно 2 Теперь суммируйте набранные Вами очки. От 0 до 12: Вы - честная и открытая девушка.
 Жизненные невзгоды не коснулись Вас и вряд ли коснутся в дальнейшем. В условиях нарастающей безработицы Ваш сексуальный имидж окажет Вам добрую услугу при конкурсном отборе в охранные службы и на тяжелые земляные работы.
 От 13 до 21: Вы из тех людей, на которых держится наш мир. Вы образцовая мать, примерная жена и хороший работник. Даже во времена разнузданной пропаганды сексуальной распущенности Вам удается сохранить верность себе и избранным жизненным целям.
 От 22 до 27: Вы умны, привлекательны и изысканны. Интуитивно Вы выбрали правильные ценностные ориентиры. Не позволяйте отвлечь себя на ложный путь медитаций и эзотерических учений. Мы
 518
 
 думаем, что наш тест подсказал Вам некоторые следующие шаги в формировании Вашего сексуального имиджа.
 От 28 до 32: Даже если мы не встречались, то все равно близки с Вами. Автор признателен Вам за доставленные минуты счастья и вдохновения, подаренные Вами для сочинения данного труда.
 Больше 32: Так не бывает (см. таблицу умножения на 4).
 Похоже, что единственная область, где возможно взаимопонимание полов, - это секс, и имеет смысл сделать эту область эффективного общения максимально полноценной. О полноценном сексе писали и пишут многие; последняя НЛП-находка в данной теме - книга Л. Камерон-Бэндлер, Д. Гордона, М. Льебо "Know-How (Технология)", фрагмент из которой я вам предлагаю как упражнение (перевод О. Чекчуриной). "КАКЗАИНТЕРЕСОВАТЬСЯ БОЛЬШЕ Следующий импринт-формат даст вам полезную ноу-хау того, как получать удовлетворение во время сексуальных отношений, то ноу-хау, на которую часто не обращают внимания или о которой просто не знают. Прочитайте описания всех этапов действий и получите удовольствие, выполнив эти инструкции. Эти упражнения сконцентрируют ваше внимание на вашем нынешнем чувственном опыте. Вы сфокусируете свое сознание на приятных ощущениях, кроме того, примете как данность и оцените собственную, от природы данную вам сексуальность. Наконец, вы научитесь разбираться в своих, желаемых для вас, эмоциях и научитесь выбирать адекватные способы их выражения. В результате этого вы сможете вызывать желаемые реакции у другого человека и получите ноу-хау того, как получать сексуальное удовлетворение для себя.
 Как уже было отмечено выше, секс- это основанная на чувствах деятельность, которая относится в основном к настоящему. Если вы будете занимать свое сознание фрагментами из прошлого или будущего в то время, когда занимаетесь чувственной деятельностью, то это, конечно же, ослабит остроту чувств.
 В свободном полете
 519
 Поскольку секс - это природная чувственная деятельность, наиболее фундаментальные изменения внутренних процессов при этом касаются ощущений.
 1. Начнем с внешних стимулов Дочитав этот абзац до конца, закройте глаза и прикоснитесь к разным объектам, которые похожи друг на друга, но в чем-то, тем не менее, отличаются. Например, можете взять для этой цели авокадо, апельсин и лимон. Сначала ощупайте их руками, обращая внимание на различия в фактуре, влажности, твердости, весе, температуре поверхности и так далее. Потом понюхайте каждый фрукт, сравнивая их запахи, терпкость. Потом прикоснитесь к каждому из них языком и губами и попробуйте их на вкус, ощущая опять их фактуру, температуру, твердость - все то, что вы ощущали своими пальцами. Сделайте это сейчас, прежде чем двигаться дальше
 2. Теперь обратим внимание на ваши конечности. Вытяните руку и подвигайте ею вперед-назад, пока не почувствуете движение воздуха вокруг нее. Постучите по столу карандашом, а потом постучите по нему пальцем. Какова разница в ощущениях? Сколько сенсорной информации вы получаете, когда стучите по столу карандашом? пальцем? После того как ответите на этот вопрос, повторите упражнение (постучав сначала карандашом, а потом пальцем), обращая на этот раз внимание на ощущения, которые при этом испытываете, а не на информацию о столе, по которому стучите. (Некоторые люди относятся к своему телу так, словно оно, как карандаш, пассивный объект, которым можно манипулировать, а не часть их самих, способная реагировать па окружающий мир и взаимодействовать с ним). Если вы пороетесь в своей памяти, то, возможно, вспомните о своих знакомых, которые были очень внимательны к ощущениям в своем теле. Может быть, к вам прикасались удивительные руки целителя, опытной массажистки или чувственного возлюбленного. Задумайтесь на минуту и вспомните, как этот человек пользовался своими руками для того, чтобы осторожно снять информацию о вас, когда он к вам
 520
 С Горин НЛП: техники россыпью
 прикасался. Еще один пример чувствительности и чуткости подобного рода вы сможете найти, если вспомните своих знакомых и сравните, чьи объятья приятны, а чьи нет. Сейчас займитесь минуту-другую этим экспериментом. Доведите это упражнение до конца, прежде чем переходить к другому.
 3. Потреплите ласково собаку или кошку деревянной лопаточкой, потом рукой и запомните разницу в ощущениях, которую вы при этом испытывали, а также в чем отличалась реакция животных на ваши прикосновения. Теперь потрогайте руками собственные руки, ощущая те места, где ваши руки больше покрыты волосками, где они мягче, тверже, влажнее, теплее, прохладнее и так далее. Потом потрогайте руками все свое тело, обращая внимание на разницу в ощущениях, фактуре и температуре разных участков вашей кожи.
 4. А теперь с партнером или с другом потренируйтесь, выбирая какую-то информацию, которую хотите ему передать, но не пользуйтесь при этом словами. Выберите привязанность, страсть, заботу, доверие - все, что хотите. Возьмите этого человека за руку и только при помощи руки передайте ему выбранное вами сообщение. Спросите своего партнера, понял ли он (поняла ли она) содержание сообщения. Продолжайте передавать рукой свое сообщение, пока ваш партнер не прореагирует адекватно. Сделав это, измените способ прикосновения - пусть это будут объятья, ласки и так далее, используя их для передачи сообщения партнеру.
 5. Теперь давайте подумаем об эксперименте, направленном внутрь тела. Для этого нужно особые ощущения в теле и их значения привести в соответствие с тезисом о том, что секс - это чувственная деятельность. Направьте сознание вглубь собственного тела. Перемещаясь мысленно внутри него, ощутите его массу, то, из чего ваше физическое тело состоит. Изнутри этого "живого цилиндра" ощутите свою левую руку, правую, ваше левое и правое бедро, ощутите биение своего сердца и то, как при дыхании
 В свободном полете
 521
 расширяются и сокращаются легкие, прикасаясь к вашему торсу изнутри. Когда вы осознаете эти ощущения, то определите, где ваше тело соприкасается с вещественным миром - с одеждой, обувью, стулом, полом и так далее. Делая это, вы понимаете, что значит быть живым. Продолжайте концентрироваться на ощущениях, которые позволяют вам понять, что вы - живое существо. Обязательно потратьте столько времени, сколько вам нужно будет для того, чтобы сделать это упражнение.
 6. Теперь не глядя на себя и не прикасаясь к себе, обратите внимание на ощущения, которые дают вам знать, что вы мужчина или женщина. Если вы мужчина, то это ощущения волосяного покрова на лице, ваших тестикулов, пениса, изменение давления в нем и связанных с пенисом мышцах. Если вы женщина, то это ощущение вашей груди, ее вес, ощущение ваших влагалищных губ, влагалища и мышц этого очень чувствительного отверстия, ощущения в матке и яичниках. Почувствуйте полностью свое тело. Теперь направьте свое сознание на то, чтобы почувствовать губы, зубы и язык. Прикоснитесь языком к губам, почувствуйте, какие они теплые, их влажность, мягкость и фактуру поверхности. Потом направьте свое сознание на остальную часть тела - вашу сексуальность определяют те же ощущения, которые дают вам сигнал о том, что вы - живое существо. На этом наиболее базовом уровне сенсорного опыта ваша сексуальность не более отделена от вас самих, чем ваше дыхание или биение сердца. Может быть, вы и не всегда можете осознавать эти чувства, которые лежат в основе вашей сексуальности, но они, тем не менее, всегда здесь, они часть вас и вашего самочувствия.
 Одним из важнейших следствий этого сенсорного опыта является то, что он отделяет сексуальность от критериев; здесь нет правильного и неправильного, привлекательного или отвратительного, большого, маленького, плохого, хорошего, достойного гордости или стыдного. Здесь есть только ощущения. Каждый из нас обладает критериями (и значениями критериев),
 522
 
 которые накладываются на сексуальность. Ваши родители, сверстники, образовательные учреждения и средства массовой информации оказали огромное влияние на то, что считается в отношении секса привлекательным, уместным и правильным. Последовательность упражнений, описанных выше, позволяет вам вернуться к первозданному ощущению собственной сексуальности и таким образом дает вам возможность испытывать сексуальные переживания, сбросив бремя навязанных вам критериев. Это также дает вам возможность создать собственные критерии для подобных переживаний. Это важный шаг для того, чтобы добиться большого удовлетворения от сексуальной активности. Это помогает привести в соответствие между собой приятные физиологические реакции, эмоции и внутренние процессы, из которых складываются приносящие удовлетворение сексуальные отношения.
 7. Подобно тому, как вы уже делали это раньше, направьте сознание на свои ощущения и обратите внимание на то, какие приятные ощущения вы испытываете в настоящий момент, включая эмоции, части тела, в которых вы чувствуете приятные ощущения, тепло и возбуждение внутри тела и на его поверхности. Например, чувство, которое вы испытываете прямо сейчас, читая эту фразу, может быть любопытством, при этом нижняя часть вашего лица расслаблена, мышцы вокруг глаз и в теле приятно напряжены, вы чувствуете тепло во рту и в руках. Прежде чем читать дальше, изучите свои ощущения, чтобы обнаружить эти приятные эмоции и ощущения.
 8. Проявляя внимание к эмоциям, вы можете выбирать себе эмоциональные состояния, подбирая для их выражения наиболее адекватные действия. Выберите из этого списка эмоций те, которые вы испытываете, и те, которые возможны в сексуальном контексте. Эмоциональные состояния могут быть, например, такими: одиночество, скука, замешательство, любовь, возбуждение, сила, привязанность, романтичность, нежность.
 В свободном полете
 523
 На минуту задумайтесь, какие чувства вы испытываете и хотите испытывать, а потом перечислите их.
 ЭМОЦИИ, КОТОРЫЕ Я ХОЧУ ИСПЫТЫВАТЬ, КОГДА ЗАНИМАЮСЬ СЕКСОМ__________
 9. А теперь как вы отличаете с точки зрения ощущений одно эмоциональное состояние от другого? Когда дочитаете до конца этот абзац, выберите одно из перечисленных вами эмоциональных состояний и определите, из каких ощущений складывается для вас это эмоциональное состояние. Например, привязанность выражается в том, что вы улыбаетесь губами и глазами, у вас расслаблены лицо и торс, вы чувствуете тепло в теле, чувствуете, что хотите прикоснуться руками к вашему любимому человеку и так далее. Определите сейчас эти ощущения.
 10. Сделав это, определите, по крайней мере, три способа, которые адекватно и с пользой для ваших взаимоотношений могут это чувство выразить. Если взять в качестве примера привязанность, то для того, чтобы выразить это чувство, вы можете нежно приласкать своего любимого человека, ошеломить его (ее) страстным объятием или поцелуем, сказать, что вы любите его (ее). Прежде чем продолжать чтение, определите по меньшей мере три способа выразить выбранное вами чувство.
 СПОСОБЫ АДЕКВАТНО ВЫРАЗИТЬ ЭТО ЧУВСТВО___________________________________
 11. Теперь прорепетируйте для себя эти способы действия, найдя для этого подходящую ситуацию и представив, что вы проделываете все это со своим любимым человеком. Если вы чувствуете неловкость или опасения, когда представляете себе это, то внесите изменения в свои действия (или то, что их порождает) мысленно так, чтобы вы чувствовали себя свободно, совершая их. Обязательно измените то, что нужно, чтобы суметь повести себя так, как вы решили, поддерживая желаемое эмоциональное состояние.
 524
 
 Представьте, как вы совершаете эти новые действия, прежде чем читать дальше.
 12. Сделав это для одного из выбранных вами эмоциональных состояний, пройдитесь по своему списку, определяя для каждого чувства те ощущения, которые его характеризуют, и по три способа выразить каждое из этих чувств. Затем отрепетируйте мысленно каждое из этих действий так, как вы уже это делали, как можно ярче представляя себе эти действия мысленно. Сделав это сейчас, вы сможете достигать и поддерживать эти желаемые эмоциональные состояния и использовать адекватные средства их выражения в будущем.
 Цель упражнений, через которые мы вас провели, заключается в том, чтобы научить вас осознавать свои чувства во время сексуальных взаимоотношений и привести ваши действия в соответствие с адекватными критериями сексуальности и их значениями. Мы познакомили вас здесь с процессами, которые призваны стать основой вашего поведения, и в случае необходимости вы всегда можете использовать их в качестве ресурса. Мы дали вам упражнения, цель которых была сконцентрировать ваше внимание на тех чувствах, которые вы испытываете непосредственно во время занятий сексом, но глобальная цель (в том, что касается секса) заключается в том, чтобы вы автоматически отслеживали любые ощущения, получая немедленно сенсорную информацию. Эта немедленно полученная информация может быть использована как обратная связь для того, чтобы изменить что-то сразу же, чтобы достичь большего удовольствия. Это придет с опытом. В это же время вы получили новые опыт, понятия, поведенческий и сенсорный выбор, выполняя предложенные нами упражнения. Поэтому, пока вы не научитесь действовать автоматически в подобных ситуациях, касающихся секса, используйте то, чему вы научились, проделав эти упражнения, для того, чтобы сконцентрировать свое сознание на тех действиях, благодаря которым можно получить удовольствие. Когда вы будете испытывать более сильное
 В свободном полете
 525
 и разнообразное удовольствие, вы будете стремиться к тем сексуальным отношениям, которые вас удовлетворяют и приносят радость, к тем отношениям, которых вы хотите."
 Это - хороший шаблон как для работы с сексуальными расстройствами у пациентов, так и для повышения качества собственной жизни, к чему я вас и призываю все время.
 Глава 5.
 ДО ВСТРЕЧИ В СЛЕДУЮЩЕЙ ЖИЗНИ...
 Живу, любуясь белым светом, К нему больших претензий нет. Но что мне делать с интеллектом? Кому мой нужен интеллект? Он на хер никому не нужен! И этим фактом поражён, Я то в депрессию погружен, То в детективы погружён.
 Виталий Шлёнский Человек рожден для радости, Но так как радости на свете нет, Он, творя другому гадости, Чувством радости согрет.
 Константин Якунин
 С. Горин:... И теперь у нас осталось совсем немного времени, чтобы закончить семинар.
 Если бы то напутствие, которое я хочу вам дать, было застольным тостом, я призвал бы вас поднять бокалы за разлуку. За расставание! За то, что завтра мы все разъедемся по разным городам и больше друг друга не увидим... И я бы это сказал не потому, что мне нужен отдых от вас, а вам - от меня. Вовсе нет. Просто разлука-единственная возможность ощутить когда-то радость встречи. Мир тесен, и мы все равно
 I
 В свободном полете
 527
 встретимся: не завтра, так через месяц или через год. А с кем-то - только в следующей жизни... Хотя я вас понимаю: не видеть меня целый год - это очень тяжело. Психосоматика всякая начинается, беременности какие-то внематочные...
 Не знаю, как вас, а меня после недели занятий, насыщенных материализмом и атеизмом, тянет порассуждать о чем-нибудь потустороннем. О чем-нибудь мистическом, запредельном. .. Нет, только порассуждать - у меня хватало пациентов, которые слишком серьезно восприняли в свое время "тайные знания магии". До того как стать пациентами, имеется в виду. Они не учли простой вещи - первое, чему учат настоящие шаманы, это умению защищаться от мистики своих же собственных занятий (на что, кстати, может уйти не один год). Но я, собственно, не о том хотел сказать.
 Давно, еще будучи подростком, я познакомился с поэмой "Шах-Наме" и удивился тогда тому, что самым умным персонажем поэмы явно был Дьявол - он очень красиво рассуждал, убеждал, даже шутил. Правда, он там переживал экзистенциальный кризис и как-то перманентно мучился вопросом: а нужны ли кому-то его козни, имеют ли они смысл в принципе! И бедняга всю поэму ставил контрольные эксперименты, в ходе которых раз за разом понимал, что стоит ему в решающий момент отойти в сторону, не вмешаться в ситуацию - и все идет гораздо злее, чем он сам бы мог придумать. В конце у него даже какое-то милосердие проснулось, сострадание к людям какое-то...
 Конечно, я тогда не знал, что с аналогичной характеристикой Сатаны встречусь еще неоднократно: и в "Фаусте" Гете, и в набросках пушкинского "Фауста", и в "Мастере и Маргарите" Булгакова, и у Марка Твена, и у Анатоля Франса - всюду Дьявол не самый привлекательный персонаж, но обязательно самый умный. Сравнительно недавно я заметил, что эта помесь качеств весьма притягательна сама по себе, а в сочетании с приписываемой Дьяволу идеей немедленного расчета за деяние притягательность его образа еще усиливается.
 В самом деле, Добро оперирует идеей посмертного (то есть отсроченного) воздаяния за хорошие дела. Естественно, что эта идея проигрывает мысли о немедленном вознаграждении за грех, которой оперирует Зло. Ты мне - душу, я тебе -плату. Здесь и сейчас, а то и авансом. Разве плохо? Нет, конечно,
 528
 
 поскольку для человеческого мышления последовательность "стимул - немедленная реакция" гораздо более привычна (а значит, приятна), нежели последовательность "стимул - отсутствие реакции", то есть "неподкрепляемый стимул".
 Тогда мы приходим к любопытному промежуточному выводу: образ Дьявола в мировой литературе внутренне противоречив. Поскольку притягательный образ не может быть полностью отрицательным, то почти никому из пишущих на эту тему не удалось абсолютизировать Зло в образе Дьявола. Некоторые даже и не пытались это делать. Вот Гете, например, в переводе Б. Пастернака (выделено мной):
 Фауст
 ...Ты кто?
 Мефистофель
 Часть силы той, что без числа
 Творит добро, всему желая зла.
 Фауст
 Нельзя ли это проще передать?
 Мефистофель
 Я дух, всегда привыкший отрицать.
 И с основаньем: ничего не надо.
 Нет в мире вещи, стоящей пощады,
 Творенье не годится никуда.
 Итак, я то, что ваша мысль связала
 С понятьем разрушенья, зла, вреда,
 Вот прирожденное мое начало,
 Моя среда.
 Но дело здесь не в изысках литераторов - противоречивость, диалектичность образа Дьявола была не вполне понятна и отцам церкви. Одна очень серьезная книга по этому поводу утверждает следующее:
 ".. .Ни в какой другой религии отрицательное, злое не сосредоточено в таком концентрированном виде, как в фигуре дьявола в христианском учении. У него ноги козла, как у греческого бога Пана, он с крыльями и с рогами, от него несет запахом смолы и серы, он - хитрая змея или страшный дракон, с которым постоянно борется архангел Михаил. Но он может и
 В свободном полете
 529
 маленькой темной фигуркой усесться на плече человека, непрестанно внушая ему злые мысли. Таким представляется вездесущий черт в христианской мифологии.
 Некогда он был ангелом, самым прекрасным из всех ангелов, созданных Господом. Его имя Люцифер - "тот, кто несет свет". Он отпал от Бога и был изгнан (из библейских текстов не ясно, на землю или в ад). Отцы церкви не вполне единодушны в том, в чем же, собственно, было его прегрешение. (...)
 Сам Бог сотворил дьявола: во-первых, потому, что нет ничего, что сотворил бы не Бог, ведь Бог совершенен и ничто не происходит помимо его воли; во-вторых, потому что Бог - это чистая любовь и добро, и, следовательно, зло не может быть присуще ему.
 Нетрудно увидеть, что оба эти понятия - единого всеобъемлющего и единого доброго бога - несовместимы. Если Бог - это все, то он должен включать в себя и зло, если же Бог - чистая любовь, то в нем не может быть ненависти. Это и есть одна из центральных проблем средневековой схоластики, которая пыталась отделить бога от негативных элементов. (...) Если зло все же существует в мире и оно - не от бога, то зло должно иметь иное происхождение, а именно - от дьявола".
 Цитированный источник не упоминает, правда, что средневековая схоластика в итоге разобралась с предметом, решив, что события могут развиваться либо с ведома Господа, либо с попущения Господнего. Если вы меня слушаете, может, и с ведома, то я всю эту ересь излагаю - точно, с попущения. Мне это популярно объяснили баптисты-пятидесятники, которые года полтора назад в Канске ритуально сожгли мои книги. Я это с гордостью рассказываю, ибо для себя с того момента я встал в один ряд с Гете, Марксом, Гейне и другими умными людьми.
 Вопрос из зала: Сергей, я уже дня три гадаю - во что вы верите!
 С. Горин: В то, что ускорение свободного падения у поверхности Земли составляет 9,81 см/сек2. Продолжать? Так вот, учитывая внутреннюю противоречивость образа Дьявола,
 19 Техника россыпью
 530
 С.Горин. НЛП: техники россыпью
 .писатели, как правило, делают этот образ близким и понятным, максимально очеловечивая его: они приписывают нечистому вполне человеческие стремления, мотивы поношения и т. д., при этом неизбежно к образу добавляются элементы добра, милосердия, сострадания - образ очеловечивается, а среда людей невозможно найти чисто отрицательный персонаж. И с помощью этого очеловечивания Зла достигается интересный эффект: люди сплошь и рядом требуют доказать существование Бога, но никто не требует доказывать существование Дьявола. Помните, у Булгакова:
 "- Если я не ослышался, вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? - спросил иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз.
 - Нет, вы не ослышались, - учтиво ответил Берлиоз. - именно это я и говорил.
 - Ах, как интересно! - воскликнул иностранец. (...)- А вы соглашались с вашим собеседником? -осведомился неизвестный, повернувшись вправо к Бездомному.
 - На все сто! - подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально.
 - Изумительно! - воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал: - Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в Бога? - Он сделал испуганные глаза и прибавил: - Клянусь, я никому не скажу.
 - Да, мы не верим в Бога, - чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз, - но об этом можно говорить совершенно свободно.
 Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил, даже привизгнув от любопытства:
 - Вы - атеисты?!
 - Да, мы - атеисты, - улыбаясь, ответил Берлиоз (...)
 - Ох, какая прелесть! - вскричал удивительный иностранец и завертел головой, глядя то на одного, то на другого литератора.
 - В нашей стране атеизм никого не удивляет, -дипломатически вежливо сказал Берлиоз. - Больший-
 В свободном полете
 531
 ство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о Боге. (...)
 - Но, позвольте вас спросить, - после тревожного раздумья заговорил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия Божия, коих, как известно, существует ровно пять?
 - Увы! - с сожалением ответил Берлиоз. - Ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования Бога быть не может.
 - Браво! - вскричал иностранец. - Браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!
 - Доказательство Канта, - тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, -также неубедительно. И недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством^ ..)
 - Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три на Соловки! - совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич. (...)
 Но предложение отправить Канта в Соловки не только не поразило иностранца, но даже привело в восторг.
 - Именно, именно, - закричал он, и левый зеленый глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал. -Ему там самое место! Ведь говорил я ему тогда за завтраком: "Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно Над вами потешаться будут". (...)- Но вот какой вопрос меня беспокоит; ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
 - Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос".

<< Пред.           стр. 10 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу