<< Пред.           стр. 3 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 С. Горин: В смысле мордобоя?
 Из зала: Да! (Смех в зале).
 С. Горин: Этот вопрос звучит очень часто, когда излагаешь материалы о 12 Шагах как чисто теоретический. Но в реальной жизни мне ни разу не приходилось слышать от жен, что 12 Шагов ухудшили ее отношения с мужем. Хотя теоретически это возможно...
 Реплика: Для алкоголика складывается непривычная ситуация...
 С. Горин: Да, и применять "физическое воздействие" до выяснения обстоятельств алкоголик не хочет. К тому же в литературе Ал-Анона есть и такая рекомендация: "Самое удачное время для разговора с алкоголиком о его пьянстве - утром после тяжелого запоя." А жены предпочитают говорить об этом тогда, когда муж пьян. А это другая личность... Даже такая простая рекомендация в какой-то мере ослабляет опасность "физического воздействия".
 В моей практике были случаи, когда жены алкоголиков, - моими пациентки, делились 12 Шагами со своими подругами, соседками, и это действовало. Конечно, самым драматичным бывает Первый Шаг: "Это что же получается? Это я своему Петрову - только приложение?! Вот собиралась сегодня пирог испечь - и испеку, каким бы ни появился!!!" Муж приходит - и ошалевает: "Почему ты меня не ругаешь? Я выпил сегодня!" "Ну и черт с тобой!" (диалог реальный).
 Вопрос: Есть ли опасность того, что 12 Шагов могут стать особой разновидностью культа? У меня есть знакомый член "АА", так он бросил пить и стал терроризировать своих домашних 12 Шагами...
 С. Горин: Каким способом он это делает?
 Из зала: Он стал фанатиком 12 Шагов.
 С. Горин: Ну, фанатизм везде нежелателен, и в группах "АА" и Ал-Анона с ним борются. Но мне кажется, что ваш вопрос не связан напрямую с 12 Шагами - скорее, он связан с конкретным характерологическим случаем...
 Из зала: Этот человек - ведущий группы.
 С. Горин: Естественно, он должен обладать определенной стеничностью.
 Из зала: Он перестал пить водку и начал пить 12 Шагов!
 НЛП: Техники россыпью
 249
 С. Горин: Можно напомнить ему принцип "Живи и дай жить другим" и Двенадцатый Шаг...
 Вопрос: Вы считаете терапию эффективной, если пациентка разводится с мужем?
 С. Горин: Конечно, эффективность можно оценивать по-разному. Если оценивать с позиции обязательного сохранения семьи, то эффективность проблематична, а если с позиции самочувствия пациентки - то помощь она получает эффективную.
 Вопрос: По поводу принципа "Живи и дай жить другим" - значит ли это, что алкоголику не надо помогать: живет он так, и пусть живет?
 С. Горин: Этот принцип говорит о том, что не надо судить и критиковать людей, а не о том, что им не надо помогать. Здесь перефразирован другой принцип: "Не судите, да не судимы будете."
 Вопрос: Не кажется ли вам, что выступая в качестве семейного терапевта, вы в своей работе объединяетесь с женой против мужа?
 С. Горин: Скорее всего, я именно так и делаю (смех в зале). Но чтобы избавиться от угрызений совести, я использую обходной путь - притворяюсь членом группы Ал-Анона, состоящей из двух человек (меня и моей пациентки). Это очень удобно: быть то психотерапевтом, то рядовым членом группы...
 Вопрос: А насколько, по-вашему, эта нравственно для терапевта?
 С. Горин: Чего не знаю, того не знаю...
 Для тех, кто заинтересовался программой Ал-Анона, сообщаю адрес штаб-квартиры этой международной организации: АI-А поп Family Group Headquarters, Inc., P. О. Box 862, Midtown Station, New York, N. Y. 10018-0862, USA.
 Глава 4. "ВЕСЬ В ЯКОРЯХ, КАК КРЕЙСЕР..." (якорные техники)
 "Якорь" - в НЛП этим термином обозначают эмоционально нейтральное и часто не осознаваемое сенсорное восприятие (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое), совпавшее во времени и пространстве с некоторым эмоционально окрашенным и значимым сложным переживанием человека, и ассоциируемое с этим переживанием по механизму условного рефлекса. Можно сказать, что якорь - это нейтральный стимул, запускающий разнообразные переживания по поводу значимого воспоминания.
 Вступление
 С. Горин: Несколько слов о механизме действия якорей. Голодная собака слышит звонок и видит пищу. Пища -значимый стимул, звонок - нейтральный, но если эту последовательность "звонок-пища" предъявить несколько раз, собака будет давать на звонок такой же ответ, какой дает на пищу. Звонок для собаки - положительный пищевой якорь. Или: когда-то вы бьши влюблены в женщину, которая пользовалась определенными духами. Даже много лет спустя запах этих духов будет делать для вас привлекательными женщин,
 НЛП: Техники россыпью
 251
 весьма не похожих на ту, значимую для вас. Или: для того, чтобы сформировать у себя фобию езды в автомобиле, достаточно всего раз побывать в автомобильной аварии. Ну, и так далее.
 Человек отличается от прочих животных, в том числе и тем, что у него условный рефлекс часто образуется при од-ном-единственном предъявлении некоторой последовательности событий. Это называется "случайное подкрепление", и это служит базой для многих суеверий. (Правда, бихевиорис-ты считают, что животное тоже можно сделать суеверным, подкрепляя его случайные действия).
 Якорем может быть то, что мы видим, то, что мы слышим, и то, что мы чувствуем, поэтому в НЛП принято подразделять якоря на визуальные, аудиальные, кинестетические. Визуальным якорем для пациента вы можете сделать свой жест, поворот головы, предмет определенного цвета, определенное освещение. Аудиальный якорь - ваш голос (точнее, определенные интонации и громкость вашего голоса), музыка. Кинестетические якоря - определенное прикосновение или поглаживание. В группу кинестетических якорей можно также отнести сравнительно редко используемые запах и вкус.
 Условия успешной работы с якорем описаны в каждой книге по НЛП, мы их кратко повторим. Для того, чтобы якоря действовали, при их постановке и последующем "оживлении" надо учитывать три правила:
 1) Якорь должен быть уникальным (жесты, звуки и прикосновения, применяемые вами в терапии для постановки якоря, должны отличаться от тех, которые пациент видит, слышит и чувствует в повседневной жизни);
 2) Якорь должен быть поставлен на высоте переживания (сначала вы помогаете пациенту максимально погрузиться в переживание, которое намерены заякорить, и только при получении интенсивного невербального ответа вы можете ставить якорь);
 3) При "оживлении" поставленного ранее якоря ваши жест, звук, прикосновение, которые служили якорем, должны быть воспроизведены в точности так же, как это было при постановке якоря.
 Нельзя сказать, что люди, не знающие НЛП, не умеют пользоваться якорями. У Ги де Мопасана в одном рассказе
 252
 
 описана профессиональная соблазнительница, которая перед тем, как увлечь собой некоего мужчину, собирает сведения о том, какими духами и каким бельем пользуется его последняя любовница (для того, чтобы купить себе такие же духи и такое же белье). В одной из миниатюр, исполняемых Р. Карцевым, есть эпизод с использованием визуальных якорей: рассказчик описывает посещение зоопарка, где в клетке сидят тигры (делает руками жест, изображающий открытую пасть тигра), а затем он описывает возвращение домой, где его ждут тараканы (делает руками такой же жест).
 Сущность работы с якорями в психотерапии - в том, что вы можете закрепить якорем любое нужное для работы переживание, а затем "вытащить" его в любой нужный момент или перенести его в любой нужный контекст. Положительные переживания вы "оживляете" в основном тогда, когда идет разговор о ситуации, в которой пациенту нужны дополнительные ресурсы. Отрицательные переживания (чаще всего - проблемную ситуацию) вы "оживляете" в основном для того, чтобы проверить, что от нее осталось после проведенной работы. Есть, конечно, варианты - вы можете перед расставанием с пациентом вернуть ему его проблему, если он вам чем-то не понравился или отказался платить за работу.
 Основная все же область применения якорей - их совмещение, одновременное "оживление". Если одним якорем вы закрепили положительное переживание, а другим - отрицательное, то задействовав оба якоря одновременно, вы вызовете во внутреннем мире пациента интересную ситуацию, в реальной жизни ему не встречающуюся - он никогда не испытывал одновременно положительное и отрицательное переживание. Энэлписты обычно интерпретируют происходящее так: при совмещении противоположных переживаний более сильное из них стирает более слабое (а значит, если вы позаботитесь о том, чтобы положительное переживание было сильнее, вы можете избавить пациента от отрицательного переживания легко и быстро одним лишь совмещением якорей). Еще один распространенный вариант трактовки: если в какой-то ситуации у пациента всегда было только два состояния (например, человек, страдающий от переедания, может испытывать только сильный голод или невероятную сытость); и вы, закрепив эти состояния якорями, предъявили
 НЛП: Техники россыпью
 253
 их одновременно, то после совмещения якорей у пациента будет в той же ситуации выбор из большего числа состояний (например, упомянутый пациент с проблемой переедания начнет различать еще и легкий голод, легкое насыщение и два-три нейтральных состояния).
 Как большинство энэлпистских трактовок, эти две являются хорошей метафорой, которую можно сообщить пациенту перед началом работы с ним.
 Наверное люди обожают закреплять за собой в аудитории какое-то определенное место не только потому, что это имеет отношение к их личному пространству. Здесь место является якорем на определенное состояние сознания или на определенное поведение в одном и том же состоянии сознания. Например, чтобы успокоить шумного ученика, учитель пересаживает его на другую парту: "Так, здесь ты шумишь, пересядь-ка сюда". У ребенка включается ориентировочная реакция, ломается шаблон поведения, и в этот момент можно закрепить другое поведение: "А вот здесь ты будешь сидеть тихо!" Впрочем, использовать якорь для поддержания дисциплины в классе можно и так (разговаривая, переходит в другой конец холла и неожиданно кричит: "Вы чего расшумелись?! А ну, тихо!!.'" (Замешательство среди участников. С. Горин возвращается на прежнее место). Я говорил, что человек - уникальное существо в смысле научения с одного раза. Сейчас вы начали обсуждать то, что я делаю, и вы можете продолжать этим заниматься (вновь медленно переходит в другой конец холла), но стоит мне встать туда, откуда я кричал на вас, как обсуждение сразу стихает. Это - работа визуального якоря.
 В дальнейшем, когда мы начнем работать с трансами, я попрошу вас заранее взять на якорь состояние бодрствования, чтобы после упражнений вы легко возвращались к этому состоянию. Это будет еще одним примером сравнительно простой работы единственного якоря. Многие пользуются визуально-кинестетическим якорем для запоминания - формулировка очень сложная, а на самом деле имеется в виду...
 Реплика из зала: Крестик на ладони...
 С. Горин:.. .Да, написанный шариковой ручкой. Визуальным якорем, используемым с той же целью, будет узелок на платке.
 254
 
 Есть много способов использовать единственный якорь при работе с проблемами. Например, при работе с депрессией Гриндер и Бэндлер рекомендуют закреплять якорем продиктованный естественный полярной реакцией ответ на вопрос: "Ты все время находишься в депрессии?" Они же давали рекомендацию совмещать предъявление якоря с предъявлением стратегии партнера по какой-либо позиции. Если вы, например, хотите, чтобы кто-нибудь обратил на вас внимание, вы спрашиваете у него: "Как ты узнаешь о том, что на кого-либо надо обратить внимание? А ты вообще обращал на кого-то внимание в своей жизни?" Вы берете на якорь положительный невербальный ответ партнера, одновременно замечая стратегию "обращения внимания", которую партнер демонстрирует вам движением глазных яблок. Предположим, это была стратегия "вижу-чувствую". Тогда вы говорите что-то вроде: "Когда ты смотришь на меня, чувствуешь ли ты, что я тебе интересен?" - и задействуете якорь. Это тоже работает.
 Естественные якоря
 С. Горин: Работа с единственным якорем относится к навыкам начинающих энэлпистов, мне не хотелось бы подробно останавливаться на этой теме (подробнее о работе с единственным якорем см. "АПВГ", глава 6). Но перед тем, как перейти к освоению совмещения якорей в разных вариантах, я хочу привлечь ваше внимание к тому факту, что существуют якоря, которые человек получает в обыденной жизни естественным путем. И это можно использовать. Одна из составляющих успеха в применении якорей - их неосознавае-мость пациентом. Те якоря, о которых говорю, неосознаваемы вдвойне, если можно так выразиться.
 Например, в вашем кабинете пациента встречает запах елочной хвои и апельсина. С чем эти запахи у вас ассоциируются?
 Ответ из зала: Новый Год!
 С. Горин: Естественно! В нашем советском детстве такое сочетание запахов бывало только на Новый Год. Это было таким счастьем... И вы, имея этот набор запахов, можете
 i
 НЛП: Техники россыпью
 255
 использовать его как универсальный естественный якорь для наведения транса через возрастную регрессию. Или как якорь на какие-то ресурсы из детства.
 Еще один любопытный естественный якорь, заметить который меня побудил В. Хмелевский. Забавный такой вербальный якорек... Называется: "Я рожу тебе ребенка".
 На знатоков штучка... Скажите такое мужчине, которому двадцать лет, и он убежит далеко и надолго, если не навсегда. Скажите то же самое мужчине, которому за тридцать, и он будет привязан к вам лучше, чем коротким поводком. Мужчина после тридцати - немного другое существо...
 Доктор Хмелевский вычислил этот якорь по результатам своей обширной работы со случаями несчастной любви, и когда он мне об этом рассказал, я в наборе своих клинических случаев тоже нашел хорошую иллюстрацию. Некая умная дама сказала весьма состоятельному мужчине: "Я рожу тебе ребенка". Года три уже рожает, все никак не родит - зато получила от своего любовника квартиру, дачу и много что еще.
 Есть и исторический пример из этой серии. Клара, подруга Муссолини, пришла к своему семейному положению именно с помощью такого якоря. Знаете, когда нет окольных путей, иногда люди ходят прямыми... Она просто выбежала на дорогу, по которой ехал Муссолини, бросилась под машину и закричала: "Хочу ребенка от дуче!" Потом так делали многие, но было поздно - она успела первой. Значит, мужчин я предостерегаю, а женщинам рекомендую взять якорь на вооружение.
 Ну, и еще кое-что в этом же разделе. Когда-то я рассказал на семинаре, а потом описал в книге, что можно переносить из одного контекста в другой такое переживание, как влюбленность (см. "АВПГ", глава 6), не подозревая, что теперь без вопросов о переносе влюбленности не обойдется ни один семинар. Здесь такие вопросы от женщин тоже поступали...
 Раньше у меня не было удовлетворительной иллюстрации к разговору на эту тему, а теперь она появилась - посмотрите фильм Абрахамса "Призрак" ("Ghost"). Я получил искреннее удовольствие от эпизода, где как раз показано использование якорной техники в обыденной жизни, причем это связано именно с переносом влюбленности.
 256
 С.Горин. НЛП: техники россыпью
 Сюжет фильма строится на том, что главного героя убивают в самом начале, и он следит за событиями в качестве духа. И вот какую сценку он наблюдает: его бывший друг (на самом деле тайный враг) приходит к его бывшей девушке, чтобы соблазнить ее, невзирая на траур. И этот отрицательный персонаж проделывает все очень талантливо. Для начала он проливает кофе на свою рубашку - и раздевается до пояса. Потом он прочувствованно говорит о том, как именно эта девушка горячо любила безвременно умершего (о себе он так и не скажет ни слова!) - и когда она глубоко погружается во внутренний опыт, связанный с влюбленностью, он подсаживается ближе и начинает самым недвусмысленным образом связывать этот внутренний опыт с внешним, с кинестетикой от себя.
 ПЕРЕНОС ВЛЮБЛЕННОСТИ
 1. Организуйте контекст общения с партнером, которого вы намерены заставить влюбиться в себя (далее - партнер 1): создайте интимную обстановку с мягким освещением, романтически-грустной музыкой и т. п. Позаботьтесь о том, чтобы вам никто не мешал.
 2. Сформируйте раппорт с партнером 1 на уровне сознания и на уровне подсознания, для чего:
 а) признайте свою вину (в том числе несуществующую) за все прошлое, настоящее и будущее на год вперед;
 б) ругайте себя за ваши достоинства и хвалите партнера 1 за его недостатки;
 в) подстраивайтесь к позе, дыханию, движениям, интонации, внутреннему ритму и переживаниям партнера 1.
 3. Помогите партнеру 1 максимально погрузиться в переживание влюбленности, связанное с его (ее) последним сексуальным партнером (далее - партнер 2), выделяя только положительные аспекты этого переживания; для чего:
 а) говорите о партнере 2 только хорошее;
 б) положительно оценивайте чувства партнера * 1 к партнеру 2, весьма неопределенно высказываясь о г
 НЛП: Техники россыпью
 257
 времени проявления этих чувств - так, чтобы связать чувства из прошлого с ситуацией здесь-и-сейчас.
 4. Ведение:
 а) меняя собственные поведенческие функции, которые вы использовали для подстройки, вызовите у партнера 1 ускоренное и прерывистое дыхание, желание закрыть глаза, появление бессознательных движений типа вздрагивания;
 б) вербализуйте предполагаемые вами проявления чувств партнера 1 к партнеру 2, на этом фоне вербализуйте отдельные аспекты наблюдаемого вами здесь-и-сейчас поведения партнера 1 и начинайте осторожно, мягко прикасаться к телу партнера 1, постепенно расширяя зону прикосновений и увеличивая их интенсивность (замечание об интенсивности верно, если партнер 1 - мужчина);
 в) искренне восхищайтесь партнером 1, в случаях откровенной лести пользуясь кавычками для "сообщения партнера 2" ("и он мог бы порадоваться тому, что ты так полно умеешь чувствовать жизнь, возбуждаясь еще сильнее"). Если вы знакомы с партнером 2, изобразите при этом отдельные аспекты его (ее) невербального поведения: используйте интонационные и моторные паттерны партнера 2 и т. п.
 Не оформляйте ни одного высказывания от первого лица - говорите только от лица партнеров 1 и 2!
 5. Воспользуйтесь результатом так, как вы этого хотите:
 а) либо здесь-и-сейчас, сделав подстройку к будущему, если вы намерены пользоваться полученным результатом в дальнейшем;
 б) либо резко верните партнера 1 к реальности, дав отрицательную оценку его (ее) поведению здесь-и-сейчас от первого лица (если хотите вызвать у него чувство вины, переживание депрессии, спровоцировать суицидальные действия).
 Стратегия выглядит длинной, но в реальности выполняется за 3-5 минут.
 9 Тс,
 258
 
 Калибровка
 С. Горин: Для работы с несколькими якорями нужны навыки сенсорной восприимчивости, навыки слежения за невербальными проявлениями разных внутренних переживаний вашего партнера, пациента, клиента. Иначе говоря, если вы взяли на якорь некоторое переживание, то должны ясно понимать, получаете ли вы это переживание при "оживлении" якоря - то есть работает ли поставленный вами якорь. Поскольку вы закрепляете якорями (для последующего совмещения) хотя бы два переживания по очереди, вы должны отличать невербальные проявления каждого из переживаний, отличая их еще и от нейтрального фона.
 Для формирования таких навыков существует ряд упражнений, объединяемых названием "упражнения на различение состояний 1,2,3" Я предлагаю вам проделать эти упражнения по полной программе, во всех модальностях.
 Упражнение /("Стандартное"). Выполняется в группах по трое. Первый этап: партнер А поочередно репрезентирует (вспоминает, конструирует) во внутреннем опыте три переживания, отличающихся друг от друга. Для упражнения я предложу вам очень удобный вариант В. Б. Черных: партнер А вспоминает встречу с приятным ему человеком (состояние 1), встречу с неприятным человеком (состояние 2) и встречу с нейтральным человеком (состояние 3). После каждого воспоминания, после максимального погружения в каждое из состояний партнер А встает со стула и как-то кинестетически встряхивается (можно попрыгать на месте). Это делается для того, чтобы убрать инерцию кинестетической модальности (иначе невербальные проявления состояний будут наслаиваться друг на друга).
 ...Академия Знакомств (Soblaznenie.Ru) - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!...
 
 Партнеры Б и В внимательно наблюдают за невербальными проявлениями каждого из состояний, запоминая их для последующей идентификации по ходу упражнения. Партнерам Б и В следует конкретно определить, за чем именно они будут наблюдать. Начинающим осваивать якорные техники рекомендуют обычно следить за глазодвигательным стереотипом построения каждого из трех состояний. Поскольку вы - продвинутые специалисты, оценивайте также ритм и глубину дыхания, непроизвольные движения головой и
 НЛП. Техники россыпью
 259
 конечностями, мимические движения (можно особо выделить наблюдения за движениями нижней губы), изменение цвета кожи - покраснение или побледнение кожи щек на высоте переживания партнером А каждого из состояний. Постарайтесь расширить ваше поле зрения, наблюдая за всем перечисленным одновременно.
 Второй этап: партнер А воспроизводит состояния 1,2,3 вразброс, в любом порядке, делая, как и раньше, после каждого воспроизведения кинестетическую встряску. После того как воспроизведены все три состояния, партнеры Б и В называют тот порядок, в котором эти состояния были воспроизведены во второй раз, пользуясь прежними обозначениями состояний, их номерами- 1,2,3.
 Чуть подробнее... На втором этапе партнер А может воспроизвести в любой последовательности только два состояния - например, в таком порядке: 2,1,2; или 3,1,1; но может воспроизвести и все три. Это делается для того, чтобы партнеры Б и В не пытались угадывать последовательность, а оставались максимально внимательными до конца упражнения. Партнеры Б и В могут делать записи по ходу упражнения, но лучше потренировать память.
 Для партнеров Б и В первый этап упражнения - калибровка, второй этап - экспертная оценка. Говорить партнеры Б и В начинают только после предъявления партнером А всех трех состояний на втором этапе упражнения. То есть партнеры Б и В говорят только для того, чтобы сообщить свою экспертную оценку, обсуждение они не проводят. После этого партнер А сообщает истинную последовательность воспроизведения им состояний 1,2,3 на втором этапе упражнения.
 Каждый участник каждой группы должен побывать в роли партнера А. Приступайте.
 Обычно у специалистов преобладающего здесь уровня ошибок при выполнении этого "стандартного" упражнения не бывает, поэтому обширного обсуждения у нас не получится. Хотя, если ошибки бывают, то очень полезно получить Щелчок по носу и стать еще внимательнее.
 Итак, вы сделали упражнение в визуальной модальности. Теперь смените состав троек, состав групп для упражнения, и мы сделаем это же упражнение в кинестетической мо-Дальности.
 260
 
 Упражнение 8. Выполняется в группах по трое. Партнер А имеет прежнее задание: на первом этапе репрезентировать три различных состояния, обозначив их голосом, как "первое, второе и третье"; а на втором этапе предъявить их вразброс, чтобы партнеры Б и В могли определить порядок повторного предъявления этих состояний.
 У партнеров Б и В задание меняется. Каждый из них берет в свои ладони кисть руки партнера А и закрывает глаза. Таким образом, партнеры Б и В имеют только кинестетический доступ как для калибровки на первом этапе, так и для экспертной оценки на втором этапе упражнения. Рекомендую выделить для калибровки такие характеристики, как тонус мышц ладони, температура и влажность кожи, наличие непроизвольных и идеомоторных движений пальцев рук партнера А. Как и в предыдущем упражнении, партнеры Б и В получают "право голоса" только для того, чтобы высказать свою экспертную оценку, после чего партнер А сообщает им истинный порядок предъявления состояний на втором этапе упражнения.
 Так же, как и ранее, каждый участник группы должен побывать в роли партнера А. Приступайте.
 Для того, чтобы вы еще больше удивились своим способностям, я хочу предложить вам вариант этого упражнения для всех участников нашей большой группы. Для этого я попрошу вас всех взяться за руки, образовав цепочку. Тот, кто оказался в начале цепочки, крайним справа, будет вашим общим партнером А. Так, "крайне правой" оказалась у нас Гин-та... Хорошо... Вся группа закрывает глаза, а Гинта даст вам сейчас три состояния для кинестетической калибровки. Вы будете калиброваться по тем ощущениям, которые получите от партнера справа.
 Итак, начали... Гинта, предоставь группе первое состояние. .. Теперь второе состояние... И третье состояние...
 Хорошо, Гинта, а теперь произвольно предъяви любое из этих трех состояний... Каждый участник группы думает над тем, какое состояние он сейчас получил... Ваша экспертная оценка будет индивидуальной и скрытой от всех остальных... Сейчас Гинта скажет вслух, какое состояние она
 НЛП: Техники россыпью
 261
 предъявила, и ваш успех... или ваш неуспех... останется при вас... Гинта, скажи номер предъявленного состояния.
 Гинта: Второе.
 С. Горин: М-м-м, результат весьма приличный, эпидемия кивков головами закончилась только на последней четверти цепочки.
 И, наконец, прежнее упражнение в аудиальной модальности.
 Упражнение 9. Выполняется в группах по трое. Задание партнеру А: вновь репрезентировать три разных состояния, и при максимальном погружении в каждое из них произнести одну и ту же нейтральную или бессмысленную фразу (например: "Графиня изменившимся лицом бежит пруду"). Партнеры Б и В располагаются спиной к партнеру А, калиб-руясь только по аудиальному доступу. Характеристики для калибровки: громкость и скорость речи, изменения тембра речи, повышение или понижение интонации к концу фразы. На втором этапе упражнения партнер А репрезентирует те же состояния вразброс, так же обозначая погружение в каждое состояние той же фразой; партнер Б и В дают экспертную оценку в отношении порядка предъявления состояний. Как и раньше, каждый из вас должен побывать в роли партнера А. Приступайте.
 С. Горин:... Можно, я подведу итог этому бурному обсуждению одной фразой? Глаза боятся - руки делают!
 Совмещение якорей
 Давайте теперь перейдем к тому, для чего все упражнения были предназначены - к работе в клинике. Какие проблемы соответствуют формуле, по которой действует совмещение якорей? Напомню, что эта формула описывается так: замена чувства, переживания, реакции X, имеющегося в контексте А (причем наличие чувства X в контексте А как раз и является проблемой), на чувство, переживание, реакцию У, имеющееся в контексте В (чувство У в контексте В - ресурсное состояние). Что подходит в клинике для этой формулы, Для переноса чувства, реакции из одного контекста в другой?
 262
 
 
 Ответы из зала: Страх публичных выступлений; писчий спазм; разнообразные фобии...
 С. Горин:... и масса других состояний. Хорошо, и у нас была еще одна формула для интерпретации совмещения якорей: если в какой-то ситуации пациент имеет только два состояния, совмещение якорей, которыми эти состояния обозначены, приведет к большему числу выборов в данной ситуации. В первую очередь к этой формуле относятся зависимости: курение, алкоголизм, наркомания, переедание. При работе с зависимостями совмещение якорей (таких, например, как "голод-сытость", "опьянение-трезвость" и т. п.) является хорошим началом работы, но бывают случаи, когда совмещением якорей вся работа исчерпывается, больше ничего делать не нужно.
 При совмещении якорей имеет значение последовательность постановки переживаний на якорь. Обычно в первую очередь на якорь ставят отрицательное переживание, затем -положительное. Бывают сложности с поиском интенсивного положительного переживания, и тогда приходится собирать под одним якорем несколько положительных переживаний: вы просите пациента пережить одно положительное (ресурсное) состояние и закрепляете его якорем; затем просите пережить другое и закрепляете его тем же якорем, и так до того момента, когда якорь становится достаточно мощным и его "оживление" вызывает сильный невербальный положительный ответ. (Есть хороший вариант конструирования положительного ресурса с загибанием пальцев: вы держите кисть руки пациента и просите пережить одно положительное состояние, на высоте переживания сгибаете его указательный палец; затем вы просите пережить второе ресурсное состояние и загибаете средний палец и т. д. "Оживлением" такого сложного якоря будет сгибание всех пальцев кисти пациента в кулак).
 Рекомендуется использовать в основном кинестетические якоря, как самые надежные, но на одно и то же переживание можно поставить сразу визуальный, аудиальный и кинестетический якорь. При воспроизведении кинестетического якоря (в момент совмещения якорей) обращайте особое внимание на его полную идентичность тому, которым вы закрепили нужное состояние. Используйте для постановки кинестетического якоря анатомические ориентиры или узоры на
 НЛП: Техники россыпью
 263
 одежде пациента - и тогда вы вернете якорь именно в ту же точку, где вы его ставили. (Очень удобно, если пациент приходит в одежде с узором - в горошек или в клетку - получается прекрасная мишень для постановки якоря).
 Еще несколько примечаний. Для повседневной работы лучше выработать привычку всегда ставить положительные и отрицательные якоря одинаковым способом: например, отрицательные якоря вы всегда ставите левой рукой, а положительные- правой. Тогда вам будет легче вспомнить, как вы работали с каким-то конкретным пациентом. И второе примечание: не старайтесь в повседневной работе демонстрировать свою продвинутость, работая со скрытым содержанием. Работа со скрытым содержанием хороша для семинаров, а не для клиники. Фраза психотерапевта "Меня не интересует ваше содержание" может быть для пациента шокирующей.
 Вопрос из зала: Как влияет на врача то обстоятельство, что, ставя кинестетические якоря пациенту, врач тем самым ставит кинестетические якоря и себе?
 С. Горин: Хм-м-м. Как-то не думал об этом. А в принципе, какая разница - якоря пациента, ваши якоря... Все равно вы весь день занимаетесь тем, что совмещаете положительные и отрицательные якоря, так что домой уйдете проинтегрированным, весь в якорях, как крейсер (смех в зале).
 И последнее примечание. В работе с пациентом бывают сложности при переходе от мощного отрицательного переживания к относительно слабому ресурсному - пациент настолько глубоко погружается в отрицательный опыт, что никак не может выйти из него. В этом случае предоставьте пациенту возможность сделать кинестетическую встряску -так, как вы это делали в упражнении: "Встаньте, походите немного... Теперь встряхнитесь так, как это делает собака, выходя из воды..." Что-то в этом роде.
 Следующее упражнение будет терапевтическим (во всяком случае, я прошу вас именно так к нему отнестись).
 Упражнение 10. "Совмещение якорей". Выполняется в парах.
 Шаг 1. Партнер А идентифицирует проблему, которую он хотел бы разрешить и которая соответствует формулам работы в технике совмещения якорей.
 264
 
 Шаг 2. Партнер Б способствует достижению партнером А максимальной погруженности в проблемное состояние, идентифицируя для себя те аспекты невербального поведения партнера А, которые соответствуют переживанию проблемного состояния. При максимальной погруженности партнера А в проблемное состояние партнер Б ставит три якоря на проблемное состояние - визуальный, аудиальный, кинестетический. (Визуальным якорем может быть жест, поворот головы в сторону. Аудиальным якорем может служить определенная интонация, определенное междометие, счет. Кинестетический якорь - прикосновение, поглаживание).
 Шаг 3. Партнер Б с помощью кинестетической встряски и нейтральной беседы помогает партнеру А избавиться от переживания проблемного состояния, после чего способствует достижению партнером А максимальной погруженности в переживание ресурсного опыта, идентифицируя для себя невербальные проявления переживания партнером А ресурсного состояния. При необходимости партнер Б конструирует комплексное ресурсное переживание из нескольких отдельных состояний, закрепляя это комплексное (или достаточно мощное единичное) ресурсное состояние тремя якорями во всех трех модальностях.
 Шаг 4. В последующей нейтральной беседе партнер Б поочередно "оживляет" якоря на проблемное состояние и на ресурсное состояние, проверяя, появляется ли соответствующий каждому якорю невербальный ответ. Если нет, то партнер Б возвращается на один из предыдущих шагов, повторяя наложение соответствующего якоря. Если да, то партнер Б вербально уточняет, действительно ли партнер А хочет переживать в проблемной ситуации ресурсные эмоции. Если партнер А дает отрицательный вербальный ответ, партнер Б возвращается на предыдущий шаг и предлагает партнеру А выбрать другое переживание ресурсного опыта, более удовлетворительное для контекста проблемной ситуации.
 Шаг 5. Партнер Б одновременно "оживляет" якоря на проблемное и ресурсное состояния и продолжает "держать" их не менее 30 секунд. Партнер Б прекращает совмещение якорей, получив от партнера А либо устойчивый невербальный ответ о переживании ресурсного состояния, либо некоторый усредненный (но тоже устойчивый!) невербальный
 НЛП: Техники россыпью
 265
 ответ, в котором есть компоненты переживания как проблемного, так и ресурсного состояний.
 Шаг 6. Партнер Б "оживляет" якоря на ресурсное состояние, попросив партнера А представить себе в будущем проблемную ситуацию, при этом партнер Б оценивает невербальный ответ партнера А. Получив ответ, характерный для переживания ресурсного состояния или усредненный, партнер Б считает работу законченной. При получении невербального ответа, характерного для переживания проблемного состояния, партнер Б возвращается на предыдущий шаг и повторяет совмещение якорей. Если после повторного совмещения якорей при описанной проверке партнер А все равно дает невербальный ответ, характерный для переживания проблемного состояния, партнер Б возвращается на шаг 3, конструируя более мощное ресурсное состояние, затем повторно проходит шаги 3-6.
 На следующем этапе упражнения партнеры меняются ролями.
 Транскрипт реальной работы с совмещением якорей по предложенной схеме приведен в "АВПГ", глава 6.
 В технике совмещения якорей существуют многие приемы, повышающие эффективность терапии. Один из них вы освоили в упражнении (одновременное использование визуального, аудиального, кинестетического якоря). Если пациент не может представить себе ресурсное поведение, ресурсные чувства, его можно попросить изобразить ресурсное переживание телом. Был случай, когда мой пациент не мог найти контекст, в котором он бы чувствовал себя достаточно уверенно, и наконец сказал: "Наверное, я чувствую уверенность только тогда, когда ложусь на диван и собираюсь засыпать". Я предложил ему лечь на диван, и пациент через несколько секунд начал посматривать на меня свысока. Это состояние было взято на якорь и действительно оказалось мощным положительным переживанием!
 Хорошо. Есть один вариант работы с кинестетическими якорями, сильно напоминающий шаманские техники. Я назвал этот вариант "заменой воспоминаний"... Хочет кто-нибудь заменить неприятное воспоминание?
 (Выходит Татьяна). Садись, Татьяна, закрывай глаза и для начала подумай о том, что бы ты хотела вспомнить
 266
 С. Горин. НЛП техники россыпью
 вместо того события, от воспоминания о котором ты хотела бы избавиться? Я хотел бы, чтобы ты уже сейчас знала, что на что ты меняешь... Ты уже знаешь об этом?
 Татьяна: Да.
 С. Горин: Хорошо. (Становится позади Татьяны, сидящей на стуле, и осторожно, мягко берется за ее голову своими руками). Теперь, Татьяна, вспомни еще раз то, что тебе обычно бывает тягостно вспоминать... Не знаю, насколько подробно ты захочешь вспомнить то событие... (выделяет слова понижающейся интонацией). Может быть, ты не захочешь слишком глубоко погружаться в воспоминания... Если ты этого не захочешь, ты этого и не сделаешь... (По мере того, как Татьяна вспоминает события, С. Горин, продолжая разговаривать, придает ее голове движение, напоминающее "отрицательное" покачивание, постепенно увеличивая амплитуду движения).
 Достаточно, Татьяна. Открой глаза, посмотри вокруг... Сейчас ты находишься здесь, с нами... Я думаю, что ты понимаешь это настолько же ясно, насколько это понимаем мы все... Приятно чувствовать, что вокруг тебя собрались люди, готовые помочь тебе, не так ли?.. По мере того как ты все лучше чувствуешь поддержку окружающих, я хочу, чтобы ты сказала, насколько подробно ты можешь сейчас вспомнить то, что тебе приятно"! (Выделяет слова повышающейся интонацией). Закрой глаза и вспоминай... Это, наверное, что-то очень яркое, цветное... радостное... (Продолжая разговаривать С. Горин придает голове Татьяны движение, напоминающее "положительное" кивание, постепенно увеличивая амплитуду движения). Мне интересно, насколько ты удивлена тем, что так легко вспомнила что-то очень приятное, светлое. .. И я понимаю, что именно это воспоминание ты захочешь оставить себе!...
 Хорошо, Татьяна, теперь я хочу, чтобы ты с трудом попыталась вспомнить то, что ты хотела забыть (выделяет слова сложной интонацией, понижая голос в начале слова и повышая его в конце, одновременно придает голове Татьяны кивательные движения, постепенно увеличивая их амплитуду). Я понимаю, что такие попытки совершенно напрасны, но ты все же попробуй, чтобы убедиться в этом...
 НЛП: Техники россыпью
 267
 О'ке-е-ей... Как ты сейчас себя чувствуешь? Мне интересно узнать, как вело себя твое нежелательное воспоминание?
 Татьяна: Какое воспоминание?.. А, то... (С некоторым удивлением). Его больше нет. Я не могу этого вспомнить!
 С. Горин: Понятно, что во время работы никто не запрещает вам вставлять в речь пресуппозиции, направленные на разрешение проблемы -даже такие вот неприкрытые, откровенные. И понятно, что мое "О'ке-е-ей" - аудиальный якорь на ваше обычное ясное состояние сознания в группе. Хотя все, кто когда-то учился у американцев или общался с американцами, надолго "заражаются" этим "СГкей", но произносят его чисто по-русски: "Акей" (смех в зале).
 Смысл продемонстрированной техники в том, что вы, будучи максимально чувствительными к собственным движениям головы пациента, усиливаете те движения, которыми сам пациент обозначает свое проблемное переживание и ресурсное переживание, и тем самым делаете эти движения кинестетическими якорями для пациента. Последовательность ваших действий в этом варианте совмещения якорей обычная, отличие от "стандартного" совмещения, которое вы делали в упражнении, только в том, что весь невербальный ответ пациента заключен для вас в его и вашей кинестетике. Думаю, что упражнения на развитие кинестетической восприимчивости позволят вам работать и в этом варианте совмещения якорей.
 Кстати, якорная техника с движениями головы пациента - вовсе не экзотика и не техника ради техники. Мне однажды пришлось работать с девушкой - жертвой изнасилования, и я столкнулся с тем, что к ней в принципе невозможно было прикасаться. Даже попытка рукопожатия вызывала либо подавленность, либо агрессивность. Тогда я спросил открыто, есть ли на ее теле такое место, к которому я все же мог бы прикоснуться, если это понадобится для работы. Девушка ответила, что я мог бы прикасаться к ее голове. И я провел продемонстрированную вам технику замены воспоминаний, а потом, также работая с движениями головы пациентки, связал прикосновения с приятными эмоциями, тем самым расширив зону, к которой прикасаться было можно.
 Реплика из зала: Красивая работа...
 268
 
 С. Горин: Валерий Хмелевский любит говорить так: "Можно работать красиво ... но лучше бы работать эффективно!"
 Совмещение якорей -удобный шаблон, применимый как в состоянии бодрствования, так и в состоянии транса. (Кстати, пациента, глубоко погруженного в переживания своего внутреннего опыта, очень легко погрузить в транс). Этот шаблон удобен еще и тем, что от него легко отойти - пациенты часто воспринимают работу с якорями, как подготовительный этап к какому-то другому, более "серьезному" вмешательству.
 Глава 5. МЕТАФОРА ЭКСПРОМТОМ
 Сухая теория из другой области
 Согласно Ш. Коппу, метафора есть новеллистический (по Д. Гордону - вербальный) способ репрезентации чего-либо. Однако именно новеллистика часто остается вне поля зрения психотерапевтов, поэтому я хотел бы начать разговор о метафорах в терапии с несколько непривычных для врача позиций - с позиций языкознания и литературоведения. На первый взгляд, в клинике такие специфические знания вроде бы и не нужны - разве что для поддержания светской беседы с пациентом, преподающим русский язык... В то же время психотерапевт - человек говорящий, и в этом качестве ему лучше иметь некоторые сведения о форме речи, чем не иметь их.
 То, что позволяет создать красивую фразу, называется изобразительно-выразительными средствами языка. Они делятся на две большие группы: тропы и стилистические фигуры. (Здесь и далее классификация изобразительно-выразительных средств языка, объяснение терминов и большая часть набора поясняющих примеров даются по Д. Э. Розента-лю, 1988). Тропы выполняют функции красочного изображения, они описывают явления действительности через термины, связанные со сферой непосредственного восприятия (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом). Так, например, в выражении "пикантная девочка" понятие личности
 270
 
 передается через термины вкуса, а в выражении "яркий мужчина" - через термины зрения. Таким образом, тропы являются изобразительными средствами языка и имеют близкое отношение к семантике речи, к ее смыслу. Стилистические фигуры - это выразительные средства языка, они используют построение, последовательность речи, то есть стоят ближе к синтаксису.
 Итак, тропы - обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном смысле для обеспечения образности речи. Наиболее распространенные виды тропов: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, сарказм, аллегория, олицетворение, перифраза.
 Эпитет образно определяет предмет, явление или действие, подчеркивая какое-то их характерное свойство. Например, в предложении "Между тучами и морем гордо реет Буревестник" наречие гордо является эпитетом, подчеркивая особенность нашего восприятия полета птицы, которая меньше всего озабочена своим внешним видом... В роли эпитетов могут выступать прилагательные, наречия, существительные.
 Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить одно при помощи другого. Так, в предложении "Могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы" (И. С. Тургенев) сопоставляются дерево и живое существо, что создает художественный образ (в частности, из-за мужского рода слова "дуб" и женского рода слова "липа"). Сравнения выражаются следующими способами:
 1) оборотами с союзами "как, словно, будто, точно" и др., например: "Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка" (М. Ю. Лермонтов);
 2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия: "Ленин и теперь живее всех живых" (В. Маяковский);
 3) существительным в творительном падеже: "В груди ее птицею пела радость" (М. Горький);
 4) лексически при помощи слов "подобный, похожий" и др., например: "На глаза осторожной кошки похожи твои глаза" (А. Ахматова).
 Сравнения могут быть развернутыми, с сопоставлением многих сходных черт, например: "Чичиков все еще стоял
 НЛП: Техники россыпью
 271
 неподвижно на одном и том же месте, как человек, который весело вышел на улицу с тем, чтобы прогуляться, с глазами, расположенными глядеть на все, и вдруг неподвижно остановился, вспомнив, что он позабыл что-то, и уж тогда глупее ничего не может быть такого человека: беззаботное выражение слетает с лица его; он силится припомнить, что позабыл он, не платок ли, но платок в кармане, не деньги ли, но деньги тоже в кармане; все, кажется, при нем, а между тем какой-то неведомый дух шепчет ему в уши, что он позабыл что-то" (Н. В. Гоголь).
 Метафора. В широком смысле - иносказание вообще; в более узком смысле - обозначение предметов или явлений одного ряда с помощью свойств, характерных для предметов или явлений другого ряда. Существуют метафоры языка и метафоры стиля; первые являются выражениями привычными, со стертой образностью {встает солнце, идет дождь, идут часы - так называемые "мертвые" метафоры), а вторые, метафоры стиля, есть как раз то, что мы используем в терапии. Метафоры, как и сравнения, бывают простыми и развернутыми. Пример простой метафоры: "Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?" (А. С. Пушкин) - здесь название времени года соотнесено с периодами жизни человека, и слово "весна" получило метафорическое значение "юность". Пример развернутой метафоры: "Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха, в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады" (М. Горький).
 Метонимия - описание не на основе сходства, а на основе связей между предметами или явлениями. Такая связь может быть:
 1) между содержимым и содержащим, например: "Я три тарелки съел" (И. А. Крылов) - то есть "три тарелки ухи";
 2) между автором и его произведением, например: "Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал" (А. С. Пушкин) - то есть "произведения этих писателей";
 3) между действием или его результатом и орудием этого действия, например: "Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам" (А. С. Пушкин) - то есть "разорению, уничтожению";
 272
 
 4) между предметом и материалом, из которого сделан предмет, например: "Янтарь в устах его дымится" (А. С. Пушкин) - то есть "трубка, сделанная из янтаря";
 5) между местом действия и людьми, находящимися на этом месте, например: "Ложи блещут, партер и кресла -все кипит" (А. С. Пушкин), то есть "зрители, сидящие в партере и креслах".
 Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется:
 1) единственное число вместо множественного, например: "И слышно было до рассвета, как ликовал француз" (М. Ю. Лермонтов) - то есть "французы";
 2) множественное число вместо единственного, например: "Мы все глядим в Наполеоны" (А. С. Пушкин) -то есть "хотим быть похожими на Наполеона";
 3) часть вместо целого, например: "Имеете ли вы в чем-нибудь нужду? - В крыше для моего семейства" (А. И. Герцен) - то есть "в доме под крышей";
 4) родовое название вместо видового, например: "Ну что ж, садись, светило" (В. Маяковский) - то есть "солнце";
 5) видовое название вместо родового, например: "Пуще всего береги копейку" (Н. В. Гоголь) - то есть "деньги".
 Принятые в спортивной хронике обороты типа "первая перчатка", "первая ракетка" суть синекдохи.
 Гипербола - образное (часто - непомерное) преувеличение размера, силы, значения и т. п. какого-либо предмета или явления, например: "Редкая птица долетит до середины Днепра" (Н. В. Гоголь).
 И, наоборот, литота - непомерное преуменьшение, например: "Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка" (А. С. Грибоедов).
 Ирония - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, например: "Отколе, умная, бредешь ты, голова" (И. А. Крылов) - в обращении к ослу.
 Высшей степенью иронии является сарказм: "За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей,
 НЛП: Техники россыпью
 273
 За горечь, слез, отраву поцелуя,
 За месть врагов и клевету друзей..."
 (М. Ю. Лермонтов)
 Аллегория - изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. Например, аллегория хитрости - лиса, аллегория трусости - заяц, аллегория коварства - змея и т. д. Аллегории бывают и графическими, например: аллегория медицины - чаша со змеей, аллегория надежды - якорь (малоизвестный в России образ, широко применяющийся, тем не менее, в пропаганде и рекламе), аллегория свободы - разорванные цепи (в том числе и на татуировках), аллегория правосудия - женщина с завязанными глазами, весами и мечом. (На одном семинаре меня спросили, аллегорией чего является девушка с веслом? Наверное, аллегорией социализма...)
 Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и явления или отвлеченные понятия, например: "Утешится безмолвная печаль и резвая задумается радость" (А. С. Пушкин).
 Перифраза (перифраз) - замена названия лица, предмета или явления описанием его существенных признаков, например: "Страна восходящего солнца" вместо "Япония", "царь зверей" вместо "лев" и т. п.
 Теперь - синтаксис фразы, стилистические (риторические) фигуры.
 Анафора - повторение слов, оборотов (иногда звуков) в начале отдельных частей высказывания. Например: "Жди меня, и я вернусь. Только очень меди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут. Жди, когда жара..."
 (К. Симонов)
 Эпифора - повторение слов или оборотов в конце смежных отрывков, например:
 "Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня!" (А. Блок)
 274
 
 Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи, например: "Молодым везде у нас дорога. Старикам везде у нас почет."
 (В. Лебедев-Кумач)
 Антитеза - оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляют понятия, явления, предметы, например: "Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет" (пословица).
 Градация - расположение слов в предложении в порядке возрастающего или убывающего значения. Пример возрастающей градации:
 "Не жалею, не зову, не плачу,
 Все пройдет, как с белых яблонь дым."
 (С. Есенин) Пример нисходящей градации:
 "Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам."
 (О. Бергольц)
 Инверсия - расположение членов предложения в порядке, нарушающем обычный, например: "Душа к высокому тянется" (В. Панова).
 Эллипсис - пропуск подразумеваемого члена предложения, например:
 "Офицер - из пистолета, Теркин - в мягкое штыком."
 (А. Твардовский).
 Умолчание - автор намеренно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю догадаться о невысказанном, например:
 "Нет, я хотел... быть может, вы ...я думал, Что уж барону время умереть."
 (А. С. Пушкин)
 Риторическое обращение - подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо не с целью назвать адресата, а с целью выразить отношение к нему, например: "Тише, ораторы! Ваше слово,
 НЛП: Техники россыпью
 275
 товарищ маузер!"
 (В. Маяковский).
 Риторический вопрос - вопрос не с целью получить ответ, а для привлечения внимания к предмету речи, например: "Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!" (Н. В. Гоголь).
 Многосоюзие - повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания частей предложения, например: "По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались черные тела на виселицах, и над ними кричали вороны" (А. И. Куприн).
 Бессоюзие - пропуск союзов между членами предложения с целью придать высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями, например:
 "Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон..."
 (А. С. Пушкин).
 Ценность вышеприведенных сведений в том, что они позволяют (при наличии времени и желания, конечно) заняться беллетризацией метафоры, что имеет не меньшее значение для ее эффективного воздействия на пациента, чем соответствие критериям эффективной терапии.
 Метафора в повседневной практике
 (стенограмма семинара)
 С. Горин:... Давайте разберемся, что заставляет метафору работать. Самый простой способ утилизации транса -это прямая инструкция. Мы всегда можем к ней обратиться, она всегда при нас, но прямая инструкция имеет обыкновение вызывать прямое же противодействие - сопротивление пациента. Метафора, рассказ о ком-то другом в принципе не способны вызывать сопротивление, ибо чему сопротивляться? Тому, что кто-то кому-то приказал в вашем рассказе? В то же время, если события метафоры чем-то напоминают события актуальной проблемы пациента, он подсознательно начинает "примерять" на себя то, что вы ему рассказываете, и по инерции "примерять" решение проблемы. Это в первом
 276
 С.Горин. НЛП: техники россыпью
 приближении и есть то, что энэлписты называют "трансдеривационным поиском". И если решение проблемы, имеющееся в метафоре, подходит пациенту, "не жмет" ему, он примет это решение как свое - а не как вашу инструкцию.
 Интерес к метафорам у психотерапевтов огромен, на семинарах это обычно одна из ведущих тем, но в повседневной практике метафоры используются все же редко... Наверное, работа с метафорами представляется слишком сложной, требующей предварительных заготовок, и часто так оно и есть. Но существуют приемы, позволяющие составлять метафоры в жанре экспромта.
 Один из таких приемов - то, что Д. Гордон называет "формальной метафорой", а Милтон Эриксон - приемом "Мой друг Джо". Вы рассказываете пациенту историю про якобы другого пациента (или своего знакомого), у которого была сходная проблема и который как-то ее разрешил. Здесь есть правило - не рассказывайте историю про самого себя, это способствует отвлечению внимания от проблемы и стимулирует совершенно ненужные обсуждения из серии "А вот у нас был случай"...
 Еще более простой прием - использование "кавычек" в терапии. Вы оформляете прямые инструкции пациенту, как сказанные кем-то другим в похожей или непохожей ситуации.
 Все это, конечно, достаточно "прозрачные" приемы, но это работает, это позволяет обойти сопротивление пациента, и эти приемы выполняются быстро, без особого предварительного обдумывания. Я видел, как в столовой один из коллег развлекался - он предложил соседу по столу такую фразу: "Я как-то был в ресторане и сказал официанту: "Дай мне соль!" Забавно посмотреть на реакцию человека, знающего о технике "кавычек" и все-таки выполняющего внушение.
 У меня был один очень вежливый однокурсник. Ругаться с дамами он органически не мог, а если бывал слишком раздражен непонятливостью собеседницы, то начинал рассказывать ей сказку, причем хватало первого абзаца: "Жила-была на болоте жаба. И была она большая дура. Такая большая, что даже никто и не верил..."
 Еще один сравнительно простой прием - использование готовых коротких историй, притч, анекдотов и даже афоризмов. Готовые истории, правда, редко бывают
 НЛП: Техники россыпью
 277
 стопроцентно изоморфными содержанию проблемы пациента, но от них этого и не требуется -люди умеют обобщать... Здесь есть правило: готовая история, притча, анекдот эффективно работают только при первом в жизни пациента предъявлении, потом они становятся банальностью и могут даже ухудшить ваш контакт с пациентом. Так что приходится постоянно искать все новые и новые сюжеты, опасаясь, что на прием придет твой коллега с точно таким же "багажом" историй.
 У меня есть сравнительно недавний пример работы короткой истории по отношению к конкретной психологической проблеме. На прием пришла женщина, обеспокоенная тем, что она не может принять решение: ей предложили новую работу, в которой есть свои плюсы и свои минусы по сравнению с нынешней, но количество плюсов и минусов в теперешней и предложенной работе совершенно одинаковое. Мне показалось, что подсознательно женщина уже сделала выбор в пользу новой работы и колеблется в принятии решения только на уровне сознания, и я индуцировав легкий транс, рассказал ей такой анекдот...
 В деревне - наводнение. Вода уже заливает пол в домах, жители готовятся к эвакуации, грузят вещи на машины... И вот грузовик подъезжает к последнему дому. Семья из этого дома садится в машину, но в доме остается дедушка, который категорически отказывается уезжать - он усиленно молится, а на все просьбы уехать с семьей отвечает: "Бог мне поможет!"
 Вся деревня эвакуирована, вода поднимается, дедушка перешел на чердак и молится там. За дедушкой присылают лодку, но он снова отказывается уезжать: "Бог меня не оставит, Бог мне поможет!"
 Вода поднялась и до чердака. Дедушка молится на крыше. Когда за ним прилетает вертолет, дедушка опять говорит спасателям: "Бог мне поможет!" Вертолет улетел, дедушка утонул.
 Как праведник, он попадает в рай. При первой же встрече с Богом дедушка возмущается: "Господи! Я так в тебя верил, я так молился о спасении - почему же ты оставил меня, почему ты дал мне умереть?" На что Бог отвечает: "Идиот! А кто тебе посылал грузовик, лодку и вертолет?!"
 278
 
 
 Я не знаю, что именно в этой достаточно широко контекстуальной истории оказалось изоморфно ситуации клиентки, но женщина была очень довольна этим анекдотом и со своим выбором решения справилась.
 Вопрос из зала: А можно использовать в метафорах сюжеты детских сказок? Взрослые их не помнят.
 С. Горин: Да, конечно, взрослые их не помнят, но сюжеты сказок уже были предъявлены человеку в свое время и свое действие уже оказали. Какого-либо нового эффекта вы из них выжать не сможете. А вот персонажей сказок включайте в метафоры сколько угодно. (Кстати, такие "свежесос-тавленные" сказки со старыми персонажами очень любят слушать дети. Но если вы решите дать метафору в такой сказке своему ребенку, то помните, что для детей вполне нормально слушать одну и ту же историю до 150 раз. И если вашему ребенку сказка понравится, приготовьтесь рассказывать ее примерно три месяца каждый день, причем ребенок будет вас поправлять, будет требовать точного воспроизведения истории. .. Так что подумайте, прежде чем начинать).
 .. .Особых трудностей с метафорами у вас, как мне кажется, быть не должно. Сюжет метафоры - это проблемная ситуация пациента, которую вы сводите к какой-то элементарной, максимально простой последовательности событий: событие 1, событие 2, проблема, нет решения. (Вы это уже умеете делать, поскольку работа в техниках НЛП постоянно вынуждает вас вычислять стратегии построения проблем).
 Решение проблемы... О том, чего хочет пациент, он вам сам и расскажет (подсознательно ему известно решение проблемы); вашей заботой будет привести желание пациента в соответствие с правилами хорошо сформулированного результата (см. "АВПГ", глава 7), а затем сделать это решение метафорическим. В выборе связующей стратегии (тех событий метафоры, которые приведут к решению) вы вполне можете положиться на свою интуицию - или на свое подсознание, на творческую часть своей личности, если эти определения нравятся вам больше.
 С персонажами метафоры сложностей в принципе быть не может. Самое простое: берите первых попавшихся героев сказок или мультфильмов, если решаете проблему взаимоотношений (неважно, будут ли это взаимоотношения во
 НЛП: Техники россыпью
 279
 внешнем мире или конфликт частей личности), и берите описание технического процесса, если решаете физиологическую проблему, сконцентрированную на каком-то органе тела.
 Ну, и остаются мелочи - если от пациента вы требуете максимально точных формулировок, то сами при изложении метафоры говорите максимально неопределенно (навык неопределенной речи у вас есть); перед изложением метафоры (или в ходе изложения) наводите легкий транс... В этих мелочах вполне допустимы мелкие погрешности, поскольку единственным, в сущности, обязательным условием при работе с метафорой является ее изоморфность проблеме (эквивалентность событий метафоры событиям проблемы).
 Реплика из зала: Как все просто! Вам осталось только придумать метафору.
 С. Горин: Давайте придумаем!
 Конструируем метафору

<< Пред.           стр. 3 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу