<< Пред.           стр. 2 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу

 1.93. IrDA Sockets 365
 1.94. InfraRed Transfer Picture Protocol 365
 1.95. Lexical Analysis 366
 1.96. Literal Descriptors 366
 1.97. Locale Settings 367
 1.98. Log Engine 369
 1.99. Maths Services 370
 1.20.
 1.100. Media Server Common Classes 370
 1.101. Memory Streams 371
 1.102. Message Scheduled Sending 371
 1.103. Message Window 373
 1.104. MMS MTM Client 373
 1.105. MMS Utilities 374
 1.106. MultiMediaCard 376
 1.107. NetDial 379
 1.108. Notification Services 379
 1.109. Onboard Camera 379
 1.110. Open Font System 379
 1.111. Package Buffers 380
 1.112. PC Connect Device-side BAL 380
 1.113. PhoneBook Synchroniser 381
 1.114. Power management framework 381
 1.115. Print Framework 381
 1.116. Print Preview 382
 1.117. Printing 382
 1.118. Raw Memory 383
 1.119. Recognizers 383
 1.120. Reference counting objects 384
 1.121. Security 384
 1.122. Semaphores 385
 1.123. Serial Protocol Module 385
 1.124. SIM Application Toolkit 385
 1.125. SMS GSM Utilities 386
 1.126. SMS Utilities 388
 1.127. Sockets Client 389
 1.128. Sound Device 390
 1.129. Stores 391
 1.130. Store Streams 392
 1.131. System Agent 392
 1.132. System Sounds 393
 1.133. TCP/IP 393
 1.134. Test Console 395
 1.135. Text and Text Attributes 395
 1.136. Text Views 397
 1.137. Timers and Timing Services 399
 1.138. Transfer Buffer 399
 1.139. To-do List 399
 1.20.
 1.140. UID Manipulation 400
 1.141. Ul Control Framework 400
 1.142. Ul Graphics Utilities 403
 1.143. Uikon Core 404
 1.144. Uikon Resources 406
 1.145. USB Client 408
 1.146. WAP Messaging 410
 1.147. WAP SMS Protocol Module 411
 1.148. WAP Stack 411
 1.149. Window Server Client Side 412
 Приложение 2. Техническая документация
 телефонов Symbian OS 413
 ArimaU300 413
 BenQP30 414
 FomaF880iES 414
 FomaF900i 415
 FomaF900it 415
 FomaF901ic 416
 FomaF2051 416
 LenovoP930 417
 Motorola A920 417
 Motorola A925 418
 Motorola A1000 418
 Motorola A1010 419
 Nokia N-Gage 419
 Nokia N-Gage QD 420
 Nokia 3230 420
 Nokia 3650/3600 421
 Nokia 3660/3620 421
 Nokia 6260 422
 Nokia 6600 422
 Nokia 6620 423
 Nokia 6630 423
 Nokia 6670 424
 Nokia 6680 424
 Nokia 6681 425
 Nokia 6682 425
 Nokia 7610 426
 Nokia 7650 426
 
 Nokia 7710 427
 Nokia 9210 427
 Nokia 9290 428
 Nokia 9300 428
 Nokia 9500 429
 Panasonic X700 429
 Panasonic X800 430
 SendoX 430
 SendoX2 431
 Siemens SX1 . 431
 Sony Ericsson P800 432
 Sony Ericsson P900 432
 Sony Ericsson P900i 433
 Nokia N70 -....433
 Nokia N90 434
 Nokia N91 434
 Приложение З. Интернет ресурсы 435
 Компания Symbian Ltd 435
 Инструментальные средства разработчика 435
 Интегрированные средства разработки приложений 436
 Компании 436
 Тематические сайты 437
 Русскоязычные сайты 437
 Приложение 4. Обзор компакт-диска 438
 Список используемых источников 439
 Предметный указатель 440
 
 Предисловие
 Человечество не стоит на месте и развивается, внедряя в жизнь все новые и новые технологии. Буквально три-четыре года назад мы радовались простенькому телефону с монохромным дисплеем, весом и размером далеким от своего названия - мобильный телефон. А сейчас удивить телефоном с цветным дисплеем и большим разрешением экрана сложно, да и это уже не роскошь, а обычное средство для связи с другими людьми. Технологии развиваются быстрыми темпами и кроме своего прямого назначения, в мобильные телефоны встраиваются камеры, радио-, видео- и МРЗ-проигрыватели, появилась возможность просмотра офисных документов. Словосочетание "мобильный офис", вошедшее в наш обиход, очень ярко и красочно рисует ситуацию, сложившуюся на мобильном рынке. Человек хочет одно небольшое по весу и размеру устройство, с хорошим разрешением экрана и с возможностями настольной компьютерной системы среднего уровня. Возможно ли это? Жизнь показывает, что да - ведущие компании мира, производящие телефоны, придумывают различные дизайны, пытаясь какими-то неимоверными способами совместить полноценную клавиатуру, большой экран и при этом оставить телефон действительно мобильным устройством. Кому-то удается сделать это лучше, кому-то хуже, но движение идет в этом направлении и именно такой вариант развития, скорее всего, и определит будущее мобильных технологий.
  Все телефоны делятся на две категории - это устройства, работающие на основе прошивки и устройства, работающие под управлением операционной системы. Телефоны с прошивкой несколько ограничены в своих дополнительных возможностях, но поддержка технологии Java 2 ME значительно улучшает обстановку, делая возможной загрузку в телефон программ сторонних производителей, тем самым, дополняя устройство функциями, которые изначально в этом телефоне не были предусмотрены. Телефоны с операционной системой намного мощнее и имеют много встроенных программ с возможностью инсталляции на устройство дополнительных программ написанных на языках программирования C++, Java 2 ME, OPL и даже Visual Basic.
  На мировом рынке в сегменте операционных систем для мобильных устройств сейчас два потенциальных конкурента - Windows Mobile и Symbian OS. Операционная система Windows Mobile менее распространенная и более дорогая. Телефоны под управлением этой операционной системы стоят достаточно дорого и рассчитаны скорее на корпоративных клиентов, чем на рынок массового потребления. Но ситуация может резко измениться - рынок КПК (карманные персональные компьютеры) начинает медленно, но верно, сдавать свои позиции. Не даром даже такой монстр как компания Sony собрала свои вещички и ушла с рынка КПК. Компании, выпускающие КПК, со временем могут оказаться у разбитого корыта и массовый переход к телефонам с функциями КПК не за горами,
 
 что уже и происходит. Тем более что за границей перестраивать производство умеют хорошо. Это только у нас до сих пор выпускается автомобиль квадратной формы - ВАЗ-2109, запущенный в производство очень давно.
  Операционная система Symbian изначально создавалась для работы на телефонах, в отличие от Windows Mobile, которая оптимизирована под мобильные устройства. Компания с одноименным названием - Symbian Ltd. - является создателем этой операционной системы. Пакет акций Symbian Ltd. уже давно поделен между компаниями производящими основной поток мобильных телефонов. По сведениям на 1 января 2005 года процентное соотношение владением акций выглядит следующим образом:
 ? Nokia-47,9%;
 ? Ericsson- 15,6%;
 ? Sony Ericsson - 13,1%;
 ? Panasonic - 10,5%;
 ? Siemens - 8,4%;
 ? Samsung - 4,5%.
  Мобильные устройства под управлением операционной системы Symbian делятся на два вида: коммуникаторы и смартфоны.
  В самой Symbian OS телефоны делятся еще по платформам, представляющим определенный интерфейс пользователя, - это платформы UIQ, серия 60, серия 80 и серия 90. Все они имеют общий принцип работы, поэтому если вы знакомы, скажем, с серией 60, то вы знаете где-то 80% возможностей платформы UIQ. Рассмотреть все платформы в одной книге невозможно, поэтому за основу взята серия 60, а это около 70-80% мобильных устройств в мире, но мы обязательно будем уделять внимание и другим платформам.
 Структура книги
  Глава 1. В этой главе содержатся основные сведения о работе с Symbian OS. Рассматриваются программы сторонних производителей, настройка системы, установка и удаление программ, пользование Интернетом и многое другое.
  Глава 2 знакомит читателя со средой программирования CodeWarrior 2.8 for Symbian OS компании Metrowerks, предназначенной для программирования мобильных приложений на языке программирования C++.
  Глава 3. Компания Borland имеет свою среду программирования C++ Buil-derX Mobile Studio, и в этой главе вы познакомитесь с основными принципами работы среды C++ BuilderX.
  Глава 4. Для создания программ под Symbian OS необходимы инструментальные средства разработчика SDK. Глава содержит описание SDK серий 60,80, 90 и UIQ, от компаний Symbian, Sony Ericsson и Nokia, которые вы так же можете найти на компакт-диске.
  Глава 5. Операционная система Symbian построена на основе модульной архитектуры, и эта глава содержит полную информацию о программной части системы и возможностях аппаратной архитектуры мобильных устройств.
 
  Глава 6 содержит основные понятия идиом программирования для мобильных приложений на C++ в Symbian OS.
  Глава 7. В течение всей главы будет создаваться каркас GUI-приложения, с подробным объяснением всех составляющих, на основе GUI-приложения строятся все программы в Symbian OS.
  Глава 8 познакомит вас с интерфейсом пользователя платформ UIQ и серии 60 и с реализацией основных методов при работе с пользовательским интерфейсом. Так же рассматривается механизм локализации программ.
  Глава 9. Большой вводный курс программирования графики для Symbian OS. Показана система работы с изображениями и методы рисования различных геометрических фигур на экране телефона.
  Глава 10. Эта глава целиком посвящена технологии Java 2 ME, поддержка которой осуществляется Symbian OS на программном уровне.
  Приложение 1. Справочник по наименованиям классов, интерфейсов и типов в Symbian OS версии 7.0s.
  Приложение 2. Техническая информация об имеющихся моделях телефонов под управлением разных версий операционной системы Symbian.
  Приложение 3. Обзор Интернет ресурсов посвященных программированию под операционную систему Symbian.
 Приложение 4. Обзор компакт-диска.
 Приложение 5. Список используемых источников.
 Что вы должны знать
  Предполагается, что вы уже знакомы с минимальными основами языка программирования C++, умеете работать с визуальными средствами программирования и хотя бы в общих чертах понимаете принцип создания, компиляции и тестирования программ.
 Программное обеспечение
  В течение всей книги для создания программ использовались среды программирования CodeWarrior for Symbian OS от компании Metrowerks и C++ BuilderX Mobile Studio компании Borland. Но программы так же рассчитаны на работу с Visual Studio и командной строкой. Необходимые для создания приложений SDK находятся на компакт-диске к книге.
 Исходные коды
  Демонстрационные примеры, рассмотренные в книге, разбиты на проекты и находятся на компакт-диске в папке \Code. Каждый проект имеет понятное название, и догадаться о сути разбираемого примера будет легко. Кроме того, при рассмотрении примера, в книге всегда дается ссылка на папку проекта, находящуюся на компакт-диске. Исходные коды поставляются в нейтральной конфигурации, что дает возможность их импорта в CodeWarrior for Symbian OS любой
 
 версии, C++ BuilderX версий 1.0 и 1.5, Visual C++.6 и Visual Studio.NET, а также работу с командной строкой.
 Благодарности
  Особую благодарность хочу выразить издателю этой книги, Мовчану Дмитрию Алексеевичу, за всестороннюю помощь и поддержку в период работы над книгой и потрясающую коллекцию SDK, представленную в комплекте с книгой.
 Очень признателен моей жене за рисунки к книге.
  Отдельная благодарность Колесниченко Андрею Александровичу за дружеские отношения и за то, что он с нетерпением ожидал выхода этой книги.
 
 Глава 1. Знакомство с Symbian OS
 Операционная система Symbian создана компанией Symbian Ltd. За годы существования Symbian OS было выпущено восемь версий этой операционной системы, и каждая новая версия вбирала в себя все самое лучшее из предыдущих выпусков. Первый выпуск Symbian OS (тогда она еще называлась EPOC 32) появилась в 1997 году. Эта версия операционной системы была основана на технических наработках компании Psion, которая на тот момент лидировала в производстве персональных органайзеров. Большая серия устройств под названием Psion Series в девяностых годах имела огромную популярность у частных и корпоративных клиентов. На базе подразделения Psion Software компаниями Psion, Nokia, Ericsson и Motorola была создана первая операционная система EPOC 32, в последствии переименованная в Symbian. С первого выпуска Symbian OS (для мобильных телефонов) является открытой системой, и ее использование производителями телефонов на своих устройствах осуществляется на основе лицензирования, что и послужило столь широкому ее распространению.
  Первые пять версий Symbian OS были выпущены в течение последующих трех лет от даты выхода EPOC 32. Все они были построены на 16-разрядной архитектуре, что на тот момент было весьма неплохо, но с течением времени мобильные устройства становились мощнее, и потребность в 32-разрядной платформе назрела естественным образом. Мобильные устройства стали действительно мобильными и по размерам, и по своему техническому потенциалу. Такое развитие не осталось незамеченным компанией Symbian Ltd., и в 2000 году вышла шестая версия операционной системы Symbian с полноценной 32-разрядной архитектурой. Поддержка приложений, написанных под первые пять версий Symbian, в шестой и седьмой версиях отсутствует и это, прежде всего, объясняется сменой множества программных интерфейсов. Библиотека API в шестой и седьмой версиях значительно изменилась как в техническом аспекте, так и просто в названиях интерфейсов, классов и функций. Год спустя, в 2001 году, вышел новый релиз шестой версии под названием Symbian OS 6.1, где происходит разделение операционной системы на две части, а именно: на ядро и графическую подсистему. Это был очень важный шаг компании Symbian Ltd. Благодаря такому разделению системы на подсистемы, у производителей мобильных устройств появилась возможность сопровождать свои телефоны оригинальным графическим интерфейсом под стать своему фирменному стилю, а также адаптировать пользовательский интерфейс под конкретные устройства с различным разрешением экрана. Одна и та же версия Symbian OS может выглядеть по-разному на различных устройствах. Посмотрите на рис. 1.1, где представлены два пользовательских интерфейса смартфонов компании Nokia: N-Gage и N-Gage QD. Оба эти
 
 
 
 
 
 Рис. 1.1. Смартфоны N-Gage и N-Gage QD
 устройства работают под управлением Symbian OS 6.1, но взгляните, насколько отличаются их графические интерфейсы.
  Интерфейсы, изображенные на рис. 1.1, - это и есть свои фирменные стили, которые преобразовываются под конкретную марку устройства, что дает разработчикам массу новых возможностей. В число лицензиатов входят такие известные компании, как:
 ? Psion;
 ? Nokia;
 ? Motorola;
 ? Sony Ericsson;
 ? Siemens;
 ? Samsung;
 ? SUN;
 ? Panasonic;
 ? Sanyo;
 ? BenQ;
 ? Fujitsu;
 ? Sendo;
 ? Mitsubishi Electric;
 ? Borland;
 ? ARM;
 ? Intel;
 ? AppForge;
 G Metrowerks;
 ? Vodafone;
 ? Orange.
  В 2005 году появилась последняя на сегодняшний день восьмая версия Symbian OS. Телефонов на платформе этой версии выпущено пока три модели - Nokia 6630, Nokia 6680 и Nokia 6681. Правда анонсировано еще несколько устройств, но их еще нет в продаже, поэтому в книге версия Symbian OS 8.0 не рассматривается. В итоге на сегодняшний день существуют версии Symbian OS 6.1 (7.0,7.0s, 8.0,8.0а).
 
 По заявлениям Symbian Ltd. к концу 2005 года ожидается появление мобильных устройств на базе Symbian OS 9.0. Приложения, написанные под Symbian OS 6.1, совместимы для программ под Symbian OS 7.0 и выше, а вот обратной совместимости нет. К сожалению, такая особенность представляет дополнительные трудности программистам, тем более что телефонов, работающих на Symbian OS 6.1, сейчас на потребительском рынке порядка 50%.
  Если вы знакомы с книгой "Программирование мобильных телефонов на Java 2 Micro Edition", то найдете некоторое сходство в написании приложений на Java под профили MIDP 1.0 и MIDP 2.0. Практически то же самое наблюдается в программах под Symbian OS 6.1 и Symbian OS 7.0. Это несколько усложняет нашу задачу, но, несмотря на это, Symbian OS - хорошо продуманная, многозадачная 32-разрядная операционная система, написанная на языке программирования C++ в лучших традициях объектно-ориентированного программирования. Пожалуй, отличительными особенностями этой операционной системы являются ее стабильность в работе и компактность. Так как на телефонах под управлением Symbian OS переустановить операционную систему невозможно, то стабильность в работе становится одним из определяющих факторов, поднявших эту операционную систему до таких высот.
 1.1. Работа в Symbian OS
 
 
  Прежде чем мы перейдем к созданию приложений, необходимо ознакомиться с основами работы в Symbian OS, то есть побывать в роли простого пользователя, чтобы осмыслить принцип работы программ, навигации в приложениях и рассмотреть нюансы работы с этой операционной системой.
  Количество телефонов, работающих под управлением Symbian OS, большое (в Приложении 2 вы найдете полный обзор телефонов на базе Symbian OS). Каждая модель телефона, как правило, имеет свой, присущий только этой модели, графический интерфейс. Каждый производитель придерживается своей системы расположения графических элементов, но общий принцип работы с приложениями для Symbian OS все же одинаков.
 Рис. 1.2. Экран телефона Nokia N-Gage QD
 
 Отображение информации сводится к по-экранному представлению данных, а переход с экрана на экран производится с помощью подэкранных клавиш телефона, джойстика или стилуса (телефоны с сенсорным экраном). На одном экране единовременно может отображаться только одно окно, исключения составляют лишь небольшие по размеру всплывающие диалоговые или информационные окна, например, уведомляющие пользователя об ошибке, о получении SMS, входящего звонка, лицензионном соглашении при установке приложения, списков и так да-
 
 лее. Такие окна, как правило, появляются лишь на некоторое время, после чего исчезают или требуют подтверждения, отмены каких-то действий. Экран телефона делится на области (см. рис. 1.2, где изображен экран телефона Nokia серии 60).
  На панели состояния (Status panel) находится логотип оператора сотовой связи, индикаторы заряда батареи и сети, число, время (см. рис.1.2). Панель состояния при переходе с экрана на экран, то есть при перемещении по меню, остается жестко закрепленной. Меняются только графические элементы, отображаемые на этой панели. Есть исключение, когда панель состояния может не использоваться в связи с работой программы в полноэкранном режиме, например, в играх. Обычно это красочные окна со своим продуманным интерфейсом и средствами навигации, напоминающими компьютерные игры. Посмотрите на рис. 1.3, где показаны меню игр Red Faction и Splinter Sell.
 
 
 
 
 
 РИС. 1.3. Меню игр Red Faction и Splinter Sell
  Панель контроля (Control panel) содержит назначенные команды для двух по-дэкранных клавиш телефона. Набор команд может быть абсолютно разным и зависеть от решаемой задачи. В основном клавиша, находящая под левым нижним углом экрана телефона, содержит команды: Продолжить, Принять, Функции, Выбор и так далее, а клавиша, расположенная под правым нижним углом экрана, содержит команды отменяющего характера. Возможно и назначение обеим клавишам выполнения функций меню. Посмотрите на рис. 1.4, где показаны варианты взаимодействия с панелью контроля.
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.4. Панель контроля
 
  Меню, назначенное для одной из клавиш панели контроля, может содержать любое количество команд, но программист должен следить, чтобы навигация в программе была интуитивно понятной и не вызывала затруднений при переходе с экрана на экран. В телефонах, использующих пользовательский интерфейс UIQ, несколько иное расположение панелей, о чем вы узнаете из главы 7.
 1.2. Навигация
  Рабочий стол в зависимости от производителя может использоваться по-разному. Одни производители сразу отображают меню на рабочем столе в виде набора иконок, как показано на рис. 1.1 (но и при переходе на рабочий стол сохраняется панель контроля и панель состояния с графическими элементами, названием окна и так далее). Перемещение по командам меню происходит с помощью курсора, который перемещается по экрану джойстиком или управляющими клавишами: Up (Вверх), Down (Вниз), Left (Влево), Right (Вправо). Если одна из иконок или команда меню находится в фокусе курсора, то при нажатии клавиши выбора произойдет переход в программе в соответствии с выбранной командой. Посмотрите на рис. 1.5, где показаны два окна Средства и Дополнительные функции телефона N-Gage.
 
 
 
 
 
 
 РИС. 1.5. Окна Средства и Дополнительные функции
 телефона N-Gage
  При переходе фактически происходит простая смена экранов. В новом окне могут быть доступны еще ряд вложенных команд, а на панели контроля в этом случае располагаются команды возврата в родительское окно. К чему я все это объяснял: главное чтобы вы сейчас разобрались в схеме перехода с экрана на экран, иначе говоря, в навигации, потому что подобные принципы перемещения используются во всех программах под Symbian OS.
  Но есть и еще один вид представления команд меню - это так называемые вкладки (см. рис. 1.6). Перемещаться по ним можно с помощью джойстика или клавиш Left и Right. Такой вид навигации достаточно часто используется в программах и принадлежит к одному из видов диалога.
  Набор команд в отдельно взятом устройстве зависит от функциональных возможностей самого телефона. В телефоне всегда имеются встроенные програм-
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.6. Вкладка в Symbian OS
 мы, поставляемые с Symbian OS. Это различный дополнительный софт, например, калькулятор, текстовый редактор, конвертер валют, диктофон, календарь, телефонная книга, композитор, просмотрщик изображений и многое другое. Надеюсь, вам стал понятен общий смысл экранной навигации в программах для Symbian OS.
 1.3. Интернет
  Операционная система Symbian дает возможность пользователю работать с сетью Интернет и просматривать WML- (язык разметки страниц для беспроводных устройств), XHTML- и HTML-страницы. Встроенные возможности просмотра стандартных HTML-страниц на некоторых устройствах по непонятным причинам не поддерживаются, но эту проблему весьма благополучно решают программы сторонних производителей, например мобильные Интернет-браузеры Opera, NetFront или Browser (о них вы узнаете дальше в этой главе из раздела Обзор программ).
  Для доступа в Интернет можно использовать WAP (Wireless Application Protocol - протокол беспроводного соединения) или GPRS (General Racket Radio Services - служба пакетной передачи данных). С финансовой точки зрения выгодней работать через GPRS, оттого, что плата взимается за объем скаченных данных, а это приблизительно от 5 до 7 рублей за мегабайт (в зависимости от оператора сотовой связи). Некоторые операторы берут еще и посуточную абонентскую плату, но есть операторы, которые поступают более гуманно.
  Для выхода в Интернет необходимо создать точку доступа с заданными параметрами. Обычно используются следующие параметры:
 ? имя соединения - это описательное имя для создаваемой точки доступа;
 ? канал данных - если вы планируете использовать GPRS, укажите именно
 это значение;
 ? имя точки доступа - этот параметр нужно узнать у своего поставщика
 услуги;
 ? имя пользователя - так же предоставляется оператором связи;
 ?
 
 ? пароль - предоставляет поставщик услуги;
 ? домашняя страница - это домашняя страница
 вашего оператора сотовой связи;
 О IP-адрес шлюза - адрес шлюза WAP используемого при подключении.
 На рис. 1.7 показано определение точки доступа.
  После определения точки доступа можно беспрепятственно, конечно, при наличии денежных средств на счету, посещать интересующие Интернет- страницы.
 Рис. 1.7. Определение точки доступа
  Интернет-сайты, созданные при помощи языка WML, можно просматривать через GPRS-WAP. Для этого зайдите в меню телефона Интернет и создайте новую закладку, после чего нажмите Выбрать. Появится неболь-
 шое диалоговое окно с вопросом о подключении к серверу, как показано на рис. 1.8. Подтвердите свои намерения и ждите связи с сетью Интернет по каналу GPRS.
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.8. Соединение с Интернет
  Интернет-страницы, написанные с помощью языка WML, предназначены для отображения простой текстовой информации. Иногда это очень удобно, например, сидя в автобусе, можно быстро просмотреть свою электронную почту. Так что слухи о смерти WAP несколько преувеличены. С другой стороны, сайты созданные с помощью XHTML и HTML, выглядят куда привлекательней. Не стоит забывать и о том, что при доступе к Интернет-ресурсам в формате HTML можно не только просматривать страницы, но еще и скачивать файлы, например, вложение к письму электронной почты. Учитывая тот факт, что за один мегабайт принятой информации по каналу GPRS необходимо заплатить несколько рублей, это совсем неплохо, и вы действительно имеете в руках мобильный офис. Конечно, присутствуют и некоторые неудобства, например, маленький размер экрана, затрудняющий работу, однако технологии постоянно развиваются. Ведь телевизоры тоже когда-то были громоздкими и черно-оелыми.
 
 1.4. Java-приложения
  Операционная система Symbian позволяет запускать программы, написанные на языке C++ и Java 2 ME. Телефоны на платформе Symbian OS располагают как минимум 3,4 мегабайтами пользовательской памяти (для хранения программ и пользовательских данных, не путать с оперативной памятью). Дополнительно возможно подключение карт памяти различных форматов (в зависимости от производителя телефонов) размером 32, 64, 128 и 512 Мб. На подобный объем дополнительной памяти можно установить несколько десятков различных программ и главное, размер программы написанной на Java 2 ME или C++ абсолютно не ограничен в отличие от телефонов с поддержкой только Java 2 ME. В смартфонах под управлением Symbian OS при наличии карты памяти можно устанавливать программы, не заботясь об их размере. Поэтому при покупке карты памяти к телефону не скупитесь - приобретите карту наибольшего размера. Единственное, что необходимо учесть при выборе, это ограничения размера карты памяти, задекларированные производителем. Эту информацию можно найти в справочном руководстве телефона.
  Программы, написанные на Java 2 ME или C++ можно приобрести, например, в Интернете, благо их стоимость невелика. Загружать программы можно прямо на телефон по каналу GPRS или на компьютер, а после передать их на телефон. Связь телефона с компьютером осуществляется через инфракрасный порт, Bluetooth или с помощью обычного кабеля, подключаемого к СОМ- или USB-порту компьютера. Для связи компьютера и телефона необходимо пользоваться программным обеспечением, поставляемым производителем телефона. Если у вас есть карта памяти и соединение с компьютером происходит через USB-кабель, то можно обойтись и без программного обеспечения. В этом случае при подключении телефона к компьютеру карта памяти телефона определится операционной системой компьютера как дополнительный съемный накопитель. Такой способ подключения напоминает работу с устройством USB Flash (флэш-карта): можно удалять или перемещать любые файлы и программы на карте памяти вашего телефона. Но все же лучше для связи телефона и компьютера использовать программное обеспечение, которое находится на сайте производителя телефонов. Для смартфонов на базе Symbian OS можно использовать неплохую программу под названием Oxygen Phone Manager 2.2.1 доступную на сайте http://www.opm-2.com/symbian. Программа имеет понятный интерфейс и работает с телефонами на платформе Symbian OS вне зависимости от производителя.
  Программы, написанные на Java 2 ME, распространяются в заархивированном виде в двух файлах с расширениями *.jad и *.jar. Файл *.jad - это дескриптор приложения, содержащий описательные характеристики для jar-файла. В свою очередь jar-файл - это и есть откомпилированная программа на Java 2 ME. Загрузив Java программу в смартфон, у вас есть два варианта установки. Один из способов - это использование файлового менеджера, вы узнаете о нем в этой главе из раздела 1.6 (Обзор программ для Symbian OS). Другим способом является
 
 применение стандартных средств, предусмотренных в Symbian OS. В платформу Symbian встроена специальная программа под названием Приложения. Для того чтобы воспользоваться этой программой разместите Java приложение в каталог С:\(модель телефона)\1пз1а1Ь, после этого программа Приложения увидит установленные Java-файлы. Зайдите в Меню => Приложения и перейдите на вкладку Загружено. На вкладке Загружено в основной области окна будут перечислены все Java-программы, доступные для установки на телефон. Воспользуйтесь командами Функции => Установить в меню вашего телефона. Появится диалоговое окно с вопросом о продолжении или отмене процесса установки. При положительном ответе на экране телефона появится еще одно диалоговое окно для выбора каталога установки. Посмотрите на рис. 1.9, где на примере игры Call of Duty 1.0 показан процесс установки Java игры.
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.9. Установка игры Call of Duty 1.0
  При выборе каталога установки программы у вас есть два варианта это: память телефона и карта памяти (если она установлена на телефоне). На рис. 1.9 видно, как в диалоговом окне при выборе директории отображается сначала размер устанавливаемой программы в килобайтах, а затем свободное пространство на карте памяти и памяти устройства. Все приложения на Java и C++ лучше устанавливать на карту памяти для экономии системных ресурсов телефона. Как уже было отмечено, пользовательская память смартфонов равна как минимум 3,4 Мб. Из них от 800 Кб до 1,5 Мб занято самой системой, поэтому к оставшимся мегабайтам лучше относиться бережно, применяя карту памяти, которая может уместить в себе не один десяток программ.
  После выбора каталога установки продолжите процесс инсталляции приложения, нажав подэкранную клавишу Выбрать. После окончания процесса установки зайдите в программу Приложения. Здесь вы увидите весь список установленных Java программ. Запуск программы осуществляется с помощью команд Функции => Открыть. Удаление установленных программ нужно производить через программу Приложения. Выберите программу для удаления и воспользуйтесь командами Функции => Удалить.
 
 1.5. Программы на C++
 
  Самым главным и очевидным достоинством Symbian OS является возможность загрузки программ, написанных на языке программирования C++. Такие программы пишутся с помощью специализированных средств программирования. Операционная система Symbian OS написана на C++, и этот язык программирования считается для нее основным.
  Огромная системная библиотека (API) компании Symbian Ltd., написанная на языке программирования C++, открывает потрясающие возможности для разработки мощных приложений.
  Программы, написанные на C++, распространяются в файлах с расширением *.sis. Пакет с расширением *.sis создается в средах программирования (IDE), рассматриваемых в главах 2 и 3, с помощью специальной программы под названием SISAR или командной строки. Программа SISAR распространяется с инструментальными средствами разработчика (SDK) от компании Nokia, о которых вы узнаете из главы 4.
  Процесс инсталляции С++-программ практически идентичен процессу установки Java-приложений за исключением нескольких моментов. При установке
 
 С++-программ также можно воспользоваться двумя способами: с помощью файлового менеджера или встроенными средствами Symbian OS. Установку С++-про-грамм с помощью файлового менеджера мы рассмотрим в этой главе в разделе 1.6 (Обзор программ для Symbian OS). Встроенная программа под названием Диспетчер производит установку и удаление программ с расширением *.sis. При инсталляции программы на C++ установочный пакет должен находиться либо в системной памяти на диске С, либо в корневом каталоге диска Е (карта памяти), иначе Диспетчер не найдет устано-
 вочный пакет. На рис. 1.10 изображена программа Дис- рис -/ -JQ диспетчер
 петчер со списком установленных программ. установки и удаления

<< Пред.           стр. 2 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу