<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  И до тех пор, пока коррупционные явления в самих СМИ не будут преодолены, до тех пор, пока СМИ не начнут действовать в строгих рамках Закона - трудно надеяться на то, что СМИ будут эффективным средством для борьбы с коррупцией.
  Как можно выправить ситуацию? Какой-то одной мерой обойтись нельзя, нужен целый комплекс. Во-первых, изменения в законодательстве - устанавливающие ответственность СМИ за нарушения во время выборов. Во-вторых, принятие мер по укреплению материального положения СМИ - пока они будут бедными, а следовательно - зависимыми от финансовых "подкормок", они будут играть ту музыку, которую им заказывают. В-третьих, давно назрело принятие какого-то этического кодекса журналистов - наподобие тех, которые существуют в ряде демократических стран.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ КОРРУПЦИИ
 
 
 
  Организации, занимающиеся гражданским образованием
 
 В.Н.Пронькин
 
 КОРРУПЦИЯ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
 ПОДХОДЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ
 (НА ПРИМЕРЕ КУРСА "ЖИВОЕ ПРАВО")
 
  Коррупция - проблема многогранная и затрагивает не только юридические и политические аспекты общества и человека, но, прежде всего, нравственные, общекультурные и мировоззренческие.111 Как отмечают специалисты, приоритетное значение имеет предупреждение коррупции по сравнению с другими мерами (в том числе репрессивными) борьбы с этим явлением.112 Отсюда понятна особая роль раннего гражданского образования в предупреждении коррупции: культура (в том числе правовая), нравственность и мировоззрение активно формируются в детском и юношеском возрасте.
  Под гражданским образованием можно понимать любые образовательные, обучающие мероприятия, направленные на формирование активной гражданской позиции. Очевидно, что гражданское образование в целом (даже впрямую не затрагивая тему коррупции) способствует предупреждению этого феномена.
  На примере курса практического правового образования "Живое право"113, который разрабатывает Санкт-Петербургский институт права, я хотел бы показать, какие грани и подходы в гражданском образовании способствуют предупреждению коррупции и других негативных явлений в жизни общества.
  В концепции курса "Живое право" мы выделяем три взаимосвязанных аспекта курса:
  * содержание курса;
  * методики курса;
  * философия курса.
 
  СОДЕРЖАНИЕ "ЖИВОГО ПРАВА"
  В содержание курса мы включили следующие компоненты:
  * систематические знания о праве и государстве;
  * правовая политика;
  * практические навыки;
  * конфликт ценностей;
  * общественные проблемы;
  * разрешение конфликтов.
 
  1. Систематические знания о праве и государстве.
  "Живое право" - правовой курс гражданского образования (в отличие, скажем, от нравственного или политологического или обществоведческого подхода). Мы взяли за отправную точку право - как наиболее практический и действенный инструмент в гражданском обществе. Курс дает систематические знания о праве и государстве, изложенные для неюристов доступным языком в форме бесед и историй.
 
  Структура программы курса следующая:
  1. Введение в право и способы разрешения конфликтов.
  2. Конституционное право.
  3. Уголовное право и уголовный процесс.
  4. Административное право.
  5. Гражданское право и гражданский процесс.
  6. Семейное право.
  7. Жилищное право.
  8. Трудовое право.
  9. Права человека.
  Курс снабжен богатым материалом для дополнительного чтения по философии, истории государства и права, а также современного их состояния.
  Если возвратиться к проблеме коррупции, то становится понятно, что о ней невозможно говорить без профессионального раскрытия таких тем как государство и его органы, система права, механизмы решения проблем и конфликтов. Затрагивая проблематику борьбы с коррупцией, мы сразу же наталкиваемся на такие понятия как "демократический процесс", "гражданское общество", "административные реформы", "омбудсмен", "система правосудия", "международные организации и процедуры" и так далее.114
 
 
  2. Правовая политика.
  Однако простых знаний о существующей правовой и государственной системе, законах, санкциях явно недостаточно. Учащийся должен уметь размышлять и составлять свое мнение, например, по таким вопросам: Как должно быть устроено государство? Какие должны быть законы? Следует ли мне соблюдать законы? Следовательно, в программе курса гражданского образования должно быть отведено время на подобные темы.
  Касательно проблем коррупции это могут быть вопросы: Буду ли я брать взятки? Буду ли давать взятки? Готов ли я лишиться каких-то благ и возможностей, если их получение невозможно без дачи взятки? Могут ли быть оправданы дача и получение взяток? Возможно ли в России прожить без взяток? Должны ли быть законы, наказывающие за дачу и получение взяток в нашей стране? Работают ли эти законы? Как их нужно изменить? Готов ли я всегда соблюдать эти законы? Только открытое, честное обсуждение этих и других вопросов, а не морализаторство может привести к какому-то образовательному эффекту. К тому же сама практика открытого обсуждения - это инструмент борьбы с коррупцией и возможность приобретения навыков пользования этим инструментом.
 
  3. Практические навыки.
  Помимо знаний и обсуждения вопросов правовой политики ученик должен получить практические навыки пользования правовым и гражданским инструментарием. Как общаться с властью, как написать письмо, заявление, жалобу, как составить документ, как обращаться к юристу, как вести себя в суде, как участвовать в гражданских акциях - вот неполный перечень необходимых навыков для современного гражданина.115 Очевидно, что эти инструменты нужны и в борьбе с коррупцией и в предотвращении ее.
 
  4. Конфликт ценностей.
  Ученик должен понимать, что в общественной жизни он всегда сталкивается с конфликтом ценностей: например, конфликт между разными правами и обязанностями человека, между правом и обязанностью, между общественным и личным. В ситуации с коррупцией мы безусловно увидим конфликты ценностей: конфликт между государственными и личными интересами, между законным и быстрым положительным решением проблемы и так далее. Учась различать интересы и принимать решения, осознанно руководствуясь каким-либо интересом, ученик оказывается более подготовлен к встрече со сложной "коррупционной" ситуацией.
 
  5. Общественные проблемы.
  В курсе гражданского образования всегда должно быть место для обсуждения сложных общественных проблем (а не только личных ситуаций). Это позволяет формировать активную гражданскую позицию, мыслить масштабно, видеть последствия своих действий. Коррупция - одна из таких проблем и она может обсуждаться в разных темах.
 
  6. Разрешение проблем и конфликтов.
  Коррупция - это всегда проблема и конфликт. Да и чаще всего граждане "сталкиваются" с обществом, государством и правом как таковыми в конфликтной или проблемной ситуации. Умение определять такие ситуации, действовать в них, владение инструментарием для решения проблем и конфликтов (не только правовым) - важный элемент в системе гражданского образования.
 
 
  МЕТОДИКИ "ЖИВОГО ПРАВА"
  В курсе "Живого права" мы уделяем большое внимание так называемым интерактивным методикам преподавания. Это не случайно.
  Но прежде всего, давайте условимся, что мы будем понимать под терминами пассивные, активные и интерактивные методики.
  Пассивные методики предполагают однонаправленный образовательный поток от учителя к ученику (учитель учит - ученик воспринимает). Часто это имеет место при лекционных методиках преподавания, а также при чтении текстов.
  Активные методики предполагают, что учитель получает обратную связь от каждого ученика, но при этом ученики не взаимодействуют друг с другом (ответы на уроках, выполнение письменных заданий).
  Интерактивные методики предполагают, что при решении образовательных задач ученики взаимодействуют между собой. При этом правильного и единственно верного ответа не предполагается, следовательно, учитель находится в роли старшего партнера и участника процесса. Среди интерактивных методик: работа в малых группах, дискуссии, различного рода симуляции.
  По исследованиям Мэрилендского Университета (США, 1985 г.) выявлено, что интерактивные методики в среднем наиболее эффективны для усвоения материала.
  Пирамида обучения, появившаяся в результате их исследований, выглядит следующим образом (проценты означают процент усвоения материала учениками при использовании различных методик проведения занятий):
 
 
  * лекции - 5%
  * чтение - 10 %
  * наглядные пособия - 20%
  * демонстрации - 30%
  * работа в дискуссионной группе - 50%
  * практика через действие - 75%
  * обучение других, немедленное
  * применение обучения - 90%
 
 
  Конечно, это усредненная картина, которую можно критиковать. Существуют замечательные лекторы, или ученики, которые, например, имеют отличную зрительную или слуховую память. Тем не менее, интерактивные методики дают уникальные возможности в гражданском образовании: способствуют приобретению практических и демократических навыков, создают атмосферу реальных общественных отношений, реальной жизни, реального права, а только через это возможно усвоение гражданских ценностей, знаний, навыков.
  Кроме того, к интерактивным методикам принадлежат так называемые социальные проекты: школьное самоуправление, участие в местном самоуправлении, гражданские акции и другие.116 Эти проекты, имеющие практический результат и направленные на немедленное практическое применение обучения, являются одним из самых эффективных образовательных средств (см. пирамиду).
  К числу методик, применяемых в курсе "Живое право" относится также использование общественных ресурсов: экскурсии в соответствующие организации, встречи с практическими работниками, работа в музеях, библиотеках.
  Затрагивая проблемы коррупции в граждановедческом курсе, преподаватель или тренер должен подумать о методах преподавания. И здесь интерактивные методы выгодно отличаются от лекций или заданий по подготовке сообщений. Ученики могут высказать свою точку зрения, выслушать другого (шкала мнений, дискуссии), выявить картину отношения к коррупции среди своих сверстников и взрослых (социальный проект "социологический опрос"), практически потренироваться применять правовые способы борьбы с коррупцией (составление жалобы, обращение в суд, выступление в суде, симуляция судебного процесса), а также провести гражданские акции (социальный проект "гражданские акции", включая лоббирование законопроекта и др.). Встреча с практическим работником или посещение органов, касающихся вопросов борьбы с коррупцией поможет составить верное впечатление об этой проблеме.
 
  ФИЛОСОФИЯ "ЖИВОГО ПРАВА"
  Содержание и методики "Живого права" органически выливаются в "философию" самого курса, а также и проекта по распространению этого курса в регионах России. В философии можно отметить следующие аспекты:
  * атмосфера доброжелательности и сотрудничества;
  * атмосфера позитивного решения общественных и личных проблем;
  * атмосфера совместного обучения и изменения себя.
  Без этой атмосферы самые распрекрасные методики и содержание будут малоэффективны, ведь ученик, как и любой человек, являясь целостным существом, живет и впитывает, прежде всего, атмосферу общения, а потом ее воспроизводит в жизни. Конечно, интерактивные методики помогают создать нужную атмосферу. С другой стороны, интерактивные методики раскрывают личность учителя, его жизненные установки и принципы, которые влияют на мировоззрение ученика. Поэтому для учителя остро встает вопрос о собственном обучении и изменении себя, осторожном отношении к собственным взглядам и методам преподношения этих взглядов. Например, в вопросах коррупции ученики, наверняка почувствуют неправду, если учитель будет яростно агитировать против взяточничества, в то же самое время имея опыт участия в коррупции (например, в среде образования - при приеме учеников в школу). Обсуждение неоднозначности проблемы коррупции, честное и критическое отношение к себе (хотя бы не обманывать себя и учеников!) - помогут многим ученикам серьезно задуматься об этом.
  В заключении хотелось бы поделиться еще одним опытом в области подготовки уроков (модулей) в граждановедческом курсе. Для того, чтобы учесть упомянутые элементы содержания, методики, философии, авторы "Живого права" разработали и применяли перечень (чек-лист), который приводится в приложении к этому материалу. Конечно, в своей работе авторы учитывали не только свои собственные находки, но и опыт многих и многих активистов граждановедения в России и за рубежом.
 
 
 
  Е.В.Авинская
 
 ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАБОТУ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ УЧАЩИХСЯ.
 
  Учащиеся сегодняшней школы - завтрашние граждане России. Их ценностные ориентиры складываются во многом под влиянием школы. От их мировоззрения, жизненной позиции, активности во многом зависит будущее нашей страны, успешность ее вхождения в мировое сообщество.
  В российском обществе происходят перемены, которые заставляют задуматься педагогов над изменением системы и содержания образования. Мировые тенденции развития общества (переход к информатизации, становление гражданского общества, повышение роли "экранной культуры" в духовной жизни, ускорение темпов социальных перемен) и специфика российской жизни (переход к рыночной экономике, длительный экономический кризис, ситуация политической неопределенности), позволяют сделать вывод, что человек-профессионал сегодня не способен решить актуальные проблемы развития российского общества, ибо они лежат вне сферы профессиональной деятельности. Задачи создания демократического, рыночного, развивающегося, цивилизованного и гуманного общества способен решить человек-гражданин, отличающийся высоким уровнем обучаемости и ответственности, готовый к диалогу, сотрудничеству. Он должен быть способен решать и мировоззренческие, и технологические задач, в ситуации постоянного выбора (Лебедев О.Е., Классный журнал, №2, 1999).
  Сложившаяся система образования в России ограничивает возможности формирования личности гражданина способного выполнять свои социальные роли на основе принятых в обществе норм и правил, способного ориентироваться в достижениях материальной и духовной культуры и использовать их для решения социально-значимых проблем.
  Сегодня все чаще говорят о демократизации школы. Предполагается, что демократизация - это область решения многих проблем, вставших сегодня перед российской школой и обществом. Проблема демократизации школы достаточна сложна. Она охватывает все без исключения стороны жизни учебного заведения. По сути - это долгий мучительный процесс преобразований с целью нормализации отношений между обществом, государством и школой, между руководителями всех рангов и педагогами, педагогами и школьниками, и между самими школьниками. Обозначим несколько принципов демократизации школьного образования (А.М. Новиков, Педагогика, №1, 2000):
  - принцип "Равных возможностей";
  - принцип многообразия образовательных маршрутов и проблема их выбора;
  - принцип сотрудничества;
  - принцип открытости;
  - принцип общественно-государственного управления;
  - принцип самоорганизации учебной деятельности.
  Проблема демократизации школы напрямую связана с гражданским образованием и социализацией личности. Основной целью демократической школы становиться создание условий для формирования личности будущего гражданина, расширение его социального опыта, поддержка становления его индивидуальности. Предполагается, что условиями успешности адаптации личности в стремительно изменяющемся мире будут формирование аналитического склада ума, прочных навыков коммуникативной культуры, общекультурного, профессионального и методологического уровня компетенции школьников. То есть формирования личности способной самостоятельно строить свою жизнь и регулировать свои отношения с другими людьми на основе понимания и выполнения норм человеческой морали, социально-правовых норм, опираясь на достижения современной науки и техники.
  Демократизация российской школы становится одним из направлений работы СПб МОО "Ассоциации Аничков дворец"" (далее Ассоциация). Особенностью подхода к решению этой проблемы в рамках Ассоциации, является подключение самих учащихся к решению проблемы демократизации школы через расширение социального опыта в ходе исследовательской, проектной и социально полезной деятельности.
  Традиционно в России сложились две параллельные системы образования - общего и дополнительного. При этом подразумевалось, что общее образование в рамках школы дает необходимые знания, навыки, умения, формирует мировоззрение, а дополнительное образование привлекает школьников к различным видам деятельности: научно-исследовательская деятельность, общественная деятельность, социальная деятельность и т.д. Общее образование по закону об образовании должны получать все граждане России, в отличие от общего - дополнительное, как правило, получают в учреждения дополнительного образования наиболее активные, талантливые учащиеся. Вопрос о необходимости дополнительного образования, как личностно развивающего фактора для каждого ребенка остро не ставился. Долгое время умалчивали о развивающем воздействии на формирующуюся личность школьника деятельности как таковой и получения собственного опыта социально ориентированной деятельности. Проблема воспитания гражданственности имеет, как образовательный, так и воспитательный аспекты, Решаться она может только через объединение форм и методов традиционных для систем общего и дополнительного образования и, безусловно, в рамках каждой конкретной школы. Жить в нашем мире придется каждому ребенку и педагогическая помощь нужна, безусловно, тоже каждому. Оптимальным вариантом решения этих задач является создание единого образовательного пространства в школе, объединение урочной и внеурочной форм деятельности, через создание единой образовательной программы школы и/или дополнение школьной программы внеурочными формами деятельности. Структура деятельности такова:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Из приведенной схемы видно, что сложившаяся система состоит из двух блоков - урочного и внеурочного. Урочный блок рассчитан на получение необходимого стандарта знаний, умений и навыков, как базы для дальнейшей активизации и закрепления их в процессе внеурочной деятельности. Урочный блок построен с использованием активных форм обучения, благодаря чему обеспечивается формирование базовых знаний и коммуникативных навыков.
  Внеурочный блок формирует практический опыт деятельности. Предусматривается возможность апробации и анализа результатов собственной деятельности в различных социальных ролях. Включение в программу элементов проектирования и исследовательской деятельности формирует конструктивно- аналитический ум и критическое отношение к действительности. Внеурочная деятельность в составе школьного научно-исследовательского общества, позволяет приобрести опыт прогнозирования, планирования и самоуправления, что чрезвычайно актуально при воспитании гражданина.
  Оба блока, взаимодействуя и взаимодополняя друг друга, в целом решают задачи по формированию самосознания учащихся, приобретению ими необходимых навыков жизни в качестве будущих граждан государства. Содержание образования в урочном блоке в отдельных случаях определено существующими государственными программами изучения предметов, в отдельных случаях интегрированными экспериментальными програмами скорректированными в соответствии со спецификой и потребностями образовательной программы конкретной школы. Достаточно принципиальной в данном вопросе является создание единой надпредметной программы школы или, единого образовательного пространства внутри общеобразовательной школы. Подобных подход позволит подойти к формированию гражданской позиции учащегося через различные предметные области, с учетом его интересов или активности. В вопросе формирования гражданина главным является развитие умений ученика участвовать в общественной жизни и влиять на ее ход. Необходимо поставить учащегося в ситуацию самостоятельного поиска и формулирования знания, сформировать потребность понять по каким законам существует мир и повлиять на существующий ход вещей. При этом обязательной составляющей деятельности, является организация рядя последовательных заданий, которые дополняя друг друга, разовьют у учащихся навыки контроля различных сфер общественной жизни и влияния на нее. Формирование гражданской позиции в процессе общего образования имеет следующие аспекты:
  - философско-культурологический, расширение кругозора, формирования планетарного мышления;
  - образовательно-правовой, повышение правовой культуры, элементов правоотношений и правовых институтов, умения творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем;
  - воспитательно-формирующий, ориентированный на осмысление прав человека, становление нравственных представлений и преобразование их в устойчивые убеждения и навыки гуманного поведения;
  - психолого-развивающий, побуждающий процесс самопознания, самовоспитания и самосовершентсвования;
  - коррекционный, направленный на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими методами.
  Формирование гражданской позиции тесно связано с воспитанием потребности добровольного служения обществу. Одним из подходов к решению проблем гражданского воспитания является создание добровольных организаций, объединений. Этот подход широко используется во всем мире. Россия также имеет богатый опыт привлечения добровольных организаций, волонтерских движений к решению общественных проблем. Основной педагогической задачей при этом становиться формирование атмосферы престижности, добровольности и сохранения многообразия форм общественных объединений школьников. Школа должна стать общественным центром микрорайона, а молодежные общественные инициативы должны стать заметным социальным явлением нашей жизни. Создание атмосферы доверия и достоинства, создание атмосферы реальности решения существующих проблем при условии, если к их решению подошли разумно, здраво, даст молодежи веру в свои силы и уверенность их родителям в светлое будущее нашей страны. Мы уверены в том, что общественная жизнь является необходимой составляющей демократии. И приучать к данному образу жизни - необходимо со школьной скамьи.
  Санкт-Петербургская молодежная общественная организация "Ассоциация Аничков дворец", одна из самых молодых молодежных общественных организаций Санкт-Петербурга, объединившая в своих рядах участников ученических научных обществ, педагогов и научных работников, ориентированных на поддержку исследовательской деятельности школьников. За два года существования в нее вступило более 500 человек из 40 коллективов города. Помимо школьных научных обществ официально вступивших в ряды Ассоциации, в режиме сотрудничества и консультаций с Ассоциацией взаимодействуют еще ряд школ, гимназии и лицеев Санкт-Петербурга, имеющих свои внутришкольные объединения типа Ученических научных обществ (УНО). Ведущей задачей, решаемой в процессе деятельности Ассоциации является расширение возможностей каждого школьника за счет объединения общего и дополнительного образования и развития сети ученических научных обществ в школах Санкт-Петербурга.
  Что же такое ученическое научное общество в школе сегодня? Это некоторое внутришкольное объединение учащихся, решающих как минимум познавательные и коммуникативные задачи. Это Малые Академии наук, клубы изобретителей, юных исследователей, интеллектуалов, дебат-клубы, диспут-клубы, научно-исследовательские общества с секционными подразделениями по специальностям, научные факультативы, работа в исследовательских экспедициях, выпуск газет, журналов, проведение коллективных исследований, создание проектов и т.д. Очевидно, любое неформальное объединение молодежи решает вопрос привлечения ее к деятельности, подготовки к будущей жизни. Каждое конкретное объединение решает вполне конкретные образовательные задачи. Одновременно ставятся вопросы воспитания, гражданственности, социализации, формирования активной жизненной позиции. Предпосылки для решения этих вопросов в рамках УНО безусловно есть. Есть и потребность молодежи к знакомству с различными сферами человеческой деятельности. В текущем году сформирован Молодежный Координационный Совет Ассоциации (МКС) третьего созыва. МКС Ассоциации отводится инициативная роль в процессе формирования общественных объединений в школах. Получая правовые знания и опыт организационной, социальной, исследовательской деятельности в рамках Юношеского Университета гражданских прав, молодежь пробует реализовать себя в среде сверстников. Безусловно - это длительный процесс, но заметные результаты этой деятельности уже есть. В ряде школ, именно учащиеся, являются инициаторами создания ученических научных обществ. В школах и районах, где инициатива школьников совпадает или получает поддержку взрослых, существуют различные формы жизнеспособных общественных объединений. Особенно отрадна ситуация с общественными объединения школьников в Ломоносовском и Василеостровском районах города, где существуют экологические объединения, объединения типа школьных парламентов, научные общества различной направленности, дебат-клубы. В настоящее время МКС Ассоциации инициируется направление групповых социологических молодежных исследований и проектной деятельности гражданской направленности. МКС Ассоциации неоднократно проводились исследования общественного мнения сверстников и педагогов для формирования перспективы деятельности Ассоциации, для выбора тем для обсуждения, заслушивания, изучения.. Среди тем, вызывающих интерес молодежи, по результатам этих исследований, заметную роль играют следующие:
  1. Демократизация школы.
  2. Чему и как должны учить школа.
  3. Я - человек. Имею право, хочу, должен.
  4. Общественные объединения школьников. Каковы они?
  5. Каким может быть духовно-нравственное воспитание?
  6. Самоуправление в школе. Что это такое? Можно ли его доверить молодежи?
  7. Ученическое научное общество, как форма самоорганизации учащихся.
  8. Двенадцатилетнее образование. Преимущества и недостатки.
  9. Гражданская позиция. Что это такое?
  Последнее время молодежь стала активнее интересоваться такими вопросами, как
  1. Роль коррупции в нашем обществе.
  2. Независимая пресса. Возможна ли она?
  Многие темы связанные с общественной жизнью и гражданской позицией вызывают у подрастающего поколения интерес. Опираясь на данный интерес, нами предложен для работы в школах и апробирован на смене в ЗЦ "Зеркальном" проект "Гражданин". По решаемым задачам, проект "Гражданин" является формой, проведения группового исследования молодежным коллективом. Почему данный проект получил название "Гражданин"? Подразумевается, что достойным гражданином своей страны, является хорошо образованный, эрудированный член общества, способный видеть и решать проблемы в различных сферах жизни общества, для общей пользы и процветания своего государства. Работа по проекту состоит из четырех частей:
  - поиск значимых для общества проблем, в различных сферах жизни - науке, культуре, экономике, социальной сфере и т.д.,
  - подбор методик и проведение группового исследования по одной из выбранных проблем,
  - описание возможных путей решения найденной проблемы, опираясь на различные информационные источники,
  - выработка собственного отношения к возможности решения поставленной проблемы, поиск группового варианта решения, выход на осуществление этого решения.
  Подразумевается, что первым этапом работы над проектом будет формирования списка, проблем общества, науки, культуры и т.д., осознаваемых школьной аудиторией. При этом в зависимости от проведенной подготовительной работы, предварительным лекциям, беседам или дискуссиям на определенные темы, возможна корректировка предлагаемых к решению учащимися проблем. Далее из множества проблем, предложенных подростками, для работы над проектом будет выбрана одна, в соответствии с интересами, уровнем развития и приоритетами школьной аудитории. Неоспоримым достоинством работы по данному проекту, наряду с формированием исследовательских навыков, является развитие навыков групповой работы. Определение конкретной проблемы тесно связано с выбором дальнейших методик для проведения группового исследования и распределения обязанностей по выполнению своей конкретной части исследования между членами группы. Последним этапом проводимого исследования является обсуждения полученных материалов, оформление единого проекта и его защита.
  Первые результаты разработки и защиты проектов "Гражданин" показали, что методическое сопровождение работы над проектом, является недостаточным. Для успешности реализации проекта необходимо проведение обучающего семинара для учителей общеобразовательных школ, а также тиражирование методических разработок для дальнейшей работы. Огромное значение может иметь также инициация и проведения общегородских игр и соревнований гражданской направленности, типа игры "Дебаты", "Фемида", "Парламентские и законодательные слушания", "Судебное разбирательство", "Аппеляционный суд", "Мировой суд", "Моделирование ситуаций общественной жизни".
  Проблема гражданского образования - общественнозначимая проблема. И заниматься гражданским образованием должна каждая школа, независимо от своей профессиональной ориентации. Элементы гражданского образования возможно реализовать и в гуманитарной, и в естественнонаучной, и в математической, и в художественной, и т.д. школах. Почему мы предлагаем школьные научные общества, как возможный вариант подхода к гражданскому образованию школы? Если мы хотим заботиться о подростках, то в первую очередь нас должен интересовать их собственный интерес. Интерес к учебе, к общению, к эмоционально-нравственным аспектам жизни, к взрослым, которые их окружают, к друзьям, соседям, городу и т.д., т.е. к реальной жизни этого мира. Ученые констатируют, что потребность в новых впечатлениях, новых знаниях является одной из фундаментальных у детей школьного возраста. Новые впечатления, новые знания - это мощный стимул психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Так Н.И. Поддьяков отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает у благоприятных условиях в познавательную потребность и, в конечном счете, выступает как база для развития других социальных потребностей ребенка. Самыми обычными формами организации реального мира для школьников являются семья, двор, школа. Так, почему бы не использовать, естественный интерес ребенка к этому миру и не столкнуть его вплотную с его проблемами, не приблизить их к ним. Мы можем съимитировать взрослую жизнь и помочь им в решении их проблем или, по крайней мере, честно попытавшись им помочь, признаться в своем бессилии? С нашей точки зрения, школьные научные общества, являются доступной каждой школе имитационной формой взрослой жизни, которая может помочь приблизить подростков к проблемам самих подростков. Во-первых все взрослые уверены, и многие подростки с этим согласны, что самая важная проблема в их жизни - это учеба и развитие познавательного интереса. Отсюда и вопрос: "Чему учиться и как учиться?". Как сделать так, чтобы учиться было интересно? Одной из задач, решаемой школьными научными обществами является создание атмосферы интереса к учебе. Ориентация на учебу и совпадение задач, решаемых ученическим научным обществом с задачами образовательных учреждений, дает нам надежду на жизнеспособность подобных молодежных объединений в школьной среде. Во-вторых, если делать что-то вместе, то появляется опыт коллективного сотрудничества, опыт общения, формируется коммуникативная культура - один из краеугольных камней в процессе демократизации школы. В-третьих возникают элементы самоорганизации и самоуправления. Самоуправление - одно из больных мест современной школы. Отсюда и вопрос, волнующий многих школьников "Самоуправление в школе. Что это такое? Можно ли его доверить молодежи?". Уже многие педагоги осознают необходимость введения самоуправления в школе, имеется определенный опыт проведения дней самоуправления. Но все это, в большей мере, игра, а не реальная жизнь. Наша школа в большинстве своем авторитарна и ни один директор не доверит решение вопросов жизнедеятельности школы учащимся. Так не проще ли создать учащимся свой мир, свое государство в государстве и полностью доверить управление этим государством самим учащимся. Это вполне реально. Можно заключить договор о сотрудничестве и регулировании отношений между администрацией школы и государством учащихся, а в нашем случае это школьным научным обществом. Безусловно, сначала рассказав учащимся об их правах и обязанностях, о том, что такое договор и для чего он существует. Если кому-нибудь не близка идея школьных научных обществ и он до сих пор не понял, почему мы так упорно к ним склоняемся, мы готовы отступить. Пускай будет общество "Почемучек", или что-то другое, ведь наши дети хотят все знать в этом мире, хотят везде сунуть свой нос. Мы должны поддержать их в этом желании. Главное это, чтобы работы школьного объединения была живой и интересной, как можно больше инициативы исходило от ребят, деятельность не превратилась бы в пустую формальность, в строчку отчета о количестве проведенных мероприятий, участниках и победителей соревнований. Главное, чтобы она волновала подростков. Инициировалась самими подростками. Была в реальной жизни объединения, с элементами самоуправления, поиска проблем, выбора и принятия решений.
  Подобный подход к образованию как бы является своеобразным праобразом "взрослой" жизни и поэтому включает в себя основные типы деятельности человека и многообразие последующих результатов. Такой процесс является переходом к знакомству и усвоению культурного многообразия общечеловеческой деятельности, поскольку дети осваивают "настоящие" способы деятельности, которые будут играть не столько учебно-тренировочную, сколько реальную действенную роль в их дальнейшей жизни. Подобный подход несет в себе элемент гражданского воспитания и элементы программы служения обществу. Катлин Кирби (1997) отмечает следующие элементы, которые повышают успех программы:
  - программа должна заниматься реальными нуждами учеников и общества;
  - деятельность должна приводить к определенному результату;
  - должны распределяться среди учащихся новые роли, они должны помещаться в незнакомые условия, аккумулировать новые навыки в ситуациях. Связанных с мобилизацией когнитивных способностей и этических установок
  - должна подразумеваться личная ответственность за принятие решения;
  - должна включать совместные усилия школьников и взрослых;
  - должно опираться на опыт и сопровождаться продолжительными дискуссиями и письменным анализом;
  - формулировать практические и образовательные цели всем участникам;
  - дает возможность осознать и сформулировать их потребности;
  - определить обязанности каждого участника;
  - подобрать участников в соответствии с потребностями, сформировать команду;
  - рассчитывать на подлинную, активную и продолжительную ответственность;
  - использовать тренинг, наставничество, мониторинг, помощь, одобрение и оценку для достижения образовательных целей;
  - вовлекать в работу программы представителей разных слоев общества.
  Опираясь на собственный опыт работы в рамках МКС "Ассоциации", Юношеского Университета гражданских прав и Школы права ГОУ СПб Городского дворца творчества юных, мы готовы подписаться под необходимостью каждого из вышеуказанных элементов и готовы оказать помощь и поддержку молодежным коллективам в их реализации.
 
  л и т е р а т у р а
  Поддьяков Н.Н. 2000. Основные противоречия развивающейся психики ребенка. Педагогика №1.
  Новиков А.М, 2000, Принципы демократизации профессионального образования, Педагогика, №1,
  Лебедев О.Е.1999. Классный журнал, №2.
  Кирби Катрин. 1997. Служение обществу и граждановедение. В книге: "Гражданское образование: содержание и активные методы обучения".
 
 
 
  Е.М.Прошина
 
 К ВОПРОСУ ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
 ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
 
  Естественно, в основу программы антикоррупционного воспитания и образования государственных служащих должно быть положено ясное понимание причин появления коррупции и методов борьбы с ней. Данные тезисы предполагают дать некоторое представление об основных подходах к решению этой задачи.
  Проблема коррупции с неизбежностью становится особенно острой в странах, переживающих период кризиса или модернизации. Для таких периодов характерно сужение сферы действия позитивного права (нет адекватного законодательства и несовершенны институты исполнения законов), а также и нравственности, и потому возможности для коррупции оказываются практически неограниченными.
  Практика показывает, что коррупция в таких ситуациях усугубляет кризис, а также становится препятствием для реализации объективно разворачивающихся процессов модернизации, поскольку здоровая конкуренция направлений и стратегий модернизации подменяется закулисной борьбой экономических кланов, оказывающих влияние на принятие и исполнение государственных решений при помощи коррупционного давления. Такая ситуация существует и на общегосударственном уровне, и на всех последующих. Коррупция оказывается объективным аспектом функционирования общества как целостной системы. При этом коррупция - проявление болезненности этой системы. Частые сравнения коррупции с раковой опухолью достаточно точно отражают суть ее природы.
  Россия - традиционно-бюрократическое государство, с всевластием чиновничества, бесправием личности, с благодатной почвой для процветания коррупции. Между тем, разумеется, не Россия - родина коррупции: это явление международное, насчитывающее тысячелетнюю историю. Но тот масштаб, который приобрели ныне коррупционные процессы в нашей стране и особенно их бесстыдно-откровенный характер, очевидная коррумпированность государственного аппарата и местных органов власти, способны не только положить конец демократическому реформированию России, но и поставить под вопрос само существование нашего государства.
  Опасность коррупции, охватившей буквально все стороны общественного организма, осознается сегодня и на правительственном уровне и в структурах формирующегося гражданского общества. Создан Комитет Государственной Думы по борьбе с коррупцией, с осени 1999 г. начал функционировать Национальный Антикоррупционный Комитет (НАК) - общественная организация, поставившая перед собой задачу "формирования законодательной базы, позволяющей свести коррупцию в стране к минимуму". В апреле 2000 г. открылась Общественная приемная НАК, основная цель которой - "помощь силовым структурам в сборе объективной информации о коррупции". Видимо впереди - создание международных организаций с теми же целями и задачами.
  Однако это еще только первые организационные шаги на многотрудном и опасном пути борьбы с коррупцией. Что касается научного анализа этой проблемы, в последнее десятилетие и России и за рубежом, появилось немало работ; проводятся конференции и симпозиумы, инициируемые, как правило, общественными организациями; учреждены международные гранты. Но, в основном, авторы ограничиваются перечислением факторов, способствующих развитию коррупционных процессов, и фактов коррупции в тех или иных сферах общества.
  Начнем с того, что до сих пор в исследовательской литературе нет единого определения коррупции, на что сетуют многие авторы. Думаю, что, учитывая многомерность форм и проявлений этого феномена в реальной жизни, "договориться"* о едином, всех устраивающем определении и не удастся. Но что необходимо сделать в первую очередь, это дать правовое определение коррупции. До сих пор в гражданском кодексе его заменяет понятие "взятка", близкое по значению, но не исчерпывающее объема явления, определяемого словом коррупция, и, главное, не указывающее на несколько исключительно важных его аспектов.
  В качестве "нормативного" определения, которое способно, на наш взгляд, быть инструментом анализа в исследовании проблемы, можно предложить наиболее простое, но схватывающее суть явления, определение: коррупция есть использование служебного положения в личных, корыстных целях (от вахтера, учителя, клерка до министра и президента). Разумеется, анализируя с помощью этого "рабочего" определения эпохи, периоды, сферы, уровни, формы проявления феномена коррупции, мы уточним и дополним данное определение, специфическими характеристиками, тем самым получим возможность создать типологии и классификации коррупции по различным критериям.
  Одно из самых опасных представлений (назовем это "суеверием", по Ю. Бохеньскому) о коррупции, способных предопределить нашу пассивную позицию, может быть выражено следующим образом: коррупция - неизбежное зло. И подтверждений тому - немало.
  В самом деле, исторические документы всех эпох, начиная с истории древнего мира, содержат бесчисленное количество свидетельств как о существовании коррупции, так и о поиске способов борьбы с ней. Множество примеров можно обнаружить и в истории России. Таким образом, утверждение, что коррупция вечна, всегда была и будет - не просто гипербола.
  Кроме того, очевидно, что коррупция имеет всеобъемлющий характер, охватывая все стороны общественного организма; чем дальше, тем больше становится объективным аспектом функционирования общества как системы, атрибутом власти. Наибольшую тревогу общества вызывает именно этот аспект: коррупция органов государственной и местной власти и, по сути дела, перерождение бюрократических государственных институтов в полукриминальные "сообщества", в которых официально публично-правовые отношения подменяются отношениями личными и корыстными. Но от общественного и исследовательского внимания почти ускользает другой аспект, на наш взгляд, наиболее опасный, заключающийся в факте резко негативного воздействия коррупции на нравственное состояние индивидуума и общества в целом. Этот аспект был очевиден уже античным авторам. Само латинское слово коррупция (corruptio, onis) происходит от греческого - грязь и имеет более десятка значений. Только одно из них - подкуп, остальные характеризуют различные степени физического и нравственного падения: осквернение, разрушение, развращение, порча, приведение в упадок и т.д. Вот чем чревата деятельность субъекта коррупции: развращенный подкупом он способствует порче нравов граждан и разрушению государства.
  Анализируя корни возникновения коррупции, можно допустить, что они таятся в самой природе, если не естественного, то "исторического" человека. Коррупция, взяточничество, мздоимство - явления, по сути, того же порядка, что и воровство: все они покоятся на корысти. По В. Далю, "корысть" - страсть к приобретению, наживе, жадность к деньгам, богатству; определение "воровской" означает: преступный, противозаконный, бесчестный. Вполне исчерпывающая характеристика коррупционера! А поговорки, приведенные Далем, как нельзя лучше описывают атмосферу в обществе, больном коррупцией: "Для чего не воровать, коли некому унять"; "что ворам с рук сходит, за то воришек бьют"; "вор на воре, вором погоняет"; "грабежи есть, воровство есть, а воров нет" (см. В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М., Русский язык. 1978-1980).
  Напомним, что в Библии заповедь "не укради" стоит на втором месте после "не убий" и раньше, чем "не сотвори себе кумира", что может показаться странным для религиозного сочинения, но объяснимо для сочинения социально-психологического.
  У Томаса Пейна (видного деятеля американской войны за независимость и политического мыслителя) есть замечательное высказывание о том, что общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками. Можно двояко толковать вторую часть этого высказывания. Первое толкование: правительство - единственное средство для обуздания людских пороков и страстей (как религия, по Вольтеру). А можно толковать и так: правительство всегда, в конечном счете, составляется из "испорченных" людей, поскольку человек, стремящийся во власть, изначально содержит в себе зародыши пороков, делающих его коррупционером.
  Но если коррупция - "неизбежное зло", коренящееся в самой природе, не естественного, так "исторического" человека, если она - атрибут властных отношений, возможна ли, вообще, борьба с этим явлением? И может ли она быть успешной? Видимо, возможен только один ответ, тоже подсказанный историей: общество всегда искало способы борьбы с коррупцией. Принципиально важен сам процесс этой борьбы, а эффективность ее зависит от многих факторов: от совершенствования законодательства, от действительно демократических принципов осуществления государственной политики, от наличия политической воли высших лиц в руководстве страны, от нравственного оздоровления ее граждан.
  Одним из возможных путей оздоровления общества является система антикоррупционного образования и воспитания гос.служащих, включающая в себя в качестве элементов набор специальных дисциплин и технологий, раскрывающих природу и механизм действия коррупции, способы борьбы с ней, а также историю ее возникновения и функционирования на различных этапах общественного развития, анализирующих специфические (в том числе, национальные) формы проявления этого феномена в различных сферах общества (экономической, социальной, политической), наконец, исследующих негативное воздействие коррупции на нравственное состояние общества.
  Должны быть разработаны и приняты, как необходимые условия допуска к должности, система поручительств, присяга, выработан моральный кодекс чиновника и т.п. Знаковым должно стать понятие чести.
  В принципе, антикоррупционные программы должны стать составной частью любых общеобразовательных программ.
 
 
 
 
 
  Органы местного самоуправления
 
 
 
 Н.И.Смоктий
 
 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ОСЛАБЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ.
 
  До сих пор не выработано само понятие коррупции. Даже рекомендации международных организаций по этому вопросу вряд ли могут быть однозначно приняты в нашей стране. Что бы иметь представление о коррупции в России, в нашем городе, нужно знать, какое определение дается коррупции в литературе. Советский энциклопедический словарь дает следующие определение коррупции "Коррупция (от латинского подкуп), преступление, заключающиеся в прямом использовании должностными лицами прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения. Для того, что бы бороться с коррупцией нужно понимать, где она и что это такое. Есть и еще определение коррупции в словаре русского языка, Ожегова "Коррупция в буржуазных странах: подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей". Это определение тоже не раскрывает сути коррупции, так как в обоих определениях говорится только о взятках и о должностных преступлениях. Так, в результате проведения Генеральной Ассамблеи ООН 1979 года и международного семинара по проблемам коррупции (Гавань, 1990 год) в кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка коррупция была определена как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды а, также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым должностным положением.
  Выходит, что коррупция это должностное преступление и нужно бороться с ним в плане усиления борьбы с взятками и должностными преступлениями, но это уже было. С 1983 года по 1987 год боролись с должностными преступлениями и привлекли к уголовной ответственности всеми правдами и не правдами миллионы хороших специалистов, развалив органы МВД, прокуратуру, КГБ. Такая борьба кроме вреда нашему обществу ничего хорошего не принесла, а самое главное и смешное, что коррупция усилилась. Лакмусовая бумага этому явлению - это взятки и должностные преступления. Поэтому возьму на себя смелость сказать, что коррупция это явление социально-государственное и корни его идут сверху, но не снизу. Рыба гниет с головы.
  В определение коррупции нужно добавить важный элемент - Власть. Власть из той же энциклопедии - это " В общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств воли, авторитета, права, насилия (родительских, государственных, экономических и др.) политическое господство, система государственных органов". Добавив" Власть" в определение коррупции оно становится более понятнее и ближе к истине.
  В проекте Федерального Закона "О борьбе с коррупцией" под этим социальным злом понимается использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций или приравненными к ним, своего статуса и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законами получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами. Причем под приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, понимаются служащие, постоянно или временно работающие в органах управления, должностные лица хозяйствующих субъектов, лица, участвующие в выполнении функций управления на общественных началах либо в порядке частной деятельности, кандидаты на занятие выборных государственных должностей. Выходит там, где есть Власть, может быть и коррупция и как следствие уже должностные преступления.
  В соответствии с федеральным Законом " Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года дается понятие государственной должности, где оно разделяется на категории "А", "Б", " В" и устанавливается необходимость создания реестра государственных должностей, если отнести к должностным лицам всех, кто занимает государственные должности и выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в общественных организациях, то мы получим достаточно полный перечень должностных лиц. Из них субъектами коррупции, на мой взгляд, могут быть только те, кто занимает государственные должности, т.е имеющие власть.
  Коррупция должна обладать монополией на Власть или стремиться к абсолютной Власти, иначе не будет спроса на чиновника, нет спроса, нет должностных преступлений, нет наживы. Анализ международного и отечественного опыта, а также действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что определение понятия " коррупция" осуществляется по двум основным направлениям:
  * установление круга субъектов коррупции:
  * понятие личной заинтересованности.
  Коррупция не возможна без объединения Властных чиновников и покровительства друг друга, т.е. образования "круга" коррупционеров. Входящие в "круг" никогда не понесут должного наказания за нарушение закона, они выше закона, у них имеется благодаря "кругу" неприкосновенность на все случаи нарушения закона. Они выше закона, "ОНИ -ЗАКОН". Обходя или нарушая закон коррупционер получает с этого огромную наживу, с которой он делится с участниками "круга"- это важный и связывающий принцип. Настоящий коррупционер не находится и не будет находиться в тюрьме благодаря все тому же "кругу". Отсюда можно понять отношение государства, чиновников, должностных лиц к лицам отбывшим наказание, т.е. судимым - они не помогают этим лицам, а наоборот создают общественное мнение об этих людях как о прокаженных. Нет секрета, что 70% отбывших наказание - невиновны или вина их была недоказана (лакмусовая бумага коррупции.)
  В статье "Коррупцию посчитали" "Взятка - третья беда России" журналистка Светлана Бабаева приводит следующие примеры и цифры:
  "По расчетам российских ученых и юристов, изучающих проблемы отечественной коррупции, из 2,5 млн. преступлений, зарегистрированных в 1998 году, только 5 тысяч можно квалифицировать как коррупцию. Наказание было вынесено в каждом четвертом - пятом случае. По данным тех же специалистов, из 22 тысяч фактов коррупции выявляется лишь один. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Россию воспринимают как одну из самых коррумпированных стран".
  На самом деле коррупция многогранна, но самый важный элемент - ВЛАСТЬ и группа лиц (круг) стремящихся удержать ее, и как продукт коррупции - должностные преступления, рост в целом преступности. Чиновники, входящие в "круг" не несут уголовного наказания за совершенные преступления они не досягаемы для общества, за них уголовные наказания несут, как правило, люди почти не имеющие или не имеющие к этому ни какого отношения. Как пример в Н.Новгороде (Т.В."Сегоднячко" от 26.10.99г.), пострадали два невинных молодых человека, один из них остался инвалидом на всю жизнь. Молодых людей пытали правоохранительные органы электрическим током. Чиновники всех властных структур, в том числе и прокуратура, была в полном курсе происходящего и все поощряли и покрывали этот факт, т.к. было необходимо срочно найти тех лиц, которые могли совершить предполагаемое преступление. Благо, что потерпевшая нашлась и совершенно не предполагала ни о последствии, ни о фантазиях властных структур.
  Из этого случая и подобных, получается, что продуктом коррупции может быть не только прямая нажива, но и просто любая выгода для коррупционера (продвижение по службе и т.д.). Есть и еще пример коррупции, который очень умно подводится под проблемы города и проблемы жителей района. Все знают, какая большая проблема стоит в городе связанная с хищением лифтового оборудования. В разных районах подошли к этой проблеме по-разному, а главное, что если чиновник облеченный властью не нарушает закон и не пытается его обойти или подменить закон громкими лозунгами, то он будет просто работать и выполнять свой долг перед народом и такую власть не назвать коррупционной. Так вот в одном из районов высокопоставленные чиновники решили закрыть все пункты приема цветного металла и к такой компании привлечь правоохранительные органы и др. властные структуры была даже создана выездная комиссия. Неправда ли идея, а главное проблема, очень актуальна и даже есть решение проблемы и действия. Все бы хорошо, но при закрытии пунктов приема металла грубо нарушались права предпринимателей и главное, нарушался закон. Возникает вопрос, кто дал такой комиссии право нарушать закон? Закон - законность - "один из важных демократических принципов деятельности государства. Заключается в неуклонном и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Является конституционным принципом". Для занятия какой-либо деятельностью предприниматель получает разрешение и лицензию, что дает ему законное право заниматься этим видом деятельности, а тут приезжает какая-то комиссия без каких-либо оснований закрывает пункт и незаконно изымает все документы этой фирмы, и просит сотрудников милиции заварить двери пункта сварочным аппаратом. Разобравшись, оказалось, что сотрудники милиции в состоянии пресечь правонарушения со стороны предпринимателей, главное, чтобы не мешали. Тем более что оказалось, закрывая пункты - они вновь продолжали работать нелегально и принимать ворованный цветной металл, в том числе и от лифтового оборудования. Выяснилось и то, что в районе имелось парочку фирм на которую запреты не распространялись - доказано и то, что эти фирмы занимались скупкой ворованного цветного металла. Я надеюсь понятно, что фирмы, на которую запреты не распространялись, связаны кое с кем из властных структур. Вот вам и еще элемент тонко законспирированной коррупции. Как можно излечить наше общество от болезни под названием "коррупция"? Как определить, где коррупция, а где некомпетентность властного чиновника? Из выше перечисленного можно выделить три явных составных элемента коррупции: ВЛАСТЬ - НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА - ПОЛУЧЕНИЕ БЛАГ, ВЗЯТОК. Чтобы прекратить порочный круг его нужно либо разорвать, либо реорганизовать орган власти. Чтобы разорвать нужно создать такие условия для чиновника, чтобы ему было не выгодно, нарушать закон (сегодня это будет сделать трудно), чтобы реорганизовать нужно создать параллельные органы власти, снабдив их нормальным бюджетом и, разделив предметы ведения с др. существующим органом власти, можно и не делить пусть занимаются некоторыми проблемами, вместе ведя контроль друг за другом. Народ выберет сам к какой власти ему пойти, таким образом, устраним важный элемент - спрос на чиновника и появится обоюдный контроль за властью.
  Один из выходов - создание Муниципальной Власти (Муниципальные Советы). Почему в средствах массовой информации, о работе Муниципалитетов говорится так мало или приводятся негативные примеры (как правило, искаженные)? По-моему после досконального разбора методов, принципов коррупции ответить на этот вопрос не составит особого труда, средства массовой информации - это тоже власть и она тоже входит в "круг". Нельзя говорить о средствах массовой информации как и о многих чиновниках, что они подвержены (заражены) коррупцией, нужно научится понимать и различать, дабы не обвинить или обидеть честных людей. Коррупция стремится к власти и никогда не захочет отдать власть или поделиться ею с другими альтернативными органами власти, поэтому муниципальные советы сейчас находятся в немилости городской власти, именно поэтому в проекте бюджета С-Петербурга на 2000 год количество дефицитных муниципальных образований составляет 65 % - это те муниципальные образования которые должны получить финансовую поддержку от Фонда финансовой поддержки МСУ, т.е от городской власти. Это не что иное, как крючок или удавка кому как (нравится), что бы имелась возможность манипулировать местными властями. Таким образом, 65% МО будут выступать в роли просителей, стоять с протянутой рукой т.к. на выполнение элементарных своих функций у них не будет денег.
  Делая итог своим рассуждениям можно с определенностью сказать, что в настоящий момент мы в определенной степени заложники непродуманной или (продумано своеобразно) финансовой политики городской коррумпированной власти.
  Из моего доклада нетрудно сделать вывод, что городская власть является коррумпированной властью стремящейся к монополии на власть и будет применять для удержания своей власти все законные и незаконные методы, а если власть является коррумпированной, то отсюда и рост преступности, должностные преступления, взятки, вымогательства, и грязная политика. На своей практике мы видим, как не экономично используются очень большие бюджетные деньги.
  При губернаторе Яковлеве В.А. были уничтожены бюджеты районов, вместо председателей исполкомов со своим бюджетом были назначены фактически наместники губернатора в районах без собственного бюджета на сметном финансировании, тем самым сегодняшний глава района зависит полностью от личного расположения губернатора. В городе есть и любимчики, у которых в районе нет старого жилого фонда, но им выделяется на эсплуотацию жилого фонда в 1,5 раза больше бюджетных средств, чем, к примеру, выделяется В.О., хотя на В.О. 60% жилья нуждается в капитальном ремонте (150 лет). Фактически Власть и бюджетные деньги ушли вверх. Если необходимо отремонтировать квартиру, то надо обратятся в отраслевой комитет и убеждать выделить деньги, а в отраслевом комитете говорят, что одна или две квартиры это не серьезно т.к. они мыслят масштабами города. Разрушив систему районной Власти и не создав хотя бы промежуточную Власть префектур исполнительной Власти как в Москве, вся Власть сконцентрировалась в Смольном и в его отраслевых комитетах. Именно поэтому провалилась жилищная реформа, т.к. Власть вверху не учитывала мнение низов, реформа шла по принципу - я начальник, а ты дурак.
  Другая острейшая проблема по нашему мнению - проблема досуга молодежи. Существующая в настоящее время система подростковых и спортивных клубов влачит жалкое существование из-за нищего финансирования и не может обеспечить занятость молодежи. В результате резко растет уровень преступности среди несовершеннолетних, рост среди них наркоманов. Из 30 существующих на В.О. клубов ни один не имеет нормального помещения, материальной базы для работы с подростками, а "под контролем губернатора" в это время строится очередной широкомасштабный проект стоимостью 50 млн. долларов - ледовый дворец. В то время, когда в городе уже существует три ледовых дворца, тратятся деньги на сооружение очередной "вещевой ярмарки".
  Единственный выход на сегодняшний день дать муниципальным советам достаточно власти для контроля за деятельностью городской администрации (что было бы возможно если муниципальные образования формировались на основе районов) и обеспечить муниципальные советы бездефицитным бюджетом для воплощения действенных целевых программ.
 
 
 
 А.Г.Гудимов
 
 ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕССАХ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ.
 
  Определение "коррупции" объяснялось в Римском праве как участие в деятельности нескольких лиц, целью которых, является "порча" "повреждение" нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества. Позднее известный политический деятель Н.Макиавели сделал более общее определение - использование публичных возможностей в частных целях.
  Современные международные публичные нормативные документы понимают коррупцию по-разному. Например, в документах ООН о международной борьбе с коррупцией есть такое определение "коррупции" - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Однако постоянно подчеркивается, что понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом.
  В Российской Федерации до настоящего времени не принято законодательное определение понятия "коррупция", в связи с волокитой принятия закона "О борьбе с коррупцией" (по сообщению ежедневной электронной газеты "Утро" от 19.11.99г. депутаты Госдумы РФ сняли с дальнейшего рассмотрения федеральный законопроект "О борьбе с коррупцией"). В проекте закона коррупция понимается как не предусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненных к ним, с использованием своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ.
  Мне представляется более близкой точка зрения, широко определяющая круг субъектов коррупции, тем самым, характеризуя ее как явление имеющее социальный характер и прочно укрепившееся подсознательном уровне самых широких слоев населения. Опасность этого явления отмечают политики всех уровней (Е.Примаков сообщил, что прямые потери, связанные со злоупотреблением и коррупцией, достигают 20 млрд. долларов, что почти соответствует доходной части бюджета за 1999 год)
 
  Исходя из того, что явление коррупции носит социальный характер, возможно определить несколько уровней этого явления.
  Первый и самый широко распространенный проявляется повсеместно и носит скорее бытовой характер. Сталкивается с этим каждый из нас практически постоянно, зачастую не осознавая противоестественность и противоправность своих действий, когда вручает деньги сотруднику ГИБДД, бутылку сантехнику, подарки врачу или преподавателю перед экзаменом. Приоритеты моральных ценностей сместились настолько, что подобные события воспринимаются естественно, отметая моральные угрызения низким уровнем жизни, незначительностью действия, или просто "все так делают". Практический пример - муниципальный Совет оказал материальную помощь, остро нуждающейся одинокой пожилой женщине. Каково же было наше удивление, когда на следующий день после получения небольших денег эта женщина пыталась вручить подарок бухгалтеру.
  Следующий уровень - это коррупция в недрах широкой административно-командной системы. Росту коррупционных преступлений сегодня благоприятствует сохранение остатков старой административно-командной системы управления, а также наличие вновь созданного гигантского и громоздкого чиновничьего аппарата, по некоторым данным по численности равного бюрократии органов управления всего бывшего СССР. Нынешняя система государственного управления сохранила такие мощные бюрократические рычаги как разрешительный принцип организации бизнеса, монополия на предоставление налоговых, таможенных и прочих льгот в бизнесе и т.д. Все это создает благоприятную почву для злоупотреблений, взяточничества и других коррупционных преступлений.
  Наиболее пораженными коррупцией являются структуры власти и управления, связанные с рассмотрением и решением вопросов финансирования, кредитования, осуществления банковских операций, приватизации, лицензировании и квотирования импорта и экспорта, распределения фондов, созданием и организацией предприятий. Эти структуры настолько многочисленны, запутаны и разветвлены, что просто своим существованием предопределяют стремление их обойти или сократить путешествие по бюрократическим коридорам.
 
  Наиболее опасный вид коррупции в России - элитно-властная коррупция (со стороны представителей высших органов власти во всех ее ветвях). Данная коррупция опаснее других всех вместе взятых из-за размеров взяток, последствий незаконных действий (хищения, отмывание денег, корыстные злоупотребления властью и прочие экономические преступления), а также из-за взаимодействия с организованной преступностью (по неофициальным сведениям от 30 до 50% доходов организованной преступности передается на подкуп чиновников).
  Проводимая федеральными и региональными органами власти кадровая политика одно из условий элитно-властной коррупции. За серьезные злоупотребления высокие чиновники просто увольняются или переводятся на новую работу без каких-либо объяснений. Только на федеральном уровне за семь лет реформ уволены либо переведены на новую работу без каких-либо объяснений более полудюжины вице-премьеров по экономике, столько же министров финансов, несколько руководителей Госкомимущества, Госналогслужбы, силовых министерств - лиц напрямую ответственных за разгул экономической преступности (так, А.Чубайс трижды входил в правительство и выходил "сухим" из него). Аналогичное положение и в региональных органах власти.
  Практика показывает, что одной из причин разрастания коррумпированных связей среди должностных лиц служит нарушение принципа подбора кадров, вследствие чего в государственный аппарат проникают лица, преследующие корыстные интересы. Предотвратить это может более тщательная финансовая, имущественная и иные проверки кандидата. Думаю, что при назначении государственных служащих на руководящие должности необходимо обязывать их представлять декларацию о доходах, информацию о движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также иных обязательствах финансового характера.
 
  Можно выделить ряд причин и условий, определяющих разрастание коррупции:
  * осуществление расходов бюджета на неконкурсной основе;
  * неравномерность исполнения различных расходных статей бюджета, обладающих формально одинаковой степенью защищенностью;
  * предоставление непредусмотренных бюджетом бюджетных ссуд;
  * размещение средств бюджета в коммерческих банках;
  * исполнение бюджета в форме взаимозачетов и погашение ценных бумаг, а также в натуральной форме, при котором чиновник по своему произволу определяет форму исполнения взаимных обязательств бюджета и субъекта экономики и курс, по которому принимаются разнообразные денежные суррогаты;
  * сотрудничество государства с крупными корпорациями, как российскими, так и зарубежными;
  * отсутствие механизма действенного контроля за исполнением принятых решений, постановлений и законов;
  * недостатки в организации и деятельности правоохранительных органов, ведущих борьбу с коррупцией;
  * безнаказанность (уголовная, гражданская, административная).
 
  Одним из самых характерных условий способствующих распространению коррупционных связей, является плохое состояние контроля и учета. Поэтому существует устойчивое мнение предоставить дополнительные репрессивные рычаги Счетной палате, которая выявляет множество случаев не целевого использования бюджетных средств федерального и регионального уровня.
  В 1997-1998гг Счетная палата выявила:
  * Федеральная служба по делам о несостоятельности не по назначению использовала 261.6 тысяч рублей, 28.5 млн. рублей из внебюджетных фондов размещено на депозитах и в банке, предоставлено беспроцентных ссуд на приобретение квартир сотрудникам на сумму 4.67 млн. рублей;
  * Министерство финансов заключило 36 договоров поручительства на предоставление коммерческих кредитов агропромышленному и природоохранному комплексам. Обслуживание кредитов легло на бюджетополучателей, вследствие чего они выплатили миллиарды рублей процентов. Привлечены банковские кредиты для финансирования расходов бюджета, в результате банки получили доход на сумму не менее 4 триллионов рублей. Минфин заключил задним числом 14 договоров поручительства на общую сумму 2 031 200 тысяч рублей. При финансировании северного завоза деньги прокручивались в РАТО - банке;
  * Федеральная миграционная служба использовала не по назначению 910 млн. рублей и свыше миллиона долларов;
  * Министерство обороны (незаконное получение квартир и наградного оружия;
  * Подобным образом отличился еще целый ряд государственных структур;

<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу