<< Пред.           стр. 9 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
  8) подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами-предпринимателями без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в определенных сферах, о которых будет сказано позже;
  9) удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
  Плательщиками налога являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в следующих сферах:
  - оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг;
  - оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и т. д.);
  - оказание физическим лицам парикмахерских услуг, медицинских, косметологических, ветеринарных и зооуслуг;
  - оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;
  - оказание предпринимателем консультаций, а также бухгалтерских, юридических, аудиторских услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;
  - общественное питание;
  - розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площадки;
  - розничная выездная торговля горюче-смазочными материалами;
  - оказание транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек;
  - оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей.
  Объектом налогообложения является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал.
  При осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.
  Ставка налога - 20% вмененного дохода.
  Сумма единого налога рассчитывается в соответствии с требованиями Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
  Размер вмененного дохода и значения иных составляющих формул расчета единого налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  Суммы единого налога, уплачиваемые организациями, зачисляются, в установленных в Законе размерах, в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, а также в бюджета субъектов Российской Федерации и местные бюджета.
  Суммы единого налога, уплачиваемые предпринимателями, зачисляются в бюджета субъектов Российской Федерации и местные бюджета, а также в государственные внебюджетные фонды в установленных Законом размерах.
  Документом, подтверждающим уплату единого налога, является свидетельство о его уплате.
  На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство. Оно выдается за период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.
  Законодательный акт о введении единого налога принимается представительным органом субъекта Российской Федерации и публикуется не позднее чем за один месяц до начала очередного налогового периода по единому налогу. Не позднее одного месяца со дня официального опубликования указанного нормативного правового акта все предприниматели и организации обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с принятым нормативным правовым актом.
  Сбор на нужды образовательных учреждений. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской. Федерации о налогах" от 22 декабря 1992 г. дополнил налоговую систему РФ целевым сбором на нужды образовательных учреждений. Поскольку данный сбор отнесен к региональным, право на его установление является компетенцией законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Так, в Москве в 1994 году был принят соответствующий Закон "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц". Он имеет строго целевой характер и должен использоваться на дополнительное финансирование образовательных учреждений.
  Плательщиками сбора являются предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, расположенные на территории субъекта РФ.
  Объектом сбора является фонд оплаты труда налогоплательщика.
  Закон РФ определяет предельный размер ставки сбора, который не должен превышать 1% от годового фонда оплаты труда плательщика.
  Сроки уплаты сбора устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с налоговыми органами.
  Сбор зачисляется в бюджеты субъектов Федерации.
  Местные налоги и сборы
 
  В соответствии с законодательством о налогах и сборах юридические лица и организации уплачивают не только федеральные и региональные налоги и сборы, но и привлекаются к уплате местных налогов и сборов.
  Основным местным налогом, который уплачивается не только юридическими лицами и организациями, но и физическими лицами (гражданами), является земельный налог.
  Земельный налог установлен Законом РФ от 11 октября 1991 г. "О плате за землю" * (с изменениями и дополнениями).
 
  * ВВС РФ. 1991. № 44: Ст. 1424; 1992. № 10. Ст. 469; № 34. Ст. 1976; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1860; № 35. Ст. 3503; 1996. № 1. Ст. 4; 1997. № 26. Ст. 2954; № 47. Ст 5342- 1998 №1. Ст. 5; №31. Ст. 3810.
 
  Правовой основой уплаты земельного налога являются Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), Федеральный закон Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ, ст. 21 Закона РСФСР "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г., Закон РСФСР № 1738-1 "О плате за землю" от 11 октября 1991 г. и другие нормативные правовые акты.
  В соответствии с законодательством использование земли в Российской Федерации является платным. Предусмотрены следующие формы платы за землю: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли, которая устанавливается для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита.
  Земельный налог является источником доходов бюджета и одной из форм платы за землю.
  Плательщиками налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату и земельный налог не вносят.
  Объект налогообложения - земля, которая подразделяется на два вида:
  1) сельскохозяйственного назначения;
  2) несельскохозяйственного назначения.
  При взимании налога на земли сельскохозяйственного назначения различаются две группы налогоплательщиков.
  В первую группу входят колхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается только земельный налог. Если предприятие имеет доходы от несельскохозяйственной деятельности, то оно уплачивает соответствующие налоги.
  Ко второй группе относятся сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы и др.) по перечню, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федераций. Эти предприятия уплачивают, кроме налога на землю, и другие налоги в установленном порядке.
  Единицей налогообложения земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья) является один гектар пашни (1 га). Единицей налогообложения других земель сельскохозяйственного назначения и несельскохозяйственного назначения является один квадратный метр (1 м2).
  Закон РФ устанавливает среднюю ставку (размер) земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации. С учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, исходя из средних ставок налога с одного гектара пашни, устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий также устанавливаются органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.
  В соответствии с законодательством установлена широкая система льгот по взиманию платы за землю.
  Полностью освобождаются от уплаты земельного налога, например, заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования; участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны; инвалиды I и II групп; высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения; санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также принадлежащие профсоюзам; военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать и более лет, жены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявших кормильца при исполнении им служебных обязанностей; земли, используемые пожарной службой, и т. д.
  Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в их распоряжении. Органы местного самоуправления также имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в пределах суммы, остающейся в их распоряжении в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков.
  Юридические лица непосредственно сами исчисляют земельный налог и ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
  Гражданам начисление земельного налога производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежное извещение об уплате налога.
  Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляются пени в размере 0,7% от суммы недоимки за каждый день просрочки.
  В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса РФ после введения на территории субъекта РФ налога на недвижимость на его территории прекращает действие земельный налог.
  § 10. Налоги и сборы с физических лиц (граждан)
 
  Ныне действующая система налогов с физических лиц существует с 1992 г. и включает в себя: федеральные налоги, подоходный налог, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, а также местный налог - налог на имущество. Кроме того, физические лица уплачивают налоги, которые вносят и юридические лица: земельный налог; налог с владельцев транспортных средств, зачисляемый в дорожные фонды; местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров и др.). Граждане также уплачивают большое число разнообразных сборов (сбор с владельцев собак, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, курортный сбор, сбор за выдачу ордера и др.), включаемых в налоговую систему РФ.
  Ранее действовавшие налоги: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельскохозяйственный налог, налог на владельцев строений - были отменены.
  Рассмотрим важнейшие виды налогов и сборов, уплачиваемых физическими лицами.
  Подоходный налог с физических лиц - самый значительный налог, уплачиваемый физическими лицами, относится к федеральным налогам и является регулирующим.
  Правовой основой взимания данного налога являются Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), Федеральный закон Российской Федерации "О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ, ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г., Закон Российской Федерации № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями) * и другие нормативные правовые акты.
 
  *ВВС РФ. 1992. № 12. Ст. 591; № 34. Ст. 1976; 1993. № 4. Ст. 118; № 14. Ст. 486; СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2823; № 29. Ст. 3010; № 35. Ст. 3654; 1995. № 5. Ст. 346; № 26. Ст. 2403; 1996. № 1. Ст. 4; № 11. Ст. 1015; № 26. Ст. 3035; 1997. № 3. Ст. 355; № 26. Ст. 2955; 1998. № 1. Ст. 6; № 30. Ст. 3613; 1999. № 7. Ст. 870; Российская газета. 1999. 6 апреля, 2 декабря.
 
  Плательщиками налога являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в России. Закон различает налогообложение лиц, имеющих постоянное место жительства (лица, проживающие в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году) и не имеющих такового.
  Объект налогообложения - совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году (то есть с 1 января по 31 декабря) как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
  У физических лиц, постоянно проживающих в РФ, учитывается доход от источников в РФ и за ее пределами, а у физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в РФ, - только от источников в РФ.
  Закон устанавливает перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Не включаются в совокупный доход:
  - государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больным ребенком;
  - пенсии;
  - алименты физическим лицам;
  - стипендии студентам и аспирантам;
  - суммы материальной помощи (независимо от ее размера), оказываемой физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или ущерба их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, органов местного самоуправления, иностранными государствами, а также создаваемыми в соответствии с международными договорами РФ правительственными и неправительственными межгосударственными организациями;
  - суммы оказываемой в других случаях материальной помощи в пределах до двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год включительно;
  - проценты и выигрыши по вкладам в учреждениях, находящихся на территории Российской Федерации, по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также облигациям и ценным бумагам, выпущенным органами местного самоуправления;
  - стоимость натурального довольствия, предоставляемого в соответствии с действующим законодательством, а также суммы, выплачиваемые взамен этого довольствия;
  - суммы, получаемые в течение года, от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков, земельных паев (долей), принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей пятитысячекратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а также суммы, получаемые в течение года от продажи другого имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей тысячекратного установленного законом размера минимальной оплаты труда и т. д.
  Кроме того, закон устанавливает перечень доходов, не подлежащих налогообложению, в нем предусматриваются виды доходов, которые вычитаются из совокупного годового дохода. Совокупный годовой доход уменьшается на определенную сумму установленного законодательством необлагаемого минимума доходов:
  а) в размере пятикратной минимальной заработной платы - для Героев Советского Союза, Российской Федерации, лиц, награжденных орденом Славы трех степеней, инвалидов и участников Великой Отечественной и гражданской войн; лиц, получивших лучевую болезнь вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; инвалидов I и II групп, инвалидов с детства и других категорий граждан;
  б) в размере трехкратной минимальной заработной платы - для родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы; военнослужащих, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; для одного из родителей (по их выбору), супруга, опекуна или попечителя, на содержании у которого находится совместно с ним проживающий и требующий постоянного ухода инвалид с детства или инвалид I группы; инвалидов III группы, имеющих на иждивении престарелых родителей или несовершеннолетних детей и др.
  Совокупный доход уменьшается на суммы доходов, перечисляемые по заявлениям физических лиц на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемые из соответствующих бюджетов, а также суммы, удержанные в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  С 4 января 1998 г. в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31 декабря 1997 г. № 159-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" установлена зависимость между необлагаемым минимумом дохода и размером дохода, получаемого гражданином с начала года. По ранее действующему правилу определенной категории физических лиц предоставлялся ежемесячный вычет (стандартный) в размере однократной минимальной месячной оплаты труда. Этот вычет осуществлялся независимо от размера полученного физическим лицом дохода. По новому правилу уменьшение дохода для целей налогообложения будет зависеть от суммы дохода, полученного физическими лицами в течение года. Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 65-ФЗ изменены размеры дохода, полученного физическими лицами в течение года, для определения размера ежемесячного вычета при налогообложении.
  Так, если у физического лица совокупный годовой доход в 1999 г. не превысил 10 000 руб., то он подлежит уменьшению ежемесячно на двукратный установленный законом минимальный размер оплаты труда. У физических лиц, доход которых в течение 1999 года составил от 10 001 до 30 000 руб. совокупный налогооблагаемый доход ежемесячно уменьшается на двукратный размер минимальной месячной оплаты труда до месяца, в котором доход, начисленный с начала года, не превысил 10 000 руб. Далее с месяца, в котором доход превысил 10 000 руб., налогооблагаемый доход уменьшается на однократный минимальный месячный размер оплаты труда.
  Если у физического лица с начала 1999 года доход превысил 30 000 руб., уменьшение облагаемого дохода не производится. Аналогично этому порядку предоставляются и вычеты на детей и иждивенцев*.
 
  *Российская газета. 1999. 6 апр.
 
  Установлен одинаковый в основном порядок налогообложения всех видов доходов, но имеются и определенные особенности. Так, налогообложение доходов, получаемых за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), осуществляют предприятие, учреждение, организация с начала календарного года по истечении каждого месяца. При этом учитывается доход, полученный не только от выполнения основных трудовых обязанностей, но и по совместительству, и от выполнения работ по гражданско-правовому договору в этой же организации. По истечении года производится перерасчет налога исходя из суммы совокупного дохода, начисляемого физическому лицу в течение календарного года.
  Обязанности налогоплательщика, налогового агента и сборщиков налогов установлены ст. 23, 24, 25 Налогового кодекса РФ и другими нормативными правовыми актами о налогах и сборах.
  При этом в законодательстве о налогах и сборах содержится "запрещающая норма", согласно которой при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход предприятия, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физическое лицо. Уплата налога с доходов физических лиц за счет средств предприятий, учреждений и организаций не допускается.
  Подоходный налог с облагаемого совокупного дохода, полученного в 1999 году, взимается по следующим ставкам:
 
  Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 25 ноября 1999 года № 207-ФЗ* были значительно понижены с 1 января 2000 года ранее действующие ставки подоходного налога, взимаемые с облагаемого совокупного дохода, полученного физическими лицами в календарном году:
 
  * Российская газета. 1999. 2 декабря.
 
  Суммы подоходного налога определяются в полных рублях. при этом сумма менее 50 копеек округляется до полного рубля в сторону уменьшения, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля в сторону увеличения*.
 
  * Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 31 марта 1999 г. № 65-ФЗ // Российская газета. 1999. 6 апр.
 
  К федеральным налогам, уплачиваемым физическими лицами, по ныне действующему законодательству о налогах и сборах относится и налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 НК РФ (ч. I), которая, как отмечалось ранее, будет введена в действие с принятием второй части Налогового кодекса РФ, рассматриваемый налог будет относиться к местным налогам и сборам. Его наименование несколько изменится, и он будет называться "налог на наследование или дарение".
  Правовой основой уплаты налога на наследование или дарение являются Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), Федеральный закон Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ, ст. 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г., Закон Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. № 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" * и другие нормативные правовые акты.
 
  * ВВС РФ. 1992. № 12. Ст. 593; 1993. № 4. Ст. 118; № 14. Ст. 486; САПП РФ. 1993. № 50. Ст. 4861; СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 346.
 
  Плательщиками налога являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним на территории Российской Федерации в порядке наследования (как по закону, так и по завещанию) или дарения.
  Объекты налогообложения - жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия и т. д.
  Налогообложение различается в зависимости от правового основания перехода имущества. Более льготное налогообложение установлено при переходе имущества по наследству.
  Обязанность уплатить налог с наследуемого имущества возникает при превышении им стоимости 850-кратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда, а с имущества, переходящего в порядке дарения, - 80-кратной минимальной месячной оплаты труда.
  При переходе имущества в порядке наследования Закон предусматривает три группы наследников:
  - наследники первой очереди;
  - наследники второй очереди;
  - другие наследники.
  В зависимости от принадлежности к той или иной группе установлены ставки налога, зависящие также от стоимости имущества, переходящего по наследству.
  Налогоплательщики при уплате налога на имущество, переходящее в порядке дарения, разделены на две группы:
  - дети, родители;
  - другие физические лица.
  Закон предусматривает определенные льготы. От налога освобождены: имущество, переходящее в порядке наследования или дарения супругу; жилые дома (квартиры) и накопления в ЖСК, если наследники (одаряемые) проживают в этих домах (квартирах) совместно с наследодателями (дарителями) на день открытия наследства или оформления договора дарения. Не облагаются налогом жилые дома, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп.
  Налог на имущество, преходящее в порядке наследования или дарения, не взимается со стоимости транспортных средств, переходящих в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца. Не являются плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, сотрудники дипломатических и консульских представительств и приравненных к ним международных организаций, а также члены их семей.
  Исчисление налога физическим лицам, проживающим на территории Российской Федерации, и вручение им платежных извещений производится налоговыми органами в 15-дневный срок со дня получения соответствующих документов от нотариусов и должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия.
  Налоги на имущество физических лиц были установлены Законом РФ "О налогах с имущества физических лиц" от 9 декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями, последние из которых были внесены Федеральным законом от 17 июля 1999 г.
  Плательщиками налогов являются физические лица - собственники имущества, отнесенного Законом к объектам налогообложения. Если названное имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком считается каждое из них соразмерно своей доле в этом имуществе. Таким же образом определяются налогоплательщики, если имущество находится в общей долевой собственности физических и юридических лиц. Вместе с тем, если имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, на них возложена ответственность по исполнению налогового обязательства.
  Объектом налогообложения является имущество, которое разделено на две группы. К первой группе отнесены жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Ко второй группе - транспортные средства: самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, яхты, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства.
  Ставки налогов также делятся на группы в зависимости от характера объекта налога.
 
  Поскольку данный налог является местным, в Законе определены предельные ставки налога на строения и сооружения в зависимости от их стоимости.
  Налог на транспортные средства уплачивается ежегодно по ставкам, установленным представительными органами местного самоуправления. Размер налога определяется в процентах от размера минимальной оплаты труда, действующего на 1 января года, за который начисляется налог, и устанавливается в зависимости от вида транспортного средства с каждой лошадиной силы (с каждого киловатта мощности), с каждого пассажироместа, с каждой регистровой тонны валовой вместимости.
  Льготы, предоставляемые налогоплательщикам, делятся на несколько групп. Так, Законом предусмотрены льготы для налогоплательщиков по всем видам объектов, к которым отнесены Герои Советского Союза и Российской федерации, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, участники Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп и инвалиды с детства и другие лица.
  Помимо этого освобождаются от налога на строения, помещения, сооружения пенсионеры, лица, участвовавшие в боевых действиях в мирное время, и иные лица.
  Исчисление налогов возложено на налоговые органы, которые вручают налогоплательщикам платежные извещения не позднее 1 августа.
  § 11. Декларирование доходов граждан
 
  Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (см. ст. 80 НК РФ).
  В соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" граждане должны ежегодно по окончании календарного года не позднее 1 апреля подать в налоговые органы по месту постоянного жительства налоговую декларацию.
  От подачи налоговой декларации освобождаются: а) граждане, получающие в течение отчетного периода доход по основному месту работы у одного юридического лица; б) лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации; в) те физические лица, чей доход от разных источников не превышает дохода, облагаемого по минимальной ставке.
  Физические лица, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, представляют декларацию независимо от полученного дохода. В случае появления в течение года источников доходов данные лица подают декларацию в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких источников. В декларации указываются размер дохода, полученного ими за первый месяц деятельности, и размер ожидаемого дохода до конца текущего года. В случае прекращения существования источника дохода до конца текущего года декларация подается в пятидневный срок со дня прекращения его существования.
  Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 года "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" (с изменениями от 4 марта 1998 г.) названные категории граждан обязаны представлять декларацию о доходах, ценных бумагах, о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности, при назначении на соответствующую должность, а впоследствии - ежегодно. Это требование не распространяется на военнослужащих и на судей федеральных судов.
  Налоговую декларацию необходимо представлять в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы. В то же время законодатель предусмотрел возможность представления декларации на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку, в случаях, установленных Налоговым кодексом РФ.
  Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком лично в налоговый орган или по почте путем отправки заказного письма с описью вложения. В последнем случае днем ее представления будет считаться дата отправки названного заказного письма.
  В налоговой декларации обязательно указывается единый по всем налогам идентификационный номер налогоплательщика.
  Налоговые декларации должны быть представлены по установленной форме, которая утверждается в соответствующих законодательных актах о налогах и сборах. В случаях, если они не утверждены названным законодательством, то их и утверждает Министерство РФ по налогам и сборам. Органы государственных внебюджетных фондов разрабатывают формы налоговых деклараций относительно налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
  Инструкции по заполнению налоговых деклараций по видам налогов издаются, в основном, Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
  В случае обнаружения налогоплательщиком неточностей в поданной им декларации, касающихся неполного отражения сведений о полученных доходах, что привело к их занижению, в нее должны быть внесены изменения и дополнения.
  Если названные изменения внесены до истечения срока подачи налоговой декларации, они считаются поданными в день ее представления в налоговый орган и налогоплательщик освобождается от ответственности. Налогоплательщик также освобождается от ответственности, если дополнения внесены после этого срока, но до истечения срока уплаты налога. Названные заявления должны быть сделаны до момента вручения акта налоговой проверки, выявившей названные обстоятельства.
  Налогоплательщик освобождается от ответственности и в том случае, если дополнения и изменения внесены после истечения перечисленных сроков, но до момента вручения ему акта налоговой проверки, выявившей заниженный доход, и если недостающая сумма налога и пени уже уплачена.
  В целях усиления борьбы с налоговыми правонарушениями в Налоговом кодексе РФ (в редакции от 9 июля 1999 г.) предусмотрены мероприятия, позволяющие осуществлять налоговый контроль за расходами физических лиц -резидентов, приобретающих в собственность определенное имущество. Целью этого контроля является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам. Данное направление налогового контроля осуществляется с 1 января 2000 г. должностными лицами налоговых органов путем получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, указанного в НК РФ, сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество.
  К имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты:
  - недвижимое имущество;
  - механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
  - акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
  - культурные ценности;
  - золото в слитках.
  Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также механических транспортных средств и сделок с этими объектами, с золотом в слитках, обязаны в 15-дневный срок после регистрации сделок направить в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующую информацию.
  На лиц, регистрирующих сделки с ценными бумагами, нотариусов, удостоверяющих сделки купли-продажи культурных ценностей, также возложены обязанности направлять об этом информацию налоговым органам не позднее 15 дней.
  Непредставление организацией или уполномоченным лицом соответствующей информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
  В случае, если произведенные расходы превышают доходы, указанные в декларации, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица, они обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.
  Физические лица при получении данного требования обязаны в течение 60 календарных дней представить специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение соответствующего имущества. К специальной декларации прилагаются копии документов, заверенные в установленном порядке, подтверждающих указанные в ней сведения.
  Форма специальной декларации разрабатывается Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов РФ.
  Контрольные вопросы
 
  1. Что означает понятие "государственные доходы"? Какие виды государственных доходов предусмотрены законодательством?
  2. Что такое налог? Какие функции выполняет налог?
  3. Охарактеризуйте налоговую систему России.
  4. Какие нормативные правовые акты регулируют отношения, возникающие при взимании налогов?
  5. Какова структура и значение Налогового кодекса Российской Федерации (ч. I)?
  6. Что входит в понятие "Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах"?
  7. Назовите основные начала (принципы) законодательства о налогах и сборах.
  8. Как действует законодательство о налогах и сборах во времени?
  9. Какие виды налогов предусматривает законодательство?
  10. Что такое налоговые правоотношения?
  11. Какие права и обязанности имеет налогоплательщик?
  12. Какие права и обязанности имеют налоговые агенты и сборщики налогов?
  13. Какие налоги уплачивают юридические лица и иные организации?
  14. Какие косвенные налоги установлены российским законодательством?
  15. В чем сущность косвенных налогов?
  16. Какие налоги являются федеральными?
  17. Какие налоги являются налогами субъектов Федерации и какие - местными?
  18. Какие налоги уплачивают физические лица?
  19. Какие льготы установлены по подоходному налогу с физических лиц; по налогу на имущество граждан; по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения?
  20. В чем заключается специфика налоговой ответственности?
  21. Дайте определение налогового правонарушения.
  22. В каком порядке обжалуются акты налоговых органов?
 
 
 
 
  Глава V ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
  § 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита. Формы государственного кредита
 
  Государственный и муниципальный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный и муниципальный кредит как правовая категория - это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения*.
 
  * Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. С. 444-493; Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. С. 236-249.
 
  Государство и муниципальные образования используют государственный и муниципальный кредит* для обеспечения постоянного процесса финансирования различных собственных потребностей. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных (муниципальных) займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.
 
  * Далее - государственный (муниципальный) кредит.
 
  Важностью возникающих в процессе функционирования государственного (муниципального) кредита общественных отношений обусловлено их правовое регулирование. Правовой основой государственного (муниципального) кредита, в первую очередь, является Конституция Российской Федерации, где в п. 3 ст. 104 говорится, что "законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации". Пункт 4 ст. 75 Конституции Российской Федерации закрепляет, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо конституционных норм правовую основу государственного кредита с 1 января 2000 года образуют соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июля 1999 г. "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка ССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации", а также иные законы и подзаконные нормативные акты.
  Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что в названных отношениях государство (муниципальные органы) выступают в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это, именно эти органы в одностороннем порядке определяют условия проведения государственных (муниципальных) займов, что обусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в названные правоотношения, обязаны выполнять условия займа.
  Как экономическая категория государственный (муниципальный) кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы с помощью этого вида кредита государство и муниципальные образования формируют и используют денежные фонды.
  Как один из видов кредита государственный (муниципальный) кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести: 1) добровольный характер этих отношений; 2) возвратный и платный характер; 3) в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают материальные ценности, при заимствовании средств государством (муниципальным образованием), обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в их собственности; 4) привлекаемые в результате государственного (муниципального) кредита средства имеют специфический целевой характер - они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность; 5) государственный (муниципальный) кредит носит срочный характер. В Бюджетном кодексе РФ оговорено, что государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.
  Данный вид кредита как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
  Распределительная функция обеспечивает формирование централизованных денежных фондов государства (муниципального образования) или их использование на принципах срочности, платности, возвратности. В нашей стране поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы*.
 
  *Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы; ЮНИТИ, 1999. С. 186.
 
  Регулирующая функция государственного (муниципального) кредита проявляется в том, что государство (муниципальное образование), вступая в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, в конечном счете - на финансовую политику.
  Специфика контрольной функции в государственном (муниципальном) кредите проявляется в том, что с ее помощью контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
  Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, под которым понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).
  Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
  В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний.
  Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Бюджетный кодекс РФ в ст. 89 определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.
  Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования РФ законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
  Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами:
  - размещением долговых ценных бумаг;
  - получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.
  В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг.
  Долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в форме:
  - кредитов, полученных Правительством Российской Федерации;
  - государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации;
  - других долговых обязательств, гарантированных Правительством Российской Федерации, в том числе в форме Договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоров поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  - переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
  - соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет (ст. 98 БК РФ).
  В соответствии с Бюджетным кодексом РФ долговые обязательства могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер. Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
  Как уже отмечалось ранее, наряду с определением государственного долга Российской Федерации законодатель в Бюджетном кодексе Российской Федерации формулирует понятие государственного долга субъекта Российской Федерации, а также муниципального долга.
  Так, под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимается совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, которые полностью и без условий обеспечиваются находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом. Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме:
  - кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта Российской Федерации с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  - государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;
  - договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации, договоров поручительства субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  - переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта Российской Федерации на основе принятых законов субъекта Российской Федерации;
  - соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Российской Федерации прошлых лет.
  Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут превышать 30 лет.
  Под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме:
  - кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;
  - займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
  - договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  - долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.
  Названные долговые обязательства не могут превышать 10 лет.
  Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.
  Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный размер государственных внешних, заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны. Бюджетный кодекс РФ установил, что долговые обязательства государства могут выступать в форме предоставления государственных гарантий. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В последние годы РФ выступает гарантом и по долговым обязательствам различных юридических лиц. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам" в целях укрепления финансовой дисциплины, создания обоснованного механизма предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам гарантии или поручительства не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды. Предоставление гарантий осуществляется на конкурсной основе. Общая сумма гарантий РФ в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте - в состав государственного внешнего долга. Так, предоставленные государственные гарантии для обеспечения обязательств в иностранной валюте на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн долларов США, должно утверждаться отдельно.
  Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В этой связи важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.
  Под управлением государственным и муниципальным долгом понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. Эта деятельность осуществляется Правительством страны в соответствии с законодательными актами. Бюджетный кодекс РФ предусмотрел запрет на изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения (см. ст. 98 БК РФ). К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.
  Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, т.е. к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности, при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 50-х годов. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.
  До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как: конверсия, консолидация, отсрочка. Конверсия - изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.
  Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, т.е. объединение нескольких займов в один.
  Отсрочка погашения займа или выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.
  Законодательством предусмотрена также реструктуризация долга, под которой понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе Российской Федерации отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
  Обслуживание государственного долга производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
  Контроль за состоянием государственного внутреннего долга РФ осуществляет парламент страны.
  Правительство страны должно ежегодно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего долга.
  Верхний предел государственного внутреннего долга устанавливается высшим представительным органом при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.
  В целях оптимизации расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга Российской Федерации, своевременного выполнения государством обязательств перед внутренними и внешними кредиторами, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 245 "О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации" в Министерстве финансов РФ создается единая система управления государственным долгом для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований (Департамент управления государственным внутренним долгом и Департамент управления государственным внешним долгом). Министерству финансов разрешено резервировать часть поступлений от размещения внешних и внутренних государственных ценных бумаг на отдельном счете в Центральном банке РФ с использованием этих средств только для проведения операций по снижению стоимости обслуживания государственного долга. Наряду с этим Министерству финансов разрешено проводить совместно с Центральным банком РФ операции на внутреннем рынке с государственными ценными бумагами, направленные на стабилизацию и последовательное снижение уровня процентных ставок. На Министерство финансов возложена обязанность обеспечить единство планирования и учета операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований.
 
  § 2. Правовое регулирование внутренних
  государственных займов. Виды государственных займов
 
  Проведение государственных займов осуществляется в форме выпуска различных ценных бумаг, среди которых наиболее распространены облигации внутреннего государственного займа, удостоверяющие долговое обязательство государства и дающие право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты по ним. Правовую основу выпуска и размещения долговых ценных бумаг образуют Федеральные законы: "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. и "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29 июля 1998 г. *
 
  * Российская газета. 1996. 25 апреля; Российская газета. 1998. 6 августа.
 
  Различают несколько видов государственных займов.
  По срокам действия займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Государство использует займы всех видов сроков погашения. Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров РФ от 8 августа 1993 г. * первоначально на 3, затем на 6 и 12 месяцев выпускались Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).
 
  * САПП РФ. 1993. № 7. Ст. 567.
 
  Сроком до 1 года были выпущены золотые сертификаты 1993 г. На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 г. -с 1 октября 1992 г. по 1 октября 2002 г.
  По субъекту эмиссии займы подразделяются на выпускаемые Правительством Российской Федерации, правительствами субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
  В зависимости от субъектов - держателей ценных бумаг различают государственные займы, которые могут реализовываться только среди населения, среди юридических лиц, среди физических и юридических лиц.
  По форме выплаты доходов бывают процентные, выигрышные, смешенные, целевые займы. Владельцы процентно-выигрышных займов ежегодно получают твердый доход путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.
  Владельцы выигрышных облигаций получают доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, где доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, но в настоящее время они не выпускаются.
  В зависимости от методов размещения государственные займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Последние два вида займов практиковались в нашей стране в первоначальный период развития государственного кредита вплоть до 50-х годов, в настоящее время применяется только добровольный принцип размещения государственных и муниципальных займов.
  По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств.
  Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов возложена на Министерство финансов РФ.
  Реализация ценных бумаг осуществляется через банковскую систему. Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а банки - вторичную реализацию. Таким образом происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, который регулируется Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г.
  К безоблигационным займам относятся помимо государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). Первоначально ОФЗ выпускались на один год, позднее стали выпускаться на два года. В зависимости от выпусков они содержали два или четыре купона. ОФЗ являются купонными среднесрочными государственными бумагами. Операции с ними осуществляются путем записей на счетах "Депо".
  Для активизации привлечения средств населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. "О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ" началось размещение облигаций. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускались в документарной форме, первоначально сроком на один год, позднее - на два. Они являются ценными бумагами на предъявителя и предоставляют их владельцам право получения дохода раз в квартал или раз в полгода в зависимости от выпуска.
  Быстрое наращивание объемов государственных заимствований на внутреннем рынке к 1998 году привело к росту расходов на обслуживание государственного внутреннего долга, увеличению нестабильности рынка государственных ценных бумаг. Сложность ситуации усугублялась тем, .что на фондовом рынке значительно преобладали государственные краткосрочные ценные бумаги, а также высокая доля иностранных инвесторов. Экономический кризис 1997 года привел к резкому ухудшению положения на рынке ГКО-ОФЗ. В июле 1998 года было принято решение о прекращении новых выпусков ГКО, а их владельцам было предложено обменять их в добровольном порядке на валютные обязательства Правительства РФ со сроком действия 7 и 20 лет. В августе 1998 года Правительство РФ не смогло рассчитаться по своим долговым обязательствам. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998 г. был утвержден Порядок погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. Распоряжением Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. "О новации по государственным ценным бумагам" определены условия осуществления новации по ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенным в обращение до Заявления Правительства РФ и ЦБ РФ от 17 августа 1998 г. В соответствии с этими условиями осуществляется выпуск других государственных ценных бумаг.
  В настоящее время в Российской Федерации выпущено несколько видов государственных внутренних займов, среди которых можно назвать следующие. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 30 сентября 1991 г. * был выпущен Государственный внутренний заем РФ 1991 года сроком на 30 лет в виде облигаций номинальной стоимостью 100 тысяч рублей. Облигации размещаются только среди юридических лиц, которые регистрируются в территориальных управлениях ЦБ РФ. Размер дохода - 15% от минимальной стоимости облигации - выплачивается только в безналичном порядке.
 
  * ВВС РФ. 1991. № 42. Ст. 1344.
 
  В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций" от 8 февраля 1993 г. был выпущен государственный заем в виде государственных бескупонных облигаций номинальной стоимостью в 1 млн рублей. Размещается он только среди юридических лиц сроком на три месяца. Доход определяется как разница в цене покупки и погашения. Погашение этих облигаций производится в безналичной форме путем перечисления их владельцу номинальной стоимости государственных бескупонных облигаций на момент погашения.
  Государственный внутренний выигрышный заем 1982 г., проводимый на территории СССР, был заменен согласно Постановлению Правительства РФ Российским выигрышным займом 1992 года и все облигации Государственного займа 1982 года подлежали обмену на облигации Российского займа 1992 года по номиналу. Владельцам облигаций 1982 года было предоставлено право выбора: либо в добровольном порядке обменять их на облигации Российского займа, либо получить доход от продажи облигаций, который зачислялся во вклады в учреждениях Сберегательного банка РФ с 1 октября 1992 г. В соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г., Министерством финансов РФ 14 июня 1995 г. были выпущены облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ).
  В целях урегулирования внутреннего валютного долга и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР" был выпущен внутренний государственный валютный облигационный заем путем выпуска облигаций на общую сумму 7 885 000 000 долл. США. Облигации выпущены номиналом в 1 тысячу, 10 тысяч и 100 тысяч долл. США на предъявителя, доход установлен в размере 3% годовых. Держателями облигаций являются юридические лица, имеющие валютные счета во Внешэкономбанке. На всю сумму средств, хранящихся на валютных счетах в этом банке, владельцам счетов выдаются облигации займов, которые погашаются в течение 15 лет до 2008 года.
  К государственным займам относятся и казначейские обязательства (КО), которые представляют собой вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами. Эмитентом является Министерство финансов РФ. Выпускаются и обращаются казначейские обязательства в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Срок их погашения, процентная и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.
  Каждый выпуск КО обслуживается в одном банке-депозитарии, в котором открыт счет "Депо" всем владельцам КО данного выпуска. Открытие счетов "Депо" и депозитарного обслуживания, а также разъяснения по порядку расчетов казначейскими обязательствами производятся банками для владельцев бесплатно. Оплату банкам-агентам за депозитарные и платежные услуги производит Министерство финансов.
  КО используется как форма расчетов по текущей задолженности федерального бюджета перед основными отраслями и предприятиями. Предприятия, которые получили КО как первичные держатели, могут рассчитываться со своими кредиторами по тем отраслям народного хозяйства, которые обозначены в договорах с банками-депозитариями.
  Можно осуществлять также погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счет кредитора.
  По КО предоставляются налоговые освобождения на все виды налогов при уплате их в федеральный бюджет. При этом погашение КО налоговым освобождением может быть осуществлено обязательством с любым сроком погашения. Налоговые освобождения выдаются Главным управлением Федерального казначейства в пределах объема эмиссии КО, и регулярно участники рынка информируются о количестве налоговых освобождений, находящихся в обращении.
  На вторичном рынке после ряда депозитарных операций КО могут выступать предметом купли-продажи, использоваться как средство залога с регистрацией факта залога в банке-депозитарии, обмениваться на налоговые освобождения и как безусловные обязательства государства могут вноситься в уставный капитал в качестве вклада участника. Государство выступает гарантом того, что выпуски КО будут погашаться в установленном порядке и в указанные сроки. В свою очередь, эмитент в любой момент вправе потребовать от депозитария полной информации о владельцах счетов "Депо"..
  Министерство финансов осуществляет погашение КО путем перевода на счета последних держателей КО суммы задолженности по номинальной цене с добавлением процентов, оговоренных при выпуске КО.
  При погашении КО денежными средствами эти средства перечисляются на расчетный (текущий) счет предприятия Главным управлением Федерального казначейства или платежным агентом.
  Полученные таким образом доходы не облагаются налогом на прибыль, к ним относятся: доходы от депозитарных услуг по продаже первым владельцам КО и доходы по операциям, связанным с выполнением функций платежного агента; сумма разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки, включая доходы, полученные на вторичном рынке.
  Доходы банка-депозитария от операций (ведение счета "Депо", погашение), связанных с казначейскими обязательствами, налогом на добавленную стоимость не облагаются. Однако, если под гарантию КО выпускаются банковские или другие ценные бумаги, то доходы по ним подлежат налогообложению в общем порядке.

<< Пред.           стр. 9 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу