<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 Схема 31. Меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Схема 32. Виды нарушений бюджетного законодательства
 
 
 
 Раздел 5 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ
  Государственные доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления его задач и функций.
  Доходы государственного бюджета имеют решающее значение в составе государственных доходов, и сами представляют определенную систему, под которой понимается совокупность включаемых в него доходов, их единство и дифференциация на отдельные группы и виды (главы 6-9 БК РФ) (см. схему 33).
 
 Схема 33. Система доходов федерального бюджета
 
 
 
 
 Раздел 6 НАЛОГОВОЕ ПРАВО
  Важным источником доходов бюджетов всех уровней являются налоги и сборы. В ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - "НК РФ") закреплено, что налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
  Под налоговой системой понимается вся совокупность налогов и сборов установленных и взимаемых на территории Российской Федерации. В ст. 12 Налогового кодекса РФ названы следующие виды установленных и взимаемых налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - "региональные") и местные налоги и сборы (см. схему 34).
  К федеральным относятся налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории страны (ст. 13 НК РФ).
  Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (ст. 14 НК РФ).
  Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (ст. 15 НК РФ).
  Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми называются те налоги при уплате которых налогоплательщик непосредственно вступает в налоговые правоотношения с органами государства, то есть между ними нет посредников. К косвенным налогам относятся такие налоги, при взимании которых в правоотношениях участвуют три субъекта: два плательщика - фактический и юридический - и орган государства. Под фактическим плательщиком понимается покупатель, потребитель товара, работ, услуг. Под юридическим налогоплательщиком понимается производитель или продавец товаров (работ, услуг). Следовательно, уплата налога производится опосредованно, через цену товара. В соответствии с налоговым законодательством к косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж.
  По характеру взимания и использования налоги подразделяются на две группы: целевые, поступающие в бюджет на заранее определенные цели и расходуемые только в соответствии с ними, например налоги в дорожные, фонды, а также налоги, имеющие общий характер.
  В зависимости от субъектов-налогоплательщиков налоги подразделяются на уплачиваемые только физическими или только юридическими лицами, а также смешанные налоги, например земельный налог, налог с владельцев транспортных средств, субъектами которых являются как физические, так и юридические лица.
  Законодатель закрепляет положение о том, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ) (см. схему 35).
  Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Налогоплательщик (плательщик сборов) наделен правами, предусмотренными ст. 21 НК РФ (см. схему 39), а также несет обязанности, перечисленные в ст. 23 НК РФ (см. схему 40).
  Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться различными способами, которые названы в главе 11 Налогового кодекса РФ:
  - залогом имущества (ст. 73 НК РФ; ст. 334, 336, 339, 349 ГК РФ; Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г.);
  - поручительством (ст. 74 НК РФ; ст. 361-367 ГК РФ)
  - пеней (ст. 75 НК РФ; ст. 330 ГК РФ);
  - приостановлением операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в кредитной организации (банке) (ст. 76 НК РФ);
  - наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 77 НК РФ) (см. схему 41).
  В Налоговом кодексе Российской Федерации к субъектам налоговых правоотношений отнесены налоговые агенты, которыми признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Они имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Кодексом. К числу обязанностей отнесено;
  1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
  2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  4) перечислять удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком;
  5) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24 НК РФ) (см. схему 42).
  В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или иного обязанного лица (ст. 46 НК РФ) последовательно в отношении:
  - наличных денежных средств;
  - имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
  - готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
  - сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
  - имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
  - другого имущества (ст. 47 НК РФ) (см. схему 43).
  Предусмотрен несколько иной порядок взыскания налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица или его налогового агента, которое производится последовательно в отношении:
  - денежных средств на счетах в банке;
  - наличных денежных средств;
  - имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
  - готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
  - сырья, материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования и других основных средств;
  - имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
  - другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 48 НК РФ) (см. схему 44).
  В случае необходимости срок уплаты налога или сбора может быть изменен, что означает перенос установленного срока уплаты на более поздний срок. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога и сбора. Изменение срока по решению налогового органа может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства (ст. 61 НК РФ). Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в следующих формах:
  1) отсрочки;
  2) рассрочки, под которыми понимается изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по основаниям, предусмотренным ст. 64 НК РФ);
  3) налогового кредита, который может быть предоставлен по одному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года при наличии оснований, предусмотренных Кодексом (ст. 64 и 65 НК РФ);
  4) инвестиционного налогового кредита, то есть такого изменения срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение от одного года до пяти лет и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст. 67 НК РФ) (см. схему 45).
  В целях контроля за соблюдением налогового законодательства должностные лица налоговых органов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль посредством:
  - налоговых проверок (выездных, камеральных, встречных - ст. 87-89);
  - получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
  - проверки, данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ (глава 14 НК РФ) (см. схему 46).
  Новеллой Налогового кодекса РФ является установление налоговой тайны, которую составляют любые полученные налоговым органов сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
  1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2) об идентификационном номере налогоплательщика;
  3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4) предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части предоставления этим органам).
  К разглашению налоговой тайны относится, например, использование или передача другому лицу коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей (ст. 102 НК РФ) (см. схему 47).
  Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Помимо характеристики каждого элемента состава правонарушения в главе 16 Налогового кодекса РФ перечислены все виды налоговых правонарушений (см. схему 48).
  Ответственность за совершение налоговых преступлений предусмотрена ст. 194, 198, 199 УК РФ (см. схему 49).
 
 Схема 34. Структура налоговой системы РФ
 
 
 Схема 35. Общие условия установления налогов и сборов
 
 
 
 Схема 36. Налоговые органы в РФ
 
 
 
 
 Схема 38. Обязанности налоговых органов
 
 Схема 39. Права налогоплательщика
 
 
 Схема 40. Обязанности налогоплательщика (плательщика сборов)
 
 
 
 Схема 41. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
 
 
 
 Схема 43. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - оганизации
 
 
 
 
 
 
 
 
 Схема 44. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента
 
 
 
 Схема 45. Изменение срока уплаты налогов и сборов
 
 Схема 46. Налоговый контроль
 
 
 
 Схема 47. Налоговая тайна
 
 Схема 48. Налоговые правонарушения
 
 Схема 49. Налоговые преступления
 
 
 
 Раздел 7 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
  С целью образования денежных фондов государство использует добровольный метод их привлечения - займы и вклады, вносимые населением на хранение в банки. Возникшие при этом отношения основываются на принципах срочности, возвратности, платности и добровольности. Государство выступает в качестве должника, а население и юридические лица - в качестве кредиторов. Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих данные отношения, образуют самостоятельный институт финансового права - государственный кредит. Осуществление государственного кредита ведет к образованию государственного долга. В зависимости от субъекта-кредитора различают внутренний и внешний государственный долг. Возникающие в данном случае общественные отношения регулируются различными нормативными актами: Федеральным законом от 26 декабря 1994 г. "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерации иностранными государствами, их юридическими лицами и международными организациями", Законом РФ от 13 ноября 1992 г. "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", а также Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с которыми государственный внутренний долг представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Долговые обязательства могут быть в форме кредитов, полученных Российской Федерацией, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, других долговых обязательств, гарантированных Российской Федерацией (ст. 98 БК РФ) (см. схему 50).
  Различают капитальный государственный долг, то есть вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам, а также текущий долг - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил (см. схему 51).
  Совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ называются управлением государственным внутренним долгом, которое осуществляется различными методами:
  - рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;
  - конверсия - изменение размера доходности займа, то есть снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам;
  - консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов;
  - унификация - объединение нескольких займов в один;
  - отсрочка - перенос срока погашения долга;
  - аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств (см. схему 52).
  Как отмечалось ранее, одной из форм государственного долга является проведение внутренних государственных займов, при которых свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных бумаг. Государственные займы делятся на различные виды (см. схему 53).
 Схема 50. Формы государственного долга РФ
 
 
 
 Схема 52. Методы управления государственным долгом
 
 Схема 53. Виды государственных займов
 
 
 
 
 Раздел 8 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ
  Для привлечения дополнительных временно свободных денежных средств и для формирования специальных денежных фондов для защиты имущественных интересов юридических и физических лиц государство использует метод мобилизации денежных средств - страхование. Возникающие в процессе страхования отношения регулируются Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г., с изменениями и дополнениями от 17 декабря 1997 г.
  В зависимости от форм страхования оно делится на добровольное и обязательное (ст. 3 Закона).
  В зависимости от объекта страхования оно подразделяется на личное, имущественное, страхование ответственности и перестрахование (см. схему 54). '
  В целях соблюдения требований законодательства о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и иных лиц государство осуществляет надзор за страховой деятельностью, возложив его реализацию на Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, основными функциями которого являются:
  а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
  б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
  в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
  г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций о страховой деятельности;
  д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства о страховании (см. схему 55).
 
 Схема 54. Виды страхования
 
  Схема 55. Правовое регулирование государственного страхового надзора
 
 Раздел 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
  Государственные расходы - это планомерное использование государством централизованных и децентрализованных фондов. Все государственные расходы подразделяются на две группы: расходы на развитие производственной сферы и расходы на содержание и развитие непроизводственной сферы.
  Первая группа включает в себя расходы на развитие промышленности, сельского хозяйства, а также капитальные вложения (инвестиции).
  Ко второй группе относятся такие непосредственные расходы, как затраты на социально-культурную сферу (развитие образования, здравоохранения, науки, спорта, культуры, на экологические мероприятия), а также расходы, связанные с содержанием аппарата управления и обороны страны (см. схему 56).
  Расходование государственных денежных средств осуществляется всеми юридическими лицами в соответствии с финансовыми планами, которые делятся на:
  1) балансы доходов и расходов - финансовые планы хозяйствующих субъектов;
  2) сметы - финансовые планы бюджетных учреждений (см. схему 57). Сметы делятся на различные виды. В каждом учреждении и организации составляются индивидуальные сметы; в отраслевых министерствах, ведомствах - сводные сметы, включающие расходы отрасли в целом; для проведения конкретных мероприятий, например избирательной кампании, - целевые сметы. В зависимости от типа учреждения, в котором составляется смета, различают сметы образовательных, медицинских и иных учреждений (см. схему 58).
 
 Схема 56. Виды государственных расходов
 
 
 
 Схема 57. Виды финансовых планов предприятий, организаций, учреждений
 
 Схема 58. Виды смет
 
 
 
 Раздел 10 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА
  Банковское кредитование - форма мобилизации государством временно свободных денежных средств и планомерное их использование на условиях возвратности, платности, срочности. Названные и иные принципы банковского кредитования закреплены в главе 42 ГК РФ (см. схему 59).
  Отношения, возникающие в процессе образования и использования данных денежных фондов, регулируются нормами финансового права, совокупность которых образует самостоятельный институт финансового права - банковский кредит. Аккумулирование и распределение денежных средств названным образом осуществляется посредством функционирования банковской системы. Ее структура, полномочия всех ее звеньев урегулированы Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" в ред. от 3 февраля 1996 г.* В соответствии со ст. 2 названного Закона банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (см. схему 60).
  * С изменениями от 31 июля 1998 г.
 
  В соответствии со ст. 1 Закона кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России), имеет право осуществлять банковские операции (см. схему 61).
  Кредитные организации делятся на два вида: банки и небанковские кредитные организации (см. схему 62).
  К банкам относятся кредитные организации, имеющие исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (см. схему 63). В отличие от банка небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции.
  В ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" дан исчерпывающий перечень операций, охватываемых понятием "банковские операции" (см. схему 64).
  Регистрация и лицензирование осуществления банковских операций возложена на Центральный банк Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям, указанным в ст. 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности":
 1) несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей или главных бухгалтеров, под которым понимается: отсутствие у них высшего юридического или экономического образования, требуемого опыта работы; наличие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений; совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов; наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора по инициативе администрации;
 
  2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года;
  3) несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям законов. Решение об отказе в государственной регистрации и лицензировании могут быть обжалованы в арбитражный суд (см. схему 65).
  В целях поддержания стабилизации банковской системы федеральным законом "О банках и банковской деятельности" Банку России предоставлено право отзывать лицензии у кредитных организаций на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных ст. 20 настоящего Закона. Отзыв лицензии по другим основаниям не допускается (см. схему 66).
  В соответствии со ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России гарантируют сохранение тайны об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Законом предусмотрены исключения из этого общего правила. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией:
  1) им самим;
  2) судам, арбитражным судам и судьям;
  3) Счетной палате РФ;
  4) органам государственной налоговой службы и налоговой полиции;
  5) таможенным органам РФ;
  6) органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, при наличии согласия прокурора.
 Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются:
  1) им самим;
  2) судам;
  3) при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (см. схему 67).
  В соответствии с Инструкцией Банка России от 27 сентября 1996 г. № 49 "О порядке регистрации кредитных организаций и лицензировании банковской деятельности" Центральный банк РФ выдает различные виды лицензий на осуществление банковских операций (см. схему 68).
 
 Схема 59. Принципы банковского кредитования
 
 Схема 60. Банковская система РФ
 
 
 
 Схема 61. Признаки кредитной организации
 
 Схема 62. Виды кредитных организаций
 
 
 
 Схема 63. Признаки банка
 
 
 
 Схема 64. Виды банковских операций
 
 
 
 Схема 65. Основания отказа в государственной регистрации и лицензировании осуществления банковских операций
 
 
 
 Схема 66. Основания отзыва лицензии у кредитной организации
 
 
 
 Схема 67. Правовое регулирование банковской тайны
 
 
 
 Схема 68. Виды лицензий, выдаваемых Банком России
 
 
 
 Раздел 11 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РФ
  В соответствии с Федеральным законом РФ "О Центральном банке РФ (Банке России)" в редакции от 25 апреля 1995 г. денежная система России включает в себя банковские билеты (банкноты) и металлическую монету (см. схему 69).
  Законом закреплены полномочия Центрального банка РФ по регулированию денежного обращения в стране, которое осуществляется с помощью таких способов, как проведение денежной реформы, деноминации и эмиссии денег.
  Под денежной реформой понимается полное или частичное преобразование всей денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.
  Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках (см. схему 70).
  Под эмиссией понимается выпуск в обращение денежных знаков. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России (ст. 29 названного Федерального закона). Поступления наличных денег в кассы Центрального банка должны соответствовать суммам их выплат. Если поступления превышают расходы, часть наличных средств направляется в резервный фонд Центрального Банка. Если положение с наличными средствами изменится, в обращение выпускаются дополнительные денежные средства из резервного фонда Банка России (см. схему 71).
  Для осуществления расчетов между участниками хозяйственного оборота открываются различные виды счетов в кредитных организациях (см. схему 72). .
 
 Схема 69. Структура денежной системы РФ
 
 Схема 70. Способы правового регулирования денежного обращения
 
 
 
 Схема 71. Понятие эмиссионного права ЦБ РФ
 
 Схема 72. Виды банковских счетов
 
 
 
 Раздел 12 ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
  Основные принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также структура валютного правоотношения регулируются Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г., с изменениями от 29 декабря 1998 г. (см. схему 73).
  В соответствии с названным Законом субъекты валютных правоотношении подразделяются на резидентов и нерезидентов. К резидентам относятся, в частности, физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, - и юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ и другие лица (п. 6 ст. 1 Закона) (см. схему 77). К нерезидентам Закон относит, например, физических лиц, имеющих постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящихся в РФ, а также юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ и др. лиц (п. 6 ст. 1) (см. схему 78).

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу