<< Пред.           стр. 12 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  Любое лицо, незаконно использующее селекционное достижение, обязано по требованию патентообладателя или Госкомиссии прекратить это использование и возместить патентообладателю причиненные ему убытки. К числу специфических нарушений иных прав патентообладателя и селекционера относится, в частности, присвоение нарушителем произведенным и (или) продаваемым семенам либо племенному материалу названия, отличающегося от зарегистрированного названия данного селекционного достижения. Споры, возникающие в связи с нарушением прав патентообладателей и селекционеров, рассматриваются в судебном порядке.
 
 § 6. Исключительные права на средства
 индивидуализации товаров и их производителей
 
 1. Право на фирменное наименование
 
  В числе объектов исключительных прав на средства индивидуализации ст. 138 ГК в первую очередь называет фирменное наименование юридического лица. В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК данное наименование должно иметь юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. Юридическое лицо, зарегистрировавшее свое фирменное наименование, приобретает исключительное право его использования. Исключительное право на фирменное наименование возникает у юридического лица в момент регистрации этого наименования, т.е. государственной регистрации самого юридического лица под данным наименованием, поскольку в учредительных документах любой коммерческой организации обязательно указывается ее фирменное наименование. Лицо, неправомерно применяющее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на это наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки (п. 4 ст. 54 ГК).
  До сих пор формально действует Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 г. (в части, не противоречащей российскому законодательству).
  Фирменное наименование должно отражать особенности организационно-правовой формы юридического лица. Например, фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество". Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов "и компания" и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество". В фирменное наименование товарищества на вере можно включить также имя вкладчика, становящегося после этого полным товарищем. Точно так же фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно включать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью", а акционерного общества - содержать помимо его наименования также указание на то, что общество является акционерным, в том числе открытым или закрытым.
  Отдельные слова и словосочетания могут включаться в состав фирменных наименований только при соблюдении определенных условий. Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" предприятия, учреждения и организации, намеренные использовать эти наименования, слова и словосочетания в своих названиях как имя собственное, должны получить на это предварительное согласие Правительства РФ, а в последующем уплачивать за это специальный сбор в процентном отношении от оборота, который зачисляется в республиканский бюджет РФ <1>.
  --------------------------------
  <1> См.: Закон РФ от 2 апреля 1993 г. N 4737-1 "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 600; СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 18. Ст. 2100.
 
  Кроме того, Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 7 декабря 1996 г. N 1463 "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация", указало, что многие организации своими названиями претендуют на общероссийский статус независимо от реальных масштабов своей деятельности, произвольно используют элементы государственной символики при наличии в названии слов "российский" и "федеральный". Практически неразличимые названия негосударственных организаций и государственных органов вводят граждан в заблуждение. Органы, осуществляющие государственную регистрацию организаций, также не всегда проверяют обоснованность использования в их названиях наименований "Россия", "Российская Федерация" и слова "федеральный". Поэтому согласно данному Постановлению в названиях организаций (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) наименования "Россия", "Российская Федерация", слово "федеральный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в соответствии с актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а в иных случаях - с разрешения Правительственной комиссии.
  При рассмотрении вопроса о разрешении организации использовать в своем фирменном наименовании наименований "Россия", "Российская Федерация" и производных от них Правительственная комиссия учитывает:
  - значимость, характер, масштаб и сферу деятельности организаций в интересах граждан России и государства;
  - положение организации в соответствующей сфере деятельности либо на рынках Российской Федерации;
  - производство уникальных, присущих только Российской Федерации видов товаров (работ, услуг).
  При рассмотрении обращений организаций об использовании в их названиях наименований "Россия", "Российская Федерация", слова "федеральный" и образованных на основе их слов и словосочетаний Правительственная комиссия при необходимости запрашивает заключение соответствующих государственных органов общероссийских общественных объединений о целесообразности использования указанных слов в названиях организаций.
  Уплату сбора за использование указанных наименований подробно регламентирует Инструкция от 29 июня 2000 г. N 63 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" <1>.
  --------------------------------
  <1> См.: Приказ министра РФ по налогам и сборам от 29 июня 2000 г. N БГ-3-02/246 // РГ. 2000. 3 авг.
 
  Под своим фирменным наименованием юридическое лицо совершает гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои нарушенные или оспариваемые права и т.д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах и прейскурантах. Фирменное наименование может использоваться в разнообразных публикациях рекламного характера. Наряду с правом на совершение разнообразных действий по использованию фирменного наименования по своему усмотрению (положительная сторона права на фирму), фирмообладатель вправе требовать от третьих лиц воздержания от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему фирменного наименования (негативная сторона права на фирму). Под использованием фирмы третьими лицами понимаются те или иные формы незаконного выступления в обороте под чужим фирменным наименованием. Но фирма юридического лица может, в том числе и вопреки желанию фирмовладельца, упоминаться любыми заинтересованными лицами, например в публикациях, посвященных анализу рынка, различных рейтингах и обобщениях судебной практики. При этом фирменное наименование не должно искажаться, в частности создавать у публики ложное представление об организационно-правовом статусе юридического лица.
  В соответствии с п. 4 распоряжения мэра г. Москвы от 26 ноября 1997 г. N 925-РМ "Об использовании московской символики в наименованиях и реквизитах юридических лиц" использование наименования "Москва" и образованных на его основе слов и словосочетаний, изображений и наименований архитектурных и исторических памятников города Москвы в названиях и реквизитах (круглой печати, штампах, фирменных бланках) юридических лиц и регистрация их учредительных документов в регистрирующих органах допускается только при наличии разрешения Межведомственной комиссии.
  Юридические лица, претендующие на использование в своих названиях и реквизитах наименования "Москва", образованных на его основе слов и словосочетаний, изображений и наименований архитектурных и исторических памятников города Москвы, представляют в Межведомственную комиссию заявление и сведения о характере, масштабах и сферах деятельности юридического лица. Межведомственной комиссии предоставляется право обращаться с запросами в комиссии Московской городской Думы, департаменты и комитеты правительства Москвы о целесообразности использования указанных наименований и изображений, т.е. московской символики.
  Более поздний Закон г. Москвы "О московской городской символике" <1> определил в ст. 23, что московская символика может быть использована юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в частности, в наименованиях юридических лиц, зарегистрированных в городе Москве, и порядок использования будет установлен положением, утверждаемым мэром города Москвы.
  --------------------------------
  <1> Закон г. Москвы "О московской городской символике" от 20 января 1999 г. N 3 // Тверская, 13. 1999. N 9 (25 февраля - 3 марта); Ведомости Московской Думы. 1999. N 2. С. 24; Вестник мэрии Москвы. 1999. N 6 (март).
 
  При формулировании фирменного наименования отдельных юридических лиц следует учитывать и другие ограничения. Например, использовать в своем фирменном наименовании слово "банк" и производные от него слова и словосочетания имеют право только те организации, которые обладают правом на осуществление банковской деятельности (ст. 6 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. с последующими изменениями и дополнениями). Аналогичное правило содержит ст. 5 Закона РСФСР "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20 февраля 1992 г. (в редакции Закона РФ от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) относительно использования наименования "биржа", "товарная биржа" и образованных на их основе словосочетаний.
  Кроме того, фирменное наименование должно быть выражено на русском языке, хотя бы в качестве специального наименования и использовалось иностранное слово. В последнем случае по усмотрению правообладателя оно дается либо в переводе на русский язык либо записывается в виде транслитерации буквами русского алфавита.
  Право на фирменное наименование носит исключительный характер. Обычно это означает, что субъект права обладает монополией на реализацию тех возможностей, которые заложены в данном субъективном праве. Далее, право на фирму относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам. Иными словами, фирмовладельцу противостоит не какое-либо конкретное лицо, обязанное совершить или, наоборот, воздержаться от каких-либо действий, а третьи лица, на которых лежит обязанность не нарушать право на фирму и не препятствовать фирмовладельцу в осуществлении его правомочий.
  Право на фирму иногда характеризуется как личное неимущественное право. Данное право органически связано с деловой репутацией юридического лица, а также с правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием. Однако данное право также тесно связано и с материальным положением предпринимателя, зависящего от известности его фирмы и отношения к ней контрагентов и потребителей. Поэтому фирменное наименование нередко получает достаточно конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов предприятия, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных убытков <1>.
  --------------------------------
  <1> См.: Сергеев А.П. Право на фирменное наименование и товарный знак. СПб., 1995.
 
 2. Правовая охрана товарного знака (знака обслуживания)
 
  В рыночных условиях наряду с фирменными наименованиями важное значение имеют знаки, слова и символы, помогающие потребителям ориентироваться в однородных товарах и услугах различных фирм, приобретать наиболее качественные товары и избегать подделок. Имеются в виду товарные знаки и знаки обслуживания (далее - товарные знаки), регистрируемые в соответствии со ст. 138 ГК и Законом РФ от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" <1>.
  --------------------------------
  <1> ВВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2322 (далее - Закон о товарных знаках). Действует в редакции Закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ, от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ // РГ. 2002. 17 дек.
 
  Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических или физических лиц. Примерами товарных знаков могут служить "Волга" и "Жигули" (для легковых автомобилей), "ЗИЛ" и "Бирюса" (для холодильников), "Слава" и "Полет" (для часов).
  Главная функция товарного знака - отличительная. При этом товарный знак помогает отличать не любые, а лишь однородные товары различных производителей. Если знак зарегистрирован для мебели, он не поможет в выборе зубной пасты. Другая важная функция - рекламная. Товарный знак, маркирующий хорошо зарекомендовавший себя товар, делает ему рекламу, повышает репутацию производителя, увеличивает объемы сбыта товаров и размеры прибыли.
  Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации (далее - регистрация) в порядке, установленном Законом о товарных знаках, или в силу международных договоров Российской Федерации.
  Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо.
  На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
  22 августа 2003 г. Роспатентом издан Приказ N 109 "Об изменении форм свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), свидетельства на общеизвестный товарный знак, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и форм "приложение" к свидетельствам на товарный знак (знак обслуживания), на коллективный знак, на общеизвестный товарный знак, на право пользования наименованием места происхождения товара". Данным Приказом утверждены и введены в действие с 15 сентября 2003 г. формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания); свидетельства на коллективный знак; свидетельства на общеизвестный товарный знак; свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и формы приложения к свидетельству на товарный знак (знак обслуживания); к свидетельству на коллективный знак; к свидетельству на общеизвестный товарный знак; к свидетельству на право пользования наименованием места происхождения товара.
  В соответствии со ст. 4 Закона о товарных знаках правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя.
  Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:
  - на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
  - при выполнении работ, оказании услуг;
  - на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  - в предложениях к продаже товаров;
  - в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.
  Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
  Различают словесные, изобразительные, объемные, световые, звуковые, обонятельные обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. По другим критериям выделяют коллективные и общеизвестные товарные знаки.
  По заявлению юридического или физического лица общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком может быть признан знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его регистрации или без регистрации в соответствии с международным договором РФ, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ, если такие знак или обозначение в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату в РФ широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица.
  Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании решения Палаты по патентным спорам <1>. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится органом по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков. Выдача свидетельства на общеизвестный товарный знак осуществляется Роспатентом в течение месяца с даты внесения товарного знака в Перечень. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.
  --------------------------------
  <1> Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам утверждены Приказом Роспатента от 22 апреля 2003 г. N 56 (РГ. 2003. 21 мая) в редакции Приказа от 11 декабря 2003 г. N 164 (РГ. 2003. 30 дек.).
 
  В соответствии с международным договором Российской Федерации объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в Российской Федерации коллективный знак, который является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам. К заявке на регистрацию коллективного знака прилагается устав.
  В Реестр и свидетельство на коллективный знак в дополнение к обычным сведениям вносятся сведения о лицах, имеющих право использовать коллективный знак.
  В отличие от Патентного закона, устанавливающего единые для всех изобретений (полезных моделей, промышленных образцов) условия их патентоспособности, при соответствии которым на соответствующий объект можно получить патент, в Законе о товарных знаках нет таких общих критериев. В нем в двух статьях установлены абсолютные (ст. 6) и иные (ст. 7) основания для отказа в регистрации товарных знаков.
  В соответствии со ст. 6 не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
  - вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
  - являющихся общепринятыми символами и терминами;
  - характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта;
  - представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
  Элементы, указанные в абз. 2 - 5 п. 1, могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения. Положения, предусмотренные настоящим пунктом, не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования (п. 1).
  В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения обозначений. Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа (п. 2).
  Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:
  - являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;
  - противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
  Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков (п. 4).
  В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в Российской Федерации в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников указанного международного договора в качестве обозначений, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта (п. 5).
  Согласно ст. 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:
  - товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
  - товарными знаками других лиц, признанными в установленном Законом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками в отношении однородных товаров.
  Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, указанным в абз. 2 или 3 настоящего пункта, допускается лишь с согласия правообладателя (п. 1).
  Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с настоящим Законом, за исключением случаев, если эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями (п. 2).
  Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:
  - охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
  - названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
  - фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника (п. 3). К примеру, с согласия вдовы известного целителя было использовано имя Караваева В.В. для товарных знаков бальзамов "Аурон", "Соматон" и "Витаон".
 
 3. Регистрация и использование товарного знака
 
  Регистрация товарного знака осуществляется путем подачи заявки в соответствии с Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденными Приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 <1>. Заявка на регистрацию товарного знака (далее - заявка) подается в Роспатент юридическим лицом или осуществляющим предпринимательскую деятельность физическим лицом (далее - заявитель).
  --------------------------------
  <1> РГ. 2003. 3 апр.
 
  Ведение дел с Роспатентом может осуществляться заявителем, правообладателем, иным заинтересованным лицом самостоятельно или через патентного поверенного, зарегистрированного в органе по интеллектуальной собственности.
  Иностранные юридические лица или постоянно проживающие за пределами Российской Федерации физические лица либо их патентные поверенные ведут дела с органом по интеллектуальной собственности через зарегистрированных в данном органе патентных поверенных. Полномочия патентного поверенного удостоверяются доверенностью, выданной ему заявителем, правообладателем или иным заинтересованным лицом.
  Заявка подается на один товарный знак. Она должна содержать:
  - заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства;
  - заявляемое обозначение;
  - перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ);
  - описание заявленного обозначения.
  Заявка подписывается заявителем, в случае подачи заявки через патентного поверенного - заявителем или патентным поверенным. К заявке должны быть приложены:
  - документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере;
  - устав коллективного знака, если заявка подается на регистрацию коллективного знака.
  Датой подачи заявки в Роспатент считается дата поступления заявления, обозначения, перечня товаров и описания обозначения или последнего из этих документов.
  После подачи заявки в Роспатент любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки, содержащимися в ней на дату ее подачи.
  Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в Роспатент.
  Приоритет может устанавливаться по дате подачи первой заявки в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если подача заявки в Роспатент осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты.
  Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если подача заявки в Роспатент осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты.
  Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
  Экспертиза заявки осуществляется Роспатентом и включает формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.
  В период проведения экспертизы заявки до принятия по ней решения заявитель вправе дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки. В этот период Роспатент вправе запросить у заявителя дополнительные материалы, без которых проведение экспертизы невозможно. Заявка может быть отозвана по просьбе заявителя на любом этапе ее рассмотрения, но не позднее даты регистрации товарного знака.
  Формальная экспертиза заявки проводится в течение месяца с даты ее подачи. В ходе проведения данной экспертизы проверяется наличие необходимых документов заявки, а также их соответствие установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению, о чем уведомляется заявитель.
  Экспертиза заявленного обозначения проводится по завершении формальной экспертизы. В ходе экспертизы проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям, установленным ст. ст. 1, 6 и п. 1 и п. 2 ст. 7 Закона о товарных знаках, и устанавливается приоритет товарного знака. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации или об отказе в регистрации товарного знака.
  Решение о регистрации может быть пересмотрено Роспатентом до регистрации товарного знака в связи, в частности, с поступлением заявки, имеющей более ранний приоритет, на тождественное или сходное с ним до степени смешения обозначение в отношении однородных товаров; регистрацией в качестве наименования места происхождения товара обозначения, тождественного этому товарному знаку или сходного с ним до степени смешения.
  В случае несогласия с решением, принятым по результатам формальной экспертизы заявки, об отказе в принятии ее к рассмотрению, или с решением, принятым по результатам экспертизы заявленного обозначения, или с решением о признании заявки отозванной заявитель может подать возражение в Палату по патентным спорам в течение трех месяцев с даты получения соответствующего решения.
  На основании решения о регистрации товарного знака орган по интеллектуальной собственности в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. В Реестр вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, перечень товаров, для которых зарегистрирован товарный знак, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.
  Выдача свидетельства на товарный знак производится Роспатентом в течение месяца с даты регистрации товарного знака в Реестре. Регистрация товарного знака действует до истечения 10 лет, считая с даты подачи заявки. Срок действия регистрации может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на 10 лет.
  По ходатайству правообладателя для продления срока действия регистрации ему может быть предоставлен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины.
  Юридические и физические лица Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в зарубежных странах или произвести его международную регистрацию.
  Заявка на международную регистрацию товарного знака подается через Роспатент.
  Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых знак зарегистрирован, и (или) их упаковке правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке.
  Регистрация товарного знака не дает права правообладателю запретить использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия (исчерпание прав).
  Правообладатель может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак", указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации. В соответствии со ст. 28 Закона о товарных знаках предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если она была предоставлена с нарушением требований, установленных данным Законом. Это касается также и общеизвестных товарных знаков. Решение принимает Палата по патентным спорам.
  Правовая охрана товарного знака прекращается, в частности:
  - в связи с истечением срока действия регистрации знака;
  - на основании вступившего в законную силу решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками;
  - на основании принятого в установленном порядке решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием;
  - на основании решения органа по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае ликвидации юридического лица - правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности физического лица - правообладателя;
  - в случае отказа от нее правообладателя.
 
 4. Понятие и охрана наименования места происхождения товара
 
  Наряду с товарными знаками важным средством индивидуализации некоторых товаров являются наименования мест их происхождения (далее - наименования). В соответствии со ст. 30 Закона о товарных знаках наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект) или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
  Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления (п. 2).
  Согласно ст. 31 Закона о товарных знаках правовая охрана наименования в РФ возникает на основании его регистрации в порядке, установленном данным Законом или в силу международных договоров Российской Федерации. Лицо, зарегистрировавшее наименование, получает право пользования им, если производимый данным лицом товар отвечает установленным Законом требованиям. Право пользования этим же наименованием может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же основными свойствами. Регистрация наименования действует бессрочно.
  Заявка на регистрацию и предоставление права пользования наименованием или заявка на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием (далее - заявка) оформляется в соответствии с Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара <1>. Заявка подается в Роспатент физическим и (или) юридическим лицом (лицами) самостоятельно или через патентного поверенного.
  --------------------------------
  <1> Приказ Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 24 // РГ. 2003. 3 апр.
 
  Заявка должна содержать:
  1) заявление о регистрации и предоставлении права пользования наименованием или о предоставлении права пользования уже зарегистрированным наименованием с указанием заявителя (заявителей), а также его (их) местонахождения или местожительства;
  2) заявляемое обозначение;
  3) указание товара, в отношении которого испрашиваются регистрация и (или) предоставление права пользования наименованием;
  4) указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта);
  5) описание особых свойств товара.
  В случае если географический объект находится на территории Российской Федерации, к заявке прилагается заключение компетентного органа о том, что в границах указанного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. В случае если географический объект находится за пределами Российской Федерации, к заявке прилагается документ, подтверждающий право заявителя на заявленное наименование в стране происхождения товара.
  К заявке также прилагается документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере.
  Экспертиза заявки осуществляется Роспатентом и включает формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.
  По результатам экспертизы орган по интеллектуальной собственности принимает решение о регистрации или об отказе в регистрации наименования и о предоставлении права пользования этим наименованием либо решение о предоставлении или об отказе в предоставлении права пользования уже зарегистрированным наименованием.
  В случае несогласия с решением, принятым по результатам формальной экспертизы заявки, об отказе в принятии заявки к рассмотрению, или с решением, принятым по результатам экспертизы заявленного обозначения, или с решением о признании заявки отозванной заявитель может подать возражение в Палату по патентным спорам в течение трех месяцев с даты получения соответствующего решения.
  На основании решения по результатам экспертизы Роспатент производит регистрацию наименования в Реестре. Выдача свидетельства на право пользования наименованием производится в течение месяца с даты получения документа об уплате пошлины.
  Свидетельство действует до истечения 10 лет, считая с даты подачи заявки. Срок действия свидетельства может быть продлен каждый раз на 10 лет по заявлению обладателя свидетельства и при условии представления им заключения компетентного органа, в котором подтверждается, что обладатель свидетельства производит в границах соответствующего географического объекта товар, обладающий указанными в Реестре свойствами. Если географический объект находится за пределами Российской Федерации, обладатель свидетельства представляет документ, подтверждающий его право на пользование наименованием в стране происхождения товара.
  Юридические и физические лица Российской Федерации вправе зарегистрировать наименование места происхождения товара в зарубежных странах. Подача заявки в этих странах производится после его регистрации и получения права пользования наименованием в Российской Федерации.
  Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот. Не допускается использование зарегистрированного наименования лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и т.п., а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара). Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно использованы наименования или обозначения, сходные с ними до степени смешения, являются контрафактными. Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием другим лицам.
  Обладатель свидетельства может проставлять рядом с наименованием предупредительную маркировку в виде словесного обозначения "зарегистрированное наименование места происхождения товара" или "зарегистрированное НМПТ", указывающую на то, что применяемое обозначение является наименованием, зарегистрированным в Российской Федерации.
  Предоставление правовой охраны наименованию места происхождения товара может быть оспорено и признано недействительным в течение всего срока действия правовой охраны, если она была предоставлена с нарушением требований, установленных Законом о товарных знаках. Предоставление правовой охраны наименованию и свидетельство признаются недействительными на основании решения Палаты по патентным спорам, а также вступившего в законную силу решения суда.
  Правовая охрана наименования места происхождения товара прекращается в связи с:
  - исчезновением характерных для данного географического объекта условий и невозможностью производства товара, обладающего указанными в Реестре свойствами;
  - утратой иностранными юридическими или физическими лицами права на данное наименование в стране происхождения товара.
  Действие свидетельства прекращается, в частности:
  - в связи с утратой товаром особых свойств, указанных в Реестре в отношении данного наименования;
  - в связи с прекращением правовой охраны наименования, а также в случае ликвидации юридического лица - обладателя свидетельства;
  - на основании поданного в Роспатент заявления обладателя свидетельства.
  Правовая охрана наименования места происхождения товара и действие свидетельства прекращаются на основании решения Палаты по патентным спорам, органа по интеллектуальной собственности, а также вступившего в законную силу решения суда. Решения Палаты по патентным спорам, принятые по возражениям и заявлениям, утверждаются руководителем органа по интеллектуальной собственности, вступают в силу с даты их утверждения и могут быть обжалованы в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
 5. Защита прав на товарный знак и наименование места
 происхождения товара правоприменительными
 (юрисдикционными) органами
 
  Споры, связанные с применением Закона о товарных знаках, рассматриваются судами в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе споры:
  - о нарушении исключительного права на товарный знак;
  - о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака вследствие его использования на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками;
  - о заключении и об исполнении лицензионного договора и договора о передаче исключительного права на товарный знак (договора об уступке товарного знака);
  - о незаконном использовании наименования места происхождения товара.
  В силу ст. 46 Закона о товарных знаках использование товарного знака и наименования места происхождения товара или сходного с товарным знаком или наименованием обозначения, противоречащее положениям данного Закона, влечет за собой гражданскую, а также административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  Защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушения или взыскания убытков осуществляется также путем публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего, удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению в счет возмещения убытков или в целях их последующего уничтожения.
  Лицо, незаконно использующее зарегистрированное наименование места происхождения товара или сходное с таким наименованием обозначение, обязано по требованию обладателя свидетельства на право использования наименования, государственного органа, прокурора или общественной организации:
  - прекратить его использование, а также возместить причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством;
  - опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;
  - удалить с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемое наименование или сходное с ним до степени смешения обозначение либо уничтожить контрафактные товары, этикетки, упаковки в случае невозможности удаления с них незаконно используемого наименования или сходного с ним обозначения.
  Правообладатель и обладатель свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара вместо требования о взыскании причиненных убытков вправе требовать от лица, незаконно использующего товарный знак или наименование, выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1000 до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
  Со своей стороны лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к незарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку или наименованию места происхождения товара, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  Иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными Законом о товарных знаках, наравне с юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности.
  Право на регистрацию в Российской Федерации наименований мест происхождения товаров предоставляется юридическим и физическим лицам государств, предоставляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Российской Федерации.
  В соответствии со ст. 14.10 КоАП незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа. Более строгую ответственность устанавливает ст. 180 УК РФ. Несколько мягче наказание за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в РФ товарного обозначения (п. 2 ст. 180 УК).
  Важную роль в защите всех видов исключительных прав играют таможенные органы. Положение о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами (далее - Положение), утвержденное Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 27 октября 2003 г. N 1199 <1> в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации определяет единый порядок обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами, в том числе порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности, порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.
  --------------------------------
  <1> РГ. 2003. 25 дек.
 
  Правообладатель вправе подать заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска только тех товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и в отношении которых у правообладателя имеются достаточные основания полагать, что их перемещение через таможенную границу или совершение с ними иных действий при их нахождении под таможенным контролем может осуществляться с нарушением его исключительных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности (далее - товары, обладающие признаками контрафактных).
  Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, на основании письменного заявления правообладателя или его представителя. Меры, связанные с приостановлением таможенными органами выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  Заявление должно относиться к одному объекту интеллектуальной собственности (объектам авторского права, объектам смежных прав, товарным знакам, знакам обслуживания, наименованиям мест происхождения товаров) и содержать сведения:
  - о заявителе;
  - об объекте интеллектуальной собственности;
  - товарах, обладающих признаками контрафактных;
  - предполагаемом сроке принятия мер по приостановлению выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.
  В отношении объекта интеллектуальной собственности в заявлении указываются сведения: 1) для объектов авторского права, в частности: о форме произведения (письменная, звуко- или видеозапись, изображение, объемно-пространственная и т.д.); виде (литературное, программа для ЭВМ, музыкальное, аудиовизуальное, живопись, скульптура, графика, дизайн, фотографическое и т.д.); наименовании и описании каждого из заявляемых объектов и т.д.; 2) для объектов смежных прав: о форме произведения (звукозапись, видеозапись и т.д.); виде произведения (программа для ЭВМ, музыкальное, аудиовизуальное, и т.д.); наименовании и описании каждого из заявляемых объектов; о документах, подтверждающих наличие прав, и т.д.
  Аналогичным образом применительно к товарным знакам и знакам обслуживания в заявлении должны быть указаны сведения о их наименовании; перечне товаров и услуг с указанием их классов в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), в отношении которых зарегистрирован товарный знак или знак обслуживания; договорах уступки в случае, если исключительные права приобретены по договору об уступке товарного знака, и т.д. Точно так же в отношении наименований мест происхождения товаров, помимо самих наименований, приводится перечень товаров и услуг с указанием их классов в соответствии с МКТУ, в отношении которых зарегистрированы данные наименования мест происхождения товаров. Кроме того, должны быть приведены сведения о документах, подтверждающих регистрацию, предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и введение товаров, содержащих данное наименование, в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
  Сведения о товарах, обладающих признаками контрафактных, применительно к каждому из наименований объекта интеллектуальной собственности, указанных в заявлении, должны представлять собой подробную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их выявления таможенными органами (описание внешнего вида товаров (их упаковки, этикетки и т.д.), указание уполномоченных импортеров, имеющих согласие правообладателя на введение товаров в гражданский оборот, экспортеров, производителей и др.).
  К документам, подтверждающим наличие права на объекты интеллектуальной собственности, могут относиться такие документы, как, в частности: свидетельство о депонировании экземпляров или об официальной регистрации программ для ЭВМ и баз данных; трудовой договор (гражданско-правовой договор) в отношении служебного произведения; авторский договор о передаче исключительных (неисключительных) прав и др. (для объектов авторских прав); о депонировании экземпляров; договоры с исполнителями, студиями, фирмами - изготовителями носителей с фонограммами, иными правообладателями; образцы носителей произведений и др. (для объектов смежных прав); свидетельство на товарный знак (знак обслуживания); выписка из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации; договор об уступке товарного знака и т.п. (для товарных знаков и знаков обслуживания); свидетельство на право пользования и выписка из Государственного реестра (для наименований мест происхождения товаров Российской Федерации).
  О принятом решении заявитель уведомляется в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия. ГТК России в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации может устанавливать особенности декларирования товаров, содержащих отдельные виды объектов интеллектуальной собственности. Согласно требованиям п. 3 ст. 397 ТК правообладатель в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации несет ответственность за имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в ст. 16 ТК, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с Положением, если в установленном законодательством Российской Федерации порядке не будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являются контрафактными.
 
 Дополнительная литература
 
  Богуславский М.М. Патентные вопросы в международных отношениях. М., 1962.
  Блинников В.И., Григорьев А.Н., Еременко В.И. Комментарий евразийского патентного законодательства. М., 2003.
  Свядосц Ю.И. Правовая охрана товарных знаков в капиталистических странах. М., 1969.
  Яичков К.К. Изобретение и его правовая охрана в СССР. М., 1961.
 
 Глава 32. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ,
 СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ (НОУ-ХАУ)
 
 § 1. Понятие ноу-хау
 
 1. Правовой режим ноу-хау
 
  Помимо функции установления режима использования объектов интеллектуальной собственности гражданское право выполняет внешне сходную функцию в отношении объектов необщедоступной (конфиденциальной) информации, т.е. информации, составляющей коммерческую тайну (ноу-хау), охраняемой только от незаконного получения ее третьими лицами.
  В силу п. 1 ст. 139 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она:
  - имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
  - к ней нет свободного доступа на законном основании;
  - обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
  Лица, незаконными методами получившие подобную информацию, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору (контракту), и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
  Поскольку обеспечение служебной тайны и применение санкций к нарушителям в случае ее незаконного разглашения относится прежде всего к сфере трудового и (или) административного права, гражданско-правовой режим следует оценивать главным образом применительно к информации, составляющей коммерческую тайну.
  В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <1> коммерческая тайна - это "конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду".
  --------------------------------
  <1> РГ. 2004. 5 авг.
 
  Статья 139 ГК, определяющая правовой режим конфиденциальной информации в виде коммерческой тайны, не употребляет термин "ноу-хау" и прямо не говорит о праве самого обладателя на использование необщедоступных сведений. Однако, во-первых, подобные сведения во всем мире обычно именуются ноу-хау (от английского "know-how" - "знать-как", т.е. "знать как что-то сделать"). Во-вторых, исключительного права у обладателя ноу-хау действительно не возникает, но возможность фактического использования им самим такой информации презюмируется. Кроме того, сейчас эта возможность прямо закреплена в ст. 7 Закона "О коммерческой тайне".
  В-третьих, термин "ноу-хау" используется в других федеральных законах, например в п. 2 ст. 3 Закона "О коммерческой тайне" и в п. 4 ст. 7 Закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" в редакции Закона от 20 января 2002 г. <1>. Правда, в последнем Законе ноу-хау необоснованно включено в состав интеллектуальной собственности. Что касается Закона "О коммерческой тайне", то в нем также без достаточных оснований термином ноу-хау обозначена только информация, "составляющая секреты производства". Между тем нет никаких препятствий к тому, чтобы именовать ноу-хау любую другую, в том числе научно-техническую, технологическую, производственную и финансово-экономическую информацию, если она составляет коммерческую тайну и отвечает всем признакам подобной информации, закрепленным в ст. 139 ГК и в п. 2 ст. 3 Закона "О коммерческой тайне".
  --------------------------------
  <1> РГ. 1998. 5 нояб.; 2002. 2 февр.
 
  Таким образом, функция защиты (охраны) ноу-хау реализуется путем закрепления за разработчиками ноу-хау (т.е. информации, составляющей коммерческую тайну) не исключительного права на ноу-хау, а права на неразглашение их конфиденциальной информации с запретом ее получения третьими лицами незаконными методами под угрозой возмещения убытков или применения иных правовых санкций.
  В настоящее время все больше специалистов верно оценивают правовой режим ноу-хау, четко отграничивая его от интеллектуальной собственности. Определились и способы защиты интересов обладателей ноу-хау от криминальных вторжений в сферу их конфиденциальной информации. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, преследуется в уголовном порядке (ст. 183 УК). Подобные уголовно наказуемые деяния традиционно называют промышленным шпионажем.
 
 2. Коммерческое значение и состав ноу-хау
 
  Гораздо сложнее, в том числе в теоретическом аспекте, проблемы легальной передачи ноу-хау и защиты имущественных интересов его обладателя в гражданско-правовом порядке. Необходимо уточнить, что служит правовой предпосылкой передачи ноу-хау и могут ли существовать первоначальные и производные способы его приобретения. Это тем более важно, что коммерческий оборот ноу-хау превосходит по объему оборот патентных лицензий.
  Во всем мире в последние годы объем ноу-хау в коммерческом обороте постоянно растет. По статистике "чистые" патентные лицензии составляют 20%, объем "смешанных лицензий" (патентная лицензия плюс передача ноу-хау) - 50%, а доля договоров о передаче ноу-хау - 30%. В режиме ноу-хау обычно функционирует прежде всего техническая информация. Более того, в настоящее время в разряд ноу-хау нередко переходят патентоспособные изобретения, причем одни из наиболее ценных из числа таких изобретений.
  Постоянное увеличение доли подобных технических достижений в массиве ноу-хау объясняется, во-первых, усложнением современных изобретений, что не позволяет иногда описать их в патентных заявках с полнотой, необходимой для их практического использования; во-вторых, известным кризисом патентного права, тем, что в нарушение действующих законов заявители умышленно не излагают в заявках всех данных, необходимых для применения изобретений. В-третьих, в разряд ноу-хау попадают также некоторые изобретения, возможность патентования которых упущена вследствие их преждевременного разглашения, а также технические решения, непатентоспособные по законодательству, или, наконец, изобретения, патентование которых нецелесообразно ввиду высокого риска раскрытия их сущности при отсутствии реальной возможности проконтролировать их неправомерное использование (изобретения, применяемые в различного рода экспедициях, экспериментальных работах и т.п.). Разумеется, к ноу-хау относится также в принципе непатентоспособная информация административного, коммерческого, финансового, правового и тому подобного характера. Изложенное обусловливает необходимость более четкой регламентации правового режима ноу-хау и договоров о его передаче.
  Важны и другие обстоятельства. Для коммерческой реализации ноу-хау его разработчики обычно рекламируют эффект от применения ноу-хау. Для этого они организуют демонстрацию применения ноу-хау, привлекая для подтверждения производимого эффекта отечественных и зарубежных экспертов. При этом демонстрация ноу-хау создает риск утраты его конфиденциальности разработчиком. С другой стороны, приобретая ноу-хау, покупатель, уплатив вознаграждение, рискует недополучить в полном объеме все сведения, составляющие ноу-хау. Эти чрезвычайно важные проблемы также нельзя решать, не разобравшись в теоретических аспектах правового режима ноу-хау.
 
 § 2. Гражданско-правовое обеспечение
 интересов обладателя ноу-хау
 
 1. Условия охраны ноу-хау
 
  По смыслу п. 1 ст. 139 ГК и п. 2 ст. 3 Закона "О коммерческой тайне" закон пресекает посягательства на имущественные и личные интересы обладателя ноу-хау со стороны третьих лиц при наличии как минимум четырех условий:
  - техническая, финансовая или иная информация представляет реальную или гипотетическую коммерческую ценность;
  - эта информация, в том числе так называемые "секреты производства", неизвестна третьим лицам, т.е. является конфиденциальной;
  - к ней у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании;
  - обладатель информации принимает необходимые меры к охране ее конфиденциальности.
  Иными словами, ноу-хау как правовая категория существует, а законные интересы его обладателя защищаются лишь до тех пор, пока сохраняются все эти условия.
  При этом важно учитывать, что в соответствии с п. п. 3, 4 и 5 ст. 3 Закона "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны образуют правовые, организационные, технические и иные меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну. Соответственно, обладателем такой информации признается только лицо, которое не просто владеет ею на законном основании, но которое ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны. В свою очередь, под доступом к информации, составляющей коммерческую тайну, понимается ознакомление определенных лиц с подобной информацией с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации.
  Пункт 2 ст. 139 ГК говорит о защите информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, способами, предусмотренными ГК и другими законами. Эта формулировка порождает противоречивые взгляды на правовое регулирование отношений, связанных с ноу-хау. Говорят об охране ноу-хау, о праве на ноу-хау, об исключительных и неисключительных лицензиях на ноу-хау <1>. Не всегда одинаково трактуется и содержание ноу-хау. Порой к ноу-хау относят только технические достижения. Другие авторы понимают ноу-хау как любую информацию как технического, так и нетехнического характера (организационного, финансового, коммерческого, правового и иного).
  --------------------------------
  <1> См.: Международная передача технологии: правовое регулирование / Отв. ред. М.М. Богуславский. М., 1985. С. 16, 17, 164, 170.
 
 2. Сущность и меры охраны ноу-хау
 
  Между тем в отличие от охраняемого патентом изобретения на ноу-хау не существует исключительного права, а есть лишь фактическая монополия.
  Ноу-хау - это неохраняемая конфиденциальная научно-техническая, коммерческая, финансовая и иная информация, обладающая коммерческой ценностью, а также различные производственные навыки и опыт их применения, т.е. информация, существующая только у ее живого носителя.
  Ноу-хау в отличие от запатентованного изобретения нельзя использовать, не получив его от разработчика (создателя) или иного его обладателя, например от лица, получившего какое-то ноу-хау от разработчика по договору о передаче ноу-хау с правом его дальнейшей передачи третьим лицам. Разработчик ноу-хау имеет только право на его неразглашение незаконными методами, т.е. помимо его воли. А это, разумеется, совсем другое, нежели исключительное право на использование результата интеллектуальной деятельности, защищаемое от всех третьих лиц и передаваемое на договорной или иной легальной основе.
  Поэтому ст. 4 Закона "О коммерческой тайне" говорит о праве обладателя конфиденциальной информации не на саму данную информацию, а на отнесение ее к информации, составляющей коммерческую тайну, а также на определение перечня и состава такой информации. Дело в том, что информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом, несмотря на то что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну другого лица.
  Таким образом, правовой режим ноу-хау заключается не в его охране, а в правовом обеспечении средствами различных отраслей права имущественных интересов обладателя (разработчика, приобретателя) ноу-хау <1>. Авторы, стоящие на позиции правовой охраны ноу-хау, нередко сами себя опровергают, подтверждая, что ноу-хау не является объектом исключительного права: любое физическое или юридическое лицо признается правомочным обладателем ноу-хау, если самостоятельно, своими силами и средствами его разработало либо добросовестно приобрело у другого владельца <2>. В настоящее время это прямо закреплено в п. 2 ст. 4 Закона "О коммерческой тайне".
  --------------------------------
  <1> Подробнее см.: Зенин И.А. Правовой режим ноу-хау // Основы гражданского права России. М., 1993. С. 208 - 215.; Зенин И.А., Князев О.К. Правовые проблемы использования и передачи ноу-хау (на примере Франции и ФРГ) // Теория и практика изобретательства, рационализации и патентно-лицензионной работы. М., 1986. С. 110 - 115.
  <2> См., например: Добрынин О.В. Особенности правовой регламентации ноу-хау: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 8.
 
  Не случайно и в зарубежных странах, и в России отсутствует специальное законодательство об охране ноу-хау, подобное тому, которое есть в отношении изобретений, промышленных образцов и ряда других объектов промышленной собственности. Так называемая защита ноу-хау (по терминологии ст. 139 ГК) фактически сводится к обеспечению на основе норм гражданского, трудового и даже уголовного права имущественных интересов обладателя ноу-хау. Речь идет, в частности, о законодательстве, направленном на борьбу с недобросовестной конкуренцией, о законодательстве по договорному или деликтному праву.
  Именно об этом законодательстве нередко и пишут авторы, когда анализируют так называемую охрану ноу-хау. В данном законодательстве предусматривается имущественная и иная ответственность: за незаконные действия по приобретению промышленной и коммерческой информации, например за кражу документов, подкуп служащих и т.п.; за нарушение работниками правил внутреннего трудового распорядка фирм и норм, устанавливающих ответственность рабочих и служащих за разглашение сведений, способных составить тайну нанимателя. Имеется в виду тайна, относящаяся к разработанным в фирме техническим решениям, коммерческим сведениям и секретам производства в буквальном смысле слова.
  Поэтому смысл правового обеспечения имущественных интересов обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, т.е. ноу-хау, состоит не в создании специальной охраны ноу-хау, а в разработке эффективных правовых средств охраны конфиденциальности информации и недопущения или пресечения посягательств на имущественные интересы фактического обладателя ноу-хау в виде его недозволенного заимствования либо использования в нарушение условий договора о передаче ноу-хау либо иного гражданско-правового договора. Иначе говоря, под правовым обеспечением имущественных интересов обладателя ноу-хау следует понимать комплекс правовых средств, способствующих, во-первых, созданию режима коммерческой тайны и, во-вторых, ограждению имущественной сферы фактического обладателя ноу-хау от третьих лиц, включая контрагента по договору. Первую функцию выполняет Закон "О коммерческой тайне", а вторую - ГК, УК, Трудовой кодекс и соответствующие подзаконные нормативные правовые акты.
  В настоящее время в число указанных правовых средств входят уголовно-правовые санкции за промышленный шпионаж; имущественная (гражданско-правовая) ответственность в форме возмещения убытков; санкции, применяемые по законодательству о недобросовестной конкуренции (преимущественно также в виде возмещения убытков) и ответственность работников по трудовому законодательству. Одним из эффективных частноправовых средств служит договор о передаче ноу-хау, приводящий в движение весь механизм обязательственно-правовой защиты имущественных интересов обоих участников договора и прежде всего обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, т.е. ноу-хау. Главной правовой предпосылкой этого договора служит фактическая монополия на ноу-хау его разработчика. По аналогии с авторскими договорами и патентными лицензиями ноу-хау может передаваться по договору на исключительных и неисключительных условиях.
  Правовой режим коммерческой тайны регламентируют ст. ст. 5 - 13 Закона "О коммерческой тайне". В соответствии с данным Законом определяется круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
  Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении, в частности, сведений: содержащихся в учредительных документах юридического лица; документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; о загрязнении окружающей среды; о численности, составе работников, системе оплаты и условиях труда, о показателях производственного травматизма; о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников; об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.
  Меры по охране конфиденциальной информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя, в частности: определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; ограничение доступа к ней путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; учет лиц, получивших доступ к информации; нанесение на материальные носители (документы) грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и местонахождение, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и местожительство).
  Наряду с перечисленными мерами обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, а также другие меры, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
  Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если: исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя; обеспечивается возможность использования такой информации работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений, является работодатель. В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан: ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты; ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение; создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.
  В целях охраны конфиденциальности информации работник обязан, в частности: выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны; не разглашать информацию как в период работы, так и после прекращения трудового договора в течение срока, устанавливаемого в соответствии с законом или договором; возместить причиненный работодателю ущерб, если работник виновен в разглашении информации.
  Причиненные ущерб либо убытки не возмещаются работником или прекратившим трудовые отношения лицом, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, явилось следствием непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнения работодателем обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны.
  Отношения между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и его контрагентом в части, касающейся охраны конфиденциальности информации, регулируются законом и договором. В договоре должны быть определены условия охраны конфиденциальности информации, в том числе в случае реорганизации или ликвидации одной из сторон договора в соответствии с гражданским законодательством, а также обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки договору.
  Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. В случае отказа обладателя информации данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке. При этом они обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
  Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении такой информации режима коммерческой тайны. Обладатель информации имеет, в частности, право: устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с законом и гражданско-правовым договором; использовать информацию для собственных нужд; разрешать или запрещать доступ к ней; определять порядок и условия доступа; вводить информацию в гражданский оборот на основании договоров.
  Обладатель информации вправе также требовать от юридических, физических лиц и различных органов, получивших доступ к ней, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности; защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.
  Нарушение требований Закона "О коммерческой тайне" влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать ее использование незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с законом быть привлечено к ответственности.
 
 3. Первоначальные и производные формы
 приобретения (присвоения) ноу-хау
 
  При установлении на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации товаров и их производителей исключительных прав круг гражданско-правовых форм их первоначального и производного приобретения значительно шире, нежели в случае, когда на эти результаты, сохраняемые в режиме ноу-хау, таких прав в принципе не может возникнуть.
  Поскольку на ноу-хау нет исключительного права и приобретается само ноу-хау, то можно говорить о первоначальных и производных формах приобретения (присвоения) самого ноу-хау. Во-первых, как отмечалось, сам разработчик, бесспорно, вправе фактически использовать свое ноу-хау, т.е. он приобретает (присваивает в силу факта разработки) возможность применения ноу-хау в своей собственной предпринимательской сфере.
  Во-вторых, закон допускает еще одну форму первоначального приобретения ноу-хау лицом, не являющимся его разработчиком. Речь идет о работодателе, который, имея первоначальное право на патентование служебного объекта промышленной собственности, созданного его работником, принял решение не патентовать этот объект, а сохранять его в тайне (абз. 2 п. 2 ст. 8 Патентного закона), т.е. по существу в режиме ноу-хау.
  Из производных форм приобретения исключительных прав большинство неприменимо к приобретению ноу-хау. Ноу-хау нельзя (согласно п. 6 ст. 66 ГК) передавать в качестве вклада в уставный (складочный) капитал. Это объясняется назначением данного капитала и необходимостью минимального гарантирования с его помощью интересов кредиторов юридического лица (в том числе на случай ликвидации, в том числе банкротства). Однако это отнюдь не исключает возможности передачи ноу-хау по договору любому другому субъекту, в том числе тому юридическому лицу, одним из учредителей (участников) которого является обладатель ноу-хау.
  Немногочисленность гражданско-правовых форм передачи ноу-хау не означает его маловажности. Она коренится в самой природе ноу-хау как неохраняемой конфиденциальной информации.
  Ноу-хау не переходит ни по наследству, ни в связи с реорганизацией юридического лица, ни по договору продажи (аренды) предприятия, ни по брачному договору. По закону ноу-хау можно передать (внести) лишь в качестве вклада в общее имущество товарищей по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), поскольку таким вкладом признаются любые знания, навыки и умения (п. 1 ст. 1042 ГК). Так что единственной производной (обязательственно-правовой) формой приобретения ноу-хау является договор о его передаче. Конечно, ноу-хау можно и подарить, и передать в доверительное управление, и распорядиться иным образом, в том числе передать любому физическому или юридическому лицу безвозмездно или за плату по соглашению. Однако во всех случаях это должно быть оформлено лишь при наличии всех необходимых предпосылок и по правилам, предъявляемым к договору о передаче ноу-хау <1>.
  --------------------------------
  <1> Подробнее об этом договоре см. гл. 49 т. IV настоящего учебника.

<< Пред.           стр. 12 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу