<< Пред.           стр. 9 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  В целях создания благоприятных условий для наращивания интеллектуального потенциала общества Конституция РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44). Поскольку правовой режим отдельных результатов умственного труда никак не зависит от национально-территориальных особенностей, "правовое регулирование интеллектуальной собственности" отнесено к ведению Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ).
 
 3. Функции гражданского права по охране и использованию
 результатов интеллектуальной деятельности и
 приравненных к ним средств индивидуализации
 
  Наиболее важную роль в создании условий для охраны и использования достижений человеческого разума играет гражданское право. И хотя оно также не может непосредственно регулировать процессы умственной деятельности, оно в силах оказывать позитивное организующее воздействие на отношения по охране и практическому применению результатов этой деятельности.
  Исключительные права как подотрасль гражданского права традиционно выполняют функции:
  1) признания авторства на созданные результаты умственного труда;
  2) установления режима их использования;
  3) наделения их авторов, работодателей авторов и других лиц, приобретающих исключительные права по закону или договору, личными и имущественными правами;
  4) защиты данных прав.
  В зависимости от характера результата признание авторства не зависит (произведения литературы, науки, искусства) либо зависит от регистрации результата (изобретения, полезные модели, промышленные образцы).
  Исключительные права устанавливают режим использования результата интеллектуального труда, т.е. определяют, кто вправе и кто не вправе применять данный результат <1>. В рамках исключительных прав осуществляется также наделение авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретателей и дизайнеров, их работодателей и иных лиц личными неимущественными и имущественными правами, устанавливаются способы и формы защиты этих прав.
  --------------------------------
  <1> Нормы гражданского права, регулирующие организацию на договорных началах отношений по передаче и использованию прав на результаты умственного труда, относятся к сфере обязательственного права (см. разд. XII т. IV настоящего учебника).
 
  Хотя разработка фирменного наименования, товарного знака или другого средства индивидуализации также требует от их создателей определенных творческих усилий, объединение этих интеллектуальных продуктов "под одной крышей" интеллектуальной собственности с произведениями науки, техники, литературы и искусства обусловлено прежде всего общностью их правового режима. И на те и на другие достижения устанавливается абсолютное право в форме исключительного права.
  Вместе с тем обладатели данного права в том и другом случае существенно различаются. В отличие от научно-технических и литературно-художественных произведений, исключительное право на которые может в первую очередь принадлежать их авторам, аналогичное право на средство индивидуализации принадлежит не разработчику (художнику, графику) или его работодателю, а тому, кто это средство в установленном законом порядке зарегистрировал на свое имя. Вследствие этого по закону (ст. 138 ГК) исключительное право (интеллектуальная собственность) устанавливается не на средства индивидуализации как таковые, а на те из них, которые по своему правовому режиму приравнены к таким результатам интеллектуальной деятельности, как произведения науки, литературы, искусства или изобретения.
 
 4. Отражение в общих нормах гражданского права особенностей
 интеллектуальной деятельности и ее результатов
 
  Существенные различия между физическим и умственным трудом, создающими объекты вещных и исключительных прав, не мешают регламентации многих их сторон одними и теми же нормами гражданского права. Имеются в виду общие нормы о субъектах и объектах гражданских прав, сделках, исковой давности, общие положения об обязательствах. Писатель, художник, изобретатель - это не только автор творческого произведения, но и прежде всего физическое лицо, т.е. субъект гражданского права, чей правовой статус характеризуется правоспособностью, дееспособностью и местом жительства.
  С другой стороны, гражданин, который, возможно, никогда в жизни не напишет ни одной картины, не снимет фильм и не создаст симфонию, потенциально вправе (для реализации своего конституционного права на свободу творчества) иметь права автора любого творческого произведения. В целях более полной регламентации особенностей результатов интеллектуальной деятельности, а также более четкого разграничения объектов исключительных и вещных прав в общих нормах гражданского права устанавливаются правила о возникновении и осуществлении не только вещных прав, но и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 2 ГК), о возникновении гражданских прав и обязанностей в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 8 ГК), о праве граждан иметь права авторов таких результатов как элементе содержания их правоспособности (ст. 18 ГК), о праве несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно, без согласия законных представителей, осуществлять права автора на подобные результаты (пп. 2 п. 2 ст. 26 ГК).
  В общих нормах других (помимо ГК) законов и иных правовых актов отражаются особенности создания юридических лиц, занимающихся научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностью, театров, студий, формирования их обособленного имущества, их реорганизации и ликвидации. В некоторых случаях в целях более четкого разграничения вещных и исключительных прав закон прямо подчеркивает, что, к примеру, авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе по общему правилу не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте (п. 5 ст. 6 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" - см. далее).
  К обязательствам в области интеллектуальной деятельности в полной мере относятся многие общие нормы обязательственного права: о сторонах в обязательствах, их видах, исполнении и способах обеспечения исполнения, ответственности за их нарушение и прекращении обязательств. В то же время в законодательстве с учетом специфики интеллектуальной деятельности, создания, передачи и использования ее результатов регламентируются особенности авторских, патентно-лицензионных и тому подобных договоров <1>.
  --------------------------------
  <1> Об этих договорах подробнее см. гл. 50, 51 т. IV настоящего учебника.
 
 § 2. Исключительные права как
 интеллектуальная собственность
 
 1. Специальные институты гражданского права, опосредующие
 интеллектуальную деятельность и ее результаты
 
  Очевидная недостаточность общих норм гражданского права, а также неприемлемость норм вещного права для регламентации отношений по поводу идеальных результатов интеллектуальной деятельности обусловили формирование ряда специальных институтов, опосредующих данную деятельность. Главными из них являются авторское право, смежные права, патентное право, права на фирменные наименования, товарные знаки и другие средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ и услуг.
  Основные нормы этих институтов сосредоточены в ГК, специальных гражданских законах и международных конвенциях с участием Российской Федерации. Отдельные предписания об авторских, патентных и тому подобных правах входят в состав комплексных законов и иных правовых актов, включающих некоторые нормы конституционного, административного, финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права. Те из числа данных предписаний, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения методом юридического равенства участников, входят в состав авторского, патентного и тому подобного права как институтов гражданского права.
  Авторские, смежные, патентные и тому подобные права, будучи исключительными абсолютными правами, обеспечивают их обладателям легальную монополию на совершение различных действий (по использованию результатов их творчества и распоряжению ими) с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия. Исключительные права сформировались во многих странах несколько веков назад как реакция права на массовое применение товарно-денежной формы в сфере интеллектуальной деятельности и возмездной передачи прав на использование ее результатов.
 
 2. Взаимосвязь специальных институтов гражданского права,
 опосредующих интеллектуальную деятельность и ее результаты
 
  Многолетняя история развития авторского, патентного и тому подобного права знает немало попыток консолидации (преимущественно в доктрине) различных видов исключительных прав. Нематериальная природа объектов этих прав, творческий характер труда по их созданию, исключительность абсолютных прав и сходство в процедуре оформления некоторых из них породили еще в самом начале XX в. стремление создать как единый институт "исключительных прав" (Й. Колер - 1900 г.), так и институт "промышленных прав и авторского права" (Ф. Аллфельд - 1904 г., А. Эльстер - 1928 г.) или "исключительного права" с выделением в нем "авторского права" и "промышленных прав" (Г.Ф. Шершеневич - 1907 г.) <1>.
  --------------------------------
  <1> См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). С. 254 - 264.
 
  В настоящее время на Западе широко распространена концепция права нематериальных, или духовных, благ (А. Троллер, О. Ульмер и др.). Попытки разработать единый правовой институт в области творческой научно-технической, литературной и художественной деятельности предпринимались в последние десятилетия и в нашей стране отдельными авторами, предлагавшими объединить, скажем, авторское, изобретательское право и право на промышленный образец в рамках некоего "права на творческий результат" или "творческого права".
  Разумеется, выявление общих черт в различных институтах, опосредующих сферу интеллектуальной деятельности, полезно для развития правовой теории, законодательства, правоприменения и изучения права. Однако этого недостаточно для конструирования в системе гражданского права некоего "комплексного" института, опосредующего все формы творческой деятельности и правовой режим ее результатов. Сходство и даже тождество функций, к примеру, авторского и патентного права не означает необходимости включения последнего в сферу "авторского права в широком смысле". Между всеми видами исключительных прав есть принципиальные различия, обусловливающие их обособление как в системе гражданского права в целом, так и в рамках исключительных прав.
  Например, авторское право охраняет прежде всего и главным образом форму произведения. Для признания самостоятельно полученного результата умственного труда объектом авторского права достаточно выражения его в объективной форме. Напротив, для прямой правовой охраны изобретения, полезной модели или промышленного образца требуется акт квалификации их компетентным государственным органом. Другие различия касаются прав авторов и оснований их возникновения. Вместе с тем отмеченные черты сходства как в идеальной природе всех результатов интеллектуальной деятельности и исключительном характере прав на них, так и в порядке оформления этих прав позволяют обособить некие общую и особенную части исключительного права, что и предполагалось в свое время сделать в части третьей ГК <1>.
  --------------------------------
  <1> См.: Дозорцев В.А. Новая эра в охране исключительных прав // Право и экономика. 1995. N 15/16; Он же. Комментарий к схеме "Система исключительных прав" // Дело и право. 1996. N 4 и 5; Он же. Интеллектуальные права. М., 2003. С. 11 - 51.
 
 § 3. Гражданско-правовая природа исключительных прав
 
 1. Объективные предпосылки проприетарной
 ("собственнической") концепции исключительных прав
 
  Историческая предпосылка. Складывавшиеся еще в XVII - XVIII вв. институты авторского и патентного права (вспомним английские законы "Статут о монополиях" (1624 г.), "Статут королевы Анны" (1710 г.) и французский Патентный закон (1791 г.), положившие начало патентно-правовым и авторско-правовым законам) в XIX - XX вв., наряду с обобщенным наименованием "исключительные права", нередко стали называться "литературной", "научной", "художественной", "промышленной" либо "интеллектуальной собственностью". Иногда, правда, употребляются и другие понятия, такие как "охрана промышленных прав", "право нематериальных благ" или "право на духовное благо". Однако к середине XX в. изо всех этих категорий формируются и наиболее часто используются три понятия:
  - исключительные права;
  - промышленная собственность;
  - интеллектуальная собственность.
  Последним понятием охватываются права на все продукты творческой деятельности.
  Интеллектуальная собственность, как и промышленная собственность, имеет ярко выраженный интернациональный характер, что закрепляется в Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.) и в Стокгольмской конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (1967 г.). В соответствии со ст. 2 (viii) последней Конвенции интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:
  - литературным, художественным и научным произведениям;
  - исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
  - изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
  - научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
  - защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
  Трактовка прав на идеальные результаты умственного труда с позиций собственности может характеризоваться как проприетарная концепция (от лат. proprietas - собственность). Участие России в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в Стокгольмской конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), других аналогичных международных соглашениях и организациях, а также сотрудничество с зарубежными странами в области охраны и использования произведений науки, литературы и искусства, объектов смежных прав, изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и других результатов интеллектуального творчества исторически обусловили широкое использование категорий интеллектуальной и промышленной собственности не только в доктрине и практике, но и в законах и иных правовых актах нашей страны.
  Технологическая предпосылка. Изобретение книгопечатания и развитие машинного производства создали условия для широкого тиражирования произведений литературы и некоторых видов искусства, а также изобретений и товарных обозначений. Применительно к процессу массового воспроизводства на материальных носителях идеальных плодов умственного труда все чаще стали использовать понятие "духовное производство". Но коль скоро в материальном производстве обычно участвуют собственники (сырья, материалов, зданий, сооружений и рабочей силы), то и к участникам "духовного производства", а следовательно, и к его результатам со временем все чаще стали применяться проприетарные категории.
  Экономическая предпосылка. Широкое вовлечение исключительных прав на идеальные продукты умственного труда в сферу товарно-денежных отношений, их "товаризация", рост их коммерческой ценности, обусловливаемой все большим влиянием, в частности, научно-технических достижений на рост производительности труда формировали представление о купле-продаже результатов интеллектуальной деятельности. А поскольку согласно экономическим представлениям о товарно-денежном обмене продукт труда лишь тогда приобретает в процессе обмена свойства товара, когда его участники противостоят друг другу как собственники, то и участники продажи исключительных прав стали восприниматься как их интеллектуальные собственники.
  Психологическая предпосылка. Сформировавшееся в течение столетий психологическое восприятие права собственности как священного и неприкосновенного интуитивно способствовало выработке стремления творческой интеллигенции иметь на свои произведения модель права аналогичного характера. Еще 100 лет назад профессор А.А. Пиленко, цитируя Де Буфлерса, который, излагая проект французского Патентного закона 1791 г., сказал, что всякое изобретение "есть собственность его автора", обратил внимание на психологические корни подобного подхода. По мнению А.А. Пиленко, Де Буфлерс подсознательно "хотел сказать: патентное право свято, - а сказал: патентное право есть собственность и потому свято. Промежуточный элемент (собственность) был для Bouflers совершенно безразличен. Если бы ему гарантировали святость, он, конечно, не стал бы ломать копья за собственность" <1>. Критикуя проприетарную теорию прав на нематериальные результаты умственного труда, другой российский специалист в данной области права справедливо усматривал корни этой теории в стремлении ее творцов подчеркнуть абсолютный, тождественный с таким вечным институтом, как право частной собственности на вещи, характер данных прав, в желании втиснуть сравнительно новый правовой институт в освященные традицией схемы <2>.
  --------------------------------
  <1> См.: Пиленко А.А. Право изобретателя (Серия "Классика российской цивилистики"). М., 2001. С. 586.
  <2> См.: Раевич С.И. Исключительные права. Право на товарные знаки, промышленные образцы, изобретения, авторское право. Л., 1926. С. 6.
 
  Юридическая предпосылка. Исключительные права на результаты творческой деятельности по своей природе являются, как и вещные права, в первую очередь право собственности, абсолютными. Носителю права и там и здесь не противостоит конкретное обязанное лицо. Как и обладатель вещного права собственности, обладатель исключительных прав может совершать в отношении объекта своих прав все не запрещенные законом действия с одновременным запрещением всем третьим лицам совершать указанные действия без согласия правообладателя. Но при этом нередко забывают о принципиальном различии в природе объектов рассматриваемых двух видов абсолютных прав.
  Юридико-техническая предпосылка. Она состоит в удобстве обозначения двумя-тремя словами большого числа результатов интеллектуальной деятельности, в частности тех, которые перечислены в ст. 2 (viii) Стокгольмской конвенции об учреждении ВОИС.
 
 2. Оценка проприетарной концепции
 
  Таким образом, проприетарная концепция прав на идеальные достижения человеческого ума обусловлена многими факторами. Однако все они в совокупности не позволяют регламентировать отношения по поводу этих достижений в рамках законодательства о праве собственности на вещи. Попытки приспособить механизм вещных прав к обслуживанию сферы творческой деятельности оказываются безуспешными.
  Как известно, модель права собственности предполагает осуществление собственником триады правомочий: владения, пользования и распоряжения вещью. К нематериальным результатам, каковыми являются все продукты интеллектуального труда, неприменимо правомочие владения: нельзя физически обладать идеями и образами. Не может быть прямо применено к нематериальным объектам и вещное правомочие пользования. Научно-технические идеи и литературно-художественные образы могут одновременно находиться в пользовании бесчисленного круга субъектов. При этом данные объекты не будут потребляться в процессе пользования, амортизироваться в физическом смысле слова.
  Принципиально важные отличия присущи и распоряжению творческими результатами. Отчуждая право на их использование по авторскому или лицензионному договору о передаче неисключительных прав, правообладатель (лицензиар) сам не лишается возможности продолжать их использование, а также разрешать аналогичное использование третьим лицам. Кроме того, при уступке исключительных прав утрачивают смысл различные оговорки, обычно сопровождающие куплю-продажу вещей: о скрытых недостатках вещи, необходимости ее осмотра покупателем, о порядке доставки вещи и т.п. Идеальные объекты исключительных прав нередко не нуждаются даже в простейшем их описании в договоре, поскольку, к примеру, описания изобретений публикуются и с ними может заранее ознакомиться любой потенциальный лицензиат. В договоре же достаточно назвать номер патента, охраняющего то или иное изобретение.
  Сходная интерпретация интеллектуальной собственности наблюдается и в современной зарубежной доктрине. Например, во Франции, где еще в конце прошлого века была заключена одна из наиболее важных многосторонних конвенций по праву промышленной собственности и где в 1993 г. на смену Закону 1957 г. "Об охране литературной и художественной собственности", патентному и некоторым другим законам пришел Кодекс интеллектуальной собственности, специалисты в разное время критиковали проприетарную концепцию.
  По свидетельству Р. Дюма, "в прошлом веке во Франции рассматривали литературную и художественную собственность как подлинную собственность, по сути относящуюся к категории движимого имущества. Такой же была и позиция кассационного суда, концепция которого позднее изменилась: он перестал применять термин "собственность", заменив его понятиями "монополия" и "исключительное право". В дальнейшем во Франции, к примеру, авторские права стали трактовать как собственность особого рода, которая требует специального регулирования ввиду ее нематериального характера. Данные права признавались также особыми интеллектуальными правами, находящимися вне классических концепций личных и вещных прав. Они могут быть лишь присвоены, но не являются интеллектуальной собственностью" <1>.
  --------------------------------
  <1> См.: Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. М., 1989. С. 17 - 18.
 
 3. Интеллектуальная собственность как совокупность
 авторских, смежных, патентных и других исключительных прав
 
  Изложенное позволяет сделать ряд выводов. Прежде всего, сами термины "интеллектуальная собственность", "промышленная собственность" вошли в международный и национальный обиход. Однако надо учитывать, что эти категории являются не вещно-правовыми понятиями, а скорее бытовыми синонимами таких понятий, как "мое", "собственное", "созданное мною" или "принадлежащее мне".
  Далее, вещно-правовой режим собственности, используемый на протяжении веков в отношении материальных объектов и включающий традиционные правомочия владения, пользования и распоряжения данными объектами, неприменим к нематериальным достижениям умственного труда. Он приемлем лишь для материальных носителей результатов этого труда, что, кстати, прямо подчеркивается, к примеру, в п. 5 ст. 6 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".
  В отношении же продуктов интеллектуального творчества следует применять режим исключительных прав. Лишь создатели данных продуктов, их работодатели или иные указанные в законе лица вправе их использовать и распоряжаться ими с учетом их нематериальной природы. В условиях рыночной экономики исключительные права на результаты творчества можно и нужно отчуждать в товарно-денежной форме. При этом важно учитывать, что в силу идеального характера и оригинальности (либо неочевидности) данных результатов плата за приобретение прав на их использование должна определяться не общественно необходимыми затратами на их производство, а соотношением спроса и предложения <1>.
  --------------------------------
  <1> См.: Зенин И.А. Товарно-денежная форма научно-технической продукции // Вопросы изобретательства. 1989. N 7. С. 9.
 
  Действующее законодательство в основном учитывает особенности правового режима результатов творчества. В частности, ни в одной статье раздела II части первой ГК, посвященного праву собственности и другим вещным правам (ст. ст. 209 - 306), ни слова не говорится об интеллектуальной собственности. Иными словами, последняя целиком отождествляется с исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, производимой продукции, выполняемых работ и услуг.
 
 Дополнительная литература
 
  Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003.
  Зенин И.А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау. М., 2004.
  Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). М., 2000.
  Пиленко А.А. Право изобретателя (Серия "Классика российской цивилистики"). М., 2001.
  Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., 2004.
 
 Глава 30. АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА
 
 § 1. Понятие, функции и источники авторского права
 
 1. Понятие и функции авторского права
 
  Авторское право в объективном смысле - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.
  Авторское право выполняет четыре функции.
  Первая из них - признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания. Авторское законодательство не дает общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декоративно-прикладного искусства.
  Вторая функция проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В силу ст. 138 ГК обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.
  Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно лишь определяет, что является, например, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и т.п. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом <1>.
  --------------------------------
  <1> Об обязательствах в сфере использования на договорных началах исключительных авторских прав см. гл. 50 т. IV настоящего учебника.
 
  Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав.
  Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права.
 
 2. Источники авторского права
 
  Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат законы и иные правовые акты РФ, международные договоры РФ, а также обычаи делового оборота. Согласно Конституции РФ и ГК источниками авторского права являются отдельные нормы ГК и принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы и искусства, не противоречащие ГК и другим федеральным законам.
  В настоящее время помимо ГК авторско-правовые отношения регулируются вступившим в силу с 3 августа 1993 г. Законом РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" <1>; Законами РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" <2> и "О правовой охране топологий интегральных микросхем" <3>, рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
  --------------------------------
  <1> ВВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1242. Действует в редакции Закона от 19 июля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2866) и Закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ (РГ. 2004. 28 июля), действующего (в основном) с 28 июля 2004 г. (далее - ЗоАП).
  <2> Действует в редакции Закона от 24 декабря 2002 г. N 177-ФЗ (РГ. 2002. 28 дек.) (далее - ЗПЭВМ).
  <3> ВВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2325, 2328. Действует в редакции Закона от 9 июля 2002 г. N 82-ФЗ (РГ. 2002. 13 июля).
 
  Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (в парижской редакции от 24 июля 1971 г.), измененная 28 сентября 1979 г. и вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции от 24 июля 1971 г. - с 9 марта 1995 г. <1>. Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 г. и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе 21 мая 1974 г. <2> и ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г.
  --------------------------------
  <1> Тексты Конвенций см.: Права на результаты интеллектуальной деятельности. Сборник нормативных актов / Сост. В.А. Дозорцев. М., 1994. С. 92 - 110, 234 - 261, 312 - 317.
  <2> ВВС СССР. 1988. N 34. Ст. 550.
 
  К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).
  Предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства могут регулировать также обычаи делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемые предпринимателями правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК).
 
 § 2. Объекты авторского права
 
 1. Понятие и критерии охраноспособности
 объекта авторского права
 
  Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон не дает определений данных понятий. Предполагается, что они очевидны и не нуждаются в особых дефинициях. Более важно определить объекты, авторские права на которые могут принадлежать конкретным физическим лицам.
  Закон устанавливает два общих легальных критерия охраноспособности объектов авторского права, дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права.
  Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства:
  - во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности;
  - во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.
  Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права могут служить как произведение в целом, так и его часть (включая ее название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.
  Творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам <1>.
  --------------------------------
  <1> См.: Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. С. 9, 10.
 
  Разумеется, творчество - субъективный критерий. Для одного научный вывод является результатом большого творческого напряжения, а для другого - обыкновенным итогом труда квалифицированного специалиста. Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг <1>, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности.
  --------------------------------
  <1> См., например: Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1967; Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994. С. 39 - 41.
 
  Следует признать, что на практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, пиратства, плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права, либо признается объектом патентного права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов.
  Подтверждение подобной трактовки критерия творчества можно найти, в частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений" <1>. В данном Постановлении Верховный Суд подчеркивал, что составители сборников неохраняемых авторским правом произведений имеют авторское право на эти сборники, если они подвергли их самостоятельной обработке или систематизации. Аналогичное право имеет и составитель сборника, с соблюдением прав авторов других произведений самостоятельно обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права. Здесь отождествление категорий "творчество" и "самостоятельное создание" не вызывает сомнений.
  --------------------------------
  <1> См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1995. С. 163 (далее - Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов).
 
  В случае если имело место пиратское копирование, орган, рассматривающий конфликт, прежде всего суд, может назначить экспертизу. Специалисты в соответствующей области творчества дадут свое заключение о самостоятельном создании произведения либо о недозволенном полном или частичном заимствовании чужого произведения. В последнем случае произведение или его часть не будет являться объектом авторского права. Более того, будут приняты все меры по защите прав подлинного автора.
  В соответствии с п. 2 ст. 3 ЗПЭВМ (в редакции Закона от 24 декабря 2002 г. N 177-ФЗ) "творческий характер деятельности авторов (соавторов) предполагается до тех пор, пока не доказано обратное".
  Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения тем более оправданна, что для авторского права безразличны собственно научные, литературные или художественные качества произведения. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства. Истории известны многочисленные примеры неприятия, резкой критики современниками некоторых достижений науки, литературы и искусства, даже гонений на их авторов, с последующим безудержным восхвалением. Скажем, ранее осмеивавшиеся произведения иных абстракционистов позднее признавались шедеврами, высоко оценивались на аукционах. Бывало и наоборот. Все это не имеет никакого значения для признания соответствующих произведений объектами авторского права.
  С точки зрения авторского права при отсутствии плагиата, незаконного присвоения любой результат умственной деятельности признается творческим и подпадает под авторско-правовую охрану. Необходимо лишь, чтобы творчески самостоятельное произведение отвечало второму критерию - было выражено, т.е. существовало, в какой-либо объективной форме.
  Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:
  - письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);
  - устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);
  - звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);
  - объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).
  При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные речи, доклады, лекции, проповеди.
  В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.
  Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения. Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет. Поэт В. Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.
  Юридически безразличным является и такой аспект произведения, как его обнародование. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т.е. выпущенный в свет, роман.
  Сказанное относится к любой форме обнародования, т.е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т.п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.
  Опубликование - это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом.
  Прежде чем определить публичный характер показа, исполнения или передачи в эфир, необходимо пояснить их смысл как таковых. Под показом произведения понимается, в частности, демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. Типичные объекты авторского права, обнародуемые в форме показа, - это кинофильмы и произведения живописи, экспонируемые на открытых выставках. Экземпляром произведения именуется его копия, изготовленная в любой материальной форме.
  Исполнение - это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.п.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). Передачей в эфир признается сообщение произведения посредством его передачи по радио или телевидению.
  Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трактовались как обнародование произведения, они должны носить публичный характер, т.е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения.
  Публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения понимаются как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.
 
 2. Виды объектов авторского права
 
  Исходя из того что любые произведения, отвечающие рассмотренным двум критериям, являются объектами авторско-правовой охраны, закон дает лишь примерный перечень наиболее распространенных из таких объектов с учетом не только их объективной формы, но и назначения, жанра, сферы применения и взаимосвязи отдельных произведений творчества. Объектами авторского права, в частности, являются:
  - литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  - драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы;
  - аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) и предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств;
  - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства (под произведением декоративно-прикладного искусства понимается двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического использования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом);
  - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и другим наукам.
  Каждый из перечисленных объектов авторского права может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разновидностям - по их внешним формам, жанрам, сферам применения. Например, литературные произведения могут быть художественного, научного, учебного и т.п. характера. Некоторые произведения впервые прямо упоминаются в законе (например, комиксы). Однако все названные и неназванные виды, подвиды и разновидности лишь тогда становятся объектами авторского права, когда они являются результатами творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме. В силу особой практической важности и специфики правовой охраны в дополнительном пояснении нуждаются, пожалуй, лишь программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.
  Вследствие неповторимости индивидуальных способностей авторов, самостоятельно создающих свои произведения, объекты авторского права всегда оригинальны. Вместе с тем некоторые творчески вполне самостоятельные произведения могут быть органически связаны с другими, служить их новой внешней формой. Такие произведения именуют производными. К ним относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства.
  Помимо производных произведений к объектам авторского права также относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов.
 
 3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права
 
  Закон традиционно предусматривает круг произведений, не являющихся объектами авторского права. Это:
  - официальные документы, в частности законы, судебные решения, иные тексты административного и судебного характера, а также их официальные переводы;
  - государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.);
  - произведения народного творчества;
  - сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
  Мотив прост: нельзя ставить возможность использования закона или денежных знаков в зависимость от усмотрения лиц, написавших их проект или сделавших их эскиз. Поэтому словоупотребления вроде "автор закона, герба, флага" следует понимать в сугубо бытовом, а не авторско-правовом смысле.
  Вместе с тем следует иметь в виду, что творческий труд по систематизации законов, судебных решений, административных и тому подобных актов порождает авторские права. Поэтому производные и составные произведения охраняются авторским правом и в том случае, когда они основываются на произведениях, не являющихся объектами чьего-либо авторского права.
  Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты. Данное ограничение авторского права, предусматриваемое п. 4 ст. 6 ЗоАП, обусловлено не государственными интересами (как в случае с законами или орденами), а неспособностью самого авторского права обеспечить надлежащую охрану перечисленных достижений. Прямая охрана идей, способов и тому подобных результатов возможна лишь в рамках жесткой формализации данных результатов, проведения экспертизы и выдачи охранных документов (по патентно-правовой модели), что не входит в функции авторского права.
 
 4. Сфера действия авторского права
 
  Охрана российским авторским правом произведений науки, литературы и искусства зависит не только от их творческого характера и объективной формы, но и от места их нахождения, обнародования и от гражданства их создателей. С учетом этих факторов определяется сфера действия авторского права.
  Авторское право распространяется на все обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, независимо от гражданства авторов и их правопреемников. На обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся за пределами России, авторское право признается только за авторами - гражданами РФ и их правопреемниками. За гражданами других государств и их правопреемниками авторское право на такие произведения признается только в соответствии с международными договорами РФ (п. 1 ст. 5 ЗоАП), в том числе Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г.
  Важны и другие правила. Произведение также считается впервые опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ. Кроме того, предоставление на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторского права и не перешедших в общественное достояние в РФ по той же причине (п. 4 ст. 5 ЗоАП в редакции Закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ).
 
 § 3. Субъекты авторского права
 
 1. Виды субъектов авторского права и его возникновение
 
  Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.
  В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.
  Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. В этом одно из главных достоинств авторского права по сравнению с патентным правом на изобретение и другие объекты промышленной собственности. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
  Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов:
  - латинской буквы "C" в окружности;
  - имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
  - года первого опубликования произведения.
  Поскольку знак охраны авторского права служит информационным целям и его помещение имеет факультативный характер, противоречат п. 1 ст. 9 ЗоАП и Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. допускаемые иногда ведомственные предписания об обязательном помещении на каждом издании знака охраны авторского права <1>.
  --------------------------------
  <1> БНА РФ. 1993. N 11. С. 58.
 
  Буква "C" является начальной буквой английского слова "copyright" ("авторское право"). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано на практике обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения. С помощью знака охраны службы, бюро и общества (таможенные, авторско-правовые и т.п.), в чьи задачи входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с недозволенным использованием охраняемых законом произведений. Например, таможенные органы, имея перечни опубликованных в стране произведений, следят за наличием на экземплярах импортируемой печатной продукции знака охраны. Отсутствие знака охраны, равно как и его незаконное помещение, может повлечь запрет на ввоз, арест продукции и другие санкции, налагаемые, как правило, судом.
  Существует презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т.е. соавторами.
 
 2. Соавторы как субъекты авторского права
 
  Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Соавторы имеют единое авторское право на произведение, как образующее одно неразрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. Первое соавторство именуется нераздельным, а второе - раздельным. Эти два вида соавторства различаются режимом использования произведений.
  Примеры нераздельного соавторства - творчество художников Кукрыниксы (Куприянова, Крылова, Ник. Соколова) или писателей И. Ильфа и Е. Петрова (романы "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок"). Они не выделяют свои части коллективных произведений.
  Типичный пример раздельного соавторства - коллективные учебники для юридических вузов, главы которых, написанные отдельными соавторами, четко разграничены и могут использоваться самостоятельно.
  Другой пример - музыкально-драматическое произведение с текстом, например опера. Будучи единым объектом авторского права, она легко распадается на два самостоятельных произведения (либретто и музыку) с двумя разными авторами.
  По общему правилу право на использование любого коллективного произведения принадлежит соавторам совместно. При желании они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением. Вместе с тем при раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения по своему усмотрению, в том числе запретить ее использование, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами. Напротив, при нераздельном соавторстве, когда произведение образует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.
  Вопросы соавторства являются одними из наиболее распространенных и сложных в спорах, возникающих из авторских правоотношений <1>. Сложившаяся судебная практика исходит из возможности достижения соглашений о соавторстве на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения. Соавторство на коллективное произведение может возникать и при отсутствии такого соглашения, например при использовании композитором изданных литературных произведений для создания музыкальных произведений с текстом. В любом случае важен факт творческого участия в создании произведения. Оказание автору или соавторам лишь технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков и т.п.) соавторства не порождает. Не ведет к соавторству и распространенное ныне спонсорство, т.е. оказание авторам финансовой помощи для создания произведения.
  --------------------------------
  <1> См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов. С. 161, 162.
 
 3. Составители как субъекты авторского права
 
  Правовой статус авторов отдельных, прежде всего составных и производных произведений, обладает определенной спецификой. Автору сборника, базы данных или другого составного произведения, именуемому составителем, принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов. Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые идеи или факты не являются объектами авторского права.
  Например, авторское право не охраняет факты принадлежности телефонных номеров конкретным абонентам. Поэтому у разных составителей может быть авторское право на телефонные справочники даже в пределах одного населенного пункта. Важно лишь, чтобы справочники разных составителей, содержащие одинаковые телефонные номера одних и тех же абонентов, существенно различались по подбору и расположению предметного каталога, его отдельных рубрик, фотоиллюстраций, рекламных материалов, а также по возможному сопроводительному переводу текстовых материалов на иностранные языки, цветовому оформлению и архитектонике буквенных, цифровых и графических компонентов. При таком условии не будет иметь правового значения, кто из составителей раньше или позже использовал для подготовки справочника исходную неохраняемую фактическую информацию. Согласно абз. 4 п. 1 ст. 11 ЗоАП авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.
  Разумеется, составители, имеющие дело с произведениями, охраняемыми авторским правом, обязаны считаться с авторами данных произведений. Более того, составитель пользуется авторским правом лишь при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включаемых в составное произведение. Попросту говоря, необходимо заручиться письменным согласием этих авторов. Напротив, авторы включаемых в сборники произведений (если иное не предусмотрено авторским договором) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению независимо от составного произведения.
  На отдельные составные произведения авторское право принадлежит издателям. Речь идет об энциклопедических словарях, периодических и продолжающихся сборниках научных трудов, газетах, журналах и других периодических изданиях. Исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняются за авторами произведений, включаемых в такие издания. Однако исключительное право на использование подобного издания в целом принадлежит издателю. В роли издателя обычно выступает юридическое лицо. Издатель вправе при любом использовании издания указывать свое наименование либо требовать такого указания.
 
 4. Авторы производных произведений
 
  К числу наиболее распространенных авторов производных произведений относятся переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществляющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей или рассказов. Поскольку авторы производных произведений всегда имеют дело с объектами чужих авторских прав, они пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Вместе с тем наличие авторского права переводчиков и авторов других производных произведений не мешает иным лицам на тех же условиях делать свои переводы и переработки одних и тех же произведений.
  Подобно отдельным составным произведениям, наличие нескольких субъектов присуще также аудиовизуальным произведениям. Это обусловлено тем, что любое аудиовизуальное произведение, будучи синтетическим по своей природе, аккумулирует творчество различных лиц: сценариста, композитора, режиссера-постановщика. Одновременно создание аудиовизуального произведения требует осуществления массы хозяйственных, технических, административных, финансовых и тому подобных действий. Их выполнение ложится на изготовителя аудиовизуального произведения, т.е. физическое или юридическое лицо (кино- и телестудию и т.п.), взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении.
  Вследствие этого применительно к создателям аудиовизуальных произведений различают их авторов и изготовителей. Авторами являются:
  - режиссер-постановщик;
  - автор сценария (сценарист) и автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для аудиовизуального произведения (композитор).
  Изготовитель заключает с авторами договоры на создание аудиовизуального произведения. Если в договоре не предусмотрено иное, его заключение влечет передачу изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение данного произведения, а также на субтитрирование и дублирование его текста.
  Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (например, автор романа, положенного в основу сценария), так и созданных в процессе работы над ним (скажем, оператор или художник-постановщик), не считаются авторами данного произведения: каждый из них пользуется авторским правом лишь на свое собственное произведение.
 
 5. Субъекты авторского права на служебные произведения
 
  Своеобразный состав субъектов авторского права складывается в отношении служебных произведений. Служебным признается произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Закон не дает определений понятий служебных обязанностей, служебного задания и работодателя. Обычно работодателем считается юридическое или физическое лицо, состоящее с работником в трудовых (служебных) отношениях в соответствии с трудовым законодательством. Лицо, выполняющее в рамках этих отношений определенные обязанности, признается работником. Круг служебных обязанностей работника определяется должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, уставами организаций и предприятий. Служебным обычно является конкретное задание работнику, исходящее от работодателя в лице его органов и зафиксированное в документации, с которой работник был ознакомлен до создания произведения.
  Права автора служебного произведения ограничены. Он имеет только личные неимущественные права, в том числе право на обнародование произведения. Исключительные же права на использование служебного произведения, если иное не оговорено в трудовом договоре, принадлежат работодателю. Закон предусматривает обширный перечень имущественных прав. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания. Данные правила не применяются, однако, к создаваемым в служебном порядке энциклопедиям и периодическим изданиям. Поэтому авторы служебных произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.
 
 6. Правопреемники и иные лица как субъекты авторского права
 
  Поскольку авторское право переходит по наследству (ст. 29 ЗоАП), наследники умершего автора входят в круг субъектов авторского права. Правопреемство в отношении произведений науки, литературы и искусства может осуществляться также в силу закона или договора о передаче имущественных прав. Так, в соответствии со ст. ст. 17 - 26 ЗоАП третьи лица вправе в определенных границах без согласия авторов использовать охраняемые произведения с выплатой или без выплаты авторского вознаграждения при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведений и не ущемляет необоснованным образом законные интересы авторов.
  Договорное правопреемство наступает в соответствии с условиями авторских договоров. На их основе субъектами авторского права становятся издательства, театры, студии и другие организации, а также физические лица, к которым переходят имущественные права.
 
 § 4. Личные неимущественные и имущественные авторские права
 
  По своему экономическому содержанию авторские права делятся на личные неимущественные и имущественные. Последние могут принадлежать в силу закона, договора или наследования любым субъектам авторского права. Личными же неимущественными правами могут обладать только авторы произведений. Данные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
 
 1. Личные неимущественные авторские права
 
  Автор в отношении своего произведения обладает такими правами, как:
  - право авторства;
  - право на имя;
  - право на обнародование произведения, включая право на отзыв;
  - право на защиту своей репутации.
  Органичность связи неимущественных прав с личностью создателя произведения проявляется, в частности, и в том, что право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора не переходят по наследству. Наследники вправе лишь бессрочно осуществлять защиту указанных прав в случае их нарушения. Это право наследников заметно актуализировалось в связи с незаконным использованием имен известных людей в коммерческих и рекламных целях.
  Важнейшим личным неимущественным правом является право авторства, т.е. основанная на факте создания произведения возможность лица признаваться его автором, создателем.
  Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно). Право любого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, закреплено в абз. 1 п. 1 ст. 19 ГК. Там же сказано, что в случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя.
  ГК не упоминает о возможности анонимного приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей. Однако из этого не следует, что положения ЗоАП об анонимном использовании произведений противоречат ГК и не должны применяться. Дело в том, что анонимно произведение воспринимается публикой. Автор же по-прежнему приобретает права и обязанности под своим подлинным именем, но через своего представителя, каковым является издатель.
  При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора, например Максима Горького или Эдуарда Лимонова, не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Данное положение действует до тех пор, пока автор произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
  Право на имя тесно связано с правом авторства. Обладая правом авторства, создатель произведения, как правило, персонифицирует его, снабжая произведение при опубликовании своим именем или псевдонимом либо приобретая авторские права на него анонимно (по согласованию с издателем). Тем не менее право на имя является самостоятельным личным правом автора, поскольку оно может быть нарушено независимо от нарушения права авторства. На практике нередки случаи, когда издатели, не отрицая авторства какого-либо лица на изданное произведение, не указывают его имени (псевдонима) либо в нарушение воли автора помещают на произведении его псевдоним вместо подлинного имени (или наоборот).
  Право на обнародование состоит в возможности автора самому обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме. Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. Обнародование произведения, в зависимости от его объективной формы и желания автора, может осуществляться путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.
  Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Подобный отказ именуется правом на отзыв. Реализация автором своего права на отзыв может нанести ущерб интересам пользователя произведения. Поэтому осуществление права на отзыв допускается лишь при условии возмещения пользователю всех причиненных решением автора убытков, включая упущенную выгоду.
  Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. Право на отзыв не применяется лишь в отношении служебных произведений.
  Отозванное автором произведение считается не обнародованным. Что это дает автору? Право на отзыв позволяет автору в некоторых случаях избежать неблагоприятных последствий обнародования произведения, поскольку обнародованные произведение в случаях, предусматриваемых ст. ст. 17 - 26 ЗоАП, могут в определенных рамках свободно использоваться третьими лицами, в том числе без выплаты авторского вознаграждения.
  Право на защиту репутации автора означает возможность защиты произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения. Закон устанавливает максимально широкие границы данного права. Ограждаются права автора на неприкосновенность не только содержания, но и названия произведения. В соответствии с законом никто, кроме автора, не вправе вносить в произведение изменения и дополнения, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, предисловием и послесловием, разрешать перевод, переделку, аранжировку или другую переработку произведения. Редакторская и иная правка допускается только с согласия автора. Закон не перечисляет возможные отклонения по чьей-либо воле от существа и формы произведения, поскольку он ограждает автора от всякого искажения произведения.
  Вместе с тем абз. 5 п. 1 ст. 15 ЗоАП говорит о защите произведения также от иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. То есть всякое искажение произведения - это всегда одна из форм посягательства на него. Автор вправе протестовать против него независимо от связи искажений с его честью и достоинством. Напротив, иное посягательство недопустимо, если оно наносит ущерб чести и достоинству автора. Иной подход был бы нелогичен, так как трудно вообразить, чтобы автор получал возможность протестовать, к примеру, против снабжения литературного произведения иллюстрациями помимо его воли (т.е. фактически против искажения произведения) лишь при условии нанесения этим ущерба его чести и достоинству. Тем более что иллюстрации могут быть выполнены на высоком профессиональном уровне и, по мнению читателей, украшать произведение.
  Но посягательства могут выражаться в некорректной оценке произведения, приписках его автору каких-либо неблаговидных поступков, связанных с созданием произведения. Вспомним непрекращающиеся домыслы об истории создания М.А. Шолоховым романа "Тихий Дон". Формула "иные посягательства, способные нанести ущерб чести и достоинству автора" может распространяться также на случаи недозволенного использования имени автора в рекламно-коммерческих целях.

<< Пред.           стр. 9 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу