<< Пред. стр. 6 (из 7) След. >>
Таким образом, Розанна сделала верные шаги для заполнения своих резервуаров любви. Ее обида на жизненные обстоятельства уменьшилась, а жизнь существенно улучшилась. У нее появилось больше развлечений, подруг и друзей, было и несколько романов. Наконец она связала свою жизнь с очень хорошим человеком, который не пренебрегал ею. Хотя Розанна не является сторонницей разводов, она рада, что после ухода первого мужа разобралась со своим прошлым и сумела построить новую, чудесную жизнь.Чтобы сломать замок обиды, нужно уяснить, как это необходимо для вас. Да, возможно, мир не справедлив, но, если воздерживаться от любви, ситуация никак не улучшится. Вам станет только хуже.
Если воздерживаться от любви" ситуация никак не улучшится.
Если вы заметили, что уклоняетесь от любви, следует понять, что тем самым создаете для себя проблемы. Осознайте, что обида уже является проблемой. Вы не только посылаете отрицательную энергию другим, но и притягиваете ее к себе.
В конце концов, если мы обижаемся, значит, не обнаруживаем в себе способностей создавать то, чего нам хочется. Боль утраты - вот из чего вырастает обида и уверенность в неспособности получить то, что нам нужно. Если мы вновь почувствуем свою способность созидать свою жизнь, обида испарится. Она всегда происходит из нашего предвзятого отношения к другим и склонности к упрекам.
Если мы обижаемся" по большому счету это значит" что мы не обнаруживаем в себе способностей создавать то, что нам хочется.
Обида недвусмысленно свидетельствует: вы слишком распыляете свои чувства. Вместо того чтобы упрекать других в черствости, найдите время для заполнения других своих резервуаров любви. Четко осознав, что в растрате чувств виноваты мы сами, вы сможете принять проблему, не тыча ни в кого пальцем. Эта мысль важна не только потому, что направляет вас в нужную сторону, но и потому, что помогает избавиться от чувства вины.
Обида недвусмысленно свидетельствует: вы слишком много вкладываете не туда, куда следует.
Большинство людей, отдающих слишком много, поступают так, желая сделать других счастливыми. Они стремятся быть совершенными. Но заканчивают тем, что растрачивают себя впустую. Блокируя свою любовь, они начинают чувствовать себя еще хуже.
Чтобы справиться с живущим в них чувством вины, они пытаются оправдать свои обиды и необходимость уклоняться от любви. Они настаивают на том, что жизнь несправедлива, что ими пренебрегали, что они терпели лишения.
Такие оправдания зачастую справедливы, однако они ограничивают нас. Как мы видели в предыдущих главах, применяя на практике секреты достижения личного успеха, мы можем получить то, что нам нужно, и создать, что нам хочется. Если мы ощущаем в себе способность творить, жизнь уже не кажется такой несправедливой.
10. ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЖАЛОСТИ К СЕБЕ
Вы испытываете жалость к себе, когда теряете врожденную способность быть благодарным жизни за все, что она дарует вам. Сосредоточившись на том, чего не получили, вы уже не можете испытывать признательность за то, что имеете, и не замечаете множества открывающихся возможностей. Хотя переживать свои неудачи и потери важно, при этом не следует терять внутреннюю способность быть благодарным жизни за те радости, которые она нам доставляет.
Когда вас переполняет жалость к себе, вы теряете способность быть благодарным за то, что имеете.
Причиной жалости к себе нередко является дефицит внимания. К примеру, дети, которым не уделяют должного внимания, нередко пытаются привлечь его к себе любой ценой. Хотя всем детям нужно, чтобы их выслушивали, посочувствовали им, потребности некоторых из них больше, чем возможности родителей. В результате, чтобы привлечь к себе внимание, дети учатся сгущать краски, рассказывая о своих проблемах.
Родители чувствительных детей часто делают ошибку, пытаясь игнорировать отрицательные эмоции своих чад. Они надеются: все само собой образуется. К сожалению, такие переживания не исчезают, а во многих случаях даже усиливаются. Дети привыкают изображать свой день как сплошную череду несчастий.
Бели наши переживания игнорируются" мы норовим их еще более драматизировать.
И это, как вы понимаете, проблема не только детей. Как же поправить ситуацию? Прежде всего, надо удовлетворить свою потребность в сочувствующем слушателе. А также, сосредоточась на своих чувствах, научиться проявлять позитивный интерес к другим людям (и вызывать такую же реакцию с их стороны). Необходимо найти время для того, чтобы прислушаться к переживаниям своего сердца. Чем ощущать зависимость от внешнего слушателя, лучше самому стать человеком, способным выслушать других.
Не дожидаясь внимания (от кого-либо) к вашим проблемам, отразите свои отрицательные эмоции на бумаге. Взяв на себя труд выслушать собственные жалобы, вы преодолеете зависимость от других людей.
Полезной может оказаться и другая практика: в определенный день не жаловаться самому и не сочувствовать жалобам других. Обратите внимание на то, как трудно не плакаться и не высказывать отрицательные суждения о людях или ситуациях. Вместо того чтобы говорить вслух о своих негативных переживаниях, заведите журнал, в котором будете отражать все, что с вами происходит. Это поможет натренировать свой ум и понять: вы способны привлекать к себе позитивное внимание и самостоятельно справляться со своими чувствами.
В определенный день не жалуйтесь.
Многие люди предчувствуют, что в этом мире должны иметь больше. Но, не зная как получить желаемое, воспринимают себя обделенными. Чтобы избавиться от чувства, что вас не пригласили на весе/тую вечеринку, надо... прийти на нее самому. Вместо того, чтобы чувствовать себя покинутыми, осознайте: то, что мы ищем вовне, всегда находится внутри нас.
Если мы нашли время для обретения необходимого и ощутили связь с душой, наша склонность чувствовать себя обойденными уменьшится. Установив связь с источником внутренней гармонии, вы не будете утолять духовную жажду во внешнем мире, а обратитесь к душе.
Чтобы выбраться из ямы жалости к себе, следует вновь и вновь напоминать себе о безграничных возможностях, которые появляются, когда мы согласовываем свои усилия со своим истинным "я".
Одна из основных проблем, порожденных жалостью к себе, состоит в следующем: мы не только упускаем возможности получить больше, но и совершенно отказываемся от них. И при этом - продолжаем упорствовать, убеждая себя, что несчастны. Мы считаем себя обиженными судьбой и думаем, что с этим ничего нельзя поделать. Жалеем себя и не хотим никаких изменений к лучшему.
Одна из основных проблем, порождены жалостью к себе, состоит в том, что мы не просто упускаем возможности получить больше. Мы отказываемся от них.
Мы также упускаем возможность помочь себе. Нас охватывают противоречивые чувства. С одной стороны - мы не верим, что кто-то может нам помочь, с другой - считаем, что спасти нас может только кто-то со стороны. Мы ждем, что некто даст то, чего нам не хватает в жизни, и сделает счастливыми. Если вы поверите в себя, ваш образ мыслей изменится. Ощутив в себе способность изменить свою жизнь, вы поймете: никто не сделает то, что способны сделать только вы сами.
Полностью избавиться от жалости к себе вы сможете, когда прочувствуете, как сердитесь на тех людей, которые отвергли и осудили вас, а затем сумеете простить их. Чтобы осознать свой гнев, вам, помимо обиды, надо ощутить и другие эмоции. Исцелив внутренние чувства, вы начнете возвращаться к своему истинному "я" и верить, что всегда сможете получить то, что вам нужно (и создать то, чего вам хочется).
11. ИЗБАВИТЬСЯ ОТ РАСТЕРЯННОСТИ
Растерянность охватывает нас, когда мы утрачиваем естественную способность четко видеть и понимать, что готовит вам жизнь. Каждое позитивное или негативное переживание способно научить нас чему-то полезному, тому, о чем мы раньше не знали. А также -укрепить наши положительные качества.
Когда мы растеряны, нам кажется, что мы упустили что-то важное. Вместо того, чтобы оставаться открытыми для получения ответов на свои вопросы, мы решаем, что должны постигнуть суть проблемы немедленно. Если мы думаем, что что-то проворонили, -чувствуем себя жертвой обстоятельств. Так легко запаниковать и принять наихудшее из решений.
Если мы не знаем, что делать, легко запаниковать и принять наихудшее из решений.
Стремясь немедленно найти решение, мы упускаем из виду, что жизнь, по существу, - последовательный процесс обучения. Требуя четкого ответа на свои вопросы, мы теряем внутреннюю уверенность в том, что способны поступать правильно.
Чтобы избавиться от растерянности, надо научиться жить с еще не решенными проблемами и не требовать от жизни немедленного совета, как их устранить.
Жизнь всегда ставит перед нами задачи, которые подводят нас к границам нашего понимания. Особенно трудно бывает понять, почему происходят (или нам кажется, что происходят) трагические события. Не понимая ясно тот факт, что жизнь создает препятствия не только на пути "никудышных" людей, но и на пути "хороших", мы начинаем думать о себе плохо. Часто мы растеряны потому, что не хотим чувствовать себя скверными или ответственными за что-то.
Мы не понимаем причин, по которым в жизни происходит много плохого, болезненного для нас. И не осознаем, что негативные события могут оказаться полезным для нас. Я помню, как развалился мой первый брак. Я чувствовал себя опустошенным. Я вопрошал Бога: "Как могло это произойти? В этом нет и не может быть ничего хорошего".
Урок, преподанный разводом
Тогда я не знал, что, разведясь со своей первой женой, я опять встречу Бонни и мы поженимся. С Бонни мы встречались еще до моей первой женитьбы. Я ее любил, но до поры до времени не был готов к семейной жизни. Если бы не распался мой первый брак, я не смог бы вернуться к Бонни.
У меня не было бы той чудесной семьи, которая есть сегодня. Хотя развод был болезненным, я очень благодарен ему за новую жизнь, которую он мне подарил.
Еще я благодарен за опыт, который получил, анализируя распад своего брака. Был момент, когда я чувствовал себя жертвой, однако впоследствии смог извлечь из пережитого много полезного. Наверное, самым важным для меня стало переосмысление всего, что я знал об отношениях между полами. И, разумеется, осознание своих ошибок, допущенных в браке.
Друзья мне сказали: "Ты знаешь много о человеческих взаимоотношениях, но ты все еще не понял, что женщины отличаются от мужчин". Внутренняя опустошенность помогла мне признать свои ошибки. Я воспринял это как идею и постепенно развил из нее концепции, отраженные в книге "Мужчины с Марса, женщины с Венеры". Вслед за этим ко мне пришел успех, моя карьера круто пошла вверх. Кроме того, я смог применить принципы, изложенные в моей книге, к своей жизни, - создал новую, крепкую семью. Эти достижения стали возможными благодаря усилиям, которые я предпринял для исцеления сердца, уязвленного разводом.
Внутренне опустошенные люди, как правило, более открыты для восприятия нового.
Сегодня, встречаясь с новыми для меня трудностями и не вполне представляя, что делать, я верю, что любые неприятности увенчает благополучный исход. И эта надежда всегда оправдывается. Это не значит, что я ничего не предпринимаю, предоставив событиям развиваться своим чередом. Я поступаю прямо противоположным образом: всецело погружаюсь в поиск решения проблемы. Часто причиной нашей растерянности является неспособность принять как факт новые обстоятельства нашей жизни. И поверить, что все изменения - к лучшему, даже если мы не знаем, какие пути к нему ведут. Мудрость веков гласит: все, что происходит, - к лучшему.
Если мы растеряны, обстоятельства всегда кажутся хуже, чем они есть на самом деле.
Чтобы избавиться от растерянности, подумайте о тех многочисленных случаях, когда вы оценивали ситуацию как очень опасную. Вы ожидали ужасных событий, а они не произошли. Пребывая в растерянности и не веря, что все пойдет на лад, мы попусту растрачиваем огромное количество энергии.
Уроки жизни
Неудачи и неожиданные препятствия, возникающие в нашей жизни, всегда предоставляют возможность чему-то научиться. Вы не сможете избежать препятствий, даже если делаете все правильно. Решение задач, которые ставит перед вами жизнь, позволяет понять, каким образом внутренние преграды могут способствовать нашему росту.
Один из способов научиться правильно воспринимать уроки жизни состоит в том, чтобы представить, будто вы уже достигли всех своих целей. Ощутив признательность за полученную поддержку, вернитесь назад и ощутите благодарность также ко всем трудностям, которые позволили вам вырасти, стать сильнее. Поблагодарив жизнь за преподанные ею уроки, вы избавитесь от растерянности и постигнете высшую мудрость бытия.
Благодарите прошлое за преподанные вам уроки.
Нельзя запретить миру, в котором вы живете, время от времени огорчать вас. Но можно научиться каждую неудачу использовать в своих целях. К примеру, как средство, способствующее обретению мудрости, происходящей от нашего истинного "я". Из всех неприятных событий возможно выходить окрепшим и закаленным. Каждое препятствие способно помочь вам в раскрытии своих внутренних сил и способностей.
Из всех неприятных событий вы можете выходить окрепшими и закаленными.
Придя в гимнастический зал, вы не станете поднимать легкие гантели. Чтобы ваши мышцы окрепли, им нужна существенная нагрузка. Наращивая мускулы, вам придется работать с тяжестями до изнеможения. По аналогии с этим, чтобы добиться большого личного успеха, вам необходимо преодолеть определенные трудности. Если каждое препятствие будет возвращать вас к мудрости истинного "я", перед вами откроются новые возможности достижения личного успеха.
Даже вашим костям необходима нагрузка, чтобы они не потеряли прочности. Если астронавты в невесомости ничего не будут делать для нагрузки своего скелета, их кости за несколько дней станут рыхлыми и даже могут сломаться. Подобным образом, препятствия играют в жизни важную роль, делая нас крепче. Но только если мы знаем, как с ними справляться.
Прежде чем бабочка выйдет из кокона, ей нужно приложить много усилий для освобождения. Если какой-нибудь доброхот надрежет кокон, чтобы освободить борющуюся за свободу бабочку, ее мучения прекратятся. Но она упустит нечто столь важное, что вскоре умрет, "Доброжелатель" не знал, что мучительные усилия необходимы бабочке, чтобы ее крылья окрепли для полета, а в результате бабочка ослабла и погибла.
Не приложив усилий, чтобы выбраться из кокона, бабочка не сможет взлететь.
Мы думаем, что жизнь дана нам для того, чтобы изменить внешний мир. И нередко ищем в нем своих врагов. Но истинное поле битвы расположено внутри нас. Всякий раз, сталкиваясь с препятствием на пути к личному успеху, мы должны помнить, что искать настоящую проблему необходимо в нас самих. Победив во внутреннем сражении и устранив преграды, мы возвратимся к своему истинному "я". Каждая новая победа подарит нам возможность по возрастающей ощущать любовь, радость и покой.
Препятствия никогда не уйдут из жизни. Но наша способность преодолевать их будет расти.
Согласившись с данной идеей, вы сможете перенести свое внимание с того, что кажется вам плохим, на то, чему можно научиться. Чем паниковать, лучше задать вопрос и с уверенностью ждать на него ответа.
12. ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЧУВСТВА ВИНЫ
Комплекс вины грозит вам в тех случаях, когда вы теряете естественную способность любить себя и прощать свои ошибки. Испытывать в той или иной степени стыд за совершенные ошибки - это хорошо. Плохо, если стыд не уходит после того, как вы осознали свою оплошность и сделали из нее необходимые выводы. Хроническое чувство вины лишает нас естественного ощущения, что за нами нет провинности, мешает ощутить свою ценность, чувство собственного достоинства.
Хроническое чувство вины лишает вас естественного состояния невинности.
Вместо того чтобы составить представление о своих желаниях и начать осуществлять их, вы слишком много делаете для других, чересчур к ним приноравливаетесь. А в результате - чувствуете себя не в своей тарелке, когда надо определиться со своими желаниями и потребностями. Вы хороший человек, но совершенно не способны сказать другим "нет". Вас слишком заботит, что о вас подумают. Каждый раз, отказываясь ради других от своих потребностей, вы теряете в самооценке.
Все сказанное в полной мере относилось к Пауле. У нее были дом, машина, образование, муж, дети, отличная работа с гибким графиком. Эта дама имела все во внешнем мире, но внутренне не была счастливой. Чего-то ей для этого не хватало. Придя на семинар по достижению личного успеха, женщина осознала, в чем дело: она чувствовала вину за то, что не была счастлива. Корила себя за то, что не во всем преуспела.
Вскоре Паула обнаружила, что ради внешних примет успеха она отказалась от самой себя. Ей пришлось стать другой. Она всегда была рада осчастливить других, но никогда не занималась тем, чего хотела сама. Паула прилежно делала все необходимое, чтобы родители гордились ею, чтобы муж и дети были счастливы. Но не осознавала, чего "ей" хочется на самом деле.
Она практически не могла представить, как можно жить без оглядки на других. Женщина боялась разочаровать окружающих и все время беспокоилась, что о ней подумают. Все это - признаки комплекса вины. После того, как Паула нашла время поработать со своим гневом, обращенным на жизнь, полную чувства вины, ее страхи начали рассеиваться.
Чувство вины делает нас чересчур "положительными".
Ларри тоже чувствовал вину, поскольку был уличен в краже. Он совершил преступление и теперь отбывал за это срок. Этот парень, впрочем, испытывал другой вид вины (не тот, что Паула): вину за совершенный дурной поступок. На занятиях, которые я проводил в тюрьме, он впервые почувствовал раскаяние, а затем избавил свою душу от чувства вины. Речь не о том, что Ларри снял с себя ответственность за совершенное преступление. Просто раскаявшись, он смог избавиться от душевной боли, вызванной виной, и вновь полюбить себя.
Комплекс вины не позволяет нам любить себя. Мы либо отключаем свои чувства ввиду их крайней болезненности, либо чувство вины день за днем гложет нас. К счастью, преодолеть внутренний кризис может помочь терапия. Ларри почувствовал боль от осознания своей никчемности, осудил себя, а в итоге - простил. Иначе говоря, дал себе еще один шанс стать добропорядочным гражданином. Срок заключения он использовал для подготовки к новой, лучшей жизни. В конце концов он почувствовал благодарность за предоставленную ему возможность трудом искупить свою вину.
Если мы виновны, первое, что надо сделать, - ощутить свою вину. Затем - простить себя и, если возможно, загладить провинность. Большинство людей, ощущающих вину, не могут стряхнуть ее с себя. Это чувство не ослабляет своей хватки и не уходит само по себе. Многие преступники снова берутся за старое и совершают новые преступления потому, что не умеют в полной мере ощутить свою вину и избавиться от этого ощущения.
Вместо того, чтобы устыдиться совершенного проступка, они подавляют свои чувства, отчего теряют связь со своим внутренним "я". Тем самым, которому известно различие между хорошим и плохим, верным и ошибочным. Не имея связи со своими внутренними ощущениями, они оправдывают будущие преступления теми страданиями, которые испытали в тюрьме.
Почему нас засасывает комплекс вины
Повинны ли мы в преступлении или просто чрезмерно ответственны перед другими, нам легко увязнуть в комплексе вины. Некоторые люди всю жизнь чувствуют себя виноватыми потому, что в детстве стащили с аптечного прилавка жевательную резинку, или потому, что в начальной школе сказали кому-то обидные слова. Если мы не знаем, как избавляться от комплекса вины, небольшие ошибки будут преследовать нас всю жизнь.
Склонность к этому комплексу возрастает, если до восем-надцатилет^него возраста с нами случилось что-то скверное. Чем мы младше, тем сильнее на нас действуют негативные переживания. Где-то до девяти лет дети чувствуют вину за все плохое, что с ними произошло или может произойти. Ребенку кажется: если с ним случилось что-то неладное, значит, он каким-то образом в этом виновен и недостоин ничего хорошего. Даже будучи невиновным, он ощущает свою вину и никчемность. Избавить детей от этого ощущения родители смогут, если возьмут на себя ответственность за то, что происходит с их детьми.
Дети чувствуют себя виновными во всем плохом, что с ними случилось или может произойти.
Если родители спорят, ругаются или просто разочарованы и несчастны, впечатлительные дети вбирают в себя их отрицательные эмоции. Больше того - они ощущают чувство вины за то, что происходит в семье. Родители, безответственные в получении того, что им нужно для счастья, неосознанно перекладывают бремя ответственности на плечи детей.
А некоторые родители даже активно способствуют возникновению у ребенка комплекса вины. "Ребенок создан для того, чтобы отвечать за эмоции родителей. Когда нам плохо, плохо должно быть и ребенку". Как бы вы себя чувствовали, если бы сейчас к вам предъявили такие требования?
Между тем дети гораздо ранимее взрослых. Чтобы ребенок рос, не чувствуя за собой вины, его надо окружить подтверждениями того, что родители сами отвечают за свои чувства и не сваливают вину на детей.
Чтобы освободиться от чувства вины, нам надо понять, что такое невиновность. Невиновность подразумевает, что мы достойны любви. Невинны все дети - даже когда они совершают ошибки. Ведь им не известно, что можно было поступить иначе. Они могут создавать проблемы, но мудрые родители знают: дети -просто дети, которые делают то, что могут. Это очевидно.
Невинность значит, что мы достойны любви.
По мере взросления необходимо также уяснить, что мы достойны любви. Даже когда делаем ошибки. Чтобы признать свою оплошность и сделать что-то для ее исправления, нет необходимости постоянно чувствовать вину и стыд.
Нам нужно просто осознать свои просчеты и искренне пожелать извлечь из случившегося необходимый урок. Важно понять: даже если мы повинны в каких-то проступках, тот, кем мы в действительности являемся, все равно чист. Комплекс вины - это неспособность прощать себя. Освободившись от стыда, мы сможем вернуться к ощущению собственной невиновности и осознанию ответственности за свои ошибки.
Осознав, что сделали ошибку, мы, конечно, испытываем стыд за то, что действовали неправильно. Иногда мы полагаем, что должны были знать, как поступить лучше. Но ведь на самом деле мы об этом не ведали! Люди всегда делают то, что, как им кажется, лучше всего для них. Никто не задается вопросом: "Как бы мне наделать глупейших ошибок?"
Люди всегда делают то, что, как им кажется, лучше всего для них.
Самопрощение подразумевает признание того, что глубоко внутри мы по-прежнему невинны и достойны любви. Невинность является частью нашего истинного "я". Освободившись от стыда, мы приходим к ощущению своей невинности. Сумев простить себя, вновь чувствуем, что заслуживаем лучшего.
Чтобы достичь в жизни успеха, нам надо обладать чувством собственного достоинства. Без любви к себе и самоуважения мы никогда не сможем воплотить в жизнь свои мечты. Если мы чувствуем себя никчемными, то, как только начнут проявляться наши истинные желания, станем подавлять их. Зациклившись на комплексе вины, мы слишком склонны жертвовать собой ради тех, о ком заботимся, и забываем думать о себе.
ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ВНУТРЕННИХ ПРЕПЯТСТВИЙ
Преодолев двенадцать препятствий на пути к личному успеху, вы не только сможете наслаждаться внешним успехом, но и облегчите себе доступ к истинному "я". Если вы научились чувствовать внутренний покой, любовь, радость и силу, - сможете более эффективно создавать и привлекать в свою жизнь то, чего вам хочется. Не отказываясь от самого себя и делая то, что вам нравится, вы получите то, чего действительно желаете.
Хотя эти идеи легко понять, осуществить их на практике сложнее. Внешний успех требует затрат времени и энергии, проявления решительности. Эти же условия необходимы для достижения личного успеха. Чтобы добиться своего, нам следует не только изменить свое мышление и заглянуть в себя, но также проявить ощущения, скрытые за каждым из двенадцати препятствий. А затем избавиться от них.
В следующей главе вы познакомитесь с духовными идеями, а также методами и техниками, позволяющими вернуться к своему истинному "я". Без них вам не получить то, что необходимо для устранения внутренних препятствий. Выполняя разные упражнения и медитации, устраняющие эти преграды, вы создадите питательную почву, в которую падут зерна ваших желаний. Научившись преодолевать каждое из препятствий, вы сразу ощутите в себе внутреннюю способность привлекать и создавать то, что вам хочется.
ГЛАВА 17 УПРАЖНЕНИЯ И ИСЦЕЛЯЮЩИЕ МЕДИТАЦИИ
'ТЕПЕРЬ, ПОСЛЕ ТОГО, как вы начали глубже понимать X механизм возникновения внутренних препятствий, пришла пора взять на вооружение упражнения и исцеляющие медитации, которые позволят их устранить. Для ликвидации каждой из двенадцати преград существует особый метод. Он поможет вам ощутить сопутствующие эмоции и освободиться от них в процессе возвращения к своему истинному "я". Помимо этого, если вы станете регулярно обращаться в медитации к Богу, откроются каналы, в которые устремится божественная милость. Молитва поможет вам устранить внутренние препятствия.
ЭФФЕКТ АЙСБЕРГА
Основная техника устранения препятствий направлена на выявление сопутствующих им скрытых эмоций. Представьте себе айсберг. Над водой находится только десять процентов льда, остальной скрывается ниже. Внутреннее препятствие - как раз то, что вы видите на поверхности. Рассмотрев скрытые ощущения, эмоции и желания, вы сможете устранить преграду.
Если вы столкнулись с препятствием, вас расстраивает сразу многое. Причем большинство ваших переживаний являются скрытыми.
Если вы заблокированы" вас расстраивает сразу множество вещей.
Допустим, я кого-то нечаянно толкнул и он на меня за это очень рассердился. Ему может казаться, что он зол на меня, но на самом деле его выводят из себя и другие события. Давайте рассмотрим, какие чувства могут скрываться за проявленными переживаниями.
Он рассержен на меня, но также зол из-за того, что потерял работу.
*?За его гневом скрывается уныние, вызванное отсутствием постоянного источника доходов.
*?За его унынием скрывается страх. Он боится, что никогда не найдет работу и не решит своих проблем. Он опасается, что жена разлюбит его.
*?За его страхом скрыто сожаление. Он сожалеет, что не может найти путь к успеху.
На первый взгляд могло показаться: он упрекает меня в том, что я его толкнул. Но существует подводная часть айсберга, состоящая из множества переживаний. Если у человека есть веские основания для расстройства (например, потеря работы), легко постигнуть и его эмоции более глубокого уровня. Нам понятна чужая боль.
СОЗДАВАТЬ БОЛЕЕ ВЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАССТРОЙСТВА
Обнаружив в себе более веские основания для расстройства (чем те, которые видны на поверхности), вам будет легче осмыслить, что существуют глубинные переживания, а также проявить понимание и сочувствие. Это очень простая идея. И одновременно - основной метод избавления от внутренних преград.
Найдя в себе более веские основания для расстройства, нам будет легче осмыслить, что существуют глубинные переживания.
Наткнувшись на препятствие, найдите для его существования более веские основания, чем те, что обнаруживаются сразу. Мысленно вернитесь в прошлое и ощутите эмоции, связанные с этим препятствием. Если вам надо заполнить любовью резервуар с витамином К, представьте, что общаетесь с родителями. Если нужно получить витамин О, вообразите, что говорите с домашними и с друзьями.
Чтобы работать с внутренним препятствием, перенеситесь во времени назад. Представьте, что вы находитесь в возрасте, когда были более эмоциональны и ранимы. Над чувствами всегда легче работать в своем прошлом. Если вы довольны годами, которые миновали, вернитесь во время, предшествовавшее вашим положительным ощущениям.
Чтобы работать с внутренним препятствием, перенеситесь в прошлое.
С преградой в душе вы не сможете вполне ощущать свои эмоции. Иначе говоря, препятствие мешает вашему контакту со своей эмоциональной ипостасью. Чтобы ее обнаружить, надо вновь ощутить себя маленьким ребенком. Необходимо стать чувствительным и эмоциональным, как малыш. Вообразив себя ребенком, вы легко найдете повод для расстройства.
Чтобы освободиться от внутренних преград, вам нужно почувствовать себя ребенком.
Если не припоминаете ничего подходящего, можете что-то придумать и вообразить, что так оно и было на самом деле. Впрочем, большинство людей помнят хотя бы несколько трудных и болезненных в эмоциональном плане моментов своего детства. Все они годятся для того, чтобы связать нынешние неприятности с прошлыми переживаниями.
КАК РАБОТАТЬ С ПРОШЛЫМ
Работать с прошлым просто. Немного практики, и вы увидите, что способны избавиться от всех внутренних преград. Вот четыре основные ступени:
1. Распознать свое внутреннее препятствие и связать его с прошлым.
2. Написать "письмо ощущений".
3. Написать "письмо-отклик".
4. Написать письмо в ответ на "письмо-отклик".
Если вы научитесь работать со своим прошлым и избавляться от внутренних препятствий, минувшее уже не сможет сдерживать вас. Напротив, оно окажет вам существенную
помощь в созидании такого будущего, о котором вы мечтаете. Давайте детальнее рассмотрим эти ступени.
"ПИСЬМО ОЩУЩЕНИЙ"
Для каждого из двенадцати препятствий форма письма ощущений будет особой. С помощью приведенной ниже таблицы вы сможете определить, переживание каких эмоций и в какой последовательности поможет вам больше. Особенно большим подспорьем эта таблица окажется для начинающих. Со временем вы научитесь бегло перебирать эмоции и перестанете нуждаться в таблице.
Внутреннее препятствие Общие ощущения Терапевтическая эмоция 1. Склонность к упрекам Обманутость Гнев 2. Депрессия Заброшенность Печаль 3. Беспокойство Неуверенность Страх 4. Безразличие Бессилие Сожаление 5. Предвзятость Неудовлетворенность Разочарование 6. Нерешительность Обескураженность Огорчение 7. Медлительность Беспомощность Тревога 8. Придирчивость Неполноценность Замешательство 9. Обида Лишенность Зависть 10. Жалость к себе Обойденность Боль 11. Растерянность Безнадежность Испуг 12. Комплекс вины Недостойность Стыд С помощью этой таблицы вы можете написать подходящее "письмо ощущений", отражающее эмоцию, связанную с определенной преградой, а также следующие три эмоции из таблицы.
Например, чтобы избавиться от первой преграды (склонность к упрекам), вам надо вспомнить, как вас обманули, а потом исследовать такие эмоции, как гнев, печаль, страх, сожаление. Или, чтобы устранить двенадцатое препятствие (комплекс вины), вам понадобится вспомнить, как вы чувствовали себя никчемным, а затем проработать стыд, гнев, печаль и страх.
ДВЕНАДЦАТЬ ФОРМ "ПИСЬМА ОЩУЩЕНИЙ"
Итак, пишем "письмо ощущений". Обычно для того, чтобы полностью избавиться от нежелательных ощущений, вам нужно остановиться на четырех эмоциях. Лишь иногда для поиска скрытых переживаний необходимо пройти через всю таблицу. Каждая из двенадцати форм письма ощущений поможет вам найти ключевую эмоцию, от которой нужно освободиться. Вот эти двенадцать форм:
1. Для склонности к упрекам: вспомните, как чувствовали себя обманутым, и опишите гнев, печаль, страх и сожаление.
2. Для депрессии: вспомните, как чувствовали себя заброшенным, и опишите печаль, страх, сожаление и разочарование.
3. Для беспокойства: вспомните, как чувствовали себя неуверенным, и опишите страх, сожаление, разочарование и огорчение.
4. Для безразличия: вспомните, как чувствовали себя бессильным, и опишите сожаление, разочарование, огорчение и тревогу.
5. Для предвзятости: вспомните, как чувствовали себя неудовлетворенным, и опишите разочарование, огорчение, тревогу и замешательство.
6. Для нерешительности: вспомните, как чувствовали себя обескураженным, и опишите огорчение, тревогу, замешательство и зависть.
7. Для медлительности: вспомните, как чувствовали себя беспомощным, и опишите тревогу" замешательство, зависть и боль.
8. Для придирчивости: вспомните, как чувствовали себя неполноценным, и опишите замешательство, зависть, боль и испуг.
9. Для обиды: вспомните, как чувствовали себя лишенным чего-то важного, и опишите зависть, боль, испуг и стыд.
10. Для жалости к себе:, вспомните, как чувствовали себя обойденным, и опишите боль, испуг, стыд и гнев.
11. Для растерянности: вспомните, как переживали безнадежность ситуации, и опишите свой испуг, стыд, гнев и печаль.
12. Для комплекса вины: вспомните, как чувствовали себя никчемным, и опишите стыд, гнев" печаль и страх.
КАК ПИСАТЬ "ПИСЬМО ОЩУЩЕНИЙ"
[Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
Выбрав четыре подходящие эмоции, решите, кому бы вам хотелось адресовать письмо. Как правило, наиболее глубоко вы сможете прочувствовать свои переживания, если адресуете письмо родителям. Даже если вы сирота и никогда не знали ни отца, ни матери, в уме и сердце существует образ ваших взаимоотношений с родителями. Вы всегда можете представить, что разговариваете с ними. Также можно написать тому, кто причинил вам беспокойство, или кому-то, с кем вы тесно связаны, чья поддержка вам необходима.
Очень неплохо поделиться тем, что вас беспокоит, с родителями. Вовсе не обязательно упрекать их в письме. Однако следует избегать к другой крайности. В некоторых случаях люди не хотят предъявлять упреки родителям, считая, что это является выражением нелюбви к ним. Такое умонастроение свидетельствует о подавлении эмоций, которые вам необходимо выразить. Если мы не можем рассердиться, значит, в раннем детстве нас научили, что родители не заслуживают гнева и что сердиться - значит не любить их.
Ваш гнев еще не означает, что у вас плохие родители или что они вас не любят. Они делали максимум того, что могли.
Но никто не способен дать ребенку все, что ему нужно. Сердиться и выходить из себя - важная часть взросления. Важно Научиться йаправлять гнев в безопасное русло и избавляться от него, а не подавлять из каких-то соображений.
Иногда люди не пишут писем, поскольку думают, что все и так образуется. Дескать, река жизни все уносит. Может показаться, что теперь все хорошо и не о чем заботиться. В этом случае вспомните, как чувствовали себя накануне того, как неприятность уладилась. Вернитесь к своим переживаниям и избавьтесь от них, написав "письмо ощущений".
Решив, кому вы адресуете письмо, пишите по нижеприведенному образцу:
Образец "письма ощущений"
Дорогая (дорогой)______.
1. Я почувствовала себя обманутой, когда...
2. Я рассердилась на...
3. Меня опечалило, что...
4. Я боялась, что...
5. Я сожалею, что...
6. Я хочу, чтобы...
Выбрав соответствующие внутреннему препятствию ощущения и эмоции, для облегчения их выражения используйте вводные (начальные) фразы. В конце письма отразите свои желания. Заполняйте каждый пункт не менее двух-трех минут. Таким образом, полностью письмо будет написано за десять-пятнадцать минут.
Подобные письма пишутся ради их терапевтического эффекта. Нет необходимости посылать их кому-либо. Если вы чувствуете, что вам надо высказаться, всегда полезно с готовностью и любовью выслушать самого себя.
"ПИСЬМО-ОТКЛИК"
Записав свои ощущения и желания, представьте, что получили идеальный ответ на свое письмо. Ответ напишите сами от имени обидчика. Такой, отклик создаст иллюзию, что вас услышали и поняли. В результате вам захочется простить человека, причинившего вам страдания. Если вас кто-то разочаровал или обманул, представьте, будто он клянется загладить свою вину. Подумайте, как он это сделает. Может, вначале вам надо получить подтверждение того, какая вы необыкновенная личность и как вас любят? Напишите все, что хотите услышать.
Когда пишете, представляйте, как полученное письмо улучшит ваше настроение.
Даже если оскорбивший вас человек в реальной жизни не скажет подобных слов, все равно напишите их. Сочините фразы, которые заслуживаете услышать, и вы приобретете положительные эмоции, которых вам недоставало. Испытав, таким образом, позитивные переживания" вы восстановите связь с утраченной гранью своего истинного "я".
Хотя конкретный человек в реальности не оказал вам необходимой поддержки, вы можете изложить в письме-отклике все, что хотели бы от него услышать. И, таким образом, обрести необходимую вам любовь и заботу. Воображение имеет большую силу. Когда мы расстроены, большую часть времени рисуем ситуацию черными красками. Подумайте о тех случаях, когда все оказалось не так плохо, как вы предполагали.
Если вы не достигли личного успеха, значит, какая-то часть вас не полностью связана с истинным "я". Восстановить утерянную связь можно, дав себе оценки, которых не получили от других.
Форма отклика на каждый из двенадцати видов писем ощущений 'всегда будет одной и той же. С практической точки зрения это хорошо, поскольку, испытывая отрицательные эмоции, мы не всегда Понимаем, что нам нужно предпринять. Первые фразы провоцируют слова любви, в которых вы нуждаетесь.
С помощью изложенных ниже вводных конструкций напишите отклик, который создаст иллюзию, что вас услышали и что о вас заботятся. Вы можете свободно добавить в письмо все, что поможет вам чувствовать себя лучше.
Образец "письма-отклика"
Дорогая (дорогой)_______.
1. Я прошу прощения за...
2. Пожалуйста, прости меня за...
3. Теперь мне понятно, что...
4. Я обещаю, что...
5. Я люблю..-. Ты самая (самый)... Ты заслуживаешь
С любовью,______
ОТВЕТ НА "ПИСЬМО-ОТКЛИК"
Написав "письмо-отклик"" представьте, как бы почувствовали себя, получив его на самом деле. Теперь напишите ответ на это послание. Очень важно найти время для того, чтобы выразить те положительные эмоции (и почувствовать их), которые помогут вам достичь равновесия и вернуться к своему истинному "я". Превратив негативные переживания в положительные эмоции, вы выберетесь из ловушки прошлого.
Если вы смогли залечить старые раны и извлечь из прошлого уроки, - не будете больше притягивать к себе ситуации, повторяющие прошедшее. Вы сможете создавать все, что хотите. Связав негативные переживания со своим прошлым и преобразовав их в положительные эмоции, вы обретете способность устранять внутренние препятствия на пути к тому, чего вам хочется.
Семь начальных фраз помогут вам ощутить и выразить положительные эмоции, которые способствуют обретению контакта со своим истинным "я".
Образец ответа на "письмо-отклик"
Дорогая (дорогой)_______.
1. Твоя любовь позволила мне почувствовать...
2. Теперь я понимаю...
3. Я прощаю...
4. Мне радостно, что...
5. Я люблю...
6. Я чувствую уверенность...
7. Я испытываю благодарность за...
С любовью, ________.
Найдя время для выражения позитивных эмоций, вы тем самым заполните пустоту, образованную отрицательным переживанием. Даже если вам сразу стало лучше после того, как вы отразили на бумаге свои негативные переживания, все равно потратьте еще несколько минут, чтобы ощутить и записать положительные эмоции. Это существенно упрочит вашу связь со своим истинным "я".
ЧЕТЫРЕ СТУПЕНИ
Ниже приведены примеры всех четырех ступеней, ведущих к избавлению от внутренних преград.
Карл увяз в упреках. Он всегда обвинял свою работу в том, что несчастлив. Он много работал, но не зарабатывал, сколько ему хотелось бы. Со временем он ко всему утратил интерес. Однажды парень нашел время, чтобы отразить на бумаге все, что его огорчало, но от этого ему не стало легче. Тогда Карл решил попробовать освободиться от своей внутренней преграды, обратившись в прошлое.
Он злился из-за того, что его работа оказалась совсем не такой, как он представлял. Внутренне он чувствовал себя обманутым. Но поскольку сам выбрал работу, не мог на себя долго гневаться. Чтобы испытать более глубокие эмоции, Каря связал свой гнев с тем моментом детства, в который почувствовал себя обманутым. Ему было восемь лет, отец пообещал взять его на рыбалку. Карл весь день провел в ожидании отца. Однако объявившись, папаша не только не извинился перед сыном, но еще и отчитал за то, что тот не сделал домашнее задание.
Работая над своими эмоциями, Каря перенесся в прошлое и представил себя в тот момент, когда отец оттолкнул его и отругал. Потом он выразил все четыре эмоции, связанные с упреками. Вот его письмо:
"ПИСЬМО ОЩУЩЕНИЙ" КАРЛА
Дорогой папа,
1. Обманутость: Я почувствовал себя обманутым, когда ты не сдержал своего обещания и не нашел времени побыть со мной.
2. Гнев: Я рассердился за то, что ты отругал меня. Меня злит, что ты придирчив и эгоистичен. Я злюсь, потому что ты думаешь только о себе, а не обо мне. Ты обещал взять меня на рыбалку и.не сделал этого. Это несправедливо. Я рассержен тем, что ты не сдержал своего обещания.
3. Печаль: Меня печалит, что ты не заехал за мной. Я опечален тем, что другие вещи оказались для тебя важнее. Я печалюсь, что никак не развлекался в субботу. Я охвачен печалью из-за того, что у тебя так много работы. Печаль поселилась в моем сердце потому, что ты не хочешь проводить со мной больше времени. Особенно я опечален тем, что ты даже не извинился Печально, что я провел весь день наедине с самим собой. Достойно печали, что день был таким невеселым.
4. Страж: Боюсь, что не смогу больше верить тебе. Боюсь, что ты не понимаешь моих чувств. Мне страшно, когда ты кричишь на меня. Мне страшно из-за того, что от меня требуют слишком многого. Я боюсь, что у меня не будет радостного детства. Боюсь, что все будут развлекаться, а я - нет. Меня страшит, что тебе до меня нет дела. Страх охватывает меня от одной мысли, что ты меня не любишь и что я недостаточно хорош.
5. Сожаление: Жаль, что мы не поехали на рыбалку. Сожалею, что не сделал домашнего задания. Жалко, что я потратил весь день на ожидание тебя. Как жаль, что мы не можем быть ближе друг другу. Достойно сожаления, что мы не провели выходной день вместе. Очень жалко, что у тебя так много работы и тебя почти никогда цет дома. Сожалею, что не получил лучших оценок. Жаль, что я не настолько хорош, как мои братья.
6. Желания: Я люблю тебя и хочу проводить с тобой больше времени. Я хочу, чтобы ты понимал мои чувства. Мне хочется иметь больше развлечений. Я хочу радоваться своему взрослению. Я не хочу в одиночестве ждать тебя. Мне хотелось, чтобы ты позвонил и сказал, что случилось. Я желаю чувствовать себя важной частью твоей жизни. Хочу, чтобы ты мной гордился. Хочу хорошо себя чувствовать и быть счастливым. Мне хочется чувствовать себя невиновным, а не бояться всегда твоего неодобрения. Я хочу, чтобы ты проводил больше времени со мной. Я люблю тебя, и мне тебя недостает.
Написав "письмо ощущений", Карл поднялся на вторую ступень и представил, что получил то, чего хотел. Затем он сочинил такой отклик, какой ему хотелось бы получить от отца. В реальной жизни его родитель никогда не написал бы ничего подобного. Но метод-то все равно действует!
Написав идеальный отклик, Карл приобрел то, чего не мог получить раньше. Еще важнее, что он ощутил положительные эмоции, которые уравновесили выраженные им отрицательные переживания. Вот его "письмо-отклик":
"ПИСЬМО-ОТКЛИК" КАРЛА
Милый Карл,
1. Извинения: Извини, что я пришел домой поздно. Мне очень жаль, что тебе не довелось порыбачить со мной. Извини, что я опять разочаровал тебя. Я сделал ошибку, что не позвонил.
2. Просьба о прощении: Пожалуйста, прости, что я не был с тобой. Прости, что я не беру тебя с собой рыбачить и мы не развлекаемся вместе. Прости, что я пренебрегаю тобой.
3. Понимание: Я понимаю, что расстроил тебя. Ты справедливо рассердился на меня. Я понял, что ты побоялся говорить со мной потому, что я сделал тебе выговор. Мне понятно, почему ты так опечалился. Ты почувствовал, что теряешь детство. Я понял, что, хотя и обязался взять тебя на рыбалку, в результате оставил тебя в одиночестве. Я очень сожалею, что поступил так, и хочу загладить перед тобой свою вину.
4. Обещание: Я хочу, чтобы ты был счастлив и весел. Хочу взять тебя на рыбалку. На этот раз я сдержу слово. В следующую субботу мы поедем рыбачить вместе и славно проведем время.
5. Любовь: Я хочу, чтобы ты знал, что я люблю тебя. С сегодняшнего дня все изменится. Ты очень дорог мне, и я очень Шебя люблю.
Твой любящий отец
Достигнув третьей ступени, - важно представить и выразить чувства, вызванные обретением того, в чем вы так нуждались.
ОТВЕТ КАРЛА НА "ПИСЬМО-ОТКЛИК"
Дорогой папа, .
1. "Твоя любовь позволила мне почувствовать...": Твоя любовь позволила мне почувствовать себя лучше. Ты дал мне возможность чувствовать себя хорошо. Ты подарил мне надежду на то, что я могу быть счастлив, что мы будем славно проводить время вместе.
2. "Теперь японимаю...": Теперь хпонимаю, что ты любишь меня. Я понял, что ты не со зла отчитал меня. Я не плохой. Я знаю, что ты любишь меня, и я люблю тебя, папа.
3. "Я прощаю...": Я прощаю тебя. Прощаю за то, что ты не был со мной. Я прощаю, что ты не проявил чуткости и отчитал меня. Я прощаю тебя за то, что ты заставил меня ждать.
4. "Мне радостно, что...": Мне радостно, что ты заботишься обо мне. Я рад, что могу разговаривать с тобой. Я радуюсь, что мы можем быть ближе друг другу и отдыхать вместе. Я так рад, что могу верить тебе и положиться на тебя. Я счастлив, что ты любишь меня и прислушиваешься ко мне.
5. "Я люблю...": Я люблю рыбачить. Мне нравится быть самим собой. Мне нравится чувствовать, что мы близки. Мне нравится, что мы будем чаще бывать вместе. Мне по вкусу быть самим собой.
6. "Я чувствую уверенность...": Я чувствую уверенность в том, что могу быть счастлив в жизни. Я уверен, что ты любишь меня, что я важен для тебя. Я чувствую уверенность в том, что могу доставить тебе радость. Уверен, что я хорош такой, какой есть.
7. "Я испытываю благодарность за...": Я испытываю благодарность за вашу с мамой любовь ко мне. Я благодарен, что ты хочешь проводить со мной больше времени. Я признателен за хороших школьных учителей. Я благодарен за мою замечательную комнату. Я благодарю Бога за то, что он дал мне таких замечательных родителей.
Написав ответ на "письмо-отклик", Карл почувствовал себя настолько лучше, что захотел написать еще одно послание. Он представил, что отправился на рыбалку с отцом и испытал еще более мощные позитивные эмоции.
ВТОРОЙ ОТВЕТ КАРЛА НА "ПИСЬМО-ОТКЛИК"
1. "Твоя любовь позволила мне почувствовать...": Сейчас мы с папой рыбачим, и это так здорово. Я только что поймал рыбу, и папа гордится мной. Я спокоен и уверен в себе. Как хорошо делать что-то вместе. Я очень рад, что у меня такой папа. Он так любит меня, и я люблю его. Мы отлично проводим время.
2. "Теперь я понимаю...": Теперь я знаю, как чудесно ловить рыбу и проводить досуг со своим папой.
3. "Я прощаю...": Я прощаю папу за все случаи, когда он не выполнял обещаний.
4. "Мнерадостно, что...": Мне радостно, что он взял меня с собой. Я рад, что сегодня такой чудесный день. Я счастлив, что могу быть С папой просто так, безо всяких условий. Мне приятно, что сегодня я не сделал ничего плохого. Я так обрадовался, когда поймал рыбу. Я очень рад, что мы отдыхаем вместе.
5. "Я люблю...": Я люблю быть с папой и делать что-то вместе с ним. Мне нравится развлекаться. Мне нравится удить рыбу из лодки. Я люблю получать от этого удовольствие. Я люблю бывать в новых местах и делать что-то новое. Я люблю приключения.
6. "Я чувствую уверенность...": Я чувствую уверенность в том, что могу быть самим собой и хорошо проводить время. От меня никто не требует быть совершенным. Я могу расслабиться, и все будет хорошо. Я могу верить своему папе. Он действительно любит меня и находится здесь ради меня. Я верю, что он понимает меня и что я необходим ему.
7. "Я испытываю благодарность за...": Я испытываю благодарность за эту рыбалку. Это было так здорово. Я благодарен за рыбу, которую поймал. Я благодарен за замечательную погоду. Я признателен папе, что он нашел для меня время. Я знаю, как он занят. Я очень благодарен за то, что не один в мире и что он меня любит. Я благодарен за время, проведенное вместе с ним.
С таким благожелательным настроем Карл вернулся из прошлого в настоящее и почувствовал себя намного лучше. Хотя на его работе не произошло никаких перемен, она стала ему больше нравиться. Кроме того, он начал больше внимания уделять себе и детям.
ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕГАТИВА С ПОМОЩЬЮ РОДИТЕЛЕЙ
Вы можете написать родителям, если обижаетесь на кого-то из них. А можете - написать им письмо, желая получить от них поддержку в каком-то деле. Давайте рассмотрим краткий пример.
Люси расстроилась из-за того, что не победила в конькобежных соревнованиях. Она упала перед самым финишем. На протяжении нескольких месяцев спортсменка пребывала в подавленном состоянии. Чтобы выйти из депрессии, она первым делом связала нынешние события со своим прошлым. Вспомнила, как в седьмом классе подруга не пригласила ее на день рождения. Это ее очень огорчило. Вот краткая версия ее "письма ощущений".
Дорогая мамочка,
1. Если я не нравлюсь детям в школе, то чувствую себя брошенной.
2. Так печально, что меня не пригласили на день рождения. Я никому не нравлюсь. Не знаю, чем я так плоха. Я стараюсь, но от меня отворачиваются.
3. Я боюсь, что никогда не добьюсь признания. Никто меня не любит. Я ничего не могу делать так, как надо. Как-то раз, когда я отвечала в классе у доски, все засмеялись. Когда я подошла к одноклассникам в столовой, они поднялись из-за стола.
4. Мне жалко, что я не могу пойти на день рождения. Жаль, что я не могу ни с кем подружиться. Мне так жаль, что я не одна из тех девочек, которые в классе пользуются успехом. Но особенно жаль, что я не могу придумать, что делать.
5. Я так разочаровалась, когда меня не позвали на день рождения Меня разочаровывает, что никто не заботится обо мне. Я разочарована в одноклассниках, которые так несправедливы. Я разочарована тем, что для того, чтобы они меня приняли, мне нужно им понравиться.
6. Мне хочется быть самой собой и иметь много подруг и друзей. Мне хочется развлекаться Я хочу, чтобы, проснувшись утром, мне хотелось идти в школу. Я хочу, чтобы меня пригласили на день рождения, хочу чувство-вать себя необыкновенной. Я хочу делать 0 школе все хорошо. Мне хочется, чтобы все стремились подружиться со мной.
"ПИСЬМО-ОТКЛИК" ЛЮСИ НАПИСАЛА ОТ ИМЕНИ ОДНОКЛАССНИЦЫ: ДОРОГАЯ ЛЮСИ,
1. Я прошу прощения за то, что была несправедлива к тебе. Мне жаль, что я не пригласила тебя на свой день рождения. Я была несправедлива: пригласила всех, кроме тебя.
2. Пожалуйста, прости за то, что я тобой пренебрегла. Прости, что смеялась над тобой. Мне очень жаль.
3. Я поняла, что сделала тебе больно. Поняла, что ты не заслуживаешь подобного обращения. Я поняла, что разочаровала тебя.
4. В будущем мне хочется быть более ответственной. Я перестану быть плохой и постараюсь исправиться.
5. Я хочу быть твоей подругой. Я думаю, что ты классная девчонка. Мне бы хотелось, чтобы ты пришла ко мне домой и мы вместе делали домашние задания.
В завершение упражнения Люси представила, что получила это письмо и так выразила свои положительные эмоции:
1. Твое дружелюбие позволило мне почувствовать себя хорошо. Мне хотелось быть частью группы, но при этом мне не хотелось отказываться от себя. Ты мне нравишься.
2. Теперь я поняла, что на меня обращают внимание, что для того, чтобы кому-то понравиться, мне не надо переставать быть собой.
3. Я прощаю тебя за то, что ты не пригласила меня на день рождения.
4. Я рада, что теперь мы проводим вместе столько времени. Мне радостно, что я пользуюсь в школе такой популярностью. Я счастлива, что у меня столько друзей.
5. Мне нравится моя жизнь. Я люблю своих друзей. Мне нравится ходить в школу и развлекаться в выходные.
6. Я очень признательна за то, что у меня так много друзей и развлечений в школе. Я благодарна друзьям за то, что они хотят проводить время со мной и что в мое отсутствие им меня не хватает.
АДРЕСОВАТЬ "ПИСЬМО ОЩУЩЕНИЙ" БОГУ
Когда я начал воспринимать такие свои внутренние препятствия, как склонность к упрекам, обида и предвзятость, то часто писал о своих ощущениях Богу. В этом случае не было нужды связывать свои переживания с прошлым. Обращаясь к Богу, я всегда чувствую себя маленьким и уязвимым, как ребенок. Большинство молитв дает именно такое ощущение. Их задача - передать Богу ваши чувства и выразить нужды и потребности.
Используя форму "письма ощущений", "письма-отклика" и ответа на него, вы сможете упрочить свою связь с Богом и наполнить любовью резервуар с витамином В2 Некоторые люди верят в Бога" но чувствуют, что он их предал. В этом случае не предосудительно обратиться к Богу со своими упреками. Только он и может выслушать их без обиды и гнева. Простив Бога, вы сможете заполнить резервуар с витамином В2
ЧЕТЫРЕ СТУПЕНИ УСТРАНЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПРЕПЯТСТВИЯ
Практика сделает вашу работу над чувствами легкой. Начав обращаться к эмоциям, вы можете сразу почувствовать облегчение, но иногда и некоторую опустошенность. Это происходит потому, что вы не в форме. Как бы то ни было, лучше иметь внутри небольшую пустоту, чем внутренние преграды. Со временем пустота заполнится позитивными ощущениями. В заключение напоминаю, что для устранения внутренних препятствий вам надо пройти четыре ступени:
1. Распознайте свое внутреннее препятствие и свяжите его с соответствующими негативными переживаниями прошлого.
2. Представив себя в прошлом, напишите "письмо ощущений", отразив в нем четыре уровня эмоций, связанных с внутренним препятствием. Завершите письмо выражением своих желаний.
3. Представив себя в прошлом, напишите "письмо-отклик". Изложите в нем то, что вам хотелось бы услышать в ответ на свое послание.
4. Представив, что в прошлом вы получаете то, чего вам хотелось, напишите ответ на "письмо-оклик", в котором выразите позитивные ощущения, вызванные обретением того, что вам нужно и чего вы хотите.
ОБНАРУЖИТЬ ЭМОЦИИ С ПОМОЩЬЮ ОЩУЩЕНИЙ
Бывает, что, исследуя четыре эмоции, связанные с внутренним препятствием, вы не можете прочувствовать какую-то из них. В этом случае уделите время исследованию негативных ощущений данного уровня. Это поможет вам выйти на чистую эмоцию. Обычно вслед за этим преграда устраняется, а эмоции начинают свободно проявляться.
Допустим, вы пытаетесь покончить со своей придирчивостью и для этого мысленно вернулись в тот момент прошлого, когда чувствовали себя неполноценным. Чтобы проработать чувство неполноценности, нужно ощутить и выразить замешательство. Следующая строка вниз - зависть. Однако вы можете оказаться неспособным завидовать. Чтобы преодолеть препятствие, сначала подумайте над тем, что заставило вас чувствовать себя лишенным чего-то. Зависть возникнет сама собой. Дело в том, что "лишенность" - ощущение, связанное с эмоцией "зависть". (См. девятую строку в "Таблице ощущений".)
Одна из основных причин пробуксовки на внутренних препятствиях кроется в том, что мы годами подавляли определенные эмоции. Иногда нам надо прочувствовать ту эмоцию (и освободиться от нее), которую мы не позволяем себе ощущать в реальной жизни. Какой-то мужчина может легко рассердиться, но ему трудно почувствовать печаль. Другой - легко опечалиться, но не способен завидовать. Или вот еще пример: женщина чувствует испуг, но не может ощутить гнев.
Чтобы избавиться от внутренних преград, нам надо позволить себе чувствовать все двенадцать чистых отрицательных эмоций. Помните, что все они благотворны и естественны. Они просто сообщают нам, что мы отклонились от центра. И одновременно - являются важными сигналами, способствующими обретению равновесия. Ощущая чистые эмоции, вы возвращаетесь к своему истинному "я". Чувствуя внутреннее препятствие, вы, напротив, уходите от себя.
ЗАВИСТЬ САРЫ
Давайте рассмотрим еще один пример. Сара -певица. Пытаясь избавиться от внутренних препятствий, она вспомнила, как в детстве отец отчитывал ее за то, что она фальшивила. Он хотел, чтобы она пела идеально, однако дочь никогда не могла подняться до уровня его требований. Сара - замечательная певица, но внутренне она никогда не была довольна собой.
В процессе работы над внутренним препятствием она вспомнила, когда впервые почувствовала свою неполноценность. Мысленно Сара вернулась в минувшее и после этого написала отцу "письмо ощущений". Начала она с выражения своего замешательства. Следующей эмоцией была зависть. Сара никогда не думала, что завидует кому-либо. Чтобы ощутить эту эмоцию, ей понадобилось переключиться на связанное с ней ощущение лишенности чего-то важного.
Рассмотрев это ощущение, она начала понимать, что всю жизнь подавляла в себе зависть. Сара осознала: в то время, когда другие дети были окружены любовью и заботой, от нее требовали слишком многого. Остальные дети играли и развлекались, а ей надо было заниматься дома или присматривать за братиком и сестричкой. После того как она разрешила себе завидовать другим детям, следующие две эмоции были найдены легко.
В большинстве случаев именно та эмоция, которую вам трудно ощутить, нужнее всего для устранения внутреннего препятствия.
СВЯЗАТЬ ОЩУЩЕНИЯ СО СВОИМ ПРОШЛЫМ
Чтобы связать свои ощущения с прошлым, вовсе не обязательно иметь кошмарное детство. В процессе роста каждый встречался с трудностями; просто кому-то из нас в большей, а кому-то в меньшей степени помогали их преодолеть. Каждое из двенадцати внутренних препятствий связано со множеством ситуаций, оставивших в нас болезненные воспоминания. Если вам трудно связать свои нынешние ощущения с прошлыми, используйте подсказки. Они укажут вам на определенные, часто встречающиеся обстоятельства, вызывающие негативные ощущения.
1. Чтобы связать с прошлым нынешнее чувство обману-тости, используйте одно из следующих указаний:
*?Вспомните время, когда вы чувствовали, что вас как-то обманули.
*?Вспомните время, когда кто-то неправильно поступил с вами. Вспомните время, когда кто-то чего-то не сделал для вас.
*?Вспомните время, когда кто-то разочаровал вас.
*?Вспомните время, когда кто-то был настроен против вас.
*?Вспомните время, когда кто-то интриговал против вас.
*?Вспомните время, когда на вас ополчились.
*?Вспомните время, когда кто-то победил вас.
*?Вспомните время, когда кто-то оттолкнул вас.
*?Вспомните время, когда кто-то отказался от вас.
*?Вспомните время, когда кто-то отверг вас.
*?Вспомните время, когда кто-то неправильно вас понял.
*?Вспомните время, когда кто-то критиковал вас.
*?Вспомните время, когда кто-то не сдержал обещания.
*?Вспомните время, когда кто-то сплетничал о вас.
2. Чтобы связать с прошлым нынешнее чувство заброшенности, используйте одно из следующих указаний:
*?Вспомните время, когда вы чувствовали себя заброшенным.
*?Вспомните время, когда вас оставили позади.
*?Вспомните время, когда вы были несчастны.
*?Вспомните время, когда вас оставили одного.
*?Вспомните время, когда вы потерялись.
*?Вспомните время, когда вас отвергли.
*?Вспомните время, когда от вас отказались.
*?Вспомните время, когда вас не избрали.
*?Вспомните время, когда по вам не скучали.
*?Вспомните время, когда о вас забыли.
*?Вспомните время, когда кто-то опоздал.
*?Вспомните время, когда кого-то не было.